Современные противогазы

Что это такое и для чего нужны?

Изолирующий аппарат полностью ограждает органы дыхания от вредных веществ, оказавшихся в окружающей атмосфере в ходе чрезвычайной ситуации. Защитные характеристики устройств никак не зависят от источника выделения отравляющих веществ и их концентрации в воздушном пространстве. При ношении изолирующего дыхательного аппарата пользователь вдыхает готовую газовую смесь, содержащую кислород и углекислый газ. Объем кислорода составляет порядка 70–90%, на долю углекислого газа приходится около 1%. Применение противогаза оправдано в ситуациях, когда вдыхать воздух окружающей среды потенциально опасно для здоровья.

  • В условиях кислородной недостаточности. Пределом, за которым наступает полная потеря сознания, считается 9–10% кислорода, значит, при достижении этого уровня использование фильтровального СИЗОД неэффективно.
  • Превышенная концентрация углекислоты. Содержание СО2 в воздухе на уровне 1% не вызывает ухудшения состояния человека, содержание на уровне 1,5–2% вызывает учащение дыхания и сердцебиение. При повышении концентрации углекислоты до 3% вдыхание воздуха вызывает угнетение жизненных функций человеческого организма.
  • Высокое содержание аммиака, хлора и других токсичных веществ в воздушной массе, когда рабочий ресурс фильтровальных СИЗОД быстро заканчивается.
  • При необходимости выполнять работы в атмосфере отравляющих веществ, которые не могут задерживаться фильтрами дыхательных аппаратов.
  • При осуществлении подводных работ.

Обзор видов

Классификация изолирующих СИЗОД основана на особенностях подачи воздуха. По этому основанию выделяют 2 категории аппаратов.

Пневматогели

Это автономные модели, обеспечивающие пользователя дыхательной смесью в процессе регенерации выдыхаемого воздуха. В этих аппаратах нужный для полноценного дыхания кислород выделяется в ходе реакции между серной кислотой и надперекисными соединениями щелочных металлов. К этой группе моделей относят системы ИП-46, ИП-46М, а также ИП-4, ИП-5, ИП-6 и ПДА-3.

Пневмотофоры

Шланговая модель, в которой очищенный воздух направляется в дыхательную систему при помощи воздуходувок либо компрессоров по шлангу из баллонов, наполненных кислородом или сжатым воздухом. Среди типичных представителей таких СИЗОД наиболее востребованы КИП-5, ИПСА и шланговый аппарат ШДА.

Типы противогазов

Основным предназначением противогазов большинства видов является защита дыхательных путей. Однако у некоторых из них имеется определенная специфика.

Фильтрующий противогаз ГП

Применяется с фильтрующей коробкой и предназначен для предохранения органов от потенциальных или реальных угроз попадания вредоносных элементов, останавливать проникновение которых в дыхательные пути он должен с помощью механических фильтров либо химических реакций. Пользуясь противогазами данной разновидности, их владельцы продолжают вдыхать окружающую воздушную смесь, но ту, которая прошла доочистку.

Аналогичные приборы оказывают защиту в определенный период времени только от установленного типа вредоносных элементов.

Их действие может длиться и считанные минуты или даже сутки и зависеть от их разновидностей, а также естественно от степени отравления среды обитания.

Изолирующий противогаз (ИП)

Этот аппарат уже имеет компрессорную коробку. Понятно, что это наиболее продвинутый предохранительный уровень, который к тому же на сто процентов универсальный.

Вообще же кислородно-изолирующий противогаз предназначается для защиты дыхательных органов в обстановке кислородной недостаточности.

Отличительной чертой изолирующего противогаза от фильтрующего является то, что его обладатель может дышать не обычной или отравленной воздушно-газовой смесью, а уже чистой, но совершенно иного происхождения.

Виды изолирующих противогазов и назначение

По назначению и сфере применения противогазы бывают нескольких видов:

  1. Гражданские – самые простые модели, разработанные и приспособленные для использования обычными людьми в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Они незамысловаты в использовании, легкие в весе. Такие средства защиты делятся на взрослые и детские. Детский аппарат отличается от взрослого только размером.
  2. Промышленные противогазы, разработанные специально для обращения с опасными для здоровья человека веществами, радиоактивными отходами, промышленной пылью. Имеют упрощенную конструкцию, часто входят в часть экипировки работников.
  3. Военные. Бывают разного предназначения и конструкции: для танкистов, пехотинцев или раненых. Отличаются повышенным уровнем качества и защиты от внешней среды. Модели военных средств индивидуальной защиты органов дыхания постоянно совершенствуются, их масса уменьшается.

По принципу работы изолирующие устройства бывают двух видов:

  1. На основе сжатого кислорода в баллоне — пневмотофоры (КИП-5);
  2. На основе применения химических препаратов, связывающих кислород — пневматогели (ИП-5, ИП-6, ИП-4).

Состав и устройство

Конструкция и правила использования автономного изолирующего противогаза с дыхательным мешком сложнее, чем у более простых фильтрующих устройств.

Составляющие прибора:

Резиновая маска защищает кожу, глаза, органы дыхания, голову человека от отравления ядами и другими токсическими веществами.

  • Обзорный узел из пластика. Позволяет человеку видеть окружающую обстановку в условиях заражения, не повреждая ядами слизистую оболочку глаз.
  • Соединительная трубка проводит выдыхаемый воздух в патрон для очищения и восстановления.
  • Регенеративный патрон очищает выдыхаемый воздух, преобразовывая его в подходящий для дыхания.
  • Пусковой узел используется для подачи первых доз кислорода и запуска процесса регенерации воздуха.
  • Дыхательный мешок используется как хранилище для очищенного и обогащенного воздуха.
  • Каркас, поддерживающий преобразующий воздух патрон.
  • Приспособление для переговоров позволяет разговаривать без угрозы заражения в экстренной ситуации.

Общие сведения о массе самолётов

Визуальный эффект лёгкости авиалайнера создаётся благодаря его удачной аэродинамической форме. Однако все, кто хотя бы раз в жизни летал самолётом, сталкивались с правилами перевозки багажа.

Авиакомпании строго следят за весом поклажи клиента, взвешивая вещи до того, как пустить пассажира на борт самолёта. Такая строгость обусловлена необходимостью обеспечения безопасности пассажиров – превышение взлётного максимума может как сказаться на комфорте перелёта, так и привести к крушению авиалайнера.

Сам по себе термин «взлётная масса лайнера» является совокупностью нагрузки на борту, в которую входит исходная масса самолёта, вес пассажиров и их багажа, а также масса необходимого для перелёта топлива.

Взлётная масса лайнера напрямую влияет на аэродинамические характеристики самолёта, что очень важно для комфортного и безопасного полёта. Поэтому авиаконструкторы стремятся свести исходную массу лайнера к минимуму. Однако габариты современных самолётов предполагают существенную исходную массу – знаменитый боинг 737 может весить от 49 до 70 тонн в зависимости от конкретной модификации модели

Вес пустого самолёта, как правило, в два раза ниже, чем максимально допустимые взлётные показатели

Однако габариты современных самолётов предполагают существенную исходную массу – знаменитый боинг 737 может весить от 49 до 70 тонн в зависимости от конкретной модификации модели. Вес пустого самолёта, как правило, в два раза ниже, чем максимально допустимые взлётные показатели.

Лёгкая исходная масса достигается использованием лёгких металлов при изготовлении фюзеляжа, а также в отдельных элементах силовой установки.

Масса боингов

Рассмотрим для начала наиболее популярную модель – боинг. 3/4 мировых авиакомпаний пользуются этими авиалайнерами. Это обусловлено их вместительностью и надёжностью. На современном рынке чаще всего используются следующие модификации этого авиалайнера: 737, 747 и 767.

Модификации 737100 и 737200 начали выпускать ещё в 1960-х годах. Пусть модель 737100 оказалась не самым удачным решением, однако именно две эти модели положили начало этой популярной серии.

Вес пустого боинга 737100 составлял 29600 килограмм, а максимальная взлётная масса составляла 52400 килограмм и 58100 килограмм. Последняя же разработка – боинг 737800, разработанная на основе 737400, имеет массу в 41400 килограмм и максимально допустимый взлётный индекс в 79000 килограмм.

Недавняя разработка — Boeing 767 400ER, отличается удивительными характеристиками – длина борта достигает 64,1 метра, при этом вес пустого лайнера – 103870 килограмм. Максимально допустимый взлётный вес в этом авиалайнере достигает значения в 204120 килограмм. Таким образом, авиакомпания, использующая этот самолёт, может позволить себе коммерческую нагрузку в 49000 килограмм.

Многим интересно узнать массу модели боинг 747, поражающей своими размерами. Вес пустого борта этого самолёта, в зависимости от модификации, составляет от 141900 килограмм до 167000 килограмм. Максимально допустимый взлётный вес этого лайнера может достигать 316 тонн.

Вес самолётов Airbus

Эти авиалайнеры, выпускаемые европейским холдингом, являются одним из главных конкурентов знаменитого боинга. Их модификации предназначаются для среднемагистральных и дальнемагистральных перелётов. Самым тяжёлым самолётом среди них является известный всем Airbus 380.

Разные модификации из этой серии – наиболее вместительные самолёты с самой большой массой. Однако они являются лидерами не только в этих характеристиках – примечательно, что аэробус 380 также является самым быстрым авиалайнером среди дозвуковых самолётов.

Массы различных модификаций пустого борта Аэробуса:

  • A380-900 – 298000 килограмм;
  • A380-800ER – 276000 килограмм;
  • A380-800F – 252000 килограмм;
  • A380-800 – 276000 килограмм;
  • A380-700 – 267000 килограмм.

При таких значительных показателях аэробус удивляет ещё и тем, что его максимально допустимая взлётная масса может достигать 560000 и 59000 килограмм. Коммерческая загрузка в этом случае достигает значения в 83-86 тонн.

Аэробус 380 в принципе является самым тяжёлым, большим и вместительным пассажирским авиалайнером в мире. Также интересна среднемагистральная модель аэробуса – 320, конкурирующая с боингом 737. Он обладает вместимостью до 180 пассажиров, его вес – 42000 килограмм, а максимальная взлётная масса – 77000 килограмм. По числу продаж авиалайнером европейский холдинг, занимающийся производством аэробусов, не уступает известному боингу.

Стоимость

Как отправляют солдат в данное учреждение?

Обзор видов

Фильтрующие противогазы подразделяются на множество разных типов, каждый из которых имеет свои отличительные черты и технические характеристики. Делятся эти защитные приспособления по нескольким основным критериям.

По сфере применения

Сегодняшние фильтрующие разновидности противогазов используются в разных сферах. Рассмотрим, какими особенностями обладают экземпляры разных видов.

Промышленные – это средства индивидуальной защиты, которые используются среди рабочего персонала и спасателей. Эти изделия, как и все остальные виды противогазов, призваны защищать дыхательные пути и слизистые оболочки человека от газообразных и парообразных веществ, способных нанести серьезный вред. В промышленности чаще всего задействуются такие противогазы: ПФМГ- 06, ППФМ – 92, ПФСГ – 92.

Другие типы

Современные противогазы с фильтрующей частью делятся и по типам самих фильтров. Последние подразделяются на классы.

1 класс. К этой категории относят защитные изделия, в которых имеется фильтр с низким уровнем фильтрации. Такие приспособления могут уберечь человека только от мелкой пыли, в которой нет серьезных химических компонентов.

Как надевать и хранить?

Современные фильтрующие противогазы отличаются высочайшим качеством, надежностью и непревзойденными защитными способностями (в соответствии со своим классом и типом). Но от этих изделий не будет толку, если не соблюдать правила их пользования

Важно правильно надевать противогаз и так же правильно его хранить

Это может быть облако или туман с нехарактерной окраской. Можно браться за изделие и в том случае, если вы получили сигнал о заражении местности отравляющими веществами. Только тогда есть смысл надевать фильтрующий противогаз. Делать это надо следующим образом:

  • чтобы неожиданно не потерять сознание, следует задержать дыхание, закрыть глаза;
  • если на вас надет головной убор, его обязательно надо будет предварительно снять;
  • достаньте фильтрующее средство индивидуальной защиты, наденьте его, сперва просунув подбородок в его нижнюю половину (имеется в виду низ маски противогаза);
  • убедитесь в том, что на изделии нет складок (если вы обнаружили такие дефекты, надо будет их сразу же расправить);
  • теперь можно выдохнуть и спокойно открывать глаза.

В какой бы области вы ни использовали фильтрующий противогаз, очень важно правильно его хранить. Это значит, что бросать его на первое попавшееся место не стоит

Старайтесь держать изделие как можно дальше от имеющихся в доме отопительных приборов. Желательно хранить средство защиты там, где оно не будет подвержено возможным механическим повреждениям, – проследите за этим. Разбирать и надевать такую вещь следует исключительно по мере необходимости – не следует ради шутки или развлечений часто доставать противогаз и «примерять» его на себя. При этом вы вполне можете случайно повредить его.

Всегда следите за тем, чтобы составные части противогаза не покрывались конденсатом. Впоследствии это может привести к появлению ржавчины металлических компонентов изделия.

Что находится внутри фильтра противогаза, смотрите далее.

Противогаз хомяк

на вооружение Советской Армии

Противогаз «Хомяк» до сих пор пользуется большой популярностью у танкистов и десантников благодаря отсутствию выступающих частей, что очень удобно во время бега, прыжков с парашютом или стрельбе.

Преимущество противогаза «Хомяк» заключается в удобстве его использования и ношения. Свою популярность противогаз завоевал благодаря отсутствию громоздкой и тяжелой сумки, которая мешается в тесных условиях танка.

Подмасочник, расположенный в очковом узле, не позволяет стеклам запотевать. Удобное переговорное устройство позволяет разговаривать даже при надетом противогазе без искажения слов.

Главный недостаток противогаза «Хомяк» — бесполезность против боевых отравляющих веществ. К примеру, защитить организм от воздействия фосфорорганических веществ противогаз не способен, так как они могут попасть внутрь человека и через кожу.

Помимо этого ресурс противогаза ограничен 20-ю минутами. Неудобства возникают при замене фильтрующих элементов – для этого необходимо снять противогаз, вывернуть его и отстегнуть подмасочник.

В комплект противогаза «Хомяк» входят:

  • Сумка, выполненная из двухслойной плотной ткани;
  • Незапотевающие пленки из целлулоида, с желатиновым покрытием;
  • Мешок из водонепроницаемого материала;
  • Запасные мембраны переговорного устройства;
  • Запасные фильтры

Хранение и транспортировка противогазов «Хомяк» осуществляется при оптимальной температуре от 5 до 15 градусов. Иначе резина противогаза становится хрупкой и легко рвется. Не рекомендуется подвергать противогаз резким перепадам температуры, что может привести к образованию конденсата внутри фильтров.

В настоящее время противогаз «Хомяк» не состоит на вооружении Российской Армии. Модель считается устаревшей и малоэффективной, оставшиеся на складах образцы утилизируются.

Тем не менее, противогаз активно используют диггеры, «выживальщики», представители сферы ЖКХ и т.д.

Источники

Составляющие элементы

Основными составляющими элементами являются:

  • Корпус маски объёмного типа .
  • Обтюратор – тонкая полоса резины, которая формуется вместе с корпусом маски , пролегая по его внешнему краю, и обеспечивает герметичное прилегание этого корпуса к лицу, мягко и надёжно закрывает возможные щели между границей маски и поверхностью кожи. В результате длительное ношение маски становится более комфортным.
  • Обзорный узел – круглые либо трапециевидные стёкла, которые обеспечивают не менее чем 70%-е поле зрения. Чтобы на стёкла при дыхании не оседал водяной пар, применяют специальные незапотевающие плёнки. Они крепятся к поверхности стекла прижимными шнурами либо гелем. При низких температурах, чтобы предотвратить замерзание стёкол, применяют утеплительные манжеты.
  • Переговорное устройство – сетчатая мембрана в металлической оправе – обеспечивает герметичность и, вместе с тем, достаточную степень внятности речи, чтобы можно было успешно передавать сообщения и пользоваться телефонными средствами связи.
  • Система клапана вдоха , снабжённая резьбовым соединением, которое обеспечивает закрепление фильтрующей коробки.
  • Система клапана выдоха с защитным экранированием.
  • Обтекатель , направляющий вдыхаемый воздух в область стёкол обзорного узла. В результате они меньше запотевают.
  • Оголовье , состоящее из центральной пластины и отходящих от неё пяти крепёжных лямок с пряжками и фиксаторами, соединённых с корпусом маски . При надевании маски пластина располагается в затылочной области, две лямки закрепляют маску в области щёк, две – в районе висков, а одна, верхняя – в области лба.
  • Поглощающая коробка с фильтром . Её цилиндрический корпус изготавливается из металла либо полимерных композитов и снабжён горловиной с винтовой резьбой. Внутреннее наполнение состоит из шихты – поглощающего слоя и стекловолоконного противоаэрозольного фильтра. Коробка герметизирована колпачком (на горловине) и заглушкой.

Правила использования противогаза

Правила использования противогаза фильтрующего включают в себя серию последовательных действий:

  1. Сумка с упакованным противогазом надевается чрез плечи справа налево таким образом, чтобы ремень находился на правом плече, а сама сумка располагалась на левом боку человека клапаном наружу. Высота сумки подгоняется по уровню пояса.
  2. Противогаз вынимается из сумки и проходит визуальную проверку целостности всех соединений и чистоты окуляров. После проведения проверки противогаз снова укладывается в сумку до возникновения необходимости в нём. При наличии повышенной опасности клапан сумки остаётся открытым.
  3. При возникновении угрозы противогаз вынимается из сумки. Порядок надевания противогаза:
  • задержать вдох и прикрыть глаза;
  • взять маску двумя руками за её нижнюю часть таким образом, чтобы большие пальцы находились снаружи маски, а остальные – внутри; 
  • движением снизу вверх быстро и аккуратно надеть маску на лицо, разглаживая возникающие складки;
  • выдохнуть и раскрыть глаза.

Важно иметь опыт поддерживания ровного дыхания, потому что это способствует равномерности работы фильтра, благодаря чему продлевается срок использования фильтрующей коробки.
При загрязнении наружной части фильтра в процессе эксплуатации нужно производить его очистку.
Снятие противогаза производится движением, противоположным надеванию – вперёд и вверх.
Перед возвращением противогаза в сумку необходимо предварительно проверять её чистоту.

Правила использования противогаза изолирующего в части надевания маски не отличаются от правил для противогаза фильтрующего, но требуют ряда предварительных действий:

  1. Перед началом использования нужно проверить размерную маркировку противогаза.
  2. Проверить маску, шланг, а также их соединения, на отсутствие дефектов.
  3. Проверить целость стёкол окуляров.
  4. Проверить надёжность крепления шланга.
  5. Закрепить конец шланга на вбитом в землю металлическом штыре, чтобы ограничить возможность трения шланга и его сдувания ветром.
  6. Надеть маску.

Противогазы как средство индивидуальной защиты ещё долгое время не утратят своей актуальности. Поэтому каждому гражданину полезно разбираться как в их классификации, так и в правилах эксплуатации. Кроме того, не стоит игнорировать курсы гражданской обороны, где можно получить массив полезной информации и навыков на случай возникновения реальной угрозы жизни и здоровью.

Рейтинг: /5 —
голосов

Далекий предок боевого топора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector