Военный гусеничный вездеход газ-71 (гт-см) по прозвищу «газушка»

Трансмиссия

Некоторые технические данные транспортера:

  • коробка скоростей четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы стоят на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным передаточным числом;
  • коробка раздаточная двухвального типа, с двумя передачами;
  • главная передача — конические шестерни в алюминиевом картере;
  • карданная передача — вал на игольчатых подшипниках;
  • фрикционы сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 штук;
  • тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана — 294 мм, ширина прижимной ленты — 120 мм;
  • передачи бортовые одноступенчатые, с цилиндрической шестерней.

Гусеничный вездеход ГАЗ 71: эксплуатация, характеристики

60-е годы были ознаменованы началом освоения территорий, доселе не изученных, таких как Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток. Нужно было развивать перспективные отрасли – газовую и нефтяную промышленность. Для их исследований нужен был новый транспорт, который мог бы преодолевать любые труднопроходимые пространства в трудных климатических условиях. Иначе он должен хорошо передвигаться по любым дорогам, бездорожью, воде, снегу и сугробам, болоту, пустыне, при этом качественно работать при высокой влажности и низкой температуре. С этой целью на Заволжском заводе гусеничных тягачей начинают выпускать новый автомобиль – вездеход ГАЗ. Время его выпуска – 1968-1985 годы. Основой разработки ГАЗ 71 явилась другая модель – ГАЗ 47. Разработчики использовали всё лучшее этого вездехода.

Модификации гусеничного вездехода ГАЗ-71

ГТ-СМ можно назвать базовой машиной, на основе которой стали разрабатываться новые модификации и специальные транспортные средства.

Вездеход ГАЗ-71 на службе у охотоведов

Дальнейшим развитием базовой модели стал вездеход ГАЗ-3403. Он получил более емкие топливные баки (93 литра вместо 75), новые тормозные ленты, также изменения были внесены в ходовую систему машины. ГАЗ-3403 выпускался с несколькими видами тента кузова. На базе этого вездехода было разработано несколько видов специальных транспортных средств. Все машины, созданные на базе ГАЗ-3403, имели КПП и раздатку от грузовика ГАЗ-66.

Наиболее известной и массовой модификаций ГТ-СМ стал дизельный вездеход ГАЗ-34039, производство которого продолжается и сегодня. Он получил более мощный и экономичный дизельный двигатель с турбонаддувом Д-245 и новую коробку передач. Точно такой же мотор устанавливается на грузовом автомобиле ЗИЛ-5301 «Бычок». Сцепление и КПП с пятью передачами были взяты от грузовика ГАЗ-33104 «Валдай». Благодаря таким нововведениям грузоподъемность вездехода повысилась до 1,5 т. ГаЗ-34039 можно от базовой модели можно отличить визуально: его воздухозаборник перенесен на левую сторону.

Для армии на базе ГАЗ-71 была создана модификация ГТ-МУ. Это авиадесантируемый вездеход с уменьшенными размерами и бронированным корпусом. Машина получилась очень маневренной, с невероятно живучим корпусом, но с быстрым износом гусениц и ходовой части из-за сильно возросшей массы бронированного корпуса. По этой же причине удельное давление гусениц на грунт увеличилось до 0,24.

Толщина брони составляет 4-6 мм, вездеход получил триплексы и фильтровентиляционную установку. Несколько изменилась и ходовая часть по сравнению с базовой модификацией – количество опорных катков уменьшилось до 5 штук на каждый борт. На базе ГТ-МУ было разработано несколько специальных машин для армии, включая артиллерийский тягач, санитарную машину и вездеход для химической разведки.

Конструкция и изготовление

У зарина есть стереоцентр на атоме фосфора, поэтому существует два энантиомера : один имеет ( R ) конфигурацию, а другой — ( S ) конфигурацию. Описанные здесь производственные процессы производят рацемический зарин, то есть смесь 1: 1 изопропилового эфира ( R ) -метилфторфосфоновой кислоты и изопропилового эфира ( S ) -метилфторфосфоновой кислоты.

Под действием йодистого метила ( 2 ) удаляется из эфира фосфористой кислоты ( 1 () диизопропилфторфосфит ) в фосфонатсинтезе получают изопропиловый эфир фторметилфосфоновой кислоты зарин ( 3 ) (+ 2-иодпропан ( 4 )):

Американский метод получения зарина основан на использовании диметилметилфосфоната ( 1 ). Это преобразуется с тионилхлоридом в кислый дихлорид метилфосфонового ( 2 ), который после фторирования с фтористоводородной кислотой реагирует на метилфосфоновый кислоте дифторида ( 3 ):

Наконец, дифторид метилфосфоновой кислоты можно превратить в зарин путем добавления изопропанола :

При использовании в бинарных боевых снарядах последняя реакция, указанная выше, используется в том, что дифторид метилфосфоновой кислоты и изопропанол реагируют на зарин после выстрела гранаты — с помощью ускорителя реакции; конечный продукт образуется через 10 секунд с выходом 70%.

Эксплуатация и сферы применения

ГАЗ 71 имеет другое название – ГТСМ вездеход. Иначе мы говорим о гусеничном транспортёре (снегоболотоходе) среднем модернизированном. Слово «средний» означает, что груз ГТСМ составляет одну тонну. Способность передвигаться по воде позволила назвать его водоплавающим. Несмотря на то что эта модель была разработана ещё в 60-е годы, она очень востребована по сей день. Эту машину отличают специальные технические характеристики, простота конструкции, экономичное обслуживание, лучшие качества вездехода (преодоление препятствий, высокая проходимость в любых условиях, выносливость), доступность и распространённость запасных деталей. Фото ГАЗ 71:

За много лет его эксплуатации в народном хозяйстве и военной сфере гусеничный вездеход ГАЗ выполнил множество важных задач. За это заработал хорошую репутацию среди водителей этого транспорта.

Сферы применения вездехода ГАЗ 71:

  • геологоразведка;
  • энергетика;
  • нефтегазовая отрасль;
  • военная сфера.

Также эта чудо-техника используется частными лицами – охотниками, рыболовами, путешественниками.

  • доставка людей, разнообразных грузов в различные отдалённые районы страны при трудных условиях;
  • транспортировка солдат, эвакуация раненых;
  • поддержка научных экспедиций, прежде всего геологоразведочных;
  • перевозка прицепов весом до двух тонн.

Диапазон температуры для использования ГАЗ 71 составил 90 градусов – от –50° до +40° по Цельсию. Для хранения машины не требуется гараж, даже при таких температурах. Вездеход абсолютно самодостаточен, так как снабжён специальными средствами для самовытаскивания, если застрянет.

Его плавательные возможности впечатляют. Он способен преодолевать брод (глубина 1,2 метра), широкое речное пространство (1,5 км) со скоростью 6 км/час. Плавательную функцию вездехода обеспечивает вращение гусениц. А их заставляет двигаться бортовой редуктор. Внешне гусеничный вездеход ГАЗ может казаться неуклюжим из-за больших габаритов. Но это видимость. На практике он достаточно подвижный. Увеличение скорости, возможности маневрировать на воде обеспечивают специальные гидродинамические кожухи, которые быстро снимаются

При переправе через водное пространство должно учитываться важное условие: пересекать можно только спокойную реку

На реке с быстрым течением снегоболотоход лучше не использовать – может крутить и даже затопить. Причина в том, что подводный борт имеет большую площадь.

Скорости спецмашины зависят от качества дорог и местности. Вездеход ГАЗ 71 на более или менее ровной дороге развивает скорость до 50 км/час. При передвижении на болоте скорость снижается до 18 км/час, при затруднённых условиях – до 12 км/час. На снежной местности, где снег глубиной 1 метр, он может развить скорость только до 17 км/час.

При этом не совсем экономично расходуется топливо. Когда развивается максимальная скорость, вездеход движется по бездорожью, расходуется 150 л на 100 км. Средний расход не намного меньше – 100 на 100 соответственно. Чтобы топлива хватило на 400-500 км, при разработке по бокам автомобиля расположили четыре топливных бака: три из них объёмом 232,5 л каждый, в дополнение к ним бак на 77,5 л.

Характеристики вездехода

ГАЗ 71 дизель имеет технические характеристики, которые выгодно его отличают от предыдущей модели ГАЗ 47. Рассмотрим основные из них.

Двигатель ГАЗ 71 имеет 8 цилиндров. Функционирует он на бензине. Является сильным карбюраторным аппаратом мощностью 115 лошадиных сил. Объём – 4,25 л. Двигатель входит в единую систему. Она встроена в моторное отделение. В неё ещё входят коробка передач, однодисковое сухое сцепление и дополнительная передача. Коробка передач механическая, четырёхступенчатая. В ней пять скоростей – четыре передние и задняя. Раздаточная коробка имеет две передачи, досталась в наследство от ГАЗ 66. В устройство также входят бортовые редукторы и система двойных ленточных тормозов.

Ходовая часть представлена следующими составляющими:

  • опорными катками. Всего их 12 штук;
  • гусеницами, покрытыми резиной. С каждой стороны их по 6 штук;
  • ведущими колесами (2 штуки).

На задних направляющих и передних катках установлены гидравлические амортизаторы.

При передвижении на снежной местности на гусеницы устанавливаются специальные съёмные снегоочистители. Они не позволяют образоваться наледи и препятствуют налипанию снега.

Кузов представляет собой открытую стальную отапливаемую грузовую платформу. В плохую погоду можно дополнительно натягивать тент для создания теплового и защитного эффекта при перевозке людей. Вездеход рассчитан на 12 мест. Два места для экипажа в металлической кабине и 10 мест с мягкими откидными сиденьями в кузове для десанта, перевозимых людей. Для случаев перевозки раненых кузов оснащен необходимым санитарным оборудованием.

Герметичность кабины обеспечивается резиновым уплотнителем по краям дверей. Это гарантия защиты от пыли и воды. Для вентиляции воздуха в кабине есть два герметичных люка. Также здесь предусмотрены термоизоляция, отопитель, мягкие сиденья, характерна звуконепроницаемость. В целом, оборудование вездехода создает оптимальный комфорт для людей во время движения. За сиденьем водителя в «ручной доступности» находится аккумулятор, спрятанный за металлической пластиной. Она легко снимается, что очень удобно.

Приборы

На центральной части приборной панели транспортера ГАЗ-71 расположен щиток приборов. По бокам от щитка установлены дефлекторы обдува ветрового стекла горячим воздухом. Щиток приборов состоит из отдельно стоящего спидометра и прямоугольного пульта, на котором установлены дополнительные приборы, переключатели и контрольные лампы.

Ближе к спидометру расположен индикатор температуры двигателя, за которым расположены термометр масла, манометр, амперметр и указатель уровня топлива в баке. Поскольку на гусеничном вездеходе ГАЗ-71 применены четыре топливных бака, то на щитке имеется переключатель указателя уровня между баками. Для подсветки приборов применяются лампы, установленные над приборами.

Модификации ГАЗ 71

Данная модель стала базовой для дальнейшего развития, совершенствования ее лучших качеств и возможностей. С этой целью было разработано несколько модификаций, которые имели те или иные преимущества и все были нацелены на повышение надежности и автономности вездехода.

ГАЗ 3403 представляет следующее поколение вездеходов. В чём же состоят усовершенствования?

  1. Объём топливных баков стал 93 л.
  2. Теперь все торсионы уплотнили. У Газ 71 это касалось только передней и задней трубы.
  3. Стали использовать более износостойкие тормозные ленты.
  4. Вариативность тентов и кузовов. А именно:
  • кузов с простым тентом;
  • кузов со спальными местами для четверых человек (ранее было для двух) и двойной тент. Этот вариант называют северным;
  • кузов высокий, жёсткий, большая дверь, спальных мест тоже четыре.

У этой модели были уже свои варианты:

  1. ГАЗ 34032. Автомобиль направлен на выполнение поиска и спасения людей. Платформа расположена сзади, чтобы можно было принять груз на воде.
  2. ГАЗ 34033. Она была разработана для эксплуатации погранслужбой. Были установлены дополнительно генератор (итого две штуки), аккумулятор (итого две группы).
  3. ГАЗ 34034. Был установлен дизель Д-247 (атмосферный). Затраты дизтоплива в тяжёлых условиях снизились до одного литра на километр.
  4. ГАЗ 34036(37). Использовались дизель Д-247 и дополнительный задний каток, который прозвали «ленивцем», благодаря чему добавилось 0,6 м грузового отсека. Плавательные возможности вездехода увеличились. ГАЗ 34036 использует два тента, ГАЗ 34037 – один.

Всем этим вездеходам досталась коробка передач ГАЗ 66.

ГАЗ-34039. Эта модификация выпускается сейчас – оснащена автономным отопителем кузова, дизелем Д-245 с турбонаддувом, сцеплением и коробкой передач ГАЗ 33104. Увеличилась грузоподъёмность до 1,5 т.

Специально для использования в военной сфере был разработан бронетранспортёр ГТМУ. Он используется в так называемой армии минимальных размеров. Эта машина хорошо маневрирует. Является легкобронированной авиадесантируемой моделью. Правда, гусеницы быстро изнашиваются под тяжёлым весом. По ширине машина меньше на 10 см, на днище нет брони, ГТМУ ниже других вездеходов.

Также есть ещё модификации, применяемые в военной сфере. Используются с целью вытаскивания (спасения) раненых, для химической разведки, в качестве артиллерийского тягача.

Гусеничный вездеход ГАЗ 71 – зарекомендовавшая себя в сложных ситуациях, условиях машина, используемая до сих пор.

ГАЗ 71 дизель технические характеристики имеет достойные. Он явился базой для разработки многих модификаций, которые активно эксплуатируются сегодня в военной сфере и не только.

История создания вездехода

Разработка транспортера ГАЗ-71 началась в 60-е годы. Машина создавалась на основе выпускавшегося с 1955 года снегоболотохода ГАЗ-47.

Характеристики серийной продукции начинали отставать от требований основного заказчика – Советской Армии. Новый гусеничный вездеход планировалось оснастить силовым агрегатом и трансмиссией, унифицированной с узлами колесного армейского вездехода ГАЗ-66 .

Первый прототип нового гусеничного транспортера был собран в 1965 году.

Особенностью конструкции опытных машин стали пластиковые опорные катки. Однако низкая прочность деталей привела к отказу от применения пластика на серийной продукции.

На новом вездеходе применили расширенные звенья гусеницы, которые вместе с увеличением длины опорной поверхности позволили снизить давление на грунт до 0,071 кгс/см².

Серийное производство стартовало в 1968 году под обозначением ГТ-СМ. Первые годы производство машин велось в Горьком, но из-за загруженности завода выпуск перенесли в Заволжск на специализированный завод гусеничных тягачей. Сборка транспортера в Заволжске продолжалась до 1985 года.

Общее описание конструкции вездехода ГАЗ-71

Корпус вездехода выполнен из стальных листов разной толщины, соединенных сваркой. Он полностью герметичен, что позволяет машине плавать и форсировать водные преграды вброд. Несмотря на довольно внушительные размеры, ГАЗ-71 имеет высокую маневренность и хорошую скорость.

Корпус машины можно разделить на три отделения:

  • кабину;
  • силовой отсек;
  • грузовую платформу.

Мотор отделен от грузовой платформы и кабины специальными стальными перегородками, панели которых можно снимать. Это облегчает доступ к агрегатам силовой установки. Также в моторном отсеке установлена помпа, в задачу которой входит откачка воды во время преодолевания вездеходом различных водных препятствий.

В кабине у ГАЗ-71

В полностью металлической кабине находится два кресла – для пассажира и водителя вездехода. Она имеет две боковые двери и два люка, которые размещаются в крыше. Двери имеют специальные резиновые уплотнения, защищающие кабину от воды и пыли. За спиной у водителя расположен аккумулятор.

Грузовая платформа закрывается тентом, каркасом для которого служат металлические дуги. Задний борт платформы откидной, по ее бокам размещаются складывающиеся сидения. Для отопления грузового отсека используется жидкостный обогреватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector