Адмирал нахимов (пароход)

Современная военная форма (ВКПО) — экипировка солдат Российской армии

КВАЛИФИКАЦИЯ КАПИТАНОВ И СУДОВОДИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СУДОВ, НАХОДИВШЕГОСЯ НА ВАХТЕ

1. П/х «Адмирал Нахимов».

— Капитан Марков Вадим Георгиевич, 1930 года рождения, член КПСС с 1958 г., образование — ОВИМУ-1954 г., инженер-судоводитель, начал работать в должности капитана в 1959 г., на п/х «Адмирал Нахимов» — с 10 октября 1984 года.

— Второй помощник капитана Чудновский Александр Рувинович, 1930 г.р., член КПСС с 1960 г., образование — Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С. Нахимова — 1953 г., начал работать в должности 2-го помощника капитана в 1962 г., на п/х «Адмирал Нахимов» — с августа 1980 г.

2. Т/х «Петр Васёв».

— Капитан Ткаченко Виктор Иванович, 1942 г.р., член КПСС с 1968 г., образование — Одесское мореходное училище — 1966 г, ОВИМУ — 1985 г., инженер-судоводитель, начал работать в должности капитана в апреле 1982 г., на т/х «Пётр Васёв» — с июля 1985 г.

— Третий помощник капитана Зубюк Петр Александрович, 1959 г.р., образование — Одесское мореходное училище — 1979 г., заочник 5 курса ОИИМФа, начал работать в должности 3-го помощника капитана с октября 1983 г., на т/х «Петр Васев» — с 28 мая 1986 г.

Память

Памятник на мысе Дооб под Новороссийском

В первую годовщину катастрофы на мысе Дооб в селе Кабардинка в память о 423 погибших пассажирах и членов экипажа парохода «Адмирал Нахимов» был установлен памятник. Мемориал архитектора Ирины Бабаджан представляет собой композицию из семи труб-стоек разной высоты и толщины, находящихся внутри чугунного литого венка. Верхняя часть труб срезана. Центральная труба (со стальной мемориальной плитой и вмонтированными в неё часами), символизирует погибший пароход. Монумент окаймляет волна-воронка из железобетона, к внутренней стороне которой прикреплены 24 плиты с именами всех погибших. Ежегодно с 1997 года 31 августа благотворительный фонд помощи семьям погибших на «Адмирале Нахимове» — «Нахимовец» организует в Новороссийске вахты памяти, на которые съезжаются люди со всего бывшего СССР, потерявшие в кораблекрушении своих близких.

Вторая жизнь Парохода

Корабль отбуксировали в док Кронштадского завода. Ремонт осуществлялся и в ГДР, а длился он в общей сложности целых восемь лет. Капитаном «воскресшего» парохода стал Николай Соболев. Впервые оказавшись на нём, он поразился. К судну вёл какой-то узкий парадный трап, но за ним открывался вид, вызывающий восхищение. Одна прогулочная палуба приводила в изумление своими габаритами.

Под стать ей было и внутреннее убранство. Салон был оснащён канделябрами, шикарными коврами, дорогостоящими картинами. Тут и там встречались барельефы русских моряков, выполненные из бронзы. Многие элементы были из натурального дерева и отполированы так, что могли заменить зеркало. Помимо всего этого великолепия были предусмотрены рестораны, барные стойки, даже кинотеатр и парикмахерские.

Рекламная брошюра парохода «Адмирал Нахимов»

В 1960 году судно было отдано в аренду с целью организации на нём недолгих прогулок на несколько часов или дней. От этого шла хорошая прибыль. Так «Адмирал Нахимов» стал самым крупным российским пассажирским судном, потеснив «Россию». Первый рейс был осуществлён вдоль черноморского побережья.

Единственное, на что жаловались туристы, так это духота. Они открывали иллюминаторы, но в них при малейшем крене попадала вода. Кондиционеров тогда не было. Вентиляционную систему дорабатывали долгое время и только спустя десять лет все каюты были кондиционированы.

Технические данные т/х «Петр Васев»:

1. Длина наибольшая, м — 183,52. Ширина, м — 26,653. Высота борта, м — 15,054. Осадка в грузу, м — 10,755. Тоннаж БРТ, рег.т — 18604,516. Дедвейт, т — 324427. Мощность ГДВ, л.с. — 114008. Скорость, уз — 14,5

Т/х «Петр Васев» по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 01 сентября с.г.

31 августа 1986 года с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.

В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим; обороты винта 120 об/мин, скоростью 11,5 узла.

В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58о.

В 22.47 легли на курс 36о в точке — 44о 32,5 сев. широты, 37о 48,9 вост. долготы. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х «Адмирал Нахимов», который прошел буи Пенайской банки, его курсе 160о и о просьбе пропустить его.

В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х «Адмирал Нахимов».

Капитан Ткаченко В.И. встал к САРПу и начал работу с ним с целью оценки ситуации расхождения с п/х «Адмирал Нахимов». В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.

Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х «Адмирал Нахимов» заблаговременно. Вахтенный помощник Зубюк П.А

производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии

Вахтенный помощник Зубюк П.А. производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии.

Однако, продолжая работать только с САРПом, капитан не обращал внимания на информацию вахтенного помощника, не менял скорости и курса. Судно следовало курсом 36о полным ходом со скоростью 11,5 узлов на опасное сближение с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.05 капитан Ткаченко В.И. после очередного обращения с п/х «Адмирал Нахимов» уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход до среднего, а затем в 23.07 до малого и в 23.07,5 дал команду «стоп-машина». Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.

В 23.10 дал команду «средний» и сразу — «полный назад», сопроводив его звуковым сигналом — 3 коротких гудка. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110о), скорость — около 5 узлов, руль право на борту.

Удар был нанесен в правый борт п/х «Адмирал Нахимов» в районе 90-110 шпангоутов верхней частью форштевня т/х «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторное и машинное отделения.

Корпус (бульб) т/х «Петр Васев» вошел в корпус п/х «Адмирал Нахимов» при курсе судна около 33о и примерно через 2 минуты вышел из него при курсе судна 110о, т.е. бульб развернулся в корпусе п/х «Адмирал Нахимов» на 77о и, возможно, при этом имел еще движение вдоль его корпуса. Таким образом, по экспертной оценке, на основании расшифровки курсограммы, размер пробоины составляет около 80-90 кв. метров.

Указанный разворот т/х «Петр Васев» происходил под действием поступательного движения п/х «Адмирал Нахимов».

Т/х «Петр Васев» в результате столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра, и пробоину бульба, с затоплением форпика. Подмочки груза не произошло.

Из-за значительной пробоины на п/х «Адмирал Нахимов» оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х «Адмирал Нахимов» из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х «Адмирал Нахимов», имея крен свыше 60о, затонул в координатах 44о 35,95′ сев. широты, 37о 52,9′ вост. долготы на глубине 47 метров.

Дальнейшая история[править]

В году в Одессе, в ДК железнодорожников, после почти полугодового процесса состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам лишения свободы каждого. Спустя 6 лет, в ноябре года указами президентов Украины и России их помиловали и выпустили на свободу.

Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на Тальор, уехал на постоянное место жительства в Израиль.
В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже остатки яхты и погибших людей нашли у канадского берега. Похоронен В.Ткаченко в Тель-Авиве.
Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. Умер в Одесе, в мае 2007 года.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте.

Файл:Andrievskaya.jpg Г. В. Андриевская, 31 августа 2004 г.

Ежегодно, 31 августа, на это место приходит катер, с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы… Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1987 по 2005 годы был благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской. 01 декабря 2005 года после тяжёлой болезни Галина Васильевна умерла. Руководство фондом, а также подготовку траурных мероприятий, посвященных 20-летию трагедии, взяла на себя ее дочь — Наталия Рождественская.

Памятник на мысе Дооб

В 1987 году на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров.

Теплоход «Пётр Васёв» после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован в «Подольск». Сейчас он ходит под флагом Мальты и называется «Orbit». 31 августа 2006 года, спустя ровно 20 лет после трагедии, сухогруз снова зашёл в порт Новороссийск.

Дальнейшие события

Модель парохода «Адмирал Нахимов»

В марте 1987 года в Одессе в доме культуры железнодорожников после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были освобождены. Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, эмигрировал в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен В. Ткаченко в Тель-Авиве. Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. После тяжёлой болезни В. Г. Марков умер 31 мая 2007 г. в Одессе.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Экологической и навигационной опасности судно не представляет. Проектов судоподъёма в настоящее время не существует. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально признан местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены. Теплоход «Пётр Васёв» (ИМО 7932599) после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован. Названия судна после 1986 года:

  • «Подольск» — 1986—1995 г.
  • «Langeron» — 1995—2000 г.
  • «An an» — 2000—2003 г.
  • «Myroessa» — 2003—2006 г. 31 августа 2006 года, сухогруз Myroessa снова зашёл в порт Новороссийск.
  • «Orbit» — 2006—2010 г.
  • «Jiajiaxin 1» 2010—2012 (списан, разделан на металлолом в Бангладеш)

В городе Павлограде в честь одной из геройски погибших бортпроводниц парохода Татьяны Фёдоровой названа улица. В 1987 году, к первой годовщине трагедии, на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Катастрофа легла в основу фильма «Армавир» 1991 года. Ежегодно 31 августа на место катастрофы приходит катер с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы. Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1997 года является благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской (до 1 декабря 2005 г.). После смерти Г. В. Андриевской фонд возглавила её дочь — Наталия Рождественская. Под её руководством фонд «Нахимовец» также устраивал ежегодные пресс-конференции, выставки, посвящённые памяти судна, его экипажа и пассажиров, содействует в организации съёмок документальных фильмов о катастрофе.

В 2006 году, в двадцатую годовщину гибели судна, служителем Свято-Успенского храма Новороссийска отцом Алексеем было совершено заупокойное богослужение, на борту затонувшего судна был закреплён освящённый деревянный крест. Отец Алексей стал первым и единственным в мире священником, совершившим поминальную службу под водой. В 2007 году новосибирским архитектором С. Моржаковым была изготовлена точная копия парохода «Адмирал Нахимов» в масштабе 1:150. Модель судна была безвозмездно передана в собственность благотворительного фонда «Нахимовец» в августе 2007 года. В 2007 году экспонат выставлялся на выставках «Русский „Титаник“ — трагедия XX столетия» в городах Одессе и Новороссийске, где проходили мероприятия, посвящённые 21-й годовщине кораблекрушения. В марте 2008 года экспонат выставлялся в рамках выставки «Боль сквозь годы», проходившей в Одессе.[значимость факта?]

Чертежи для создания доспеха

Комплектации и цены

Примечания

  1. , с. 194.
  2. , с. 201.
  3. , с. 203.
  4. , с. 204.
  5. , с. 205.
  6. , с. 242.
  7. , с. 323.
  8. ↑ . Библиотека штурмана. Дата обращения: 7 августа 2016.
  9. , с. 324.
  10. , с. 253.
  11. , с. 257.
  12. , с. 241.
  13. , с. 66.
  14. , с. 84.
  15. , с. 86.
  16. Правительственная комиссия по расследованию причин и обстоятельств столкновения т/х «Пётр Васёв» с п/х «Адмирал Нахимов». . Катастрофа 1986 года (3 сентября 2013). Дата обращения: 31 августа 2016.
  17. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (20 сентября 2011). Дата обращения: 7 августа 2016.
  18. . Водный транспорт. Дата обращения: 7 августа 2016.
  19. , с. 154.
  20. ↑ . Катастрофа 1986 года (19 августа 2013). Дата обращения: 7 августа 2016.
  21. , с. 25.
  22. ↑ . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения: 8 августа 2016.
  23. , с. 35.
  24. , с. 42.
  25. , с. 43.
  26. , с. 44.
  27. , с. 36.
  28. , с. 113.
  29. , с. 55.
  30. , с. 118.
  31. ↑ , с. 64.
  32. , с. 60.
  33. , с. 68.
  34. , с. 108.
  35. , с. 75.
  36. , с. 77.
  37. . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения: 10 августа 2016.
  38. , с. 123.
  39. , с. 126.
  40. ↑ , с. 140.
  41. , с. 133.
  42. , с. 124.
  43. , с. 127.
  44. , с. 132.
  45. , с. 141.
  46. , с. 144.
  47. , с. 151.
  48. , с. 134.
  49. , с. 140-41.
  50. , с. 146-47.
  51. , с. 153.
  52. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 2 сентября 2011.
  53. , с. 178.
  54. , с. 173.
  55. , с. 175.
  56. , с. 158.
  57. ↑ , с. 181.
  58. , с. 164.
  59. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 11 августа 2016.
  60. ↑ , с. 186.
  61. , с. 187.
  62. , с. 188.
  63. ↑ , с. 189.
  64. , с. 182.
  65. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 5 августа 2011.

Судебное разбирательство

2 сентября капитана «Петра Васёва» Виктора Ткаченко и капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова взяли под стражу. Расследованием катастрофы занялась правительственная комиссия во главе с членом Политбюро Гейдаром Алиевым. Непосредственно следствием руководил старший следователь Генеральной прокуратуры СССР по особо важным делам Борис Уваров. Все документы, касающиеся погибшего судна, в первые дни после трагедии были изъяты из офисов Черноморского пароходства морскими следователями и сотрудниками КГБ.

Экспертная подкомиссия при правительственной комиссии под руководством представителя Министерства морского и речного флота СССР Майнагашева Б. С. опросила 11 человек из экипажей судов «Адмирал Нахимов» и «Пётр Васёв», в том числе обоих капитанов, а также лоцмана поста регулирования движения судов порта Новороссийск.

Комиссия постановила, что капитан теплохода «Пётр Васёв» Виктор Ткаченко в нарушение Устава службы на судах Министерства морского флота (статьи 60, 63(03), 94) и Международных правил предупреждения столкновения судов (правила 2, 5, 6(а) (III), 7(а), (с)):

Тем самым нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 60, 63 (03), (05), 94); Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (пп 2.2.2; 5.4.4); Международные правила предупреждения столкновения судов (правила 2, 7(а)), что способствовало кораблекрушению и гибели большого числа людей.

Оба капитана были обвинены по статье 85 уголовного кодекса РСФСР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». На одном из совещаний Алиев под натиском общественности в присутствии родственников многочисленных погибших заявил, что, по меньшей мере, один из капитанов будет расстрелян. Такое наказание предусматривалось статьёй 102 «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах». После этого на следствие стало оказываться давление, правительственная комиссия требовала от следователей скорейшего завершения расследования и предъявления обвинения по 102 статье. Суд над обоими капитанами проходил в Одессе в марте 1987 года. Уваров отказался менять статью на более тяжёлую. Виктор Ткаченко и Вадим Марков были приговорены к 15 годам лишения свободы, однако в 1992 году оба были помилованы и освобождены.

Тактико-технические характеристики советской легкой полковой 76 мм пушки 1927 года

  • Расчет — 4-7 человек.
  • Боевая масса — 0,920 т.
  • Заряжание — унитарное.
  • Начальная скорость бронебойного снаряда — 387 м/с.
  • Скорострельность: 10-12 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 7100 м.
  • Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом — 470 м.
  • Броне пробиваемость бронебойным снарядом: на дальности 500 м. — 25 мм., на дальности 1000 м. — 23 мм.
  • Основные типы боеприпасов: бронебойные, кумулятивные, осколочно-фугасные снаряды, картечь, шрапнель.
  • Вес бронебойного снаряда — 6,3 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 1-2 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится конной тягой, грузовыми автомобилями, тягачами типа «Комсомолец» и «Пионер».

Документальные фильмы

  • «Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011

Литература

  • Чапкис, Давид Тойвович. Гибель «Адмирала Нахимова». — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 1995. — 608 с. — (Чёрная картотека). — 20 000 экз. — ISBN 5-88475-022-6.
  • Черкашин Н. А. Последний рейс «Нахимова». — М.: Советская Россия, 1988. — 126,  с. — (Писатель и время). — 50 000 экз. — ISBN 5-268-00791-2, ББК 66.3(2)61 Ч-48.
  • Соболев Н. А. Море ошибок не прощает. Воспоминания капитана. — Одесса: Маяк, 1991. — 206,  с. — ISBN 5-7760-0420-9, РУБ 627.2.08, УДК 629.12 С54.
  • Коптюх Н. Немецкий «Берлин» — советский «Адмирал Нахимов». — Ставрополь, 2005.
  • Кулишкина И. В. Пароход «Адмирал Нахимов» от А до Я. — Одесса: Оптимум, 2011. — 105 с. — ISBN 978-966-344-446-8.
  • Морозов Б. Б. Горькая правда катастрофы. — Одесса: Оптимум, 2011. — 236 с. — ISBN 978-966-344-456-7.
  • Книга А. И. Анненского «Фанера над Парижем. Эпизоды», (глава «Конец семидесятых. Москва, Одесса, весь мир») ISBN 978-3-941953-26-0.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВпосле столкновения и кораблекрушения

В момент удара капитан п/х «Адмирал Нахимов» выбежал на мостик и объявил шлюпочную тревогу. Из-за затопления дизель-генераторов и обесточивания, тревога объявлялась голосом. Аварийный дизель-генератор включился, но через несколько секунд тоже выключился. Поэтому также не был подан сигнал SOS.

Из-за быстро увеличивающегося крена, с правого борта удалось спустить только 8 (из 24) спасательных плотов, а с левого борта  смогли спустить одну спасательную шлюпку и все имеемые надувные плоты. Пассажиры с возрастанием крена и погружением судна с помощью экипажа и самостоятельно прыгали в воду.

Капитан с рулевым и начальником радиостанции оставались на мостике до тех пор пока не оказались вместе с погружающимся судном под водой, а затем выброшенными на поверхность.

Капитан т/х «Пётр Васёв» Ткаченко В.И. после столкновения в 23.15 сообщил по УКВ в эфир, что он столкнулся с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.25 портнадзором дано указание всем судам, стоящим на рейде, спускать плавстредства на воду и следовать в район аварии для оказания помощи.

В 23.30 сообщено в АСПТР.

В 23.33 оповещен с целью оказания помощи оперативный дежурный пограничных кораблей.

В дальнейшем в кратчайший срок были направлены все имеющиеся в Новороссийском порту и п/п Геленджик суда в количестве 64 единиц разных ведомств и 18 летательных аппаратов.

Кроме этого в спасении людей приняли участие 11 гребных шлюпок, управляемых курсантами НВИМУ.

Первым в спасение включился т/х «Пётр Васёв», спустив две спасательные шлюпки и подобрав с воды около 70 человек, из которых 37 были подняты на борт своего судна, а остальные переданы на другие суда.

При этом отмечается, что в периоды 23.25 — 23.26 и 23.35 — 23.40 т/х «Петр Васев» работал машиной передним малым ходом и передвигался в районе плавающих в воде людей и плотов.

Он ушел под воду за восемь минут

В 22:00, пароход «Адмирал Нахимов» отошел от причала порта Новороссийск, на его борту находились 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. В тот день пароход был единственным судном, выходившим из порта, единственным входившим судном оказался сухогруз «Пётр Васёв» , именно с ним и произошло роковое столкновение.

В соответствии с правилами маневрирования, пароход, обнаруживший сухогруз, был обязан пропустить его. Однако, капитан парохода решил не менять курс и вступил в радиопереговоры с сухогрузом. При посредничестве берегового регулирования, капитаны условились, что пароход будет идти тем же курсом, а сухогруз уступит дорогу. Проще говоря, капитан “Адмирала Нахимова” предложил другому нарушить правила , и не встретил ответного сопротивления. Точкой невозврата стал факт, что до момента столкновения, капитан “Петра Васева” ориентировался исключительно по приборам, которые в свою очередь не демонстрировали критического сближения. Капитан, из-за “радиолокационного гипноза”, не смог соединить показания приборов с реальным наблюдением.

За несколько минут до столкновения капитан сухогруза, под воздействием настойчивых просьб помощника капиатна “Адмирал Нахимов” приказал постепенно давать “полный задний ход”, хотя в подобной ситуации подобную команду требовалось отдать немедленно- для запуска машин требуется намного больше времени, чем оставалось в реальной ситуации.

В 23:10 сухогруз протаранил пароход «Адмирал Нахимов». Крепкий нос сухогруза разорвал обшивку и пробил огромную дыру в корпусе парохода, которая, под воздействием инерции, стала распространяться на другие отсеки. Из за сломанных переборок отсеков вода стала быстро охватывать судно, за 8 минут корабль полностью ушел под воду. Из за больших кренов пропала возможность использовать шлюпки, людям пришлось прыгать за борт, где их пытались подобрать лоцманские катера и другие суда, оказавшиеся по близости. Немногим позже, по тревоге, из порта Новороссийск отправились буксиры, пассажирские катера, и пограничные суда. С рассветом наблюдение с воздуха района катастрофы и прилежащей акватории начали вести 7 вертолётов. Поисковую операцию начали самолёты и поисково-спасательные службы Черноморского флота. Из 1234 пассажиров и членов экипажа выжило лишь 811 человек.

Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова» ( 33 года назад погибли 423 человека за восемь минут: как тонул «Адмирал Нахимов» в Черном море)

Документальные фильмы

  • «Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector