Список славянских племён

Содержание:

Содержание

Содержание

Налоговые ведомства России

Словене — предки новгородцев

Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.

От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.

Антропологический облик ильменских словен. (balto-slavica.org)

Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовало и поддержка словенами сначала Владимира, а затем и Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10 — 11 веков.

Список восточнославянских племен

К восточнославянским племенам относят:

  1. Вятичей, получивших название от имени Вятко, так звали родоначальника племени. Они были присоединены к Киевской Руси князем Святославом в 10 в.

  2. Бужан или волынян, как их стали называть с 11 в. Они считаются потомками дулебов. Князь Владимир подчинил и ввёл их в состав Киевской Руси.

  3. Древлян или русских славян, проживающих в лесах, за что и получили своё название.

  4. Дреговичей, получивших название от слова «дрегва» — «болото».

  5. Дулебов (не дулёбов), известных своим участием в походе на Царьград под командованием киевского князя Олега.

  6. Кривичей, к ним иногда причисляют ильменских славян, имевших политические центры ещё во времена образования Киевской Руси как государства. В древности первыми двинувшие на северо-восток.

  7. Полочан, живущих у Полотна – притока Западной Двины.

  8. Радимичей, названных по имени родоначальника Радима, вошедших в состав государства в 1 в.

  9. Северян, названных, возможно, по имени племени «савиров» или древнеславянского слова – «родственники».

  10. Словен, основного населения Новгородской земли.

  11. Тиверцев, ставших частью государства в середине 10 в.

  12. Уличей, столицей которых был город Пересечень.

  13. Хорватов, занимавшихся скотоводством, называвшихся пастухами или стражами скота (в переводе с древнеиранского языка).

  14. Полян, имевших более позднюю ступень политического развития. Их центром был Киев, и постепенно они подчиняли другие племена.

Поляне, объединив вокруг себя остальные восточные племена, стали называться русичами. 

Территория расселения

Таблица отражает названия племён и места их проживания.

Племена

Места их расселения

Поляне

расселялись по Днепру, вокруг Киева

Кривичи

заселяли Западную Двину и Волгу

Словене ильменские

берега Чудского и Ладожского озёр, недалеко от Новгорода

Дреговичи

проживали по рекам Припять, Днепр и Неман

Полочане

к югу от Западной Двины

Волыняне

к югу от древлян

Древляне

южнее Припяти

Белые хорваты

на западных землях между Днестром и Вислой

Дулебы

к востоку от белых хорватов

Северяне

на берегах Десны

Уличи

от Днестра до Южного Буга

Вятичи

в верховьях Дона и Оки

Тиверцы

от Прута до Днестра

Радимичи

между Днепром и Десной

Температурный режим

Южные и восточные славяне

  • Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
  • Георгий Младший. «Житие Георгия Святогорского».
  • «Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода» (XVII век).
  • «Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят» (XI- XII века).
  • Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века).
  • Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века).
  • Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века).
  • Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век).
  • Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века).
  • Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век).
  • Слово от Святого Евангелия (список XIV века).
  • Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век).
  • Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века).
  • Беседа трех святителей (XIV век).
  • О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века).
  • Устав преподобного Саввы (XIV век).
  • Поучения духовным детям (XIV век).
  • Пустынская летопись (XIV век).
  • «Синопсис». И.Гизель (1674 г.).
  • «Поучение в понедельник святого духа» (XVII век).
  • Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век).
  • Румянцевский сборник (XVIII век).
  • Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).

Поляки

  • Статут провинциальный вкратце (1420).
  • Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.)
  • Рукопись польского гусита (XV век).
  • Польская глосса в житии св.Войцеха.
  • Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).

Чехи

  • Хроника венгерского короля Белы (XIII век).
  • Хроника Неплах (XIV век).
  • Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век).
  • Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.

Балто-славянский этнос

  • Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век).
  • Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III
  • Титмор Мерзенбургский. Хроника. (XI век)
  • Монах Альберт из Трех источников. Хроника. (XI век)
  • Послание епископа Адельгота (1108 г.).
  • Монах Прифлингенский. Житие Оттона (XII век).
  • Страсти мучеников, погребенных в Эбсторфе (XIV век).
  • Хроника Пулкавы.
  • Николай Марешалк Турий. Анналы герулов и вандалов (XV век).
  • Конрад Бото. Саксонская хроника (1492 г.).
  • Захариус Гарцеус (бранденбургский хронист XVI века).
  • Давид Хитреус. Саксонская хроника (XVI век).
  • Адальберт Кранц. Вандалия (1572 г.).
  • Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц (1580 г.).
  • Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590 г.).
  • История Каменкой епархии (первая половина XVII века).
  • Валентин фон Эйхштедт.
  • Иеремия Симон. Эйленбургская хроника XVI- XVII века.
  • Будышинские анналы.
  • Церковная история Силезии.
  • Экхардт «Памятники Ютербога» (1732 г.).

И отдельно – о наличии у славян-язычников письма до миссии Кирилла:

  • Черноризец Храбр «О письменах» (X век)
  • «Толковая Палея» (XV в)

Итого — сто девяносто семь письменных источников!

А стоило бы вспомнить, что:

  1. Академику Б.А. Рыбакову мы обязаны знаниями о развитии славянского язычества от палеолита до наших дней. Именно он создал теорию эволюции богов и открыл иерографические вышивки-молитвы на национальной одежде.
  2. Д. Дудко сумел донести до масс доказательства существования докирилловского славянского письма.
  3. Институт Философии АН СССР опубликовал обширный и подробный список славянских достижений в сельхозотраслях, в ремеслах, в политике и архитектуре, проявленных еще ДО крещения Руси.
  4. С. Алексеев на основе сотен летописей арабов, византийцев, хронистов Западной Европы и пр. реконструировал историю славянских государств с 3 в.н.э. до Рюрика.
  5. Неоценимый фольклорный и этнографический материал преподнесли В. Даль, С. Максимов, М. Забылин, А. Афанасьев.

Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых

Верования и обычаи

Поскольку древние славяне поклонялись множеству богов, ассоциировавшихся с природными явлениями, их верования получили название «язычество». Наиболее могущественными считались Перун (бог грома и молнии), Ярило (бог солнца), Стрибог (бог ветра), Велес (покровитель скотоводов, бог земли), Мокошь (богиня плодородия, покровительница земледельцев). Восточные славяне верили в леших, русалок, домовых, водяных, кикимор и прочую нечистую силу.

Язычники не строили храмов, проводя обряды среди природы, у подножия каменных идолов. Обожествляя силы природы, восточные славяне поклонялись стихиям и верили в родство с разными животными, поэтому среди проводимых обрядов имели место жертвоприношения. Последние были направлены на обеспечение высокого урожая, здоровье людей и скота, ведь именно от этих факторов зависело благосостояние всей общины или племенного союза (рисунок 4).

Рисунок 4. Традиции и верования племен были языческими

Главными жрецами среди восточных славян были волхвы. В их обязанности входило проведение обрядов, обращение к богам с различными просьбами, изготовление защитных амулетов и т.д. И хотя времена язычества давно остались в прошлом, его отголоски доходят до нас и по сей день, через народное творчество, некоторые обычаи и традиции.

Общественный строй и племенные союзы

Изначально восточные славяне жили родовыми общинами, однако с развитием производства родовые связи начали слабеть. Поэтому в состав общин стали входить не только родственники, но и соседи. При этом каждая семья имела свой участок земли, орудия труда и урожай. Однако частная собственность не распространялась на такие природные богатства, как леса, луга и водоемы, которыми пользовались сообща (рисунок 3).

Со временем имущественное состояние семей стало различаться. Лучшие земли сосредотачивались в руках старейшин и вождей, которые преумножали свое богатство, организовывая вооруженные дружины для сбора дани с подвластного населения. 

Начиная с VI века, славянские племена стали объединяться в союзы, которые возглавили самые сильные в военном отношении князья. Постепенно вокруг них стала укрепляться и местная знать. Историки выделяют таких три сильных племенных союза восточных славян, как Славия, Куявия и Артания.

Рисунок 3. Общественный строй славян предполагал строгую иерархию

Наиболее известным стало объединение вокруг племени, проживавшем на речке Рось. По одной их теорий, в дальнейшем это название перешло на всех восточных славян, которые стали называться «русами», а вся территория – Русью.

Расширение славянской территории

Гуннов не интересовало, откуда появились славяне в этих краях, и куда они отступают под натиском кочевников. Они не стремились к уничтожению славянских племен, их врагами были германцы и иранцы. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, славяне, занимавшие до того очень небольшую территорию, значительно расширили свой ареал обитания. К V веку продолжается движение славян на запад, где они все дальше оттесняют германцев к Эльбе. В это же время происходит колонизация Балкан, где местные племена иллирийцев, далматов и фракийцев были довольно быстро и мирно ассимилированы. Вполне уверенно можно говорить и об аналогичном движении славян в восточном направлении. Это дает некоторое представление о том, откуда появились славяне на русских землях, на Украине и Белоруссии.

Уже через столетие при сохранившемся на Балканах местном населении греков, волохов и албанцев главную роль в политической жизни все больше играют славяне. Теперь их перемещение в сторону Византии было направлено как со стороны Балкан, так и с низовьев Дуная.

Есть еще одно мнение ряда специалистов, которые на вопрос о том, откуда появились славяне, кратко отвечают: «Ниоткуда. Они всегда жили на Восточно-Европейской равнине». Как и остальные теории, эта подтверждается неубедительными аргументами.

И все-таки будем считать, что когда-то единые праславяне разделились в VI-VIII веках на три группы: южных, западных и восточных славян под натиском миграционной массы людей смешанного этноса. Их судьбы в дальнейшем будут соприкасаться и влиять друг на друга, но теперь у каждой ветви будет совершаться своя история.

Строительство

Жилище древних славян разительно отличалось от построек европейцев. Наши далекие предки предпочитали селиться в чем-то похожем на землянки или полуземлянки. Потом стали строить деревянные дома, срубы. В каждом доме обязательно должен быть очаг — глиняная или каменная печь. Она служила для обогрева жилища и для приготовления пищи. Впрочем, в теплое время года хозяйки нередко готовили еду на улице.

Дерево для строительства дома выбиралось особое. И дело не только в качестве древесины, которая должна была сохранять тепло и не пропускать влагу. Славяне верили, что у каждого вида деревьев свои магические свойства. Чаще всего использовался дуб, сосна или лиственница. А вот осина, например, считалась проклятым, нечистым деревом.

Важным было также и место, где выросло дерево. Нельзя было рубить стволы рядом с местами захоронений или священными полянами в лесу. Слишком молодые или слишком старые деревья также для построек не годились. Предки современных россиян опасались рубить деревья, если на них было дупло или большой нарост. Загубить такой ствол означало оскорбить лесных хранителей.

Поселения нередко основывались на высоком берегу какой-либо реки. Такое положение позволяло обозревать окрестности и издалека видеть врагов. В древности поселки не укрепляли, но затем появилась традиция возводить крепостные стены, за которыми и скрывались все постройки.

Примечания

Уклад жизни и быта у древних славян

Одна община – это несколько семей, которые все были соединены родственными связями, причем самыми тесными и близкими. У каждой общины были свои обычаи и традиции.

На базе общин формируется еще один слой славянского общества – это воины-профессионалы или воины, которые осуществляли набеги на Византию в теплую пору года, чтобы грабить и захватывать рабов, которые потом занимались домашним хозяйством, ремеслом у своих славянских хозяев.

Древние славянские племена больше всего занимались земледелием, возделывали культуры – пшеницу, просо, ячмень, овес и рожь. Также среди народов было популярно скотоводство, в частности в хозяйствах разводились свиньи, овцы, куры, утки, коровы.

Земледелие как основной вид деятельности славян

Славянские воины-профессионалы

Сколько калорий в белках, жирах, углеводах

Храбрецы и пираты

Как известно, германские племена часто воевали со своими соседями-славянами. Затем к обычной вражде прибавился и религиозный аспект: христиане стремились приобщить к своей вере язычников, и добивались они своей цели весьма агрессивно. Не желавших покориться славян многие немецкие хронисты часто описывали в негативном ключе, демонстрируя в своих работах предвзятое отношение к язычникам.

По общему мнению средневековых авторов, вагры были людьми воинственными и умело сражались как на суше, так и на море. Эти храбрецы, подобно викингам, нередко занимались пиратством и морским разбоем. Как писал Адам Бременский в ХI веке, остров Фембре, населенный ваграми, был «переполнен пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из приезжих».

А Гельмольд из Босау отметил, что вагры часто совершают морские грабительские вылазки на датские острова, которые уязвимы для таких нападений. В своей «Славянской хронике» миссионер указал: «Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях».

Судя по всему, воинственные вагры были людьми суровыми и неприхотливыми, поскольку в климатических условиях Северной Германии простые члены племени жили в хижинах, которые сплетали из прутьев. Скорее всего, от постройки полноценных домов многих вагров удерживали постоянные набеги воинственных соседей, ведь в случае тревоги храбрые воины укрывали своих жен и детей в крепостях или в лесу, а ценное имущество прятали в ямах и тайниках. Даже если даны или саксы одерживали победу, им доставались на разграбление лишь деревянные шалаши с нехитрым скарбом.

Сведения античных авторов

В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.

В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:

Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене,  дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

[править] Предыстория

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, селившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали истоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины

Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились южнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилегающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Северяне — данники хазар

Проживавшее на Левобережье Днепра, племенное сообщество северян в политическом развитии было очень похоже на соседних древлян. Историки, реконструируя сообщения летописцев, пришли к выводу, что эти восточные славяне сохраняли свою автономию в составе Древнерусского государства вплоть до первой трети 11 века, а затем стали ядром «северских земель» и Черниговского княжества в частности.

Височное кольцо — украшение, изготовленное северянами. (Wikimedia Commons)

До прихода Олега на эти территории северяне платили дань Хазарскому каганату. Олег освободил их от такой обузы и предложил свою защиту, причём обязательства перед Киевом, наложенные Олегом на северян, были значительно легче, чем аналогичные древлянские. Чуть позже княгиня Ольга распространила на этот племенной союз полюдье, однако, по всей видимости, активно в политическую жизнь пограничных племён не вмешивалась.

Строительство коттеджей

Боевое применение

Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий и Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий. На Юго-западном тихоокеанском театре П-38 оставался почти до самого конца войны (до тех пор, пока в армию не поступило значительное количество P-51D Mustang) основным истребителем дальнего действия сухопутных войск США. На П-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (погиб в полёте над Средиземным морем летом 1944, предположительно был сбит немецким Bf.109).

Также на счету П-38 имеется дерзкая операция по ликвидации японского адмирала Ямамото 18 апреля 1943 года над одним из тихоокеанских островов — 18 «Лайтнингов» перехватили и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел Ямамото, а также истребители «Зеро» прикрытия, адмирал погиб.

Словене

Самое северное славянское племя – словене – обитало на берегах Ильмень-озера, а также на реке Мологе. История его происхождения до сих пор не выяснена. Согласно распространенной легенде, родоначальниками словен были братья Словен и Рус; Нестор Летописец называет их основателями Великого Новгорода и Старой Руссы.

После Словена, как повествует предание, власть наследовал князь Вандал, взявший в жены варяжскую деву Адвинду. Скандинавская сага нам рассказывает, что Вандал как правитель словен ходил на север, восток и запад, морем и сушей, завоевав все окрестные народы.

Историки подтверждают, что словене воевали со многими соседними народами, в том числе и с варягами. Расширив свои владения, они продолжали осваивать новые территории как земледельцы, попутно вступая в торговые отношения с германцами, Готландом, Швецией и даже с арабами.

Как использовать опору для кустов

Определение понятия уклонения от службы в армии

Чтобы прояснить случаи в 2021 году, по которым можно наложить на юношу штраф за уклонение от службы в армии, Верховный суд составил отдельный документ, разъясняющий действия нарушителя закона:

  1. Призывник нарушил закон, если при вручении повестки он отказался поставить свою подпись, решив, что таким образом обезопасил себя от наказания.
  2. Неявка в военкомат один или более раз по пришедшим на домашний адрес повесткам. Заметьте, что повестка должна быть вручена с проставлением его личной подписи. Если повестка не была вручена при очной встрече, к примеру, почтальон просто положил документ в почтовый ящик, существует вероятность, что призывник до сих пор не подозревает о повестке. А это значит, что наказать его за уклонение от армии невозможно – фактически никакого уклонения не существует.
  3. Если парень не является в военкомат, симулируя серьезную болезнь, без предоставления медицинской карты, справки о прохождении лечения в отделении больницы или другого медицинского заключения. Даже если призывник поломал палец и есть доказательства, что он сделал это преднамеренно, например, хвастался друзьям, штраф за неявку в военкомат придётся заплатить и дальше ответить по всей строгости закона.
  4. Смена места жительства во избежание получения повестки в армию, что тоже требует предоставления доказательств в суде.
  5. Отсутствие явки в военный комиссариат, если отсрочка по уважительной и законной причине уже истекла. Призывник сам обязан явиться в военкомат, государственная военная инстанция не должна высылать ему повторную повестку.

Структура

Авиация России

Древляне

Территории расселения восточнославянского племени древлян – преимущественно современные Житомирская область и западная часть Киевской области. На востоке их владения ограничивал Днепр, на севере – река Припять. В частности, припятские болота, по мнению историков, создавали естественный барьер, отделявший древлян от их соседей дреговичей.

Не сложно догадаться, что среда обитания древлян – леса. Там они чувствовали себя полноправными хозяевами. По словам летописца Нестора, древляне заметно отличались от обитавших восточнее кротких полян: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».

Возможно, какое-то время поляне даже были данниками древлян, которые имели свое княжение. В конце IX века древлян подчинил Олег. По свидетельству Нестора, они входили в состав войска, с которым киевский князь «ходил на греков». После смерти Олега попытки древлян освободиться из-под власти Киева участились, но в итоге они получили лишь увеличенный размер дани, наложенной на них Игорем Рюриковичем.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector