Ракеты фау
Содержание:
- Смотри тоже
- 3 Воспользуйся зубной нитью
- Нож с лезвием крюком
- Краткие ТТХ
- Вооружение
- Фау-1
- Сравнительная характеристика
- Применение ракеты ФАУ
- Falchion Knife (Фальшион).
- Модификации[править | править код]
- Кино
- I Fly (Ай Флай)
- Нож с лезвием крюком
- Принцип действия ракеты
- Краткие ТТХ
- Крупные города
- Конструктивные разновидности
- Конструкция
- Fi-103A-1
- Примечания
- Турбореактивная Fi-103, FGZ 76B
- Источники и литература
- Пулемет Печенег-СП
- Заключение
Смотри тоже
3 Воспользуйся зубной нитью
Нож с лезвием крюком
Краткие ТТХ
- Длина, м: 7,75
- Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
- Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
- Высота, м: 1,42 (1,55)
- Снаряжённая масса, кг: 2160
- Масса боевой части, кг: 700—1000,
- Тип взрывчатого вещества: аммотол
- Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
- Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
- Максимальная дальность полёта, км: 286
- Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
- Расход топлива, л/км: 2,35
- Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
- Круговое вероятное отклонение (расчётное), км: 0,9
- Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.
Вооружение
Фау-1
ФАУ-1 (нем. V-1, от Vergeltungswaffe —
оружие возмездия), управляемая крылатая
ракета (ранее называлась самолётом-снарядом). В конце 2-й мировой войны применялась Германией для поражения крупных
объектов и деморализации населения Великобритании. Запускалась с помощью катапульты (иногда с самолёта-носителя) и затем
выводилась системой управления на заданную траекторию. Масса Фау-1 2,2 т, длина корпуса 7,6 м, максимальный диаметр 0,82 м, размах
крыльев 5,3 м. Двигатель — пульсирующий
воздушно-реактивный, работал на бензине и
развивал тягу ок. 2,7 кН (270 кгс) при скорости 550—600 км/ч, обеспечивая дальность
до 370 км. Высота полёта достигала 2000 м.
Боевая часть имела заряд Фау-1 массой 700 кг.
Система управления полётом — автономная,
магнитно-гироскопическая, обеспечивала вывод Фау-l на заданную высоту, горизонтальный полёт по заданным курсу и высоте с необходимой скоростью и перевод в пикирование на цель. Первый боевой пуск Фау-l состоялся 13 июня 1944 с пусковой установки,
размещённой на севере Франции; цель была
выбрана в Южной Англии. Из 10 500 ракет, нацеленных на Великобританию, на её территории
упало только 3200, из них на Лондон —
2500. Примерно каждая пятая ракета отказывала при пуске, каждая четвёртая уничтожалась английскими
истребителями, 17% сбивалось зенитной артиллерией, 7% разрушалось при
встрече с воздушными заграждениями. Недостатками ФАУ-1 были низкая точность попаданий
и относительно малая скорость полёта.
Оpлов А. С.
Советская военная энциклопедия.
«Оружие возмездия»
(Vergeltungswaffen), разработанное немецкими учеными в конце 2-й мировой
войны на секретной базе в Пенемюнде ракетное оружие V-1 («Фау-1») и V-2
(«Фау-2»), которое по замыслу Гитлера должно было переломить ход войны.
Первый боевой запуск ракеты V-1 на жидком топливе был произведен 12 июня
1944 с побережья Франции для поражения Лондона. В течение одной недели на
британскую столицу было выпущено более 8 тыс. ракет, многие из которых
оказались сбитыми силами английской противовоздушной обороны, по меньшей мере
630 взорвалось в воздухе, однако небольшая часть все же достигла цели.
Английские потери от этой бомбардировки составили около 6 тыс. человек убитыми
и около 40 тыс. ранеными. Три месяца спустя, 8 сентября 1944, с базы в
Нидерландах был произведен первый пуск ракеты V-2 по лондонскому району
Чизвик. Ракета V-2 имела около 15 метров длины, вес 13 тонн, в том числе
1-тонная боеголовка. Скорость ракеты была около 7 тыс. км в час, дальность
полета 500 км. На Англию было выпущено более 1 тыс. ракет V-2, 600 из которых
пришлось на Лондон. Потери англичан составили около 10 тыс. человек убитыми.
Использован
материал Энциклопедии Третьего рейха — www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm
Литература:
Секретное оружие третьего рейха. М., 1975;
Морозов Н. И. Баллистические ракеты стратегического назначения. М., 1974;
Латухин А. Н. Боевые управляемые ракеты.
М., 1968;
Мадер Ю. Тайна Хантсвилла. Пер.
с нем. М., 1965.
Сравнительная характеристика
Основные сведения и технические характеристики иностранных ракет с жидкостными ракетными двигателями | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование ракеты и странапроизводства | Двигатель | Массо-габаритныехарактеристики | Лётно-техническиехарактеристики | Другое | |||||||||||||
Оригинал | Русское | Страна | Ступени | Топливо | Система подачи | Тяга на земле, кгc | Время работы, с | Длина, м | Диаметр, м | Полная масса, кг | Масса топлива, кг | Масса полезной нагрузки, кг | Скорость макс., м/с | Высота макс. или по траектории, км | Дальность, км | Серийное производство | Примечание |
Дальние ракеты типа «земля — земля» | |||||||||||||||||
V-2 (A-4) | «Фау-2» | Жидкий кислород + 75% этиловый спирт | Насосная | 25000 | 65 | 14 | 1,65 | 3000 | 9000 | 1000 | 1500 | 80 | до 300 | Да | Устарелая конструкция. Послужила прототипом многих ракет | ||
WAC Corporal | «Корпорэл» | Азотная кислота + анилин | Вытеснительная | 9070 | — | 12,2 | 0,762 | 5440 | — | 600 ÷ 800 | 1000 ÷ 14501 | 80 | 120 ÷ 240 | Да | Разбег дальностей и скоростей достигается за счёт установки боевой части различного веса | ||
PGM-11 Redstone | «Редстоун» | Жидкий кислород + спирт | Насосная | 31880 | — | 18,3 | 1,52 | 20000 | — | — | 1800 | — | 320(800) | Да | Стала прототипом для разработки ракет с дальностью до 2400 км | ||
SM-65 Atlas | «Атлас» | Первая ступень | Жидкий кислород + диметил-гидразин | Насосная | 2×45360 (2×54000) | — | — | — | 100000 ÷ 110000 | — | — | 6700 | 1280 | 8000 | Да | При старте работают все три двигателя | |
Вторая ступень | Жидкий кислород | — | 61000 | — | 24 ÷ 30 | 2,4 ÷ 3 | 225000 | — | |||||||||
Ракеты для исследования верхних слоёв атмосферы | |||||||||||||||||
General Electric RTV-G-4 Bumper | «Бампер» | Первая ступень типа А-4 | (см. данные ракеты А-4) | 26 кг (вес приборов) | 3000 | 420 | — | Изготовлено несколько экземпляров↓ | Использовалась для исследовательских целей | ||||||||
Вторая ступень WAC Corporal | Азотная кислота + анилин | Вытеснительная | 680 | 45 | 5,8 | 0,3 | 300 | — | |||||||||
RTV-N-12 Viking | «Викинг» | № 11 | Жидкий кислород + спирт | Насосная | 9070 | — | 12,7 | 1,2 | 7500 | — | 320 | 1920 | 254 | — | Выпущено 12 шт. в различных вариантах | Специальная исследовательская ракета. Имеет отделяющуюся головку | |
№ 12 | Насосная | 9225 | 105 | 12,7 | 1,14 | 6800 | 2950 ÷ 2500 | 450 | 1800 | 232 | — | ||||||
Aerobee | «Аэроби» | Первая ступень | Порох | — | — | 2,5 | 1,9 | — | 265 | 117 | 68,4 | 1380 | 100 ÷ 145 | — | Выпущено около 100 шт. различных вариантов | ||
Вторая ступень | Азотная кислота + анилин | Баллонная | 1140 | 45 | 6,1 | 0,38 | 485 | 283 | |||||||||
Aerobee 150 | «Аэроби» | Первая ступень | Порох | — | — | — | — | — | 265 | — | 55 — 91 | 2150 | 325 ÷ 270 | — | Да | ||
Вторая ступень | Азотная кислота + (анилин + спирт) | ЖАД | 800 | 53 | 6,37 | 0,38 | — | 500 | |||||||||
Veronica AGI | «Вероника» | Азотная кислота + керосин | ЖАД | 4000 | 32 ÷ 35 | 6,0 | 0,55 | 1000 | 700 | 57 | 1400 | 120 | 240 | Опытные образцы | |||
Зенитные управляемые ракеты | |||||||||||||||||
Wasserfall | «Вассерфаль» | Азотная кислота + визоль | Баллонная | 8000 | 40 | 7,835 | 0,88 | 3800 | 1815 | 600 ÷ 100 | 750 | 20 | 40 | Не была окончательно доведена | |||
MIM-3 Nike Ajax | «Найк» | Первая ступень | Порох | — | — | — | 3,9 | — | 550 | — | до 140 кг | 670 | 18 | 30 | Да | Состояла на вооружении в системе противовоздушной обороны США | |
Вторая ступень | Азотная кислота + анилин | Баллонная | 1180 (на высоте 3000 м) | 35 | 6,1 | 0,300 | 450 | 136 | |||||||||
Matra SE 4100 | «Матра» | — | Баллонная | 1250 | 14 | 4,6 | 0,400 | 400 | 110 | — | 500 | 4,0 | — | Опытные образцы | |||
Oerlikon RSC-51 | «Эрликон» | Азотная кислота + керосин | Баллонная | 500 | 52 | 4,88 | 0,37 | 250 | 130 | 20 | 750 | 15 | 20 | Да | |||
Источник информации: Синярев Г. Б., Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. Теория и проектирование. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Гос. издательство оборонной промышленности, 1957. — С. 60—63 — 580 с. |
Применение ракеты ФАУ
Первое применение ФАУ 1 состоялось в 1943 году. Более сотни стартовых позиций были построены во Франции. Летом 1944 года немцы нанесли первый удар по Английской столице.
В период Второй мировой немцы выпустили более 30 тысяч ФАУ. 10 тысяч были пущены в сторону Британских берегов, но только 3200 снарядов долетели до её территории, а на Лондон упало всего лишь 2500.
Ракеты ФАУ 2 хранились в специальных подземных ангарах. В 1943 году был разбомблен ракетный центр в Пенемюнде, производство было перенесено на подземные и секретные заводы
Низкая точность ракетных ударов объясняется тем фактом, что система управления ракетами была несовершенной. Помимо этого, после двухнедельных бомбардировок англичане сумели создать огромное количество защитных систем. В них входили системы обнаружения, специализированные эскадрильи, прикрывавшие небо Британии, и зенитные батареи. Поэтому далеко не все ракеты долетали до своей цели.
Около 25% ракет дали сбой во время запуска. Четверть было уничтожено ВВС Британии, около пятнадцати процентов сбито зенитной артиллерией, а пятая часть из них не достигла цели и упала в море.
Последствия применения ракеты ФАУ 1. В годы войны большая часть разрушений Лондона была причинена именно этими ракетами
После того как союзники высадились в Нормандии в 1944 году, немцы предприняли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и Франции.
Жители Лондона прозвали ФАУ 1 buss bomb (жужжащая бомба). Связано это было с характерным звуком, который производил двигатель ФАУ 1 во время работы.
Результаты бомбардировок таким дорогостоящим типом оружия не устроили немецкое командование. Едва ли треть ракет успешно достигли цели. А вот средств на производство этих ракет уходило баснословно много, поэтому программу решили свернуть. Находившаяся в тот момент в строю ФАУ 1 была гораздо более эффективной и дешевой.
В 1944 году, 8 сентября, по Лондону нанесли удар новой ракетой ФАУ 2, которая в отличие от своей предшественницы не издавала никакого жужжания при подлете к цели. И именно поэтому англичане не поняли, что за оружие было использовано для этой бомбардировки. Кроме того, все введенные в эксплуатацию средства противоракетной защиты были неспособны обнаружить объект, летящий на высоте 100 километров. А самолеты-перехватчики не могли подняться на такую высоту.
К сожалению гитлеровского командования, ФАУ 2 тоже не стала высокоэффективным оружием против врагов рейха. У ракеты была низкая точность, едва ли половина ракет попадала в круг радиусом десять километров. Почти что две тысячи ракет сдетонировали во время старта или через некоторое время после него. Стоимость ФАУ 2 также была довольно высокой.
Некоторые немецкие военные начальники, в частности, Альберт Шпеер — министр обороны Германии, в мемуарах выразил разочарование тем фактом, что Германия тратила баснословные средства на такой малоэффективный проект. Он считал, что вместо того, чтобы тратить деньги на нанесение ударов по союзникам, необходимо было создать эффективную зенитную ракету, чтобы защищать немецкие города от налетов английской и советской авиации.
После окончания Второй мировой войны ФАУ 2 стала базой для создания баллистических ракет Советским Союзом и США.
Falchion Knife (Фальшион).
Не самый популярный нож среди игроков Контр Страйк. На площадке фальшиона стоит довольно дешево, но имеет необычную анимацию при атаках. Фотография демонстрирует скиновый фальшион.
Чертеж ножа Falchion Knife (Фальшион)
Модификации[править | править код]
За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.
Фау-1 воздушного запуска
Фау-1 на модифицированном He 111 Arado Ar 234 Blitz mit V1 Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.
Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.
В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.
В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.
Дальнобойная Фау-1
Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.
В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах. Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.
Пилотируемая V4 (Фау-4)
Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg
Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R
Пилотируемый вариант крылатой ракеты Fieseler Fi 103R, или V4; должен был применяться против армад бомбардировщиков союзников. Кабина пилота находилась в задней части фюзеляжа, перед диффузором двигателя:
Пилот должен был направлять самолет на цель и затем выбрасываться с парашютом. К 1944 году было построено 175 экземпляров. Всерьёз разрабатывался проект использования V4 как оружия камикадзе. Для этого создавалась армейская операция подготовки пилотов-смертников. Всего было подготовлено 200 таких пилотов. Хотя самолёты типа V-4 в конце концов так и не поступили в распоряжение пилотов-смертников, пилоты из этой программы были использованы с имеющимися в наличии самолётами.
Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.
Кино
I Fly (Ай Флай)
Чартерная авиакомпания «Ай Флай» использует в своих самолетах 4 варианта компоновки, каждый — уникальный.
Классы не выделяются. Общая вместимость — 387.
Места у аварийных выходов: 36 A, C, H, K.
iflyltd.ru
Схема мест № 2
Первый салон — 19 комфортных мест. Остальные места стандартные, их 268.
Места у аварийных выходов: 36 A, C, H, K.
iflyltd.ru
Схема мест № 3
В первом салоне на 48 мест увеличено пространство для ног впереди каждого кресла. Остальные места — стандартные, 263.
Места у аварийных выходов: 26 A, B, J, K; 39 B, J; 40 D, F.
iflyltd.ru
Схема мест № 4
В первом салоне выделен комфорт-класс на 18 мест. Количество стандартных мест в самолете — 251.
Места у аварийных выходов: 24 A, B, H, K.
iflyltd.ru
Нож с лезвием крюком
Принцип действия ракеты
ФАУ 1 — первая крылатая ракета, запущенная в серийное производство. Запускалась с земли при помощи специального пускового механизма. Стартовав, ракета летела на маршевом двигателе. Если запас топлива в двигательном отсеке полностью расходовался, маршевый двигатель отключался, и ракета пикировала к цели.
ФАУ 2 имела несколько иной принцип действия. Дело в том, что FAU 2 была первой в мире ракетой, которая совершила полет на высоте 188 километров, почти вышла в космическое пространство. После запуска ракета выходила на полетную высоту, и на этих эшелонах проходила большую часть пути. После достижения нужных координат, ФАУ 2 направлялась к земле и поражала свою цель.
Краткие ТТХ
- Длина, м: 7,75
- Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
- Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
- Высота, м: 1,42 (1,55)
- Снаряжённая масса, кг: 2160
- Масса боевой части, кг: 700—1000,
- Тип взрывчатого вещества: аммотол
- Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
- Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
- Максимальная дальность полёта, км: 286
- Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
- Расход топлива, л/км: 2,35
- Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
- Круговое вероятное отклонение (расчётное), км : 0,9
- Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.
Крупные города
Конструктивные разновидности
Конструкция
Схема «Фау-2»
Внешне ракета со свободным вертикальным стартом имела классическую для подобных ракет веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами.
Общая длина корпуса ракеты составляла 14 030 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.
Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 14 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).
Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.
На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.
Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.
Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.
В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.
Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).
Жидкостный двигатель ракеты Фау-2; схема этого двигателя стала классической для ЖРД на протяжении более полувека
В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка, тягой на Земле в 25 тс.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора — марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л. с.
Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс).
Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).
«Фау-2» на транспортно-установочном прицепе Meilerwagen
Fi-103A-1
Базовая модель ракеты. По сути, именно та, что обычно и считается знаменитой Фау-1, впервые запущенной летом 1944 года. Все ракеты, выпущенные по Лондону до потери немцами пусковых позиций во Франции, относились к модели A-1.
Fi-103A-1 в австралийском мемориальном военном музее
Fi-103A-1 приводилась в движение пульсирующим двигателем “Аргус” As 109-14 и несла на борту 610 литров (133 галлона) авиатоплива E-1; этого хватало, чтобы пролететь от 200 до 210 км. Скорость составляла 670 км/ч на высоте в 1375 метров (4500 футов).
Боевая часть базовой Fi-103A-1 весила 850 килограмм и снаряжалась амматолом 39А. По распоряжению OKW, в попытке увеличить разрушительный эффект от ракеты двести пятьдесят единиц были снаряжены триаленом 105 – смесью взрывчатых веществ, усиленных алюминиевой пудрой. Поскольку версия с триаленом ничем больше не отличалась от базовой, она не считалась отдельной модификацией (однако, изредка встречается обозначение Fi-103A-2, возможно, относящееся именно к ней). В 1945 году, в связи с дефицитом качественной взрывчатки, некоторые боевые части снаряжались дешевыми инженерными взрывчатыми веществами на основе динамита.
Примечания
- Чепур А. Перспективы перевооружения российской армии (по материалам открытой печати) (рус.) // Армейский сборник. — 2015. — № 03. — С. 12-18.
Турбореактивная Fi-103, FGZ 76B
В конце войны инженеры Пенемюнде предложили радикально улучшить характеристики Fi-103 посредством замены пульсирующего воздушно-реактивного двигателя “Аргус” на небольшой турбореактивный двигатель. Ценой незначительного прироста стоимости, представлялось возможным решить две ключевые проблемы ракеты: неэкономное расходование топлива и большое лобовое сопротивление.
Был подготовлен эскиз турбореактивной версии Фау-1, оснащенной компактным турбореактивным двигателем Порше 109-005. Развивая тягу в 4,9 килоньютона (приблизительно на ¾ больше стандартного “Аргуса”), двигатель обеспечил бы теоретическую скорость около 900 километров в час при дальности полета до 700 километров. Альтернативный заказ на компактный турбореактивный двигатель получила BMW.
Подобный прирост характеристик, во-первых резко затруднил бы перехват самолетов-снарядов (на скорости около 800-900 км/ч они были бы практически неуязвимы для поршневых истребителей), и во-вторых – позволил бы бомбардировать Лондон со столь отдаленных позиций, как Гамбург. Согласно ряду данных, для улучшения точности предполагалось оснастить трбореактивную версию системой радиокомандного управления, отслеживая ее полет по сигналам транспондера. Однако, хотя двигатель 109-005 и был изготовлен и испытан, работы над FGZ 76B не вышли за рамки эскизного проектирования.
Источники и литература
- Александров С. Ракета, которой не было // Техника – молодежи. 1999. №3
- Галковский В., Москаленко Г. Проект ВР-190 – шаг на пути к созданию космических кораблей // Из истории авиации и космонавтики: вып.42. – М.: Советское национальное объединение историков естествознания и техники, АН СССР, 1980
- Деревяшкин С. Возможность полёта человека в космос рассматривал… Иосиф Сталин // Новости космонавтики. 2003. №9
- Дорнбергер В. Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930-1945 / пер. с англ. И. Полоцка. – М.: Центрполиграф, 2004
- Лей В. Ракеты и полёты в космос / пер. с англ. Е.Малина, В.Савелова, Г.Смахтина. – М.: Воениздат, 1961
- Мельников Л. Космический удар по Нью-Йорку в… 1945 году? // Техника – молодежи. 1999. №3
- Оберт Г. Пути осуществления космических полётов / пер. с нем. под ред. Б. Раушенбаха. – М.: Оборонгиз, 1948
- Оберт Г. Ракета в космическое пространство // Пионеры ракетной техники. Избранные труды. 1891-1938. – М.: Наука, 1977
- Первушин А. 108 минут, изменившие мир. – М.: Эксмо, 2011
- Форд Р. Немецкое секретное оружие во Второй мировой войне / пер. с англ. Л.Азарха. – М.: АСТ; Астрель, 2002
- Bode V., Kaiser G. Building Hitler’s Missiles: Traces of History in Peenemünde. Ch. Links Verlag, 2008
- Engelmann J. V2 Dawn of the Rocket Age. Schiffer Publishing, 1990
- Globig M. Mit der Tonne in die Atmosphäre // Max Planck Forschung. 2006. №4
- Karr J. Warns if Germans Race us to Moon we’ll Really have Rocket Trouble // Toronto Daily Star. 1945. Jan. 9 (Перевод: http://andreyplumer.livejournal.com/117745.html)
- Kliebenschedel T. Legenden und Irrtümer! Mythos Wunderwaffe. Über den Umgang mit der Geschichte des Aggregat 4 (V2) // Электронная публикация: http://www.v2werk-oberraderach.de/Irrt%FCmer.htm
- Nazis Could Send Robots at U.S., Tip // Milwaukee Journal. 1944. Nov. 2 (Перевод: http://andreyplumer.livejournal.com/113904.html)
- Oberth H., Henninger A. Die drei Gesichter der Rakete // Die Gartenlaube. 1930. №43
- Rocket to Moon // Daily Mercury. 1945. Jan. 1 (Перевод: http://andreyplumer.livejournal.com/115291.html)
- Spangenburg R., Moser D. Wernher von Braun: Rocket Visionary. Chelsea House, 2008
- Zaloga S., Calow R. V-2 Ballistic Missile 1942-52. Osprey, 2003