M109 (сау)

Описание конструкции

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней.

Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.

Вооружение: 155-мм гаубица M126 (длина ствола 23 клб), 12,7-мм пулемёт M2HB. Орудие установлено на станке M127, оснащено эжектором и дульным тормозом. Противооткатные устройства — гидропневматические. Приводы наведения — гидравлический (основной) и ручной (вспомогательный). Затвор поршневой; заряжание картузное. Обычная скорострельность — 1 выстр/мин, максимальная — 4 выстр/мин в течение 3-х первых минут стрельбы.

Система управления огнём: оптический прицел (увеличение 4×, поле зрения 10°), панорамный прицел (4× и 10°), квадрант и квадрант наводчика.

Применяемые боеприпасы от 155-мм гаубица M114: осколочно-фугасные снаряды M107 и M795, активно-реактивный осколочно-фугасный снаряд M549, кассетные снаряды M449A1, M483A1, M692 и M718/M741, осветительные снаряды M485 и M818, дымовой снаряд M825, управляемый снаряд M712 «Копперхед», практический снаряд M804.

Двигатель — дизельный 8V-T71 компании «Детройт Дизель».

Дополнительное оборудование: приборы ночного видения.

Экипаж состоит из шести человек: командира орудия, наводчика, помощника наводчика, механика-водителя и двух номеров расчёта.

Технические характеристики САУ М109

Год начала поступления в войска 1993
Объем производства, шт. 957
Экипаж, человек 4
Боевая масса, кг 34250
Длина, м 9,68
Ширина, м 3,92
Высота, м 3,24
Возимый боекомплект, кол. снар. 39
Углы горизонтального наведения, град. 360
Скорость горизонтального наведения, град./с 11
Углы вертикального наведения, град. От -3 до +75
Скорость вертикального наведения, град./с 7
Макс. скорость по шоссе, км/ч 64
Макс. скорость вне дорог, км/ч 28
Длина ствола, клб 39
Индекс ствола М284А1
Индекс люльки М182А1
Максимальная дальность стрельбы, км 22
Максимальная скорострельность, выстр./мин 6
Запас хода по топливу, км 300
Мощность двигателя, л. с. 440

Разработка

M109 исходной модели

В проекте по созданию опытного прототипа M109 участвовало несколько независимых друг от друга корпораций-подрядчиков с собственными проектами: Consolidated Diesel Electric, FMC, General Motors, Chrysler и Caterpillar, — аналогичный набор подрядчиков участвовал в проекте разработки лёгкого танка XM551 Sheridan. Лицом, ответственным за осуществление контроля над ходом проекта на стадии серийного производства от Управления вооружений Армии США был назначен полковник .
Созданием модифицированных вариантов САУ и их мелкосерийным производством опытными партиями занималась компания Bowen-McLaughlin-York на заводе в Йорке, Пенсильвания, которая сформировала для этих целей производственный консорциум с корпорацией FMC (с главенствующей ролью последней), в образованном консорциуме, FMC брала на себя организацию серийного производства, сборка осуществлялась её же персоналом в специально построенном для этих целей сборочном цехе на территории Леттеркеннийского армейского арсенала (это требовалось по условиям государственного контракта). Кливлендский автобронетанковый завод (казённое учреждение) администрировался по контракту сначала Cadillac, а затем Chrysler, которая занималась выпуском САУ до начала 1970-х гг.

Эндрю Скотт

Эндрю прославился, сыграв в сериале «Шерлок». В 2013 году Скотт признался в своих нетрадиционных предпочтениях в одном из интервью. Эндрю не любит откровенничать о своей личной жизни, но не стал скрывать этот факт.

Известно, что у него есть постоянный партнер. Это актер и сценарист Стивен Бересфорд. В 2018 году партнеры отметили юбилей, они вместе уже более 10 лет. Вот только они не спешат скрепить свой союз официально, детей у них тоже нет. Наверное, влюбленные решили просто наслаждаться жизнью без лишних сложностей и обязательств.

В 2014 году состоялась премьера фильма «Гордость». Скотт сыграл там главную роль – гомосексуалиста. Эндрю Скотт не мог отказаться от такого предложение, тем более сценарий написал его любимый Стивен.

Эксплуатация и боевое применение

Статьи

Разработка


M109 исходной модели

В проекте по созданию опытного прототипа M109 участвовало несколько независимых друг от друга корпораций-подрядчиков с собственными проектами: Consolidated Diesel Electric, FMC, General Motors, Chrysler и Caterpillar, — аналогичный набор подрядчиков участвовал в проекте разработки лёгкого танка XM551 Sheridan. Лицом, ответственным за осуществление контроля над ходом проекта на стадии серийного производства от Управления вооружений Армии США был назначен полковник .
Созданием модифицированных вариантов САУ и их мелкосерийным производством опытными партиями занималась компания Bowen-McLaughlin-York на заводе в Йорке, Пенсильвания, которая сформировала для этих целей производственный консорциум с корпорацией FMC (с главенствующей ролью последней), в образованном консорциуме, FMC брала на себя организацию серийного производства, сборка осуществлялась её же персоналом в специально построенном для этих целей сборочном цехе на территории Леттеркеннийского армейского арсенала (это требовалось по условиям государственного контракта). Кливлендский автобронетанковый завод (казённое учреждение) администрировался по контракту сначала Cadillac, а затем Chrysler, которая занималась выпуском САУ до начала 1970-х гг.

Платят ли в армии зарплату призывникам

NATO’s universal mobile howitzer

The M109 was, is and will be probably for years still, the most prolific self-propelled howitzer outside the Soviet Union. Although its first drawings and specifications dates back from 1959, it was upgraded to such extent that it is still today in service, upgraded time and again and integrating the best technologies each era had to offer. It was sold to about 40 countries worldwide, including several NATO’s members. Its best equivalent in popularity was the Soviet 2S1-2S3 family. It also left a durable imprint on the genre, a standard upon which other SPHs were compared in the Western bloc. A veteran of Vietnam, it saw action in the Yom Kippur War, Iran-Iraq war, the gulf war and invasion of Iraq until 2014.

Разработка

M109 исходной модели

В проекте по созданию опытного прототипа M109 участвовало несколько независимых друг от друга корпораций-подрядчиков с собственными проектами: Consolidated Diesel Electric, FMC, General Motors, Chrysler и Caterpillar, — аналогичный набор подрядчиков участвовал в проекте разработки лёгкого танка XM551 Sheridan. Лицом, ответственным за осуществление контроля над ходом проекта на стадии серийного производства от Управления вооружений Армии США был назначен полковник . Созданием модифицированных вариантов САУ и их мелкосерийным производством опытными партиями занималась компания Bowen-McLaughlin-York на заводе в Йорке, Пенсильвания, которая сформировала для этих целей производственный консорциум с корпорацией FMC (с главенствующей ролью последней), в образованном консорциуме, FMC брала на себя организацию серийного производства, сборка осуществлялась её же персоналом в специально построенном для этих целей сборочном цехе на территории Леттеркеннийского армейского арсенала (это требовалось по условиям государственного контракта). Кливлендский автобронетанковый завод (казённое учреждение) администрировался по контракту сначала Cadillac, а затем Chrysler, которая занималась выпуском САУ до начала 1970-х гг.

Операторы

Webcam 24/7

Миф о гильзе ЗИС-2

Разработка


M109 исходной модели

В проекте по созданию опытного прототипа M109 участвовало несколько независимых друг от друга корпораций-подрядчиков с собственными проектами: Consolidated Diesel Electric, FMC, General Motors, Chrysler и Caterpillar, — аналогичный набор подрядчиков участвовал в проекте разработки лёгкого танка XM551 Sheridan. Лицом, ответственным за осуществление контроля над ходом проекта на стадии серийного производства от Управления вооружений Армии США был назначен полковник .
Созданием модифицированных вариантов САУ и их мелкосерийным производством опытными партиями занималась компания Bowen-McLaughlin-York на заводе в Йорке, Пенсильвания, которая сформировала для этих целей производственный консорциум с корпорацией FMC (с главенствующей ролью последней), в образованном консорциуме, FMC брала на себя организацию серийного производства, сборка осуществлялась её же персоналом в специально построенном для этих целей сборочном цехе на территории Леттеркеннийского армейского арсенала (это требовалось по условиям государственного контракта). Кливлендский автобронетанковый завод (казённое учреждение) администрировался по контракту сначала Cadillac, а затем Chrysler, которая занималась выпуском САУ до начала 1970-х гг.

M109A6 Paladin artillery system operation

The Paladin artillery system is operated by a crew of four, a commander, a driver, a gunner and a loader.

“Paladin is able to operate independently with no external technical assistance.”

The crew are able to receive mission data via a secure voice and digital communications system, compute the firing data, automatically unlock the cannon from the travel lock, point the cannon and fire, and move to a new location without external technical assistance. The M109A6 Paladin fires the first round from the move within 60 seconds. The ‘shoot and scoot’ capability protects the crew from counter-battery fire.

Paladin was used in support of Operation Iraqi Freedom in March / April 2003 and in the continuing operations in Iraq, including Operation Al Fajr in Fallujah in November 2004.

BAE Systems Land and Armaments supplied 219 modification kits for US Army Paladins, which enable the use of the modular artillery charge system (MACS) and the 155mm precision-guided extended-range XM92 Excalibur projectile being developed by Raytheon and Bofors Defense of Sweden (a BAE Systems subsidiary). Deliveries began in 2005.

Модификации

M109A2

Прототип М109А7.

  • M109A1

    M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.

     — поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.

  • M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
  • M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.

    • M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
    • M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
  • M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
  • M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
  • M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
  • М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л.с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л.с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
  • M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.

Сравнительная характеристика

Образцы американской полевой артиллерии

Полевая артиллерия США периода Холодной войны
Модель Тип Калибр, мм Макс. дальность (м) Метательный заряд Боеприпасы Артиллерийская поддержка Стоимость, долл. США
M101A1 букс. 105 11 000 нет M67 непосредственная 57 982
M102 букс. 105 11 500 нет M67 непосредственная 56 927
M109 САУ 155 14 600 19 400 M3, M4 непосредственная 226 475
M109A1 САУ 155 18 000 24 000 M3, M4, M119, XM164, XM201 непосредственная 245 000
M114A1 букс. 155 14 600 нет M3, M4 общая 90 610
M198 букс. 155 24 000 30 000 XM164, XM201, XM203 общая 125 828
M107 САУ 175 32 600 нет M86A2 общая 293 542
M110 САУ 203 18 600 20 800 M1, M2 общая 326 500
M110E2 САУ 203 н/д н/д M1, M2, XM188E1 общая 49 108
XM204 букс. 105 н/д н/д M67, XM200 непосредственная н/д

Образцы иностранных самоходных установок

Сравнительные ТТХ современных САУ на гусеничном шасси:

2С19М2 «Мста-С» M109A7 PzH 2000 AMX AuF1T AS90 «Braveheart»
Внешний вид
Год принятия на вооружение 2012 2016 1998 1988 1998
Боевая масса, т 43,24 36,2 55,0 43,0 45,0
Экипаж 5 4 3+2 4 5
Калибр пушки, мм 152 155 155 155 155
Длина ствола, калибров 47 39 52 39 52
Боекомплект пушки, выстрелов 50 39 60 42 48
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 24,7 22 30 23 30
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 29 30 40 28 40
Максимальная скорострельность, выстр./мин 10 6 8-10 8 6
Мощность двигателя, л. с. 780 675 986 720 660
Максимальная скорость, км/ч 60 61 60 60 53
Запас хода по шоссе, км 600 300 420 450 420
Пальмария K9 Thunder SSPH Primus PLZ-45 PLZ-05 Тип 99
Внешний вид
Год принятия на вооружение 1982 1998 2002 1997 2007 1999
Боевая масса, т 46,0 47,0 28,3 33,0 35,0 40,0
Экипаж 5 5 4 5 5 4
Калибр пушки, мм 155 155 155 155 155 155
Длина ствола, калибров 41 52 39 45 52 52
Боекомплект пушки, выстрелов 30 48 26 30 30 30
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 24,7 30 19 24 39 30
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 30 40 30 39 52 38
Максимальная скорострельность, выстр./мин 4 6-8 6 4-5 8 6
Мощность двигателя, л. с. 750 1000 550 520 520 600
Максимальная скорость, км/ч 60 67 50 55 55 60
Запас хода по шоссе, км 500 480 350 550 550 300

Сноски

  1. дальность стрельбы снарядом XM982 составляет до 40 км
  2. дальность стрельбы снарядом V-LAP составляет до 56 км

«Стратегическая» артиллерия США сверх большой дальности

По оценкам западных экспертов, стратегический компонент представляется собой наибольший технологический вызов в рамках программы LRPF. Соответственно его статус определен в наименьшей степени: детали все еще находятся в разработке.

Определено: стратегическая артиллерия США должна состоять из двух различных систем вооружения. Выступая 13 сентября 2020 г. перед Палатой представителей, глава футуристического командования армии США (Army Futures Command) генерал Джон МЮРРЕЙ (John MURRAY) заявил:

Названная дальность 1850 км — если она может быть реализована — на 10 процентов превышает дальность пуска крылатой ракеты морского базирования «Томахок» (Tomahawk). Такие возможности позволили бы наносить удар в глубине территории противника.


Генерал Джон МЮРРЕЙ

Гиперзвуковые ракеты

Как отмечается, мобильные гиперзвуковые ракеты должны иметь минимальную скорость в 5 МАХа и поражать укрепленные цели. Очевидно, что арсенал этого оружия будет ограничен. Следовательно, для его применения будут назначаться только особо важные цели — прежде всего бункеры управления, позиции РЛС и сети ПВО.

Согласно публикациям, фаза подъема и средняя фаза траектории ракет пройдут в баллистическом полете. С целью преодоления системы ПВО/ПРО фаза скольжения видится очень маневренной, как у самолета. Разрушение цели могло бы достигаться без использования боеголовки, только благодаря кинетической энергии удара.

Гиперзвуковая ракета разрабатывается, как межвидовой проект. Каждый вид ВС США оптимизирует оружие, исходя из особенностей своего оперативного применения. В частности, командование армии США желает добиться дальности полета до 2600 км.


Гиперзвуковая ракета США воздушного базирования

Ствольная артиллерия

Стратегическая ствольная артиллерия США в рамках программы получила обозначение «стратегическое орудие большой дальности» (Strategic Long-Range Cannon, SLRC). Желаемая дальность определена «всего» в 500 км. Такое орудие должно вести огонь снарядами со встроенным ракетным двигателем и применяться против слабо защищенных целей. Предпочтительными целями считаются РЛС, мобильные КП, аэродромы, позиции зенитных ракет и ракетно-артиллерийских батарей противника.

Как резюмировал министр армии Марк ЭСПЕР (Mark ESPER):

Как и для гиперзвуковых, для запущенных из орудия ракет предусматриваются несколько этапов полета. Начальная баллистическая фаза и развернутая в пространстве фаза скольжения.


155 мм гаубица М109А6 «Паладин»

Согласно замыслу, система должны быть исключительно мобильной. Вместе с тем, для достижения желаемой дальности по параметрам калибра, длины ствола и веса орудие должно быть значительно больше, чем современная 155 мм гаубица. Поэтому специалисты армии США уходят от термина «мобильный» и говорят о «перебрасываемом» оружии. В специальной военной периодике США появляются предположения, что для затруднения наведения вражеских ракет орудие сможет передвигаться по железнодорожным путям внутри закрытой, защищенной средствами ПВО зоны.

Модификации

M109A2

Прототип М109А7.

  • M109A1

    M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.

     — поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.

  • M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
  • M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.

    • M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
    • M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
  • M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
  • M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
  • M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
  • М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л.с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л.с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
  • M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector