Что важно знать о космодроме восточный

«Восточный» — космодром 21 века

Размеры космодрома очень впечатляют. До космической гавани построили автомобильную и железную дороги, куда ездят поезда и доставляют все необходимое техническое оборудование, «чужих» сюда не пускают. Недалеко от космодрома в скором времени начнется строительство закрытого международного аэропорта.

По словам пресс-секретаря космодрома, в отличие от Байконура на Восточном все сооружения находятся на поверхности земли: командный пункт, административно-деловой комплекс, технологические блоки, которые под землей соединены огромными тоннелями.

«Особенность космодрома «Восточный» заключается в унифицированности технического комплекса. Все находится «под одной крышей»: заправочно-нейтрализационная станция, монтажно-испытательный комплекс космических блоков, склад, промышленно-строительная база и т.д.», — добавила пресс-секретарь космодрома «Восточный».

Также уникальность космодрома состоит в том, что здесь на месте полностью собирают ракету. Расстояние от технического до стартового комплекса составляет 4,5 км. На стартовом комплексе стационарно проходит заправка ракеты-носителя, что тоже является новшеством. Работы по подготовке к пуску проводятся на стартовом комплексе. Для этого предназначена мобильная башня обслуживания закрытого типа – она является «сердцем» космодрома. Такой конструкции нет на космодромах Плесецка и Байконура. Однако, подобная башня была построена специалистами Роскосмоса на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Высота мобильной башни 52 метра. Фото: ЯкутияМедиа

Стартовый комплекс на космодроме «Восточный». Фото: ЯкутияМедиа

Место старта ракеты. Фото: ЯкутияМедиа

Космодром «Восточный». Фото: ЯкутияМедиа

Стартовый комплекс на космодроме «Восточный». Фото: ЯкутияМедиа

1

/ 5

Мобильная башня обслуживания состоит из семи ярусов, ее вес 1,6 тысяч тонн, высота 52 метра. Она позволяет проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях. Благодаря использованию мобильной башни, люди, обеспечивающие запуск ракет-носителей, находятся в значительно большей безопасности и комфорте. В том числе здесь предусмотрена система аварийной эвакуации.

Белоснежная башня с изображением Юрия Гагарина наезжает на ракету, которая установлена в стартовую систему в вертикальном положении, и укрывает ее. Внутри башни ярусы соединяет лифт.

Космодромы России

История освоения космоса > Космодромы России

Космодром Байконур — это самый первый во всем мире космодром. Он расположен на обширной территории Казахстана между посёлком Джусалы и городом Казалинск, недалеко от Тюратам — поселка Кызылординской области. Он занимает большую площадь 6717 км², является крупнейшим космодромом в мире.
Космодром Плесецк — это первый Государственный испытательный космодром. Он расположен примерно в 180 километрах от города Архангельска недалеко от станции «Плесецкая». Расположившись на платообразной и немного холмистой равнине, «Плесецк» занимает площадь около 1762 квадратных километра и простирается с севера на юг на расстояние 46 километров, а с востока на запад на расстояние 82 километров.
Свободный — второй Государственный испытательный космодром Мин Обороны РФ. Космодром Свободный расположен в Амурской области. За все время существования на нем было произведено всего пять запусков ракет.
Ясный — это российский космодром, который расположен на территории района «Домбаровский» РВСН Ясненского района в Оренбургской области. Он используется исключительно для запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей «Днепр». А Эксплуататор космодрома является международная .
Космодром Капустин Яр (часто сокращают Кап-Яр) — это военный ракетный полигон, находится на северо-западе Астраханской области. Полигон был открыт 13 мая в 1946 году. На нем проводили испытания первых баллистических ракет. Орбиты наклонения и градусов: минимальная 48,4, а максимальная орбита 50,7. Площадь полигона составляет 650 км² (занимал ранее площадь до 0,40 миллионов га), располагается большей своей частью в РФ, но также занимает земли в Атырауской области и Западно-Казахстанской области Казахстана.
Восточный — новейший космодром России, строительство которого началось в июле 2012 года в Амурской области и в настоящее время продолжается.

o-kosmose.net

Общая информация

Общая площадь около 700 км2. Космодром «Восточный» расположен недалеко от расформированного в 2007 году космодрома «Свободный». Административным и жилым центром космодрома станет город Циолковский, строящийся на территории ЗАТО Углегорск.

Расположение стартовых комплексов и других объектов определено в проекте космодрома и программе его развития.

Планируется строительство десяти технических и обеспечивающих площадок. В ходе строительства будет построен стартовый комплекс ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъёмности (до 20 тонн) в составе двух пусковых установок, аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая 30-километровую железнодорожную ветку от станции Ледяная.

Климат

Климат муссонный. Среднемесячная температура января составляет −25,6 °С. Абсолютный минимум многолетних наблюдений −49,0. Среднемесячная температура июля +20,6. Абсолютный максимум многолетних наблюдений +39,1.

Дата первого мороза — 3 октября, первые заморозки — в начале сентября. Дата последнего мороза — 5 апреля, последние заморозки — в конце мая.

В переходный период (апрель-май) эпизодически отмечаются сильные ветры до 20 м/с. В зимнее время ветер слабый. Среднегодовой фон атмосферного давления выше нормы, влажность воздуха 50-60 %, в течение года наблюдается не менее 310 солнечных дней. С ноября по март преобладает солнечная погода, осадки в этот период года выпадают редко и в небольшом количестве. Лето (июнь — август) дождливое, с большим количеством осадков и высокой влажностью воздуха.

Климатическая таблица по данным ближайшей метеостанции Шимановск (35 км северо-западнее города Циолковский):

Космодром «Восточный»

Космодром «Восточный»

— российский космодром на Дальнем Востоке в Амурской области. Расположен вблизи города Циолковский, в 45 км севернее города Свободного и одноименного военного космодрома. Близлежащая железнодорожная станция «Ледяная». Первый российский гражданский космодром. Общая площадь около 700 км².

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ № 1473 «О космодроме Восточный». В 2010 году был заложен «Памятный знак» в честь начала работ. В 2011 было начато техническое и эскизное проектирование. Строительство первого стартового комплекса началось в 2012 году и завершилось в апреле 2020 года. Оно сопровождалось коррупционными скандалами, а также забастовками и голодовками рабочих из-за задержек зарплаты. На май 2020 года стоимость построенных объектов составляла 84 млрд рублей.

Космодром возводился с целью обеспечения независимого доступа России в космос, гарантированного выполнения международных и коммерческих космических программ, сокращения затрат на содержание космодрома Байконур и улучшения социально-экономической обстановки в Амурской области.

Преимущества нового космодрома в том, что начальный участок траектории полёта ракеты – носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств. Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории России или в нейтральных водах. Место расположения космодрома находится вблизи развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов. Космодром способствовал снижению политических рисков, связанных с Казахстаном.

Располагает стартовым комплексом «1С» для ракет «Союз – 2» лёгкого и среднего классов.

Космодром расположен в регионе с муссонным климатом, среднемесячной температурой января −25,6 °С (абсолютный минимум многолетних наблюдений −49,0), среднемесячной температурой июля +20,6 (абсолютный максимум многолетних наблюдений +39,1).

28 апреля 2020 года состоялся первый успешный пуск с выводом на орбиту трёх искусственных спутников Земли. К 2021 году планируется запуск пилотируемого корабля «Федерация» в беспилотном варианте и в 2023 году — запуск с экипажем.

Стартовый комплекс космодрома изображён на денежной купюре достоинством в две тысячи рублей, наряду с мостом на остров Русский во Владивостоке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дорога на космодром

Мы объехали Благовещенск, не въезжая в сам город. Удивительно, но я понял, что практически ничего не знаю об этом городе и, пока автобус петлял мимо загородной застройки, я читалВикипедию» и боролся со сном после посещенияМорского старта» и уже двух с лишним суток поездки. Дороги в Амурской области хорошие, на больших трассах есть освещение, кое-где идёт строительство, поэтому микроавтобус глотает десятки километров, а ты смотришь на пейзаж, который то удивительно похож на привычный, то вообще напоминает едва ли не саванну(автор не виноват, ему действительно напоминает).

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) На ту же тему Экскурсия наМорской старт»: уникальный комплекс глазами редакции

Космодром находится достаточно далеко от Благовещенска — три с лишним часа езды. В целом космодром расположен достаточно компактно, в отличие от Байконура. Причина понятна: Байконур во время своего создания был во многом военным объектом и строился с расчётом на возможное выживание после ядерного удара предполагаемого противника. Здесь же практически всё рядом, не требуются длинные, почти часовые переезды с одного объекта на другой.

В административном центре нас напоили чаем и проверили, насколько точно мы внесли фотоаппараты и мобильные в список разрешённых для съёмки гаджетов. Я уже приготовился к привычному по Байконуруэто снимать нельзя, туда поворачиваться не стоит», но нам очень повезло. На самом деле разрешили снимать практически всё, кроме двух комнат на командно-измерительном пунктеВосточный», где как раз работали военные. В остальном если что-то интересное не попало в мой объектив, то это уже только моя вина, — снимать можно было свободно.

Срок службы

Альтернативная гражданская служба отличается от классической не только характером деятельности, но и сроком. Поскольку АГС для граждан является возможностью не проходить срочную службу, платой за это становится увеличенный срок. Он определяется упомянутым выше Федеральным законом.

Срок зависит от организации прохождения альтернативной службы. Если речь идет о структурах, подчиненных российский армии или военных частях, он равен 18 месяцам (1,5 года).

Если речь идет об организации, никак не связанной с армией (почта, медучреждение, налоговая), то срок АГС составляет 21 месяц. Это принципиальное отличие АГС от обычной призывной службы, срок которой равен одному году.

Съёмочная группа

История космодрома

Байконур был первым и крупнейшим в мире космодромом, возведенным усилиями ученых Советского Союза на территории Казахстана. После распада большой страны в 1990 году объект автоматически отошел в ведомство независимой Республики Казахстан, в результате чего России пришлось его арендовать. Но в 2050 году контракт между странами перестанет действовать, поэтому правительство РФ задумалось о целесообразности возведения нового космодрома. Конечно, найти достойное место оказалось достаточно сложно.

Необходимо, чтобы стартовая площадка находилась в определенном положении относительно экватора, что позволит использовать энергию вращения планеты при запуске носителя. В 2010 году был выпущен приказ о начале строительства космодрома посреди тайги Дальнего Востока. Казалось бы, место не совсем подходящее, поскольку расположено оно в 5,5 тыс. км от точки производства запчастей различных ракет. Но, к сожалению, ученые не смогли найти более подходящей по различным техническим параметрам территории.

В итоге еще в 2012 году начал активно разрабатываться новый проект, тогда как первый запуск был запланирован на 2015 год. Однако ввиду различных обстоятельств своевременно закончить космодром не удалось, поэтому все графики пришлось сдвинуть.

УТК на грани фантастики

Следом гордость Восточного — унифицированный технический комплекс(УТК): место, где ракеты и полезную нагрузку собирают в единое целое. Это целая система зданий. В неё входят два монтажно-испытательных комплекса(МИК): один для ракет, а второй для космических аппаратов и разгонных блоков — склад, куда составляющие привозят по железной дороге, и огромная трансбордерная галерея, соединяющая эти здания. По галерее ездит трансбордер — платформа размером с железнодорожную, которая движется не вдоль, а поперёк. Она нежно, словно мать спящего младенца, идеально точно, без рывков и дёрганий перевозит компоненты из склада в МИК и обратно.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

После Байконура УТК Восточного смотрится словно какое-то чудо. Огромные помещения с высоким классом чистоты, работники в халатах. Больше всего это похоже на декорации к научно-фантастическому фильму. Чтобы понимать размеры: в одном из МИКов аккуратно, по углам лежали пять ракетСоюз» и казались совсем-совсем небольшими.

На ту же тему Хорошая плохаяАнгара», или Что случилось с главной российской ракетой?

Но чтобы не показалось, будто всё прекрасно, давайте немного поговорим о грустном. К настоящему времени Восточный недозагружен запусками. С 2016 года здесь провели всего пять пусков, это обидно и очень мало. Должны были сделать несколько пусков в этом году для проекта One Web, но из-за коронавируса и проблем самой One Web их отложили. Кстати, именно этих запусков и дожидаются ракеты-носителиСоюз».

Если уРоскосмоса» получится загрузитьВосточный» запусками, это будет очень здорово. Видны гигантские объёмы проделанной работы — мощнейший комплекс — и будет очень обидно, если он так и продолжит больше ждать запусков, чем реально работать.

Да, я очень хорошо знаю, что уРоскосмоса» огромное количество нерешённых проблем. Но у меня давнее и чёткое правило: ругаешь за плохое — хвали за хорошее. И я не могу не похвалить Восточный — современный, масштабный и классный комплекс, где работают сотни специалистов, любящих космос и свою работу. А это дорогого стоит.

Космодром Восточный (Амурская область, Россия) комментарии

Популярные маршруты из / в / через Космодром Восточный, сохраненные пользователями (14)

Используя сохраненные маршруты, вы можете добавлять комментарии и заметки. Маршруты расположены в порядке популярности за прошедшие 30 дней.

1. Благовещенск — Космодром Восточный2. Хабаровск — Космодром Восточный3. Казань — Космодром Восточный4. Свободный — Космодром Восточный5. Космодром Восточный — Циолковский /Углегорск/6. Белогорск — Космодром Восточный7. Белоцерковка — Космодром Восточный8. Желтоярово — Космодром Восточный9. Циолковский /Углегорск/ — Космодром Восточный10. Москва — Аэропорт Хабаровск — Аэропорт Красноярск (Емельяново) — Космодром Восточный11. Владивосток — Космодром Восточный12. Москва — Космодром Восточный13. Космодром Восточный — Железнодорожная станция Ледяная14. Чита — Космодром Восточный

Ближайшие объекты

Каталог объектов (Россия — Амурская область)

Возможно вас заинтересуют объекты в ближайшей удаленности от Космодрома Восточного.

  • Железнодорожная станция Ледяная ~ 4,07 км
  • Железнодорожная станция Бузули ~ 13,11 км
  • Железнодорожная станция Селеткан ~ 22,40 км
  • Река Гащенка ~ 34,24 км
  • Аэропорт Свободный ~ 34,68 км

Населенные пункты

Населенные пункты, расположенные в ближайшей удаленности от Космодрома Восточного.

  • Циолковский /Углегорск/ ~ 0,27 км
  • Курган ~ 4,03 км
  • Глухари ~ 4,31 км
  • Разливная ~ 8,36 км
  • Голубое ~ 10,58 км

Разновидности

Инфраструктура космодрома «Байконур»

Инфраструктура «Байконура» представлена, в частности, такими объектами:

— 9 стартовых комплексов различных категорий;

— 15 пусковых установок, предназначенных для запуска ракет, выводящих в космос спутники и корабли;

— 4 пусковые установки, используемые в целях проведения испытаний баллистических ракет;

— 11 корпусов, предназначенных для монтажа и испытания техники различного назначения;

— 34 комплекса, адаптированные для осуществления предстартовой подготовки ракет и выводимых ими в космос аппаратов различного назначения;

— 3 станции, на которых осуществляется заправка ракет-носителей и иных космических аппаратов различными видами топлива;

— измерительный комплекс;

— информационно-вычислительный центр, в котором осуществляется контроль, а также управление полетами космических аппаратов и обработка различных видов данных;

— кислородно-азотный производственный комплекс, способный выпускать порядка 300 тонн различных типов криогенных продуктов в течение суток;

— ТЭЦ мощностью 60 МВт;

— энергопоезд мощностью 72 МВт, функционирующий на газовых турбинах;

— трансформаторные подстанции в количестве 600 объектов;

— узлы связи в количестве 92 единиц;

— аэродромы — «Крайний» и «Юбилейный»;

— локальная железнодорожная инфраструктура общей протяженностью порядка 470 км;

— автомобильная инфраструктура протяженностью порядка 1281 км;

— линии электропередач в 6610 км, связи — в 2784 км.

Рассмотрев основные особенности крупнейшего космодрома, задействуемого в российской космической программе, изучим специфику других объектов соответствующего типа, что функционируют в России.

Строительство космодромов в СССР

Строительству площадок для запуска космических средств доставки предшествовала длительная и кропотливая подготовительная работа. В СССР первым местом старта и предтечей космодромов будущего стал испытательный полигон Министерства Обороны «Тюра-Там», расположенный на территории Казахстана. Выбор места не был случайным. Пустынная и безлюдная местность прекрасно подходила для проведения столь рискованных и сложных мероприятий, каковыми являлись пуски первых ракет. К тому же такое расположение стартового комплекса позволяло использовать при старте естественные астрофизические параметры вращения Земли, облегчающие стартовавшей ракете преодоление силы земного притяжения и успешную доставку космических средств. Следует отметить, что место было выбрано с учетом сложившейся на тот момент в мире, военно-политической обстановки в мире. Новый объект сооружался в режиме строжайшей секретности, поэтому и должен быть расположен на территории, находящейся во внутренних районах страны, на значительном удалении от государственной границы.

Строительство полигона «Тюра-Там»

Строительство нового стартового комплекса началось в начале 1955 года. Официально дата 2 июня 1955 года стала днем рождения первого в мире космодрома. Строительство велось интенсивными темпами, поэтому уже через два года в мае 1957 года новый стартовый комплекс был представлен государственной комиссии. Советская ракета Р-7 была установлена на стартовый стол и готова к первому пуску в мирных целях. На базе этих РН в Советском Союзе были созданы все последующие космические ракеты, включая легендарную ракету Восток, выведшую на околоземную орбиту космический корабль с первым человеком на борту. С этого момента начинается славная история советской космической программы. Несмотря на первые неудачные пуски, 4 октября 1957 года со стартового стола нового космодрома ушла в небо ракета с первым искусственными спутником земли «ПС-1».

Космодром–полигон «Байконур»

Новая стартовая площадка вместе с прилегающим к ней городом Байконур стала одним единым ракетно-космическим комплексом «Байконур». На Западе советский космодром долгое время продолжал именоваться «Tyuratam». За неполные 50 лет со всех стартовых площадок Байконура было запущено более полутора тысяч космических аппаратов самого разного назначения. Отсюда проводились испытательные пуски вновь создаваемых межконтинентальных баллистических ракет.

Советский космодром дал дорогу в жизнь и первым полетам человека в космос. После успешного запуска ракеты «Спутник-1» 12 апреля 1961 года со стартового стола на Байконуре ушла в небо ракета-носитель «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным. Началось интенсивное использование нового стартового комплекса в военных и в мирных целях. В дальнейшем запуск всех пилотируемых кораблей в СССР и в РФ осуществлялся и продолжает осуществляться в основном с этого космодрома.

Инфраструктура Байконура

На данный момент имеются следующие объекты космодрома Байконур:

  • 9 полноценных стартовых комплекса, включающих до полутора десятка пусковых установок;
  • пусковые установки для запуска МБР;
  • монтажные и испытательные комплексы;
  • комплексы предстартовой подготовки ракетной техники и аппаратов;
  • химический завод по производству ракетного топлива;
  • 3 заправочные станции;
  • измерительно-вычислительный телеметрический пункт контроля и управления полетом ракет-носителей;
  • электростанция, сеть трансформаторных подстанций и до 6000 км линий электропередач;
  • узлы и линии связи протяженностью 2700 км;
  • сеть автомобильных и железнодорожных дорог;
  • два аэродрома.

Реализация военно-технического обеспечения советского ракетно-ядерного потенциала шла в другом направлении. Для этих целей в 1957 году будет принято решение строить испытательный космодром МО в Плесецке. Объект получил кодовое название «Ангара», став на первое время первой ракетной частью, вооруженной межконтинентальными баллистическими ракетами. Только в 1964 году на базе этой ракетной части был создан Научно-исследовательский полигон для испытания и применения военных и космических средств доставки.

Несмотря на то, что космодром Байконур даже является самым крупным стартовым комплексом на территории бывшего СССР, именно Плесецк стал основной стартовой площадкой, с которой осуществлялись запуски ракет. Плесецк стал основным местом запуска практически всех советских автоматических космических аппаратов, используемых для изучения околоземного пространства и космических объектов. Только за период с 1966 года по 2000 год космодром стал местом старта более полтора тысяч ракет-носителей.

Пуск ракеты «Союз» с Плесецка

Недострой и хищения

Серьезные проблемы возникли в преддверии первого запуска, когда объект оказался не готовым к работе. После тщательных проверок вскрылись массовые хищения госсредств со стороны директора строительной фирмы ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания. По предоставленным данным, он покупал загородные дома и яхты на деньги, отведенные для возведения космодрома. В итоге злоумышленник был осужден на 3 года лишения свободы.

Однако за годы его бурной деятельности сильно пострадала сама конструкция объекта, для постройки которой использовались некачественные материалы. В итоге некоторые детали приходилось полностью переделывать. Такое неэкономное расходование средств сделало космодром «Восточный» одним из самых дорогих современных российских проектов.

Но откладывать работу строительные бригады не намерены, ведь объекты продолжают разрушаться. В настоящий момент готовность некоторых их них не превышает 10%. В основном речь идет о квартирных комплексах, предназначенных для работников космодрома, а также о котельных и инфраструктуре.

Первые шаги СССР и США на пути освоения космоса

Появление ядерного оружия ознаменовало собой начало гонки вооружений – беспрецедентного в современной истории процесса, связанного с созданием и освоением новых средств вооружений, носителей ядерного оружия. Военно-политическое противостояние Советского Союза и США невольно привело к стремительному развитию ракетно-космической отрасли. Ракетная техника стала для СССР единственным техническим средством, способным обеспечить возможность дать адекватный ответ растущей военной угрозе из-за океана. Экономики, военно-промышленный потенциал Советского Союза и Соединенных Штатов позволяли самостоятельно реализовать свои космические программы. Ракетные технологии Третьего Рейха, доставшиеся Советам и американцам в качестве трофеев, позволили значительно ускорить не только научные разработки, но и сдвинуть с места производственный цикл. Военно-космические программы СССР и США своими результатами многим обязаны немецким инженерам, принимавшим активное участие в создании первых баллистических межконтинентальных ракет.

Королев и фон Браун

Не стоит говорить, что освоение космоса началось естественным путем. Ракетно-космическая гонка стала следствием политики руководства обоих государств, стремившегося любыми средствами опередить соперника. Космос давал для этого бесконечное поле для маневра

Добившись успехов в осуществлении космических программ, и СССР, и Соединенные Штаты рассчитывали одержать инженерно-техническую и научную победу над противником, не говоря уже о политической важности соперничества

Имеющиеся в распоряжении оборонных ведомств США и СССР полигоны для испытания ракетной техники, не позволяли осуществлять масштабные программы по запуску космических аппаратов в космос. Полноценные космодромы США стали строиться практически одновременно с началом аналогичных работ в Советском Союзе. Планируемые для использования в освоении космоса американская ракета «Юпитер» и советская ракета, созданная на базе межконтинентальной ракеты Р 7, нуждались в мощных стартовых комплексах, которые бы обеспечивали весь цикл предполетной подготовки и сам старт ракеты. При сооружении стартового стола для межконтинентальной ракеты Советы и американцы использовали германский опыт по строительству стартовых площадок в нацисткой Германии, откуда совершали свои полеты немецкие баллистические ракеты V-2.

https://youtube.com/watch?v=GRq69pHyWOc

Уже тогда советским инженерам и их американским коллегам стало понятно, что предстоит выполнить колоссальный объем работы. Предстояло построить не только место старта, но и создать огромный инженерно-технический комплекс, включающий в себя:

  • непосредственно сам стартовый стол;
  • складские ангары и сборочный цех;
  • место хранения топлива;
  • систему защитных сооружений и безопасности;
  • пункты контроля и управления пусками ракет;
  • систему энергообеспечения и транспортную инфраструктуру.

Необходимо учитывать тот факт, что строительство объекта такого масштаба будет осуществляться в пустынных и необжитых районах, где отсутствует налаженная транспортная сеть, нет источников энергообеспечения. Требовалось создать с нуля громадный производственно-технический комплекс, способный автономно обслуживать последующие старты при этом учесть и просчитать районы предполагаемого падения отработанных ступеней космической ракеты.

Космодром Плесецк

Группа «Ярса»

Ракетный дивизион мобильного варианта включает в себя три самоходные пусковые установки комплекса и мобильный командный пункт на многоосном шасси повышенной проходимости производства Минского завода колёсных тягачей.

Для противодействия возможным диверсиям, в том числе с применением радиационного, химического и биологического оружия, а также подготовки маршрута следования «Ярса» в состав боевого расчёта включаются машины сопровождения.

Машина обеспечения боевого дежурства

Предназначена для обеспечения электроэнергией на полевой позиции и при аварийной ситуации на боевой стартовой позиции; приготовления и приёма пищи личным составом, отдыха и быта, а также организации и несения караульной службы. Размеры и оборудование машины рассчитаны на обеспечение жизнедеятельности десяти человек с личными вещами и оружием.

Машина дистанционного разминирования «Листва»

На бронеавтомобиле установлен блок сверхвысокочастотного излучения. Электроника способна обнаружить мины и фугасы на дистанции до 100 м в секторе 30°. Применяется для сопровождения колонн мобильных ракетных комплексов «Ярс».

Оснащена средствами противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам. Также имеет систему навигации, тепловизор для ночной разведки, эхолокационную систему и беспилотный летательный аппарат для разведки с воздуха. Способна обнаруживать вражескую технику днём и ночью на расстоянии до 6 км, а пешего диверсанта — с 3 км.

Машина инженерного обеспечения и маскировки

Функции: инженерная разведка маршрутов боевого патрулирования и полевых позиций по габаритам и наличию минно-взрывных заграждений. При необходимости — расширение маршрутов, разминирование, а также маскировка подвижных грунтовых ракетных комплексов на полевых позициях.

Унифицированная тепловая машина УТМ-80М

Машина для дегазации, дезактивации и дезинфекции (специальная обработка) крупногабаритного вооружения. Позволяет в кратчайшие сроки обработать автономные пусковые установки. По сути является первым полноценным «деайсером» отечественной разработки.

Запуски легких и тяжелых РН

В середине 1964 года началось сооружение стартовых комплексов для РН “Космос-2” и “Космос-3М”, а так же ШПУ для одноступенчатой РСД Р14У (площадка “Медвежьи горы” № 131). С последней установки в 1969-1971 годах было выполнено шесть запусков Р14У в сторону казахстанского полигона “Сары-Шаган” по программе ПРО “Алдан”. Площадка №133 (пусковая установка 1) использовалась для запусков РН “Космос-2” с 1967 по 1977 годы (проведено 88 запусков спутников), с 2000 года на ней появилась вторая пусковая установка (133/3) для запусков РН “Рокот” (27 запусков в 2000-2017 годах), кроме того с пусковой установки 133/3 в 1985-1994 годы было проведено 39 запусков РН “Космос-3М”. Площадка 132 (пусковые установки 1 и 2) использовалась для запусков РН “Космос-3М” с 1967 по 2010 годы (было проведено 384 запусков спутников, в основном небольших военных спутников для навигации, связи и калибровки радаров). 26 июня 1973 года произошел взрыв РН “Космос-3М”, приведший к гибели 9 человек. После катастрофы запуски этой РН были возобновлены в следующем году. На стартовом комплексе №32 находится 2 пусковых установки РН “Циклон-3”и “Рокот”, сооружение которых начато в 1970х годах 20 века. С первой пусковой установки 32 площадки в 1980-2001 годах было запущено 57 РН “Циклон-3”, со второй осуществлено 65 запусков в 1977-2009 годах. С этой площадки в июне 2000 года были проведены первые запуски на солнечно-синхронные орбиты (планы таких запусков существовали ещё в 70х годах 20 века, но постоянно отменялись из-за того что 1-ый виток орбиты при подобном запуске проходил над США).

Во время неудачного запуска 26.01.1983 в реку Северная Двина вблизи деревни Брин-Наволок упала вторая ступень РН “Космос-3М” (первая ступень взорвалась при падении в лесу). Во льду реки толщиной 50 см появилась прорубь диаметром в несколько десятков метров, взрыв вызвал выброс  грунта со дна реки, несмотря на глубину в 7 метров. По расчетам третья часть топлива не участвовала во взрыве и попала в реку, что вызвало угрозу отравления водозабора Архангельска.

Запуск тяжелой модификации РН “Ангара”

В 2010 году началось сооружение стартового комплекса под РН “Ангара” на площадке № 35, который, как и старты “Семерок“ был размещен на южном берегу реки Емцы. Первые запуски легкой и тяжелой модификации РН “Ангара” были произведены в 2014 году. Тяжелая модификация РН “Ангара” стала самой тяжелой РН, запущенной с Плесецка – 759 тонн. Для сравнения масса РН “Протон” составляет 705 тонн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector