Полномочия прокуратуры в россии

Литература

Комментарии к статье 37 УПК

Прокуратура — надзорная организация, а организация следствия — поднадзорная.

Концентрация работы прокурора на дознании, то есть на процедурах, рассматривающих противоправные деяния незначительной и средней тяжести, — очень спорная инициатива, учитывая, что за работой дознавателя ведут наблюдение и начальник, и руководитель организаций дознания.

Прокурор всё также оказывает значительное влияние на результат и качественность досудебного следствия, подавая дело наиболее перспективному и проверенному следователю (с разрешения руководителя организации следствия).

Осуществляя надзорную деятельность за соблюдением законодательства при приёме, регистрации и проверке поступивших данных о правонарушениях, прокурор контролирует соблюдение требований ведомственных актов. Законные требования должны обязательно исполняться в утверждённый период. Целенаправленное неисполнение данных предписаний означает наложение штрафа.

Прокурор уполномочен принять решение об объединении дел, подследственных нескольким организациям дознания. Так же они должны не менее 1 раза в год проверять состояние и порядок хранения улик, верность составления документации по приёмке и учёту доказательств.

Теперь прокурор может изучать материалы дела. Он вправе требовать оригинальный экземпляр (дубликат) решения об отказе в принятии, при остановке либо закрытии дела. По делам частного порядка решение о закрытии дела сотрудник прокуратуры вправе аннулировать исключительно при поступлении жалобы частного лица. Расширились функции прокурора УПК по перечню изъятия дел (все) и по выбору органа досудебного расследования.

Работа уполномоченного сотрудника направлена на:

  • изъятие у организации досудебного расследования материалов и отправка их в СК России;
  • признание недействительным решения следователя о производстве дела;
  • признание ничтожными замечаний прокурора нижнего уровня;
  • увеличение времени дознания;
  • возобновление дознания;
  • в прописанных в ч.2 ст. 75 УПК ситуациях прокурор может признать доказательство ничтожным.

Основная новизна проявилась в том, что прокурор перестал быть ответственным за возглавление досудебного следствия и, следовательно, произошло очищение его задач по надзору от чужеродных интересов.

Прокурор в досудебном производстве

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

  • контролировать соблюдение закона правоохранительными органами в период приёма, учёта, рассмотрения информации о преступной деятельности;
  • возбуждать на основании имеющихся фактов уголовные дела, передавать для следствия в подразделения дознания, следственные органы, подчинённым работникам прокуратуры или лично участвовать в их рассмотрении;
  • непосредственно участвовать в начальной стадии следствия, по отдельным эпизодам и фактам направлять письменные требования о выполнении конкретных поручений в рамках следствия;
  • одобрять возбуждение дела уполномоченными лицами дознания и следствия;
  • соглашаться с возбуждением уполномоченными лицами дознания и следствия ходатайства перед судебной инстанцией о назначении, отказе в применении либо пересмотре меры пресечения;
  • решать вопросы по отводам подчинённым прокурорам, следователям, дознавателям, принимать или не принимать их самоотводы;
  • освобождать должностных лиц, проводящих расследование, при выявлении нарушений, допущенных этими лицами;
  • передавать изъятое дело из дознания в следствие либо другому следователю с обоснованием причин таких действий;
  • перераспределять дела между органами предварительного следствия;
  • наделить полномочиями следственных органов представителей дознания, ставить перед ними задачи по розыскным действиям;
  • увеличивать время предварительного следствия;
  • ставить подпись об утверждении на документах дознания и следствия, прекращающих уголовное производство;
  • утверждать документы обвинения (заключение, акт), отправлять дела в судебные органы;
  • давать указания органам следствия о необходимости дополнительного следствия в отношении возвращённых дел;
  • прерывать на определённый срок либо останавливать расследование.

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов. Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд. При этом установлен определенный порядок подачи заявлений в прокуратуру. Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение. В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Перевернутый крест

Функции прокуратуры

Статья 1 Закона О прокуратуре определяет позицию органов прокуратуры Российской Федерации, которая, тем не менее, касается места и роли прокуратуры в Российском государстве, является уникальной.

Прокуратура призвана обеспечить баланс, уравновешивающий соблюдение законов всеми властями, и является органом высшего надзора за законом, который одинаково обслуживает все три ветви власти, не входя ни в одну из них. если поместить положение о прокуратуре в статью 129 Конституции РФ, регламентирующую деятельность прокуратуры в главе «Судебная власть», то она не будет соответствовать предназначению и положению прокуратуры в государстве. Поэтому нужно конституционное заключение вопроса о месте прокуратуры в числе 3-х ветвей власти, обозначенных в Конституции Российской федерации. Ввиду специфики деятельности прокуратуры и ее совместного назначения оптимальным решением было выделить правила, которые регулируют деятельность прокуратуры, в отдельной главе Конституции Российской Федерации.

Для того чтоб органы прокуратуры могли производить контроль, они обязаны иметь особые возможности. Это обязательное условие реализации функций по надзору. 

Отсутствие и недостаток полномочий является серьезным препятствием в борьбе с правонарушениями. Расширение прав и возможностей – сложная концепция. Оно содержит в себе личное право – это право предусмотренное законом на совершении определенных действий, но оно также содержит необходимость его осуществления. Возможности представляются для заслуги конкретных целей. 

При обсуждении концепции преобразования прокуратуры в центре внимания участвующих в дискуссии, среди остальных был вопрос о возможностях прокуратуры. В ближайшее время по нему сложились 2 обратные позиции. С одной стороны, есть попытка перенести на российскую почву опыт правовых систем западных государств, в основном англосаксонских.

Замечание 1

В данной системе, как известно, прокуратура изучается только как орган уголовного преследования, исполняющий процессуальное руководство предварительным расследованием преступлений и государственное обвинение в суде, который был лишен всех надзорных возможностей.

С иной стороны, существуют мнения о необходимости сохранения прокуратуры как универсального государственного-правового института, обеспечивающего всесторонний надзор за законностью. Сторонники этой позиции приводят в качестве примера опыт прокурорского контроля в дореформенной Российской Империи в СССР, отмечая его позитивные аспекты в обеспечении правопорядка в стране. 

Модель прокуратуры в 1-й позиции, – сообщает по данному поводу профессор В.К.Звирбуль,- наделена на повышение роли суда, развитие состязательных начал в уголовном процессе. Это его несомненные преимущества, но их следует оценивать в сочетании с тем, что теряется при его внедрении. Общество утратит важную и необходимую для правового государства деятельность по защите закона посредством надзора за его точным и единообразным исполнением. В случае реализации 2-ой модели, обозначенный вид государственной работы сберегается и поочередно привлекается к надзору за исполнением законов судами и участниками рассмотрения дела в суде, что в определенной мере не соблюдает суверенитет суда при отправлении правосудия. 

Большая часть точек зрения в современной правовой науки располагается посредине приведенных последних позиций.

Замечание 2

Как подчеркивалось ранее выше, прокуратура уполномочена бороться с правонарушениями, собственно что считается служебным долгом прокурора и его личной обязанностью.

В итоге, каждая обязанность соответствует праву и наоборот. Полномочиями прокурора являются единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций. В правовом статусе прокуратуры нет разграничения прав и обязанностей. Они присутствуют в сочетании. Служебный долг прокуроров объединяет их воедино в понятии «полномочия». 

Замечание 3

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре, прокуроры не только имеют право рассматривать жалобы и заявления, содержащие информацию о нарушителях закона, но и обязаны это делать, чтобы принимать меры по их устранению.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Иные функции

К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

Причины для прекращения уголовного дела

Кто такой прокурор

Прокурор — это представитель обвиняемой стороны во время судебного разбирательства. Он занимается сбором сведений, которые бы указывали на виновность подсудимого, собирает непосредственные улики, опрашивает свидетелей, разрабатывает логические цепочки случившихся правонарушений.

Граждане нашей страны и всего мира обязаны жить, соблюдая законы, так как социализированное общество должно каким-то образом контролироваться, чтобы не нанести вреда окружающим. Но законодательство, к сожалению, знают далеко не все. Именно поэтому появилась необходимость в такой должности, которая поможет соблюдать законопослушание и добропорядочность населения. В противном случае в ход идет прокурорская работа.

Его легко узнать среди участников судебного процесса — форма прокурора синего цвета.

Герой Советского Союза

В годы Великой Отечественной войны Василий Маргелов был командиром стрелкового полка, начальником штаба и заместителем командира стрелковой дивизии. В 1944 году он вступил должность командира 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта.

За форсирование Днепра и освобождение Херсона комдив был удостоен звания Героя Советского Союза. В сентябре 1944 года полковнику Маргелову было присвоено звание «генерал-майор».

Его можно найти на фотографиях Парада Победы — Василий Маргелов командовал сводным полком 2-го Украинского фронта.

После войны он окончил Высшую военную академию имени Ворошилова и в 1948 году стал командиром 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии.

Служба по контракту доступна для всех

Забегая вперед, отметим, что сегодня можно подписать контракт, даже если за спиной нет военного опыта. Вместо срочной службы гражданин имеет право заключить контракт, но он должен иметь в виду, что такое обязательство принимается минимум на 2 года. Как известно, подписанный договор обязует военнослужащего заниматься соответствующей деятельностью во благо обороноспособности государства и предусматривает выплату денежного довольствия в соответствии с установленными пунктами начислений.

Прежде чем подписать контракт без срочной службы, придется выяснить, можно ли претендовать на вакантную должность? Вся информация о вакансиях стекается в пункты отбора, которые образованы в каждом крупном городе. За неимением такового следует обращаться в местный отдел военного комиссариата. В некоторых случаях пункт отбора составляет рекомендательное письмо в отделение военного комиссариата.

Поданное заявление рассматривается в течение нескольких дней, после чего выносится решение о сборе первичных данных кандидата. Заявление, написанное лично гражданином, подлежит регистрации, поэтому без ответа оно однозначно не останется. Будет сформировано личное дело, куда подшиваются все документы.

Отказать в заключении контракта могут по следующим причинам:

  • отсутствие вакантных должностей;
  • наличие судимости;
  • несоответствие возрастной категории;
  • по результатам обследования.

Практика показывает, что практически все обращения венчаются положительной резолюцией от военного комиссара. После медицинского обследования и анализа профпригодности кандидата оформляется военный билет. Азы общевойсковой подготовки проходятся уже в военной части, куда направляется гражданин. Именно там ему придется служить в дальнейшем.

При прохождении первичного обучения у военнослужащего будут оцениваться личностные качества, профессионализм и организаторские способности. Данный этап считается достаточно важным в жизни военного, так как от него зависит первоначальное назначение, следовательно, и зарплата военного. Командование части уполномочено на принятие соответствующих решений.

Этические ограничения

Специализированные прокуратуры

Определение 5

Прокуратуры специализированного типа действуют на ограниченных территориях и связаны со специфическими сферами государственной деятельности (обороноспособность, транспорт, связь).

Существуют прокуратуры ЗАТО – закрытых административно-территориальных объединений, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Определение 6

Военная прокуратура является частью системы прокуратуры России. Состоит из отдельных органов и осуществляет прокурорские функции в Вооруженных Силах.

Во главе находится Главный военный прокурор, являющийся заместителем Генпрокурора РФ. Он подбирает, расставляет и воспитывает кадры, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и распорядительные документы, обязательные для исполнения. Военная прокуратура состоит из трех подразделений:

  • Главной военной прокуратуры;
  • военных прокуратур военных округов, флотов, ракетных войск;
  • военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов.

В обязанности военной прокуратуры входит:

  • обеспечение соблюдения конституционных норм, контроль за соблюдением прав военнослужащих;
  • контроль за исполнением законов по противодействию коррупции в военных частях;
  • надзор за соблюдением законности при пересечении государственной границы, при мероприятиях по оперативному розыску, при производстве предварительного расследования и дознания по уголовным делам о преступлениях, совершаемых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Военные прокуроры участвуют в рассмотрении уголовных дел в судебных стадиях, в гражданских и арбитражных делах. Знакомятся с обращениями и жалобами, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью в войсках.

Определение 7

Транспортные прокуратуры создается на воздушном, железнодорожном, морском транспорте, надзирают за исполнением законодательства в сфере функционирования этих видов транспорта и в таможенной сфере. Особо контролируется область безопасности полетов, движения, эксплуатации ж/д транспорта.

Определение 8

Природоохранные прокуратуры контролируют исполнение законов об охране окружающей среды, соблюдение экологических прав граждан.

Такие органы создаются для усиления контроля за надлежащим состоянием лесов, рек, водоемов, заповедных зон, сельскохозяйственных территорий.

Прокуратуры ЗАТО создаются в военных городках, закрытых городах, имеющих опасное или стратегически важное производство. Например, прокуратура комплекса Байконур

Прокуратуры по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях выполняют функции надзора за исполнением законов администрациями учреждений исправительного типа.

В российскую систему прокуратуры входят еще ВУЗы, научно-исследовательские институты, академии, институты повышения квалификации, а также журнал «Законность», который выходит под патронажем Генпрокуратуры РФ. Объекты социально-бытового и хозяйственного назначения, находящиеся в оперативном управлении прокуратуры, тоже входят в систему.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

PSG1

На седьмом месте топ-10 находится немецкая самозарядная винтовка PSG1, изготовленная известной оружейной компанией Heckler & Koch. Это оружие было разработано после трагических событий на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Тогда немецким правоохранителям не удалось спасти заложников из-за невозможности быстро обезвредить террористов. Оружейникам Heckler & Koch была поставлена задача создать новую снайперскую винтовку для полицейских спецподразделений.

PSG1 использует патрон 7,62×51 мм НАТО, имеет магазины с емкостью 5 или 20 патронов и дальность эффективной стрельбы 600 метров. Эта винтовка считается одной из самых точных самозарядных снайперских комплексов.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.  Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2.  Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3.  Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4.  Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5.  Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6.  Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Устройство пулемёта

См. также

Полномочия и задачи прокуратуры Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1995 № 1329 установлен День работника прокуратуры Российской Федерации, ежегодно он отмечается 12 января. Эта дата выбрана не случайно, именно в этот день в 1722 году указом императора Российской империи Петра I был учрежден пост генерал-прокурора и возник институт российской прокуратуры.

В задачи ведомства входил контроль за деятельностью государственных органов власти и надзор за исполнением царских указов. В конце XVIII в. полномочия прокуратуры были расширены, генерал-прокурор получил контролирующие функции над органами юстиции и финансов.

Позднее в полномочия прокурорского надзора переданы органы следствия. Сотрудники ведомства стали принимать участие в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Основными направлениями деятельности прокуратуры СССР являлись надзор за исполнением законов госорганами, учреждениями и гражданами СССР, борьба с преступностью, в том числе с расхищением социалистической собственности, привлечение к уголовной ответственности и расследование преступлений, поддержка обвинения в суде.

В настоящее время деятельность прокуратуры регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В статье 1 названного закона определены основные полномочия ведомства: прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями, исполняющими наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях; прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами; прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти и осуществляет свои полномочия независимо от всех государственных органов и должностных лиц. Генеральный прокурор не подотчетен Федеральному собранию и Президенту Российской Федерации. Вместе с тем, он представляет парламенту и главе государства ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению.

Виолетта Дорожкина, старший помощник прокурора края по правовому обеспечению

Прокуратура в системе органов государственной власти

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторъх, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.

С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.

Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры – это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector