Какова расшифровка шизо? что это такое в тюрьме и за что возможно водворение в штрафной изолятор осужденного к аресту на срок 15 суток?
Содержание:
- Что такое дороги в тюрьме?
- Что такое общая камера?
- Почему ФСИН не борется с дорогами?
- Межкамерная связь через «кабуру»
- Открытое правительство
- Экспорт
- Тактические перчатки
- Порядок отбывания срока
- Пример полковника Захарченко
- Дорога по этапу
- Как устроены дороги в тюрьме?
- Статистические данные
- Нитевая дорога (дорога по воздуху) – «конь»
- Правильно ТО двигателя
- Дорога «по-мокрому»
Что такое дороги в тюрьме?
Дорогами () называется тюремная почта, посредством которой подследственные и осуждённые осуществляют незаконную межкамерную связь – передают небольшие послания (: «малявы») и посылки (: «бандяки» или «груза»). Обычно дороги налаживают в местах, где люди содержатся в камерах – в СИЗО, тюрьмах, а также в разнообразных ПКТ, СУС, ПФРСИ и пр. Собственно, для того, чтобы связь была межкамерной – нужны камеры.
Что передают по тюремным дорогам?
Как правило, по дорогам передают предметы первой необходимости (: «насущное») – сигареты или табак, чай, стержни для ручек, соль, конфеты и так далее. Но на самом деле – отправить можно что угодно. Необеспеченным бедолагам передают лишнюю одежду и обувь.
В нашей практике был забавный случай, когда по дороге отправили матрас – его спустили из одной камеры в другую на верёвке – соответственно, дважды протолкнув через решётку (: «решку»). Остаётся загадкой, как это удалось проделать, но поводов не верить свидетелям события нет. Дело было в СИЗО-4 УФСИН Санкт-Петербурга, в ныне закрытой «Лебедевке».
Ещё один распространённый груз – книги. В камерах особо нечем заняться и читать начинают даже те, кто никогда этим не увлекался на свободе. Библиотеки, как правило, довольно скудны, и хорошие книги востребованы у сидельцев всегда. Когда камера прочитала книгу – сам бог велел отправить её в другую камеру.
Нередко кого-то из сидельцев перемещают из камеры в камеру, и он увозит с собой книгу, которую не все дочитали – потом её возвращают по дороге. Иногда, наоборот, человек рассказывает в новой «хате» о книге, которую читал на прежнем месте, и её просят почитать новые соседи. В общем, такой вот тюремный буккроссинг. Иногда его поддерживают сотрудники учреждения или (с их позволения) баландёры. Но чаще – всё идёт по дорогам.
Самыми востребованными книгами, конечно, являются кодексы – в библиотеках учреждений современных кодексов почти нет, и когда заезжает кто-то, у кого есть свежие издания – новость быстро разносится по продолам. Когда кто-то готовится к суду или апелляции – разве можно не помочь? И нужный кодекс летит по дороге.
Что такое котловая хата в тюрьме?
Тюремные общаки (: «коробки») бывают разных уровней – на камеру, на этаж, на корпус, на тюрьму. Есть специальный смотрящий, контролирующий общак и ведущий специальную тетрадь учёта общего (: «точковку»).
По тюремным дорогам осуждённые отправляют свою долю в тюремный общак. Оттуда помогают тем, кому не хватает базовых вещей – не только бедным, но и заключённым в карцер или ШИЗО, оказавшимся в больнице (: «в больничке» или «на кресте»). Общая «коробка» находится в камере, которая и называется «котловой хатой» ().Именно из котловой хаты дважды в месяц производится «разгон».
Что такое «разгон» в тюрьме?
Дважды в месяц в СИЗО и тюрьмах производят так называемый «разгон». В котловой хате расфасовывают по пакетикам насущное (обычно это чай, сигареты, конфеты) по числу сидельцев в каждой камере и «разгоняют» по дорогам.
В определённое время все арестанты одновременно садятся чифирнуть – раз в месяц за здравие живущих, раз в месяц – за упокой погибших. Некоторые считают, что здравия и упокоя души желают только ворам в законе, но большинство зеков уверены – всем сидельцам.
«Малявы» запаяны в целлофан для отправки по «дороге»
Что такое общая камера?
Общая камера (ОК) – наиболее классическая камера ( «хата»). Через такую камеру проходит большинство лиц, содержащихся в тюрьме. Такой хате присуще все проявления, связанные с тюремной жизнью вообще – понятия, жаргон, традиции, посиделки за чифиром, оперативные проработки и так далее.
Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва» (СИЗО «Матросская Тишина»)
Как правило, в общих камерах содержится большое количество подследственных и осуждённых – от 18 человек и выше. В СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области есть ОК, в которых содержится свыше 100 человек разом. Да, в одном помещении – как в казарме или очень большом хостеле.
Почему ФСИН не борется с дорогами?
Этот вопрос вполне можно считать риторическим. На самом деле, с дорогами в тюрьмах борются, только борьба эта больше похожа на имитацию бурной деятельности. Межкамерную связь затрудняют особые решётки и оконные рамы с острыми краями снаружи, датчики движения на окнах и множество других приблуд, но дороги есть, и нет пока ни единого повода думать, что они когда-то прекратят своё существование. Потребность в общении – одна из базовых человеческих потребностей, а смекалка русского з/к не остановится ни перед чем.
Ещё дороги используются сотрудниками учреждений в их интересах – во-первых, как инструмент шантажа (из серии «будете бузить – порежем дороги»), а во-вторых, как канал распространения информации и организации агентурной и оперативной деятельности. Есть и ещё одна причина всерьёз не противодействовать дорогам – чтобы з/к не выдумывали новые методы межкамерной связи. В этом смысле, выгоднее закрывать глаза на висящие на стене верёвки, чем постоянно заделывать дыры в стенах, полу и потолке, чинить сантехнику и устранять прочие последствия более изощрённой межкамерной связи.
Кроме того, именно сотрудники ФСИН, как правило, «держат» самую жирную дорогу в учреждении. За определённую цену они сами проносят в тюрьму практически всё, что угодно – наркотики, еду из ресторанов, бытовую технику, компьютеры и телефоны. Известно значительное количество случаев, когда в тюрьму проносили женщин – иногда буквально, в мешке.
Межкамерная связь через «кабуру»
Соседние камеры могут наладить связь (: «наладиться») и через отверстие в стенах, полу или потолке (: «кабура»). Такими отверстиями может быть прошит весь стояк сверху до низу и весь продол от начала и до конца. Грузы и записки при этом передаются по цепочке. Выходит довольно быстро. На потолках, стенах и полах видны, где были «кабуры» – в старых тюрьмах таких ран очень много. Правда, увидеть можно только изнутри – упаси вас боже.
Как правило, ложкой выскребается цемент между кирпичами, после чего его можно вынуть – получается отверстие удобного размера, через которое можно передать действительно многое. После использования кирпич можно вставить на место, а шов заделать хлебным мякишем. Его предварительно подкрашивают для придания необходимого цвета. Для этого используется, например, грифель карандаша или стержень от ручки.
Кабуры могут жить долго, а могут выявляться сотрудниками сразу же. Стены простукивают и полость в ней быстро себя выдаёт. Всё же хлеб – не раствор, и кабуру довольно слышно. Опытный вертухай обнаружит её на раз-два.
Со сверлением пола и потолка сложнее, хотя и так делают. Как правило, вместо сверла используется ложка. Труд колоссальный, но безкамерная связь стоит мучений, ведь если камера не участвует в наладке дороги – соседи будут считать её подозрительной или даже «мусорской».
Чтобы не сверлить, часто расшатывают водопроводную трубу – отверстие от неё можно использовать для передачи небольших грузов и маляв (), причём достаточно безопасно, ведь трубы не вызывают у сотрудников учреждения никаких подозрений. Такая кабура будет обнаружена только тогда, когда захотят обнаружить именно её.
Открытое правительство
Экспорт
Грузовые автомобили семейства ГАЗ-52/53 экспортируют в:
|
|
В 1967—1991 годах автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 собирали из советских сборочных комплектов на болгарском предприятии «Мадара» в городе Шумен. При этом, с начала 1970-х годов машины оснащали 80-сильным дизелем производства варненского моторостроительного завода, позднее — и другие агрегаты (в частности, в Болгарии был освоен выпуск передних мостов) (модификации: «Коларов», выпускавшимся по лицензии английской фирмы Perkins. В 1980-х годах среднегодовой выпуск ГАЗ-53 предприятием «Мадара» достиг 3000 ед.
Тактические перчатки
Порядок отбывания срока
В ЛИУ заключенные содержатся в общих помещениях. Исключением являются больные инфекционными заболеваниями, которые в целях санитарно-эпидемиологического благополучия должны находиться в отдельных боксах и палатах.
Распорядок дня в подобном учреждении предполагает регулярные лечебно-диагностические мероприятия. При этом, за исключением последнего, он практически не отличается от условий пребывания в обычной исправительной колонии.
Заключенные, находящиеся в ЛИУ, в обязательном порядке должны проходить надлежащее лечение. В случае отказа от прохождения лечения к заключенному могут быть применены санкции. К примеру, они могут быть помещены в штрафной изолятор.
Возможность помещения больного в ШИЗО зависит непосредственно от состояния его здоровья. При этом учитываются медицинские противопоказания для этого. В период нахождения в штрафном изоляторе больной должен получать все необходимое лечение.
Заключенные, отбывающие наказание в ЛИУ, могут быть привлечены к труду на общих основаниях. Однако это возможно лишь по решению лечащего врача. Если состояние здоровья осужденного не позволяет ему трудиться, то привлечь его к тем или иным работам попросту нельзя.
Что касается режима содержания, то для различных заключенных он разный. Режим содержания в ЛИУ зависит от того, на каком режиме находился осужденный в исправительном учреждении, откуда он прибыл. Условия содержания определяют, в первую очередь, объем получаемых заключенных посылок, а также количество допустимых свиданий.
На практике это означает, что одни заключенные могут, к примеру, иметь больше свиданий, а другие – значительно меньше.
При решении вопроса об организации свидания во внимание принимается состояние здоровья осужденного. Если по тем или иным причинам свидание невозможно, то заключенному отказывают в этом
При устранении причин, по которым встреча с родными была невозможна, осужденный имеет право на свидание на общих основаниях.
Пример полковника Захарченко
Одним из тех, кого еще в СИЗО «Лефортово» поставили на профилактический учет, был экс-глава управления «Т» главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД полковник Дмитрий Захарченко, осужденный в 2019 году по делу о взятках и воспрепятствовании правосудию.
Захарченко признали склонным к нападению на конвой и побегу, рассказывает его адвокат Валерия Туникова; основанием для постановки на профучет стали рапорты двоих сотрудников ФСИН.
Первый — работник склада СИЗО — утверждал, будто слышал, как Захарченко «из-за закрытой двери себе под нос там что-то пробурчал про каких-то Колю и Мишу, которые его ждут, и что он планирует скоро выйти», вспоминает Туникова. Это произошло накануне этапа в колонию.
Другой сотрудник ФСИН в своем рапорте указал: «имеются основания предполагать, что Захарченко готовит акции психологического и физического давления» на оперативников и следователей, которые ведут его дело, продолжает адвокат.
Первая попытка обжаловать постановку на учет оказалась неудачной: Лефортовский районный суд Москвы отклонил административный иск осужденного. Однако кассационная инстанция отменила это решение и отправила иск на пересмотр, и в начале марта суд отменил решение о постановке Захарченко на профучет.
Адвокат Туникова отмечает, что профучет не сняли, за ее подзащитным следили «крайне пристально»; днем Захарченко должен был отмечаться каждый час. «А ночью, пока он спал, к нему каждый час приходили с фонарем, светили в лицо, говорили фразу: «Захарченко Дмитрий Викторович, склонный к нападению на конвой, в наличии». Проверяли, так скажем», — говорит она.
Дорога по этапу
Если есть местная связь – должен быть и «межгород». И он есть. Связь между учреждениями ФСИН налажена по этапам. Осуждённые берут с собой «малявы» () на этап и доставляют в другое учреждение. Секретное послание можно вшить в одежду, заплавить в подошву, а иногда – проглотить.
в России – мы уже рассказывали. Метод этот небыстрый, но достаточно надёжный. Несмотря на то, что путешественник переживает несколько обысков (: «шмонов»), большая часть отправленной таким способом почты доходит до адресата.
Используются и так называемые «торпеды» (). Капсулу с грузом или запиской вводят себе в задний проход. Осуждённые женщины также (и так же) перевозят малявы и грузы во влагалище.
Сегодня дорога по этапу менее востребована – между заведениями ФСИН налажена телефонная связь, авторитеты за милую душу передают послания голосом или с использованием мессенджеров. Однако, собственноручно написанные «малявы» тоже путешествуют по стране, невидимые по большей части глуповатым конвоирам.
Как устроены дороги в тюрьме?
Тюремные дороги – это верх тюремного креатива и смекалки. Благодаря этим навыкам, способов межкамерной связи существует великое множество. Давайте остановимся на них чуть подробнее.
Какая камера называется в тюрьме «дорожной»
Ответ на этот вопрос видится довольно очевидным – «дорожной» называется камера, через которую проходит дорога. Дело в том, что между собой связаны не все камеры. Например, часто в общей движухе не участвуют «БС» (бывшие сотрудники органов внутренних дел), которые содержатся отдельно от других заключённых. Кроме того, дороги не идут через камеры «опущенных» и «петухов». Во многих учреждениях нет дорог через камеры, в которых живут баландёры и хозобслуга. Разумеется, дороги обходят кабинеты оперативников, технические помещения и «стаканы» («загоны» для временного содержания арестантов), душевые и прочие технические помещения.
Особняком среди всех «дорожных» камер стоят угловые камеры и ближайшие камеры соседних корпусов, а также камеры, ближе других расположенные к запретной зоне и свободе. Иногда по дорогам передают грузы с воли – конь в этом случае перебрасывается через ограду учреждения. Реже удаётся «словиться» с подельником, находящимся в противоположном здании.
Камеры верхних этажей используются, как дорожные, довольно часто. Как правило, через них налажена связь нижних камер между собой. Работает это примерно как вендинговая машина. Обитатели нижних этажей стучат нужное количество раз по батарее и сверху спускают коня. После этого его передают по цепочке до нужного «стояка» и опускают в нужную камеру.
Дорожник – одна из самых востребованных тюремных профессий. Нужен опыт, нужна ловкость, нужен зычный голос. Как правило, дорожники занимают койку у окна – мы писали об этом .
Статистические данные
Нитевая дорога (дорога по воздуху) – «конь»
Одно из самых простых решений – нитевая дорога, а в простонародье – «конь» (). Между камерами (а иногда даже между соседними корпусами тюрьмы) натягивается нить, по которой перетягивают тюремную почту – записки (: «малявы») или посылки (: «груза»).
Сам процесс обозначается термином «гонять коней» (). Как правило, этот процесс разворачивается ночью – «город засыпает, просыпается мафия». В большинстве учреждений дороги висят постоянно – их снимают лишь в ходе каких-то оперативных мероприятий, а большую часть времени не трогают. В более строгих учреждениях к утру дороги снимают, а нитки прячут.
Интересно:
Термин «заслать коня» () имеет в застенках и другое значение. Им обозначают передачу спермы в женскую камеру или даже из мужского учреждения женское. Сперма нужна осуждённым женщинам, чтобы забеременеть – беременность помогает скостить срок на суде или добиться для себя лучших условий содержания. О том, как содержат в тюрьме беременных женщин и женщин с детьми – расскажем в одной из следующих статей.
Где берут верёвки в тюрьме?
ПВР, конечно, запрещает верёвки – у прибывающих в тюрьму или СИЗО людей даже шнурки изымают. Это выглядит абсурдом в свете того, насколько виртуозно зеки умеют «плести коней» – верёвки из любого подручного материала. Самый простой способ – распустить какой-нибудь свитер и свить вместе несколько нитей (по принципу каната). Чуть более хлопотный – сделать то же самое, разрезав на полоски простыню или задействовав баул.
Как мы уже обмолвились выше, иногда дороги растягивают на очень большое расстояние – даже между корпусами тюрьмы. Чтобы перебросить коня на такое расстояние, приходится «словиться». Дорожники из противоположных камер бросают коней с крюком на конце навстречу друг другу. Дело это непростое – требует сноровки и опыта. Поэтому хороший дорожник всегда в цене, потому что дороги – основа жизни в условиях изоляции.
Что такое ружьё в тюрьме?
Чтобы докинуть край верёвки до противоположного корпуса, удалённой камеры или перебросить его через два забора (расположенных на значительном расстоянии друг от друга), часто используют так называемое «духовое ружьё».
Ружьё делается из газет или журнальных страниц, которые скручиваются в тугую трубку. Иногда при этом используется клейстер – например, если трубка нужна более длинная и прочная. Тюремный клей делают из подручных материалов – хлеба, сахара и упорства. Опять же, если интересно – расскажем, как делается клейстер (можем и показать).
Ружьё заряжается грузиком (например, хлебным катышком), к которому привязан конец верёвки, и с силой выдувается через ружьё. Туго скрученное ружьё и могучие лёгкие позволяют пульнуть достаточно далеко. Занимаются этим, как правило, специально обученные подследственные, имеющие соответствующий опыт и соответствующие физические качества.
Если нужно, чтобы верёвка за что-то зацепилась, стреляют гарпуном. Гарпун часто делается из канцелярских скрепок – их достают из уголовных дел и обвинительных заключений (: «объ*босов»), выданных для ознакомления. Гарпунами стреляют навстречу друг другу, чтобы связаться с противоположным корпусом – иногда приходится повторять процедуру десятки раз, прежде чем оба гарпуна окажутся в нужное время в нужных местах и найдут друг друга.
Помимо ружья, используется «удочка» – ещё более тугая трубка из газет и клейстера, черенок от швабры, либо плинтус (в старых СИЗО плинтусов практически не осталось). С помощью удочки, как при помощи шеста, можно куда-то дотянуться, а если удочка надёжная – ещё и выполнить какие-то действия.
Правильно ТО двигателя
Сам по себе двигатель хороший, и нареканий не вызывает, главное поддерживать его техническое состояние.
Так выглядит ДВС для автомобиля ГАЗ 53
Этого можно достичь, если в двигателе использовать рекомендуемую марку бензина, масло и все смазочные материалы. На поршнях и стенках цилиндров образуется нагар. Образованный нагар требуется периодически счищать.
При проведении технического обслуживания головку блока цилиндров необходимо подтягивать.
Не стоит забывать и про температурный режим.
Чтобы двигатель прослужил дольше, при первой же необходимости заменяйте поршневые кольца. О том, что пора заменять поршневые кольца, вам скажет сам автомобиль. В этом случае после каждых 100 км. пробега масло будет уменьшаться примерно на 400 грамм. Если же давления масла в системе упало, то тут дело во вкладышах коренных подшипников коленчатого вала, которые также необходимо сразу заменить.
Двигатель для ГАЗ 53 в разрезе
Если вы приняли решение заменить вкладыши, не поленитесь и очистите полость шатунных шеек коленвала. Время от времени проверяйте ГРМ и регулируйте тепловые зазоры клапанов.
Дорога «по-мокрому»
Если другие способы связи недоступны, арестанты идут на крайние меры – ради обеспечения связи они готовы на всё – в частности, в некоторых учреждениях активно используется так называемая «дорога по-мокрому».
Сегодня такие туалеты уже почти не используются в СИЗО – на смену им пришли антивандальные унитазы
По-мокрому – это через канализацию. Коня протягивают через трубы – да, через унитаз. Ну, или вот такую дырку в полу
Внимание на фото чуть выше
Сегодня такие используются в СИЗО всё реже – на смену им пришли антивандальные унитазы, похожие на обычные, и зашитые в стену инсталляции для спуска воды. Но в ряде учреждений можно встретить и такую красоту – наряду с дровяным отоплением и прочими наследствами ГУЛАГа.
В унитаз (или напольную чашу – как на фото) опускают коня с привязанным к нему грузиком. Часто это специальный ёжик, сделанный из подручных материалов. Соседи цепляют ёжика другим ёжиком, крюком или гарпуном и вытягивают коня к себе в камеру. Если конфигурация канализации позволяет и направление дороги совпадает с направлением потока, чтобы протянуть груз просто спускают воду.
Метод этот не особенно приятен. Но ради дороги арестанты идут и на это. Туалет, разумеется, промывают (насколько это возможно), и в период действия мокрой дороги по прямому назначению не используют.
Говорят, ФСИН заказывает специальные трубы, в которых встроены ловушки для ежей. Но, скорее всего, это очередная тюремная байка. Если ловушки в канализации и бывает, делают их сотрудники исключительно вручную или силами взятых администрацией учреждения в рабство арестантов (например, ).
Для передачи ценностей по-мокрому нужна герметичная упаковка. Всё запаивается в ппёнку от сигарет или целлофановый пакет, который после доставки утилизируется.
Запаивают и малявы, которые отправляют другими способами – это своего рода гарантия от того, что послание никто не перехватил и не прочитал. Правда, оперативные сотрудники не хуже осуждённых умеют запаивать послания обратно.