Флот петра 1

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем. Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов. После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года. Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи. Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах. К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят. Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава. Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Морской пехотой Петра Великого.

Предпосылки азовских походов

В 1689 году началось официальное царствование Петра 1. Молодой царь одной из своих главных задач видел обеспечение выхода России к морю. Во-первых, для создания мощного флота, во-вторых – для развития торговли и обеспечения культурных связей. Вариантов было два: Балтийское и Черное море. Первый вариант требовал войн со Швецией и Речью Посполитой. Второй – с Крымским ханством и Османской империей. После подписания «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 году Московское царство не только устанавливает дружественные отношения со своим западным соседом, но и начинает включаться в антитурецкую коалицию в Европе. В результате начались Крымские походы (1687,1689), которые, однако, не принесли России успеха. Однако войны турецкой армии в Европе, а также мощный союз Польши, Австрии и Венецианской республики против Турции существенно ослабили Оттоманскую Порту.

Трагедия русско-японской войны

Трагической страницей в истории флота стала печально-памятная русско-японская война (1904-1905). Несмотря на героизм российских моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и попытках прорыва его блокады, значительный перевес сил был на стороне противника. Крупной неудачей закончилось и Цусимское морское сражение, в котором эскадра Тихоокеанского флота под командованием адмирала Рожественского потерпела поражение и была почти полностью уничтожена морскими силами Японии.

После бесславного завершения русско-японской войны отечественный флот во многом утратил былую мощь, и в последующие годы шёл процесс его возрождения, который, несмотря на все усилия военного ведомства, не был завершён к началу Первой мировой войны.

Цели и задачи ВМФ

Военно-Морской Флот — это, прежде всего, военное подразделение, которое имеет полномочия при необходимости применять оружие. Основными целями, которые на сегодняшний день возложены на ВМФ являются:

  • Обеспечение безопасности суверенитета страны на водных просторах, то есть готовность отразить вооруженное нападение.
  • Обеспечение поддержки сухопутных войск артиллерийским огнем. На современных российских кораблях установлены такие пушки, которые по своей мощности не уступают полевой артиллерии.
  • Создание безопасного прохода для торговых кораблей и их деятельности. Сегодня распространены морские нападения на суда. Для того чтобы при возникновении угрозы захвата корабля морскими разбойниками была возможность их освободить, и существуют отдельные подразделения ВМФ.
  • Сдерживание других государств от мысли о нападении на Россию. До тех пор, пока в Российской Федерации имеются самые современные вооруженные корабли, значительно превосходящие по огневой мощи аналогичные суда других государств, ни одна страна не решит нападать на более сильного врага. Кроме этого, боевые корабли России находятся во всех морских пространствах, принадлежащих российскому суверенитету. Это позволяет контролировать все корабельные маневры других стран. Российская Федерация граничит на морских просторах с территориями многих других стран — США, Японией, Польшей, Литвой, Финляндией и др. В случае возникновения угрозы нанесения удара с одной из них Россия может нанести удар на опережение.
  • Участие в международных учениях позволяет Российской Федерации демонстрировать свою мощь на мировой арене.

Рис. 1. Главный штаб ВМФ в Санкт-Петербурге

1.

Теракт на Бали. 202 погибших
Это страшное событие, которое повлекло за собой смерть 202 людей, в числе которых 164 иностранца, произошло 12 октября 2002 года.
На популярном курорте Кута-Бич на острове Бали, прогремело два мощнейших взрыва. Оба были в общественных местах, где находилось много народу. Первая бомба взорвалась в пабе “Пэддиз”, ее привел в действие смертник. Через небольшой промежуток времени на соседней улице взорвалась машина, начиненная взрывчатыми веществами.
Из-за огромного пожара от взрыва пламя охватило более двадцати домов. 21 октября 2002 года виновник был задержан. Им оказался Абдул Азиз. Это самый крупный теракт за всю историю Индонезии.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Флот Петра 1 это гордость страны, то над чем царь работал каждую минуту своей жизни. По крайней мере, именно так многие историки преподносят нам деятельность будущего императора России. Так ли все однозначно в этом вопросе? К концу статьи Вы сами увидите, что ответ – нет.

Конечно, Пётр первый создал флот, но какой, для чего и вместо чего – на эти вопросы мы ответим чуть ниже.

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли.

Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра первого в России был и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске.

Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России.

Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам.

.45 ACP — Википедия Переиздание

Не путать с калибрами 45 мм и 4,5 мм

.45 ACP и .45 Auto, где ACP — от англ. Automatic Colt Pistol, .

45 caliber — автоматический пистолет Кольта калибра 0,45 дюйма (иногда на европейский манер обозначается как 11,43 мм или 11,43×23 mm) — американский пистолетный унитарный патрон с бесфланцевой гильзой цилиндрической формы, разработанный в 1904 году.

Принят на снабжение Армии США в 1911 году вместе с принятием на вооружение пистолета M1911. Был основным армейским пистолетным патроном США обе мировые войны и после, вплоть до операции Буря в пустыне.

С самого появления является популярным патроном и на гражданском рынке: как для самообороны (особенно в США), так и для спорта. Создан на основе старого револьверного патрона .45 Schofield, но с диаметром фланца как у стандартного винтовочного патрона.

История

После длительных экспериментов, проведённых к 1904 году, американские военные пришли к выводу, что для перспективного личного оружия калибр .38 недостаточен, и наиболее подходящим является калибр .45 (0,45 дюйма).

Для удовлетворения требований военных Джоном Браунингом в 1904 году создан новый патрон (при участии фирмы Кольт, с которой он также совместно разрабатывал перспективный пистолет). Ранний вариант патрона имел пулю массой 200 гран (13 г), но позже остановились на более тяжёлой пуле массой 220 гран (14,9 г). В 1906 году прошёл первый этап испытаний пистолетов под новый патрон.

Свои пистолеты представили DWM (англ.), Savage и Colt. DWM сняла с испытаний свои крупнокалиберные парабеллумы по неустановленным причинам. На втором этапе конкурса в 1910 году Savage выбыла со своим пистолетом из-за большого числа задержек. В процессе испытаний сам патрон тоже подвергался совершенствованию по требованию военных.

Победителем в итоге стала фирма Кольт с пистолетом конструкции Дж. Браунинга, который был принят на вооружение под наименованием Automatic Pistol, Caliber .45, Model of 1911 или кратко M1911. Патрон к нему принят на снабжение под наименованием Pistol Ball Cartridge, Cal. .45, Model of 1911 или кратко Pistol Ball .45 M1911.

Следует указать, что большое участие в выборе и одобрении патрона и оружия принял известный американский офицер, начальник отдела стрелкового оружия в Департаменте вооружений Джон Томпсон (англ.) — будущий создатель пистолета-пулемёта.

Использование

Под этот патрон был создан пистолет Кольт М1911, а впоследствии ряд американских пистолетов-пулемётов (Томпсон, М3 и др.). Патрон имеет низкую начальную скорость пули, и поэтому он часто используется для создания «бесшумных» вариантов оружия с глушителями.

Во время Первой мировой войны этот патрон также использовался в револьверах Кольт М1917 и, поскольку гильза патрона имеет невыступающую закраину, нуждался в полукруглой обойме для экстракции из барабана.

В Англии патрон использовался с пистолетами системы Веблей-Скотт 0,455.

Достоинства и недостатки

Как и все боеприпасы, патрон .45 ACP имеет свои достоинства и недостатки:

Высокое останавливающее действие даже обычной оболочечной пули (FMJ). Относительно высокая цена и масса патрона, а также большие габариты.
Вполне комфортная стрельба патроном и умеренная отдача даже в небольшом оружии, несмотря на большой калибр. Низкое пробивное действие по некоторым твёрдым преградам. Относительно невысокая убойная сила для пули такого калибра даже в экспансивном варианте, вследствие низкой начальной скорости.
Высокая кучность стрельбы.

Оружие, использующее патрон

См. также категорию: Оружие под патрон .45 ACP

  • 9×19 мм Парабеллум
  • 9×18 мм ПМ
  • 7,62×25 мм ТТ

Также выпускается на экспорт Тульским патронным заводом

Ссылки

  • .45 ACP на сайте world.guns
  • Описание .45 ACP на сайте armoury-online

Эта страница в последний раз была отредактирована 10 марта 2020 в 04:36.

Становление регулярного флота Петра 1

Взятие крепости Азова совместными действиями армии и флота наглядно продемонстрировали Петру 1 необходимость создания регулярного военного морского флота. Поэтому 20 октября 1969 года боярская дума согласилась с Петром Великим в необходимости создания регулярного военного флота. Эта дата и считается официальным началом существования регулярного военно-морского флота. Чтобы закрепить за собой Азовское море Петр 1 увеличивал количество военных судов, но после неудачной войны с Турцией и заключением унизительного Прутского мирного договора, пришлось отдать берег Азова и уничтожить Азовский флот. Но это дало Петру 1 огромный опыт в массовом строительстве военных кораблей.
После удачного взятия Азова с использованием военного флота взор Петра 1 пал на Балтийское море. Он понимал что без действительно сильного флота успеха в военной кампании против Шведов ему не видать. Поэтому он начал строительство военных кораблей. Увеличивается количество литейных заводов. За довольно короткий промежуток времени Петр Великий смог построить мощную флотилию. Основу огневой мощи которой составляли линкоры с водоизмещением до 700 тонн, длина их достигала 50 метров, а на борту размещалось до 800 человек экипажа и до 80 пушек. Это были воистину корабли с огромной боевой мощью. Поддержку линейным кораблям оказывали фрегаты, имевшие меньшие размеры (до 35 метров) и меньшее вооружение (до 40 пушек). Но самыми многочисленными кораблями все же оставались галеры, которые могли эффективно действовать в мелководных районах с большим количеством мелких островов. Наличие сильного флота помогло Петру 1 одерживать победы в морских сражениях со шведами. Петр понимал, что для полной победы над шведами необходимо уничтожить их флот, тем более на суше армия шведов уже потерпела крупное поражение под Полтавой. Растущая мощь Балтийского флота помогла Петру 1 одержать знаменательную победу над Шведами на море. В сражении у мыса Гангут Петру Первому удалось одержать великую победу над флотилией Швеции и даже захватить 10 судов.

Описание танка:

Главные проблемы российского флота

Многие английские суда XVIII века сохранились до наших дней. Что же произошло с флотом Петра I? Черноморские корабли были сожжены в 1711 г., поэтому судить об их качестве не приходится. Более долговечным оказался Балтийский флот. Он оставался дееспособным до конца жизни первого русского императора.

К гребной флотилии никаких претензий нет. Она получилась сильной, маневренной. Благодаря этим судам Россия и выиграла войну со Швецией. Что касается корабельной флотилии, то здесь Петра I подвело отсутствие опыта и знаний. При строительстве кораблей вместо сухой древесины использовали сырую. Пропитка уступала по качеству специальным смолам, используемым англичанами.

В Архангельске было построено 7 кораблей. Остальные крупные суда Петр I купил. Известно, что в период с 1712 по 1714 г. царь приобрел 16 экземпляров. Но долго они не прослужили, будучи уничтоженными в боях.

После себя Петр Великий оставил:

  • 36 линейных кораблей;
  • 12 фрегатов;
  • 2 шнявы.

Это хорошее наследство для развитого государства XVIII века. Но уже к 1731 г. дееспособными оставались лишь 8 кораблей. Остальные же не могли выходить в океан. К 1742 г. в России не осталось ни одного экземпляра времен Петра. Получается, что великий и непобедимый флот имел небольшой срок годности – всего 5-10 лет.

Хотя Петру I и приписали образ создателя флотилии, на самом деле он был ее разрушителем. Царь уничтожил русские корабли хорошего качества. Взамен потратил огромные суммы на неумелое строительство судов западного образца. В результате действий Петра Великого Россия на целый век осталась без кораблей.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

АКС-74У калибра 5.45Х39 и АК-101

Упадок и новый подъём российского флота

Однако столь успешный период в истории российского морского флота завершился со смертью Петра I. Если в 1726 году, благодаря прежней инерции, ещё было заложено одно судно, то в последующие 4 года никаких работ не производилось. Построенные же ранее корабли ветшали и приходили в негодность. В результате к 1730 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, некогда мощный отечественный флот насчитывал всего 50 судов, из которых лишь треть была способна выйти в море.

При всех негативных сторонах правления Анны Иоанновны исследователи отмечают её значительный вклад в историю создания российского флота. Едва освоившись в роли правительницы одного из обширнейших государств мира, она озаботилась возрождением его военно-морских сил. В 1732 году по её указу была создана Комиссия для разработки и проведения в жизнь морской реформы. В её состав вошли лучшие флотоводцы того времени.

Параллельно с этим проводились работы по реконструкции старых и созданию новых судостроительных верфей. В итоге за десятилетний период царствования Анны Иоанновны было спущено на воду около 150 кораблей, из которых почти сотню построили в Архангельске ─ городе, получившем статус ведущего центра отечественного судостроения.

Современные подводные лодки России

Подводные лодки на вооружении России сейчас состоят из количества 70 суден.

Атомные подводные лодки России составляют довольно внушительную часть по статистике, но дело в том, что очень большая их часть находится то в ремонте, то на отстое и не готова ни к каким походам, будь то боевая вылазка, или обычное патрулирование.

Но тем не менее россиянам принадлежат многие рекорды мире субмарин, например, самая быстрая подводная лодка России развивает скорость до 82 км в час. Максимальная глубина погружения российских подлодок также лучшая в мире. Этот рекорд поставил «Комсомолец», погрузившись на глубину 1027 километров. Секретные подводные лодки России возможно покоряют и новые вершины, но увы эти данные не доступны в открытом доступе и возможно о них мы узнаем в будущем.

Что касается будущего? Новейшая подводная лодка России уже разрабатывается, после того как США представили свою субмарину «Virginia» российская держава не могла стоять на месте, а была вынуждена прибегнуть также к развитию своего подводного флота. Новая подлодка России будет относиться к пятому поколению, к 2030 году правительство хочет наладить регулярное производство данного вооружения. Название этому проекту также присвоили – «Хаски». На данный момент одна из самых больших лодок, выпускаемых самой большой страной мира является «Ясень», многие строили догадки о том, что новые подлодки России 5 поколения будут превосходить по размеру, но это не так, несмотря на громадное водоизмещение в 12000 тонн, как заявлено проектом. «Хаски» не станет самой большой субмариной РФ. В целом планируется производство данного типа подлодок в двух видах. Первый будет предназначен для войны только под водой, а второй для крупных наводных суден, к примеру авианосцев.

Примечания

  1. ↑ Военная энциклопедия, под редакцией К. Величко, В. Новицкого, А. Фон-Шварца и других, СПб., 1911—1914 годов;
  2. К. И. Самойлов, Морской словарь. — М.Л.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 год
  3. ↑ Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 год, 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.)
  4. Толковый военно-морской словарь, 2010 год
  5. К. И. Самойлов, «Морской словарь.» — М.Л.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 год
  6. Курбатов А. А., Курбатов О. А. Инженерно-артиллерийское обеспечение Смоленского и Рижского государевых походов 1654—1656 годав // Военно-исторический журнал. — № 8, 2008. — ISSN 0321-0626.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2012.

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

После поражения в Гангутском сражении шведы утратили былое господство на Балтике. Русский флот, напротив, с каждым годом становится все более мощным и к началу 1719 г. насчитывал уже 27 линейных кораблей, среди которых были и такие гиганты, как 90-пушечные «Гангут» и «Лесное».

На картине Фердинанда-Виктора Перро «Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.» изображена галера «Двина»

В мае 1719 г. русская эскадра из шести 52-пушечных линейных кораблей под командованием капитана 2-го ранга Наума Сенявина у острова Эзель встретила шведскую эскадру: линейный корабль, фрегат и бригантину. В ходе ожесточенного трехчасового боя все три шведских корабля сдались. Это была первая победа российского флота в артиллерийском морском сражении. Пётр I назвал эзельский бой «добрым почином». Однако Англия — прежний союзник России, обеспокоенная ростом российского флота, перешла на сторону Швеции.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Гравюра Алексея Зубова . «Баталия при Гренгаме»

Очевидно, командующий шведской эскадрой вице-адмирал Карл Шеблат посчитал, что его большие парусники смогут с легкостью справиться с гребными судами русских. В открытом море, возможно, так оно и случилось бы, но на мелководье у острова небольшие галеры были гораздо эффективнее. Голицын сымитировал отступление, а затем, когда увлеченные преследованием вражеские корабли приблизились к берегу, развернул все силы в контратаку. Два шведских фрегата выскочили на мель и были взяты на абордаж. Два других фрегата были окружены галерами и после рукопашной схватки захвачены. Линейному кораблю шведов с несколькими мелкими судами удалось сбежать.

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.

Корабельные орудия на нижней палубе парусника

Поделиться ссылкой

Навигация

Звания и знаки отличий

Система званий в Русском Императорском флоте первое время страдала от тех же проблем, что и армейская – слишком много чуждых терминов, отсутствие четкой организации, употребление труднопроизносимых для русского языка «шаутбенахт», «боцманмат» и прочего, не считая профильной морской терминологии. Лишь в 1730-е годы эта система была наконец-то выстроена в четкую иерархическую цепочку, а из употребления выброшены наиболее труднопроизносимые слова. Впрочем, одну старую черту система званий на флоте все же сохранила – достаточно высокий удельный вес иноземных заимствований, что было сделано для большего выделения флотской иерархии от сухопутной. Так, прапорщики на флоте именовались мичманами, а поручики – лейтенантами. Званию бригадного генерала (бригадира) на суше соответствовал командор на море. При этом, правда, аналогом иноземного слова «капрал» на флоте стало целиком русское «старшина». Такая система званий оказалась куда более удобной и универсальной, чем предыдущая, и потому сохранилась в дальнейшем без особых изменений.

Основные части

Автомат HK416 A5

Морским судам быть

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее

Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов

Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Преимущества и недостатки

То, что хотел сделать Петр Первый, полностью осуществилось. После этого никто в мире не мог усомниться в мощи России и ее победе над любой армией. Но изменения имели как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества реформы:

  1. Выигранная Северная война открыла выход в Балтийское море, а также утвердила статус империи для России.
  2. Организация производства для самостоятельного обеспечения военных артиллерией, формой, вооружением, боеприпасами.
  3. Организация полноценных регулярных войск, которые могли не только воевать, но и доблестно побеждать.
  4. Создание нового образовательного направления, а именно введение в эксплуатацию новых учебных заведений для обучения современному ремеслу.
  5. Мощный морской флот, которого до этого момента никогда не было в России.

Но реформа имела ряд недостатков:

  1. Значительные финансовые затраты, негативно влиявшие на жизнь простого русского народа.
  2. Полное закрепление крестьян на производственных предприятиях.
  3. Служба была обязательной для дворян и вначале подразумевалась как пожизненная, а через время стала 25-летней.

Таким был итог основных преобразований Петра, которые привели к организации и укреплению войск. Рядовой состав преимущественно состоял из крестьянского сословия, а офицерами были дворяне. Создание армии и способы ее обучения постоянно усовершенствовались с учетом огромного боевого опыта, который был получен во время Северной войны.

Итоги войны с Персией

12 сентября 1723 года Персидский поход Петра 1 был официально завершен. В этот день в Петербурге представители Персии подписывали мирный договор с России.  В истории этот документ называется Персидским миром 1723 года, а по его результатам к России отошли: Баку, Дербент, Решт и другие населенные пункты вдоль южного побережья Каспийского моря. Петр реализовал свою затею, но останавливаться на этом не собирался, поскольку желал продвинуться вглубь, чтобы не дать Османской Империи расшириться.

Османы работали «на опережение» и летом 1723 года захватили практически всю территорию Грузии, Армении и Азербайджана. В 1724 года османы заключили с Портой Константинопольский мир, сохранив за собой право на завоеванные земли. Россия признала этот договор, а в ответ Османская империя признала договор России и Персии от 1723 года.

В начале статьи я уже говорил о том, что Петр 1 сделал большое дело, присоединив эти важные Восточные земли. Тем не менее, его приемники на российском престоле эти территории не удержали. По результатам договоров 1732 и 1735 годов императрица Анна 1 вернула Персии все территории в Каспии. Вот так был завершен персидский Поход Петра 1 (1722 – 1723 годов), в котором Россия добилась выгодного для себя мира с Персией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector