Харакири или сеппуку

Примечания[ | ]

  1. Возможные варианты транслитерации: сэппуку (по системе Поливанова), обряд сеппуку, устар. сеппуко (ЭСБЕ).
  2. Ross, Christopher. Mishima’s Sword , стр.68.
  3. Turnbull, Stephan R. The Samurai: A Military History. — New York: MacMillan Publishing Co., 1977. — С. . — ISBN 0-304-35948-3.
  4. Fusé, Toyomasa. Suicide and culture in Japan: A study of seppuku as an institutionalized form of suicide (англ.) // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology (англ.)русск. : journal. — 1979. — Vol. 15, no. 2. — P. 57—63. — doi:10.1007/BF00578069.
  5. Браун, Крамер, с. 338.
  6. Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984.
  7. История стран Азии и Африки в средние века. — М.: Изд-во Московского университета, 1987.

Литература

  • Гаракири // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Харакири // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Jack Seward, Hara-Kiri: Japanese Ritual Suicide (Charles E. Tuttle, 1968)
  • Christopher Ross, Mishima’s Sword: Travels in Search of a Samurai Legend (Fourth Estate, 2006; Da Capo Press 2006)

Даниэль Браун, Итске Крамер. Как управлять корпоративным племенем: Прикладная антропология для топ-менеджера = Danielle Braun, (Jitske Kramer). Building Tribes — Travel Guide for Organizations. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 406 p. — ISBN 978-5-9614-2640-3..

Не ударить, не ударить…

Патроны для Сайги

Самураи были невероятно преданы господину

Угу. Очень. Именно поэтому хроники японских феодальных войн крутятся вокруг увлекательной темы «кто кого и как первым предал». Как, впрочем, и хроники феодальных войн в любой части планеты. В феодальном обществе верность сюзерену — идеал. Высокий и ценный. Настолько ценный, что всегда находились желающие конвертировать его во что-то более осязаемое. Статус. Земли. Золото. И сохранность собственной шеи.

Вовремя предать обречённого на поражение — это не только свинство, но и политическая мудрость.

Японцы в этом смысле — точно такие же люди, как и все прочие. Однако в то же время можно говорить о чуть более высоком уровне верности самураев по сравнению с воинами в других странах. В этом «виновата» особенность японского конфуцианства (по сравнению с китайским и корейским). Из японской версии, как говорят, выкинули начало «человечности».

В случае конфликта интересов семьи и власти китаец и кореец выберут семью. Даже если их за это казнят, их поступок будет восприниматься как достойный. Японец обязан выбрать «начальство», если будет приказ — почтительно принести головы членов семьи к ногам господина.

Разумеется, этому «идеалу» следовали очень не все и не всегда — но представления о должном были и остаются примерно такими.

Отсюда проистекают и японская помешанность на корпоративности и верности фирме, и случаи смертей от переработки, и то, за что японцев не любят другие жители Азии.

Еще немного истории

Ритуал суицида обладает многовековой традицией. Еще два тысячелетия тому на Курилах и Японских островах, в Монголии и Манчжурии применялись подобные действа. Сперва ритуал выполнялся исключительно по своей воле. Затем, спустя несколько веков, стал применяться в качестве наказания по приказу свыше. Среди воинской аристократии в Японии Средних веков обычай получил широчайшее распространение. Некоторые историки объясняют данный факт тем, что в тогдашней Японии не было тюрем, а существовали всего два вида наказаний: за мелкие нарушения — телесное битье, за крупные — смерть. Также ритуал был чуть ли не единственным вариантом смыть с себя позор и доказать честность своих намерений. А понятие чести высоко ценилось среди самураев.

Молитва о ликвидации ядерного оружия

Для Кейко Огуры и других выживших после ядерных взрывов политика не имеет значения. Каждый год 6 августа она участвует в мемориальной церемонии по случаю бомбардировки Хиросимы, часто вместе с группой волонтеров «Переводчики за мир». Женщина говорит, что в этом году число участников официального мероприятия пришлось сильно ограничить из-за страха перед коронавирусом.

«На этот раз годовщину отмечали не так, как обычно, — признает Кейко Огура. — Я постояла у реки в Парке Мира, вспоминала те дни и чувствовала огромное сожаление, что даже сейчас в мире столько ядерного оружия».

По словам Кейко, она много лет молилась за то, чтобы ядерное оружие во всем мире было ликвидировано. Но ее молитвы пока что не были услышаны. «Так что я и дальше буду рассказывать свою историю», — говорит женщина, пережившая атомную бомбардировку Хиросимы.

Сеппуку и харакири сегодня

Самураев в Японии больше нет, но идея сэппуку как почётной для воина смерти по-прежнему остаётся в сознании многих японцев. Кодекс чести бусидо был обязательным для японских чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Ритуальное самоубийство самураев как идея самопожертвования во имя Родины обрела духовных наследников в лице пилотов-смертников камикадзе (в пер. с яп. – «Божественный ветер») во время Второй мировой войны, что и по сей день считается в Японии наивысшим проявлением доблести и верности долгу. Так вопиющим фактом является волна суицидов, совершённых офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрёкся от престола. Сотни японских военных и офицеров высшего командного состава совершили сеппуку во время Второй мировой войны и сразу после капитуляции Японии. У каждого из них были свои мотивы, но по большей части это являлось искуплением вины за поражение в войне или за военные преступления.
Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и по сей день случается, что потомки самураев сводят счёты с жизнью подобным способом. Инцидентом, шокировавшим в своё время не только саму Страну восходящего солнца, но и весь мир, стало ритуальное самоубийство знаменитого японского писателя Юкио Мисимы 25 ноября 1970 года, когда он во время визита на базу Сухопутных войск Сил самообороны в токийском районе Итигая призвал собравшихся там солдат к государственному перевороту, а сразу после провала этой затеи покончил с собой, совершив сэппуку. Ещё один не менее знаменитый японец – Олимпийский чемпион по дзюдо Исао Инокума – 28 сентября 2001 года расстался с жизнью посредством нанесения удара мечом в шею из-за того, что компания «Токай кэнсэцу», которой он руководил, в результате развала экономики «мыльного пузыря» в Японии и предательств партнёров понесла огромные убытки и оказалась на грани банкротства.

Совершенно ясно, что для самурая харакири служило безоговорочным доказательством приоритетности его духовных ценностей над всем, что было в мире.Его воля абсолютна.Его идеалы выше животной жизни. Ему чуждо сознание раба, который ради сохранения жизни склоняется и падает на колени перед угрозой смерти.Сознание Самурая – сознание Господина.Честь и хвала Вам, доблестные Самураи!» А. Р. Басов «Восхождение»

В данной статье цитируется глава «Харакири» из книги «Самурай. Часть 1. Восхождение» А. Р. Басова, а также глава «Философия выхода за пределы жизни и смерти» из книги «Самурай. Дух Воина».

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным

В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.
ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 

История возникновения

Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера[источник не указан 1045 дней].

Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Травматическое оружие в Казахстане

Разрешения на приобретение травматического оружия предоставляются с 1 января 2008 года. По состоянию на февраль 2013 года, когда представители МВД Казахстана выступили за ограничение продаж травматического оружия, в Казахстане насчитывалось 36 тысяч граждан, в распоряжении которых было более 40 тысяч единиц травматического оружия. В марте 2013 года пресс-служба МВД РК сообщила, что за прошедшие 5 лет применения травматического оружия в Казахстане были зафиксированы 794 случая использования травматического оружия при совершении преступлений. 2 апреля 2014 года парламент Казахстана установил запрет на владение и использование травматического оружия гражданскими лицами, но оно по-прежнему разрешено в качестве служебного оружия частных охранных структур.

В связи с запретом травматического оружия (огнестрельного бесствольного и газового с возможностью стрельбы патронами травматического действия) в гражданском обороте, с 1 января 2015 года органами внутренних дел страны проводится работа по выкупу травматического оружия у физических лиц, имеющих разрешения органов внутренних дел на его хранение и ношение.

Прием добровольно травматического оружия будет осуществляться органами внутренних дел до 1 января 2016 года.
Сдавшим оружие гражданам предусматривается вознаграждение. За оружие, отнесенное к первой категории, оплата производится из расчета 90% от стоимости; за оружие 2 категории — 70% от стоимости; за оружие, 3 категории — 50%.
Акция по выкупу травматического оружия продлится до 1 января 2016 года.

С 1 января 2016 года в соответствии с частью 2 статьи 287 УК РК наступает уголовная ответственность граждан за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение травматического оружия (штраф в размере до двух тысяч МРП (4 242 000 тенге в 2016 году) либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок).

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое
лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы
воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить
свое доброе имя

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ
лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным,
взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые
религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается –
это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии

Для сепуку так важно не
просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство.
Это способ признать собственные ошибки

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати,
но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как
военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня?
Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири,
сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними
реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном
своем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит задать вопрос японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

Литература

  • Алексушин Г. В. Партикулярная Россия. Самара: Изд-во Самарского юридического института, 2001.
  • Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 1862. С. 564—568.
  • Придворные чины и придворное ведомство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство—СПб., 1999. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1.
  • Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. М.,1974.

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.

Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.

Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Что такое харакири

В
Японии дань культуре, чести, народу, феодалу, хозяину – превыше всего. Даже
собственной жизни. Кодекс самураев говорит, что такое харакири. Это ритуальное,
собственной рукой самоубийство, принятое среди высшего сословия знати Японии,
самураев.

Харакири
бывает добровольное, реже добровольно-принудительное – определенного рода наказание.
Самурай ритуальным самоубийством сохранял собственную честь, доброе имя своей
семьи.

Практиковали
харакири, если затрагивалась честь самого самурая, либо феодала – начальника. А
как делают харакири – это сложный ритуальный процесс, с массой тонкостей,
мельчайших нюансов, которые помогали душе отойти в мир иной. Такой ритуал был
привилегией исключительно знати – простой крестьянин не мог проводить его.

А чем
делают жертвенное убийство своей рукой – это было личное оружие самого самурая,
специальные мечи, ножи

Особым вниманием важно виделить такие ножи как
кугуносбу или танто

Откуда пошло

Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.

Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:

  1. «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремления»;
  2. «Хара-но най хито» — «Человек без живота» или «Человек без души»;
  3. «Хара-но курой хито» — «Человек с черным животом» или «Человек с черной, жестокой душой»;
  4. «Харагитанай» — «Грязный живот» или «Подлый человек»;
  5. «Харадацу» — «Подняться к животу» или «Рассердиться»;
  6. «Хара о ваттэ ханасимасё» — «Давайте поговорим, открыв животы» или «С чистыми помыслами».

Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота — это открытие всех помыслов.

Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:

Разница харакири и сеппукувспарывание живота должно было продемонстрировать, что душа самурая чиста, намерения – невинны, а сам он прав;
некоторые считают, что таким способом самураи в последний раз оправдывались перед людьми и небом;
еще одним вариантом считают более практичную причину – постоянное ношение при себе оружия. Самураю как представителю воинской прослойки было удобно применять нож, а не огонь или веревку, найти которые не всегда удавалось в короткие сроки, например, при угрозе плена

Также важно помнить, что рана, полученная подобным способом, являлась смертельной всегда – предотвратить гибель было невозможно. Аналогом можно посчитать обычай древних римлян умирать, бросаясь на меч, или «привычку» европейских офицеров стреляться, используя служебные пистолеты.

Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести — Бусидо. Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин. Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин.

Ссылки

Совершение ритуального самоубийства

Среди самураев было принято носить два меча: длинным мечом, «катаной», сражались, а коротким, «вакидзаси», обезглавливали жертв. Именно коротким клинком и совершается харакири, хотя на рисунках можно встретить самураев, вспарывающих себе живот длинным мечом. Такие изображения датируются ранним периодом, когда правила совершения сэппуку не были детально прописаны. Существует вариант использования клинка без рукоятки. В этом случае лезвие для удобства оборачивалось несколькими слоями бумаги.

Традиционно место совершения харакири застилалось белой тканью. Белое кимоно одевал и сам будущий самоубийца. Данный цвет выражает траур и скорбь у японцев. Если сэппуку совершалось на природе, то небольшой участок земли засыпался песком и разравнивался. По краю устанавливались колышки-ограждения.

В обрядовом действии принимали участие двое: самурай, решившийся на харакири, и кайсаку, обезглавливающий жертву. Последнего выбирали из числа близких друзей. Только человек испытывающий искренние чувства к самоубийце способен одним взмахом длинного меча отсечь голову и избавить умирающего от мучений. Особым искусством было перерезать шею так, чтобы спереди оставалась тонкая полоска кожи. В этом случае голова совершившего сэппуку склонялась на грудь, а вытекающая кровь не обагряла зрителей.

Тайный смысл

Харакири и сеппуку: разница существует и в тайном смысле действия. Исторический интерес представляет тот факт, что обряд сеппуку выполняется при помощи вскрытия именно живота. По мнению ученых-исследователей, такой жест символизирует обнаженность души (а живот традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая улетучивается при вскрытии). Иногда самураи могли быть не согласны с предъявленными обвинениями и оглашенным приговором. Таким образом, вспарывая живот, человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души, а соответственно и свою невиновность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector