Средний танк т-iv panzerkampfwagen iv (pzkpfw iv, также pz. iv), sd.kfz.161

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.  

Производство танков Тигр I.

Месяц год
1942 г. 1943 г. 1944 г.
Январь   35 93
Февраль   32 95
Март   41 86
Апрель 1 46 104
Май   50 100
Июнь   60 75
Июль   65 64
Август 8 60 6
Сентябрь 3 85  
Октябрь 11 50  
Ноябрь 25 60  
Декабрь 3 65  
Итого 78 649 623

Тактико-технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, т. 56,9
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8450
длина корпуса 6316
ширина 3705
высота 3000
клиренс 470
 Высота линии огня, мм.  2195
 Макс. скорость движения, км/ч.  
 по шоссе  40
 по персеченной местности  20-25
Запас хода, км. 
 по шоссе, км.  100
 по персеченной местности  60
 Преодолеваемые препятсвия: 
 угол подъема, град.  35
 высота стенки, м. 0,79
глубина брода, м. 1,2
 ширина рва, м.  2,3
Длина опорной  поверхности, мм. 3606
 Удельное давление,кг/см2  1,05
Удельная мощность, л.с/т. 11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

Общая информация

Panzer IV Ausf. F1в гараже.

Pz.Kpfw. IV Ausf. F1(или же Panzer IV F1) Представляет собой средний немецкий танк ранга II с рейтингом битвы 2.3. Он был введен в ходе закрытого бета теста для Сухопутных войск до обновления 1.41.

Общие стиль игры

Любой ветеран Ausf. C и E должны чувствовать себя как дома в этом автомобиле. Использование таким же, игроки должны быть только осторожны некоторыми возможными новыми противники, исходя из более высоких ярусов. В общем, это все еще отличный короткий диапазон corner-cleaner.

Пистолет очень мощный, с большой скоростью стрельбы, но она страдает от низкого проникновения. HEAT снаряды могут быть использованы для решения этой проблемы, но они намного меньше повреждений post-penetration. Pz.IV F1, часто способен уничтожить вражеское транспортное средство с одной оболочкой AP. Он имеет достаточное количество брони, а также, однако из-за отсутствия фактического наклона может казаться значительно более хрупкой, чем некоторые советские транспортные средства при столкновении AP снарядов.

Против большинства угроз, часто разумнее закрыть в с врагом транспортного средства, чтобы сделать таргетинг возможно наиболее слабые участки, увеличивая вероятность успешного проникновения. При осуществлении транспортных средств с близкого расстояния, то, например, хорошая идея, чтобы рассчитывать на более медленной скорости револьверной из советских машин, что позволяет игроку круг вокруг них с легкостью и доставить разрушительные выстрелы. Имейте в виде, что в то время как этот танк может легко уничтожить любое транспортное средство на своих собственных БРАХ, против высших эшелонов врагов сравнительно низкого уровня проникновения пушки и очень медленная скорость оболочки путешествия может стать проблемой. Избегая прямых столкновений, и используя фланговые маневры целесообразно.

Характеристики транспортного средства

Появившись в 1941 году, примерно в то же время, как PzKpfw III, Ausf. J, эта модель увидела существенные изменения. Основная толщина брони была увеличена с 30 мм до 50 мм на всех передних поверхностей (корпуса, надстройки, башенных) и 30мм на sides.The дополнительного болтовых броне была понижена. Надстройка фронт был изменен обратно на одной прямой пластины и корпус автомата был изменен от карданного крепления к шару монтажа, Kugelblende 50.

В игре, по сравнению с предыдущей модификациейPz.IV E, F1, предлагает улучшенную броню, в основном, на башне, которая используется, чтобы быть «weakspot» от варианта E.

Боковая & корпус броня сзади не была улучшена до 30 мм, и весь верхний передний корпус теперь одна пластины из 50мм стали — в то время как некоторые места на самом деле слабее, больше нет какого-либо «holes» в броне легко проницаемой любое ружье.

Counter-tactics

Pz.IV F1 может быть грозным противником, особенно его пистолет очень опасен, но страдает от низкого уровня проникновения и скорости оболочки. С другой стороны, она имеет большую скорость стрельбы, так что он может продолжать бросать снаряды в быстром темпе, и, возможно, ударил слабую область, которая может быстро закончиться игроком. Его HEAT боезапас также весьма опасно, особенно, если он попадает в боезапас стойку или топливный бак, так никогда действительно не слишком полагаться на броневой превосходство.

В то время как его броня пристойно, он полностью разряжен на всех местах, и это shouldn’t быть слишком трудно пробить, боковые и задние особенно слабы. При столкновении транспортного средства непосредственно, всегда снимать свою башню первым, предпочтительно справа от его пушки, где наводчик находится — отключив его наступательные возможности. Атакующий этот автомобиль издалека также хорошая идея, так как это часто возникают проблемы ударяя на большом расстоянии из-за низкой скорости пушки.

Плюсы и минусы

Pros:

  • Быстрая скорость перезарядки на короткую 75 мм (при использовании Большого HEAT раундов).
  • Достойное сочетание защиты и мобильности.
  • Хорошая скорость хода.
  • Отличная пушка депрессия.

Cons:

  • Плохая AP проникновения в диапазоне.
  • Слабая сторона брони.
  • Огромный и слабый командир купол.
  • Frail двигатель и боезапас стойку.
  • Узкие дорожки -> низкая производительность в soft/sandy местности (наиболее заметная в реальных режимах).
  • F1 немного тяжелее и медленнее, чем предыдущий Pz.IV танки.

Описание конструкции Pz.VI

Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.

Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.

В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).

В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.

В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».

«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.

Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.

Источники

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя – танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А

Александр Руцкой: «Расстрелом парламента в 1993-м руководили из Вашингтона»

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Дважды невезучий

Вскоре англичане получили и ходовой Pz.Kpfw.IV. Его доставили в Опытное отделение Танкового конструкторского отдела 3 ноября 1941 года не без происшествий. Танк был вполне исправен, когда его захватили в ходе сражения за Тобрук, но по пути в метрополию судно с трофеем на борту подверглось налёту люфтваффе. В результате в порту выгрузили машину не только с боевыми повреждениями, но и серьёзно пострадавшую от пожара, залитую смесью из огнетушителя и водой. О каких-либо испытаниях не могло быть и речи – пришлось вновь довольствоваться осмотром и измерениями.

Pz.Kpfw.IV, попавший в Англию. По облупившейся краске можно понять, что путешествие далось машине нелегко

Взвешивание дало вес в 22 тонны, что совпало с данными разведки. Специалисты составили описание конструкции корпуса, трансмиссии, мотора, вооружения и подвески, которой уделили довольно много внимания. В описании упоминалось, что на надгусеничных полках машины возилось до 30 запасных гусеничных траков и два опорных катка. Также англичане отметили пулестойкие болты с коническими головками.

В описании практически не давались оценки положительным или отрицательным качествам танка, но имелись и исключения. Отмечалось, что мотор поворота башни давал только одну скорость и был слишком громоздким. По мнению британцев, боевое отделение было недостаточно высоким — всего 1,3 метра. Подверглась критике командирская башенка. У танка насчитали целых 13 смотровых приборов, но количество не перешло в качество — они настолько неудачно располагались, что танк с закрытыми люками оставался слепым с трёх сторон. Из всех членов экипажа только механик-водитель и стрелок-радист имели удовлетворительный обзор вперёд, но смотреть по сторонам они тоже не могли. Командирская башенка имела внушительное мёртвое пространство.

Тот же танк, вид сзади. Над глушителем видна установка дымовой мортирки

Положительную оценку получил 64-дюймовый (162 см) башенный погон, который был шире погона любого британского образца. Отмечалось, что танк полностью собран при помощи сварки. Исследуемый экземпляр не имел экранов, толщину его лобовой брони оценили в 35 мм.

После тщательного осмотра Pz.Kpfw.IV отправился на завод фирмы «Лейланд Моторс», где его довольно долго ремонтировали и, судя по документам, в итоге поставили на ход. Танк, получивший регистрационный номер Танкового конструкторского отдела 3010, остался при Школе танковых технологий. 9 июля 1942 года он участвовал в параде трофейной техники. По крайней мере, до 1 мая 1945 года этот трофей оставался на ходу.

Литература[править | править код]

О двигателе

Автомобиль ГАЗ-3307 за время выпуска комплектовали различными моделями силовых агрегатов. Такой подход позволил подобрать соответствующий двигатель к каждой модификации транспортного средства.

Производители выпускают следующие виды моторов:

  • инжекторные;
  • карбюраторные;
  • дизельные.

Примечательно, что тип двигателей менялся в зависимости от года выпуска транспортного средства. Каждый агрегат стоит рассмотреть подробнее.

Карбюраторные

Наиболее востребованным двигателем, используемым на данном транспортном средстве, является ЗМЗ-5231.10. В конструкции мотора предусмотрено 8 цилиндров и система жидкого охлаждения, предотвращающая перегрев устройства при возникновении больших нагрузок.

Основные характеристики мотора:

  • вес – 2,75 т;
  • объем – 4,67 л;
  • топливо – А-76, АИ-80.

Ключевая особенность силового агрегата – возможность совершенствования системы зажигания, которой стремятся воспользоваться многие водители. Данный тип двигателей – востребованный на грузовых автомобилях.

Инжекторные

Впервые подобные моторы были использованы в 2021 году. Устройства относят к V-образному типу. Объем совпадает с тем, который был указан в карбюраторных версиях двигателей. Максимальный вес достигает 3,275 т.

Дизельные двигатели

В первую очередь. необходимо отметить, что дизельные разновидности агрегатов многочисленны. Существует три модификации моторов на ГАЗ-3307, и у каждого свои плюсы и минусы.

Первым выпущенным двигателем стал турбированный дизельный агрегат ММЗ Д-245.7Е4. Преимущество устройства в наличии системы охлаждения. Объем составляет 4,75 л, а мощность достигает показателя в 125 л.с. Максимальный вес агрегата – 430 кг.

Вторым мотором стал ЯМЗ-5344, конструкция которого также включает 4 цилиндра. Показатель мощности лежит в пределах 134 л.с., а общий объем составляет 4,4 л. Впервые двигатель стали использовать в 2013 году. Сейчас его можно встретить на многих грузовых автомобилях.

Современная модель силовых устройств – ЯМЗ-53443. Его выпустили в 2021 году. Особенность мотора – улучшенная мощность, показатель которой достигает 146 л.с. При этом объем агрегата не изменился.

ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

Боевое применение

Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.

В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».

В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.

Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.

После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.

Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку», то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.

Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.

Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.

Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.

Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl)

Назначение: средний танк

Экипаж: 5 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный двигатель Maybach HL 120 TRM V12, развивавший при 3000 об/мин мощность 300 л.с.

Трансмиссия: карданная передача, трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная коробка передач SSG77 (трехвальная, с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами), планетарный механизм поворота, бортовые передачи и тормоза

Ходовая часть:

подвеска (применительно к одному борту) – восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четыре (три ) сдвоенных поддерживающих катка
ведущие колеса – переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами по 20 зубьев каждый; зацепление цевочное
гусеницы – стальные, мелкозвенчатые, из 99 одногребневого трака каждая; ширина гусеницы 400 мм

Вес: 28 т

Размеры:

длина
по корпусу 5,92 м
с пушкой вперед 7,74 м
ширина 2,88 м
высота 2,66 м
клиренс 500 мм

Вооружение: одна 75-мм пушка 7,5-m KwK 44/1 L/71 с боезапасом 85 снарядов и два 7,92-мм пулемета MG-34 с боезапасом 3150 патронов

Бронирование: 

лоб корпуса 100 мм
борт корпуса 50 мм
корма корпуса 20 мм
крыша корпуса 10 мм
днище 16 мм
лоб башни 100 мм
борт башни 50 мм
корма башни 50 мм
крыша башни 15 мм
маска пушки 50 мм
командирская башенка 50-95 мм

Скорость: 

максимальная по шоссе 35 км/ч
продолжительная по шоссе 23 км/ч
максимальная по пересеченной местности 13 км/ч

Запас хода:

по шоссе 320 км
по пересеченной местности 210 км

  1. ныне Жагань (Żagań), Польша
  2. такое обозначение средние танки Pz.Kpfw IV Ausf. K получили в журнале боевых действий 18-го танкового корпуса за схожесть с танками Pz.Kpfw V Panther. Следует сказать, что в данном случае хорошо прослеживается аналогия с первым названием, полученным «четверками» модификации Ausf. H от советских солдат во время боев на Курской дуге. За свой угловатый внешний вид средние танки Pz.Kpfw IV Ausf. H были прозваны «тигр тип 4»
  3. в случае переделки из Pz.Kpfw IV Ausf. J
  • https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/24829808376/
  • http://hisofweapons.ucoz.ru/publ/germanija/bronetekhnika_vtoroj_mirovoj_vojny/srednij_tank_pz_kpfw_iv/29-1-0-123
  • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/pz4.htm
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/PzKpfw_IV
  • http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzIV/PzIV_1.php
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/2-я_танковая_дивизия_(Третий_рейх)

Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.

Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.

Pz. IV в Сирии

Немного истории

После окончания Первой мировой войны союзники сделали все возможное, чтобы Германия больше никогда не стала могущественной военной державой. Ей запрещалось не только иметь танки, но даже заниматься работами в этой области.

Однако эти ограничения не могли воспрепятствовать германским военным работать над теоретическими аспектами применения бронетанковых войск. Концепция блицкрига, разработанная Альфредом фон Шлиффеном еще в начале XX века, была доработана и дополнена целым рядом талантливых немецких офицеров. Танки не только нашли в ней свое место, они стали одним из основных ее элементов.

Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, практические работы над созданием новых моделей танков продолжались. Также шли работы над организационной структурой танковых подразделений. Все это проходило в обстановке строгой секретности. После прихода к власти националистов Германия отбросила запреты и в ускоренном порядке начала создавать новую армию.

Первыми немецкими танками, запущенными в серийное производство, стали легкие машины Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. «Единичка», по сути, являлась учебной машиной, а Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки и был вооружен 20-мм пушкой. Pz.Kpfw.III уже считался средним танком, он был вооружен 37-мм орудием и тремя пулеметами.

Решение о разработке нового танка (Panzerkampfwagen IV), вооруженного короткоствольной 75-мм пушкой, было принято в 1934 году. Основной задачей машины должна была стать непосредственная поддержка пехотных подразделений, этот танк должен был подавлять огневые точки противника (прежде всего противотанковую артиллерию). По своей конструкции и компоновке новая машина во многом повторяла Pz.Kpfw.III.

Лучшим был признан проект, разработанный компанией AG Krupp, — VK 2001(K). Военных не устраивала его рессорная подвеска, они требовали заменить ее более продвинутой – торсионной, которая обеспечивает танку более плавный ход. Однако конструкторам удалось настоять на своем. Германская армия остро нуждалась в танке, а на разработку новой ходовой могло уйти много времени, то подвеску решено было оставить прежней, только серьезно ее доработать.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV

      Перед вторжением
во Францию в войсках было 280 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D.

      Перед началом
операции «Барбаросса»  Германия имела 3 582 боеготовых танков. В составе 17 танковых
дивизий,  развернутых против Советского Союза, было 438 танков Pz IV
Ausf B, C, D, E, F. Советские танки КВ и Т-34 обладали преимуществом перед немец-кими
Pz Kpfw IV. Снаряды танков КВ и Т-34 пробивали броню
Pz Kpfw IV на значительных дистанциях. Пробивали броню
Pz Kpfw IV также 45-мм советские противотанковые пушки и 45-мм пушки
легких танков Т-26 и БТ.  А короткоствольная немецкая танковая пушка могла эффективно бороться
только с легкими танками.  Поэтому в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено
348 Pz Kpfw IV.

Танк Pz Kpfw IV Ausf F1
5-й танковой дивизии в ноябре 1941 г. под Москвой

      В июне 1942 года
на Восточном фронте насчитывалось 208 танков Pz Kpfw IV Ausf B, C, D, E, F1
и около 170 танков Pz Kpfw IV Ausf F2 и Ausf G
с длинноствольной пушкой.

      В 1942 г. батальон
танков Pz Kpfw IV
должен был состоять из четырех танковых рот по 22
Pz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка.

Танк Pz Kpfw IV Ausf C
и панцергренадеры

      Весной 1943 года 
немецкая танковая дивизия имела по
штату танковый полк двухбатальонного состава. Танковые полки танковых дивизий имели в своем составе
один или два батальона Pz Kpfw IV (иногда – один батальон
«Пантер»). В первом батальоне две роты вооружались
Pz Kpfw IV, а одна –
Pz Kpfw III
Во втором – только одна рота имела на вооружении  Pz Kpfw IV. 
В целом танковая дивизия должна была иметь 51 Pz Kpfw IV и 66
Pz Kpfw III в боевых батальонах. Однако чаще всего реальное количество
отличалось от штатного.

      В
операции «Цитадель» танки
Pz Kpfw IV составляли почти 60 % всех немецких танков. В основном это
были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные бронированными экранами.
Танков Pz Kpfw IV B, C, D, E, F1 насчитывалось 60 единиц, количество танков
Pz Kpfw IV F2 и G составляло 841 машину.

      Количество танков
Pz Kpfw IV по штатам в танковых ротах снижалось на протяжении 1943-1944 гг.
до 17-ти, затем – до 14 и 10 к ноябрю 1944 г. Это происходило в связи с боевыми потерями, а также
вследствие бомбардировок танковых заводов союзной авиацией. Перед высадкой союзников в Нормандии
6 июня 1944 г. на Западном фронте во Франции находилось 748 Pz Kpfw IV
(в основном Ausf H). В Арденнской операции 1945 г. в 8-ми танковых
дивизиях их насчитывалось всего 259.  В каждой танковой дивизии от 28 до 42
Pz Kpfw IV.

      В ходе войны танки
Pz Kpfw IV поставлялись Болгарии, Хорватии, Финляндии, Италии, Испании,
Румынии, Турции, Венгрии.

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen»  – зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV – средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) – средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind  – зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.

StuG IV

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector