Фуражки и кепи вермахта
Содержание:
Знаки отличия
С появлением пилоток стал вопрос о знаках отличия, которые наносились на кепи и фуражки: череп, орел, свастика, цветной кант. Все они помогали определить принадлежность к пехотным, танковым, штурмовым или спецотрядам.
На любом головном уборе присутствовала эмблема черепа: где-то в виде нашивки, где-то в виде металлических пуговиц. Если другие знаки могли перенести на левый бок головного убора, то череп всегда находился на кокарде.
Так почему на фуражках СС были черепа?
Череп, или «адамова глава», использовался в армейских знаках отличия еще со средневековья. Таким образом военные обозначали особые отряды, имевшие высокую ценность для командования как боевые единицы.
Череп в немецкой армии появился со времен добровольческих корпусов, формировавшихся для борьбы с немецкими коммунистами. Чуть позже, уже во время распространения учения о фашизме по территории Европы, череп стал отличительным знаком войск СС в подчинении Гитлера. Сам знак символизировал победу над смертью.
Немецкая фуражка СС стала стандартом для многих униформ в последующем. Головные уборы полицейских Франции, Италии, а также различных военных подразделений пошиты на основе фуражек немецкого образца времен Второй мировой войны.
Появление фуражки
В 1811 году пришло время перемен. Армия получила новый образец фуражной шапки, принципиально отличавшийся от прежнего. Теперь это была почти что современная фуражка, уже ничем не схожая с французским головным убором. А отношения с Францией в то время были натянутые — Российская империя готовилась к большой войне.
Головной убор, как и сейчас, состоял из цветного невысокого околыша и круглой тульи. Кожаный козырёк полагался лишь офицерам, солдаты носили бескозырку. По околышу шла цветная выпушка, отличавшаяся в каждом батальоне полка. На передней части шнуром вышивался — а иногда просто рисовался краской — номер роты, в которой служил солдат.
Слева — фуражные шапки лейб-гвардии Егерского и Финляндского полков, принятые в 1811 году(источник фото) На ту же тему От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы
В Дунайской армии, находившейся в особых климатических условиях, такая фуражка в следующем году заменила кивер, для чего нижним чинам на головном уборе разрешили носить козырьки. Считается что образцом для нового головного убора послужила шапка мастеровых, широко распространённая в начале XIX века от Петербурга до Лондона.
Офицеры носили щегольски сшитую фуражку без каких-либо надписей и украшений. Её внутренняя часть уплотнялась за счёт многократно сложенного холста, так что шапка идеально сохраняла форму даже во время военных походов.
Новая фуражная шапка была очень удобным головным убором, отчего завоевала огромную популярность. Некоторые офицеры, вроде Кутузова, специально испрашивали разрешение носить её в строю вместо положенных шляпы, кивера или каски, объясняя эту необходимость ранениями головы.
Конный портрет Кутузова(источник фото)
Кстати, строки из знаменитой полковой песни Александрийского гусарского полка:фуражка тёплая на вате, чтоб не болела голова» — относятся как раз к эпохе господства кивера. Ведь в сравнении с этим головным убором подшитая ватой фуражка была очень лёгкой, почти не нагружала голову, да ещё и сберегала тепло в холодные дни. Разумеется, даже плотная ватная простёжка не спасала от удара саблей, так что в бою всё-таки лучше было надеть кивер или каску.
Вертолет: максимальная высота полета
И статический, и динамический «потолки» имеют предельные показатели. Ограничения вводятся для определения границ, превышение которых может приводить к срыву воздушного потока с лопастей несущего винта. Уверенней винтокрылые машины держатся в воздухе на высотах до 4500 м с определением максимального «потолка» у отдельных машин до 6 км.
Максимальная высота полета вертолета, зафиксированная как абсолютный рекорд, составляет 12442 м. Установил его французский воздухоплаватель Жан Буле. Его Aerospatiale «Лама», относящийся к подклассу «вертолеты», смог преодолеть 12-километровый рубеж в 1972 году. Тот полет мог закончиться фатально, так как на высоте, где температура была ниже – 60 °С, заглох двигатель. Пилоту пришлось установить еще один рекорд – максимальное высотное снижение в режиме самовращения основного винта.
Черная форма СС и ее история
Сами охранные отряды (уже позже они стали называться карательными) появились еще в двадцатых годах. И их изначальное назначение относилось к гитлеровской собственной охране. Подразделение было неким спецназом. В то время форма офицера СС не сильно отличалась от солдат регулярной армии. Основными знаками отличия были погоны и нашивки.
Камуфляжная рубаха раннего образца
Ближе к сороковым годам, батальоны разрослись и возложили на себя большее количество обязанностей. В это же время сменился их внешний вид. Парадная форма СС стала повседневной. Изменился цвет, пошив мундиров и знаки отличия.
Для офицеров СС была пошита черная форма.
Война прокатилась по всей Европе и Советскому союзу. И фашистов, практически везде, запомнили, как оккупантов и завоевателей. А карательные отряды отложились в памяти советских людей с огромной ненавистью. Черная форма войск СС вызывала лютую злобу у партизан в Белоруссии.
В начале формирования охранных батальонов особой отличительной особенностью был один погон на плече. Но с началом военных операций, немецкая форма СС получила по два погона. Они теперь полностью относились к военным формированиям.
Также особенностью, которой отличалась форма солдат Вермахта и СС, это ношение знаков отличия. У СС-цев они крепились исключительно к левой петлице. А офицерские головные уборы имели канты. С середины тридцатых годов кокардой стал орел.
Китель унтерштурмфюрера пехотной части
Поскольку глава СС Генрих Гиммлер был закоренелый нацист и разделял весь мир на арийцев и нет, то солдат не германского происхождения, не имел право носить некоторые шевроны и знаки. Им черная униформа была под запретом.
При этом «истинные» арийцы носили на левом нагрудном кармане металлическую руну. И в зависимости от звания — некоторые особые нашивки.
Погоны войск СС немногим отличались от погон регулярной армии. Лишь у офицеров были небольшие отличия, в виде металлического канта.
Триумф фуражки
На ту же тему Тест: Хорошо ли вы разбираетесь в военной моде?
Очень быстро фуражки позаимствовала прусская армия, которая в период после 1812 года долгое время находилась под сильным влиянием русской военной моды. Затем в течение всего нескольких десятилетий этот головной убор начали носить военные почти всех остальных европейских стран. Особый путь выбрали Франция и Австрия, где вместорусской» фуражки повседневным элементом военной формы стала шапка‑кепи.
В 1844 году на фуражках офицеров появилась металлическая кокарда, а в 1855 году её получили и простые солдаты, и унтер-офицеры.
На волне военных реформ императора Александра II русская армия внезапно отказалась от своего изобретения — фуражки — и с 1862 года начала носить кепи, похожее одновременно на французский и австрийский образцы. С кепи русские воины прошли эпоху покорения Туркестана и русско-турецкую войну. Но в 1881 году фуражка вернулась, чтобы с тех пор оставаться неизменным отличием военных.
Рядовой 16-го гренадерского Мингрельского полка, рядовой 1-го Кавказского сапёрного батальона, рядовой 16-го гренадерского полка, 1903 год(источник фото)
В 1907 году появились шапки защитного цвета, причём солдатский образец теперь был с козырьком, как у офицеров, — ведь задача полевого головного убора не просто быть украшением, но и защищать глаза нижних чинов от яркого солнца.
В период Гражданской войны в России фуражки носили военнослужащие и Белой, и Красной армий, а в 1920-е годы позицию главного военного головного убора примерно на десятилетие занялабогатырка», илибудёновка». Но начиная с 1943 года советская армия стала обращаться к традициям царской, так что фуражка триумфально вернулась. Что касается Красного флота, там офицерская фуражка и матросская бескозырка никуда не исчезали и оставались неизменным элементом формы моряков.
На ту же тему Русское значит красивое
Горные стрелки
Горное кепи, вошедшее в обиход войск СС, стало началом эволюции головных уборов армии фюрера. Изначально оно имело зеленый цвет, а в передней его части размещались знаки отличая немецкой армии (череп, орел и, чуть позже, свастика).
В дальнейшем для более четкого различия в разных видах войск стали вводить нашивки разных образцов. Первыми удостоились такой чести горные стрелки из полков «Принца Евгения» и «Эдельвейс». Эти фуражки СС стали черного цвета, а вместе с орлом и черепом на них помещали изображение эдельвейса на левой стороне.
Каждый род войск имел и разную форму головного убора. Они могли быть круглыми, конусообразными с тульей разной высоты. Изначально кепи имело околыш, закрепленный с помощью пуговиц или кнопок, который можно было отвернуть в ненастную погоду. С появлением новых видов эта часть фуражки СС стала носить чисто символический характер.
Когда размер тульи не позволял разместить все знаки отличия в лицевой её части, солдатам разрешалось пришивать нашивки в виде орла, эдельвейса или свастики на левую сторону кепи. Но впереди всегда был орел и знак черепа. Их крепили серебристой нитью на треугольную нашивку.