Выборы президента в казахстане: основные правила и требования к кандидатам

Содержание:

Размер избирательного фонда кандидата в президенты

Статья 10. Полномочия Президента Республики в отношении Правительства

1. Президент Республики:

1) с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности;

2) по представлению Премьер-Министра, вносимому в десятидневный срок после его назначения, определяет структуру Правительства, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства;

3) принимает присягу членов Правительства;

4) регулярно заслушивает доклад Премьер-Министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, в ходе которого Премьер-Министр отчитывается о работе Правительства;

5) по представлению Премьер-Министра утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

6) председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

7) поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента;

8) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики;

9) принимает решение об отставке, заявленной Правительством и любым его членом, если они считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций, либо если Мажилис Парламента или Парламент выразил вотум недоверия Правительству, а также по отставке, заявленной членом Правительства, не согласным с проводимой Правительством политикой или не проводящим ее;

10) в десятидневный срок принимает или отклоняет отставку, заявленную Правительством или любым его членом;

11) при отклонении отставки Правительства или его члена поручает им дальнейшее осуществление их обязанностей;

12) вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства, освобождении от должности Премьер-Министра и любого члена Правительства;

13) своими актами вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики;

14) дает законодательные поручения Правительству Республики.

Самолеты в S7 Airlines

Статья 8. Полномочия Президента Республики в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства

Президент Республики:

1) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил;

2) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;

3) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;

4) вносит на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

5) формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую Гвардию;

6) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан;

7) принимает решение о призыве граждан Республики на срочную военную службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы;

8) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Комитета национальной безопасности; освобождает его от должности.

Кандидата в президенты может выдвинуть только общественное объединение или политическая партия

Право выдвижения кандидатов в президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, в том числе политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке. Институт самовыдвижения был ликвидирован в 2017 году.

Этап выдвижения кандидитов / Из слайдов ЦИК

Выдвижение кандидатов в президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, то есть с 10 апреля и заканчивается в 18 часов по местному времени 28 апреля.

Общественное объединение или политическая партия вправе выдвигать лишь одного кандидата в президенты. И он необязательно должен быть членом этого общественного объединения.

Решение о выдвижении принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа РОО и оформляется выпиской из протокола.

Затем кандидат в президенты сам или через доверенных лиц должен собрать подписи не менее 1% избирателей в свою поддержку, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, Алматы, Шымкента и Нур-Султана. Подписные листы выдаются ЦИКом после подтверждения соответствия кандидата вышеуказанным требованиям.

По состоянию на 1 января 2019 года в реестр избирателей ЦИК РК включено 11 млн 914 тысяч 19 граждан, обладающих правом голоса. Таким образом, в поддержку каждого кандидата должны подписаться не менее 118 тысяч 140 казахстанцев.

Заполненные подписные листы сдаются в территориальную избирательную комиссию, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей и отправляет их в ЦИК.

Статья 20. Формы актов Президента Республики

1. Президент Республики издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

2. В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи Конституции Республики, Президент издает законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи Конституции, — указы, имеющие силу законов. В иных случаях, не входящих в компетенцию Парламента и его Палат, Президент Республики издает указы и распоряжения, носящие подзаконный характер.

3. Акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью Председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов.

4. Перечень вопросов, по которым Президент Республики издает соответственно указы и распоряжения, определяется статьями и настоящего Конституционного закона. В необходимых случаях Президент Республики при осуществлении своих полномочий может самостоятельно определить, в форме какого акта, указа или распоряжения будут осуществляться соответствующие его полномочия.

Как это было.

«… и от Москвы до Британских морей, Красная армия всех сильней». Слова из этой замечательной песни, написанной Самуилом Покрассом, на слова поэта Павла Горинштейна, долгие годы согревали сердца советских людей. Красная армия длительное время была символом гордости молодого Советского государства.

Официальная дата рождения Рабоче-Крестьянской Красной Армии – 23 февраля 1918 года. Нашим современникам этот день известен, как День Защитника Отечества. Название не меняет сути, и для всех, кто защищал нашу Родину с оружием в руках или собирается идти на ее защиту, он остается главным праздником мужества и доблести. За все эти годы Красная армия не раз показала всему миру свои возможности. На фронтах Гражданской войны РККА победила «белых» в гражданской войне, сражалась с японскими милитаристами, иностранными интервентами. Особенно наглядно ее мощь проявилась в годы Великой Отечественной войны. Естественно, всем казалось, что традиции, да и само название армии рабочих и крестьян должны остаться незыблемыми и тут неожиданное переименование.

Лучше всего, проследить историю нашего вопроса по плакатам. Плакат «Да здравствует Рабоче-Крестьянская Красная Армия – верный страж советских границ!». 1930-е гг.

Принято считать, что 25 февраля 1946 года Красной Армии не стало, вернее войска остались, но называть армию стали уже Советской. Это предположение закрепилось и у историков, и у людей, и что оно, вроде бы, произошло по указу Сталина, буквально через два дня после официального праздника Дня Красной Армии. На самом деле это не так. Накануне все было по-старому. Был опубликован приказ наркома обороны Генералиссимуса Советского Союза И. В. Сталина, и там ни слова о новой Советской Армии. Приветствие было в адрес товарищей красноармейцев и краснофлотцев, сержантов, офицеров и генералов по случаю 28-й годовщины создания Красной Армии.

Вместе с тем, Сталин, как и высшее военно-политическое руководство СССР, понимали, что по итогам Второй мировой войны история с созданием «всемирной Советской республики», где главенствовал бы рабочий класс, уже не работает. Не зря в мае 1943 был упразднён Коминтерн, и ещё раньше, до войны, Сталин активно продвигал всем известный тезис о «построении социализма в отдельно взятой стране».

С одной стороны, может показаться, что «переименование» было неожиданным, но на самом деле подготовительный процесс уже шел длительное время, да так, что многие военные об этом даже не догадывались.

А вот знаменитый плакат Леонида Голованова. Тут армия всё ещё Красная

То, что надо изменить детище Троцкого, который, по сути, являлся основателем РККА, Сталин думал давно. Например, в 1935 году в армии были введены новые воинские звания и знаки различия. Известные нам сегодня звания лейтенант, капитан, майор, подполковник и полковник появились в те далекие годы. В 1940 году комбригов, комдивов и командармов заменили генеральские звания, взятые из Русской армии. Более того, все изменения, о которых мы говорим, произошли явочным порядком – аналогично тому, как с осени 1939 года Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) постепенно стали именовать просто Красной Армией. Очень символичным был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 года, который возвращал утраченные традиции ношения обмундирования на манер «старой армии», в форменной одежде – погоны и знаки различия.

Регистрация кандидата в президенты

Для регистрации в качестве кандидатов в президенты выдвиженцам нужно представить ЦИК справку из органа государственных доходов о сдаче им (ей) и супругом (супругой) декларации о доходах и имуществе по состоянию на 1 апреля 2019 года, а также медицинское заключение о состоянии своего здоровья.

Регистрация кандидатов продлится до 18 часов 11 мая.

ЦИК не позднее чем на седьмой день после регистрации кандидатов в президенты публикует в СМИ сообщение о регистрации с указанием всех данных и выдаёт кандидатам удостоверение.

Если на день окончания срока регистрации кандидатов зарегистрировано менее двух кандидатов в президенты, ЦИК продлевает срок выдвижения кандидатов не более чем на 20 дней.

Токаев Касым-Жомарт Кемелевич

Родился 17 мая 1953 года в городе Алма-Ата (ныне Алматы). Отец – Кемель Токаевич Токаев (1923-1986), участник Великой Отечественной войны, известный писатель, основоположник детективно-приключенческого жанра в казахской литературе. Мать – Турар Шабарбаева (1931-2000), работала в Алма-Атинском педагогическом институте иностранных языков.

К.К. Токаев в 1975 году окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), преддипломную стажировку прошел в Посольстве СССР в КНР, в 1983-1984 годах стажировался в Пекинском лингвистическом институте. В 1992 году окончил Дипломатическую академию Министерства иностранных дел РФ.

Трудовую деятельность начал в 1975 году в Министерстве иностранных дел СССР и был направлен на работу в советское посольство в Республике Сингапур. В 1979 году вернулся в аппарат МИД СССР. В 1984-1985 годах работал в МИД СССР, затем был направлен в советское посольство в Китайской Народной Республике, где работал до 1991 года на должностях второго секретаря, первого секретаря и советника.

В 1992 году был назначен заместителем министра иностранных дел РК. В 1993 году стал первым заместителем министра иностранных дел РК. В 1994 году назначен министром иностранных дел РК. В марте 1999 года стал заместителем Премьер-Министра РК. В октябре 1999 года с согласия Парламента Указом Президента Республики Казахстан был назначен Премьер-Министром РК. В январе 2002 года стал Государственным секретарем – министром иностранных дел РК. С 2003 по 2007 год – министр иностранных дел РК. На этом посту принял активное участие в глобальном процессе нераспространения ядерного оружия.

В январе 2007 года избран Председателем Сената Парламента Республики Казахстан. В 2008 году в качестве спикера верхней палаты казахстанского парламента был избран вице-президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

В марте 2011 года назначен заместителем Генерального секретаря ООН, Генеральным директором отделения ООН в Женеве, а также личным представителем Генерального секретаря ООН на Конференции по разоружению. Занимал также должность Генерального секретаря Конференции по разоружению. Избирался председателем Советов министров иностранных дел СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.

16 октября 2013 года вновь избран Председателем Сената Парламента Республики Казахстан.

20 марта 2019 года принес присягу в качестве Президента Республики Казахстан.

9 июня 2019 года одержал победу на внеочередных президентских выборах, набрав 70,96 % и был избран Президентом Республики Казахстан. 12 июня 2019 года, в соответствии со статьей 42 Конституции РК, принес присягу и официально вступил в должность Главы государства.

С 2007 года член партии «Нұр Отан» и Бюро политсовета партии «Нұр Отан». Член Совета Безопасности Республики Казахстан. Чрезвычайный и Полномочный Посол. Доктор политических наук. Действительный член Всемирной академии гуманитарных и естественных наук. Член «Совета мудрецов» Мюнхенской конференции по безопасности. Почетный профессор Шэньчжэньского университета (КНР) и Дипломатической академии МИД Российской Федерации. Почетный президент Казахстанского Совета по международным отношениям. Почетный декан Женевской школы дипломатии и международных отношений. По версии Русского биографического общества вошел в список лауреатов «Человек Года – 2018». В течение 13 лет возглавлял Федерацию настольного тенниса Казахстана.

Автор 10 книг по проблемам международных отношений.

Награжден многочисленными государственными наградами Республики Казахстан и зарубежных стран, а также памятными медалями.

Сторонник здорового образа жизни. Увлекается чтением художественной, политической и мемуарной литературы.

Разведён.

Сын — Тимур.

Вернуться назад

Перечень полномочий и обязанностей президента Казахстана

Полномочия президента определены его целями и задачами и описаны специальным разделом в конституции Казахстана. В его полномочия входит:

  • Ежегодное обращение к народу Республики о положении дел в стране и основной направленности во внутренней и внешней политике Казахстана;
  • Назначение очередных и внеочередных выборов в республиканский Парламент, а также в его палаты;
  • Созыв первой парламентской сессии и принятие присяги его депутатами казахстанскому народу;
  • Созыв внеочередных парламентских сессий;
  • Подписание представленных парламентским Сенатом законов на протяжении одного месяца, обнародование законов или возвращение законов или отдельных их статей, чтобы произвести повторное обсуждение и голосование;
  • Назначение на должности министров в силовых структурах, министерстве иностранных дел, а также министерстве юстиции;
  • Председательствование на правительственных заседаниях, на которых рассматриваются особо важные вопросы;
  • Отмена или приостановление целиком или до некоторой степени действия актов, исходящих от главы правительства или министров, а также областных, городских республиканских и столичных акимов;
  • С одобрения парламентского Сената производит назначение на высокие должности, такие как председатель Нацбанка, генеральный прокурор и председатель комитета нацбезопасности;
  • Образованием, упразднением и реорганизацией государственных органов, напрямую подчиненных и подотчетных самому руководителю государства, назначением на посты и освобождением с этих постов их руководства;
  • Назначением и отзывом лиц, которые руководят дипломатическими представительствами;
  • Назначением на должности членов ЦИК, членов Счетного комитета;
  • Утверждением государственных республиканских программ;
  • По рекомендации главы правительства производит утверждение единой системы по финансированию и оплате труда персонала во всех органах, которые содержатся за счет госбюджета;
  • Принимает решения о проведении республиканских референдумов;
  • Ведением переговоров и прописыванием международных договоров;
  • Подписание ратификационных грамот;
  • Приемом верительных и отзывных грамот, которыми аккредитовались при нем дипломатические и иные представители зарубежных стран;
  • Должность верховного главнокомандующего республиканскими Вооруженными Силами подразумевает назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования ВС;
  • Награждение республиканскими госнаградами, присвоение почетных, высших воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов;
  • Решение вопросов, связанных с республиканским гражданством, предоставлением политического убежища;
  • Осуществление помилования граждан;
  • В тех случаях, когда демократическим институтам, независимости и территориальной целостности, политической стабильности государства представляется серьезная и непосредственная угроза и нарушены нормальные условия для функционирования конституционных госорганов, занимается принятием мер, диктуемых вышеуказанной обстановкой;
  • В тех случаях, когда осуществлена агрессия против Казахстана или предвидится непосредственная внешняя угроза его безопасности, глава государства руководит введением по всей его территории или по отдельным местностям военного положения, объявлением частичной или общей мобилизации и безотлагательно сообщает об этом республиканскому парламенту;
  • Формирование подчиненной ему Службы охраны и Республиканской гвардии;
  • Назначение на должности и освобождением от должностей госсекретаря Казахстана, определение его статуса и полномочий;
  • Формирование Администрации президента;
  • Образование Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи казахстанского народа и Высшего Судебного Совета.

Насколько свободно кандидат должен владеть государственным языком?

Установление факта свободного владения кандидатом в президенты государственным языком определяется заключением лингвистической комиссии.

Лингвистическая комиссия образуется постановлением ЦИК из языковедов и других специалистов числом не менее пяти человек. Её состав согласовывают с министерствами образования и науки, культуры и спорта. На прошлых выборах членами комиссии были: Мырзатай Жолдасбеков, Абдуали Кайдар, Сеит Кыскабасов, Умирзак Айтпбайулы, Рымгали Нургали.

На предыдущих досрочных выборах президента в 2015 году претенденты проходили через три этапа экзамена:

  • выполняли письменное задание на тему, предложенную лингвистической комиссией объёмом не более двух страниц;
  • читали фрагмент предложенного комиссией текста объёмом не более трёх страниц;
  • выступали публично на заданную тему в течение не менее 15 минут.

В этот раз, по словам члена ЦИК Ляззат Сулеймен, экзамены будут проходит так же. Экзамен будет открытым, анонс ЦИК заранее разместит на своём сайте.

Председатель и члены ЦИК / Фото Informburo.kz

На письменное задание отводится час. При необходимости время могут продлить ещё на полчаса. Член ЦИК рассказала, какими были темы на предыдущих выборах: «Мой народ – моя родина», «Наша сила в единстве», «Духовные ценности», «АНК – достижение народов», «Слова назидания Абая».

В заданиях на чтение ранее были произведения Абая, Жусыпбека Аймауытова, Магжана Жумабаева, Мукагали Макатаева, Фаризы Онгарсыновой.

На подготовку к публичному выступлению экзаменуемым дают час. Темы, которые были на прошлых выборах: «Глобализация: надежды и сомнения», «Единство народа».

Процедура установления свободного владения кандидатом государственным языком не распространяется на действующего президента, кандидатура которого повторно выдвинута на следующий срок полномочий. Так написано в законе о выборах.

Берик Имашев уточнил, что нынешнее пребывание Токаева на посту президента не является отдельным сроком.

В каких случаях ЦИК откажет в регистрации кандидата?

ЦИК отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае, если:

  • кандидат нарушил правила выдвижения, не представил необходимые документы для регистрации;
  • органы государственных доходов выявили, что сведения о доходах и имуществе в представленных декларациях являются недостоверными;
  • кандидат не соответствует требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и законом «О выборах»;
  • в предвыборной кампании кандидат использует своё должностное или служебное положение;
  • кандидат проводит предвыборную агитацию до окончания срока регистрации кандидатов, в день выборов либо предшествующий ему день;
  • суд установил факт распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
  • суд установил факты подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;

Отмена решения о регистрации кандидата или восстановление ранее снятого с регистрации кандидата не допускается, если до дня голосования осталось двое суток и менее.

Отказ ЦИКа в регистрации может обжаловать в десятидневный срок лично кандидат либо выдвинувшее его общественное объединение. Для этого надо подать жалобу в Верховный суд, который рассматривает её в десятидневный срок со дня подачи. Решение Верховного Суда является окончательным.

Появление слова шишига

Инаугурация президента Казахстана

Как уже упоминалось, инаугурация главы государства является официальной церемонией по вступлению его на пост президента Казахстана. Всего их было четыре:

  • Первую инаугурацию Нурсултана Назарбаева провели 10 декабря 1991 года во Дворце Республики в городе Алматы. В ту пору главе государства удалось победить на первых выборах, он получил поддержку почти 99% избирателей;
  • Вторую церемонию инаугурации провели в Конгресс-Холле Астаны 20 января 1999 года. В ходе выборов Нурсултану Назарбаеву удалось набрать приблизительно 80% голосов избирателей;
  • Третью инаугурацию провели во Дворце Акорда 11 января 2006 года. По результатам выборов президенту Казахстана удалось набрать немногим более 91% голосов избирателей;
  • Четвертую инаугурацию провели 8 апреля 2011 года во Дворце Независимости. После тех президентских выборов Нурсултану Назарбаеву удалось набрать почти 96% голосов избирателей.

Президент подписал последний указ

Уважаемые казахстанцы!

Полагаю, что наступил момент для подписания соответствующего указа.

Указ об исполнении полномочий Президента Республики Казахстан

Постановляю:

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан прекращаю с 20 марта 2019 года исполнение полномочий Президента Республики Казахстан.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Конституции Республики Казахстан полномочия Президента Республики Казахстан на оставшийся срок переходят к председателю Сената Республики Казахстан с момента принесения присяги народу Казахстана.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Конституции Республики Казахстан по согласованию с Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан провести церемонию принесения присяги народу Казахстана вступающим в должность Президентом Республики Казахстан на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан в 12 часов 00 минут 20 марта 2019 года.

4. Настоящий указ вводится в действие с момента подписания.

Статья 19. Иные полномочия Президента Республики

Президент Республики:

1) обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Если послание оглашено на сессии Парламента, то оно не обсуждается и вопросы по нему не задаются;

2) определяет порядок разработки стратегических планов, республиканского бюджета и отчета о его исполнении, утверждает государственные программы и стратегические планы;

3) устанавливает квалификационные классы; награждает государственными наградами Республики и присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы; лишает названных наград, званий, чинов, рангов и классов;

4) принимает решения о приеме в гражданство Республики Казахстан, сохранении и выходе из него, восстановлении в гражданстве Республики;

5) решает вопросы предоставления политического убежища;

6) осуществляет помилование граждан;

7) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики, определяет его статус и полномочия;

8) определяет порядок, сроки и условия функционирования национальной валюты;

9) формирует Администрацию Президента; образует, упраздняет и реорганизует иные государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики;

10) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

11) досрочно прекращает полномочия маслихата;

12) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.

 
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Статья 24. Порядок внесения изменений и дополнений в акты Президента Республики, а также отмены их действия

1. Внесение изменений и дополнений:

1) в указы Президента Республики производится указами Президента;

2) в распоряжения Президента Республики производится распоряжениями Президента Республики.

2. Отмена действия указов Президента Республики производится указами Президента Республики, отмена действия распоряжений Президента Республики производится указами и распоряжениями Президента Республики.

3. В случае возникновения расхождений между актами Президента Республики, обладающими одинаковой юридической силой, следует руководствоваться актом, вступившим в силу позднее, если иное не установлено соответствующим актом Президента Республики.

Статья 9. Полномочия Президента Республики в отношении Парламента

Президент Республики:

1) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и его Палаты;

2) с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи Конституции, назначает пятнадцать депутатов Сената с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. В случае лишения или прекращения полномочий назначаемых членов Сената в месячный срок назначает депутатов Сената вместо выбывших;

3) созывает первую сессию Парламента не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов;

4) принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;

5) выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената Парламента;

6) как правило, открывает сессии Парламента;

7) в период между сессиями Парламента по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента, на которой могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва;

8) подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; в течение одного месяца подписывает закон, если Парламент подтвердит ранее принятое решение с соблюдением требований, установленных подпунктом 2) пункта 2 статьи Конституции;

9) вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

9-1) в порядке законодательной инициативы своим специальным посланием вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента проекты законодательных актов;

10) имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке;

11) имеет право присутствовать на любых совместных заседаниях Палат Парламента или на раздельных заседаниях его Палат и быть выслушанным;

12) исключен

13) в порядке, предусмотренном Конституцией, может распустить Парламент или Мажилис Парламента.

Ссылки

  • Безобразов С. В., Якимович А. А. Пуля // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Приватизированы крупные объекты промышленности

Поначалу промышленными гигантами пытались управлять молодые казахстанские бизнесмены. Так, в случае с «Карметкомбинатом» местные предприниматели совместно с австрийской компанией «Фест Альпина» обязались решить финансовые проблемы предприятия и внедрить современный менеджмент.

«Мы были рады им помочь, – вспоминает Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь». – Поскольку хищения на комбинате приняли массовый характер, по просьбе инвесторов я дал поручение правительству РК оказать им помощь. На территорию предприятия из северных областей республики были переброшены части внутренних войск, обеспечивавшие охрану объекта. Однако опыт менеджмента, накопленный нашими молодыми бизнесменами в торговле, оказался недостаточен для организации работы крупного промышленного предприятия и работы с серьёзными иностранными партнёрами в металлургии. В результате просчётов при заключении договоров на торговлю металлоломом и поставоки кокса на предприятии в начале 1995 года запасов кокса оставалось на три дня, при этом полностью отсутствовали оборотные средства. Долги по зарплате превышали шесть месяцев. Дошло до того, что нашим молодым бизнесменам пришлось просто покинуть комбинат. Не прошло и месяца, как помощь переброшенных частей внутренних войск понадобилась уже для прекращения хищений со стороны молодых инвесторов».

Не лучше ситуация сложилась и с национальным авиаперевозчиком «Эйр Казахстан». За долги казахстанские самолёты стали арестовывать в иностранных аэропортах. Металлургическими предприятиями пытался управлять Казкоммерцбанк, купил «Шымкентнефтеоргсинтез» (ШНОС), но все потом перепродавалось.

«Карметкомбинат» конца 1980-х / Фото с сайта pastvu.com

В итоге спасение нашлось в иностранном капитале и мировом опыте. В 1995 году для иностранцев были созданы условия для покупки акций приватизируемых в Казахстане предприятий. Взамен с инвесторов требовалось вкладывать деньги в развитие производства, наращивать его объёмы и брать на себя обязательства по имеющимся у предприятия долгам.

«Карметкомбинат» стал одним из первых индустриальных гигантов, который заинтересовал иностранных инвесторов. На момент покупки предприятие находилось на грани банкротства. Индийскую компанию Mittal Steel это не смутило. После покупки сразу были погашены задолженности перед поставщиками сырья и услуг транспорта, за электроэнергию и перед работниками. Всего долгов набралось на 350 млн долларов. В следующие восемь лет в развитие производства будет вложен почти миллиард долларов.

«АрселорМиттал Темиртау» сегодня / Фото с сайта newsmir.info

«Жезказганцветмет» – «предок» будущей корпорации «Казахмыс», в 1995-м имел долгов на 170 млн долларов, из которых 10 млн приходилось только на задолженность по зарплате. В 1996-м тендер на покупку предприятия выиграет корпорация Samsung, однако позже продаст свою долю, тем не менее погасив долги и вложив серьёзные средства в развитие предприятия.

Благодаря инвестициям в 1995 году промышленное производство в республике выросло на 13,6%, в том числе в чёрной металлургии – на 17,4%. Зарплаты работников купленных предприятий доходили до 18 000 тенге, что в три раза превышало средний уровень по стране.

Госорганы, находящиеся в подчинении и подотчетности президенту Казахстана

Фактически президент Казахстана руководит:

  • Генеральной прокуратурой;
  • Центральной избирательной комиссией;
  • Комитетом нацбезопасности;
  • Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции;
  • Конституционным советом;
  • Верховным судом;
  • Национальным банком;
  • Пограничной службой;
  • Службой внешней разведки «Сырбар»;
  • Службой охраны Президента;
  • Службой центральных коммуникаций;
  • Счетным комитетом;
  • Управлением делами Президента;
  • Уполномоченным по правам человека;
  • Назарбаев-центром;
  • Архивом Президента;
  • Государственными закупками;
  • Национальной гвардией;
  • Аэрокосмическим комитетом;
  • Комитетом геологии и недропользования;
  • Комитетом государственного имущества и приватизации;
  • Комитетом государственного энергетического надзора и контроля;
  • Комитетом индустрии туризма;
  • Комитетом казначейства;
  • Комитетом науки;
  • Комитетом по атомной энергии;
  • Комитетом по делам спорта и физической культуры;
  • Комитетом по делам религий;
  • Комитетом по защите прав потребителей;
  • Комитетом по контролю в сфере образования и науки;
  • Комитетом по охране прав детей;
  • Комитетом по правам интеллектуальной собственности;
  • Комитетом по правовой статистике;
  • Комитетом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
  • Комитетом по статистике;
  • Комитетом по техническому регулированию и метрологии;
  • Комитетом по управлению земресурсами;
  • Комитетом по финмониторингу;
  • Комитетом по ЧС;
  • Комитетом по языкам;
  • Комитетом связи, информатизации и информации;
  • Комитетом промышленности;
  • Комитетом таможенного контроля;
  • Комитетом экологического регулирования и контроля;
  • Налоговым комитетом;
  • Евразийской экономической комиссией.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector