Эсминец уро «дональд кук»

Эсминец как судно

Есть смысл остановиться на вопросе о том, что представляет собой в судоходном смысле эсминец ВМС США «Дональд Кук». Характеристики корабля не являются уникальными, но они хороши. При полном водоизмещении в 8,9 тыс. тонн он имеет длину в 153 метра, ширину 20 м и осадку 9,4 м. Для изготовления подводной части корпуса применены немагнитные высокопрочные магниево-алюминиевых сплавы, что увеличивает противоторпедную стойкость и снижает заметность для вражеских систем обнаружения. Силовая часть, нагруженная на два винта, состоит из двух газовых турбин LM2500-30 фирмы Дженерал Электрик общей мощностью 108 тыс. л. с. Максимальный ход — 32 узла, автономность 4400 миль (при крейсерском ходе 20 узлов). Экипаж состоит из 337 членов команды, из которых офицеров 23. Кубрики и боевые посты защищены прочными и легкими кевларовыми панелями, что тоже стало революционным решением.

Особого восхищения достойны винты. Эти движители, как правило, выдают корабль своим шумом, образующимся в результате кавитационных процессов, и акустические станции подводных лодок легко могут определить тип движущегося объекта, его скорость и расстояние до него. Каждая лопасть винтов «Кука» снабжена особой трубчатой системой, нагнетающей воздух на окончания кромок. В результате образуется пузырьковое облако, искажающее звуковой «портрет» корабля и поглощающее шумы. Насколько оправданы средства, затраченные на разработку и изготовление этой сложной системы, неизвестно, ведь эсминец может быть обнаружен и многими другими средствами оповещения.

Кто же на самом деле съел исследователя

Вопреки известной песне Высоцкого, который точно знал, что сделал Джеймс Кук и чем закончился его роковой поход на Гавайи, никто точно не знает, что случилось с телом морехода на самом деле. Но давайте не будем забегать вперед и разберемся с деталями. Роковая стычка случилась, когда капитан с матросами хотел отобрать у аборигенов баркас, накануне стащенный с корабля. Он пригласил на борт вождя, тот согласился, но уже у самой кромки воды передумал. Путешественник попытался уговорить его, но собравшиеся на берегу люди вели себя угрожающе, они стали кидать копья и стрелять из луков по европейцам.

Четырнадцатого февраля 1779 года, в жуткой суматохе, среди диких воплей разъяренной многотысячной толпы, пятидесятилетний исследователь Джеймс Кук был убит, вероятно – копьем в область затылка. Увидев, что капитан упал бездыханным, матросы быстренько ретировались на корабль. Клерк в своем докладе о происшествии утверждал, что это была роковая случайность. Дикари не собирались заходить так далеко и даже стали формировать живой коридор, чтобы выпустить путешественников. Капитан «Дискавери» несколько дней безрезультатно добивался мирным путем выдачи тела погибшего, но никто не желал слушать тех, кто статус богов безнадежно утратил.

Расстроившись и рассердившись, Чарльз Клерк приказал безжалостно сжечь все прибрежные поселения. Перепуганные, загнанные вглубь острова аборигены согласились на его условия и 22 февраля доставили на корабль корзину с мясом. Там была и полуразложившаяся человеческая голова, в которой недоставало нижней челюсти. Эти останки были в тот же день преданы пучине, как и положено морякам. Никто по сегодняшний день точно не знает, принадлежали ли они капитану, и ели ли его мясо туземцы. Сам Клерк скончался вскоре от туберкулеза и до Англии не доплыл.

Наследие английского капитана для географии: в память о Куке

Благодаря этому удивительному человеку, его природным способностям и педантичному отношению к работе, были получены уникальные карты. Они оказались такими точными и достоверными, что использовать их было принято вплоть до окончания девятнадцатого века. Подобных картографических работ на то время не было больше ни у кого, разве что у Беринга, только исследовал он совсем иную местностью.

Характер Джеймса Кука всегда отличался терпимостью, но и это не помогло ему спастись от беды. Несмотря на это, память о нем живет в сердцах потомков. Кроме пролива, его именем назван крупный архипелаг в Тихом океане. В честь названия судна, на котором ходил капитан, назвали командный модуль корабля «Аполлон-15». Кроме того, существует даже кратер на светлой (видимой) стороне Луны, носящий имя Джеймса Кука.

Тяжбы военнопленного капитана

В одна тысяча шестьдесят четвертом году капитан Дональд Кук был отправлен во Вьетнам, где служил в качестве советника вьетнамской дивизии морской пехоты.  В одной из операций был ранен и захвачен в плен вьетконгом (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама), где содержался в качестве военнопленного в лагере повстанцев в Республике Вьетнам. Несмотря на то, объявил себя старостой военнопленных, чтобы таким образом добиться более сурового отношения к себе. Полковник (в то время капитан) Дональд Кук зарекомендовал себя как старший пленник, хотя в действительности он не был им. В плену капитан Дональд Кук, как офицер, содержался в лучших условиях, чем рядовые армейцы. Рискуя подхватить инфекцию, он чем мог помогал товарищам, доставал и передавал раненным лекарства. Своей деятельностью Дональд Кук внес большой вклад в репутацию американского бойца. Он снискал уважение, не только сослуживцев, но и вьетнамских охранников. Герой сознанно отказывался от своего освобождения до окончания вьетнамской войны.

Корабль «Индевор»: описание и наследие

Модель современного «Индевора» была выпущена в 1994 году и расположена рядом с Австралийским национальным морским музеем в гавани Сиднея. Американский космический шаттл «Индевор» назван именно в честь предмета этой статьи, который также изображен на монете Новой Зеландии номиналом в 50 центов. Первоначально «Индевор» был торговым судном, используемым Эрлом Пембруком, построенным Томасом Фишберном для Томаса Мильнера, которое было спущено на воду в июне 1764 года из угольного и китобойного порта Уитби в Северном Йоркшире. Судно было нарочно спроектировано и построено с широким плоским носом и квадратной кормой.

Конструкция с плоским дном сделала его подходящим для плавания на мелководье. Его корпус, внутренние полы и футтоки были сделаны из традиционного белого дуба, киль и крепкие доски из вяза, а мачта из сосны и пихты. Чертежи корабля также показывают двойной кильон, предназначенный для того, чтобы удержать киль, полы и рамы на месте.

Второе Кругосветное плавание Кука (1772–1775)

На этот раз Кук стал капитаном флотилии из двух кораблей: «Резольюшн» и «Эдвенчер». Во время этого плавания Кук отправился еще южнее и пересек все океаны (это было настоящим кругосветным путешествием) выше 40-х широт, про которые ходили недобрые истории. В обоих полушариях эти места называли «ревущие сороковые», подразумевая жестокие шторма, обрушивающиеся на корабли. Мало того, Кук дважды пересек широту Южного полярного круга. Кстати, Кук это сделал впервые в истории человечества, никто еще до него не подплывал к Южному полюсу так близко. Напомним, что лишь спустя 50 лет кораблям Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева удалось подойти к Антарктиде ближе и увидеть ее берега. Но Кук, хотя и лавировал на кораблях среди айсбергов, не встретил там никакой земли. Как сейчас можно предположить, это действительно произошло по несчастливой случайности, поскольку Антарктический полуостров Антарктиды расположен севернее полярного круга в том месте, где Кук не был, а именно напротив мыса Горн, южной оконечности Южной Америки.

Южный берег Таити, временной базы экспедиций Кука

Не найдя южного материка, Кук направил корабли на север, к тропическим широтам Океании. Причин тому было несколько: все же не удалось избежать цинги, кроме того, в планы входило изучение акватории и островов около Новой Зеландии (в то время эти места были настоящим «белым пятном» на картах).

Достигнув Таити, капитан и команда пополнили запасы свежими продуктами и фруктами. Это оказывало всегда хорошее действие на больных, ведь тропические плоды содержали массу витаминов – это было как раз то, что нужно измученным однообразной сухой пищей организмам. Кроме свежих фруктов были закуплены и свиньи. Продолжив свое плавание, Кук посетил еще несколько островов Океании. Не везде туземцы были дружелюбны, хотя капитан придерживался самого обходительного и дружественного тона при общении с ними. Наблюдения за бытом и нравами островитян оставили у моряков разноречивые впечатления: с одной стороны, они были свидетелями даже сцен каннибализма у местных жителей, с другой, они не могли не отметить, в общем, их миролюбие. «…Я должен сказать, что хотя они, несомненно, и каннибалы, обладают от природы добрым нравом и человечностью», – писал в своих дневниках Кук. Многочисленные наблюдения за бытом местного населения, предметы обихода туземцев, зарисовки, сделанные с натуры, были впоследствии переданы в Королевское географическое общество.

Корабли разделились. Кук остался на «Резолюшн». Но тщетно они дожидались второго корабля в намеченной бухте у островов Новой Зеландии. Впоследствии оказалось, что несколько матросов и боцман со второго корабля были убиты местными жителями. Как потом выяснил Кук, скорее всего англичане сами спровоцировали ссору и нападение.

Абориген Сандвичевых (ныне Гавайских) островов

Ручка таитянского веера, символа престижа на островах Полинезии

Кук еще несколько раз пытался проникнуть в воды Южного океана в поисках земли, но успеха не добился. «… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

Первая научная экспедиция 1768 г

Британское адмиралтейство переоборудовало судно «Индевор», во главе которого был поставлен Джеймс Кук. На борту присутствовали художники Бьюкен и Паркинсон. 

Официальная задача – исследование хода Венеры через солнечный диск, для чего в составе команды входил астроном, а также член королевского общества Д. Банкс, чьи ботанические заметки о восточном береге Австралии были представлены впервые.

В апреле 1769 г. исследователь достиг Таити, где провел астрономические исследования. В ходе экспедиции Кук установил жесткую дисциплину на борту, целью которой было налаживание контактов с островитянами. Другие европейские страны не разделяли такое демократичное отношение к аборигенам. 

Кук исследовал земли Новой Зеландии, открыл пролив Шарлотты. В 1770 г. был открыт восточный берег Австралии (ранее не изученный). 

Следуя на север, был открыт Ботанический пролив. Экипаж вернулся в Британию в 1771 г. Потери среди экипажа были огромными, что связано с малярией, цингой, дизентерией.

Краткая биография

«Морская» часть жизни началась у сына батрака Джеймса Кука (1728–1779) в тот момент, когда он поступил юнгой на корабль, перевозящий уголь. Получив со временем некоторый опыт и предложения работы, он не захотел больше плавать на торговых судах, а вместо этого записался матросом в Королевский флот.

Упорное учение, чтение книг, увлечение морскими путешествиями привели к тому, что он достаточно быстро продвигался по службе, участвовал во многих военных кампаниях, боях, но и не только это. В его обязанности входило составление карт побережья, что в конечном счете и привело к тому, что именно Джеймсу Куку доверили возглавить несколько кругосветных экспедиций, которые были организованы английским Адмиралтейством.

На карте мира сейчас имя Д. Кука упоминается большое количество раз, и это совершенно обоснованно и заслуженно. После его нескольких экспедиций на просторах Тихого океана уже не осталось принципиально нерешенных вопросов, за исключением только загадочного южного материка, который Кук безрезультатно искал. Во время третьего кругосветного путешествия в одной из стычек с туземцами на Гавайях Кук был убит. Это произошло 14 февраля 1779 года.

3-е кругосветное плавание (1776—1779 гг.)

Целью этого плаванья было открытия Северо-Западного прохода (водный путь, пересекающий североамериканский континент и соединяющий Атлантический и Тихий океаны).

Летом 1776 г. корабли вышли из Плимута, а зимой этого же года был открыт остров Кергелен. В конце следующего года был обнаружен остров Рождества. А вначале 1778 г. были открыты Гавайские острова, хотя Кук назвал их Сэндвичевыми островами (в честь одного из лордов Адмиралтейства). Но, как показала история, это название так и не прижилось. Местные жители приняли Д. Кука за одного из богов.

В начале августа 1778 г. корабли Кука вошли в Чукотское море. Правда, здесь их ждало непреодолимое препятствие – сплошное ледяное поле. К осени Кук достиг Алеутских островов, где познакомился с русскими промышленниками, предоставившими ему свою карту. Он перерисовал ее и назвал пролив, который разделял Америку и Азию, именем Беринга.

В январе 1779 г. корабли Кука вернулись к Гавайским островам. Но в этот раз отношения с местными жителями не сложились. Кук даже хотел покинуть острова, но шторм нанес ущерб кораблям, поэтому он был вынужден вернуться. Отношение гавайцев к экспедиции становилось враждебнее с каждым днем. Увеличилось число краж с кораблей, в округе появились вооруженные люди.

Чтобы вернуть украденное, Кук взял в качестве заложника одного из местных вождей. Он с группой вооруженных людей прошел к вождю и пригласил его на корабль. Но уже у самого берега вождь отказался идти дальше. Тем временем, Кука окружили вооруженные гавайцы. В схватке он и погиб (предположительно от удара копьем в затылок). Остальным членам команды удалось отступить к судну.

Капитан Клерк (он командовал судном после гибели Кука) подчеркивает, что если бы Джеймс не вел себя вызывающе перед лицом толпы и не начал стрелять по гавайцам, то был бы жив. По словам лейтенанта Филипса, местные жители не собирались нападать, а всего лишь беспокоились за судьбу короля.

Чарльз Клерк, новый капитан, хотел добиться выдачи тела погибшего Кука. Потерпев неудачу, он решил провести военную операцию, во время которой сжег прибрежные поселения. После этого гавайцы прислали на корабль корзину с мясом и человеческой головой без нижней челюсти. Останки Кука захоронили в море.

Покажет «коллективную решимость»

По данным военного ведомства Турции, на прошлой неделе американский корабль провел в Черном море учения с турецким ракетным фрегатом «Фатих». Теперь же Donald Cook, оснащенный системой противоракетной обороны «Иджис», прибыл в Одессу.

«Операции корабля в Черном море укрепят взаимодействие с союзниками и партнерами по НАТО и продемонстрируют коллективную решимость по обеспечению безопасности в Черном море в рамках операции «Атлантическая решимость», — пояснили цель захода эсминца в Черное море в шестом флоте ВМС США.

В посольстве США в Украине поприветствовали прибытие корабля в Украину и заявили, что визит символизирует силу партнерства между Украиной и США.

В Минобороны Украины назвали визит военного корабля дружественным и обнародовали фото с прибытия.

Фото: Пресс-служба Минобороны Украины

В России же заявляют, что цель визитов американского эсминца в Черное море — создание напряженной обстановки в регионе, особенно в свете слухов о том, что украинские ВМС могут пойти на штурм Керченского пролива после захвата украинских моряков в прошлом году.

В Национальном центре управления обороной РФ уже сообщили, что российские военные отслеживают пребывание американского эсминца. Контроль за его действиями осуществляют малый ракетный корабль «Орехово-Зуево» и разведывательный корабль «Иван Хурс».

Отметим, что недавно украинские власти призывали корабли НАТО войти в Черное море и наблюдать за очередной попыткой прохода ВМС Украины через Керченский пролив. Запад пока не комментировал эти просьбы. Но «Кук» пришел в Одессу как раз после призывов Киева. Действительно ли что-то затевается — или это просто демонстрация поддержки, покажут ближайшие дни.  

Боевые возможности эсминца

Эсминец «Дональд Кук» оснащается следующим вооружением:

  • 96 «Томагавков» — в ударной боеготовности;
  • 56 «Томагавков» — в обычном вооружении;
  • 8 противокорабельных ракет (ПКР) «Гарпун»;
  • противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) RUM-139 ASROC;
  • два торпедных аппарата Mark 32;
  • 127-мм артиллерийская установка Mark 45;
  • две 6-ствольные 20-милиметровые зенитные установки «Фаланкс».

Пуск ракеты с эсминца Дональд Кук во время морских учений

Помимо зениток «Фаланкс», для противовоздушной обороны корабля могут применяться зенитные ракеты малой и большой дальности либо даже средства ПРО SM-3 для заатмосферного перехвата ракет, выпущенных противником. Столь разнообразные и мощные средства ПВО призваны сделать эсминец эффективным кораблем сопровождения авианосцев.

Защита корабля от оружия противника не ограничивается средствами РЭБ (радиоэлектронной борьбы), зенитками, ПКР и ПЛРК. При изготовлении миноносца использован специальный материал со свойством поглощения лучей радиолокаторов. Боевые посты обшиты сверхпрочным синтетическим волокном — кевларом. Дно и борта под ватерлинией покрыты заменяющими бронирование сплавами алюминия с магнием. Система подачи воздуха к гребным винтам уменьшает шумность корабля и искажает его гидроакустический «вид», мешая попаданию торпед.

Напрашивается вывод, что Donald Cook относится к семейству грозных универсальных военных кораблей с высочайшими боевыми возможностями. Ряд экспертов полагает, что эсминцев и крейсеров, превосходящих этот американский корабль, в настоящее время нет ни в составе российского ВМФ, ни в военном флоте любого другого государства.

Примечательно, что решающим преимуществом этого класса миноносцев считается боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Иджис», объединяющая в одно целое все средства управления вооружением, обнаружения и защиты эсминца. Эта БИУС, название которой по-русски звучит как «Эгида», превращает «Дональда» в огромного плавучего робота, обладающего навыками принятия решений и обмена данными с другими кораблями такого типа полностью автоматически — без обязательного вмешательства флотских зенитчиков.

Оператор БИУС «Иджис» на дежурстве

И самое главное — БИУС «Иджис» была разработана в первую очередь именно для максимальной эффективности обороны самих миноносцев и корабельных соединений от атак с воздуха.

Но имитация экипажем Су-24 нападения на Дональд Кук, предпринятая у морской границы РФ в Черном море, дала повод сильно засомневаться в противовоздушных возможностях «Эгиды». Корабль продемонстрировал неспособность защитить себя и «товарищей по соединению» от ракетно-бомбовых ударов из атмосферы.

Начало жизненного пути

Джеймс родился в семье бедного шотландского батрака. В 1736 г. он вместе с родителями переезжает в Грейт Айтон, где его отдают в местную школу (сегодня музей). После 5 лет учебы Джеймс стал работать на ферме.

Морская карьера Кука начинается в 18 лет, когда он становится юнгой на торговом бриге «Фрилав». Это судно двигалось по маршруту Лондон — Ньюкасл. Спустя 2 года судовладельцы перевели молодого Кука на корабль «Три брата».

Свободное время будущий первооткрыватель посвящал изучению навигации, географии, математики, астрономии и описаний морских экспедиций. 2 года он провел на Балтике после чего стал помощником капитана на судне «Френдшип». Вскоре ему предложили стать капитаном названного судна, но Джеймс отказался. Затем в его жизни произошло три важных события.

1755 г. – стал матросом Королевского военно-морского флота и был назначен на 60-й пушечный корабль «Игл». До сих пор неизвестны причины, по которым он предпочел матросский труд должности капитана. Хотя обычным матросом он был недолго, уже через месяц, получив должность боцмана. Отметим, что «Игл» участвовал в блокаде французского побережья во время Семилетней войны.

1757 г. – выдержал экзамен на мастера, после чего получил назначение на «Солебей». Тогда ему исполнилось 29 лет. Затем он был назначен на корабль «Пемброк», который участвовал блокаде Бискайского залива.

1758 г. – отправлен к североамериканскому побережью. Кук должен был препятствовать британским кораблям пройти до Квебека. За это время он обогатился картографическим опытом. После взятия Квебека Д. Кука перевели мастером на флагманское судно «Нортумберленд». Он продолжал картографирование р. Св. Лаврентия. Эти карты вскоре были опубликованы.

Превосходный капитан легендарного судна

Во время трех своих самых известных плаваний Кук проплыл тысячи миль по почти неизведанным районам земного шара. Он наиболее подробно описал земли Новой Зеландии и Гавайев в Тихом океане. В перерывах между великими и масштабными открытиями он совершал открытия поменьше — например, детально исследовал ландшафт европейских рек. Он продемонстрировал редкое сочетание качеств военного моряка, превосходные геодезические и картографические навыки, храбрость и способность вести людей за собой даже в неблагоприятных условиях. Благодаря Куку «Индевор» прославился и стал одним из самых известных кораблей в истории.

Sea Breeze 2019

Эсминец примет участие в украино-американских военно-морских маневрах Sea Breeze — 2019 , которые пройдут в Черном море в начале июля. В план масштабных учений уже включены 9 единиц корабельно-катерного состава Морской охраны, вертолеты 2 самолета и также запланированы тренировки подразделений специального назначения.

Sea Breeze — 2019 будет уже традиционно предусматривать выполнение задач по стандартам НАТО на море, суше, воздухе и под водой. Учения пройдут в Одесской, Николаевской, Херсонской областях и в северо-западной части Черного моря. Среди задач: артиллерийские стрельбы, высадки досмотровых групп и много других отработок.

Также будет отработан речной элемент. По легенде враг попытается заблокировать выход к морю с Дуная.

Недостатки ВПО-208

Черноморские визиты 2021 года

Привязка визита двух эсминцев в конце апреля к обострению на Донбассе несомненна: американцы не скрывают, что делают это в качестве жеста поддержки официального Киева. Однако ничем новым такой визит не является, и продолжает уже семилетнюю «традицию», вполне привычную российским военным. Два эсминца находятся в рамках допустимого по конвенции Монтрё, и планов ее нарушать при всём происходящем обострении ни Вашингтон, ни Анкара пока не демонстрируют.

Эти корабли обладают ударным потенциалом благодаря наличию на борту нескольких десятков крылатых ракет Tomahawk. В маловероятном случае боевого применения по целям на территории непризнанных республик дальность полета этих ракет позволит выпустить их через украинскую территорию в обход Крыма даже с рейда румынской базы Констанца. Однако это не сможет остаться незамеченным в силу крайне интенсивного наблюдения за ситуацией в Черном море со стороны российских вооруженных сил, и неизбежно приведет к сложным политическим последствиям.

На настоящий момент можно предположить, что даже в случае резкой эскалации боевых действий в Донбассе действия двух американских эсминцев ограничатся «показом флага» и демонстративным маневрированием в некотором отдалении от берегов Крыма.

Транспорт

Крупные международные аэропорты:

  • Рим — с двумя аэропортами: Фьюмичино (FCO — Леонардо да Винчи) и Чампино для бюджетных авиакомпаний. 
  • Милан — с двумя аэропортами: Малпенса (MXP) и Линате (LIN). Кроме того, есть аэропорт в Бергамо (BGY — Орио аль Серкио). 
  • Болонья (BLQ — Гульельмо Маркони). 
  • Неаполь (NAP — Каподикино). 
  • Пиза (PSA — Галилей Галилей). 
  • Венеция (VCE — Марко Поло).
  • Тревизо (TSF — Антонио Канова). 
  • Турин (TRN — Сандро Пертини). 
  • Палермо (PMO — Пунта-Раизи). 
  • Катания (CTA — Винченцо Беллини). 
  • Бари (BRI — Палезе). 
  • Генуя (GOA — Кристофоро Коломбо). 

Итальянский городок у моря

Железнодорожное сообщение связывает Италию с Германией (через Мюнхен), Австрией (Вена, Инсбрук, Филлах), Францией (Париж, Лион, Ницца), Швейцарией (Базель, Женева), Испанией (через Барселону). Высокоскоростные поезда ходят в крупнейшие города Италии: Рим, Турин, Милан, Венецию, Болонью, Флоренцию, Неаполь. 

Отдельно стоит отметить автомагистрали, которые пронизывают всю страну. Данные дороги просто отличного качества и ничуть не отличаются от знаменитых немецких автобанов, кроме того, что являются платными. При заезде на автомагистраль нужно взять специальный билет. При выезде нужно отдать данный билет кассиру или вставить его в специальный автомат. Для оплаты принимаются наличные и банковские карты. Способы оплаты указаны на специальных знаках. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector