Щука (подводная лодка)
Содержание:
- Преемственность поколений
- Размеры субмарины и экипаж
- Серия V-бис 2
- Полезные свойства лука
- ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В
- Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971
- История создания
- Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971
- Силовая установка
- Серия X
- Литература
- Современное состояние
- Ссылки
- Подлодки из «звериной» дивизии
- Серия V-бис 2
- Преемственность поколений
Преемственность поколений
Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.
Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».
Размеры субмарины и экипаж
Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное – 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.
За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).
Серия V-бис 2
Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2
Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот
Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).
Представители
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Щ-121 | до 15.09.34 «Зубатка» | 20 декабря , им. А.Марти № 194, Ленинград | 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля | 26 июня | |
Щ-122 | до 15.09.34 «Сайда» | 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля | 26 июня | |
Щ-123 | до 15.09.34 «Угорь» | 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля | 26 июня | |
Щ-124 | до 15.09.34 «Палтус» | 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток | 29 сентября | 26 июня | |
Щ-125 | до 15.09.34 «Муксун» | 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 15 мая | 17 августа | |
Щ-204 | до 15.09.34 «Минога» | 15 июня , Балтийский завод № 189, Ленинград | 31 декабря , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 30 декабря | 6 декабря | |
Щ-205 | до 15.09.34 «Нерпа» | 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 6 ноября , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября | 11 сентября | |
Щ-206 | до 15.09.34 «Нельма» | 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 1 февраля , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 14 августа | 9 июля | |
Щ-207 | до 15.09.34 «Касатка» | 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 23 марта , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября | 11 сентября | |
Щ-306 | до 15.09.34 «Пикша» | 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа | 13 ноября | |
Щ-307 | до 15.09.34 «Треска» | 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа | 23 апреля | |
Щ-309 | до 15.09.34 «Дельфин» | 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький | 14 ноября | 3 марта | |
Щ-310 | до 15.09.34 «Белуха» | 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький | 20 августа | 17 августа | |
Щ-311 | до 15.09.34 «Кумжа» | 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький | 21 августа | 12 октября |
Полезные свойства лука
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В
Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971
Следует отметить, что идея создать подводный корабль, способный эффективно бороться на море с подлодками вероятного противника появилась сразу после вступления в строй американского флота АПЛ типа «Лос-Анджелес». Имеющиеся в распоряжении советского флота подводные корабли мало подходили для поиска кораблей противника в глубинах мирового океана. Основным недостатком советских АПЛ второго поколения являлась большая шумность подводного хода. Особенно это отразилось на боеспособности советских АПЛ, которые больше не могли на равных соперничать с подлодками 3-го поколения, появившиеся в иностранных флотах.
Проект 971 стал продолжением практической реализации строительства титановых атомных ударных подводных лодок проекта 945. Основная цель проекта заключалась в расширении масштабов строительства более дешевых многоцелевых подводных кораблей. За основу нового проекта были взяты основные узлы и агрегаты подлодок 945 проекта. Вместо титанового корпуса новые АПЛ должны были иметь стальные корпуса аналогичной формы, схожие тактико-технические данные, включая автономность и дальность хода. По скорости, глубине погружения и вооружению субмарины проекта 971 должны были иметь схожие параметры. Особый акцент в проекте 971 делался на существенное понижение шумности движения лодки. Этот фактор должен был сыграть ключевую роль в последующей эксплуатации подлодок нового класса.
Субмарина проекта 971 получила шифр «Щука-Б», тем самым повторяя славную боевую историю «щук», средних подводных лодок времен Второй Мировой войны. Проектная документация предусматривала строительство многоцелевых субмарин 3-го поколения большой серией, которые должны были заменить на флоте устаревшие лодки типа «Щуки» проекта 671. Техническое задание на новую «Щуку» появилось еще летом 1976 года. Спустя год новая подлодка получила свои очертания усилиями СКБ-143 «Малахит». Это конструкторское бюро уже имело опыт постройки океанских субмарин, поэтому «горьковский проект» не пришлось подгонять под новые заводские условия.
История создания
Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы ЦКБ «Лазурит», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, «Севмаш», а также Горьковское предприятие «Красное Сормово» мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.
Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что вызвано возросшим уровнем производства и технического потенциала дальневосточных верфей.
В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность подводных лодок. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.
Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».
Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971
АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.
https://youtube.com/watch?v=hqfcWJAAOT4
Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.
Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.
Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).
https://youtube.com/watch?v=bL8kPxFfWdc
Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»
Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.
К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.
На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.
В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.
Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.
Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.
Силовая установка
Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт – семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики. https://www.youtube.com/watch?v=h2nV8Vj2yRY
Серия X
Главные изменения и переработки подводных лодок тип «Щука» серии Х:
— в очередной раз переработали
теоретический чертёж и форму рубки, что
подняло скорость надводного хода на 0.5 узла и улучшило мореходность;
— кормовую переборку II отсека сделали ступенчатой, что позволило хранить торпеды с
присоединенными боевыми зарядными отделениями (БЗО);
— переделали торпедопогрузочное устройство, чем с одной стороны уменьшили загромождённость отсеков, а с другой
уменьшили время погрузки до 12 часов, против 25—30 ранее;
— переборки центрального поста усилили до давления 6 кг/см’;
— цистерны главного балласта №-3 и №-4 приспособили для приёма топлива;
-передачу электромотора экономического хода изменили с шестерёнчатой на
ременную, сделавшую работу передачи
бесшумной;
— лектродвигатели носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в
концевые отсеки, оставив в центральном посту только ручное управление;
— система продувания главного балласта выхлопными газами дизелей стала
штатной;
— были установлены новые дизеля марки 38К8 мощностью 800 л.с., что позволило поднять надводную скорость до
14.1 – 14.3 узлов;
— для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала заменили
фрикционную муфту гидравлической «БД-800/600», но эффект от этого оказался ограниченным (осталась одна запретная зона);
— система воздуха высокого давления была
коренным образом изменена;
— аварийное продувание главного балласта стало производиться воздухом
высокого давления от распределительных колонок. Время всплытия сократилось с 10 до 3 минут, исчезли крены;
— установили опреснитель производительностью
40 литров в час;
— конструкцию глушителя изменили, уменьшив
демаскирующее «парение»;
— в систему регенерации воздуха добавили кислородную магистраль, что улучшило её работу;
— часть подводных лодок оснащалась сетепрорезателями «Краб», отдельные
имели итальянские командирские перископы фирмы «Галилео» тип OG-492, с
электрическим подъёмным устройством винтового типа.
— работу тросовых лебёдок удалось
сделать менее шумной;
— ограждение носовых горизонтальных рулей сделали сплошным по всему
периметру.
Серия
включала в себя тридцать две подводные
лодки (девять для Тихоокеанского, по восемь для Северного и
Черноморского, семь для Балтийского флотов).
Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин.,
в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.
Тактико – Технические Данные
подводных лодок тип «Щ» X серии:
Водоизмещение:
надводное / подводное — 584/707 тонн. Главные размерения: длина 58.8 метров,
ширина наибольшая – 6.0 метров, осадка в надводном положении – 4.0 метра.
Силовая установка: два дизеля 38К8 мощностью по 800 л.с.; два ГЭД ПГ8 мощностью
400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов), два винта.
Скорость хода полная надводная -14.0 узлов, скорость хода полная подводная –
8.3 узла. Дальность плавания надводная полной скоростью – 2 580 миль (11.5
узла); дальность плавания подводная — 105 миль (2.6 узла). Автономность: 20 суток.
Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90
метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм
торпедных аппарата, боезапас — 10 торпед,
две 45/46 артиллерийских
установки 21-К (500 45-мм выстрелов), два 7.62-мм пулемета. Команда: 37-38 подводников.
Литература
- В. П. Кузин, В. И. Никольский. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. — Санкт-Петербург: ИМО, 1996.
- В. Е. Ильин, А. И. Колесников. Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник. — ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002.
- А. Н. Гусев. Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник. — Санкт-Петербург, 2000.
- С. С. Бережной. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России. — Санкт-Петербург: МИА № 7, 2001.
- В. Демьяновский, А. Котлобовский. Подводный щит СССР ч.1. — Майор, 2003.
- А. В. Вырский, В. Ульянов. Праздник, длиною 10 лет…
- Тарас А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с. — ISBN 985-13-8436-4.
Современное состояние
К-157 «Вепрь», май 2003 года
К-335 «Гепард», октябрь 2009 года
Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2017 года, боеспособными являются 4 подводные лодки проекта; 3 — на СФ и одна — на ТФ, остальные — на ремонте или консервации.
Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл.
Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов.
Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.
Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.
В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ на судоремонтном заводе «Звёздочка». Первые модернизируемые лодки К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Всего было запланировано модернизировать 6 лодок.
Ссылки
Подлодки из «звериной» дивизии
«Щуки-Б» относятся к подлодкам третьего поколения, первые из которых были переданы ВМФ в середине 1980-х годов. Все субмарины этого проекта вошли в состав двух флотов: Северного и Тихоокеанского. Свои нынешние названия корабли получили уже в постсоветский период — раньше их обозначали кодовым сочетанием букв и цифр.
Лодки, находящиеся в составе ТОФа, названы в честь городов и обитателей моря. А североморские обязаны своими именами первым подлодкам императорского флота — «Пантере», «Гепарду», «Тигру», «Волку», «Вепрю» и «Леопарду». По этой причине военные моряки часто называют 24-ю дивизию субмарин, куда входят «Щуки», «звериной».
Подлодки этого проекта стали «рабочими лошадками», которые помогли сохранить паритет отечественному ВМФ в тяжелые 1990-е годы, а также сыграли важную роль во всех важных событиях последних десятилетий.
Во время военной операции США в Сербии в 1996 году «Волк» наблюдал у берегов Югославии за подлодками стран НАТО, в том числе за американской класса «Лос-Анджелес». В 2012 году неожиданное появление «Щук» в Мексиканском заливе наделало много шума в заокеанской прессе — американцы никак не ожидали увидеть российские корабли в этих водах. Тем более во время учений авианосной группировки ВМС США.
Одна из лодок проекта — «Нерпа» — была специально модернизирована и в 2012 году сдана в лизинг ВМС Индии. Там ее до сих пор эксплуатируют под именем «Чакра».
Сейчас ВМФ усиливает подводную составляющую. В декабре прошлого года спустили со стапелей новую дизель-электрическую субмарину проекта 636.3 «Волхов», названную в честь города в Ленинградской области. На ней установлен ударный ракетный комплекс «Калибр», новейшие системы навигации и шумоизоляции. Подлодка может погружаться на глубину 300 м и находиться в автономном плавании 45 суток. Кроме того, сейчас готовят к передаче в состав ВМФ атомный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта «Борей-А».
Серия V-бис 2
Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2
Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот
Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).
Представители
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Щ-121 | до 15.09.34 «Зубатка» | 20 декабря , им. А.Марти № 194, Ленинград | 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля | 26 июня | |
Щ-122 | до 15.09.34 «Сайда» | 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля | 26 июня | |
Щ-123 | до 15.09.34 «Угорь» | 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля | 26 июня | |
Щ-124 | до 15.09.34 «Палтус» | 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток | 29 сентября | 26 июня | |
Щ-125 | до 15.09.34 «Муксун» | 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток | 15 мая | 17 августа | |
Щ-204 | до 15.09.34 «Минога» | 15 июня , Балтийский завод № 189, Ленинград | 31 декабря , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 30 декабря | 6 декабря | |
Щ-205 | до 15.09.34 «Нерпа» | 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 6 ноября , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября | 11 сентября | |
Щ-206 | до 15.09.34 «Нельма» | 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 1 февраля , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 14 августа | 9 июля | |
Щ-207 | до 15.09.34 «Касатка» | 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 23 марта , им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября | 11 сентября | |
Щ-306 | до 15.09.34 «Пикша» | 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа | 13 ноября | |
Щ-307 | до 15.09.34 «Треска» | 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа | 23 апреля | |
Щ-309 | до 15.09.34 «Дельфин» | 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький | 14 ноября | 3 марта | |
Щ-310 | до 15.09.34 «Белуха» | 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький | 20 августа | 17 августа | |
Щ-311 | до 15.09.34 «Кумжа» | 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький | 21 августа | 12 октября |
Преемственность поколений
Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.
Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».