Су-24 и его американский дядюшка (f-111)

Содержание:

Введение

Данная статья примечательна тем, что автор ее начал писать 4 года назад — весной 2010-го, но так сложилось, что статья увидела свет только в 2014 году. В отличие от моих последних обзоров, в данной статье я уделю достаточно внимания таким вещам, как история и матчасть. Но в тоже время, она не будет перегружена ненужным сравнением модели с фотографиями деталировки реального самолета. Поэтому данная статья не ограничится стандартным для меня обзором, а будет дополнена небольшим исследованием матчасти прототипа с целью расставить точки над i в нелегком вопросе матчасти столь редкого самолета и его отличиях от серийных армейских собратьев. Размер данной статьи может испугать неискушенного чтивом читателя. Обзор старой винтажной модели отличается от обзора горячей новинки. Тут не оценивают деталировку, не подсчитывают число заклепок на фюзеляже или число тумблеров в кокпите. Основным критерием кошерности такой модели является ее геометрия. Так как модель представляет собой или историческую ценность или хорошую основу для конверсии. От нее и будем отталкиваться.

Задействованные структуры

В разработке и изготовлении узлов и агрегатов самолётов и сопутствующего оборудования были задействованы следующие коммерческие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Самолёт в целом — General Dynamics Corp., Fort Worth Division, Форт-Уэрт, Техас.

Ассоциированный подрядчик

Сборка и доставка — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд.

Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Руль направления/вертикальное хвостовое оперение — General Dynamics-Canadair Ltd., Монреаль, Квебек;
  • Хвостовая часть фюзеляжа, хвостовой стабилизатор, взлётно-посадочное устройство, тормозное устройство, передняя стойка шасси, командно-пилотажный дисплей, индикатор пространственного положения, индикатор дискретных сообщений, радиовысотомер малых высот — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд;
  • Кабина экипажа — McDonnell Douglas Corp., Сент-Луис, Миссури;
  • Система управления воздухозаборником — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Сеть переменного тока — Westinghouse Electric Corp., Aerospace Electrical Division, Лайма, Огайо;
  • Пилотажно-навигационное оборудование — General Electric Co., Armament & Control Section, Light Military Electronics Dept., Джонсон-Сити, Нью-Йорк;
  • Система обработки данных воздушной обстановки — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Навигационно-прицельная система — Litton Systems, Inc., Guidance & Control System Division, Вудленд-Хиллз, Калифорния;
  • Средства инфракрасного противодействия — AVCO Corp., Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Автомат сбрасывания отражателей — Webcor, Inc., Чикаго, Иллинойс;
  • Система охлаждения/блок контроля температуры — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Система приводов рулевых поверхностей — Bendix Corp., Bendix-Pacific Div., Северный Голливуд, Калифорния;
  • Система привода стреловидности крыла — Jarry Hydraulics Ltd., Монреаль, Квебек.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Авиадвигатель — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
  • Бортовое радиоэлектронное оборудование — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова; Stewart-Warner Corp., Electronics Division, Чикаго, Иллинойс; Radio Corp. of America, Camden Plant, Камден, Нью-Джерси; Hughes Aircraft Co., Калвер-Сити, Калифорния.

Смола

  • 0472 Verlinden 1/72 General Dynamics F-111D/F update set (для Hasegawa) – пригодится смоляной кокпит с травлом
  • Экипаж 1/72 колеса F-111 – для модификации F-111B не подходят, нынче не выпускаются.
  • Камеры сгорания от сопел F-14
  • Смоляной конверсионный набор от SB Castings 1/48 #9601, содержащий в себе носовой обтекатель YF-111B, хвостовой ласт от первых 4-х YF-111B, посадочный гак с обтекателем и 4 пилона под ракеты.
  • Смоляной конверсионный набор от Fox 3 Studios 1/48 — носовой обтекатель YF-111B, законцовки крыльев, колеса основных стоек шасси, посадочный гак, обтекатели хвостовых балок.
  • Смоляной конверсионный набор от Scaledown 1/48 #48022 F-111B conversion set
  • Смоляной набор от Scaledown 1/48 #48001 — F-111 Long Wing/Flap/Slats Set (to suit F-111B/C/G/FB-111A)

Травление:

  • 72-073 Eduard 1/72 F-111E Aardvark (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
  • 72-074 Eduard 1/72 FB-111A Aardvark (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
  • 72-075 Eduard 1/72 EF-111A Raven (для Hasegawa) – механизация крыла, мелочевка, старый набор, нынче крайне редко встречается
  • SS175 Eduard 1/72 F-111D/E Aardvark (для Hasegawa) – пригодится только по мелочи – антенны, немного деталей кокпита и внешняя мелочевка.
  • 72172 Flightpath 1/72 F-111 Aardvark/EF-111A ladders x 2

Разработка[править | править код]

Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.

Задействованные структурыправить | править код

В разработке и производстве F-111 были задействованы следующие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Самолёт в целом — General Dynamics Corp., Fort Worth Division, Форт-Уэрт, Техас.

Ассоциированный подрядчик

Лётные испытания и доводка, фюзеляж шасси и тормозная система, горизонтальный стабилизатор, авиагоризонт/плановый навигационный прибор/индикатор пространственного положения, низковысотный радиовысотомер, индикатор дискретных сигналов — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.

Субподрядчики
  • Руль направления, управляемый стабилизатор — General Dynamics—Canadair Ltd., Монреаль, Квебек;
  • Кабина экипажа — McDonnell Aircraft Corp., Сент-Луис, Миссури.
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Авиадвигатель TF-30 — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
  • Ультравысокочастотная радиостанция AN/ARC-51, линия передачи данных AN/ARC-88 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;
  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — Stewart Warner Corp., Чикаго, Иллинойс;
  • Линия передачи данных AN/ASW-21, радиоприёмное устройство AN/ARR-69, высокочастотный однополосный передатчик команд управления ракетным вооружением AN/ARC-104 — Radio Corporation of America, Камден, Нью-Джерси;
  • Ракетное вооружение AIM-54, Бортовая система управления ракетным вооружением AN/AWG-9 Hughes Aircraft Corp., Калвер-Сити, Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Система отбора воздуха — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Бортовая электросистема — Westinghouse Electric Corp., Aerospace Electrical Division, Лайма, Огайо;
  • Система управления полётом самолёта — General Electric Co., Джонсон-Сити, Нью-Йорк;
  • Система воздушных сигналов — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Система прицельного бомбометания/датчик целей — Litton Systems, Inc., Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Средства инфракрасного противодействия — AVCO Corp., AVCO Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Постановщик радиоэлектронных помех — Webcor, Чикаго, Иллинойс;
  • Приборная доска, система охлаждения — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Электромеханические приводы приборного оборудования — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Бербанк, Калифорния;
  • Механизм изменения стреловидности крыла — Jarry Hydraulics Ltd., Монреаль, Квебек.

Крыло

Крыло дается в двух вариантах – стандартное для F-111A и с увеличенным размахом для F-111B. Наплывы в корневой части крыла сделаны не совсем верно — толщина избыточна, а обтекатели механизма поворота консолей расположены не на своих местах. По геометрии крыло неплохо вписывается как в чертежи F-111A, так и в чертежи F-111B. Единственное, что неверно — форма законцовки крыла. Расшивка на крыле не соответствует действительности. Кромки крыла тонкие, только в одном месте есть непонятное утолщение на задней кромке, которое надо убрать. В тоже время, передняя кромка и сам профиль крыла толстоват. Сами консоли крыла в модели даются подвижными.

Тактико-технические характеристики

General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:

    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:

    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21 394 кг
  • Масса снаряжённого: 37 577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45 359 кг
  • Масса топлива: 14 700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100

    • максимальная тяга: 79,6 кН
    • тяга на форсаже: 112 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:

    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристики

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

  • Максимальная скорость:

    • у земли: 1475 км/ч
    • на высоте: 2655 км/ч (M=2,5)
  • Посадочная скорость: 200 км/ч
  • Разбег: 900—910 м
  • Пробег: 730—915 м
  • Боевой радиус: 2140 км
  • Перегоночная дальность: 5190 км
  • Практический потолок: 17 985 м
  • Скороподъёмность: 131,5 м/с
  • Нагрузка на крыло:

    • в сложенном положении: 771 кг/м²
    • в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6

Вооружение

Боевая нагрузка: до 14 290 кг различного вооружения на 2 (3) внутренних и 8 наружных узлах подвески вооружения (по 2 на каждой и 2 вращающихся в параллель с фюзеляжем на )

Внутренний отсек:

  • съёмная шестиствольная пушка M61A1 (20 мм) с боезапасом 2084 снарядов или
  • дополнительные баки или
  • 2х750-фунтовые (340 кг) авиабомбы M117 или
  • атомная бомба или
  • вариант для флота и КМП: до 2 УР AIM-54 Phoenix

    F-111C/-F оснащались поворотным креплением для AN/AVQ-26 Pave Tack — блока целеуказания, оснащённого ИК- и электронно-оптической системами и лазером подсвета целей. В нерабочем положении блок убирался внутрь отсека.

На узлах подвески размещались управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные) — до 2300 кг на каждом, — подвесные топливные баки и до 4 ракет AGM-69 SRAM на внутренних узлах. Также на наружные узлы подвешивалось до 4 УР AIM-9P3.

Австралийские F-111C оснащались узлами для подвески ПКР Harpoon и AGM-142.

АТОМНЫЕ АВИАНОСЦЫ США: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

На вооружении

Резюме

Со времен написания обзора по Валькирии, для меня это была самая сложная статья с точки зрения изучения прототипа и его матчасти. Статья Томми вместе с книжкой Naval Fighters позволили частично распутать хитросплетенный узел матчасти самого малоизвестного Муравьеда.
Итогом обзора, чье написание и публикация затянулась больше чем на 4 года, стал неутешительный итог. Модель Revell, которая по началу казалась безальтернативным вариантом для постройки палубной модификации, оказалась просто неплохой старой моделью раннего F-111A, сделанной в духе своего времени. При желании, из нее можно выпилить первые два или четыре YF-111B. Модель не представляет нынче реального интереса как вариант и база для постройки какой-либо модификации F-111. Она является историческим артефактом моделизма полувековой давности. У таких моделей есть своя цена и свои поклонники. Еще у них есть своя особенность – постоянно менять владельцев. Как вариант — можно просто собрать из коробки в память о моделизме 48-летней давности, и не заниматься пустым занятием как перепиливать историю.
Еще одним итогом обзора стало исследование альтернативной возможности оптимальной постройки F-111B из другой модели. И ей стала модель Hobby Boss 1/48 F-111C. Для 48-го масштаба произведено немало афтемаркета, в том числе конверсионных наборов, которые позволяют собрать нужную модификацию, в том числе и YF-111B.
Данная статья не идеал обзора, в ней много недостатков и недосказанности, также еще много в матчасти F-111B белых пятен. Я лишь приоткрыл для читателей завесу над моделями и матчастью этого самолета.
Быть может, кто-то рискнет пойти по этому пути и в итоге получится интересная и занятная модель предка великого Томкета — General Dynamics/Grumman F-111B TFX самого тяжелого палубного самолета в мире.
Выражаю благодарность Павлу Pavel_P за предоставленную для обзора модель Revell, и, конечно, Tommy H. Thomason за его исследования и труды в матчасти Y/F-111B.

Технические характеристики (F-111B до начала производства)

F-111B, BuNo 151974, на NAS Моффетфильде, Калифорния во время натурных испытаний в аэродинамической трубе управления полетом

Первый опытный F-111B 152714 на хранении в Davis Monthan AFB в 1971 году

Для предварительного производства самолетов # 6 и # 7:

Данные из Томасон, Миллер, Логан

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 (пилот и система оружия оператора)
  • Длина: 68 футов 10 в (20,98 м)
  • Размах :
    • Распространение: 70 футов (21,3 м)
    • Swept: 33 футов 11 в (10,34 м)
  • Высота: 15 футов 9 в (4,80 м)
  • Площадь крыла:
    • Распространение: 655,5 ft² (60,9 м²)
    • Swept: 550 ft² (51,1 м²)
  • Аэродинамические : NACA 64-210.68 корня, NACA 64-209.80 наконечника
  • Вес пустого : 46100 фунтов (20910 кг)
  • Загруженный вес: 79,000 фунтов (35,800 кг)
  • Максимум. взлетный вес : 88000 фунтов (39900 кг)
  • Силовая установка : 2 × Pratt & Уитни TF30-P-3 турбовентиляторных
    • Сухая тяга: 10750 фунт – сила (47,8 кН) каждый
    • Упорный с дожигателя : 18500 фунт – сила (82,3 кН) каждый

Спектакль

  • Мах 2.2 (+1450 миль / ч, 2,330 км / ч)
  • Диапазон : 2 100 миль (+1830 NMI, 3390 км); с 6 AIM-54 ракет и 23 000 фунтов топлива внутренними
  • Диапазон Ферри : 3200 миль (2780 NMI, 5150 км); с 2 х 450 галлонов внешних резервуаров
  • Потолок : 65000 футов (19800 м)
  • Скорость подъема : 21,300 фут / мин (108 м / с)
  • Нагрузка на крыло :
    • Распространение: 120 фунтов / ft² (586 кг / м)
    • Swept: 144 фунт / ft² (703 кг / м²)
  • Упорный / вес : 0,47

вооружение

  • Оружие: 1 × M61 Vulcan 20 мм (0,787 дюйма) Гатлинга пушки (редко установлен)
  • Узлы подвеска : 6 подкрыльевых пилоны для боеприпасов и внешние топливные баки
  • Ракеты: 6 х AIM-54 Phoenix ракеты воздух-воздух большой дальности (четыре под крыльями, два в отсеке оружия)

Avionics

AN / AWG-9 -импульсный радар Доплера

Технические характеристики

История

Взлёт с палубы авианосца «Корал Си», 23 июля 1968 года

Разработка палубной модификации истребителя велась параллельно с его основной моделью (F-111), создававшейся для ВВС США в рамках программы экспериментального тактического истребителя нового поколения TFX (Tactical Fighter Experimental), как её ответвление для флота, что традиционно нервировало американский адмиралитет, который привык работать со своими собственными подрядчиками из числа авиастроительных компаний и воспринимал указанную программу как «подачку» со стола ВВС

Программой TFX предусматривалось создание многоцелевого истребителя для рейдов вглубь территории противника на малых и предельно малых высотах, и для доставки тактических ядерных боеприпасов к целям, представляющим особую важность, в то время как флот интересовала в большей степени тема перехвата средств воздушного нападения противника. В немалой степени именно названные межвидовые противоречия вместе с соображениями лётно-технического характера привели к сворачиванию проекта.

Зенитные самоходные установки

Внешние ссылки

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ РЕШИЛ, ЧТО ГРАЖДАНЕ РОССИИ НЕ МОГУТ ОСПАРИВАТЬ РЕШЕНИЯ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА!

Экспонаты музеев

Артишок (растение)

Тактико-технические характеристики

General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:

    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:

    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21 394 кг
  • Масса снаряжённого: 37 577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45 359 кг
  • Масса топлива: 14 700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100

    • максимальная тяга: 79,6 кН
    • тяга на форсаже: 112 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:

    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристики

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

  • Максимальная скорость:

    • у земли: 1475 км/ч
    • на высоте: 2655 км/ч (M=2,5)
  • Посадочная скорость: 200 км/ч
  • Разбег: 900—910 м
  • Пробег: 730—915 м
  • Боевой радиус: 2140 км
  • Перегоночная дальность: 5190 км
  • Практический потолок: 17 985 м
  • Скороподъёмность: 131,5 м/с
  • Нагрузка на крыло:

    • в сложенном положении: 771 кг/м²
    • в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6

Вооружение

Боевая нагрузка: до 14 290 кг различного вооружения на 2 (3) внутренних и 8 наружных узлах подвески вооружения (по 2 на каждой и 2 вращающихся в параллель с фюзеляжем на )

Внутренний отсек:

  • съёмная шестиствольная пушка M61A1 (20 мм) с боезапасом 2084 снарядов или
  • дополнительные баки или
  • 2х750-фунтовые (340 кг) авиабомбы M117 или
  • атомная бомба или
  • вариант для флота и КМП: до 2 УР AIM-54 Phoenix

    F-111C/-F оснащались поворотным креплением для AN/AVQ-26 Pave Tack — блока целеуказания, оснащённого ИК- и электронно-оптической системами и лазером подсвета целей. В нерабочем положении блок убирался внутрь отсека.

На узлах подвески размещались управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные) — до 2300 кг на каждом, — подвесные топливные баки и до 4 ракет AGM-69 SRAM на внутренних узлах. Также на наружные узлы подвешивалось до 4 УР AIM-9P3.

Австралийские F-111C оснащались узлами для подвески ПКР Harpoon и AGM-142.

ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ

Является основным ударным компонентом АУГ. Включает в себя 1117 самолетов и вертолетов основных сил, и до 70 – в резерве. Кроме собственно, палубной авиации, в составе Корпуса морской пехоты США имеется 182 истребителя-штурмовика и 24 самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также 48 самолетов в резерве.

Структурно палубная авиация делится на воздушные силы Атлантического и Тихоокеанского флотов, те состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.

Воздушные силы Атлантического флота включают:

1) Авиакрыло истребителей-штурмовиков (место базирования – Ошеана, штат Виргиния). Включает 10 эскадрилий   F/A-18E/F «Супер Хорнет» (140 машин) и 8 эскадрилий F/A-18A/B/C/D «Хорнет» (122 машины).

2) Авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения (Норфолк, Виргиния): 6 эскадрилий самолетов ДРЛО E-2C «Хокай» (32 машины), 1 эскадрилья самолетов снабжения С-2A «Грейхаунд» (13 машин).

3) Ударное вертолетное авиакрыло (Мейпорт, Флорида): 5 эскадрилий противолодочных вертолетов SH-60B«Си Хок» (66 машин).

4) Авиакрыло боевых вертолетов (Норфолк): 5 эскадрилий противолодочно-спасательных вертолетов SH-60F«Оушен Хок» и спасательных  HH-60H «Рескью Хоук» (45 машин), 5 эскадрилий многоцелевых вертолетов MH-60S «Кнайтхоук» (45 машин), 2 эскадрильи тяжелых военно-транспортных вертолетов MH-53E«Си Дрэгон» (25 машин).

Воздушные силы Тихоокеанского флота:

1) Авиакрыло истребителей-штурмовиков (Лемур, Калифорния): 10 эскадрилий   F/A-18E/F«Супер Хорнет» (140 машин) и 10 эскадрилий F/A-18A/B/C/D«Хорнет» (181 машина).

 2) Ударное авиакрыло РЭБ (Уидби-Айленд, Вашингтон): 14 эскадрилий самолетов РЭБ EA-68 «Проулер»/EA-18G «Гроулер» (69 машин).

3) Авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения (Норфолк, Виргиния): 5 эскадрилий E-2C«Хокай» (26 машин), 1 эскадрилья С-2A «Грейхаунд» (20 машин).

4) Ударное вертолетное авиакрыло (Норт-Айленд): 6 эскадрилий SH-60B «Си Хок»  (78 машин), 1 эскадрилья противолодочно-ударных MH-60R «Си Хок» (12 машин).

5) Авиакрыло боевых вертолетов (Норт-Айленд): 5 эскадрилий SH-60F «Оушен Хок», HH-60H «Рескью Хок»   (50 машин), 5 эскадрилий MH-60S «Кнайтхок» (51 машина), 1 эскадрилья MH-53E «Си Дрэгон» (14 машин).

В настоящее время реализуется ряд программ, направленных на обновление авиапарка палубной авиации. Во-первых, это разработка перспективного истребителя F-35C и F-35B «Лайтнинг-2». Для авиации создается палубный вариант этого самолета, а для морской пехоты  вариант с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Предполагается, что истребители F-35 заменят F/A-18 «Хорнет» устаревших модификаций. Всего планируется закупить 480 новых машин. Также для замены «Хорнетов» во флот поступают более современные F/A-18E/F «Супер Хорнет». В настоящее время ими перевооружены 20 из 38 истребительно-штурмовых эскадрилий морской авиации. В настоящее время в составе авиации флотов США имеется 280 самолетов «Супер Хорнет», к 2015 году их число будет доведено до 548.

На базе F/A-18F создан самолет РЭБ EF-18G «Гроулер». До 2015 года их количество во флотах США достигнет 90, и они полностью заменят устаревшие EA-6B «Проулер».

Аналогично, к 2015 году самолеты ДРЛО E-2C «Хокай» будут заменены более современными E-2D «Супер Хокай» в количестве 75 единиц.

Также активно обновляется вертолетный парк палубной авиации США. Водятся в строй новые многоцелевые вертолеты MH-60S «Кнайтхок». Эти вертолеты предназначены для снабжения и выполнения вспомогательных миссий. Сейчас в строю 96 таких машин, до 2012 года будет 237.

До 2015 года ВМС США намерены приобрести 254 вертолета многоцелевых MH-60R «Страйк Хок», которые будут использоваться для противолодочных и спасательных миссий.

Новые вертолеты MH-60S и MH-60R способны будут решать весь спектр задач, который стоит перед палубной вертолетной авиацией ВМС США. Таким образом, в будущем количество типов боевой техники вертолетного парка будет существенно снижено, что сделает более удобным ее обслуживание.

В обозримом будущем численность самолетного и вертолетного парков палубной авиации США сохранится на прежнем уровне, однако произойдет замена большинства машин на новые образцы. Самолетный парк обновится примерно на 80 %, а вертолетный – на 90-100%. Поступление на вооружение современного радиоэлектронного оборужования и высокоточного оружия позволит существенно повысить ударные возможности палубной авиации, в том числе, по поражению групповых целей. Силами палубных и экспедиционных (авиация морской пехоты) ударных групп может быть нанесен удар по нескольким сотням целей. Самолеты РЭБ смогут не только подавлять радиоэлектронные системы противника, но и поражать их ракетно-бомбовыми ударами.

При выходе в море авианосец принимает на борт приписанное к нему авиакрыло. Поскольку в каждый момент времени 1 авианосец проходит ремонт, в составе флота США насчитывается 10 таких авиакрыльев (CVW-1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 14, 17). Каждое авиакрыло закреплено за определенным авианосцем, и меняет корабль-носитель только в случае его длительного ремонта.

В состав типового аиакрыла палубной авиации входит:

  • 4 эскадрильи истребителей-штурмовиков (VFA) — 48 машин,
  • эскадрилья самолетов РЭБ (VAQ) – 4 машины,
  • эскадрилья ДРЛО (VAW) – 4 машины,
  • эскадрилья боевых вертолетов (HSC)– 9 машин,
  • эскадрилья противолодочных вертолетов (HS) – 6 машин,
  • эскадрилья палубных транспортных самолетов C-2A (VRC) – 2 машины.

Таким образом, общая численность палубной авиации на одном авианосце составляет 70-80 машин. При этом авианосец рассчитан на 90-100 машин. При необходимости тому или иному авиакрылу придается истребительно-штурмовая эскадрилья морской пехоты (VMFA).

Юрий Пашолок. Самый неудачливый из советских танков нового поколения

Разработка

Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.

Задействованные структуры

В разработке и производстве F-111 были задействованы следующие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Самолёт в целом — General Dynamics Corp., Fort Worth Division, Форт-Уэрт, Техас.

Ассоциированный подрядчик

Лётные испытания и доводка, фюзеляж шасси и тормозная система, горизонтальный стабилизатор, авиагоризонт/плановый навигационный прибор/индикатор пространственного положения, низковысотный радиовысотомер, индикатор дискретных сигналов — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.

Субподрядчики
  • Руль направления, управляемый стабилизатор — General Dynamics—Canadair Ltd., Монреаль, Квебек;
  • Кабина экипажа — McDonnell Aircraft Corp., Сент-Луис, Миссури.
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Авиадвигатель TF-30 — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
  • Ультравысокочастотная радиостанция AN/ARC-51, линия передачи данных AN/ARC-88 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;
  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — Stewart Warner Corp., Чикаго, Иллинойс;
  • Линия передачи данных AN/ASW-21, радиоприёмное устройство AN/ARR-69, высокочастотный однополосный передатчик команд управления ракетным вооружением AN/ARC-104 — Radio Corporation of America, Камден, Нью-Джерси;
  • Ракетное вооружение AIM-54, Бортовая система управления ракетным вооружением AN/AWG-9 Hughes Aircraft Corp., Калвер-Сити, Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Система отбора воздуха — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Бортовая электросистема — Westinghouse Electric Corp., Aerospace Electrical Division, Лайма, Огайо;
  • Система управления полётом самолёта — General Electric Co., Джонсон-Сити, Нью-Йорк;
  • Система воздушных сигналов — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Система прицельного бомбометания/датчик целей — Litton Systems, Inc., Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Средства инфракрасного противодействия — AVCO Corp., AVCO Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Постановщик радиоэлектронных помех — Webcor, Чикаго, Иллинойс;
  • Приборная доска, система охлаждения — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Электромеханические приводы приборного оборудования — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Бербанк, Калифорния;
  • Механизм изменения стреловидности крыла — Jarry Hydraulics Ltd., Монреаль, Квебек.

Боевое применение[править | править код]

Спасательная капсула F-111 (с/н 67-0068), сбитого над ДРВ, в музее МАИ

Первые экземпляры поступили на вооружение 4480-й тактической истребительной эскадрильи, расквартированной на авиабазе Неллис в штате Невада в октябре 1967 года. Уже 17 марта следующего года 6 самолётов из этого подразделения были переведены на авиабазу Тахли в Таиланде для проведения испытаний в боевых условиях во Вьетнаме. Впервые они приняли участие в боевой операции 25 марта. Боевой дебют оказался неудачным. За месяц участия в боевых действиях, совершив всего 55 боевых вылетов, была сбита половина F-111 (три из шести), после чего испытания были прекращены. В дальнейшем эти самолёты принимали широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме. За 1968—1973 гг. они совершили до 3 тысяч самолёто-вылетов. В сентябре 1972 года F-111A из состава 429-й и 430-й тактических истребительных эскадрилий, базировавшихся в Тахли, были использованы для атак целей в районе Ханоя. Потери были ощутимыми, всего за время войны было сбито и разбилось не менее 11 F-111 (не считая списанных от повреждений).

В апреле 1986 года в налёте на резиденцию Каддафи в Триполи принимали участие 15 F-111F и 3 самолёта РЭБ EF-111A, базировавшихся в Англии. Маршрут протяжённостью около 5200 км проходил западнее Испании и Португалии и над Гибралтарским проливом. Самолёты преодолели его за 6,5 ч, два раза заправляясь над Атлантическим океаном и один — перед переходом на малую высоту полёта для преодоления системы ПВО Ливии. После нанесения ударов самолёты возвратились в Англию, следуя прежним маршрутом. Огнём ливийских ЗСУ-23-4 «Шилка» один F-111F был сбит и один F-111F подбит, который произвёл вынужденную посадку на американской военно-морской базе Рота (Испания).

Потери в ходе подготовки и в ходе операции:

11 октября 1990 года возле Таифа во время учебного бомбометания разбился F-111F (с/н 74-0183/LN). Оба пилота погибли.

17 января 1991 года F-111F (с/н 70-2384/LN) врезался в самолёт-заправщик, после посадки отремонтирован не был.

17 января 1991 года F-111F повреждён вражеским огнём над иракским аэродромом.

17 января 1991 года F-111F повреждён вражеским огнём над иракским аэродромом.

14 февраля 1991 года F-111F (с/н 66-0023/UH) был, по некоторым версиям, перехвачен иракским истребителем на саудовской границе. При неясных обстоятельствах американский самолёт разбился. Оба пилота погибли.

Известен случай уничтожения бомбардировщиками F-111 двух иракских перехватчиков МиГ-25 на аэродроме.

Предупредительно-защитные меры

Будьте внимательны к тому, что происходит вокруг дома (учреждения, предприятия). Бдительность должна быть постоянной и активной. Необходимо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить решетки, металлические двери, замки, регулярно проверять их сохранность. Установить домофоны или замки на входные двери в подъезды домов

Обращать внимание на появление незнакомых автомобилей и посторонних лиц. Интересоваться разгрузкой мешков, ящиков, коробок, переносимых в подвал или на первые этажи

Не открывать двери неизвестным людям. Освободить лестничные клетки, коридоры, служебные помещения от загромождающих их предметов.

Задействованные структуры

В разработке и изготовлении узлов и агрегатов самолётов и сопутствующего оборудования были задействованы следующие коммерческие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Самолёт в целом — General Dynamics Corp., Fort Worth Division, Форт-Уэрт, Техас.

Ассоциированный подрядчик

Сборка и доставка — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд.

Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Руль направления/вертикальное хвостовое оперение — General Dynamics-Canadair Ltd., Монреаль, Квебек;
  • Хвостовая часть фюзеляжа, хвостовой стабилизатор, взлётно-посадочное устройство, тормозное устройство, передняя стойка шасси, командно-пилотажный дисплей, индикатор пространственного положения, индикатор дискретных сообщений, радиовысотомер малых высот — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд;
  • Кабина экипажа — McDonnell Douglas Corp., Сент-Луис, Миссури;
  • Система управления воздухозаборником — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Сеть переменного тока — Westinghouse Electric Corp., Aerospace Electrical Division, Лайма, Огайо;
  • Пилотажно-навигационное оборудование — General Electric Co., Armament & Control Section, Light Military Electronics Dept., Джонсон-Сити, Нью-Йорк;
  • Система обработки данных воздушной обстановки — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Навигационно-прицельная система — Litton Systems, Inc., Guidance & Control System Division, Вудленд-Хиллз, Калифорния;
  • Средства инфракрасного противодействия — AVCO Corp., Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Автомат сбрасывания отражателей — Webcor, Inc., Чикаго, Иллинойс;
  • Система охлаждения/блок контроля температуры — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Система приводов рулевых поверхностей — Bendix Corp., Bendix-Pacific Div., Северный Голливуд, Калифорния;
  • Система привода стреловидности крыла — Jarry Hydraulics Ltd., Монреаль, Квебек.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Авиадвигатель — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
  • Бортовое радиоэлектронное оборудование — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова; Stewart-Warner Corp., Electronics Division, Чикаго, Иллинойс; Radio Corp. of America, Camden Plant, Камден, Нью-Джерси; Hughes Aircraft Co., Калвер-Сити, Калифорния.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector