«громкие» дебюты: какие корветы получит вмф россии в ближайшие годы

Боевой тесак или Меч XXI века

Время на Марсе и год на Марсе

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

Системы корабля

Первое отличие нового поколения от старого – это полная комплексная автоматизация. Под шифром БЧ7 скрывается боевой информационный пост (БИП), где на автоматизированном рабочем месте (АРМ) находятся командиры радиотехнического и гидроакустического вооружения. Именно сюда стекается вся информация с других АРМ, которых всего 8. Здесь происходит сбор и обработка всех данных о целях. При волнении моря в 5 баллов (волна 2 м.) все вооружение исправно выполняет поставленные задачи.

  • Обнаружение надводных целей. Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201 М2,2 видит все объекты на 3600. Но для этого нужно дать команду, в каком направлении посмотреть. РЛС «Монумент-А», работающая в активном режиме принимает информацию на расстоянии 45 км, в идеальных условиях 90 км. Эта же станция работает в диапазоне 50 – 500 км в пассивном режиме в зависимости от радиолокационных средств надводных судов. На ЖК-мониторах выводятся три обозначения объектов: красным – цель, синим – вероятный противник, зелёным – нейтральный.
  • Система «Сигма». Боевая информационно-управляющая система «Сигма» – это программное обеспечение (ПО) и операционная система (ОС) корабля. Для обработки данных используется информация, в том числе от других кораблей и береговых пунктов и авиации, со всеми кто взаимодействует в группе. Технологический прогресс позволяет сделать такую систему противовзломной. Командиры корвета 20380 по сигналам, идущим от вражеского корабля, определяют степень возможной угрозы с помощью «Сигмы» – к какой стране принадлежит судно, устанавливается его бортовой номер, класс и название корабля. После подтверждения этих данных оптико-электронной станцией МТК выбираются эффективнейшие и безопасные средства его поражения.
  • РЛС «Фурке-2». Радиолокационная дальность обнаружения цели позволяет РЛС «Фурке-2» увидеть воздушные цели на расстоянии (110 км), значит, самые современные ракеты будут перехвачены, а более эффективное нанесения авиаудара (с расстояния 2 – 10 км) станет невозможным.
  • Боевой пост РТВ. На боевом посту РТВ (радиотехнического вооружения) производятся выстрелы и запуск ракет. Цель отображена на жидкокристаллических мониторах с помощью оптического канала сопровождения цели в виде реального видеоизображения. Так легче корректировать стрельбу из орудия. Один РВМ отвечает за модуль управления антенной. Вручную на экране захватывают цель и также и тут же передают данные, например, для СУ (стоек управления) АУ А-100 и АК-630. Автоматика сама завершает процесс наведения за доли секунд – сокращается время подготовки к стрельбе.
  • Система управления огнём СУО «Пума-02». Сопровождаются одновременно 4 цели, и даётся указание на 2 наиопаснейшие. При введении данных цели в СУ вводятся тысячные дистанции из 6000, а не градусы из 360-ти – результат максимальная точность стрельбы. В результате артиллерийские снаряды запланировано попадают только в выбранную стрелком часть вражеского корабля. Выбирается режим стрельбы, например, боевой, одиночный, если нужно выпустить множество, то при стрельбе нажимается педаль и удерживается нужное количество времени.
  • Средства связи. С помощью звука можно общаться с подлодкой группы. Спутниковое сообщение обеспечено с помощью СН-3101.
  • Средства РЭБ. Установлен комплекс дальнего радиоэлектронного подавления ТК-25. Комплекс выстреливаемых помех применяется для ближнего рубежа ПК-10 4 ПУ с общим боекомплектом 80 снарядов.

Жаворонок — птица певчая. Звуки пения и фото жаворонка в дикой природе

Первые миноносцы

Основные статьи: HMS Lightning (1877), Взрыв (миноносец), Миноноска

После Русско-Турецкой войны буксируемые и шестовые мины отошли на второй план, активное развитие получили «самодвижущие мины» (торпеды), а в качестве корабля-носителя торпедного вооружения выступил корабль нового класса — малый миноносец или миноноска.

На появление нового класса кораблей серьёзное влияние оказало изобретение Робертом Уайтхедом нового вида оружия — торпеды. Несмотря на ограниченную скорость, дальность хода, ненадёжность попадания и действия взрыва торпеда к середине 1870-х годов стала сильным тактическим фактором. Первая в мире успешная атака двумя торпедами была осуществлена 14 января 1878 года во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов минными катерами «Чесма» и «Наварин»; в ходе неё был потоплен сторожевой турецкий пароход «Интибах».

Доктрина «молодой школы» быстро приобрела много сторонников, как во Франции, так и за её пределами, так как она позволяла отказаться от дорогостоящего строительства броненосного флота в пользу гораздо более дешёвого «москитного флота».

Первый мореходный миноносец русского флота «Взрыв» вступил в строй в 1877 году, имел водоизмещение 160 тонн, скорость 14,5 узла (около 27 км/ч), 1 торпедный аппарат. Одновременно со «Взрывом» в состав британского флота в 1877 году вошёл миноносец «Лайтнинг», построенный фирмой Торникрофта по заказу британского Адмиралтейства. «Лайтнинг» развивал на четыре узла бо́льшую скорость, имел в пять раз меньшее водоизмещение, чем «Взрыв», и вооружался двумя бортовыми торпедными аппаратами (в 1879 году заменены на один носовой).

Успешные испытания «Лайтнинга» послужили толчком к серийному строительству миноносцев: уже в 1879 году фирмой Торникрофта по заказу британского Адмиралтейства было построено 11 номерных миноносцев (№ 2—12), имевших в качестве прототипа «Лайтнинг» (но от последнего их отличал чуть больший тоннаж, более мощная силовая установка, бо́льшая длина корпуса, меньшая осадка, выпуклая (карапасная) палуба и отсутствие кормовой надстройки. В 1878—1879 годах фирма Торникрофта построила 12 номерных миноносцев для Франции (№ 8—19) и по одному миноносцу для Дании и Австро-Венгрии.

Десятилетие 1880-х годов было отмечено своеобразным «миноносным» бумом: флоты Великобритании, Франции, России, Австро-Венгрии, Италии, Германии и США, а также флоты малых стран Европы (Дании, Швеции и др.) начали активно пополняться сериями кораблей нового класса. К 1 января 1886 года в тройку лидеров по числу миноносцев, находящихся в составе их флотов, входили Великобритания (129 миноносцев, в том числе 26 мореходных), Россия (119 миноносцев, в том числе 6 мореходных) и Франция (77 миноносцев, в том числе 23 мореходных).

Дата
Страна 1886 1892 1900 1904 1914 1918
Великобритания 129 186 95 159 н/д 94
Франция 77 220 219 282 н/д н/д
Германия 8 152 113 90 н/д н/д
Россия 119 143 174 156 н/д н/д
Италия 58 129 144 143 н/д н/д
Австро-Венгрия 42
Япония 29 82 н/д н/д
США н/д н/д 34 н/д н/д

«Надёжно войдёт в структуру ВМФ»

Все шесть кораблей проекта 22160 предназначены для Черноморского флота. В этом регионе традиционно складывается непростая обстановка с точки зрения безопасности, отмечают аналитики. Главная причина такого положения дел — постоянные попытки НАТО нарастить здесь своё присутствие.

Так, в первой половине июля глава украинского Минобороны Андрей Таран и генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе телефонного разговора договорились расширить присутствие «сил и средств» в Чёрном море. В то же время в черноморскую акваторию регулярно заходят боевые корабли стран НАТО, в том числе США.

  • Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»

«Черноморский флот находится в достаточно непростой ситуации. Ему постоянно приходится соприкасаться с боевыми судами НАТО, которые регулярно обозначают там своё присутствие и проводят учения, в том числе с участием Украины. При этом они особо и не скрывают, против кого это направлено», — пояснил Кнутов.

По словам экспертов, укрепление состава патрульных кораблей актуально и в свете возможного повторения провокаций наподобие той, что украинские моряки устроили в Керченском проливе в 2018 году. Напомним, тогда три украинских судна попытались незаконно пересечь границу России, после чего были задержаны российскими пограничниками.

В свою очередь, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов в интервью RT отметил, что такие корабли в целом довольно востребованы в российском флоте.

Современность

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.

Скромный немецкий головной фрегат типаБаден-Вюртемберг». Каких-то несчастных 7200 тонн водоизмещения

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.

Патрульный «не корвет»

В принципе, «Стерегущие» наших моряков вполне устроили. В связи с тем, что первая четверка корветов продолжительное время не покидала Балтийское море, проекту 20380 некоторые приписывали недостаточную мореходность. Но после того как летом коллегия МО во главе с министром обороны Сергеем Шойгу одним махом поменяла всю верхушку командования Балтфлота, внезапно выяснилось, что дальние походы «Стерегущим» вполне по силам. Мало того, после шести вояжей за пределы Датских проливов «Бойкий» и «Сообразительный» успешно совершили трехмесячный поход по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану.

И все же, несмотря на множество положительных характеристик корветов проекта 20380, морякам хотелось большего. Сказано — сделано. Постройка «Стерегущих» еще только набирала обороты, а «Алмаз» уже разработал их модернизированную версию — корвет проекта 20385. От своего предшественника он отличался несколько большим водоизмещением, выросшей автономностью, а главное — заменой ПКР «Уран» на универсальный корабельный стрельбовый комплекс, позволяющий использовать все семейство ракет «Калибр» и «Оникс». Роль «вишенки на торте» играло увеличение с 12 до 16 числа ячеек ЗРК «Редут».

Модифицированный «Стерегущий» крыл свой базовый вариант по всем статьям, хотя и был заметно дороже. В 2012–13 годах заложили два корвета проекта 20385: «Гремящий» и «Проворный». При этом строительство «20380-х» свернуто не было. То есть с этого момента Россия строила корветы одновременно по пусть и очень похожим, но все же двум проектам, что явно не отвечало требованиям стандартизации.

Но это был далеко не конец истории.

Зеленодольский завод имени А. М. Горького, специализирующийся на постройке противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», тоже был не прочь построить что-нибудь корветоподобное, и к 2014 году разработал патрульный корабль модульного типа проекта 22160. Корветом новинка официально не называлась, но де-факто проект 22160 имел водоизмещение, как у «Стерегущего».

При этом зеленодольский «не корвет» превосходил «Стерегущего» по степени автоматизации, мореходности, автономности и дальности плавания. Однако заметно уступал «20380-му» по вооружению. Точнее, для проекта 22160 была заявлена возможность установки за счет модульности даже ракетного комплекса «Калибр» — но головной корабль проекта 22160 «Василий Быков», насколько известно, достраивается без «Калибров»…

Так или иначе, в 2014–16 годах было заложено сразу 6 патрульных кораблей проекта 22160. Таким образом, с этого момента в России строились корветы сразу по двум очень похожим проектам, одновременно с которыми сооружались зеленодольские «не корветы» с водоизмещением корветов. Как это соотносилось с требованиями стандартизации? Ну, как-то, наверное, соотносилось…

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspСтепан Яцко

«Стерегущие» и «Гремящие»

— Корветы модернизированного проекта 20380 «Стерегущий» являются самыми современными кораблями в тихоокеанской группировке, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Они хорошо вооружены, эффективны, маневренны и уже зарекомендовали себя как надежные и эффективные. Теперь их оснащают и мощным радиолокационным комплексом большого радиуса действия, характеристики которого позволяют засекать даже летящие артиллерийские снаряды. В прошлом году два представителя серии — «Совершенный» и «Громкий» — совершили дальний поход, обошли полсвета — это наглядный показатель их ходовых характеристик.

Полное водоизмещение кораблей составляет 2,2 тыс. т. Для своих небольших размеров корвет хорошо вооружен. Его главная ударная сила — восемь противокорабельных крылатых ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км.

Противовоздушную оборону на «Цыденжапове» и «Резком» обеспечивает ЗРК «Полимент-Редут», пришедший на смену ракетно-артиллерийскому комплексу «Кортик». Его новейший радар с активной фазированной решеткой и 12 ячеек для ракет позволили поднять дальность поражения целей с 10 до 150 км. В перспективе возможно использование и малогабаритных ЗУР 9М100. У них понижена до 15 км дальность, зато боекомплект можно увеличить до 48 штук.

Кроме ракет корабль защищают две скорострельные 30-миллиметровые артустановки АК-630 и пушка А-190 калибра 100 мм. Для борьбы с подводными лодками на корвете установлены два малогабаритных торпедных аппарата комплекса «Пакет».

Два отечественных дизельных двигателя мощностью по 12 тыс. лошадиных сил обеспечивают кораблю максимальную скорость в 27 узлов. Дальность плавания достигает 4 тыс. морских миль.

На базе «Стерегущего» разработан модернизированный проект 20385 «Гремящий». Его главное отличие — установленные пусковые для крылатых ракет «Калибр-НК» вместо противокорабельных Х-35 «Уран». В таком виде корветы превращаются в многофункциональные единицы, способные наносить удар не только по морским целям, но и по суше. Оба заложенных корабля такого типа предназначены для ТОФ.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

Эпоха пара

Фрегаты с корветами сохранились и в периодмеждуцарствия», когда на кораблях соседствовали паруса и паровые машины. Но в начале XX века военные флоты полностью перешли на механическую тягу, а роль фрегатов и корветов к тому времени уже взял на себя новый класс, названный по основной функции этих кораблей, — крейсеры.

Классификацияпереходного периода» была очень своеобразной. Например, этот российский парусно-паровой корабльРында» постройки 1886 года официально именовалсябронепалубный крейсер корветского ранга»

Часть задач корветов легла на ещё один новый класс — выросшие изистребителей миноносцев» эсминцы, лёгкие быстроходные корабли, сочетавшие торпедное, артиллерийское, а затем ещё и противолодочное вооружение. А сами фрегаты и корветы надолго сошли со сцены.

Назначение и особенности

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ РФ противолодочных кораблей корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.

Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»

Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1)

Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля.. Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов

Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

По заявлению заместителя командующего ТОФ по вооружению контр-адмирала Игоря Королёва, корабли серии имеют повышенную экономичность, в частности: корвет «Громкий» является самым экономичным кораблем за всю историю Военно-морского флота (ВМФ) и способен совершать походы до берегов Австралии.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30-летнего жизненного цикла корабля.

Подкалиберные пули

Серия кораблей

В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод “Северная верфь” (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля (“Гремящий” и “Проворный”) с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380. – Головной корабль проекта 20380 “Стерегущий” (бортовой номер 530, заводской – 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г. – Первый серийный корвет – “Сообразительный” (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г. – “Бойкий” (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г. – “Совершенный” (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе” (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г. – “Стойкий” (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г. – “Громкий” (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г. – “Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов” (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца “Быстрый” Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. – “Резкий” (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ. – “Ретивый” (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. – “Строгий” (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на “Северной верфи” (заводские номера 1010-1013), двух – на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.

Также на “Северной верфи” строятся два корвета по переработанному проекту 20385: – “Гремящий” (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г. – “Проворный” (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.

Еще один корвет строится на “Северной верфи” по проекту 20386: – “Дерзкий” (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.

Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий

Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме. Дело не в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника. По сути одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию. В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.

Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.

Сравнение корветов проекта 20380 и 20386

Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планировалось установить мощнейший комплекс ПВО — систему «Редут», оснащенную дальнобойными ракетами 9М96М и морской версией ПЗРК С-400. Уже построенные корабли серии входят в состав Балтийского флота как корабли с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, такие суда больше напоминает крейсера ПВО, выделенные в отдельный класс в иностранных флотах. Следующая версия — корветы проекта 20385 — получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

Строительство

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

https://youtube.com/watch?v=38sVZcGq6To

Возвращение

Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётомэскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.

Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типаФлауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.

Корвет типаФлауэр» и фрегат типаРивер» в одном масштабе

Мореходностьцветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типаРивер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называлидвухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.

Оптимистический итог

Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.

Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.

navy.mil
Из-за крайней дороговизны эсминец Zumwalt существует в единственном экземпляре.

В завершение следует отметить, что в вооружённых силах вообще и на флоте в частности, огромную роль играет морально-психологический фактор. И российским военным морякам, у которых всегда были в почёте отечественные флотские традиции, вряд ли особо комфортно в моральном отношении служить на кораблях, носящих малопонятную и заведомо ущербную иностранную классификацию «фрегат» или «корвет». Они прекрасно знают, что не по формальному «росту, весу и жиру», а по своей реальной боевой мощи это вполне полноценные эсминцы. Вроде бы мелочь, игра слов. Но для поддержания высокого морального духа и возрождения исконных военно-морских традиций — вещь далеко не последняя.

Ведь у наших нынешних «корветов» и «фрегатов» даже названия позаимствованы у прежнего славного поколения эскадренных миноносцев — «Сообразительный», «Бойкий», «Ладный» и так далее. И остаётся сделать фактически один шаг для окончательного приведения в полное соответствие формы и содержания.

Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.

В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.

В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector