Папа римский — история титула, выборы и список глав ватикана

Выборы, смерть и отречение папы

Выборы римского папы

Основная статья: Конклав

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).

Имя папы

Основная статья: Имена римских пап

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Основная статья: Папское отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение».

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года, до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Sede Vacante

Основная статья: Sede Vacante

После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Сокровища Папского Дворца

В разные годы знаменитые живописцы и скульпторы работали над внутренним оформлением помещений здания. Здесь собраны реликвии со всего мира, относящиеся не только к христианству – уникальные предметы из Древнего Египта, Сирии, Античной Греции – лишь малая часть сокровищницы Святого Престола. В залах дворца выставлено более 500 ценных произведений, созданных руками величайших мастеров: Микеланджело Буанаротти, Бернини, Браманте и другими.
Особую ценность представляют так называемые «Станцы Рафаэля» — четыре небольших комнаты, расписанные по распоряжению Папы Юлия II, который выбрал эти помещения в качестве своих личных покоев.
Царскую залу украшают потрясающие фрески Саммакини, Сиккиоланте, Вазари, Сальвиати. В Паулинской капелле сохранились работы Микеланджело, посвященные распятию и обращению святого Апостола Петра, именно здесь в Пасху проходят основные богослужения. В капелле Святого Лоренца стены расписаны фресками именитого Фра Ангелико.Жемчужиной комплекса является Сикстинская капелла с потрясающими потолочными фресками Микеланджело, стоимость которых оценивается, по самым скромным подсчетам, в сотни миллионов евро.

Оценить!

4.33
101

Позиция по моральным и социальным вопросам

Франциск, 2013 год

Франциск во время мессы, 2014 год

Теология освобождения

Бергольо — искусный богослов, дистанцировавшийся от «теологии освобождения» ещё на заре своей карьеры. Специалисты предполагают, что он близок к консервативному светскому движению Comunione e Liberazione.

Гомосексуальность

Он решительно выступает против разрешающего однополые браки законодательства, введённого в 2010 году правительством Аргентины. В письме к монастырям Буэнос-Айреса он писал: «Давайте не будем наивными, мы говорим не о простой политической борьбе, это разрушительные претензии против плана Божьего. Мы говорим не о простом проекте закона, а скорее о махинации с отцом лжи, который стремится запутать и обмануть детей Божиих». Он также настаивал на том, что гей-усыновление является одной из форм дискриминации в отношении детей. Это вызвало ответ президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, которая заявила, что тон церкви напоминал «Средневековье и инквизицию».

В интервью в июле 2013 года папа Франциск заявил: «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Сославшись на катехизис Римско-католической церкви, он отметил, что геи «не должны становиться маргиналами, а должны интегрироваться в общество». В то же время понтифик осудил так называемое «гей-лобби».

Однако, несмотря на сделанные заявления, отношение папы Франциска продолжает оставаться двойственным: например, осуждая «гей-лобби», он продолжает поддерживать либеральных архиепископов, высказывающихся в поддержку однополых браков.

В июне 2016 года папа Франциск заявил: «Римско-католическая церковь и простые христиане должны извиниться перед геями за прежнее отношение к ним». По его мнению, лица нетрадиционной сексуальной ориентации заслуживают уважения и не должны подвергаться дискриминации.

Социальная справедливость

Хотя Бергольо последовательно проповедует сострадание к бедным, некоторые наблюдатели разочарованы тем фактом, что он не придаёт большего акцента проблемам социальной справедливости

Не формулируя чётко позицию по вопросам политической экономии, Бергольо предпочитает подчёркивать важность духовности и святости, полагая, что это естественным образом будет вести к большему сочувствию страданиям бедных. Тем не менее, он высказал поддержку социальным программам и публично выражал сомнения в справедливости свободной рыночной политики.
В ноябре 2014 года Папа Римский Франциск разрешил установить в центре Ватикана — на площади Святого Петра — три бесплатных душевых кабинки, предназначенных для бездомных

Также по инициативе Франциска душевые кабинки для бездомных устанавливаются в церковных приходах по всему Риму.

Высказывания о внебрачных детях

Критикуя священников, которые отказывались крестить внебрачных детей, кардинал Бергольо утверждал, что незамужние матери поступили правильно, дав жизнь ребёнку, а не сделав аборт, и что Церковь не должна их сторониться. Он сказал: «В нашем церковном округе есть некоторые священники, которые не хотят крестить детей одиноких матерей, потому что эти дети не были зачаты в святости брака. Это современные фарисеи. Это те, кто клерикализируют церковь. Те, кто хотят отделить народ Божий от спасения. А бедная девушка, которая, вместо того, чтобы возвратить ребёнка отправителю, имела отвагу принести его в мир, вынуждена ходить от прихода к приходу, чтобы его покрестить!»

Папа из трущоб

Франциска I и его биографы, и паства, и даже недруги называют человеком исключительной скромности. Будучи сначала епископом, а потом и кардиналом в Аргентине, он жил в однокомнатной квартире, сам готовил себе еду и ездил в храм на метро. Будущий понтифик часто посещал трущобы Буэнос-Айреса, не чурался самолично омыть и поцеловать ноги умирающих от СПИДа в хосписе и при этом готов был оказать помощь любому обратившемуся к нему человеку.

Кардинал Хорхе Марио Бергольо моет ноги пациентам приюта для наркозависимых в Буэнос-Айресе. 20 марта 2008 года. Фото: Reuters

Став папой, Франциск заявил, что хотел бы видеть католическую церковь «бедной церковью для бедных», и начал с того, что резко изменил папский стиль, отказавшись от роскоши.

По традиции после избрания нового понтифика 10-комнатные папские покои на третьем этаже Апостольского дворца в Ватикане приводят в соответствие со вкусами нового жильца. Франциск в Апостольский дворец въезжать отказался и поселился в скромных трехкомнатных апартаментах в гостевом доме для священнослужителей Санта-Марта, которые оплачивает сам. Питается он также с другими священниками в столовой пансиона.

На фотографии слева — Апостольский дворец, на фотографии справа — гостевой дом Санта-Марта. Коллаж: TUT.BY

Франциск также отказался от летней резиденции римских пап. Чтобы дворец в Кастель-Гандольфо не простаивал впустую, понтифик открыл его для посещений.

Так же повел себя Франциск и в отношении автомобилей. В Рим он выезжает за рулем скромного Ford Focus или старого Renault, причем без эскорта полиции. А в качестве папамобиля для официальных мероприятий понтифик пользуется кабриолетом Hyundai Santa Fe без традиционной защитной капсулы.

Предшественника Франциска, Бенедикта XVI, нередко называли «папа Prada» — он отдавал предпочтение ярко-красным туфлям именно этой итальянской марки. Кроме того, стоимость его папских нарядов марки Gammarelli доходила до нескольких тысяч евро за штуку. Приняв сан, Франциск заявил, что эпоха шелка и горностая закончилась — он довольствуется белыми хлопковыми одеяниями за пару сотен евро. Скромностью своих запросов понтифик отличается и в отношении аксессуаров — на запястье его руки можно увидеть часы Swatch и Casio, а не Rolex, как у Иоанна Павла II, и не Patek Philippe, как у Бенедикта XVI.

5 марта

Тур главы Святого Престола начался с прибытия в аэропорт Багдада. Папу лично встретил иракский премьер-министр Мустафа аль-Казыми. Понтифик по прибытии выпустил белого голубя, символизирующего миротворческий характер поездки.

После этого гость направился в Президентский дворец, где встретился с главой Ирака Бархамом Салехом. При обращении к чиновникам и дипломатам религиозный деятель выразил благодарность за приглашение и отметил глубокую связь христианства с этой страной.

Также он призвал иракское руководство к борьбе с насилием, коррупцией и беззаконием.

Вечером понтифик посетил католическую Церковь Богоматери Спасения, печально известную терактом 2010 года, когда от рук террористов ИГ погибли 58 человек, включая прихожан, священников, полицейских и прохожих. В ходе службы Франциск почтил память жертв и помолился о спасении их душ. Последующая же проповедь содержала призыв к христианам сплотиться и проявить терпение.

Видео тест драйв

История

Титул

В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

Основная статья: История папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды:

  • Доникейский (или до воцарения Константина) — охватывает период до 313 или 325 года. Период преследования христианства в Римской империи.
  • От Константина до остготов (313—493). Христианство получает статус государственной религии в Римской империи.
  • Остготский (493—537). Под политическим влиянием остготов.
  • Византийский (537—752). Под политическим влиянием Византии.
  • Франкский (756—857). Под политическим влиянием франков.
  • Эпоха униженного состояния папства (до 1044—1048). Папство под влиянием влиятельных семейств (порнократия, Теофилакты, Кресцентии).
  • Имперское папство (1048—1257). Эпоха величайшего могущества папства. Борьба за инвеституру
  • Папы в резиденциях (Витербо, Перуджа, Орвието) за пределами Рима (1257—1309).
  • Авиньонское пленение пап (1309—1377).
  • Великий западный раскол (1378—1417).
  • Папство времён Ренессанса (1417—1534).
  • Реформация и Контрреформация (1517—1585).
  • Папство времён барокко (1585—1689) и эпохи Просвещения.
  • Папство времён революций (1775—1861).
  • Римский вопрос (1861—1929).
  • Современный период (с 1929), после Латеранских соглашений.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Папа Климент V и Филипп Красивый

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

Авиньон

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Суд над Мартином Лютером

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Австрийские войска в Риме

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Обратная связь – как связаться с папой Франциском?

Форма письма свободная, допускается писать на родном языке, обращаясь к папе «Ваше Святейшество» или «Святой Отец». При Папском Дворе функционирует Управление Переписки, состоящее из четырех человек и возглавляемое монсеньером Джулиано Галлорини (Giuliano Gallorini). Это немногочисленное подразделение сортирует и читает все множество писем, адресованных папе Франциску. Чаще всего они же и пишут ответы, строго соблюдая папскую стилистику.

  • вручив его лично или через курьера, пройдя в Ворота Святой Анны (l’Ingresso Sant’Anna) на правой стороне колоннады Святого Петра (открыты с понедельника по субботу с 9.00 до 12.00);
  • по факсу +39 32 06698831;
  • обычной почтой, отправив по адресу: Апостольское Благотворительное учреждение, Офис Свитков — 00120 Ватикан (Elemosineria Apostolica, Ufficio pergamene – 00120 Città del Vaticano).

Даты папских аудиенций и формы бланков на участие в них находятся по адресу. Бланк с данными отправляется на адрес Префектуры Ватикана или факсом на номер +39 63 06698858. Необходимо указать тип аудиенции и число участников. Билеты выдаются в офисе за Бронзовой дверью, расположенном справа от базилики Святого Петра (Basilica di San Pietro).

Уточнить детали интересующих процедур можно в Префектуре Ватикана, позвонив по номерам: +39 76 06698848 , +39 14 06698831 , +39 73 06698832, с 9.00 до 13.00.

Папские аудиенции и благословения бесплатны.

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ И СТАТЬИ
️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ?️

История

Титул

В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды:

  • Доникейский (или до воцарения Константина) — охватывает период до 313 или 325 года. Период преследования христианства в Римской империи.
  • От Константина до остготов (313—493). Христианство получает статус государственной религии в Римской империи.
  • Остготский (493—537). Под политическим влиянием остготов.
  • Византийский (537—752). Под политическим влиянием Византии.
  • Франкский (756—857). Под политическим влиянием франков.
  • Эпоха униженного состояния папства (до 1044—1048). Папство под влиянием влиятельных семейств (порнократия, Теофилакты, Кресцентии).
  • Имперское папство (1048—1257). Эпоха величайшего могущества папства. Борьба за инвеституру
  • Папы в резиденциях (Витербо, Перуджа, Орвието) за пределами Рима (1257—1309).
  • Авиньонское пленение пап (1309—1377).
  • Великий западный раскол (1378—1417).
  • Папство времен Ренессанса (1417—1534).
  • Реформация и Контрреформация (1517—1585).
  • Папство времен барокко (1585—1689) и эпохи Просвещения.
  • Папство времен революций (1775—1861).
  • Римский вопрос (1861—1929).
  • Современный период (с 1929), после Латеранских соглашений.

Большая политическая игра

Встреча папы римского с иракским аятоллой может придать политический вес Али ас-Систани.

В октябре в Ираке пройдут досрочные парламентские выборы. Одним из сторонников иракского аятоллы считается Муктада ас-Садр, который в Ираке является лидером движения «садристов».

На выборах в 2018 году садристы вошли в альянс «Саирун». Этот политический блок получил 54 депутатских кресла из 329.

В иракской политике ключевыми политическими игроками являются Тегеран и Вашингтон. Сторонник иракского аятоллы Муктада ас-Садр считается проамериканским политиком.

Поэтому даже не имею особого значения политико-религиозные реверансы, которыми публично обменялись Франциск и ас-Систани. Сам факт встречи духовного лидера иракских шиитов с папой римским придаст дополнительные очки проамериканской политической группировке в Багдаде.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Литература

  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.

Титул

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверен Святого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Официальный титул Папы Римского

Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.

Основная статья: Титул папы римского

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

Навигация

География и население

Ватикан находится в 20 км от берегов Тирренского моря в центре Апеннинского полуострова. Ватиканский холм расположен в северо-западной части Рима на правобережье реки Тибр. На пологой части холма разбиты живописные сады Ватикана.

Со всех сторон папское государство граничит только с Италией. Географические координаты: 42° северной широты и 12° восточной долготы.

Граница карликового государства обозначена оборонительной стеной. Вход в Ватикан осуществляется через шесть ворот.

Площадь Святого Петра формально принадлежит Ватикану, но порядок на ней поддерживает итальянская полиция. Границы Ватикана охраняет швейцарская гвардия и жандармерия, подчиняющиеся Понтифику.

В крошечном государстве по состоянию на 2019 год проживает 825 человек. Более 70% населения составляет духовенство, около 13% – национальная гвардия. Мирян мало – их число не доходит даже до сотни.

Количество «дневного» населения составляет 3 тысячи человек. Это люди, приезжающие в Ватикан на работу. Большинство граждан Ватикана – подданные Святого Престола.

Получить гражданство по наследству нельзя. Его можно заслужить трудом на благо Святого Престола. После прекращения трудовой деятельности в Ватикане гражданство аннулируется.

Ватикан, как магнит манит верующих из разных стран. Эта крошечная территория – уникальный уголок, где каждый человек может попытаться отыскать истину и получить благословение Папы Римского.

Руки – кладезь информации.

С руками у мозга налажено больше нервных контактов, чем с любой другой частью тела. Наш мозг изначально запрограммирован на взаимодействие с руками для более точного выражения эмоций, мыслей и чувств.

Вот несколько наиболее распространенных «красноречивых» жестов рук:

  • Складывание рук (соединение кончиков пальцев как в молитве) показывает уверенность человека в своих убеждениях или в конкретной ситуации.
  • Сжимание кулаков говорит о стрессе или тревожности.
  • Поглаживание шеи одним пальцем является признаком неуверенности в себе и несознательным способом снятия стресса (как правило, количество поглаживаний равно пяти).

Фон поездки

Первый в истории визит понтифика в Ирак должен был состояться еще в конце 2019 года по приглашению президента страны. Однако тогда он был отменен в связи с ухудшившейся обстановкой в области безопасности. Кроме того, из-за пандемии коронавируса папа не покидал пределы Рима с ноября 2019 года, а зарубежные поездки стали возможны только после его вакцинации.

Исторический визит состоялся в необычных условиях: в иракских городах продолжаются массовые митинги, из-за чего для защиты понтифика были задействованы почти десять тысяч сотрудников органов безопасности.

Христиан, на которых и был нацелен визит Франциска, в Ираке проживает менее 500 тысяч, что составляет около 1% населения страны. Примечательно, что до начала Иракской войны в 2003 году и последующей борьбы с «Исламским государством»1 (ИГ1, запрещено в РФ) и «Аль-Каидой»1 (запрещена в РФ) численность христианского населения достигала полутора миллионов человек. Большинство этих людей бежало от притеснений за рубеж, укрылось в Иракском Курдистане или же было физически уничтожено, либо насильно обращено в ислам.

Большое значение Ватикан придал и самой иракской земле в истории христианства. Так, великий магистр Конного ордена Гроба Господня Фернандо Филони отмечал, что в этой «колыбели цивилизаций» проповедовали пророки Иезекииль, Наум и Иона.

Поездка длилась с 5 по 8 марта, при этом последний день не характеризуется знаковыми событиями: после прощальной церемонии понтифик сел в самолет и вылетел в итальянский аэропорт Чампино. Его провожали представители высшего руководства Ирака и караул гвардейцев.

Реакция на визит

Поездка Франциска в Ирак была встречена мировым сообществом в целом положительно. В иракском парламенте была озвучена мысль о том, что папа проигнорировал суннитское население, встретившись лишь с шиитским аятоллой, однако едва ли это обусловлено злым умыслом — график четырехдневного визита был очень плотным.

Премьер-министр аль-Казыми объявил о введении национального праздника в честь исторического визита:

Диалог религий также был позитивно встречен в Иране

В МИД республики отметили важность этого события для сближения конфессий

Специальный советник и руководитель следственной группы Организации Объединенных Наций по привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГ, Карим Хан, приветствовал визит папы Франциска в Ирак и послание, которое он принес религиозным общинам.

Президент США Джо Байден отметил роль папы в укреплении взаимопонимания.

В свою очередь, посол Турции в Ватикане Лютфулла Гекташ считает, что визит понтифика внесет немного стабильности в весь регион:

6 марта

Утром следующего дня понтифик направился в город Ан-Наджаф. Там его ждал великий аятолла — лидер шиитов в Ираке Али ас-Систани. В ходе 45-минутной встречи Франциск поблагодарил шиитов в лице аятоллы за оказание помощи христианам в период гонений, а также отметил, что лишь взаимное уважение и диалог религиозных общин будут способствовать благу Ирака. Напоследок гость выразил намерение молиться за мир и братство на Ближнем Востоке.

Вскоре после этого понтифик отправился на межконфессиональную конференцию в долине Ура близ города Ан-Насырия. В ходе встречи он указал на единую цель христиан и мусульман, а также подчеркнул исключительную разрушительность религиозного экстремизма.

По возвращении в Багдад Франциск провел службу в Соборе святого Иосифа, после чего проповедовал любовь к ближним и терпение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector