Россия завершит создание спутниковой группировки единой космической системы к 2024 году

Прищипываем петунию для пышного цветения

История развития радиолокации

Идея радиолокации возникла практически сразу после открытия радиоволн. В 1905 году сотрудник немецкой компании Siemens Кристиан Хюльсмейер создал устройство, которое с помощью радиоволн могло обнаружить крупные металлические объекты. Изобретатель предлагал устанавливать его на кораблях, чтобы они могли избегать столкновений в условиях плохой видимости. Однако судовые компании не заинтересовались новым прибором.

Несмотря на то что англичане вступили в «радарную» гонку позже американцев и немцев на финише они сумели обогнать их и подойти к началу Второй мировой войны с самой продвинутой системой радиолокационного обнаружения самолетов.

Уже в сентябре 1935 года англичане приступили к постройке сети радиолокационных станций, в состав которой перед войной уже входило двадцать РЛС. Она полностью перекрывала подлет к Британским островам со стороны европейского побережья. Летом 1940 года британскими инженерами был создан резонансный магнетрон, позже ставший основой бортовых радиолокационных станций, устанавливаемых на американских и британских самолетах.

https://youtube.com/watch?v=055tx9viDhE

Работы в области военной радиолокации велись и в Советском Союзе. Первые успешные эксперименты по обнаружению самолетов с помощью радиолокационных станций в СССР были проведены еще в середине 30-х годов. В 1939 году на вооружение РККА была принята первая РЛС РУС-1, а в 1940 году – РУС-2. Обе эти станции были запущены в серийное производство.

Сигналу РЛС с фазированной решеткой можно придавать любую необходимую форму, его можно перемещать в пространстве без изменения положения самой антенны, работать с разными частотами излучения. РЛС с фазированной решеткой гораздо надежней и чувствительней, чем радиолокатор с обычной антенной. Однако у подобных радаров есть и недостатки: большой проблемой является охлаждение РЛС с ФАР, кроме того, они сложны в производстве и дорого стоят.

Новые радиолокационные станции с фазированной решеткой устанавливаются на истребители пятого поколения. Эта технология используется в американской системе раннего предупреждения о ракетном нападении. Радиолокационный комплекс с ФАР будет установлен на новейший российский танк «Армата». Следует отметить, что Россия является одним из мировых лидеров в разработке радиолокаторов с ФАР.

«Триумфальный» взгляд

Всевысотный обнаружитель 96Л6-1 (ВВО) — это зоркий «глаз» новейших зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». РЛС умеет работать в нескольких режимах обзора. При возникновении необходимости аппаратура всевысотного обнаружителя сама поставит «фильтр» для определения противорадиолокационных ракет противника, а еще она способна «видеть» на больших расстояниях даже миниатюрные беспилотники.

mil.ru
Всевысотный обнаружитель 96Л6-1.

ВВО обеспечивает выдачу трех координат целей: азимута, угла места и дальности. Для обзора пространства в этой РЛС ученые нашей «оборонки» применили оригинальный метод. Он сочетает в себе электронное сканирование по углу места многолучевой диаграммой направленности антенны на разных несущих частотах и одновременное вращение по азимуту. Сканирование по углу места осуществляется фазовым способом в пределах от -3 град. до 60 град. При этом в азимутальной плоскости за счет углочастотной зависимости излучателей на Ш-образных волноводах одновременно формируется три прилегающих друг к другу луча.

Вращение антенного устройства по азимуту осуществляется с постоянной скоростью 10 об/мин. или 5 об/мин. Этот метод обзора пространства, совместно с набором сложнокодированных зондирующих сигналов, позволяет обеспечить одновременное обнаружение целей, летящих на больших и средних высотах, а также маловысотных целей на фоне сильных отражений от подстилающей поверхности.

ВВО совмещает функции низковысотного обнаружителя, обзорного радиолокатора и командного пункта. Он может работать как автономное средство целеуказания, но может и сопрягаться с КП АСУ или КП РТВ различных типов. Всевысотный обнаружитель предельно надежен и в условиях воздействия пассивных и активных помех.

ВВО поступили на вооружение радиотехнических полков Воздушно-космических сил, несущих боевое дежурство по противовоздушной обороне в Московской зоне и на всех воздушных рубежах нашей страны — от Калининграда до Камчатки. Также ВВО штатно стоит на вооружении зенитных ракетных полков с ЗРС С-300 и С-400.

Высшая «Каста» небесного контроля

В июне 2018 года пресс-служба Центрального военного округа (ЦВО) сообщила, что дислоцированная в Самарской области дивизия ПВО получила новую РЛС кругового обзора «Каста 2-2». Новая радиолокационная станция обладает высокой надежностью и безопасностью в эксплуатации, простотой технического обслуживания. Она высокомобильна: в ее состав входит четыре машины.

mil.ru
Трехкоординатная РЛС «Каста 2-2».

Трехкоординатная РЛС «Каста 2-2» способна контролировать воздушное пространство в автоматическом режиме: определять дальность, азимут, эшелоны высоты полета и трассовых характеристик самолетов, вертолетов, крылатых ракет, в том числе летящих на малых и предельно малых высотах. РЛС эффективно работает на фоне интенсивных отражений от поверхности, местных предметов и метеообразований.

Как работает радиолокатор

Локацией называют способ (или процесс) определения месторасположения чего-либо. Соответственно, радиолокация – это метод обнаружения предмета или объекта в пространстве при помощи радиоволн, которые излучает и принимает устройство под название радиолокатор или РЛС.

Физический принцип работы первичного или пассивного радара довольно прост: он передает в пространство радиоволны, которые отражаются от окружающих предметов и возвращаются к нему в виде отраженных сигналов. Анализируя их, радар способен обнаружить объект в определенной точке пространства, а также показать его основные характеристики: скорость, высоту, размер. Любая РЛС – это сложное радиотехническое устройство, состоящее из многих компонентов.

В состав любого радара входит три основных элемента: передатчик сигнала, антенна и приёмник. Все радиолокационные станции можно разделить на две большие группы:

  • импульсные;
  • непрерывного действия.

Передатчик импульсной РЛС испускает электромагнитные волны в течение краткого промежутка времени (доли секунды), следующий сигнал посылается только после того, как первый импульс вернется обратно и попадет в приемник. Частота повторения импульса – одна из важнейших характеристик РЛС. Радиолокаторы низкой частоты посылают несколько сотен импульсов в минуту.

https://youtube.com/watch?v=EzWo_k1MDuc

Импульсные РЛС имеют как недостатки, так и преимущества. Они могут определять дальность сразу нескольких целей, подобный радар вполне может обходиться одной антенной, индикаторы подобных устройств отличаются простотой. Однако при этом сигнал, испускаемый подобным РЛС должен иметь довольно большую мощность. Также можно добавить, что все современные радары сопровождения выполнены по импульсной схеме.

Антенна РЛС фокусирует электромагнитный сигнал и направляет его, улавливает отраженный импульс и передает его в приемник. Существуют радиолокаторы, в которых прием и передача сигнала производятся разными антеннами, причем они могут находиться друг от друга на значительном расстоянии. Антенна РЛС способна испускать электромагнитные волны по кругу или работать в определенном секторе. Луч радара может быть направлен по спирали или иметь форму конуса. Если нужно, РЛС может следить за движущейся целью, постоянно направляя на нее антенну с помощью специальных систем.

В функции приемника входит обработка полученной информации и передача ее на экран, с которого она считывается оператором.

Кроме импульсных РЛС, существуют и радары непрерывного действия, которые постоянно испускают электромагнитные волны. Такие радиолокационные станции в своей работе используют эффект Доплера. Он заключается в том, что частота электромагнитной волны, отраженной от объекта, который приближается к источнику сигнала, будет выше, чем от удаляющегося объекта. При этом частота испускаемого импульса остается неизменной. Радиолокаторы подобного типа не фиксируют неподвижные объекты, их приемник улавливает лишь волны с частотой выше или ниже испускаемой.

Основной проблемой радаров непрерывного действия является невозможность с их помощью определять расстояние до объекта, зато при их работе не возникает помех от неподвижных предметов между РЛС и целью или за ней. Кроме того, доплеровские радары – это довольно простые устройства, которым для работы достаточно сигналов малой мощности. Также нужно отметить, что современные радиолокационные станции с непрерывным излучением имеют возможность определять расстояние до объекта. Для этого используется изменение частоты РЛС во время работы.

Одной из главных проблем в работе импульсных РЛС являются помехи, которые идут от неподвижных объектов — как правило, это земная поверхность, горы, холмы. При работе бортовых импульсных радаров самолетов все объекты, находящиеся ниже, «затеняются» сигналом, отраженным от земной поверхности. Если говорить о наземных или судовых радиолокационных комплексах, то для них эта проблема проявляется в обнаружении целей, летящих на малых высотах. Чтобы устранить подобные помехи используется все тот же эффект Доплера.

Также радиолокационные станции можно разделить по длине и частоте волны, на которой они работают. Например, для исследования поверхности Земли, а также для работы на значительных дистанциях используются волны 0,9—6 м (частота 50—330 МГц) и 0,3—1 м (частота 300—1000 МГц). Для управления воздушным движением применяется РЛС с длиной волны 7,5—15 см, а загоризонтные радары станций обнаружения ракетных пусков работают на волнах с длиной от 10 до 100 метров.

Классификация


Мобильная РЛС «Противник-ГЕ»

По сфере применения различают:

  • военные РЛС;
  • гражданские РЛС.

По назначению:

  • РЛС обнаружения;
  • РЛС управления и слежения;
  • панорамные РЛС;
  • РЛС бокового обзора;
  • метеорологические РЛС;
  • РЛС целеуказания;
  • РЛС контрбатарейной борьбы;
  • РЛС обзора обстановки.

По характеру носителя:

  • береговые РЛС;
  • морские РЛС;
  • бортовые РЛС;
  • мобильные РЛС.

По типу действия:

  • первичные, или пассивные;
  • вторичные, или активные;
  • совмещённые.

По методу действия:

  • надгоризонтный радиолокатор;
  • загоризонтный радиолокатор.

По диапазону волн:

  • метровые;
  • дециметровые;
  • сантиметровые;
  • миллиметровые.

Легкий бронеавтомобиль ФАИ 1933 года

Назначение

Главная функция «Зоопарка» — корректировка огня и разведка огневых средств противника.

Радиолокационная станция находит в воздухе боеприпасы и вычисляет траекторию. Благодаря этому она позволяет определять район падения и точку стрельбы. Из-за этого можно производить качественную коррекцию деятельности своих артсистем и находить огневые позиции неприятеля.

Довольно большая производительность вычислительного комплекса и радиолокационной станции дает возможность вычислять координаты всех огневых средств противника, в том числе, в условиях массированного артобстрела, а также дать распределенные целеуказания и ликвидировать огневые средства, до того, как они оставят позиции ведения огня.

РЛС этого типа необходимы миротворцам, в целях контролирования режима прекращения стрельбы на большой территории.

Такие свойства «Зоопарка», как небольшое время развертывания и его автономность, позволяет эксплуатировать его с марша с синхронным развертыванием средств поражения

Это важно, когда происходит введение усиленных группировок войск и колонны техники являются высокоуязвимыми

Все данные в автоматическом режиме приходят на КП. Посредством интерфейса контроля войсками производится целеуказание артсистемам, благодаря созданию полуавтоматической системы подавления и обнаружения огневых точек неприятеля.

Данная радиолокационная станция является многофункциональной и может снабжать управляющими сигналами беспилотники. Также в ее способности входит наблюдение за воздушным пространством в зоне ответственности, сопровождая гражданские воздушные суда либо летательные аппараты противника.

Также «Зоопарк» может предупреждать мирное население и армию о ракетных и минометных обстрелах. Причем быстрый расчет траектории дает возможность точно определять точку, куда упадет боеприпас.

Также комплекс обладает высокой живучестью, из-за противоосколочной и противопульной защиты аппаратуры и экипажа, возможности быстро выйти из него его членам и частотного маневра радиолокационной станции.

Литература

  • Поляков В. Т. Посвящение в радиоэлектронику. — М.: Радио и связь, 1988. — 352 с. — (МРБ. Выпуск 1123). — 900 000 экз. — ISBN 5-256-00077-2.
  • Леонов А. И. Радиолокация в противоракетной обороне. — М.: Воениздат, 1967. — 136 с. — (Радиолокационная техника).
  • Радиолокационные станции бокового обзора / Под редакцией А. П. Реутова. — М.: Советское радио, 1970. — 360 с. — 6700 экз.
  • Радиолокационные станции воздушной разведки / Под редакцией Г. С. Кондратенкова. — М.: Воениздат, 1983. — 152 с. — 18 000 экз. — ISBN 200001705124.
  • Мищенко Ю. А. Загоризонтная радиолокация. — М.: Воениздат, 1972. — 96 с. — (Радиолокационная техника).
  • Бартон Д. Радиолокационные системы / Сокращённый перевод с английского под редакцией К. Н. Трофимова. — М.: Воениздат, 1967. — 480 с.
  • Шембель Б. К. У истоков радиолокации в СССР. — М.: Советское радио, 1977. — 80 с.
  • Водопьянов Ф. А.  Радиолокация. — М., 1946.
  • Рыжов К. В. 100 великих изобретений. — М.: Вече, 2009. — 480 с. — (100 великих). — ISBN 5-7838-0528-9.
  • Bowen, Edward George. Radar Days. — CRC Press, 1998. — ISBN 9780750305860.

Читайте также

Эстафета переходит в Германию

В 1904 году немец Христиан Хюльсмейер запатентовал устройство под названием телемобилоскоп. Этот прибор предполагалось использовать в судоходстве для обнаружения кораблей в условиях плохой видимости. Телемобилескоп был построен на основе искрового генератора радиоволн и в своей последней версии мог находить суда на расстоянии до 3 км. Однако устройством не заинтересовались ни гражданские, ни военные, предпочитая по старинке пользоваться на судах паровыми ревунами. По сути прибор Хюльсмайера был еще не радаром, а радиодетектором. Существовавшие на тот момент технологии еще не позволяли построить полноценный радиолокатор.

Схема установки антенны радиолокатора «Зеетакт» на немецкой подводной лодке

В 1920-1930-е годы немецкие ученые и инженеры достигли больших успехов в развитии военной радиолокации. В 1935 году физик Рудольф Кунхольд из Института технологий связи германских ВМС представил радиолокационный прибор с электронно-лучевым дисплеем. К концу 1930-х на его основе были созданы оперативные радиолокаторы «Зеетакт» для флота и «Фрейя» для ПВО.

Однако, несмотря на значительные научные результаты, руководство Третьего рейха рассчитывало на блицкриг и не спешило развивать национальную сеть радаров, считая их преимущественно оборонительными средствами. К 1940 году Германия располагала лишь небольшой сетью станций дальнего обнаружения. И только к концу 1943 года территорию Германии полностью накрыли защитным радиолокационным «колпаком».  

Типы боеприпасов

Как работает радиолокатор

Локацией называют способ (или процесс) определения месторасположения чего-либо. Соответственно, радиолокация – это метод обнаружения предмета или объекта в пространстве при помощи радиоволн, которые излучает и принимает устройство под название радиолокатор или РЛС.

Физический принцип работы первичного или пассивного радара довольно прост: он передает в пространство радиоволны, которые отражаются от окружающих предметов и возвращаются к нему в виде отраженных сигналов. Анализируя их, радар способен обнаружить объект в определенной точке пространства, а также показать его основные характеристики: скорость, высоту, размер. Любая РЛС – это сложное радиотехническое устройство, состоящее из многих компонентов.

В состав любого радара входит три основных элемента: передатчик сигнала, антенна и приёмник. Все радиолокационные станции можно разделить на две большие группы:

импульсные;непрерывного действия.

Передатчик импульсной РЛС испускает электромагнитные волны в течение краткого промежутка времени (доли секунды), следующий сигнал посылается только после того, как первый импульс вернется обратно и попадет в приемник. Частота повторения импульса – одна из важнейших характеристик РЛС. Радиолокаторы низкой частоты посылают несколько сотен импульсов в минуту.

Антенна РЛС фокусирует электромагнитный сигнал и направляет его, также она улавливает отраженный импульс и передает его в приемник. Существуют радиолокаторы, в которых прием и передача сигнала производятся разными антеннами, они могут находиться друг от друга на значительном расстоянии. Антенна РЛС способна испускать электромагнитные волны по кругу или работать в определенном секторе. Луч радара может быть направлен по спирали или иметь форму конуса. Если нужно РЛС может следить за движущейся целью, постоянно направляя на нее антенну с помощью специальных систем.

В функции приемника входит обработка полученной информации и передача ее на экран, с которого она считывается оператором.

Кроме импульсных РЛС, существуют и радары непрерывного действия, которые постоянно испускают электромагнитные волны. Такие радиолокационные станции в своей работе используют эффект Доплера. Он заключается в том, что частота электромагнитной волны, отраженной от объекта, который приближается к источнику сигнала, будет выше, чем от удаляющегося объекта. При этом частота испускаемого импульса остается неизменной. Радиолокаторы подобного типа не фиксируют неподвижные объекты, их приемник улавливает лишь волны с частотой выше или ниже испускаемой.

Также радиолокационные станции можно разделить по длине и частоте волны, на которой они работают. Например, для исследования поверхности Земли, а также для работы на значительных дистанциях используются волны 0,9—6 м (частота 50—330 МГц) и 0,3—1 м (частота 300—1000 МГц). Для управления за воздушным движением применяется РЛС с длиной волны 7,5—15 см, а загоризонтные радары станций обнаружения ракетных пусков работают на волнах с длиной от 10 до 100 метров.

См. также

Какие модификации существуют

  • Базовой машиной считается Boeing 777-200. Дальность его полета достигает 6000 километров, вместимость до 400 человек. Более используется для внутриамериканских линий. Всего произведено 88 единиц. В эксплуатации с середины девяностых годов.
  • Лайнер Boeing 777-200ER имеет увеличенный резерв по дальности, большую взлетную массу. Это межконтинентальный самолет, в небе с 1997 года. Произведено более 400 экземпляров.
  • Самолет Boeing 777-200LR еще более мощная машина. В эксплуатации с 2006 года, преодолеет расстояние в 14000 километров.
  • Машина Boeing 777-300 вмещает до 451 пассажира, обладает топливной эффективностью, произведено 60 машин этой модели.
  • Boeing 777-300ER – самый массовый авиалайнер линейки 777. Имеет больший размах крыла и дальность 14685 километров. Выполняет перевозку пассажиров с 2004 года.
  • Грузовая модификация Boeing 777Freighter эксплуатируется с 2009 года. Фрахтовый отсек имеет объем 636 кубометров.

Самолетостроительный концерн планирует к 2020 году начать производство новых модификаций Боинга-777. Это будут усовершенствованные машины, с лучшими полетными и техническими характеристиками.

Гражданское применение

В сельском и лесном хозяйстве радиолокационные устройства незаменимы при получении информации о распределении и плотности растительных массивов, изучении структуры, параметров и видов почв, своевременном обнаружении очагов возгораний. В географии и геологии радиолокация используется для выполнения топографических и геоморфологических работ, определения структуры и состава пород, поиска месторождений полезных ископаемых. В гидрологии и океанографии радиолокационными методами осуществляется контроль состояния главных водных артерий страны, снегового и ледяного покрова, картографирование береговой линии.

Радиолокация — это незаменимый помощник метеорологов. РЛС легко выяснит состояние атмосферы на удалении десятков километров, а по анализу полученных данных составляется прогноз изменения погодных условий в той или иной местности.

Эксплуатационные ограничения и общие эксплуатационные указания

Операторы

ЗиС-150: история создания – начало

История «полтораста» началась еще в 1937 году, когда под руководством Е.И. Важинского появился проект автомобиля ЗиС-15 – нового грузовика, которым планировалось уже тогда заменить устаревающий ЗиС-5.

ЗиС-15 был гораздо мощнее своего предшественника. Грузоподъемность машины составляла 5 тонн, кабина стала трехместной и приобрела более совершенные, для своего времени, обтекаемые формы. Но к 1939 году, уже без Важинского, который был репрессирован в 1938-ом, автомобиль получил ряд доработок. В новом варианте КПП стала пятиступенчатой, на 1 тонну снижена грузоподъемность, а также внесены изменения во внешний облик машины. В таком виде, в 1940 году, грузовик представили на выставке народного хозяйства (позже переименованным в ВДНХ) в Москве, после которой автомобиль начали готовить к массовому производству. Причем ЗиС-15 должен был стать базовой моделью еще для целого ряда машин: трехтонника ЗиС-23, внедорожника ЗиС-24, двух газогенераторных – ЗиС-25 и ЗиС-28, седельного тягача ЗиС-26, а также автобуса с вагонной компоновкой ЗиС-17. Но планам не суждено было осуществиться – пришел 1941 год, а вместе с ним война. Работа над новой машиной остановилась.

Возможности «Примы»

РЛС «Прима» предназначена для обнаружения, сопровождения, измерения координат и определения государственной принадлежности воздушных объектов различных классов и типов, отмечают в концерне. При этом станция работает в условиях воздействия активных и пассивных помех.

Станция выполнена на современной элементной базе с цифровой обработкой и формированием локационного сигнала. Она полностью твердотельная, обладает высоким потенциалом, повышенной помехозащищённостью, отмечают в «Рособоронэкспорте».

Также станция обладает высокой степенью автоматизации — время её свёртывания и развёртывания составляет около пяти минут.

Также по теме


Абсолютная защита: какими возможностями будет обладать новый пункт управления стратегическими ядерными силами России

В России почти готов новый пункт управления стратегическим ядерным вооружением. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на…

Станция «Прима» работает в метровом диапазоне волн и способна обнаруживать все летательные аппараты, в том числе изготовленные c применением стелс-технологий.

Дальность обнаружения целей составляет от 500 м до более чем 320 км и по углу места — до 45 градусов. Благодаря новым технологическим решениям станция может работать в условиях помех, на местности со сложным рельефом и при неблагоприятных метеоусловиях. «Прима» обладает возможностью автоматического обнаружения и сопровождения малоскоростных и малозаметных целей, используя их отражение от предметов на местности.

Помимо этого, РЛС оборудована современным спутниковым навигационным оборудованием, работающим с сигналами ГЛОНАСС/GPS, которые обеспечивают автоматическое ориентирование.

Электропитание «Примы» осуществляется с помощью встроенной электростанции с дизельным генератором. Кроме того, при необходимости её можно подключать к трёхфазной электросети общего назначения. При этом разработчики отмечают, что по требованию заказчика возможна замена штатного дизельного генератора и автомобильного шасси на другие образцы, в том числе импортные.

Автоматизированные системы управления оборонного назначения

Автоматизированные системы управления войсками и боевыми средствами

Автоматизированные системы управления войсками «Универсал—1Э» — центральное звено АСУ КП тактического соединения ПВО. Обеспечивает создание автоматизированной ПВО района с размерами 1600×1600 км², до 100 км по высоте. Количество управляемых КП родов войск — до 16.
«Рубеж—МЭ» — АСУ истребительной авиационной части.
«Байкал—1Э» — комплекс средств автоматизации (КСА) командного пункта зенитной ракетной части, объединяет до 12 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малой, средней и большой дальности с пределами работы по дальности 1200 км и высоте 100 км, обеспечивает прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, включая РЛС и управляемые ЗРК, целераспределение и целеуказание ЗРК и координацию их действий, количество одновременно управляемых стрельбовых каналов — до 144.
«Нива—Э» — комплекс средств автоматизации КП полка, бригады радиотехнических войск (РТВ), обеспечивает сбор информации о воздушных объектах в радиусе до 1600км от радиолокационных постов и подразделений, авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А—50, обработку и выдачу информации на вышестоящий и обеспечиваемые КП зенитных ракетных войск (ЗРВ) и истребительной авиации (ИА), обеспечивает взаимодействие с КП соседних частей РТВ, центром организации воздушного движения (ОВД), количество одновременно сопровождаемых целей — до 240.
«Основа—1Э» — комплекс средств автоматизации КП радиотехнического подразделения, осуществляет сбор, обработку информации о воздушных объектах в радиусе до 1600 км от своих радиолокационных средств, радиолокационных постов, выдачу информации на вышестоящие и обеспечиваемые КП РТВ, ЗРВ, ИА, обеспечивает сопровождение до 120 объектов, в том числе постановщиков помех триангуляционным методом по данным пеленгов от радиолокационных постов и своих РЛС.
«Поле—МЭ» — комплекс средств автоматизации пункта управления радиолокационного поста, обеспечивает получение радиолокационной информации от своих РЛС в радиусе до 600 км, ее обработку и выдачу на КП РТВ, ЗРВ, пункт наведения. ■ В АСУ ПВО наряду с централизованным управлением, обеспечиваемым ее иерархическим построением, возможно децентрализованное управление за счет разветвленной сети «горизонтальных» связей КСА КП частей и подразделений родов войск. Автоматизированные системы управления боевыми средствами ■ Автоматизированные системы управления боевыми средствами (АСУ БС) управляют поиском целей и целераспределением с использованием данных собственных локационных средств и АСУВ. По существу, АСУ БС — это АСУ тактических звеньев войск. В отдельных случаях АСУ БС могут переходить в АСУ оперативных и стратегических звеньев. ■ АСУ БС ПВО разрабатываются в расчете на преимущественное применение в интересах территориальной ПВО, ПВО группировок сухопутных войск, ПВО военно—морских сил оснащённых зенитными ракетными системами различной дальности. ■ Зенитные ракетные комплексы — автоматизированные или автоматические системы управления пуском и полетом зенитных управляемых ракет. Зенитные ракетные системы — разрабатываются в расчете на преимущественное применение в интересах территориальной ПВО, ПВО группировок сухопутных войск, ПВО военно—морских сил, причем с различной дальностью действия. ■ Зоны поражения ЗРК, пуска ракет и постановки задач — осуществляется АСУ БС. Зоны поражения ЗРК, пуска ракет и постановки задач являются важнейшими характеристиками управления ЗРК, как автономного, так и централизованного. Дальние границы соответствующих зон называют рубежами. Разнос рубежей пуска и поражения связан с движением цели в течение полетного времени ракеты. Разнос рубежей постановки задач и пуска связан с движением цели за время отработки ЗРК задачи на пуск. С учетом времени отработки локационной информации в АСУ, времени, расходуемого на оценку обстановки, времени на целераспределение между ЗРК, времени на принятие решения командиром можно указать зоны и рубежи получения информации для АСУ БС и АСУВ. Ими определяются потребные дальности действия информационных локационных систем, работающих в интересах ЗРК. ■ К АСУ БС, например, относятся:
«Сенеж—М1Э» — комплекс средств автоматизации командного пункта зенитной ракетной части смешанного состава, предназначен для управления ЗРК и наведения до 6 истребителей—перехватчиков. Пределы работы по дальности 1600 км и высоте 40 км.

«Сопка» у кромки арктических льдов

С начала 1990-х Арктика у нас перестала считаться зоной потенциальных конфликтов, и все военные радиотехнические подразделения для «экономии» были расформированы. Над бескрайними просторами Северного Ледовитого океана, Сибири и Чукотки радиолокационное поле перестало существовать — залетай, кто хочет! Но необходимость обеспечения безопасности страны в резко изменившихся условиях военно-политической обстановки потребовала закрыть «пустоты» в небе.

mil.ru
Трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2».

Справились! Воссоздание радиолокационного поля в арктической зоне России на основе новой техники стало залогом постоянно действующего контроля воздушной обстановки и эффективного применения авиации и огневых средств ПВО в этом районе. Одна из самых полезных новинок — уникальный трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2».

Рабочие высоты ТРЛК — от 50 метров до 36 километров. Дальность обнаружения целей — до 450 километров. Антенное устройство первичного радиолокатора — фазированная антенная решетка (ФАР) с частотным управлением положения луча в вертикальной плоскости. Приемное устройство — многоканальное, состоит из 4 основных и 4 резервных каналов. Аппаратура цифровой обработки сигналов также многоканальная. Она построена на цифровых сигнальных процессорах и программируемых логических интегральных схемах (ПЛИС). Аналого-цифровое преобразование принятого сигнала производится на промежуточной частоте с формированием амплитудно-частотной характеристики с помощью цифровых фильтров, обеспечивающих высокую идентичность характеристик каналов и их фазовую стабильность.

На «Сопке-2» может работать один оператор. Также наличие контроля и дистанционного управления обеспечивает возможность работы без постоянного присутствия человека. Высокая надежность комплекса обеспечивается полным дублированием оборудования с автоматическим резервированием

Это особо важно при работе на Крайнем Севере. «Сопка-2» оборудована защитным антенным куполом и способна работать в любых метеоусловиях — при ветрах до 40 метров в секунду и температурах до -50 градусов по Цельсию

Что такое однозначность измерения дальности?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector