Тяжелый танк pz.v «panther ii»

Меньше, легче, быстрее

Окончательный провал программы Light Tank T1 отнюдь не означал полного фиаско конструкций Гарри Нокса. Не у дел к середине 1933 года оказались и танки конструкции Кристи. Непосредственно у самого Джона Уолтера Кристи танки перестали заказывать ещё в ноябре 1932 года, предпочтя отдать контракт American LaFrance. Примерно в это же время кавалерия заказала лёгкий танк T4 Combat Car, также базировавшийся на конструкции танка Кристи. Этой машиной занимался Гладеон Барнс. Как показали дальнейшие события, его колёсно-гусеничные танки получались слишком тяжёлыми и дорогими. В результате к середине 30-х Гарри Нокс и Управление вооружений снова оказались «танковыми» монополистами.

Дальнейшее развитие американских лёгких танков проходило в рамках работы над заказом кавалерии. Получившаяся машина известна как Combat Car T5. Её разработка была инициирована 3 июня 1933 года. Согласно спецификации, отправленной Комитету по вооружениям 10 июля 1933 года, боевая машина должна была весить 14 000 фунтов (6300 кг), развивать скорость 30 миль в час (48 км/ч) и иметь дальность действия 100 миль (160 км). Её вооружение должно было состоять из одного 12,7-мм и двух 7,62-мм пулемётов, а броня должна была защищать от пуль винтовочного калибра. Спецификацию с возросшей до 7,5 тонн боевой массой утвердили 9 августа 1933 года.

Параллельно с Combat Car T5 по той же спецификации стали разрабатывать лёгкий танк для пехоты, получивший обозначение Light Tank T2. Обе машины были изготовлены на арсенале Rock Island к началу апреля 1934 года. Эти два танка были очень близки друг к другу по конструкции. Довольно жёсткие требования по максимальной скорости и массе привели к созданию машины, которая хотя и являлась развитием Light Tank T1E4 (а заодно и Vickers Mk.E), но получилась весьма самобытной.

В виду того, что лимит в 7,5 тонн не позволял делать большой танк, а подходящего автомобильного мотора не нашлось, выбор пал на авиационный двигатель Continental R-670. Этот 7-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения впервые применили ещё на Combat Car T4, но там он был сблокирован с трансмиссией. На Light Tank T2 была применена схема с трансмиссией, расположенной впереди. Благодаря звездообразной схеме моторное отделение получилось коротким, а общая длина танка составила 4077 мм. С другой стороны, мотор в форме звезды заставил создателей Light Tank T2 сделать его корпус довольно высоким. Общая высота машины составила 2057 мм, что вроде бы и немного. Но высота собственно корпуса превышала 1,5 метра. Высокое расположение центра двигателя привело к тому, что вал от него к трансмиссии находился на большой высоте.

Light Tank T2 и Combat Car T5 были антиподами в том, что касалось башен и ходовой части. Танк для пехоты сохранил, хоть и в несколько изменённом виде, ходовую часть Light Tank T1E4 с тележечной 4-катковой подвеской, «позаимствованной» у Vickers Mk.E. Его траки стали развитием конструкции, использовавшейся на колёсно-гусеничном Combat Car T4. Сам трак был металлическим, а шарнир имел резино-металлическую конструкцию. Combat Car T5 сделали двухбашенным, в том числе и из-за высокого расположения вала, идущего от двигателя к трансмиссии. У Light Tank T2 башня была одна, причём двухместная. Для размещения вооружения, состоящего из пулемётов Browning M1919 и Browning M2HB с укороченным стволом, в носовой части башни был сделан выступ. Ещё один пулемёт находился в носовой части корпуса в распоряжении помощника механика-водителя.

Ссылки

Разработка

Со стороны Украины был представлен Т-84-120 Ятаган. Этот танк разрабатывался в 1999 году силами Харьковского Конструкторского Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова и полностью собирался из украинских комплектующих, однако была предусмотрена установка агрегатов западных производителей по желанию заказчика. Например средства связи были от французской фирмы Thomson, а пулемёт от бельгийской FN Herstal. Также испытывалось несколько различных пушек, на фотографиях можно различить минимум три версии.

Ятаган разрабатывался на базе украинского ОБТ Т-84 Оплот и получил от него компоновку, ходовую и множество решений.

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

Боевое применение

На 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. За время польской кампании вермахт потерял 259 машин, однако безвозвратные потери составили только 83 единицы. В составе 40-го танкового батальона, принявшего участие в операции «Везерюбунг», числилось 21 Pz II., из которых 3 утонули при перевозке техники в Норвегию.

К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года панцерваффе располагали 1092 танками типа Pz.II, из них 995 находились в боеготовом состоянии. В составе десяти танковых дивизий, выделенных для проведения кампании, было 920 Pz.II. Во французской кампании было потеряно 240 машин, как безвозвратно, так и отправленных в капитальный ремонт на заводы.

Танки Pz.II 2, 5, 8, 9, 11 и 14-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции. Всего было задействовано 260 машин, из которых не безвозвратно потеряно 13.

Танки Pz.II также использовались в северной Африке против британских войск.

На 1 июня 1941 года панцерваффе имели 1074 таких танка и 85 огнеметных. Из них в операции против СССР было задействовано 825 обычных и 84 огнемётных машин. В течение 1941 года на Восточном фронте было потеряно 424 линейных танка и около 40 огнеметных. Pz.II использовались вплоть до 1943 года. В операции «Цитадель» приняло участие 70 Pz.II.

К концу 1942 года большая часть танков была убрана с передовой и передана в учебные части и на второстепенные фронты. Производство танков было прекращено в 1943 году, а оставшиеся шасси были использованы для создания САУ (в основном Wespe и Marder II).

В марте 1945 года в войсках насчитывалось 145 единиц танков этого типа.

Однако стоит относиться с осторожностью к данным о безвозвратных потерях. В эти цифры включались машины, отправленные в долгосрочный ремонт на заводы

Так, к 1 июня 1941 года, фактически было списано только около 180 Pz.II.

Armaments

Main armament

75 mm KwK40 L43 cannon

Ammunition87 rounds

Reloadbasic crew → aces

7.6 → 5.9 s

Vertical guidance-10° / 20°

Main article: KwK40 (75 mm)

The biggest difference between the Ausf. F2 and the Ausf. F1 is the new long-barreled 7,5 cm KwK 40 L/43 gun. As easily the best gun available to any medium tank at the Ausf. F2’s BR, the KwK 40 has absolutely no problems dealing with all but the heaviest tanks at this BR, even from the front. It is even quite capable against higher tiered tanks, with only a few exceptions. The turret also provides the gun with an excellent amount of gun depression, allowing the effective use of hull-down tactics.

The stock PzGr 39 APCBC shell is also the best all-round ammunition to use. It is much more effective against sloped armour than the PzGr 40 APCR shot and even at 2,000 m has more penetration than the HlGr 38B HEAT shell. The only reason to carry any APCR at all is in case of a full up-tier, where very heavily armoured tanks such as the Churchill VII may be faced and only shots to the front are possible.

Smoke and HE shells are also available, although their use is rather situational.

75 mm KwK40 Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 87 -10°/+20° ±180° N/A 13.3 18.4 22.4 24.8 26.4 7.67 6.79 6.25 5.90
Realistic 8.3 9.8 11.9 13.2 14.0

Ammunition

Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
PzGr 39 APCBC 137 135 123 110 98 88
Hl.Gr 38B HEAT 80 80 80 80 80 80
PzGr 40 APCR 163 159 143 126 110 96
Sprgr. 34 HE 10 10 10 10 10 10
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Ricochet
0% 50% 100%
PzGr 39 APCBC 740 6.8 1.2 14 28.9 48° 63° 71°
Hl.Gr 38B HEAT 450 4.4 0.1 872.1 62° 69° 73°
PzGr 40 APCR 919 4.1 N/A N/A N/A 66° 70° 72°
Sprgr. 34 HE 550 5.74 0.1 0.1 686 79° 80° 81°
Smoke shell characteristics
Ammunition Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Screen radius(m) Screen deploy time(s) Screen hold time(s) Explosive Mass(TNT equivalent) (g)
K.Gr.Rot Nb. 540 6.2 13 5 20 50

Ammo racks

Ammo racks of the Pz.IV H (identical).

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty 4thrack empty 5thrack empty 6thrack empty
87 84 (+3) 82 (+5) 80 (+7) 72 (+15) 63 (+24) 54 (+33)
7thrack empty 8thrack empty 9thrack empty 10thrack empty 11thrack empty Visualdiscrepancy
46 (+41) 38 (+49) 30 (+57) 24 (+63) (+86) No

Notes:

  • Racks are modeled by sets of 2 and disappear after both shells in the set having been shot or loaded.
  • Sides empty: 30 (+57) shells
  • The tank can carry up to 87 rounds, which is more than sufficient for most battles. It is recommended to carry fewer rounds, as this will reduce the likelihood of ammunition detonation if the turret is penetrated.

Machine guns

7.92 mm MG34 machine gun (coaxial)

Ammunition3 000 rounds

Belt capacity150 rounds

Reloadbasic crew → aces

10.4 → 8.0 s

Fire rate900 shots/min

Main article: MG34 (7.92 mm)

7.92 mm MG34
Mount Capacity (Belt) Fire rate Vertical Horizontal
Coaxial 3,000 (150) 900 N/A N/A

Пистолет Браунинга модели 1910 года

Литература

  • Барятинский М. Б. Танки Блицкрига Pz.I и Pz.II. — М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2009. — 94 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — ISBN 978-5-699-38573-7.
  • Барятинский М. Б. Немецкие танки в бою. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 336 с. — (Танки в бою). — ISBN 978-5-699-20445-8.
  • Барятинский М. Б. Лёгкий танк Panzer II. — М.: «Моделист-конструктор», 2002. — 32 с. — (Бронеколлекция № 4 (43) / 2002).
  • Федосеев С., Коломиец М. Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — М.: «Стратегия КМ», 2007. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007).
  • Battistelli P. P. Panzer Divisions: The Blitzkrieg Years 1939—40. — Oxford, UK: «Osprey Publishing», 2007. — 96 p. — (Battle Orders № 32). — ISBN 978-1-84603-146-5.
  • Perrett B. German Light Panzers 1932—1942. — London: «Osprey Publishing», 1998. — 48 p. — (New Vanguard № 26). — ISBN 1-85532-844-5.
  • Jentz, Thomas L. Panzertruppen: The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force 1933—1942. — Atglen, PA: «Schiffer Military History», 1996. — P. 209. — 288 p. — ISBN 978-0887409158.
  • Jentz, Thomas L., Doyle, Hilary Louis & Sarson, Peter. New Vanguard 19 — StuG III Assault Gun, 1940—1942. Oxford: Osprey Publishing, 1996. 48 p. ISBN 1-85532-537-3.
  • Werner Müller. 2cm Flak im Einsatz 1935—1945. («Waffen-Arsenal. Waffen und Fahrzeuge der Heere und Luftstreitkräfte». Band 142) Friedberg, Podzun-Pallas-Verlag GmbH, 1993. — s. 31

Примечания

Боевое применение

На 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. За время польской кампании вермахт потерял 259 машин, однако безвозвратные потери составили только 83 единицы. В составе 40-го танкового батальона, принявшего участие в операции «Везерюбунг», числилось 21 Pz II..

К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года панцерваффе располагали 1110 танками типа Pz.II, из них 995 находились в боеготовом состоянии. В составе десяти танковых дивизий, выделенных для проведения кампании, было 920 Pz.II. Во французской кампании было потеряно 240 машин.

Танки Pz.II 2, 5, 8, 9, 11 и 14-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции. Всего было задействовано 260 машин, из которых безвозвратно потеряно 13.

Танки Pz.II также использовались в северной Африке против британских войск.

На 1 июня 1941 года панцерваффе имели 1074 таких танка, ещё 45 находились в долгосрочном ремонте; 85 огнеметных. Из них в операции против СССР было задействовано 825 обычных и 84 огнемётных машин. В течение 1941 года на Восточном фронте было потеряно 424 танка. Pz.II использовались вплоть до 1943 года. В операции «Цитадель» приняло участие 70 Pz.II.

К концу 1942 года большая часть танков была убрана с передовой и передана в учебные части и на второстепенные фронты. Производство танков было прекращено в 1943 году, а оставшиеся шасси были использованы для создания САУ (в основном Wespe и Marder II).

В марте 1945 года в войсках насчитывалось 145 единиц танков этого типа.

Однако стоит относиться с осторожностью к данным о безвозвратных потерях. В эти цифры включались машины, отправленные в долгосрочный ремонт на заводы

Так, к 1 июня 1941 года, фактически было списано только 130 Pz.II.

История создания

Летом 1938 года немецкие фирмы «Daimler-Benz» и «MAN» начали разработку нового разведывательного танка под индексом VK901. Данный танк позиционировался как развитие PzKpfw II, но на самом деле это была совершенно новая машина. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков состояла из пяти катков на один борт. На танк ставился двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л. с., позволявший 10,5-тонному танку развивать максимальную скорость 50 км/ч. От PzKpfw II у VK901 осталось вооружение и бронирование корпуса. В 1939 году был изготовлен прототип, и после проведения испытаний он был принят на вооружение под индексом Panzerkampfwagen II Ausführung G. С апреля по февраль 1942 года было изготовлено 12 машин, после чего производство остановили.

15 апреля 1939 года «Daimler-Benz» и «MAN» был выдан заказ на проектирование 13-тонного разведывательного танка, получившего обозначение VK1301. Конструкция танка основывалась на VK901. Главным отличием было наличие у VK1301 двухместной башни. Однако в июле 1940 года Департамент разработки и испытаний техники армейского управления вооружений подключил к программе создания 13-тонного разведывательного танка чешские фирмы «Škoda» и «BMM». В июле 1941 года фирма «MAN» изготовила шасси танка. Спустя месяц появился модернизированный вариант — VK1303. В конце января 1942 года на Куммерсдорфском полигоне начались испытания опытных образцов. «Škoda» разработала лёгкий танк Т-15, основывавшийся на LT vz.35, а «BMM» — ., разрабатывавшийся на базе LT vz.38. По итогам первого этапа испытаний победа досталась проекту фирмы «BMM». Однако на втором этапе испытаний, проходившем в мае — июне 1942 года, победа досталась проекту «MAN». Танк был принят на вооружение вермахта под наименованием Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs» (нем. Luchs — рысь).

История создания

Военный музей, Белград, Сербия

Pz.Kpfw.II в Бронетанковом музее в Кубинке

Воссоздаваемому вермахту в 1934 году понадобился лёгкий танк с противотанковым вооружением в качестве замены PzKpfw I с пулемётным вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Krupp», «Henschel» и «MAN». Из соображений внешней политики танк поначалу скрывали под «гражданским» названием «сельскохозяйственный трактор LaS 100».

Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Ходовая часть танка состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на борт. Эта первая модификация, запущенная в опытную серию, делилась на три подмодификации — a/1, a/2 и a/3, в каждой из которых было изготовлено по 25 машин. Эти модификации по сути являлись испытательными стендами для проверки отдельных технических решений. Так, PzKpfw II Ausf a/2 имел сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. В танках PzKpfw II Ausf a/3 был увеличен радиатор системы охлаждения и усилены пружины подвески. Боевая масса танка составила 7,6 т.

Весной 1937 года была произведена доработка танка (усовершенствована трансмиссия и ходовая часть, получившая новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики; установлен более мощный двигатель с усовершенствованной системой охлаждения). В результате появилась модификация PzKpfw II Ausf b. Масса танка составила 7,9 т. Фирма «Хеншель» изготовила третью опытную модификацию — PzKpfw II Ausf с. Ходовая часть получила пять опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор. Всего было произведено по 25 танков модификаций b и c.

Примечания

  1. , С. 76−77.
  2. С командирской башенкой и без неё.
  3. , С. 76.
  4. , С. 13.
  5. , С. 5.
  6. , С. 19.
  7. , С. 14.
  8. , С. 77.
  9. , См.: Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — Sd.Kfz. 123 (VK 1303).
  10. ↑ , P. 256.
  11. , P. 57.
  12. , P. 58.
  13. , P. 141.
  14. , P. 154, 157.
  15. Лопуховский Л., Кавалерчик Б. Июнь 1941. Запрограммированное поражение. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2010. — С. 718. — 736 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война).
  16. , P. 209.
  17. , C. 39.
  18. Slovakia // Zaloga S. J. Tanks of Hitler’s Eastern Allies, 1941−45. — London, Osprey Publishing Ltd., 2013. — P. 6−8.
  19. Jentz, Thomas L., Doyle, Hilary Louis & Sarson, Peter. StuG III Assault Gun, 1940—1942. 1996. p, 48
  20. Werner Müller. 2cm Flak im Einsatz 1935—1945. («Waffen-Arsenal. Waffen und Fahrzeuge der Heere und Luftstreitkräfte». Band 142), 1993. — s. 31

History

Development

In 1934, the development of the new German tanks, which would be the Panzer III and Panzer IV, was falling behind schedule despite an urgent need for tanks. As a stopgap solution until the designs was finalized, the Germany Army submitted a request for a new tank, giving the responsibility of designing to Krupp, MAN, Henschel, and Daimler-Benz.

The product was a design that is based off the German Panzer I light tank, but was larger with the addition of an extra bogie wheel and had a 20 mm autocannon as its main armament. The finished tank was designated the Panzer II and production was to start in 1935 but did not start delivering tanks until 18 months later. At this time, it was in a low rate production status by 1936 in the Panzer II Ausf. C variant. In the 1940s, the Panzer II was upgraded to the Panzer II Ausf. F, which entered into production in 1941 with increased armour and a torsion bar suspension system. A total of 524 Ausf. F were produced between March 1941 to December 1942.

The Panzer II Ausf. F had a 35 mm front armour and 20 mm side armour compared to the 14 mm all-around armour on the Ausf. C. The 20 mm autocannon on the turret was the same, based off the 20 mm FlaK 30 then in use with a firing rate of 600 rpm from a 10-round magazine. The tank also came with a coaxial machine gun as well. The turret was hand cranked by the commander, who doubled as the gunner of the tanks. The crew of the Panzer II consist of three people, the driver, commander, and loader who doubled as a radio operator. The Panzer II Ausf. C could reach a speed of 33 mph with its torion-bar suspension

Combat usage

The Panzer II would serve in the initial stages of World War II in the Battle of Poland, France, and Operation Barbarossa as Germany’s most numerous tank (By May 1940, there were about a thousand Panzer Is and IIs, but only 381 Panzer III and 290 Panzer IVs). The Panzer II also saw service in the German Afrika Korps (Deutsches Afrikakorps, DAK) during the Northern Africa campaign. By 1941, it was clear that the Panzer II was starting to become obsolete, and with the increasing quantity of Panzer IIIs and IVs, the Panzer II was relegated to reconnaissance duties when going against the Allies.

Despite the up-armouring in the different Panzer II variants, the Panzer II could still be penetrated by the most towed anti-tank weapon in service at the time, leaving the crew at risk to enemy fire. By 1942, it was largely removed from front lines and production ceased by 1943. The turrets of these obsolete tanks were used as gun turrets on defensive bunkers on the Atlantic Wall, and the chassis stayed in use for other purposes, such as a self-propelled gun and tank destroyer in the Wespe and Marder II respectively.

In-game description

Some of the Pz.Kpfw II’s were sent to Africa, where they were used by the German Afrika Korps (DAK). In Africa they were given secondary tasks such as guard duty and scouting. The tank is shown with desert camouflage and the famous symbol of the African Corps, the palm tree.

История создания

Военный музей, Белград, Сербия

Pz.Kpfw.II в Бронетанковом музее в Кубинке

Воссоздаваемому вермахту в 1934 году понадобился лёгкий танк с противотанковым вооружением в качестве замены PzKpfw I с пулемётным вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Krupp», «Henschel» и «MAN». Из соображений внешней политики танк поначалу скрывали под «гражданским» названием «сельскохозяйственный трактор LaS 100».

Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Ходовая часть танка состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на борт. Эта первая модификация, запущенная в опытную серию, делилась на три подмодификации — a/1, a/2 и a/3, в каждой из которых было изготовлено по 25 машин. Эти модификации по сути являлись испытательными стендами для проверки отдельных технических решений. Так, PzKpfw II Ausf a/2 имел сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. В танках PzKpfw II Ausf a/3 был увеличен радиатор системы охлаждения и усилены пружины подвески. Боевая масса танка составила 7,6 т.

Весной 1937 года была произведена доработка танка (усовершенствована трансмиссия и ходовая часть, получившая новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики; установлен более мощный двигатель с усовершенствованной системой охлаждения). В результате появилась модификация PzKpfw II Ausf b. Масса танка составила 7,9 т. Фирма «Хеншель» изготовила третью опытную модификацию — PzKpfw II Ausf с. Ходовая часть получила пять опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор.

Машины на базе Panzerkampfwagen II

  • Marder II (Sd.Kfz. 132)
  • Marder II (Sd.Kfz. 131)
  • Wespe (Sd.Kfz. 124) — 105-мм лёгкая полевая самоходная гаубица
  • Sturmpanzer II Bison — 150-мм самоходное орудие sIG 33
  • Beobachtungswagen II Ausf C — почтовая/командирская бронемашина
  • Munitionsschlepper II — войсковой тягач
  • PzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd.Kfz. 122) (Ausf D/E) — огнемётный танк
  • Brückenleger auf PzKpfw II Ausf b — лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)
  • Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — разведывательный танк
  • Schwimm Panzer II Ausf. A—C (20-мм орудие) — плавающий танк
  • Bergepanzer II Ausf D/E — восстановительная машина
  • Ladungsleger II — перевозчик подрывных зарядов
  • Panzer Beobachtungswagen II — танк-наводчик артиллерии
  • Pioner-Kampfwagen II — инженерный танк
  • PzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50-мм орудием Pak 38 L/60
  • Feuerleitpanzer II — танк-корректор огня

Александр Руцкой: «Расстрелом парламента в 1993-м руководили из Вашингтона»

Примечания

  1. , См.: Статистика производства Panzer II.
  2. , С. 76−77.
  3. С командирской башенкой и без неё.
  4. , С. 76.
  5. , С. 13.
  6. , С. 5.
  7. , С. 19.
  8. , С. 14.
  9. , С. 77.
  10. , См.: Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — Sd.Kfz. 123 (VK 1303).
  11. ↑ , P. 256.
  12. , P. 57.
  13. , P. 58.
  14. , P. 141.
  15. , P. 154, 157.
  16. Лопуховский Л., Кавалерчик Б. Июнь 1941. Запрограммированное поражение. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2010. — С. 718. — 736 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война).
  17. , P. 209.
  18. , C. 39.
  19. Slovakia // Zaloga S. J. Tanks of Hitler’s Eastern Allies, 1941−45. — London, Osprey Publishing Ltd., 2013. — P. 6−8.
  20. Jentz, Thomas L., Doyle, Hilary Louis & Sarson, Peter. StuG III Assault Gun, 1940—1942. 1996. p, 48
  21. Werner Müller. 2cm Flak im Einsatz 1935—1945. («Waffen-Arsenal. Waffen und Fahrzeuge der Heere und Luftstreitkräfte». Band 142), 1993. — s. 31

Contents

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 Ausf. B

Эксплуатация танков в армии Pz.Kpfw I Ausf B показала важность внесения в конструкцию необходимых улучшений. Главным недостатком танков первой модели являлась нехватка мощности двигателя Крупп М-305 — всего 57 л.с

Как вариант, рассматривалась возможность установки дизеля Крупп, но испытания выявили неадекватность и этого мотора. Единственным вариантом улучшения подвижности п проходимости танка представлялась замена двигателя Крупп М-305 двигателем Майбах NL-38 TRKM в 100 л.с. Заодно с мотором заменили трансмиссию. Новая силовая установка имела большие габаритные размеры из-за чего потребовалось удлинить двигательное отделение на 400 мм. перепроектировать его крышу и корму.

Увеличение размеров корпуса повлекло внесение изменений в конструкцию шасси — добавлены пара опорных катков и один ролик, изменен способ фиксации связующей балки опорных катков и ленивца.

Танки Pz.Kpfw I Ausf.выпускали Хеншель и Крупп-Грузон (Магдебург), в 1936 г. к серийному выпуску подключились заводы МАХ в Нюрнберге и Вегманн в Касселе. Серийное производство завершено в середине 1937 г., но фирма Вегманн выпускала танки Ausf. B до конца 1938 г. 

Капитальный ремонт танков обоих первых модификаций выполнялся заводами -производителями и, после аннексии Германией Богемии и Моравии (так называемой Чехии), заводами Ceskomorawska-Kolben-Danek (немцы переименовали в BMM) в Праге, Шкода в Пильзене.Танки Pz.Kpfw I могли перевозить на большие расстояния грузовые автомобили, оснащенные рампами для заезда танков в кузова. Также для перевозки танков применялись трейлеры грузоподъемностью 8 и 22 т.

Примечания

Машины на базе Panzerkampfwagen II

  • Marder II (Sd.Kfz. 132)
  • Marder II (Sd.Kfz. 131)
  • Wespe (Sd.Kfz. 124) — 105-мм лёгкая полевая самоходная гаубица
  • Sturmpanzer II Bison — 150-мм самоходное орудие sIG 33
  • Beobachtungswagen II Ausf C — почтовая/командирская бронемашина
  • Munitionsschlepper II — войсковой тягач
  • PzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd.Kfz. 122) (Ausf D/E) — огнемётный танк
  • Brückenleger auf PzKpfw II Ausf b — лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)
  • Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — разведывательный танк
  • Schwimm Panzer II Ausf. A—C (20-мм орудие) — плавающий танк
  • Bergepanzer II Ausf D/E — восстановительная машина
  • Ladungsleger II — перевозчик подрывных зарядов
  • Panzer Beobachtungswagen II — танк-наводчик артиллерии
  • Pioner-Kampfwagen II — инженерный танк
  • PzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50-мм орудием Pak 38 L/60
  • Feuerleitpanzer II — танк-корректор огня

Оценка машины

Перед началом войны в 1939 году PzKpfw II уже был недостаточно мощным боевым танком, но так получилось, что «двойка» в начале Второй мировой войны всё ещё составляла 38 процентов танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и H35, советских Т-26 и БТ, при этом не имея резервов для модернизации. Орудие танка 2 cm KwK 30 L/55 показало себя во время войны оружием великолепной точности, но явно имело недостаточную бронепробиваемость, особенно после начала войны против СССР, где PzKpfw II приходилось встречаться с Т-34. Положение пытались исправить введением в боеукладку подкалиберного боеприпаса с сердечником из карбида вольфрама, но это не оправдало себя. Как и раньше, PzKpfw II использовался в основном против пехоты, расчётов орудий и слабобронированной техники. Проходимость и запас хода танка, в условиях войны в СССР, были непозволительно малы. Приходилось на маршах загружать танк канистрами с бензином, что часто видно на фотографиях времён войны.
На поздних этапах войны танк по возможности не использовали в бою. Использовался PzKpfw II в основном для разведки, охранной службы, для борьбы с партизанами, как командирская машина. После прекращения производства в 1942 году, шасси PzKpfw II использовалось для производства артиллерийских самоходных установок.

Минометная система AMS (Великобритания/США)

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen»  – зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV – средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) – средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind  – зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.

StuG IV

Pz. II в модельной и игровой индустрии

Модель Pz.Kpfw. II достаточно полно представлена в модельной индустрии, выпускается в масштабах 1:35 и 1:72, а также 1:100.

Модели выпускают следующие фирмы:

Dragon (Китай), в масштабе 1:35 выпущены модификации A, B, C, F, командирская модификация Pz.Beob.Wg.II Ausf.A-C, а также машины Bison 2 на базе танка.

Bronco, выпускает модель Ausf.D 1, Fl, Flamm, J, а также мостоукладчик на базе танка.

Ark models выпускает модификацию Ausf.D.

Tamiya (Япония), модель выпущена фирмой в 1971 году, затем переиздана в 2008, отличается упрощенной детализацией и простотой сборки.

В масштабе 1:100 выпускается фирмой «Звезда» (Россия).

Примечания

Содержит 450 шаровых скоплений

Шаровые скопления представляют собой плотно упакованные скопления старых звезд, тесно связанных гравитацией. В них могут находиться сотни тысяч и даже миллионы звезд. Шаровые скопления помогают определять возраст Вселенной, а также нередко помогают определять, где находится центр галактики. В Млечном Пути астрономы обнаружили как минимум 200 шаровых скоплений, в Андромеде — около 450.

Количество шаровых скоплений у Андромеды может быть гораздо больше, однако дальние рубежи этой галактики по-прежнему остаются малоизученными. Если бы шаровые скопления галактики Андромеды имели аналогичные размеры скоплений Млечного Пути, то их реальное число могло бы составлять что-то среднее между 700 и 2800.

Тактико-технические характеристики

ТТХ танков семейства Panzerkampfwagen II
Pz.Kpfw.II Ausf. a Pz.Kpfw.II Ausf. b Pz.Kpfw.II Ausf. c, A, B Pz.Kpfw.II Ausf. C Pz.Kpfw.II Ausf. F Pz.Kpfw.II Ausf. D, E
Размеры
Длина, м 4,38 4,76 4,81 4,81 4,81 4,63
Ширина, м 2,14 2,14 2,23 2,28 2,28 2,30
Высота, м 1,95 1,96 1,99 2,02—2,15 2,15 2,02
Боевая масса, т 7,6 7,9 8,9 9,5 9,5 10,0
Вооружение
Вооружение 1 × 20-мм KwK 30, 1 × 7,92-мм MG-34 1 × 20-мм KwK 30, 1 × 7,92-мм MG-34 1 × 20-мм KwK 30, 1 × 7,92-мм MG-34 1 × 20-мм KwK 30, 1 × 7,92-мм MG-34 1 × 20-мм KwK 38, 1 × 7,92-мм MG-34 1 × 20-мм KwK 38, 1 × 7,92-мм MG-34
Бронирование
Лоб корпуса 13 мм 13 мм 14,5 мм 29—34,5 мм 20—35 мм 30 мм
Борта и корма корпуса 13 мм 13 мм 14,5 мм 14,5 мм 15 мм 14,5 мм
Лоб башни 13—15 мм 13—15 мм 14,5—16 мм 34,5 мм 30 мм 14,5—16 мм
Борта и корма башни 13 мм 13 мм 14,5 мм 14,5 мм 15 мм 14,5 мм
Крыша и днище 5—10 мм 5—10 мм 5—10 мм 5—10 мм 5—15 мм 5—10 мм
Подвижность
Двигатель карбюраторный6-цилиндровыйрядныйжидкостного охлаждения«Майбах» HL 57 TR, 130 л. с. карбюраторный6-цилиндровыйрядныйжидкостного охлаждения«Майбах» HL 62 TR, 140 л. с. карбюраторный6-цилиндровыйрядныйжидкостного охлаждения«Майбах» HL 62 TR, 140 л. с. карбюраторный6-цилиндровыйрядныйжидкостного охлаждения«Майбах» HL 62 TRM, 140 л. с. карбюраторный6-цилиндровыйрядныйжидкостного охлаждения«Майбах» HL 62 TRM, 140 л. с. карбюраторный6-цилиндровыйрядныйжидкостного охлаждения«Майбах» HL 66 P, 180 л. с.
Удельная мощность, л. с./т 17,0 17,7 15,7 14,7 14,7 18,0
Тип подвески сблокированная попарно,на листовых рессорах индивидуальная, на листовых рессорах индивидуальная, торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 40 40 40 40 40 55
Средняя скорость движения по шоссе, км/ч
Максимальная скорость по пересечённой местности, км/ч
Запас хода по шоссе, км 210 190 190 190 190 200
Запас хода по пересечённой местности, км 160 125 125 125 125 130
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,52 0,54 0,62 0,66 0,66 0,76
Преодолеваемый подъём, град 30 30 30 30 30 24
Преодолеваемая стенка, м 0,42 0,42 0,42 0,42 0,42 0,42
Преодолеваемый ров, м 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,75
Преодолеваемый брод, м 0,8 0,8 0,93 0,93 0,93 0,85

Совместимое оборудование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector