Главные немецкие танки второй мировой войны

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.  

Производство танков Тигр I.

Месяц год
1942 г. 1943 г. 1944 г.
Январь   35 93
Февраль   32 95
Март   41 86
Апрель 1 46 104
Май   50 100
Июнь   60 75
Июль   65 64
Август 8 60 6
Сентябрь 3 85  
Октябрь 11 50  
Ноябрь 25 60  
Декабрь 3 65  
Итого 78 649 623

Тактико-технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, т. 56,9
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8450
длина корпуса 6316
ширина 3705
высота 3000
клиренс 470
 Высота линии огня, мм.  2195
 Макс. скорость движения, км/ч.  
 по шоссе  40
 по персеченной местности  20-25
Запас хода, км. 
 по шоссе, км.  100
 по персеченной местности  60
 Преодолеваемые препятсвия: 
 угол подъема, град.  35
 высота стенки, м. 0,79
глубина брода, м. 1,2
 ширина рва, м.  2,3
Длина опорной  поверхности, мм. 3606
 Удельное давление,кг/см2  1,05
Удельная мощность, л.с/т. 11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

История создания

В 1950-м годам руководство вооруженных сил ФРГ, Бундесвера, осознало необходимость замены американских танков М47 и М48. Эти машины уже не могли конкурировать с новейшими советскими танками, а в Холодную войну требовались эффективные и быстрые решения. В итоге в 1956 году ФРГ и Франция решили начать совместные работы по конструированию нового танка, который в немецких документах получил имя Standard-Panzer, то есть стандартный танк. Требования к машине сформулировали к 1957-му, и инженеры начали над ней работать.

Немцы и французы не очень заботились о взаимодействии, да и военным обеих стран это было невыгодно, так что по сути в разработке находилось сразу два стандартных танка. В 1963 году Франция прекратила совместные работы и стала работать отдельно над АМХ-30, а конструкторы ФРГ продолжили собственный проект Leopard 1.

Леопард должен был совместить в себе боевую мощь, подвижность и бронезащиту. Изначально по массе машина должна была быть как средние танки, с орудием не меньше 105 миллиметров, то есть как у тяжелых машин. Позже эту концепцию и назвали основным танком. При создании танка Leopard 1 приоритет сначала отдали подвижности и боевой мощи, пожертвовав защищенностью, но в будущем упущенное быстро наверстали.

В 1963 году первые прототипы нового танка были испытаны, и фирма Krauss-Maffei получила заказ на первые полторы тысячи машин. Серьезное производство развернули через год, так что первый Леопард заказчик получил в сентябре 1965-го. Но потом танк стал активно производится, модифицироваться и выставляться на продажу в другие государства.

От штыковых атак к окопной войне

Начальные сражения Первой мировой войны показали, насколько далеко продвинулось вперед вооружение армий мира. Пехота получила многозарядные винтовки с магазинами на 5, 10 или даже 20 патронов. Скорострельные пулеметы были способны выпустить по врагу до 700 пуль в минуту. На смену дульнозарядным пушкам, стрелявшим ядрами, пришли скорострельные артиллерийские установки, заряжаемые снарядами. В первых же встречных боях пехота несла огромные потери, из-за чего была вынуждена зарыться в землю. Тогда-то и возникла идея создать в помощь пехоте некое бронированное и вооруженное техническое средство для преодоления вражеской обороны — танк.

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина

Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г

компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.

«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Поиск по сайту

Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

 

О книге: Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

   Словосочетание «немецкие танки» в сознании большинства связывается с событиями Второй мировой войны. Однако свое танкостроение Германия начала создавать много раньше — в годы Первой мировой войны.   
Впервые германские танки появились на поле боя 21 марта 1918 г. у Сент-Кантен. Всего за полтора года до этого и всего в полусотне километров от этого места впервые вышли в бой британские танки. Теперь британские войска могли видеть «тевтонский ответ». И впечатление, произведенное танками в тот день на британских солдат, немногим уступило ужасу германской пехоты на Сомме в сентябре 1916-го.   
«Ответ» германцев, по меркам военного времени, изрядно запоздал. Став третьей страной, выведшей на поле боя свои танки, Германия заметно отстала от Великобритании и Франции как по времени начала работ над новым боевым средством, так и по количеству построенных и практически использованных боевых машин. Серийное германское танкостроение периода Первой мировой войны ограничилось постройкой двух десятков «штурмовых бронированных машин» (Sturmpanzerwagen) A7V, а боевое применение своих и трофейных танков — полутора десятками эпизодов в марте-октябре 1918 года. Тем не менее германские конструкторы смогли за короткий срок (при небольшом финансировании) преодолевая скепсис военного руководства, построить серию боевых машин, несколько опытных машин и разработать ряд проектов — от вполне рациональных до довольно курьезных (что естественно для начального периода развития новой отрасли техники). При этом разработку боевых машин пионеры германского танкостроения вели, исходя из собственных взглядов, с использованием доступного опыта британских и французских «коллег», но без прямого подражания им. А первые германские танкисты, хотя и не повлияли существенно на ход боевых операций, успели достичь заметных тактических успехов. Они не только немало напугали британские и французские войска, но и выработали собственные тактические приемы, даже приняли участие в первом в истории бое танков с танками.   
Книга, предлагаемая вниманию читателей, рассказывает о создании танков и специальных вездеходных машин в Германии в 1916-1918 годах, особенностях их устройства и истории производства, об организации, подготовке и боевых действиях первых германских танковых «штурмовых отделений». Кроме танков A7V в книге описаны также опытные танки — от легкого LK до первого в истории реально построенного сверхтяжелого танка K-Wagen, а также ряд проектов, не воплощенных «в железо», но отразивших направления мысли конструкторов боевых машин того времени. Первые германские танки появились в конце Первой мировой войны, и в истории их создания и применения, естественно, проявился накопленный боевой опыт. С другой стороны, их собственный опыт был использован в дальнейшем. Это добавляет интереса теме «танки в кайзеровской Германии».   
Эта книга восстанавливает подлинную историю создания первых «панцеров» и боевого применения «Sturmpanzerkraftwagen Abteilung» («Штурмовых отделений бронированных машин») на заре танковой эры, когда каждый A7V имел собственное имя («Мефисто», «Зигфрид», «Вотан», «Хаген», «Циклоп», «Геркулес», «Старый Фриц», «Эльфриде» и т.п.), которое писали на броне рядом с тевтонскими крестами и изображением «Адамовой головы» (черепа с костями) — символа готовности к смерти и бессмертия духа.

Год издания: 2011Язык: РксскийСтраниц в книге: 128Качество: Отсканированные страницыФормат: PDFРазмер файла: 47,4 Мб

 

Скриншоты страниц:

Скачать книу: Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Boeing 727 — обзор и технические характеристики пассажирского самолета

Деление на семейства

Возьмём название Pz.Kpfw.I Ausf.A. Обычно его понимают примерно так: Pz.Kpfw.I — это название танка, а Ausf.A — его модификация, то есть Т-1A. На первый взгляд всё логично, ведь затем был Pz.Kpfw.I Ausf.B с более мощным двигателем и удлинённым шасси. Напрашивается аналогия с советскими обозначениями КВ-1 и КВ-1с, Т-34 и Т-34-85. Проблема в том, что дальше эта аналогия совершенно перестаёт работать.

Три разных Pz.Kpfw.II: Ausf.A, Ausf.D и Ausf.G

Pz.Kpfw.I Ausf.C — не последующая модернизация Ausf.A или Ausf.B, а совершенно новый танк, сконструированный по другим принципам, с индивидуальной торсионной подвеской вместо блокированной на листовых рессорах, безвальной коробкой передач вместо вальной и т.д. Это вовсе не исключение из правил. Pz.Kpfw.I Ausf.F тоже стал самостоятельной конструкцией, его никак нельзя назвать развитием Ausf.C. Итого, обозначение Pz.Kpfw.I не может быть названием одного танка, ведь мы имеем дело с тремя разными танками, у каждого из которых есть свои модификации.

Подобное мы видим и у Pz.Kpfw.II. Если Pz.Kpfw.II Ausf.C основан на предыдущих модификациях, то Pz.Kpfw.II Ausf.D — это новый танк, у которого переработали даже общую компоновку. Pz.Kpfw.II Ausf.L без всяких натяжек можно назвать другим танком относительно Ausf.F и Ausf.D, это касается и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Здесь мы насчитали аж четыре разных танка, у каждого из которых своя линия развития.

Можно продолжать и далее. Pz.Kpfw.III Ausf.E отличается от Pz.Kpfw.III Ausf.A чуть ли не больше, чем Т-43 от Т-34, технически это разные танки. Под обозначением Pz.Kpfw.IV мы видим не только привычные «четвёрки», но и Neubau Fahrzeug, который немцы обозначали как Neubau-Panzerkampfwagen IV. Думаем, никто не будет спорить, что трёхбашенный Nb.Fz. и однобашенный Pz.Kpfw.IV Ausf.C — это два совершенно разных танка, пусть и под общим названием Pz.Kpfw.IV.

Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и так далее до Pz.Kpfw.VII — это обозначения не конкретных моделей танков, а их семейств. Словом Ausführung называли не только модификации танков, но и разные танки в рамках одного семейства. Логика немцев проста: если новый танк создаётся на замену существующему и относится к тому же семейству, то и название он получает похожее, даже если речь идёт о совершенно другой конструкции.

Pz.Kpfw.I Ausf.C создавался на замену устаревающим Ausf.A и Ausf.B по той же концепции двухместного пулемётного танка, поэтому он тоже получил название Pz.Kpfw.I. Neubau Fahrzeug, точно так же, как и Pz.Kpfw.IV, относится к семейству танков поддержки с 75-мм пушкой, поэтому в 1940 году его по аналогии переименовали в Neubau-Panzerkampfwagen IV.

Пожалуй, самым интересным обозначением отличился Pz.Kpfw.38(t). В начале Второй мировой войны по своим характеристикам он был сравним с ранними Pz.Kpfw.III и мог выполнять те же задачи, поэтому немцы назвали его tschechische Pz.Kpfw.III («чешский Pz.Kpfw.III»). Если бы подобную систему использовали в СССР, то Т-43 получил бы название «Т-34 тип Б», а Т-44 — «Т-34 тип В».

VK 30.01 (H) — первый танк семейства Pz.Kpfw.VI

Теперь становится понятным, почему VK 45.01 (P) и VK 45.01 (H), такие разные по конструкции, обозначались как Pz.Kpfw.VI: ниша у них была одна и та же. А раз VK 45.03 создавался на замену Pz.Kpfw.VI Ausf.E, то он тоже получил название Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Что интересно, к семейству Pz.Kpfw.VI также относились VK 30.01 (H), VK 36.01 и VK 30.01 (P). Аналогично обстоят дела и с Pz.Kpfw.V от разных родителей — MAN и Daimler-Benz.

Что касается «звериных» названий, то с ними не всё так просто. Обозначение Panther было синонимом Pz.Kpfw.V и обозначало целое семейство. С другой стороны, в семействе Pz.Kpfw.VII мы находим «Лёве» и «Маус», да и VK 30.01 (P) назывался не «Тигр», а «Леопард» — как, кстати, и VK 16.02. Так что здесь никакой системы нет.

Стриж: описание

Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики

Попытки создания танков в России

Несмотря на то, что в годы правления императора Николая II-го в России наблюдался достаточно интенсивный рост экономики, общий уровень промышленного развития страны по-прежнему оставлял желать много лучшего. Соревноваться с Великобританией или Францией в деле создания новых боевых машин в таких условиях было невозможно.

Тем не менее российские конструкторы в годы Первой Мировой войны всё же разработали несколько проектов танков. Наибольшую известность получил так называемый «Вездеход» — машина, созданная А.А. Пороховщиковым. Поскольку этот проект возник еще в 1914 году, его создатель даже попытался оспорить приоритет Великобритании в изобретении танков.

К сожалению, относиться всерьез к проекту «Вездехода» или «Вездехода-2» (представлен в январе 1917 год) попросту невозможно. Пороховщиков был явным дилетантом, хотя, видимо, и талантливым. Достаточно сказать, что поворачивать «Вездеход» приходилось при помощи жерди. Бронекорпус и вооружение на прототип никогда не ставили, а если бы это было сделано, то машина, скорее всего, просто увязла бы в грунте.

Столь же бесперспективной оказалась и другая боевая машина, ставшая известной под названием «Царь-танк». Она была создана в так называемой «лаборатории по военным изобретениям», которую возглавлял Н.Н. Лебеденко. Об этом человеке практически ничего неизвестно. В то же время то или иное участие в проекте принимали «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский и два его племянника – Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, впоследствии ставшие конструкторами советских авиамоторов. Не исключено, что какое-то отношение к «Царь-танку» имел и А.Н. Туполев, также иногда работавший в этой лаборатории.

Современная «реплика» танка Лебеденко.

Как следует из воспоминаний Микулина и Стечкина, Лебеденко был не инженером, а довольно ловким, но авантюристичным предпринимателем, у которого имелись знакомства в «высших кругах». Это и позволило ему получить подряд на создание монструозного «Царь-танка», опиравшегося на гигантские колеса вышиной в 9 метров.

Т-28

Схожие решения

Успех французских лёгких танков «Рено» FT-17, оснащённых поворотной башней, заставил танкостроителей во всём мире обратиться к подобной схеме. Один из лучших проектов аналогичного танка в 1928 г. предложила английская фирма «Виккерс». Этот танк так и назывался «Виккерс 6-тонный». По сравнению с французским «Рено», он был куда более маневренным и мог развивать скорость до 35 км/ч, в то время как «Рено» двигался не быстрее 10 км/ч. Сами англичане не проявляли к этому танку особого интереса. Они тогда выпускали для своей армии куда более быстроходный лёгкий 5-тонный танк Мк-VI, способный двигаться со скоростью до 55 км/ч.

Однако «Виккерс 6-тонный» оценили за рубежом. Для своего времени это была настолько удачная конструкция, что подобные танки в Англии стали покупать другие страны. Мало того, лицензию на производство данного танка купили Польша и Советский Союз, где собственное танкостроение ещё только зарождалось.

В Советском Союзе «Виккерс 6-тонный» получил обозначение Т-26. Этот танк выпускался в разных вариантах: и с двумя пулемётными башнями, стоящими рядом, и с одной баш ней, в которой размещалась сначала 37-мм, а затем и 45-мм пушка. Т-26 постоянно модернизировался: усиливалась его броня, повышалась скорость хода.

Т-26 участвовал в Гражданской войне в Испании и Великой Отечественной войне. На базе Т-26 выпускались также специальные огнемётные танки

С 1937 г. башня приобрела коническую форму, было усилено бронирование. Однако вес танка вырос незначительно — до 10 т, благодаря чему Т-26 сохранял высокую маневренность. Затем на базе Т-26 выпускались и огнемётные танки.

В польской армии танки «Виккерс» получили обозначение 7ТР, что означало «7-тонный, польский». Танк имел 17-мм броню в лобовой части корпуса, скорость 32 км/ч, экипаж состоял из трёх человек. Но самое главное — это был первый танк в мировом танкостроении, оснащённый дизель-мотором мощностью 110 л. с. До Второй мировой войны поляки выпустили 135 таких боевых машин. Вооружение польского танка было слабее советского танка Т-26 и меньше был запас хода. Однако 7ТР был быстроходнее и лучше бронирован. Когда польские танки встретились в бою с немецкими, то они оказались сильнее Pz-I и Pz-ll.

Польский танк 7TP

Ходовую часть от английского танка «Виккерс» позаимствовали и итальянцы при создании своего танка «Ансальдо-29», а затем М-11/39.

Правда, итальянские танкостроители смогли построить всего 24 боевые машины по этому образцу.

Фото Ил-38

ПОТЕРИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первая мировая война стала одной из самых разрушительных войн в современной истории. В результате военных действий погибло почти десять миллионов солдат, что намного превышает общее число жертв всех войн за предшествующие сто лет. Хотя трудно установить точные статистические данные о потерях, по некоторым оценкам, число раненых в бою достигло 21 миллиона.

Эти колоссальные потери всех сторон, участвующих в конфликте, отчасти стали результатом применения нового оружия, такого как пулеметы и отравляющие газы, а также неспособности военачальников адаптировать свою тактику к более механизированному характеру вооруженной борьбы. Политика нанесения максимальных потерь противнику, особенно на Западном фронте, стоила жизни сотням тысяч солдат. 1 июля 1916 года были понесены самые большие потери живой силы за один день – одна только британская армия потеряла более 57 тысяч человек на Сомме. Наибольшее число погибших было в армиях Германии и России: эти цифры предположительно составляют 1 773 700 и 1 700 000 человек соответственно. Франция потеряла шестнадцать процентов всего мобилизованного состава своих вооруженных сил – самый высокий показатель смертности среди развернутых войск.

Никакие официальные организации не вели точный счет потерь гражданского населения в годы войны, но согласно оценке специалистов, в качестве прямого или косвенного результата военных действий погибло 13 миллионов мирных жителей. Смертность, как военного, так и гражданского населения, достигла своего пика в конце войны в результате эпидемии «испанки» – самой смертоносной эпидемии гриппа в истории человечества. В результате конфликта миллионы людей были насильственно выселены из своих домов или вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания в Европе и Малой Азии. Ущерб, нанесенный зданиям и промышленным объектам, был катастрофическим, особенно во Франции и Бельгии, где шли самые тяжелые бои.

Glossary

Лица смертиМаски и тяжелая броня

Эта устрашающая маска — не часть наряда для БДСМ-игр. Это элемент снаряжения танкиста Первой мировой войны. Дело в том, что металлургическая промышленность в то время не умела делать прочную гомогенную металлическую броню — и даже после закалки она оставалась достаточно хрупкой. Это приводило к тому, что из-за многочисленных попаданий пуль и осколков по внешней стороне брони танка, от ее внутренней стороны откалывались небольшие кусочки металла, безжалостно жалившие танкистов, подобно пчелам.

Люди сидели в консервной банке, где было жарко как на сковородке, воняло выхлопными газами, со всех сторон гремели различные механизмы и ревели двигатели — не самая комфортная обстановка для ведения боя, а тут еще ты рисковал получить куском железа прямо в зубы или вовсе лишиться глаза. Чтобы этого избежать и были придуманы эти шлемы с окулярами в виде металлических жалюзи и кольчужной маской, закрывавшей нижнюю часть лица.

Тогда же, во время Первой мировой войны, военные всех сторон вернулись к идее подзабытых средневековых доспехов, вышедших из употребления как минимум двести лет назад.

Как только война превратилась в позиционную, и солдаты на долгие годы скрылись в своих окопах, стало понятно, что необходимо защищать от осколков и шрапнели самую уязвимую часть солдатского тела — голову, так как она чаще всего подвергается опасности. Тогда и начали появляться первые металлические каски.До этого каски были кожаными, тканевыми или картонными. В начале 1916 года для замены своего нелепого Пикельхельма с торчащим рогом немцы разработали первую стальную каску, известную как Stahlhelm M1916. При этом первая немецкая каска имела узнаваемые рожки, на которые крепилась бронепластина, защищавшая лоб. От этой пластины солдаты избавлялись в первую очередь, потому что в случае попадания пули в нее шея солдата ломалась, и у него не оставалось никаких шансов на выживание.

Очень скоро идея индивидуальной бронезащиты получила свое логическое продолжение: в 1915 году появились первые окопные доспехи, представлявшие собой разные вариации металлических кирас, надевавшихся на тело с помощью кожаных ремней. Это были тяжеленные бронежилеты толщиной до нескольких миллиметров и весом до 20 килограмм, но они делали свое дело — защищали солдата от маленьких осколков артиллерийских снарядов и пуль, выпущенных со средних и дальних дистанций. Такими бронежилетами оснащались в первую очередь солдаты штурмовых рот и батальонов, что несколько повышало их шансы сохранить жизнь в бою. 

производство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector