Кошкин, михаил ильич

Т-34: интересные факты

До принятия танка на вооружение РККА он обозначался А-34. Первый А-34 собрали в январе 1940 года. Литеру “А” не пытайтесь расшифровывать – это просто заводской индекс.

В начале 1941 года был создан Т-34М, избавленный от большинства недостатков Т-34. Но из-за войны все работы свернули.

В 1941 году Т-34 стоил 269 000 рублей, в 1942-м – 193 000, в 1945-м – 135 000. Трудоемкость изготовления за годы войны снизили в 2,4 раза.

Летом 1941 года КБ Грабина разработало для Т-34 57-мм орудие ЗиС-4. Танков с 57-мм орудием выпустили всего 30 штук. Дело в том, что бронебойные снаряды Т-34-57 обладали избыточной мощностью, а “Тигров” и “Пантер” тогда еще не было.

В мае 1943 года произвели 170 танков-истребителей Т-34-57 с 57-мм пушками ЗИС-4М. Скорость снаряда превышала 1000 м/с, с 500 метров он пробивал броню толщиной 106 мм.

После войны Т-34 производили в Польше и Чехословакии. Чехи ставили на танк пушки вплоть до калибра в 100 мм. Такой танк можно увидеть в музее города Латрун (Израиль).

Во время войны СССР передал один Т-34 американцам для ознакомления. Его (вместе с тяжелым танком КВ) в 1943 году судном из Мурманска доставили в США, где испытали на полигоне в Абердине. Американцам понравились дизель и пушка. Раскритиковали коробку передач, воздушный фильтр и закалку брони.

В 1945 году Уинстон Черчилль на вопрос о самом лучшем оружии ответил: ” Английская пушка, немецкий “Мессершмитт” и Т-34″.

3 июля 1950 года во время Корейской войны 4 реактивных истребителя-бомбардировщика ВВС США F-80C атаковали колонну автомашин и 4 танков Т-34 Северной Кореи. Американцы открыли огонь из 12,7-мм пулеметов и выпустили ракеты. Броня выдержала. Зато когда снаряд из танковой пушки разорвался перед самолетом, то он загорелся и упал на землю. Его пилот стал первым летчиком США, погибшим в той войне.

В Хорватии (война 1991-1995 годов) Т-34-85 обстреливали противотанковыми ракетами “Малютка”. Танк выдержал два попадания, не утратив боеспособности.

В 2006 году во время антиправительственных выступлений в Будапеште митингующие захватили танк-памятник Т-34-85, завели его и использовали в столкновениях с полицией.

 Игорь Елков,  Сергей Птичкин

Память

При жизни заслуги М.И. Кошкина перед государством были недооценены, в том числе некоторыми конструкторами, которые считали, что их вклад в разработку Т-34 больше. М.И. Кошкин был прирожденным руководителем и блестящим организатором, требовательным, но справедливым. Он часто прибегал к нестандартным решениям, чтобы «пробить» производство «тридцатьчетверки».

Так, для серийного производства танка было необходимо, чтобы он прошел смотр. Но для участия в смотре нужно было набрать пробег, на что не было времени. Чтобы разорвать этот «замкнутый круг», конструктор принял нестандартное решение: набрать пробег, добираясь до Москвы собственным ходом.

М.И. Кошкин всегда прислушивался к чужому мнению и давал подчиненным возможность высказать свою точку зрения. Вопреки собственным амбициям, он всегда мог поддержать чужую разработку, если видел, что она лучше.

М.И. Кошкин получил несколько наград, последнюю – орден Красного Знамени – в 1936 г. Сталинская премия ему была присуждена посмертно в 1942 г. А Героем Социалистического Труда он стал в конце перестройки, в 1990 г. Через несколько месяцев не стало социалистического государства, вооружению которого он посвятил почти всю жизнь.

Сейчас легендарному конструктору стоит памятник в Харькове. Там же его именем названа одна из улиц. В 1998 г. была выпущена памятная марка к 100-летнему юбилею.

О жизни М.И. Кошкина были сняты художественные фильмы: «Главный конструктор» (роль Кошкина исполнил актер Борис Невзоров) и «Танки» (в главной роли снялся актер Андрей Мерзликин).

Танковая дуэль Т-34 и «Пантеры» – против советской бронемашины у немцев не было шансов!

Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250)./Фото: topwar.ru

Средний танк немецкой армии «Пантера» имел длинноствольное орудие 75 калибра, хотя его масса близка к тяжёлым советским танкам КВ и ИС, а по габаритам эта машина превосходила большинство существующих танков: длина корпуса – 6870 мм, ширина – 3270 мм, высота – 2995 мм. Внешний вид этого монстра наводил ужас, когда солдатам впервые доводилось видеть его.

Но, как выяснилось, выйти победителем из боя против Т-34-85 шансов у него было немного. Ходовая часть «Пантеры» (как и тяжёлого танка «Тигр») была её слабым звеном – если она ломалась, надо было снимать почти полборта для её ремонта. А чтобы вытащить неисправную коробку передач, надо было демонтировать башню. Так что в этом случае в условиях боя починить танк не представлялось возможным. Диски опорных катков эти двух немецких танков располагались в шахматном порядке, частично перекрывая друг друга. Зимой грязь между ними замерзала, и танк не мог сдвинуться с места.

В первые же дни Курской битвы большая часть «Пантер» вышла из строя из-за технических неисправностей. Сказалась спешка при выпуске этих машин – часть из них даже не дошла до передовой из-за возгорания бензинового двигателя или перегрева трансмиссии. Тогда как советский танк было несложно отремонтировать даже в боевых условиях. А манёвренность и высокая проходимость скоростного советского Т-34-85 сводила на нет мощную броневую защиту «Пантер» и «Тигров».

Рождение легенды

Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34.

Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.

Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники.

Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег.

Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.

Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему.

В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях.

Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.

Создание танка А-20 и А-32

Задание на разработку нового танка БТ-20, получившего в итоге индекс А-20, выдано в октябре 1937. За несколько месяцев КБ Кошкина смогло разработать эскиз новой машины, а также испытать дизельный двигатель В-2 на БТ-7. В данном контексте возникла идея перевести новый танк полностью на гусеничный ход.

В апреле 1938 Кошкин добивается разрешения на параллельную разработку с А-20 гусеничного варианта А-32. Одобрение высказал И. В. Сталин, предложивший не ограничивать инициативу КБ и завода. К концу того же года были разработаны три опытных образца — один А-20 и два А-32.

Испытания обеих моделей проводились в первой половине 1939. А-20 на колесно-гусеничном ходу показал хорошую скорость и маневренность. У А-32 оказалась выше проходимость и броня, при этом имелся ресурс для ее дальнейшего усиления. Комиссия не смогла определиться с предпочтениями, дальнейшая работа велась над двумя моделями сразу.

К концу года Кошкин представил обновленный А-32 с пушкой 76,2 мм. Танк получил индекс Т-32, позиционировался уже как средний танк с простотой изготовления и хорошими возможностями для дальнейшей модернизации. Однако чиновники продолжали колебаться.

Переход в ММА

Дебют в смешанных единоборствах у Кошкина состоялся 27 апреля 2009 года. Сразиться спортсмену из Новокузнецка пришлось с Александром Сарнавским. Бой продлился всего 2 минуты – уже в первом раунде Александр перевел противостояние в партер и оформил красивое удушение треугольником.

Второй поединок в ММА для Кошкина получился еще более неудачным. На 37 секунде первого раунда боец пропустил серию ударов в голову от Алексея Ефремова, после которых рефери был вынужден остановить бой.

Проигрышная серия продолжилась и в 3-м поединке Андрея Кошкина, состоявшемся на турнире Siberia vs. Kazakhstan 8 апреля 2013 года. Противник Андрея из Казахстана Игорь Свирид оказался техничнее в борьбе и в конце 1 раунда провел победный удушающий прием сзади.

К своему 4 поединку Кошкин подошел с рейтингом 0:3. Противостоять Андрею пришлось соотечественнику Олегу Базарову на турнире White Rex, который состоялся 20 октября 2013 года. Понимая, что поражение может поставить крест на карьере в ММА, Кошкин подготовился к бою на максимум своих физических возможностей и показал зрелищный и результативный бой. В конце 1 первого раунда Андрей провел серию мощных и точных ударов, вынудив рефери вмешаться и остановить бой.

Спустя всего 3 с половиной недели Кошкин принял участие в турнире M-1 Global Challenge 43, где встретился с Виталием Макеевым. Бой продлился все отведенное регламентом время, после которого раздельным решением судей победа была присуждена Андрею Кошкину.

Находясь на кураже от двух предыдущих побед, спортсмен из Новокузнецка уже через месяц после крайнего боя принимает участие в Russian MMA Super. Соперником Кошкина становится Владимир Вегнер. Поединок закончился в середине 1 раунда в пользу Кошкина – спортсмен провел эффективное удушение сзади.

Создание легенды и показательное выступление новой машины в Москве 17 марта 1940 года

М. И. Кошкин был назначен главным конструктором Танкового Бюро №183 на Харьковском паровозостроительном заводе в декабре 1936 года./Фото: s.057.ua

В конце зимы 1939 года результатом работы КБ становятся два опытных танка с гусеничным ходом. Их боевая масса, в отличие от предшествующих машин, стала больше на 10 тонн, а броня – толще на 20-25 мм – и всё это без ущерба для манёвренности и скорости. Сотрудниками КБ спроектирован дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил, что позволило повысить экономичность машины и уменьшить риск её возгорания в случае прямого попадания вражеского снаряда.

Едва завершилось изготовление новых танков, их потребовали предоставить на показ высшему руководству страны. Но машинам нужна обкатка, да и по нормам допуска к показу пробег должен быть от 2000 км. Тогда М.И. Кошкин принимает решение отправить бронемашины в Москву своим ходом. Этот шаг был очень рискованным. Технику никто не должен был увидеть, чтобы сохранить секретность разработок. Перемещаться предстояло по пересечённой местности по заснеженным просторам на новой, не опробованной в достаточной мере технике. Но вместе с тем это был шанс испытать машину.

Т-34 – гордость российских бронемашин, отличающаяся простой и в тоже время гениальной конструкцией./Фото: upload.wikimedia.org

5 марта 1940 года была сформирована колонна из двух закамуфлированных опытных образцов, машин сопровождения и тягачей. В суровых условиях было тяжело и технике, и людям, осуществлявшим её ремонт и обслуживание. Но 12 марта пробег благополучно завершился. Испытания в Кубинке показали – образцы имеют высокую стойкость.

Демонстрация машин высшему военному руководству на Ивановской площади Кремля тоже прошла успешно. Элегантная, быстрая и манёвренная машина понравилась даже главкому армии Сталину.

М. И. Кошкин был простужен во время перегона техники в Москву, однако обратный путь он предлагает преодолеть снова своим ходом. Это был уже апрель месяц, весенняя распутица сильно усложнила эту задачу. Один из танков попал в болото. Михаил Ильич, сильно промокший и промёрзший при попытках спасти технику, серьёзно заболел. 26 сентября 1940 года Михаил Иванович умер, так и не оправившись после болезни.

Кстати

В судьбе Михаила Кошкина принимал участие знаменитый Сергей Киров (настоящая фамилия – Костриков). Кошкин поступил в Ленинградский машиностроительный институт по личной рекомендации Кирова. После гибели Кирова 1 декабря 1934 года в его честь назвали опытный 55-тонный двухбашенный танк – СМК (Сергей Миронович Киров). Такой танк был у Красной Армии всего один. В ходе Финской войны прорывал линию Маннергейма, где подорвался на мине. Долго стоял на нейтральной полосе. Затем шесть танков Т-28 его вытащили и отбуксировали к своим. Отремонтировать не смогли.

На танке СМК мечтала воевать дочь Кирова от первого брака – Евгения Кострикова. Не успела: война закончилась. Но уже во время Великой Отечественной войны Женя добилась назначения в гвардейский танковый полк. Сначала – фельдшером: участвовала в Сталинградской и Курской битвах, выносила раненых с поля боя на Прохоровке. При содействии маршала Ворошилова старший лейтенант Кострикова поступила в Казанское танковое училище. Хотя считалось, что женщина физически не в состоянии выжимать педаль сцепления на Т-34: для этого требовалось усилие в 25 кг. А осколочно-фугасный снаряд пушки Т-34 весил 9,5 кг. Тем не менее девушка справилась, с отличием окончив ускоренный курс. И с 1944 года воевала командиром танка Т-34. Войну закончила в Праге командиром танковой роты.

Всего за ВОВ танкистами смогли стать 20 женщин, из которых танковое училище окончили 3. На Т-34 – только Евгения Кострикова.

Где находятся озоновые дыры?

Что же, в таком случает, закономерным будет вопрос о расположении озоновых дыр. Первая озоновая дыра в истории была обнаружена в 1985 году над Антарктидой, по подсчетам ученых, диаметр этой озоновой дыры составлял 1000 км. Причем озоновая эта дыра имеет весьма странное поведение: она появляется каждый раз в августе и исчезает к началу зимы, чтобы вновь появится в августе.

Чуть позже другая озоновая дыра, правда, меньших размеров, была обнаружена уже над Арктикой. В наше же время множество мелких озоновых дыр обнаружено в разных местах, но озоновая дыра над Антарктидой занимает пальму первенства по своим размерам.

Фото озоновой дыры над Антарктидой.

Образование в техническом Ленинградском институте

Кошкин (справа) в Крыму

Получение образования М. Кошкина тесно связано с его партийной деятельностью. Началась она еще в 1919, когда он вступил в ряды РКП(б). После окончания армейской службы в 1921 будущий конструктор с отличием заканчивает военно-политические курсы в Харькове.

С окончанием курсов Кошкина направляют на учебу в Московский коммунистический университет им. Свердлова. Здесь он знакомится с С.М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе. После окончания Кошкина направляют в Вятку, где он:

  • в 1924-25 гг руководит кондитерской фабрикой;
  • в 1925-26 заведует агитационно-пропагандистским отделом второго райкома ВКП(б);
  • с 1926 по 1928 заведует Губсовпартшколой;
  • в 1928 становится заместителем заведующего, а позднее и заведующим агитационной пропагандой Губкома ВКП(б) Вятки.

В 1934 М. Кошкин защитил дипломную работу по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов». Темой диплома была выбрана коробка передач среднего танка. Преддипломную практику Кошкин проходил на Ленинградском заводе опытного машиностроения. Сконструированную им коробку передач решено было монтировать на опытный вариант танка Т-29.

Практику на производстве М. Кошкин проходил на Нижегородском автомобильном заводе. Зарекомендовал себя хорошим специалистом, после чего добился продолжения своей работы в танковом конструкторском бюро (КБ). В течение следующих двух с половиной лет работает на Ленинградском заводе им. Кирова, участвуя в проектировании Т-29 и Т-46-1.

Контракт с АСВ

В 2015 году Андрей подписывает контракт с одной из крупнейших промоутерских организаций в восточной Европе – АСВ. Первый поединок в лиге состоялся 17 апреля 2015 года. Соперником Кошкина стал бразильский боец Витор Нобрега. Бой получился равным и напряженным – определять победителя поединка пришлось судьям после окончания 3 раунда. Им стал российский спортсмен из Новокузнецка.

Последующие 3 боя против Адриана Зилински, Хулио Сезара Де Альмейда и Рамазана Эсенбаева прошли для Кошкина тяжело – одержать победу во всех 3 поединках Андрею удалось лишь по очкам.

Первое поражение в АСВ Кошкин получил в противостоянии с соотечественником Эдуардом Вартаняном. Бой продлился все 25 минут, по окончании которых судьи решили исход поединка в пользу Эдуарда.

Следующим поединком Андрей реабилитировался после своего поражения от Вартаняна, устроив зрелищный бой с Расулом Шовхаловым. На протяжении всех 3 раундов спортсмены радовали зрителей красивыми комбинациями в ударной и борцовской технике, за что получили премию «Бой вечера» от организаторов.

https://youtube.com/watch?v=6TWvvuaz62k

8 сентября 2018 года Кошкин провел еще один красивый победный бой против Юсупа Умарова. На 2 минуте 3 раунда Андрей отправил противника в «глухой» нокаут изящным хай киком.

Ранние годы

Будущий конструктор родился в небольшом селе Ярославской губернии в крестьянской семье. Жили они скромно, земли было немного, и основным источником дохода семьи были промыслы. Они и стали причиной несчастья: в 1905 году отец трагически погибает на лесозаготовках. Чтобы помочь матери, в 14-летнем возрасте Михаил отправляется на заработки в Москву. Несмотря на то что за спиной – всего три класса церковно-приходской школы, в столице смышленому подростку удается устроиться подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, сегодня известной как «Красный Октябрь».

Первая мировая война, а затем и Гражданская вносят свои коррективы в «кондитерскую» биографию будущего танкостроителя. Его призывают в армию, и рядовой 58-го пехотного полка Кошкин участвует в боях на Западном фронте. Позже убеждения приводят Михаила уже в ряды Красной армии.

Михаил Кошкин – второй слева

В те годы на долю молодого Кошкина выпало много трудностей: несколько ранений, перенесенный тиф. Он продолжал удивлять окружающих своей смелостью, целеустремленностью и решительностью. Стране нужны были такие новые кадры: перспективного молодого человека руководство решает отправить в Москву в Коммунистический университет имени Свердлова.

После его окончания Михаил начал строить партийную карьеру. Первым серьезным заданием выпускника стало руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Здесь же Кошкин встретил свою будущую жену.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Легендарная «Тридцатьчетвёрка» против «Тигра»

Немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в броне, но это «Тридцатьчетвёрка» могла скомпенсировать своей большой манёвренностью и подвижностью./Фото: soldats.club

В начале войны наступление армии вермахта было успешным за счёт фактора внезапности и хорошо налаженной разведки. Советская армия не была готова к такому молниеносному нападению, а главная её проблема состояла в несогласованности действий её боевых частей. К тому же в ней плохо была организована разведка, ощущалась острая нехватка боеприпасов.

Руководство гитлеровской армии было уверено в превосходстве своей техники, эта уверенность сильно подкреплялась стремительным продвижением немецкой армии вглубь страны. Но их ожидал сюрприз – новый средний танк Т-34. Осуществить блицкриг, как в Европе, немцам не удалось во многом благодаря этой легендарной бронемашине. Сочетание таких её характеристик, как огневая мощь, надёжная бронезащита и хорошая подвижность стали залогом её боевого триумфа. Пушка с длинным стволом 76 калибра поражала противника за полтора километра. Броневые листы, расположенные не вертикально, а под наклоном, хорошо защищали корпус – снаряды противника часто не могли причинить машине большого вреда.

Военное руководство Германии всерьёз задумывается о создании танка нового образца. В ответ на Т-34 был создан тяжёлый танк Т-6 «Тигр». Его вес составлял 56 т, но управлять им было достаточно легко за счёт полуавтоматической коробки передач, руля и гидравлики. Детально обследовав захваченный «Тигр», советские военные приходят к выводу, что в своём обычном виде Т-34 не удастся противостоять этому страшному и мощному танку. Бронебойные снаряды отскакивали от их брони, а подкалиберных экипажу Т-34 выдавалось всего три. При этом поразить ими по-настоящему хорошо бронированного «зверя» можно было только с расстояния 500 метров, тогда как он своей 88-миллиметровой пушкой поражал Т-34 с расстояния в 1,5 км.

В декабре 1943 года на вооружение советской армии поступает модифицированная бронемашина – Т-34-85. В результате изменения формы башни в кабине помещались уже 5 человек, появился наводчик (раньше его функции входили в обязанности командира экипажа). Была установлена более мощная пушка калибром 85 мм.

Т-34 претерпел около 800 изменений, но все они были направлены больше на упрощение массового производства танка, а не на его радикальное изменение – такова была стратегическая линия военного руководства, во многом оправданная. Экипажу Т-34-85 было сложно противостоять мощной немецкой бронемашине, но при его умелых действиях обновлённый танк становился грозной силой, так как имел преимущество из-за своей манёвренности и высокой проходимости. Кроме того, советские танкисты быстро нащупали слабые места «Тигра» (борта, кормовая часть), где броня была намного тоньше.

Память

Почтовая марка к 100-летию со дня рождения Кошкина

25 рублей 2019 г.

Памятники
  • В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица.
  • Памятник танку «Т-34», а фактически М. И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславль-Залесский в Ярославской области, названа улица в его честь.
  • Памятник М. И. Кошкину установлен в центре его родной деревни Брынчаги Ярославской области (дом в котором он родился и жил, сгорел во время большого пожара в 1938 году).
  • В Кирове (Вятке) на доме, где жил М. И. Кошкин (ул. Спасская, 31), установлена мемориальная доска.
  • Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбПУ, где учился Михаил Ильич.
  • Мемориальная доска установлена на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, ул. Пушкинская, 54/2).

Книги

  • Вишняков В. А. Конструкторы. 1989.
  • Брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (к 110-летию со дня рождения)», 2009 г.

Фильмы

  • «Главный конструктор», реж. В. Семаков, в роли Кошкина Борис Невзоров.
  • «Танки», реж. К. Дружинин, в роли Кошкина Андрей Мерзликин.

В филателии

В 1998 году к 100-летию со дня рождения М. И. Кошкина была выпущена российская почтовая марка с его портретом. На рисунке справа — установленный на постамент танк Т-34. На марке напечатан текст: «М. И. Кошкин. 1898—1940». Номинал марки — 1 рубль. Рисунок был выполнен Л. Зайцевым.

В нумизматике 2 декабря 2019 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвящённую М. И. Кошкину и танку Т-34 (в серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)»).

Краткая биография

  1. 3 декабря 1898 г. — родился в селе Брынчаги.
  2. 1908 г. — начало трудовой деятельности.
  3. 1918 г. — поступил добровольцем в Красную армию.
  4. 1919 г. — вступил на фронте в коммунистическую партию, тогда ВКП(б).
  5. 1921 г. — после демобилизации и окончания военно-политических курсов начал учиться в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, где познакомился с С.М. Кировым и Серго Орджоникидзе. Позже, когда он решил работать в промышленности, эти знакомства сыграли решающую роль в его судьбе.
  6. 1924-1925 гг. — после окончания университета направлен в Вятку (сейчас г. Киров) руководить кондитерской фабрикой.
  7. 1926 г. — переход на партийную работу.
  8. 1929 г. — решил оставить партийную работу. Написал письмо С.М. Кирову с просьбой дать возможность получить техническое образование. В возрасте 31 года был зачислен в Ленинградский технологический факультет, но вскоре перевелся на машиностроительный факультет Политехнического института.
  9. 1934 г. — получил диплом инженера-механика по специальности «конструирование автомобилей и тракторов». Дипломная работа была посвящена разработке коробки передач для среднего танка. После получения диплома М.И. Кошкин начал работать в Ленинграде в КБ завода, занимавшегося выпуском танков, и уже через 2,5 года стал заместителем начальника этого КБ.
  10. 1936 г. — по предложению Г.К. Орджоникидзе был направлен на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна, который, в том числе, занимался производством танков. Позже М.И. Кошкин стал главным конструктором этого завода.
  11. 30-е гг. — кризис в области танкостроения, связанный с появлением противотанковых пушек. Необходимость разработки новых моделей танков. Конфликт на Харьковском заводе между военными и инженерами из-за внедрения танка БТ-7. Начало разработки танка Т-34.
  12. Октябрь 1937 г. – успешное завершение модернизации танка БТ-7.
  13. 1938 г. – разработка колесно-гусеничного танка БТ-20. Поддержка И.В. Сталина в борьбе с маршалом Г.И. Куликом за разработку чисто гусеничного танка А-32. Образование единого КБ во главе с М.И. Кошкиным для разработки новых моделей танков.
  14. 1939 г. — танк Т-34 принят на вооружение Красной армии.
  15. 1940 г. — начаты испытания Т-34. М.И. Кошкин лично испытывал машины, участвуя в пробеге Харьков-Москва-Харьков и сменяя уставших механиков-водителей. Чтобы набрать километраж и сохранить секретность, двигались окружными путями, часто по болотам и бездорожью. Этот пробег потребовал от всех его участников колоссального напряжения сил, не только моральных, но и физических. Здоровье конструктора было подорвано. Простуда и переутомление привели к пневмонии. Врачи вынуждены были удалить одно легкое. После этого конструктор лечился в санатории, но болезнь прогрессировала.
  16. 26 сентября 1940 г. — М.И. Кошкин умер. Легендарный конструктор был похоронен в г. Харькове, но его могила не сохранилась. По некоторым данным, она была уничтожена при бомбардировках города во время Великой Отечественной войны.

Михаил Кошкин (второй слева)

Бронзовое копьё

Тропы в пьесе[править]

  • Антигерой — Кошка и Василий. Оба совершают поворот направо

    Оздоровительная порка — и оба ей подвергаются.

    .

  • Аристократия из фольги — Кошка и богата («Выйдет кошка на прогулку / Да пройдет по переулку, / Смотрят люди, не дыша: / До чего же хороша! / Да не так она сама … Как угодья и дома»), и родовита («Я из семьи заморской. / Мой прадед — Кот Ангорский! / Зажги, Василий, верхний свет / И покажи его портрет!») Но почему-то из прислуги — только дворник Василий. Горничные, кухарки, лакеи? Нет, не слышали.
  • Гости — кармические Гудини, фальшивые друзья и вдобавок неблагодарное быдло.
  • Кавайная нэко — все кошачьи в этой сказке.
  • Мотив игральных карт:

Козёл: Ты с ума сошла, коза, —
Бьёшь десяткою туза!
Коза: Что ворчишь ты, бестолковый?
Бью десяткою бубновой ().
Бубны — козыри у нас.
Козёл: Бубны были в прошлый раз,
А теперь наш козырь — крести ()!

— Козёл и Коза после пожара у Кошки
  • Обнять и плакать — в начале пьесы это только Котята, а потом — и Кошка с Василием.
  • Одиноко живущие дети — Котята. Конечно, в реальной жизни неразумные четырёхлапые котята рано учатся выживать сами, но тут-то у нас полнейшая хуманизация…
  • Подкаблучник — Козёл. «Не могу я спорить с ней — у неё рога длинней».
  • Свинтус

    Свинья — это смешно — не только Свинья, но и Поросята. Хотя это образ скорее сатирический.

    — Свинья, которая в гостях кладёт ноги на стол.

  • Снобы против жлобов — не столько конфликт, сколько взаимодействие этих групп. За снобов тут играют родовитая ангорская Кошка и её дворник Василий, за жлобов — Кошкины гости. И тем и другим противопоставлены племянники Кошки, обедневшие, но так и не впавшие ни в жлобство, ни в снобизм. К финалу снобы перековались, жлобы, увы, так и остались жлобами.
  • То лапы ломит, то хвост отваливается — сказка, которую сочиняют гости. Каждый из сочинителей приписывает герою свои собственные качества. Результат соответствующий: «Жил-был козёл, клевал пшено, капусту ел и рыл навоз, и как-то раз яичко снёс…»
  • Детям это смотреть нельзя! — детский спектакль Ростовского театра кукол начала 2000-х в постановке Н. Шаввы. Ладно, всех героев сделали более современными. Правда, ненужных перегибов было многовато. Но вот осёл-дирижёр, говорящий голосами отечественных политиков (и что-то символизирующий по задумке режиссера) был явно лишним. Дети не поняли, а родителям (не всем) это показалось петросянством.
  • Раздуть в адаптации — в письме к А. И. Аваковой (2 апреля 1958 г.) Маршак пишет: «Драматическая сказка „Кошкин дом“ родилась из нескольких строчек детской песенки, а сюжет к ней… разработан самостоятельно».

Модель А-32

Вернемся к Кошкину. Безусловно, он опирался и на работы Фирсова, и на работы Дика. Как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения. Однако у него было своё видение танка будущего.

Кошкин хотел создать скоростную машину, с высокой проходимостью, выдерживающую огонь артиллерии и обладающую значительной ударной мощью.

Наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 конструктор разрабатывает гусеничную модель А-32. Вместе с Кошкиным работают его единомышленники, которые впоследствии продолжат его дело — Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев.

На Высшем военном Совете в Москве, где были представлены проекты и колесно-гусеничного А-20, и гусеничного А-32, военные откровенно не в восторге от «самодеятельности» конструкторов. Но в разгар полемики вмешался Сталин — пусть Харьковский завод построит и испытает обе модели. Идеи Кошкина получили право на жизнь.

Конструктор очень спешил. Он понимал, что большая война стоит на пороге. Первые образцы танков были готовы и поступили на испытания осенью 1939 года, когда Вторая мировая уже началась. Эксперты признали: и А-20, и А-32 лучше всех моделей, ранее выпускавшихся в СССР. Но окончательного решения принято не было.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Изображение: wikimedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector