Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте
Содержание:
- Израильский аналог — «Эйлат»
- Используемые ракеты
- Навигация
- Оценка проекта
- См. также
- конструктивные особенности МРК проекта 1234 шифр «Овод»
- Примечания
- Характеристики танка
- В составе флота
- Источники
- Примечания
- Ход модернизации
- Вооружение
- Представители проекта
- Корабли проекта
- История проектирования
- малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
Израильский аналог — «Эйлат»
Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.
Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.
Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.
Используемые ракеты
В проекте 21631 8 ракетных установок для разных унифицированных типов ракет, поражающих наземные, надводные и подводные цели. Следует сказать большое спасибо ОАО «ОКБ Новатору» из Екатеринбурга за своевременное вооружение ВМС РФ «Калибрами».
Ракета по наземным целям 3М-14
Впечатляют экспортные образцы «Калибров» Club – это ракета 3М-14Э 2006 г.в., которые достигают дальности 300 км на скорости 0,7 Маха, доставляя в цель осколочно-фугасный или кассетный заряд весом 450 кг. Эти ракеты повторяют возможности современных коммерческих «Томагавков», более надёжны, стоят практически одинаково. Но не от этого нервно бегают желваки на лицах американских ястребов, а от ракет 3М-14 2012 г.в., стоящих на вооружение РФ. Отступив от натовских стандартов по «Томагавкам» в сторону советских 3М10 1984 г.в. – сразу видимы другие характеристики.
Комплекс «Калибр» очень напоминает комплекс «Гранат», ракета 3М14 без ускорителя 7,2 м, точно как и у КР 3М10, а с ускорителем обе по 8,1 м. Диаметр корпуса 514 мм каждой, то же по размаху крыла 3,3 м. Дальность полёта тридцатилетней давности по прямой 3 000 км. Сегодня ракеты летят на 2 600 км по искажённой траектории, чтобы преодолеть ПРО, задолго берут на прицел объект (65 км), ускоряются до 2,9 чисел Маха на финишных 20 км. Вот как раз ускориться американской ракете торпедного стандарта «Томагавк» не получается, что позволяет сбивать её противоракетами и самолётами, в отличие от русских «Калибров» ей не хватает 2 м длины.
Стандарты для торпед США заложены с 1915-го, когда вооружились основными противокорабельными торпедами Mark14, сменившими в 1931-м Mark10, тогда будущее габаритов натовских «Топоров войны» стало определенным и долгим. Поэтому и сегодня «Томагавкам» предназначено находится в капсулах длиной 20 футов 6 дюймов (6,25 м) и диаметров 21 дюйм (533 мм). Жители Санкт-Петербурга и туристы могут побывать внутри советской подлодки 1954 г.в. С-189 проекта 613, наши торпеды того времени тоже находились как и сегодня в 8-ми метровых капсулах, связь между временами сохраняется и у нас.
К примеру, без российских средств ПРО даже примитивным «Томагавкам» нечего было противопоставить Ираку и Ливии в войне против США. Эти же ракеты с ядерной боевой частью носили основную угрозу и для СССР на дальности 2500 км, возможно даже большую чем баллистические ядерные ракеты большой дальности, т.к. позволяли за 6 – 8 минут нанести массированный удар по всем основным объектам оборонного и промышленного значения, крупным городам страны. Паритет между странами НАТО и Россией достигнут с качественным преимуществом в нашу пользу.
Ракета по подводным целям 91Р1 или 91РТ2
В пусковой установке комплекса «Калибр-НК» могут находиться самонаводящиеся ракеты-торпеды 91РЭ1 (русая версия 7,65 м) или 91РТЭ2 (под ПУ НАТО 6,2 м). Применяются против подводных лодок, приблизившихся МРК Буяну-М ближе 50-ти км. 91РЭ1 ускоряется у цели до 2,5 М, 91РТЭ2 до 2 М, проходит основной путь по баллистической траектории с дозвуковой скоростью 0,7 М. Такие «Калибры» устанавливаются и на подлодках типа «Варшавянка», «Лада», пуск через торпедные отсеки 533 мм.
Противокорабельная ракета 3М-54
Так же как и другие крылатые ракеты ПКР 3М-54Э повторяет в полёте рельеф местности на высоте 10 – 20 м, следуя на маршевом двигателе 0,8 М. На дальности 220 км эффективно поражает цель из-за трёхкратном превышении скорости звука 2,9 М. На водной глади ей негде спрятаться, поначалу малая высота полёта скрывает от дальних РЛС, а на финише только скорость позволяет преодолеть свой путь до конца. Ракеты запрограммированы на изменение траектории полёта, чтобы сбить с толку противоракеты противника.
Навигация
Оценка проекта
При достаточно скромном вооружении (те же 4 ПКР, как и у проекта 205 c добавлением в состав вооружения корабля облегчённой 76-мм артустановки) водоизмещение ракетного катера в 2,5 раза превысило водоизмещение малого ракетного катера проекта 205 при одинаковой с ним скорости хода и сниженной на 40 % дальности плавания.
Сравнение ракетных катеров проекта 1241 с германскими ракетными катерами проектов и показывает, что по возможностям управляемого ракетного оружия (комплекса противокорабельных ракет «Москит») советский ракетный катер имеет преимущество. Тем не менее, по возможностям ПВО он уступает германским ракетным катерам, в особенности после принятия на вооружение последних ЗРК самообороны SeaRAM. При большей скорости полного хода катер проекта 1241 уступает немецким аналогам в дальности плавания полным ходом.
См. также
конструктивные особенности МРК проекта 1234 шифр «Овод»
По архитектуре гладкопалубный корпус боевого корабля проекта 1234 имеет катерные обводы, не большую седловатость и выполнен из корабельной стали повышенной прочности. МРК обладают очень хорошей маневренностью связанной с поворотливостью и быстрой остановкой.
МРК проект 1234
МРК проект 1234-1
Для целей радиоэлектронной борьбы МРК оснащены двумя или четырьмя пусковыми установками для постановки пассивных помех, которые представляют собой пакет с шестнадцатью направляющими трубами с консольными креплениями на цапфе и вертикальной стенке. Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальности от корабля до 3,5 км. Радиотехническая комплексная система «Титанит» обеспечивает активное и пассивное обнаружение целей, прием информации от авиационных систем воздушного наблюдения и пеленгования, а также обеспечивает выработку и выдачу целеуказаний на командный пост управления, управление совместными боевыми действиями и обеспечивает решение навигационных задач. Навигационная радиолокационная станция «Дон» и радиотехнической разведки «Залив». Инфракрасная аппаратура «Хмель-2» позволяет осуществлять совместное плавание и скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни.
Примечания
- Все о ВДВ России (фото) — новости от novorus.info/
- БТР-Д с ЗУ-23. zonwar.ru. Проверено 13 февраля 2020.
- Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Э» (на базе БТР-Д) : Министерство обороны Российской Федерации
- The Military Balance 2020. — P. 69.
- The Military Balance 2020. — P. 195.
- The Military Balance 2020. — P. 208.
- The Military Balance 2020. — P. 204.
- The Military Balance 2020. — P. 206.
- The Military Balance 2010. — P. 176.
- The Military Balance 2012. — P. 94.
- М. Барятинский. Боевые машины десанта. — Москва: Моделист-конструктор, 2006. — С. 41. — 64 с. — (Бронеколлекция, спецвыпуск № 1(9) / 2006).
- The Military Balance 2020. — P. 491
Характеристики танка
Танк КВ-2 является прокачиваемой машиной, что говорит о его изменчивости по отношению к своим характеристикам. Поначалу танк не очень хорошо показывает из-за слабого орудия и двигателя. Но если его прокачать до топовой составляющей, то там уже можно будет опробовать все его сильные стороны. Для КВ-2 характеристики играют важную роль в личной эффективности. Зная все нюансы и показатели своей стальной машины, в боях можно добиваться невероятно высоких результатов.
Итак, касательно самих показателей (топовая комплектация):
- прочность — 860 единиц;
- масса — 61 тонна;
- обзор — 330 метров;
- дальность связи — 440 метров;
- максимальная скорость — 15 км\ч;
- поворот — 18;
Показатели бронирования:
- корпус мм (лоб/борта/корма): 75-75-50;
- башня мм (лоб/борта/корма): 75/75/70;
В составе флота
С 1967 по 1992 годы силами нескольких предприятий было построено 47 МРК пр. 1234 и его производных. Подавляющее большинство «Оводов» строилось для нашего флота. По последней версии проекта 1234.1 построили 19 МРК. Первый из них заложили в 1975 г. и сдали в 1978-м, а последний строился с 1986 г. и поступил на службу только в 1992-м. Корабли распределялись между всеми основными флотами ВМФ.
С середины девяностых по середину двухтысячных российский флот списал 7 МРК «Овод-1». Остальные 12 кораблей до сих пор остаются в составе флота. Большая их часть принадлежит Тихоокеанскому и Балтийскому флотам – по четыре единицы. По два таких МРК служит в составе Черноморского и Северного флотов. Некоторые «Оводы» в последние годы были переведены в резерв.
При всех своих плюсах, МРК пр. 1234.1 имеют ряд недостатков, обусловленных постепенным моральным устареванием. Первые проекты модернизации «Оводов» были предложены еще в 90-х годах, но тогда отсутствовала возможность их реализации. Всерьез о модернизации кораблей заговорили лишь несколько лет назад. В 2017 г. стартовали работы по обновлению первого МРК, и к настоящему времени он успел выйти на испытания.
Источники
Примечания
- ↑ Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
- Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
- ↑ Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
- ↑ Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
- ↑
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
- Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
- Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
- Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
Ход модернизации
В 2017 г. камчатский Северо-Восточный ремонтный центр приступил к работам по ремонту и модернизации МРК пр. 1234.1 «Смерч». Этот корабль стал первым представителем своего проекта, которому предстояло получить обновленный набор бортовых систем и вооружений. Необходимые работы заняли менее двух лет.
«Смерч» в море
7 июня 2019 г. «Смерч» вышел на заводские ходовые испытания. Тогда сообщалось, что все подобные мероприятия завершатся в течение нескольких месяцев. До конца года корабль вернется в состав сил постоянной готовности Тихоокеанского флота.
Примерно через месяц, 8 июля, модернизированный МРК впервые осуществил артиллерийскую стрельбу с применением нового оружия. Установки АК-176МА и АК-630М успешно поразили назначенные цели. Вскоре «Смерч» выполнил межбазовый переход и прибыл во Владивосток для участия в праздничных мероприятиях по поводу Дня ВМФ.
Текущие планы остаются в силе. Модернизированный «Смерч» должен вернуться на службу до конца этого года. Вскоре ожидается начало работ по следующим «Оводам» из состава четырех флотов. В конце 2017 г. сообщалось, что в ближайшие годы ВМФ сможет получить три модернизированных МРК пр. 1234.1, два из состава Тихоокеанского флота и один корабль Черноморского.
Модернизация и испытания «Смерча» в сумме должны занять чуть более двух лет. Работы по следующим кораблям могут потребовать меньше времени, а кроме того, возможен одновременный ремонт нескольких «Оводов». Таким образом, в средней перспективе все 12 остающихся в строю МРК пр. 1234.1 смогут пройти переоснащение и перевооружение, а затем вернуться в строй.
По результатам программы модернизации ВМФ в сокращенные сроки получит малые корабли с современными противокорабельными ракетами и эффективной артиллерией. МРК «Овод-1» продолжат службу уже в новой конфигурации и благодаря этому снова смогут вносить заметный вклад в боеспособность флота.
//
Вооружение
Главный ударный комплекс
Контейнер ПКРК «Малахит» на МРК пр. 1234, крышки открыты
Ракетный комплекс П-120 «Малахит» разрабатывался как унифицированный для подводных лодок и надводных кораблей и предназначался для поражения надводных кораблей противника. 8,84-метровая твёрдотопливная крылатая ракета при собственной массе 5400 кг доставляет 800-кг фугасно-кумулятивную боевую часть на дистанцию до 150 км от корабля-носителя; при наведении используется инерциальная навигационная система плюс активное радиолокационное самонаведение с коррекцией от инфракрасного датчика на конечном участке траектории.
Для обнаружения целей и целеуказания служит радиолокационный комплекс «Титанит», антенный пост которого размещён под массивным радиопрозрачным обтекателем над ходовой рубкой.
Зенитное вооружение
Основу ПВО корабля составляет зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса, помимо пусковой установки с ракетами 9М33, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.
ЗРК «Оса-М» в боевом положении
Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 — 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах — до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС общего наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 — 8 секунд. Система наведения — радиокомандная. После схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям. При приближении ракеты к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части, дистанция срабатывания — до 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду.
Ракета 9М33 — одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. При собственной массе 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части и крыло в хвостовой. Четыре плоскости крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередной парой ракет.
57-мм артустановка АК-725
Время перезаряжания установки — 16…21 с, скорострельность — 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 — по надводным. Время переноса огня на другую цель — 12 с. Вес ПУ без боекомплекта — 6850 кг.
Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек. Боезапас установки 1100 выстрелов, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения — 200° на оба борта, расчёт артустановки — 2 человека, масса — 3,9 тонны. Дальность стрельбы — 8420 метра (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.
Представители проекта
Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417
Название | Верфь | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992) | 30.01. |
БФ, КФл | Списан 10.04.. С 02.1992 — «Р-49» | ||||
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992) | 30.12. |
БФ | Списан 10.04.. | ||||
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992) | ЧФ | С 15.12. «Мулния-101» в ВМС Болгарии . | |||||
«Р-6» | 30.12. |
БФ | Списан 10.04.. | ||||
«Р-26» | 30.03. |
БФ | Списан 10.04.. Проект 1241РЭ. | ||||
«Р-42» | 30.03. |
ТОФ | Списан 03.05.. | ||||
«Р-45» | 26.12. |
ТОФ | Списан 04.08.. | ||||
«Р-69» | 30.09. |
ТОФ | Списан 04.08.. | ||||
«Р-79» | 19.12. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992) | 21.04. |
18.12. |
30.12. |
ЧФ | В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины.C 15.03. — U155 «Приднепровье». | ||
«Р-71» «Шуя» | 12.08. |
14.09. |
10.06. |
ЧФ | В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик. | ||
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992) | 19.11. |
23.12. |
31.08. |
ЧФ | Списан 7.11.. С 15.08. U156 «Кременчуг» в ВМС Украины. | ||
«Р-101» «Ступинец» | 04.08. |
27.06. |
30.09. |
СФ, КФл | В строю. | ||
«Р-129» «Кузнецк» | 03.02. |
19.11. |
28.12. |
БФ | В строю. | ||
«Р-257» | 03.05. |
01.08. |
31.10. |
БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)
Название | Верфь | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Р-46» | 21.03. |
20.03. |
29.12. |
ЧФ | Списан 17.12.. | ||
«Р-66» | 31.05. |
ТОФ | Списан 04.08.. | ||||
«Р-85» | 30.09. |
ТОФ | Списан 16.03.. | ||||
«Р-103» | 31.05. |
ТОФ | Списан 16.03.. | ||||
«Р-113» | 30.12. |
ТОФ | Списан 17.07.. | ||||
«Р-158» | 30.10. |
ТОФ | Списан 31.07.. | ||||
«Р-76» | 30.12. |
ТОФ | Списан 31.07.. | ||||
«Р-83» | 30.12. |
ТОФ | Списан 03.05.. | ||||
«Р-229» | 30.09. |
ТОФ | Списан 10.04.. | ||||
«Р-230» | 30.12. |
ТОФ | Списан 17.07.. | ||||
«Р-240» | 30.10. |
ТОФ | Списан 10.04.. | ||||
«Р-261» | 31.12. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-271» | 05.09. |
ТОФ | Списан 22.06.. | ||||
«Р-442» | 16.12. |
ТОФ | Списан 22.06.. | ||||
«Р-297» | 08.09. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-298» | 31.12. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-11» | 01.09. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-14» | 28.12. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-18» | 24.08. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-19» | 07.12. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-20» | 17.10. |
18.11. |
ТОФ | В строю. | |||
«Р-24» | 06.12. |
27.12. |
ТОФ | В строю. | |||
«Р-29» | 27.09. |
ТОФ | В строю. | ||||
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992) | 02.06. |
21.08. |
13.02. |
БФ | Переоборудуется в музей в г. Кронштадт | ||
«Р-60» «Буря» | 10.12. |
30.12. |
12.12. |
ЧФ | В строю. Установлен ЗРАК «Палаш». | ||
«Р-160» «МАК-160» | 27.02. |
29.09. |
08.08. |
ЧФ, КФл | В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит». | ||
«Р-187» «Заречный» | 18.07. |
16.04. |
04.03. |
БФ | В строю. | ||
«Р-239» «Набережные челны» | 05.10. |
30.12. |
21.09. |
ЧФ | В строю. | ||
«Р-334» «Ивановец» | 04.01. |
28.07. |
30.12. |
ЧФ | В строю. | ||
«Р-109» «Бриз» | 24.07. |
13.04. |
20.10. |
ЧФ | В строю. | ||
«Р-291» «Димитровград» | 25.07. |
19.10. |
30.05. |
БФ | В строю. | ||
«Р-293» «Моршанск» | 30.04. |
23.08. |
17.02. |
БФ | В строю. | ||
«Р-2» «Чувашия» | 26.02. |
БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12418 и 12421
Название | Верфь | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
29.09. |
ВМС Вьетнама | ||||||
ВМС Вьетнама | |||||||
Edermen | ВМС Туркмении | ||||||
Gayratly | ВМС Туркмении | ||||||
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016) | 27.01. |
23.05. |
ВМС Египта | ||||
ВМФ России | |||||||
ВМФ России |
Корабли проекта
Наименование | Изготовитель | Заложен | В строю | Флот | Состояние | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мытищи | 567 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 251 | 24.12.2015 | 29.07.2017 | 17.12.2018 | БФ | В строю |
Советск | 577 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 252 | 24.12.2015 | 24.11.2017 | 12.10.2019 | БФ | В строю |
Одинцово | 584 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 253 | 29.07.2016 | 05.05.2018 | 12.2020 | БФ | Заводские ходовые испытания |
Козельск | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 254 | 10.05.2016 | 09.10.2019 | 12.2020 | ЧФ | Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное) | |
Охотск | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 255 | 17.03.2017 | 29.10.2019 | 07.2021 | ЧФ | Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное) | |
Вихрь | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 256 | 19.12.2017 | 13.11.2019 | 12.2021 | ЧФ | Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное) | |
Буря | 578 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 257 | 24.12.2016 | 23.10.2018 | 12.2020 | СФ | Спущен на воду |
Циклон | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь | 801 | 26.07.2016 | 2020 | 12.2020 | ЧФ | Строится. Сформирован корпус | |
Аскольд | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 802 | 18.11.2016 | 2020 | 07.2021 | ЧФ | Строится. Сформирован корпус | |
Амур | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 803 | 30.07.2017 | 2021 | 12.2021 | ЧФ | Строится. Сформирован корпус. | |
Туча | АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) | 804 | 26.02.2019 | 2022 | 07.2022 | СФ | Строится | |
Тайфун | АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) | 805 | 11.09.2019 | 2022 | 10.2022 | СФ | Строится | |
Ржев | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 201 | 01.07.2019 | 2022 | 07.2023 | ТОФ | Строится | |
Удомля | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 202 | 01.07.2019 | 2022 | 12.2023 | ТОФ | Строится | |
Павловск | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 203 | 05.2020 | 2023 | 12.2024 | ТОФ | Готовится к закладке | |
Уссурийск | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 204 | 26.12.2019 | 2023 | 07.2024 | ТОФ | Строится | |
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2020 | 2022 | 12.2023 | ТОФ | Подписан контракт | |||
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2020 | 2022 | 12.2023 | ТОФ | Подписан контракт |
История проектирования
Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ Минобороны России. Данный корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.
малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
головной малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630
после спуска на воду
100 мм универсальная артиллерийская установка А-190
антенный пост РЛС управления огнем 5П-10-03 «Ласка»
мачта с РЛС
пусковые установки выстреливаемых помех комплекса ПК-10
АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля
турельная установка 3М-47 «Гибка» с четырьмя зенитными ракетами «Игла»
30-мм установка АК-306
Пожалуй, самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности.
Пропульсивная установка боевого корабля состоит из двух водометных движителей большой мощности, которые до сих пор не применялись на военных кораблях Российской Федерации. Поставку обеспечила ФГУП МП «Звездочка» города Северодвинск.
Так как основным назначением артиллерийского корабля является борьба с береговыми укреплениями неприятеля, этому соответствует состав его ударного вооружения:
– облегченная универсальная 100 мм артиллерийская установка «А-190» с системой управления 5П-10-03 «Ласка»;
– сорокоствольная 122 мм ракетная система залпового огня «Град-М».
Управление огнём артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел». Оборону корабля от воздушного противника обеспечивают два 30 мм шестиствольных автомата «АК-306» расположенных по обоим бортам и управляются с помощью визирной колонки; кормовая турельная пусковая установка типа 3М-47 «Гибка», обеспечивающая автоматическое наведение и пуск четырёх сухопутных переносных зенитно-ракетных комплекса типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК «Игла». Управление пусковой установкой производится дистанционно. Для защиты двухсотмильной экономической зоны государства и для нанесения атаки по точечным береговым, морским и воздушным объектам на вооружении боевого корабля состоят две тумбовые установки пулеметов КПВ с калибром 14,5 мм, а также три тумбовые установки пулеметов калибром 7,62 мм. Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30 мм автоматический гранатомет.
В дополнение на корабле установлен комплекс постановки пассивных помех ПК-10 два комплекта. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеорологического обеспечения позволяют артиллерийскому кораблю выполнять поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность мореплавания. Средства связи на борту МАК обеспечивают связью командира корабля с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, воздушными объектами, в том числе и в сетях ГМССБ.
Для пополнения состава Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации организовано серийное строительство малого артиллерийского корабля нового поколения проекта 21630 «Буян». Количество серии составит пять боевых кораблей, которые будут построены до 2010 года.
Стоимость головного корабля составила 372 миллиона рублей, а создание последующих 5 кораблей – не более 250 миллионов рублей каждый.
МАК «Астрахань» уже несет боевую службу в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ. Вторым по счету и первый серийным кораблем проекта 21630 шифр «Буян» стал МАК получивший наименование «Каспийск». 24 марта 2006 года на эллинге судостроительной фирмы «Алмаз» состоялась закладка третьего артиллерийского корабля «Махачкала». Военные корабли вошли в состав флота в 2007 и 2008 году соответственно.