Тяжелый танк ис-10 (т-10). часть 1

Содержание

Содержание

Пищевая ценность и состав овсяных хлопьев

Модификации

Серийные образцы

Т-10А

Т-10А

Принят на вооружение 17 мая  г. Модернизированный вариант Т-10 с пушкой Д-25ТС с стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжектором продувки канала ствола. Т-10А оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла изменение формы башни и маски орудия.

Т-10Б

Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

Т-10БК

Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10М

Т-10М

Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

  • Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостной стабилизатор 2Э12 «Ливень».
  • 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
  • Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
  • Установлен досылатель
  • Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
  • Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
  • Противоатомная защита.
  • ТДА.

Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.

Т-10МК

Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

«Объект 266» — опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.

Календарь проведения основных работ по выращиванию лавра

При выращивании и уходе за лавром на открытом грунте можно ориентироваться на такой график проведения основных работ.

Сезон Рекомендации
Весна В марте и апреле проводят санитарную обрезку кустов и деревьев, удаляя поврежденные, одревесневшие и подмороженные побеги. В прохладных теплицах проводят укоренение отводок. Осуществляют подкормку растений.
Лето В течение всего периода проходит прорастание семян, посеянных осенью. При этом варианте размножения надо регулярно подкармливать почву питательными добавками. В июне и июле проводят высадку черенков. Август – время для осуществления формирующей крону обрезки кустов и деревьев.
Осень В октябре и ноябре собираются созревшие плоды, засеваются семена. В это время со взрослых растений собирают листья с целью заготовки кулинарного или лекарственного сырья, обрезают поврежденные, больные побеги.
Зима В этот период надо соблюдать режим покоя, умерить частоту и обильность поливов, держать растения в прохладных, светлых, хорошо проветриваемых помещениях.

Осенью и зимой растение тревожат минимально, поскольку оно находится в состоянии покоя

В домашних условиях проводятся такие сезонные работы.

Сезон Рекомендации
Весна В марте засевают семена. В первые два месяца проводят размножение вегетативными методами высадки черенков или отводков. Регулярно подкармливают почву.
Лето Во время всего периода прорастают семена, проводят регулярную подкормку. В конце лета производят формирующие обрезки.
Осень Октябрь и ноябрь – время сбора плодов, сырья из листьев. Подкормка проводится редко.
Зима Первые два месяца – режим покоя. В феврале также может проводиться высевка семян.

Весной и летом растение нужно периодически подкармливать, поливать, обрезать

В течение всего года проводится регулярный полив посадок. В летний период растения поливают чаще и обильней. Зимой интенсивность и объемы поливов следует снизить.

История создания и производства

Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7 проект ИС-5 был переименован в ИС-8.

Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1965 годах он производился в Челябинске и в 1958—1962 и в Ленинграде. Данные о выпуске Т-10 разнятся, в разных источниках от 1539 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных (1189 из 1539) модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций модернизированы до Т-10М.

Ссылки

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус сваривался из катаных и штампованых броневых плит. Танк с рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Угол наклона верхней лобовой детали толщиной 120 мм 57 градусов к вертикали. Борта из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. Башня литая, по форме напоминала перевёрнутое блюдце. Обводы башни оптимизированы для условий прохождения ударной волны ядерного взрыва.

Вооружение

Основное вооружение Т-10 — 122-мм танковая пушка с длиной ствола 48 калибров — развитие пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка с двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие с электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3—4 выстрелов в минуту против 2—3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.

Боеприпасы танковой пушки Д-25Т
Тип Обозначение Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Начальная скорость, м/с
Бронебойный трассирующий тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б 45,96 25,1 795
Осколочно-фугасная граната ОФ-471 47,76 27,3 ?

Бронебойный снаряд Д-25Т пробивал на дистанции 1000 м около 150 мм брони при угле встречи 90°.

На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 122-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.

Таблица ТТХ выстрелов, используемых для стрельбы из пушки 2А17
Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса , кг Масса снаряда, кг Масса заряда, кг Бронепробиваемость, мм/град
Бронебойно-трассирующие снаряды
3ВБР1 53-БР-472 4ЖН3 0,335 25,1 10 214/0 (172/30)
3ВБР3 53-БР-472 4Ж15 0,335 25,1 9,15
Бронебойные подкалиберные снаряды
3ВБМ4 3БМ11 4Ж46 7,4 9,1 320/0 (110/60)
Бронебойные кумулятивные снаряды
3ВБК5 3БК9 4Ж26 1,7 7,1 6,7 200/60
3ВБК5М 3БК9М 4Ж26 1,7 7,1 6,7
3ВБК13
3ВБК13М
Осколочно-фугасные снаряды
3ВОФ2 53-ОФ-472 4ЖН4 3,0 27,2 10
3ВОФ16 53-ОФ-472 4Ж14 3,0 27,2 9,0
Практические снаряды
3ВП3

Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.

Двигатель и трансмиссия

На Т-10 V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объём 38,8 л.

Трансмиссия из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть

Ходовая часть Т-10М

Траки Т-10М

Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.

Последний «Сталин»…

ИС-8 (объект 730) – последний советский тяжелый танк, венчающий собой серию танков ИС, бравшую свое славное начало еще в далеком переломном 1944-м. Причиной создания танка являлось то, что его прямой предшественник, ИС-7, был настолько тяжел, что попросту не годился для ведения потенциальных боевых действий в окружающих условиях. ИС-7 был создан, скорее, для устрашения.

ИС-8, основными требованиями к которому были снижение веса при той же броневой защите, а также усиление огневой мощи, вышел намного практичнее и эффективнее, пусть и не так устрашающе. Танк производился в период с 1954 по 1966 годы. Общее количество экземпляров, выпущенных в этот период, по разным данным составляет до 8 000 штук. На вооружении состоял вплоть до 1993-го года.

Отличительными его особенностями, как для тяжелого танка, на то время была достаточно высокая скорость и маневренность, хорошая броневая защита, достигнутая использованием новых сплавов броневой стали, а также инновационными решениями в форме бронелистов лобовой части корпуса («щучий нос») и крупнокалиберное орудие с высоким пробитием и неплохой точностью и достаточной скорострельностью. Внешне танк имел низкий силуэт, что способствовало использованию даже небольших складок местности и насыпей для укрытия, затрудняло сделать точный выстрел по нему, а также обеспечивало низкую заметность.

Уязвимыми местами танка традиционно стали борта и корма. Обтекаемая башня с достаточной толщиной брони была практически неуязвима, НЛД танка имел достаточный угол наклона и толщину, чтоб выдержать попадание среднестатистических орудий того времени.

Оценка проекта

Обзор видов

Противогазы классифицируются на фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие

Само название групп противогазов хорошо их характеризует. В этом варианте используются чаще всего угольные фильтры. Когда воздух проходит их, вредные вещества осаждаются. Выдыхаемый воздух обратно через фильтр не прогоняется, он выходит из-под лицевой части маски. Адсорбция происходит с помощью массы волокон, объединенных в своего рода сетку; в некоторых моделях могут применяться процессы катализа и хемосорбции.

Изолирующие

Как уже говорилось, в гражданском секторе такие модели встречаются реже. Полная изоляция от внешней среды позволяет справляться практически с любой концентрацией опасных веществ, а также защищаться от заранее неизвестных токсинов. Подача воздуха может производиться:

  • из носимых баллонов;
  • из стационарного источника по шлангу;
  • за счет регенерации.

Модели с изоляцией лучше фильтрующих там, где может встречаться широкий спектр ядов, а также при пониженной концентрации кислорода. С технической точки зрения они могут обеспечить куда более комфортные условия.

Необходимо будет тщательно учиться их применению, поскольку схема «надето и вперед» тут не срабатывает. Кроме того, подающие воздух принудительно компоненты делают противогаз заметно тяжелее; потому однозначно сказать, что лучше, нельзя.

Ход операции

В годы Великой Отечественной войны

Война стала кровавым «соревнованием» между немецким и советским танкостроением. В ходе нее, как боевые машины Красной Армии, так и немецкие танки,постоянно совершенствовались. Нередко, изменения в боевых и технических характеристиках советских танков становились мотивацией для активизации работы немецких производителей бронетехники. И наоборот.

Так, Красная Армия, имея на вооружении в начале войны небольшое количество средних танков Т-34, тяжелых КВ и легких Т-40, (в основном части были укомплектованы Т-26 и БТ-2), уже после первых боев практически отказалась от легких танков.

Но с появлением у немцев тяжелых танков «Пантера»и «Тигр», вернулась потребность в тяжелых танках. В 1943 году на вооружение поступил тяжелый танк ИС-2, получивший прозвище «Истребитель Тигров». В таблице представлены некоторые тактико-технические характеристики главных танков Красной Армии и вермахта в годы войны.

Основные характеристики Т-34-85 T-V Пантера ИC-2 T-VI Тигр
Боевая масса (т) 30,1 44,8 46 57
Экипаж (чел) 4 5 4 5
Габариты (мм):
длина 5920 6870 6770 6316
ширина 3000 3270 3070 3705
высота 2405 2995 2630 2930
клиренс 400 560 420 470
Толщина брони (мм) 52/30 90/30 100/30 100/40
Калибр пушки (мм) 85 75 122 88
Боекомплект (снарядов) 77 81 28 92
Пулеметы 2х7,62 2х7,92 3х7,62; 1х12,7 2х7,92
Двигатель (л.с.) 500 – дизель 700 – карбюратор 520 – дизель 700-карбюратор
Скорость
Шоссе (км/час) 54 55 37 44
Бездорожье (км/час) 36 30 15-20 20-25
Запас хода (км) 380 250 160-240 100-195
Дальность стрельбы (м) 4000 4000 4000 4000

Неправильным будет простое сравнение цифр. Подход должен быть аналитическим. Например, надо учитывать, что по немецким меркам «Пантера» – средний танк, а по параметрам, принятым в мире – тяжелый.

Сохранившиеся экземпляры

Т-10А, установленный на Площади Победы, г. Кагарлык, Киевская область, Украина

Т-10М в экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина

Т-10М в Парке Победы, г. Нижний Новгород

  • Белоруссия Белоруссия:

    • два танка Т-10М находятся в открытой экспозиции ИКК «Линия Сталина»
    • возле Кургана Славы в г. Минске.
    • на постаменте в д. Короватичи, (Речицкий район, Гомельская область);
  • Россия Россия:

    • в Центральном Музее Вооружённых Сил в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • в музее техники Вадима Задорожного в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • на постаменте в г. Ульяновске на территории Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (бывшее Ульяновское гвардейское ГВТКУ им. В. И. Ленина);
    • на постаменте в г. Омске при въезде на территорию Омского танкового инженерного института;
    • на постаменте в г. Москве на территории академии физкультуры;
    • на постаменте в с. Большая Рига (Шумихинский район, Курганская область);
    • в парке Победы на Соколовой горе, г. Саратов;
    • на постаменте в пгт. Сатис (Нижегородская область);
    • на постаменте на площади Победы в г. Магнитогорске (Челябинская область);
    • в парке Победы, г. Нижний Новгород, установлен танк Т-10М.
    • на постаменте при въезде в г. Благодарный (Ставропольский край)
    • на постаменте в г. Городец Нижегородской области
    • на постаменте на территории 240 танкового полка (г.Хабаровск-43)
  • Украина Украина:

    • В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
    • г. Луцк — Волынский региональный музей украинского войска и военной техники;
    • на площадке техники в г. Горишние Плавни (Полтавская область) установлен танк Т-10М;
    • 21 октября 2010 года танк Т-34/85 заменён на танк Т-10М, г. Кривой Рог (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Кагарлыке (Киевская область);
    • на постаменте в с. Криворожье (Донецкая область);
    • на постаменте в с. Шахово (Добропольский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Зелёное Поле (Великоновосёлковский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Терны (Юрьевский район, Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Черкасское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Гвардейское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Покровское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Апостолово (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Синельниково (Днепропетровская область);
    • на постаменте в с. Червоная Каменка (Александрийский район, Кировоградская область);
    • на постаменте в г. Путивле (Сумская область);
    • на постаменте в пгт. Буки (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Драбов (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Гончаровское (Черниговская область);
    • на постаменте на территории 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский (Волынская область).
    • в музее техники Богуслаева в г. Запорожье.

Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130

История создания

Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода.

Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 гг. на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.

В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).

Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).

Однако в конце апреля прошли испытания трофейного танка Тигр I на полигоне в Кубинке, которые показали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу разработать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

В первой половине июня прототипы новых пушек были готовы для испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) предоставило пушку С-31 Горшкова/Грабина, соединив 85-мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-3, что существенно облегчило бы её производство. КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова предоставило пушку Д-5Т на основе 85-мм пушки Д-5С для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, с затвором и подъёмным механизмом от 76-мм танковой пушки Ф-34. Д-5Т отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

Однако уже на этапе компоновки выяснилось, что 85-мм орудие при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трёхместную башню, увеличив объём боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Эти изменения привели к росту массы до 44 т и снижению удельной мощности.

В начале июля 1943 года были готовы два прототипа танка ИС, построенные на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку: № 1 с пушкой С-31 и № 2 с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». Кроме того, на основе корпуса КВ-1с были изготовлены прототипы танка КВ — «Объект 239» (КВ-85) с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и «Объект 238» (КВ-85Г) с 85-мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с.

В июле 1943 года прошли заводские испытания, в результате которых прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т были допущены к государственным испытаниям, проходившим 2-8 августа. Оба прототипа были рекомендованы к принятию на вооружение.

8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 был принят на вооружение и немедленно запущен в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 был принят на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, однако было принято временное решение о продолжении производства СУ-152 и КВ-85, так как развернуть серийный выпуск ИС-85 к этому времени не удалось. Этим же постановлением ЧТЗ было предписано разработать вариант танка ИС с более мощной 122-мм пушкой и разработать на его базе самоходную установку ИСУ-152.

Серийное производство ИС-85 началось в октябре 1943 года, но уже в ноябре 1943 года на вооружение был принят танк ИС-122 (ИС-2) «Объект 240», и производство было свёрнуто уже в январе 1944 года.

Конструкция

Примечания

  1. ↑ Боевая и техническая характеристика // Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М / Под ред. Почтарева Н. Ф. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. — С. 10. — 540 с.
  2. ↑ , с. 49.
  3. ↑ , с. 45.
  4. ↑ Энциклопедия танков мира 1915—2000 гг. — Составитель Г. Холявский.
  5. ↑ , с. 45—49.
  6. , с. 51.
  7. ↑ , с. 32.
  8. Шумилин С. Э. Военно-техническое обозрение: Тяжелый танк Т-10. — М.: Наука и техника выпуск № 4, 2011.
  9. , с. 52.
  10. Бронеколлекция 2000 № 3 стр.7,8
  11. Описание устройства 122-мм стабилизированной в двух плоскостях танковой пушки «М-62Т2», стр. 265, 266
  12. Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.
  13. , с. 24.
  14. С. Устьянцев, Д. Колмаков. Т-54/55. — Нижний Тагил: Уралвагонзавод / Медиа-Принт, 2006. — С. 216—218. — (Боевые машины Уралвагонзавода № 3). — 4500 экз. — ISBN 5-98485-026-5.
  15. , с. 39—40.
  16. R. P. Hunnicutt. Patton: A History of American Medium Tank Volume I. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1984. — P. 440. — ISBN 0-89141-230-1.
  17. , p. 10.

Сноски

  1. Пробиваемость для подкалиберных снарядов указана при воздействии на гомогенную стальную броню на дальности 2000 м
  2. По командирскому перископу
  3. На всех танках, на которых они есть — активные инфракрасные
  4. В скобках указана брони
  5. ↑ Литая броневая деталь сложной формы; указана эквивалентная толщина
  6. 10-мм стальной противокумулятивный экран
  7. 6-мм стальной противокумулятивный экран

Технические характеристики

Планы сторон

В 1916 году в немецком генеральном штабе уже не ставили вопрос о столь же широкомасштабном наступлении, как в самом начале войны. Для этого попросту не хватало сил. С другой стороны, упускать инициативу Германия не намеревалась. На её стороне, помимо прочего, имелось и определенное психологическое преимущество, поскольку 1915 год был для Антанты в целом весьма неудачным.

В качестве первоначальной цели наступления генерал Фалькенхайн выбрал «Верденский выступ» Западного фронта. Успех этой операции, как тогда казалось немецкому генеральному штабу, сулил грандиозные перспективы – вплоть до полного краха всей обороны войск Антанты во Франции.

Тот участок Западного фронта, на котором и развернулась Битва на Сомме, вызывал у германского командования определенные опасения. Но оборона там была прочной – немецкие войска возводили укрепления, начиная еще с осени 1914 года. Кроме того, считалось, что успех под Верденом позволит предотвратить удар войск Антанты на любом другом направлении. В то же время Фалькенхайн был уверен в том, что Англия и Франция уже готовят собственное генеральное наступление, а потому пассивная стратегия станет проигрышной – необходимо опередить противника.

Основной идеей планов Антанты на 1916-й год стало нанесение одновременных, согласованных ударов по «Центральным державам» как на западе, так и на востоке. Обеспечить такую синхронность было непросто, поскольку Русская армия не могла развернуть наступление раньше окончания весенней распутицы. Кроме того, она понесла в течение 1915 года огромные потери и нуждалась в пополнении.

Общая схема «Брусиловского прорыва» — наступления, проводившегося русскими войсками накануне и во время Битвы на Сомме.

В конечном счете решено было, что русские войска нанесут свой удар во второй половине июня, а спустя примерно неделю французская и английская армии, сосредоточив до 64 дивизий и создав значительный численный перевес над противником, развернут генеральное наступление на северном фланге Западного фронта, у излучины реки Сомма.

Следует отметить, что в Великобритании в 1916 году был принят закон о всеобщей воинской повинности, благодаря чему численность английских сухопутных войск удалось увеличить до трех с лишним миллионов человек. Это, конечно, изменяло баланс сил в пользу союзников, однако набор новобранцев и их подготовка отняли немало времени. Согласно планам, английская группировка войск на территории Франции должна была в июне вырасти с 34 до 54 дивизий, и только тогда предполагалось начинать активные наступательные действия.

Вертолёт МИ-8

Это один из самых узнаваемых вертолетов в мире. Успешно летал уже в 1961 году. Находится в производстве после модернизации и сегодня. и производился (после модернизации) по сей день. Всего Казанский вертолётный завод выпустил более 12 тысяч единиц МИ-8. Он разошёлся в более чем 100 стран мира. По сей день МИ-8 находится на балансе вооружённых сил в странах Восточной Европы, а также на всём постсоветском пространстве.

В настоящее время МИ-8 — самый популярный двухмоторный вертолет в мире. Его улучшенная версия, предназначенная для экспорта, носит обозначение Ми-17. Машина получила заслуженную признательность за свою надежность, простоту эксплуатации и обслуживания. Может использоваться в любых климатических условиях. В настоящее время он выпускается в нескольких гражданских версиях, которые могут решать различные задачи в сфере перевозки грузов и пассажиров.

В современной модификации МИ-8 снижен уровень шума и вибрации, установлен кондиционер. Пассажиры обеспечены комфортными условиями. Интерьер машины «специального» назначения адаптирован к потребностям и пожеланиям клиентов. Вертолет имеет самую большую кабину в своем классе и может быть оборудован дополнительными системами спутниковой связи и специальными устройствами связи.

Поисково-спасательный МИ-8 может выполнять операции круглосуточно, вне зависимости от условий погоды. Вертолет оснащен специальным оборудованием, в том числе прожекторами, лебёдками и радиолокационными системами. В качестве госпиталя машина регулярно отправляется в труднодоступные регионы. Медицинское бортовое оборудование обеспечивает первую помощь пациентам при экстренных перевозках в больницу.

При использовании вертолёта МИ-8 в борьбе с лесными пожарами, техника способна поднять на борт до 4000 литров воды. Все её сбросы производит с высокой точностью. Вертолет способен обеспечить пожарные команды специальным оборудованием в зонах, пострадавших от пожара. Крейсерская скорость составляет 230 км/ч, дальность полета – 610 км.

Устройство танка ИС-1.

Над местом механика-водителя устроен люк, оборудованный выдвижной крышкой. Для эвакуации за местом механика-водителя находился эвакуационный люк, справа от сидения – курсовой пулемет. Для облегчения освоения танков в производстве, по ряду узлов ИС-1 унифицирован с прежними тяжелыми танками. Серийный выпуск ИС-1 продолжался сравнительно недолго, ему на смену пришла модификация с более мощным орудием – ИС-2 вооруженный 122-мм пушкой. Как и более ранняя модификация он известен под двумя индексами – ИС-122, а также ИС-2.

Одной из причин, вызвавшей возобновление интереса советского руководства к тяжелым танкам, стало применение противником на Тихвинском фронте танка «Тигр». В своем докладе на совещании в Ставке в конце февраля сорок третьего года, начальник артиллерии Воронов, сообщил о внезапном появлении нового тяжелого танка противника и подчеркнул, что КА не имеет артиллерийских орудий способных эффективно бороться с ним.

По прошествии нескольких дней И.Сталин в телефонном разговоре с В.Грабиным поинтересовался, какое время потребуется для возобновления выпуска заводом №92 107-мм танковой пушки ЗИС-6. Подготовка, к производству которой была спешно свернута заводом № 92 еще в 1941г. По заверениям Грабина этот срок не должен был превысить пятнадцать-двадцать дней.

В начале апреля ЧКЗ получил указание от ОГК НКТП начать проектирование двух тяжелых танков. По заданию, новые танки при массе, не превышающей таковую у танка КВ (46тонн), должны были защищены броней не менее ста миллиметров и вооружены пушкой калибра 85-мм. Последнее предполагало наличие погона башни не менее 1700 мм. Второй танк необходимо вооружить 107-мм танковой пушкой и иметь погон башни не менее 1850 мм.

Постановление ГОКО от 15 апреля 1943г. предписывало Наркомату Вооружения сконструировать танковое орудие способное противодействовать немецким тяжелым танкам, для чего следовало организовать выпуск специальных самоходных артиллерийских орудий- истребителей танков. Подходящие по своим характеристикам 85-107 мм орудия ЗИС-25 и ЗИС-26 были к тому времени спроектированы, а также частично изготовлены и предназначались для вооружения самоходных орудий. Что добавляла трудностей при установке их в танковую башню.

Впрочем, согласно существующим на то время взглядам тяжелый танк, был именно машиной, предназначенным для прорыва обороны противника. А противодействие танкам противника возлагалась главным образом на артиллерию. Но как оказалось, что именно эти машины могли быть вооружены артиллерийской системой способной успешно противостоять «Тиграм».

После обсуждения, ОГК НКТП одобрил проекты танков ИС-3 и ИС-4 вооруженными соответственно 85-107 мм пушками. Эти проекты представляли собой возврат к шестикатковой ходовой, по типу КВ-1, и корпусом с использованием технологии броневого лить ранее отработанным на танках КВ-13 и прототипах ИС.

Выпуск новых танков ИС должен был приурочен к началу летней компании 1943г. Но как оказалось, выпуск 107-мм боеприпасов прекращен еще в 1942г., а его возобновлению мешает дефицит оборудования. Так что ИС-4 оказался без пушки. В начале мая 1943г., после очередного совещания, ГОКО установил новые сроки для создания новых танковых орудий. В соответствии с этим решением для вооружения новых танков разрешили ограничится пушкой с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Но и с этими орудиям все было далеко не благополучно.

Первые два тяжелых танка, для прохождения сравнительных испытаний вооружили орудиями Д-5Т-85 и С-31. Представляющие собой разработки двух конкурирующих организаций ОКБ №9 и ЦАКБ. В ходе испытаний пушка Д-5Т-85 показала свое превосходство, благодаря меньшей массе и габаритам. Поэтому ее и рекомендовали для вооружения ИС-1.

Невзирая на все усилия по подготовке производства к выпуску новых орудий, завод №9 сорвал план их производства в 1943г. Главным образом это связано с конструктивной сложностью Д-5Т. Как следствие первая партия танков в июле на фронт не попала. Первая партия пушек была получена ЧКЗ только в конце этого месяца. Ими сразу стали комплектоваться литые башни ИС-1, которые к этому времени в значительном количестве скопились на территории завода. Трансмиссия и ходовая часть, также добавила немало проблем танкостроителям.

Дополнительное оборудование.

Среди дополнительного оборудования и исходя из основной тактики танка, в первую очередь стоит обратить особое внимание на просветленную оптику и досылатель, так как на своем уровне ИС-8 имеет сравнительно низкий обзор, а преимущество в скорострельности – это всегда огромный плюс. Третьим модулем будет полезно поставить стабилизатор наводки, так как танк не настолько тяжел, чтоб более-менее точно стрелять на ходу или сразу же после остановки

А этим Вы будете заниматься подавляющее количество времени, к примеру, в городе, как было описано выше.

Неплохая точность орудия, более-менее быстрое сведение и скорострельность располагают и к другому виду тактики ведения боя. Танк способен «снайперить». Тогда Вам, скорее, вместо стабилизатора наводки будет более полезен вентилятор. И вот почему:

— Вы будете производить выстрел из стоячего состояния в полном сведении.

— Вентилятор позволит поднять абсолютно все умения экипажа. Это будет еще и дополнительная прибавка к влиянию досылателя и оптики. Стереотрубу ставить не советую, так как Вы все же танк, а не ПТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector