Небесный труженик самолет ил-18
Содержание:
- Содержание
- Характеристики Ил-18:
- Модификации самолёта
- Под ударом стихии
- Парламентские партии
- Конструкция Ил-18
- В литературе[править | править код]
- Характеристики Ил-18:
- Ссылки
- Отзывы сослуживцев и солдат
- Реклама
- Примечания
- Характеристики Ил-18:
- Конструкция Ил-18
- Литература
- Конструкция Ил-18
- Конструкция Ил-18
- Эксплуатация
- Зарубежные аналоги[править]
- Верный способ получить хороший урожай лука
- Боинг 787 – самолёт мечты
- Самолёты-памятники и музейные экспонаты
- Катастрофы
- Конструкция Ил-18
- Ссылки
- «Очень благодарен местным жителям»
Содержание
Характеристики Ил-18:
-
Длина: 35.9м.
-
Высота: 10.2м.
-
Вес пустого: 33760кг.
-
Размах крыла: 37.4м.
-
Площадь крыла: 140.0кв.м.
-
Крейсерская скорость: 625км./ч.
-
Максимальная скорость: 685км./ч.
-
Потолок: 10000м.
-
Дальность полета с максимальной загрузкой: 4300км.
-
Двигатели: 4хАИ-20М.
-
Тяга: 4×4250л.с.
-
Количество пассажирских мест: 120мест.
-
Максимальный взлетный вес: 64000кг.
-
Максимальная коммерческая загрузка: 13 500кг.
-
Емкость баков с топливом: 23700л.
-
Максимальная дальность полета: 7100км.
-
Длина разбега: 1000м.
-
Длина пробега: 800м.
-
Длина салона: 24.0м.
-
Ширина салона: 3.23м.
-
Высота салона: 2.00м.
Модификации самолёта
Всего за 20 с лишним лет разработок и серийного производства Ил-18 создавались и были построены следующие его модификации:
- Ил-18А – первая серийная модификация Ил-18, оборудованная турбовинтовыми двигателями НК-4.
- Ил-18 «Салон» — модификация самолёта, предназначенная для первых лиц государства. При этом в данную модель переоборудовались варианты Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
- Ил-18 «Полоса» — опытный вариант, оборудованный комплексом для автоматизированного взлёта, полёта и посадки Ил-18.
- Ил-18Б – модификация Ил-18, оборудованная более мощными и экономичными двигателями АИ-20.
- Ил-18В – модификация самолёта с изменённой компоновкой (три пассажирских салона).
- Ил-18Д – модификация Ил-18, оборудованная топливными баками повышенного объёма и обладающая таким образом увеличенной дальностью полёта. Пассажирский салон имеет 20 пассажирских мест. В основном применялся для полётов на Северный полюс. Другой обозначение – Ил-18-26А.
- Ил-18Гр – грузовая модификация самолёта. С 1978 года в данную модель начали переоборудоваться пассажирские варианты Ил-18.
- Ил-18ГрМ – вторая грузовая модификация Ил-18. Имеет увеличенную грузоподъёмность, а также большую дверь в левом борту для более удобной загрузки.
- Ил-18Д – более усовершенствованный Ил-18, оборудованный более совершенными двигателями АИ-20М и имеющий увеличенную дальность полёта, а также большую грузоподъёмность.
- Ил-18Д «Помор» — самолёт, оборудованный для ведения рыбной разведки.
- Ил-18ДЦ «Циклон» — модификация Ил-18, предназначенная для ведения метеорологической разведки.
- Ил-18ДОРР – самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов.
- Ил-18Е – модификация Ил-18 с увеличенной пассажировместимостью (до 110 человек), а также более комфортным салоном.
- Ил-18ЛЛ – самолёт – летающая лаборатория.
- Ил-18РТ – самолёт, используемый в качестве измерительного пункта для регистрации телеметрической информации. Другое обозначение – Ил-18СИП.
- Ил-18РТЛ – самолёт, являвшийся прототипом Ил-18РТ.
- Ил-18Т – транспортно-санитарная модификация самолёта Ил-18. Другие названия: Ил-18АТ, Ил-18БТ, Ил-18ВТ.
- Ил-18ТД – транспортно-десантная модификация Ил-18. Оборудована рампой для выпуска десантного подразделения.
- Ил-18УШ – модификация самолёта Ил-18, предназначенная для подготовки штурманского состава для ВВС России.
Под ударом стихии
Парламентские партии
Конструкция Ил-18
Ил-18 – это цельнометаллический моноплан, который имеет низко расположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 и палубную схему оперения.
Аэродинамическую компоновку выполнили, приняв во внимание максимально возможную безопасность полета и необходимость достижения экономических показателей потребления топлива. Особое внимание при проектировании уделили аэродинамическим характеристикам крыла
Крыло в лайнере Ил-18 нестреловидное, имеет удлинение 10 и сужение 3. Благодаря удачно подобранной на то время аэродинамической компоновке удалось получить хорошие показатели скорости, путевой устойчивости и безопасности полета на различных углах атаки. Снизив скорость полета до скорости срыва (около 180 км/ч), самолет может обратно набрать скорость, эффективно отзываясь на команды органов управления.
На крыле попарно размещаются ТВД АИ-20. Внутренние двигатели имеют несколько расширенные гондолы с нижнего бока крыла. Их используют для фиксации и убирания основных стоек шасси.
Выбор в сторону турбовинтовых двигателей на Ил-18 в то время, когда активно внедрялись турбореактивные моторы, обусловлен, прежде всего, лучшими показателями экономичности, что подтвердил длительный срок эксплуатации самолета.
Первые экземпляры Ил-18 комплектовались двигателями АИ-20 или НК-4. После проведения череды испытаний АИ-20 признали более надежными и в последующем серийные модели стали комплектовать именно этим типом двигателей.
Существенным шагом вперед стало применение на лайнере Ил-18 герметичного фюзеляжа с системами наддува и кондиционирования воздуха от моторного компрессора, которые обеспечивали нормальное самочувствие экипажа и пассажиров на любой высоте.
Из-за возникновения во время полета внутри фюзеляжа избыточного давления необходимо было адаптировать конструкцию под усталостные напряжения. Особенно тщательно рассматривали проблемы повторных нагрузок и усталостной прочности, ведь в то время разбился британский самолет «Комета» вследствие усталостного разрушения обшивки фюзеляжа.
Дабы обезопасить полет, необходимо было разработать массу новых методик и конструктивных решений относительно всего фюзеляжа и отдельных его агрегатов и систем.
Хорошие экономические показатели Ил-18 подтвердились успешной и длительной его эксплуатацией. Главный показатель экономичности − это огромная весовая отдача полезной нагрузки, равная 46-49% взлетного веса самолета. Этого удалось достичь за счет рационального применения новых материалов, методик конструирования и расчетов. Это позволило получить меньшие по расходу эксплуатационные расходы, нежели у аналогов того времени, не только за счет весовой отдачи, но и хороших аэродинамических данных самолета и моторов АИ-20, которые обладали низким расходом горючего на 1 км полета.
Конструкция самолета Ил-18 отличается высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.
Чтобы самолет был долговечным, его необходимо было систематически модернизировать, это была постоянная забота всех сотрудников ОКБ во главе с Генеральным конструктором. Ил-18 получил множество модификаций. Каждая последующая модернизация отличалась количеством пассажирских мест, повышенным уровнем комфорта, надежностью и безопасностью пассажирских перевозок, увеличивался показатель дальности полета, что суммарно увеличивало рентабельность самолета.
В литературе[править | править код]
Характеристики Ил-18:
-
Длина: 35.9м.
-
Высота: 10.2м.
-
Вес пустого: 33760кг.
-
Размах крыла: 37.4м.
-
Площадь крыла: 140.0кв.м.
-
Крейсерская скорость: 625км./ч.
-
Максимальная скорость: 685км./ч.
-
Потолок: 10000м.
-
Дальность полета с максимальной загрузкой: 4300км.
-
Двигатели: 4хАИ-20М.
-
Тяга: 4×4250л.с.
-
Количество пассажирских мест: 120мест.
-
Максимальный взлетный вес: 64000кг.
-
Максимальная коммерческая загрузка: 13 500кг.
-
Емкость баков с топливом: 23700л.
-
Максимальная дальность полета: 7100км.
-
Длина разбега: 1000м.
-
Длина пробега: 800м.
-
Длина салона: 24.0м.
-
Ширина салона: 3.23м.
-
Высота салона: 2.00м.
Ссылки
Отзывы сослуживцев и солдат
Реклама
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- (French)
Характеристики Ил-18:
-
Длина: 35.9м.
-
Высота: 10.2м.
-
Вес пустого: 33760кг.
-
Размах крыла: 37.4м.
-
Площадь крыла: 140.0кв.м.
-
Крейсерская скорость: 625км./ч.
-
Максимальная скорость: 685км./ч.
-
Потолок: 10000м.
-
Дальность полета с максимальной загрузкой: 4300км.
-
Двигатели: 4хАИ-20М.
-
Тяга: 4×4250л.с.
-
Количество пассажирских мест: 120мест.
-
Максимальный взлетный вес: 64000кг.
-
Максимальная коммерческая загрузка: 13 500кг.
-
Емкость баков с топливом: 23700л.
-
Максимальная дальность полета: 7100км.
-
Длина разбега: 1000м.
-
Длина пробега: 800м.
-
Длина салона: 24.0м.
-
Ширина салона: 3.23м.
-
Высота салона: 2.00м.
Конструкция Ил-18
Ил-18 – это цельнометаллический моноплан, который имеет низко расположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 и палубную схему оперения.
Аэродинамическую компоновку выполнили, приняв во внимание максимально возможную безопасность полета и необходимость достижения экономических показателей потребления топлива. Особое внимание при проектировании уделили аэродинамическим характеристикам крыла
Крыло в лайнере Ил-18 нестреловидное, имеет удлинение 10 и сужение 3. Благодаря удачно подобранной на то время аэродинамической компоновке удалось получить хорошие показатели скорости, путевой устойчивости и безопасности полета на различных углах атаки. Снизив скорость полета до скорости срыва (около 180 км/ч), самолет может обратно набрать скорость, эффективно отзываясь на команды органов управления.
На крыле попарно размещаются ТВД АИ-20. Внутренние двигатели имеют несколько расширенные гондолы с нижнего бока крыла. Их используют для фиксации и убирания основных стоек шасси.
Выбор в сторону турбовинтовых двигателей на Ил-18 в то время, когда активно внедрялись турбореактивные моторы, обусловлен, прежде всего, лучшими показателями экономичности, что подтвердил длительный срок эксплуатации самолета.
Первые экземпляры Ил-18 комплектовались двигателями АИ-20 или НК-4. После проведения череды испытаний АИ-20 признали более надежными и в последующем серийные модели стали комплектовать именно этим типом двигателей.
Существенным шагом вперед стало применение на лайнере Ил-18 герметичного фюзеляжа с системами наддува и кондиционирования воздуха от моторного компрессора, которые обеспечивали нормальное самочувствие экипажа и пассажиров на любой высоте.
Из-за возникновения во время полета внутри фюзеляжа избыточного давления необходимо было адаптировать конструкцию под усталостные напряжения. Особенно тщательно рассматривали проблемы повторных нагрузок и усталостной прочности, ведь в то время разбился британский самолет «Комета» вследствие усталостного разрушения обшивки фюзеляжа.
Дабы обезопасить полет, необходимо было разработать массу новых методик и конструктивных решений относительно всего фюзеляжа и отдельных его агрегатов и систем.
Хорошие экономические показатели Ил-18 подтвердились успешной и длительной его эксплуатацией. Главный показатель экономичности − это огромная весовая отдача полезной нагрузки, равная 46-49% взлетного веса самолета. Этого удалось достичь за счет рационального применения новых материалов, методик конструирования и расчетов. Это позволило получить меньшие по расходу эксплуатационные расходы, нежели у аналогов того времени, не только за счет весовой отдачи, но и хороших аэродинамических данных самолета и моторов АИ-20, которые обладали низким расходом горючего на 1 км полета.
Конструкция самолета Ил-18 отличается высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.
Чтобы самолет был долговечным, его необходимо было систематически модернизировать, это была постоянная забота всех сотрудников ОКБ во главе с Генеральным конструктором. Ил-18 получил множество модификаций. Каждая последующая модернизация отличалась количеством пассажирских мест, повышенным уровнем комфорта, надежностью и безопасностью пассажирских перевозок, увеличивался показатель дальности полета, что суммарно увеличивало рентабельность самолета.
Литература
Конструкция Ил-18
Ил-18 – это цельнометаллический моноплан, который имеет низко расположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 и палубную схему оперения.
Аэродинамическую компоновку выполнили, приняв во внимание максимально возможную безопасность полета и необходимость достижения экономических показателей потребления топлива. Особое внимание при проектировании уделили аэродинамическим характеристикам крыла
Крыло в лайнере Ил-18 нестреловидное, имеет удлинение 10 и сужение 3. Благодаря удачно подобранной на то время аэродинамической компоновке удалось получить хорошие показатели скорости, путевой устойчивости и безопасности полета на различных углах атаки. Снизив скорость полета до скорости срыва (около 180 км/ч), самолет может обратно набрать скорость, эффективно отзываясь на команды органов управления.
На крыле попарно размещаются ТВД АИ-20. Внутренние двигатели имеют несколько расширенные гондолы с нижнего бока крыла. Их используют для фиксации и убирания основных стоек шасси.
Выбор в сторону турбовинтовых двигателей на Ил-18 в то время, когда активно внедрялись турбореактивные моторы, обусловлен, прежде всего, лучшими показателями экономичности, что подтвердил длительный срок эксплуатации самолета.
Первые экземпляры Ил-18 комплектовались двигателями АИ-20 или НК-4. После проведения череды испытаний АИ-20 признали более надежными и в последующем серийные модели стали комплектовать именно этим типом двигателей.
Существенным шагом вперед стало применение на лайнере Ил-18 герметичного фюзеляжа с системами наддува и кондиционирования воздуха от моторного компрессора, которые обеспечивали нормальное самочувствие экипажа и пассажиров на любой высоте.
Из-за возникновения во время полета внутри фюзеляжа избыточного давления необходимо было адаптировать конструкцию под усталостные напряжения. Особенно тщательно рассматривали проблемы повторных нагрузок и усталостной прочности, ведь в то время разбился британский самолет «Комета» вследствие усталостного разрушения обшивки фюзеляжа.
Дабы обезопасить полет, необходимо было разработать массу новых методик и конструктивных решений относительно всего фюзеляжа и отдельных его агрегатов и систем.
Хорошие экономические показатели Ил-18 подтвердились успешной и длительной его эксплуатацией. Главный показатель экономичности − это огромная весовая отдача полезной нагрузки, равная 46-49% взлетного веса самолета. Этого удалось достичь за счет рационального применения новых материалов, методик конструирования и расчетов. Это позволило получить меньшие по расходу эксплуатационные расходы, нежели у аналогов того времени, не только за счет весовой отдачи, но и хороших аэродинамических данных самолета и моторов АИ-20, которые обладали низким расходом горючего на 1 км полета.
Конструкция самолета Ил-18 отличается высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.
Чтобы самолет был долговечным, его необходимо было систематически модернизировать, это была постоянная забота всех сотрудников ОКБ во главе с Генеральным конструктором. Ил-18 получил множество модификаций. Каждая последующая модернизация отличалась количеством пассажирских мест, повышенным уровнем комфорта, надежностью и безопасностью пассажирских перевозок, увеличивался показатель дальности полета, что суммарно увеличивало рентабельность самолета.
Конструкция Ил-18
Ил-18 – это цельнометаллический моноплан, который имеет низко расположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 и палубную схему оперения.
Аэродинамическую компоновку выполнили, приняв во внимание максимально возможную безопасность полета и необходимость достижения экономических показателей потребления топлива. Особое внимание при проектировании уделили аэродинамическим характеристикам крыла
Крыло в лайнере Ил-18 нестреловидное, имеет удлинение 10 и сужение 3. Благодаря удачно подобранной на то время аэродинамической компоновке удалось получить хорошие показатели скорости, путевой устойчивости и безопасности полета на различных углах атаки. Снизив скорость полета до скорости срыва (около 180 км/ч), самолет может обратно набрать скорость, эффективно отзываясь на команды органов управления.
На крыле попарно размещаются ТВД АИ-20. Внутренние двигатели имеют несколько расширенные гондолы с нижнего бока крыла. Их используют для фиксации и убирания основных стоек шасси.
Выбор в сторону турбовинтовых двигателей на Ил-18 в то время, когда активно внедрялись турбореактивные моторы, обусловлен, прежде всего, лучшими показателями экономичности, что подтвердил длительный срок эксплуатации самолета.
Первые экземпляры Ил-18 комплектовались двигателями АИ-20 или НК-4. После проведения череды испытаний АИ-20 признали более надежными и в последующем серийные модели стали комплектовать именно этим типом двигателей.
Существенным шагом вперед стало применение на лайнере Ил-18 герметичного фюзеляжа с системами наддува и кондиционирования воздуха от моторного компрессора, которые обеспечивали нормальное самочувствие экипажа и пассажиров на любой высоте.
Из-за возникновения во время полета внутри фюзеляжа избыточного давления необходимо было адаптировать конструкцию под усталостные напряжения. Особенно тщательно рассматривали проблемы повторных нагрузок и усталостной прочности, ведь в то время разбился британский самолет «Комета» вследствие усталостного разрушения обшивки фюзеляжа.
Дабы обезопасить полет, необходимо было разработать массу новых методик и конструктивных решений относительно всего фюзеляжа и отдельных его агрегатов и систем.
Хорошие экономические показатели Ил-18 подтвердились успешной и длительной его эксплуатацией. Главный показатель экономичности − это огромная весовая отдача полезной нагрузки, равная 46-49% взлетного веса самолета. Этого удалось достичь за счет рационального применения новых материалов, методик конструирования и расчетов. Это позволило получить меньшие по расходу эксплуатационные расходы, нежели у аналогов того времени, не только за счет весовой отдачи, но и хороших аэродинамических данных самолета и моторов АИ-20, которые обладали низким расходом горючего на 1 км полета.
Конструкция самолета Ил-18 отличается высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.
Чтобы самолет был долговечным, его необходимо было систематически модернизировать, это была постоянная забота всех сотрудников ОКБ во главе с Генеральным конструктором. Ил-18 получил множество модификаций. Каждая последующая модернизация отличалась количеством пассажирских мест, повышенным уровнем комфорта, надежностью и безопасностью пассажирских перевозок, увеличивался показатель дальности полета, что суммарно увеличивало рентабельность самолета.
Эксплуатация
За период 1958-1959 гг. пилоты самолетов “Ильюшин-18” поставили огромное количество мировых рекордов (двадцать!) по дальности полета с разного рода полезной нагрузкой и на разной высоте.
Коммерческая эксплуатация этого авиалайнера продолжалась на протяжении 43 лет – с 1959 до 2002 года.
После этого “Ильюшин-18” фактически перестал выполнять роль пассажирского самолета в России, превратившись в грузовой. По состоянию Государственного реестра на январь 2006 года, 3 из 11 лайнеров занимались перевозками грузов в Афганистане и странах экваториальной Африки.
Хотя массовое списание этих машин началось еще в 1977 году.
В 2010-м модель RA-75713 использовалась в качестве постоянного грузового самолета на маршруте Петрозаводск – Нарьян-Мар и делала около пяти рейсов за неделю.
В таких странах, как Украина, КНДР, Индия, Сомали и некоторые другие, Ил-18 эксплуатируется до сих пор.
Зарубежные аналоги[править]
В США в то же время также были предприняты попытки создания подобного самолёта, но дальше эскизов неизвестного конструктора дело не пошло. Основной задачей американского правительства было не создание самолёта, а недопущение воздушного превосходства СССР. После того, как были получены разведданные, что у СССР так ничего и не получилось, американский проект также был свёрнут. Но до сих пор мало кто знает, что в современных американских Шатлах используются технологии легендарного Ил-18пм. Доказательство тому — катастрофа «Челенджера» в 1986 г. Именно тогда из-за небрежной прочитки инструкции по эксплуатации парогенераторов и грубейших нарушений по обслуживанию вышла из строя одна из трубок высокого парового давления (ТВПД), что и привело к взрыву ПГУ и гибели всего экипажа. Кадры кинохроники, как вытекал пар из ТВПД на взлете Челенджера, облетели весь мир.
Верный способ получить хороший урожай лука
Боинг 787 – самолёт мечты
Самолёты-памятники и музейные экспонаты
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
Ил-18 | Один из немногих сохранившихся в оригинальном состоянии Ил-18 — в городе Боркхайде (Германия). Внутри самолёта находится музей авиаконструктора Ганса Граде. | ||
Ил-18А | CCCP-75634, серийный номер 187000101 | Государственный музей авиации Украины | |
Ил-18 | CCCP-75767, заводской номер 181003501 | С 1981 года выставлен в парке Победы г. Ставрополя. | |
Ил-18 | Установлен в качестве памятника возле аэропорта города Вологды. | ||
Ил-18 | установлен как памятник у аэропорта столицы Словении Любляна в ливрее Югославских авиалиний | ||
Ил-18В | СССР-75813 | Установлен как памятник в г. Мерке, Жамбылская обл. Республика Казахстан |
- Памятник самолёту ИЛ-18Б был установлен в парке им. Гагарина в Симферополе. Был сдан на металл в 1990-е годы.
- Памятник самолёту Ил-18 был установлен у терминала B аэропорта Шереметьево (бывший Шереметьево-1). В 2012 демонтирован и перенесен в парк г. Химки возле ж/д станции. Стоял в полуразобранном состоянии на бетонных блоках. Была произведена экспертиза ВС, в результате комиссия сделала вывод, что данное ВС может не выдержать снеговых и ветровых нагрузок, из-за появившихся трещин и коррозии, было принято решение о его разборе.
- В конце 1970-х — первой половине 1990-х годов списанный Ил-18 эксплуатировался в качестве детского кинотеатра «Полет» в Алюминиевой балке г. Запорожье. С начала 1990-х годов стоял запертый, кинотеатр не работал. Во второй половине 1990-х годов внутреннее убранство кинозала подверглось вандализму и разграблению. В последней декаде июля 1999 года корпус самолёта «удачно» сгорел и тут же был утилизирован как металлолом.
- Ил-18 в качестве памятника до 1993 года был установлен вблизи городского парка в городе Кызыл.
- Ил-18 примерно 1976-78 годах был установлен в городском парке г. Аркалык (Казахстан) с целью организации детского кинотеатра. Организация затянулась и оставленный без должного присмотра самолёт потихоньку разбирали на сувениры, в частности стекла иллюминаторов использовались для катания с ледяных горок. В итоге в самолёте возник пожар, из-за разведённого подростком костра в салоне. Выгорел салон, прогорела верхняя центральная часть фюзеляжа. Самолёт вывезли в утилизацию.
- 30 мая 1982 года в Пензе был открыт детский кинотеатр — «Илюша», он размещался на борту самолёта ИЛ-18, на берегу Суры, недалеко от подвесного моста. Уничтожен в начале 90-х годов.
- В 1980-е годы в г. Душанбе, на борту установленного в одном из микрорайонов города, самолёта Ил-18 был открыт кинотеатр. Уничтожен в начале 90-х в годы гражданской войны.
- Ил-18В (СССР-75567) — примерно с 1982 по 1995 год стоял в г. Евпатория по ул. Некрасова, ныне парк Соколова, использовался под кафе — «ПОЛЁТ». После чего порезан на лом городскими властями.[неавторитетный источник?]
- Ил-18 с 1978 по 1992 гг. был установлен в Центральном парке г. Красноярска, в нём располагалось детское кафе «Карлсон».
- Самолёт Ил-18Б установлен в городе Луцк, в начале 80-х. Использовался в качестве кинотеатра, затем бара, в настоящее время (2018) закрыт, вокруг него стоянка автомобилей.
- С конца 70-х по конец 80-х самолёт Ил-18 стоял в парке у ДК «Химик» микрорайона «Юбилейный» города Ровно, в нём располагался кинотеатр «Полёт», затем тир. После пожара самолёт был закрыт, через несколько лет — разобран.
- Ил-18 в 1980-х гг. находился в комсомольском парке г. Красноярска (пр. Свободный), в нём располагалось кафе.
- Ил-18 с 1984 по 1993 гг. был установлен в качестве памятника в аэропорту Емельяново г. Красноярска.
- Ил-18 с 1980 по 2000 гг. был установлен в парке Гагарина г. Новокузнецка, в нём располагался детский кинотеатр.
- В 1981 году Ил-18В был установлен как памятник советской авиации в парке Победы города Ставрополя.
- В 80-ых годах ХХ века в сквере на пр. Ф. Энгельса г. Иваново был установлен Ил — 18 со снятыми двигателями, оборудованный под кинозал, в котором показывали, в основном, мультфильмы и детские фильмы. Назывался он «кинотеатр «Лайнер». «Лайнер» стал излюбленным местом отдыха ивановской ребятни. Кроме просмотра киносеанса можно было покрутить лопасти двигателей (лопасти сохранили, хотя сами двигатели сняли), поиграть в лётчиков… В конце 80-ых гг. самолёт был демонтирован по требованию инспекции Госпожнадзора.
Катастрофы
По данным на 19 января 2010 года было потеряно 100 самолётов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека.
По официальной статистике КБ «Ильюшин» и заявлениям специалистов в интервью СМИ, на территории СССР и, впоследствии, Российской Федерации и СНГ с 1976 года не произошло ни одной катастрофы Ил-18 по причине отказа материальной части, однако реальные статистические данные этого не подтверждают. Всего с 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях.[источник не указан 1074 дня]
Как свидетельствует международная статистика, большая часть катастроф Ил-18 многих зарубежных авиаперевозчиков связана с тем, что лайнер из-за его неприхотливости эксплуатируют в заведомо неблагоприятных условиях, когда техническое обслуживание и диспетчерское сопровождение полётов далеки от идеальных. Нормативы допустимой нагрузки и метеоусловий, при которых допустимы взлёт и посадка, также соблюдаются далеко не всегда. В результате, в случае с Ил-18, ресурс которых уже и так близок к предельно допустимому, велики как риски, связанные с техникой, так и, косвенно, риски воздействия человеческого фактора.[источник не указан 1074 дня]
Конструкция Ил-18
Ил-18 – это цельнометаллический моноплан, который имеет низко расположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 и палубную схему оперения.
Аэродинамическую компоновку выполнили, приняв во внимание максимально возможную безопасность полета и необходимость достижения экономических показателей потребления топлива. Особое внимание при проектировании уделили аэродинамическим характеристикам крыла
Крыло в лайнере Ил-18 нестреловидное, имеет удлинение 10 и сужение 3. Благодаря удачно подобранной на то время аэродинамической компоновке удалось получить хорошие показатели скорости, путевой устойчивости и безопасности полета на различных углах атаки. Снизив скорость полета до скорости срыва (около 180 км/ч), самолет может обратно набрать скорость, эффективно отзываясь на команды органов управления.
На крыле попарно размещаются ТВД АИ-20. Внутренние двигатели имеют несколько расширенные гондолы с нижнего бока крыла. Их используют для фиксации и убирания основных стоек шасси.
Выбор в сторону турбовинтовых двигателей на Ил-18 в то время, когда активно внедрялись турбореактивные моторы, обусловлен, прежде всего, лучшими показателями экономичности, что подтвердил длительный срок эксплуатации самолета.
Первые экземпляры Ил-18 комплектовались двигателями АИ-20 или НК-4. После проведения череды испытаний АИ-20 признали более надежными и в последующем серийные модели стали комплектовать именно этим типом двигателей.
Существенным шагом вперед стало применение на лайнере Ил-18 герметичного фюзеляжа с системами наддува и кондиционирования воздуха от моторного компрессора, которые обеспечивали нормальное самочувствие экипажа и пассажиров на любой высоте.
Из-за возникновения во время полета внутри фюзеляжа избыточного давления необходимо было адаптировать конструкцию под усталостные напряжения. Особенно тщательно рассматривали проблемы повторных нагрузок и усталостной прочности, ведь в то время разбился британский самолет «Комета» вследствие усталостного разрушения обшивки фюзеляжа.
Дабы обезопасить полет, необходимо было разработать массу новых методик и конструктивных решений относительно всего фюзеляжа и отдельных его агрегатов и систем.
Хорошие экономические показатели Ил-18 подтвердились успешной и длительной его эксплуатацией. Главный показатель экономичности − это огромная весовая отдача полезной нагрузки, равная 46-49% взлетного веса самолета. Этого удалось достичь за счет рационального применения новых материалов, методик конструирования и расчетов. Это позволило получить меньшие по расходу эксплуатационные расходы, нежели у аналогов того времени, не только за счет весовой отдачи, но и хороших аэродинамических данных самолета и моторов АИ-20, которые обладали низким расходом горючего на 1 км полета.
Конструкция самолета Ил-18 отличается высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.
Чтобы самолет был долговечным, его необходимо было систематически модернизировать, это была постоянная забота всех сотрудников ОКБ во главе с Генеральным конструктором. Ил-18 получил множество модификаций. Каждая последующая модернизация отличалась количеством пассажирских мест, повышенным уровнем комфорта, надежностью и безопасностью пассажирских перевозок, увеличивался показатель дальности полета, что суммарно увеличивало рентабельность самолета.
Ссылки
«Очень благодарен местным жителям»
— Сколько времени ушло на лечение?
— Больше полугода пролежал в больнице. Сначала где-то месяц в той больнице, потом меня перевезли в военный госпиталь в Иркутске. Все меня тогда поддерживали очень. И ребята из воинской части помогали, что-то присылали, тут надо отдать им должное, я им очень благодарен. И особенная благодарность местным жителям, я думаю, что только благодаря им остался жив. Столько внимания ко мне было, из палаты не выходили люди и из Чунского, и из Братска. До сих пор помню тот свой день рождения, он у меня 15 марта, а в больнице я лежал с 1-го числа. И столько много людей меня тогда пришли поздравить — это было что-то. Я после такого отношения просто не мог их подвести и умереть.
- Чунская районная больница
— А родные вас навещали?
— Да, мама и братья приезжали в Иркутск. Там меня тоже не оставляли без внимания. И корреспонденты много раз приезжали, и военные газеты были, и гражданские.
— Причина катастрофы так и осталась неизвестной?
— Да, но знаю, что самолёт загорелся ещё в воздухе. В памяти остался сильный взрыв при падении, но достаточно далеко от меня. При падении обломки и людей раскидало на 3 км.
— До этого летали на самолётах?
— Да, летал много раз, никакого страха не было.
— А после?
— После этого тоже летал, без проблем. Мне Министерство гражданской авиации после выписки предоставляло путёвки в санаторий, летал туда на самолётах. Всё нормально было.
— Когда потом летали, неужели не боялись турбулентности?
— Я как-то не думал об этом, честно говоря, даже мысли в голове не было, что что-то такое может произойти. Бывала и болтанка, но спокойно всё.
— Сейчас при авиакатастрофах родным погибших и раненым положены компенсации. Вам тогда что-то заплатили?
— Нет, ничего.
— Родственники погибших потом не связывались, не пытались выяснить, как всё случилось?
— Да, находили меня, писали письма с разных концов страны, я тоже отвечал.
— На место падения Ил-18 вы потом приезжали?
— Вы сами потом как-то для себя объясняли, почему именно вам удалось выжить в этой трагедии?
— Мне кажется, мне просто повезло.
- Турбовинтовой пассажирский самолёт Ил-18 (КБ Ильюшина) на стоянке в аэропорту
- РИА Новости
— Как сложилась ваша дальнейшая жизнь?
— После госпиталя я встретил свою любимую женщину. Её направили на работу к нам в населённый пункт, в Красноярский край, и вот, когда я вернулся, мы и познакомились. Она сама была из посёлка Будогощь в Ленинградской области, и вскоре мы туда уехали. С тех пор мы уже 53 года вместе. У нас двое детей. Дочь преподаёт в университете в Санкт-Петербурге, она кандидат химических наук. Внук, её сын, заканчивает политехнический институт, программистом работает уже. Сын работает на нефтеперерабатывающем заводе в Киришах, ещё один внук тоже там уже работает.
— Какую вы выбрали профессию?
— Я работал в милиции, прошёл все комиссии для службы в МВД, там подход очень серьёзный был — меня крутили, вертели, я рассказал, в какой ситуации побывал, и в конце концов признали, что я всё-таки годен к службе. Прослужил больше 20 лет, дослужился до майора и вышел в отставку.
— Почему пошли в правоохранительные органы?
— Так сложилось. Когда переехали в Будогощь, получили благоустроенную трёхкомнатную квартиру, но у нас не сложились отношения с директором, и, чтобы её не потерять, решил попробовать пойти в милицию. Меня пригласил начальник ГАИ, я там проработал 15 лет, был замначальника ГАИ района. После этого шесть с половиной лет, в 1990-х, возглавлял отделение милиции в Будогощи.
— Почему вышли в отставку?
— У меня был случай — погиб мой сотрудник. Я посчитал, что в случившемся есть и моя недоработка. Когда такое происходит, в любом случае начальник виноват — где-то что-то недосмотрел. И я сразу написал рапорт и сказал, что работать больше не смогу. Отношения с начальником милиции района были неплохие, пытались меня как-то отговорить, но я им прямо сказал, что после случившегося уже не смогу работать.