Камаз-43269

КамАЗ 43269 «Выстрел» («Дозор»)

Однако конструкторы ОАО «КамАЗ» эти серьезные недостатки исправили, немного изменили форму лобового стекла и усилили лобовую броню (она стала и противопульной и противоосколочной). Так появилась модификация автомобиля «Выстрел» под названием «Дозор», которая позиционируется как пограничная патрульная машина, хотя может быть использована и для разведки.

При небольших габаритах (5300×2500×2300 мм) «Дозор» еще и очень мобилен, что защищает его от прямого попадания артиллерийских снарядов в условиях городских боев. Управляется «Дозор» как обычный крупный внедорожник, например, «Урал».

Мощное вооружение предполагает и размещение серьезного боекомплекта. Это может быть 1300 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов для крупнокалиберного пулемета; 350 гранат или 300 тридцатимиллиметровых снарядов вместо пятисот патронов. В боекомплект могут входить 4 ЗРК «Стрела-3» или 8 ПТУРС «Корнет-М».

КамАЗ 43269 «Выстрел» («Дозор»)

Однако конструкторы ОАО «КамАЗ» эти серьезные недостатки исправили, немного изменили форму лобового стекла и усилили лобовую броню (она стала и противопульной и противоосколочной). Так появилась модификация автомобиля «Выстрел» под названием «Дозор», которая позиционируется как пограничная патрульная машина, хотя может быть использована и для разведки.

При небольших габаритах (5300×2500×2300 мм) «Дозор» еще и очень мобилен, что защищает его от прямого попадания артиллерийских снарядов в условиях городских боев. Управляется «Дозор» как обычный крупный внедорожник, например, «Урал».

Мощное вооружение предполагает и размещение серьезного боекомплекта. Это может быть 1300 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов для крупнокалиберного пулемета; 350 гранат или 300 тридцатимиллиметровых снарядов вместо пятисот патронов. В боекомплект могут входить 4 ЗРК «Стрела-3» или 8 ПТУРС «Корнет-М».

Побочный продукт

Широкой публике боевую бронированную машину (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун» челнинцы показали на московской выставке «Интерполитех-2014». Из разговора со специалистами выяснилось, что на тот момент это был единственный образец их «Тайфуна» 4х4 и его разработка шла в инициативном порядке. Машина оказалась более компактной, чем «Тайфун-У» – «Урал-53099»: длина 6374 мм против 7810 мм у «Урала» в первую очередь за счёт короткой колёсной базы (3800 мм против 4860 мм). За счёт высокой защищённости снаряжённая масса машины составила 12 т, что на 0,8 т меньше, чем у более компактного ВПК-3924 «Медведь» (см. «ГП» № 8, 2011 г.). Габариты и вес машины сформированы с учётом требований ВДВ к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолётами Ми-26.

Машина относится к классу MRAP и обеспечивает противоминную защиту личного состава по требованиям STANAG-4569 уровня III-b и IV-a. Он предполагает выдерживать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда в тротиловом эквиваленте (ТЭ) 10 кг – под колесом, 8 кг – под днищем.

Бронирование корпуса, рассчитанного на двух членов экипажа и восемь десантников с полной боевой выкладкой, соответствует уровню III стандарта НАТО. Израильская броня Plasan Sasa предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32, бронебойно-зажигательными пулями 7,62 мм х 54R используемыми в винтовках СВД.

В конструкции машины несколько смущали топливные баки, расположенные в корме, и доступ в задний десантный отсек через дверь в кормовом листе: чтобы её открыть, нужно сначала откинуть лестницу.

Учитывая, что премьера прошла в 2014 году, стало настораживать широкое применение импортных автокомпонентов, причём в более широком ассортименте, чем на «Тайфун-К» 6х6. Дизельный 350-сильный двигатель Cummins 6ISBe агрегатировали с 6-ступенчатой автоматической КП Allison, раздаточная коробка и мосты Timoney, колёса Hutchinson, голландская независимая гидропневматическая подвеска (ГПП) с автоматической подкачкой шин. И это не считая импортных кондиционеров и светотехники Hella. По сравнению с автомобилями старшего семейства боестойкие бескамерные шины Michelin имеют меньшую размерность (на 1 ступень) – 14.00 R20 и обеспечивают движение (повреждённой шины) при скорости до 50 км/ч на дальность до 50 км.

В оснащение вошла автоматическая блокировка межколёсного и межосевого дифференциалов. Следить за состоянием всех систем и наличием неполадок должна специализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС). В её основные функции вошли расчёт оптимальных параметров движения (клиренс, режим работы подвески и т.п.) и передача соответствующих команд на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.

При осмотре первого КАМАЗ-53949 изумление вызвали несколько отверстий в нишах крыльев. Выяснилось, что после испытаний для проведения ревизии образец разобрали. А на обратной сборке оказалось, что во время испытаний отдельные детали получили деформацию, и крепёжные болты в отверстия уже без значительного усилия не всунуть. Бывает, случается… Но собранный заново «тайфунёнок» не потерял работоспособности. Практика показывает, что на макетных образцах часто бывает намного хуже – некоторые образцы потом даже ездить не могут.

В общем, образец КАМАЗ-53949 покатали в прошлом году весьма хорошо! Испытатели отметили надёжность АКП Allison и недостаточную надёжность «раздаток» Timoney.

Тактико-технические характеристики опытного экземпляра «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949
Снаряжённая масса, кг 12 000
Полная масса, кг 14 000
Грузоподъёмность, кг 2000
Вместимость, чел. 10
Двигатель рабочий объём, cм3 Cummins 6ISBe 350, турбодизель, I-6 6690
Мощность, л.с. 350
Крутящий момент, Н∙м 1090
Угол преодолеваемого подъёма, % 60
Максимальная скорость, км/ч 105
Запас хода, км 850
Глубина преодолеваемого брода, мм 1750
Колёса 10.00 20
Шины Michelin XZL+, 14.00 R20
Уровень баллистической защиты, калибр пуль STANAG-4569 уровень III, 7,62 мм х 54R СВД
Уровень защиты противоминный STANAG-4569 уровень III-b и IV-a, 10 кг в ТЭ под колесом и 8 кг в ТЭ под днищем

Соединенные Штаты

ББМ производства США

Танки

Основные боевые танки

  • M46 / M47 / M48 / M60 серии Patton
  • Тяжелый танк М103
  • М1 Абрамс

    • (только прототип)
    • M1 Assault Breacher Vehicle (военная инженерная машина)
    • (только прототип)
    • (только прототип)
    • (машина разминирования)
    • (только прототип)
    • (только прототип)
      • (экспортный вариант для Республики Ирак)
      • (экспортный вариант Королевства Марокко)
        • (экспортный вариант Королевства Саудовская Аравия)
    • M104 Wolverine Heavy Assault Bridge (Тяжелый штурмовой мостик Росомахи)
    • (только прототип)

Легкие танки

  • Легкий танк M24 Chaffee
  • Легкий танк M41 Walker Bulldog
  • Бронированный огнемет M132
  • Легкий / аэромобильный танк M551 Sheridan
  • Усовершенствованный буксир M901
  • Легкий танк Stingray

Боевые машины пехоты

  • Боевая машина пехоты M2 Bradley
  • Наземная боевая машина BCT (отменена в феврале 2014 г. Предназначена для замены M113 к 2018 г. и Bradley)

Бронетранспортеры

  • Бронетранспортер М75
  • Бронетранспортер М59
  • Бронетранспортер М113
  • Бронетранспортер-амфибия LVTP7 / AAVP7A1
  • Страйкер (совместное производство в Канаде)

Самоходная артиллерийская установка

  • Гаубица М56
  • Самоходная винтовка M50 Ontos
  • 175-мм САУ M107
  • 105-мм САУ M108
  • 155-мм САУ M109
  • 203-мм гаубица M110 SP
  • Миномет M84
  • Мобильная стрелковая система M1128

Самоходная ПВО

  • 40-мм самоходная зенитная установка M42
  • Система ПВО M163 Vulcan
  • M247 Sgt. Йорк ДИВАД
  • M6 Брэдли Полузащитник ШОРАД
  • Самоходная пусковая установка ЗРК M730 Chaparral
  • Буффало
  • Кайман
  • Пума
  • M1117
  • MaxxPro

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Примечания

  1. Сергей Птичкин. . Российская газета (23 сентября 2008). Дата обращения: 3 сентября 2010.
  2. ↑ . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  3. ↑ . Портал «Современная армия» (6 мая 2013). Дата обращения: 20 марта 2018.
  4. , с. 135.
  5. . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  6. ↑ . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  7. ↑ . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  8. , Фото первого макетного образца бронемашины.
  9. ↑ Установлена на макетном образце бронеавтомобиля.
  10. . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  11. ↑ . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  12. . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  13. . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  14. . Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения: 18 марта 2018.
  15. ↑ . Contract-army.ru. Дата обращения: 15 марта 2018.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 февраля 2012.
  17. The Military Balance 2017. — P. 212.
  18. . ОСН «Сатурн». УФСИН России по г. Москве. Дата обращения: 20 марта 2018.
  19. , Фотосет «Выстрела» в составе различных ОСН ФСИН России.
  20.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 июня 2011.

ОБЖ

См. также

История создания БМП-97

НПЦ при МГТУ имени Баумана в конце девяностых годов прошлого столетия совместно с ОАО «КамАЗ», так как за базу был взят автомобиль КамАЗ-4326, начал работу над проектом создания легкого бронированного автомобиля с кодовым названием «Выстрел».

Позднее КамАЗ-43269 «Выстрел» получил обозначение БПМ-97, то есть «бронированная пограничная машина», в отличие от давно известной БМП – «боевой машины пехоты».

Предполагалось, что автомобиль со стальным корпусом будет обеспечивать погранвойска при охране государственной границы.

Но первый опытный образец из-за дефолта 1998 года и отсутствия финансирования увидел свет только весной 2000 года, а в течение следующего года было изготовлено еще две машины.

Испытания опытной партии показали, что БПМ-97 может пройти без капитального ремонта больше 270 тысяч километров.

На вооружение армии Российской Федерации и на экспорт в Казахстан и Азербайджан КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) стал поставляться в 2005 году.

Поскольку легкий бронированный автомобиль удобен для перевозки ценных гражданских грузов, его разрешили покупать и гражданским компаниям.

Собирался БПМ-97 из выпущенных ОАО «КамАЗ» узлов и агрегатов на там же в Набережных Челнах. «Курганмашзавод» изготавливал бронированный кузов для КамАЗ-43269 «Выстрел». Количество выпущенных на сегодня бронемашин составляет порядка ста пятидесяти, и почти все они в строю.

Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики

  • Двигатель – 2В-06-2С (дизельный, турбонаддув)
  • Мощность двигателя, кВт (л.с.) – 382 (520)
  • Трансмиссия – гидромеханическая с автоматичсекой коробкой передач
  • Подвеска – независимая торсионная на поперечных рычагах
  • Максимальная скорость, км/ч – на суше – 100
  • Бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923) разработан в конце 90-х годов конструкторским бюро ОАО «ГАЗ». Он продолжает линию развития бронетранспортёров БТР-60, БТР-70 и БТР-80, но существенно отличается от них по основным показателям — огневой мощи, подвижности и защищенности.

Корпус бронетранспортёра сварен из катаных броневых листов повышенной толщины. Броня обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Для повышения уровня защиты может быть смонтировано дополнительное бронирование, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты.

Внутри БТР-90

Внутреннее пространство корпуса разделено на отделение управления, боевое и десантное отделения, а также моторно-трансмиссионное отделение. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса, слева оборудовано место механика-водителя. В целях повышения защищенности экипажа и десанта большие смотровые окна с лобового листа корпуса убраны и заменены перископическими приборами наблюдения. Здесь же может быть установлен прибор ночного видения.

ПТРК «Корнет» на БТР-90

В боевом отделении установлена двухместная бронированная башня кругового вращения, в которой смонтировано основное вооружение бронетранспортёра: 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ, 30-мм гранатомет АГ-17 и противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс».

(ПТРК) «Конкурс»

Вооружение стабилизировано в двух плоскостях наведения; угол наведения по горизонтали составляет 360° а по вертикали от -5° до +75°. Вооружение БТР-90 позволяет ему вести борьбу с танками и другими бронированными целями на дальности до 4000 м, поражать живую силу расположенную как открыто, так и на обратных скатах высот и в окопах, уничтожать вертолеты и такие малоразмерные цели, как расчеты ПТРК и артиллерийских орудий В боевом отделении размещены командир машины и наводчик-оператор, каждый из которых при необходимости может вести стрельбу из всего вооружения БТР В распоряжении командира имеется дневной прибор наблюдения 1П-13, наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневным и ночным) прицелом БПК-З-42. На месте наводчика-оператора установка прицела БПК-М модулем французской фирмы «SAT».

В десантном отделении бронетранспортёра могут разместиться семь полностью экипированных пехотинцев Их посадка и спешивание производятся через две двустворчатые двери в бортах корпуса и через люки в крыше корпуса. Пехотинцы могут вести стрельбу из стрелкового оружия через амбразуры (по три с каждого борта) или через верхние люки. В моторно-трансмиссионном отделении установлен многотопливный дизельный двигатель с турбонаддувом 2В-06-2С мощностью 520 л.с. Трансмиссия гидромеханическая с автоматической коробкой передач.

Бронетранспортер БТР-90 Россия

Колёсная ходовая часть выполнена по колесной формуле 8х8. Подвеска независимая, торсионная, на поперечных рычагах. Благодаря большому ходу подвески, наличию энергоемких телескопических амортизаторов и широкопрофильных шин с системой централизованного регулирования давления воздуха, машина может двигаться по сильнопересечённой местности со скоростью до 50 км/ч, а на шоссе она развивает скорость до 100 км/ч. Конструкция ходовой части озволяет продолжать движение даже при полном повреждении четырех колес. Водные преграды машина преодолевает вплавь без предварительной подготовки. Движение на плаву осуществляется за счет двух водометных движителей. Бронетранспортёр оборудован системой защиты от ОМП, противопожарной системой, необходимыми средствами радиосвязи и навигации. Для постановки дымовых завес по обе стороны башни смонтированы дымовые гранатомёты.

Конструкция

Конструкция БПМ-97 – это полноприводный бронированный автомобиль со сварным несущим корпусом. В нем есть разделение на такие части, как отделение для десантников и экипажа, а также моторный отсек. На корпусе располагаются люки для десантников, старшего по автомобилю и механика, задние и боковые кормовые двери. При производстве БМП-97 применялись агрегаты и узлы автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Такая мера дала возможность сделать БМП-97 дешевле, упростить ремонт и производство, а также осуществлять ремонт и техосмотр средствами, используемыми для шасси и автомобилей «КамАЗ». До того, как был произведен капремонт, пробег машины достиг отметки 270 тыс.км.

БПМ-97 оборудована 125-литровыми протектированными баками и дополнительным 20-литровым баком в бронекорпусе. Также в ней имеется фильтровентиляционная установка и автономный отопитель, который дает возможность сохранять рабочую температуру в отделении для десантников и экипажа, независимо от того, в каком состоянии находится двигатель.

magSpace.ru

Идея создания простого и недорогого бронеавтомобиля на серийных «грузовых» агрегатах не нова. Такие конструкции были особо популярны в СССР в 1930-50 годах: взять, например, послевоенные БТР-40 и БТР-152 (их основой послужили, соответственно, полноприводные ГАЗ-63 и ЗиС-151). Затем наша страна сделала ставку на более массивные и мощные бронетранспортеры, но как показало время, востребованность в легких двухосных бронемашинах осталась Первые эскизы КамАЗ-43269 появились в 1997 году, инициатором разработки выступил тогдашний руководитель Федеральной погранслужбы генерал армии Андрей Николаев. На неспокойных южных рубежах этими КамАЗами собирались заменить открытые всем ветрам «шестьдесят шестые» пограничных нарядов. Но вскоре разразился дефолт и о государственном финансировании пришлось забыть. Прошло немало времени, пока завод нашел деньги на продолжение работ. Из сделанных на сегодня 35 «Выстрелов» большая часть пришлась по другим целям. Машины оказались востребованы на «гражданке» для перевозки радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, денег и ценных грузов. Несколько броневиков закупили МВД Казахстана и Азербайджана. Кстати, долго не удавалось пробить разрешение на экспорт. Но год назад на встрече президента с командой «КамАЗ-Мастер» главе государства показали «броник» – и необходимые бумаги оформили за два дня.

В проектировании «Выстрела» велик вклад специалистов МГТУ им. Баумана, однако революционных решений в конструкции не видно – в них нет необходимости. Краеугольным камнем стала унификация с армейским семейством «Мустанг», потому и в обозначении остался индекс бортовой машины. По сути оригинальны только несущий бронекузов и изменения в органах управления, вызванные переходом к капотной компоновке.

Сборку ведут на челнинском , скоро там наладят раскрой бронелистов и сварку кузовов. Пока бронекорпус делают на «Курганмашзаводе». Знатоки найдут в облике новичка много общего с бронетранспортерами середины 50-х годов – БТР-152 и ГАЗ-40, но сходство объясняется функциональностью. Пуля рикошетит от наклонных бортов, как и пятьдесят лет назад, а V-образное днище рассеивает энергию взрыва при наезде на мину. Толщина брони – 16 мм, класс защиты – 6, но еще больше обезопасит экипаж при обстреле локальное бронирование.

Возросшую массу компенсируют установкой более мощного камазовского дизеля, вплоть до 360 л. с., и увеличением жесткости подвески. Боковые люки – для водителя и старшего машины, две распашные двери в корме – для десанта. На лавках или сиденьях размещается до 10 бойцов, и, если нужно, они могут вести огонь через бойницы. Есть несколько вариантов остекления: спецназ и полицейские требуют больше стекла по бокам, гражданские – впереди, ВДВ – на крыше.

Понятно, почему в экипажах БМП и танков сплошь крепыши среднего роста – развернуться там негде. Все предельно компактно, а удобством регулировок сиденья и руля жертвуют ради лишнего снаряда в боезапасе. В новом КамАЗе все демократичней. Разве что добираться к рулю приходится, топча ногами откинутую спинку сиденья. Это издержки компоновки. Вместо ключа зажигания – флажок, в войсках особая противоугонка с системой опознания «свой–чужой». Подробная инструкция – в Уставе караульной службы. Блок педалей широк даже для езды в армейских валенках. Нигде не жмет, только обзор – как из скворечника, но когда пули застучат по броне, и этого покажется много.

В отличие от танков и БМП, здесь дизель пускается быстро, без предварительной прокачки масляной системы, но внутренние шумы сопоставимы. Голые бронелисты – слабая шумоизоляция, зато нечему гореть. Однако снаружи «Выстрел» почти бесшумен – удобно, если куда-то надо подкрасться на «мягких лапах». kamaz-msk.ru

На бронированный кузов приходящий с Курганмашзавода оборудуются узлы и агрегаты КАМАЗ 4326 4х4. Различные системы (пуск, питание, охлаждение) подвергаются доработке.

Броня Корпус выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12.7-миллиметрового пулемета НСВ с дистанции 300 м., нижняя часть и корма — из 7.62-миллиметровой снайперской винтовки СВД с дистанции 1-30 м; бронировано и днище.

Вооружение КАМАЗ 43269 Выстрел Вращающаяся башня позвляет крепить следующее вооружение: крупнокалиберный 14.5-миллиметровый пулемет КПВТ или 12.7-миллиметровый пулемет Утес, 30-миллиметровый гранатомет Пламя, противотанковый ракетный комплекс, пусковые установки для дымовых гранат.

Назначение Броневик может перевозить раненых, служить в разведке, при необходимости возить арестантов или ценности. Основной заказчик машины — армия и силовые структуры, но бронеавтомобиль приобретается и в гражданских целях. www.remdizel.ru

фото взято с:megaobzor.com

Модификации

  • БПМ-97 КамАЗ-43269 — бронированная пограничная машина, базовая модификация для пограничных войск.
  • КамАЗ-43269 «Дозор» — модификация в варианте бронированной разведывательно-дозорной машины для сухопутных войск, оборудованная комплексом средств автоматизации разведки (КСАР) и комплексом БПЛА ZALA 421-08 «Стрекоза».
  • Выстрел К-43269 (модернизированный) — бронеавтомобиль поздних выпусков (после модернизации): с изменённым лобовым стеклом, стеклоочистителями, перенесённым воздухозаборником, установленной системой очистки воздуха и пр.
  • Выстрел К-43269 с БППУ МБ2 — модификация с боевым модулем МБ2-03 (30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, 30-мм гранатомёт АГ-17).
  • Выстрел К-43269 с ЗРК «Стрела-10М» — модификация с ЗРК «Стрела-10М».

Модификации 6 × 6

В 2008 году КАМАЗ планировал помимо существующего двухосного броневика «Выстрел» создать аналогичные трёх- и четырёхосные машины, рассчитанные на 13 и 18 бойцов соответственно.

В 2009 году на форуме сайта Radikal.ru была опубликована схема 3- и 4-осных броневиков аналогичной «Выстрелу» конструкции, а позже появились и фотографии трёхосного броневика, предположительно называемого «Изделие 69501».

В 2010 году ОАО «Краснодарский приборный завод „Каскад“» на выставке МВСВ-2010 была анонсирована машина 15М107 на базе Выстрел К-43269, предназначенная для дистанционного поиска и обезвреживания минно-взрывных заграждений, имеющих в своем составе электронные схемы управления. Машина получила шифр «Листва».

В 2011 году ЗАО «Корпорация „Защита“» представила специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6) с использованием узлов и агрегатов серийного грузовика КамАЗ-5350 «Мустанг» и броневика Выстрел К-43269. В бронеавтомобиле 8 посадочных мест для десанта + 2 места спереди, включая водительское.

Литература

Из госинфсводки информационного отдела ВЧК № 43 (260) за 21 февраля 1922 г. 22 февраля 1922 г.

История создания

Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» (НПЦ СМ) МГТУ имени Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России

Первым серьёзно обратил внимание на БПМ-97 директор ФПС России генерал армии А. И. Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66

После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось, и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.

Для компенсации затрат на разработку при малом объёме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили стали использоваться для перевозки взрывчатых веществ, различных ценных грузов, а также для инкассации.

После получения в 2005 году разрешения на экспорт, пробные партии машин были проданы вооружённым силам Казахстана (ВС РК) и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьёзных дефектов (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах), послуживших поводом к отказу от покупки уже произведённой второй партии машин для ВС РК. В результате, в 2008 году Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) решило выкупить данную партию броневых автомобилей.

После этого были созданы три доработанные единицы для государственных испытаний, по окончании которых специально созванная межведомственная комиссия рекомендовала принять бронированную пограничную машину БПМ-97 на вооружение Пограничной службы ФСБ России. В результате, приказом директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) бронеавтомобиль БПМ-97 Выстрел К-43269 был принят на снабжение пограничных органов.

Вслед за ФСБ России, Минобороны России также провело ускоренные испытания Выстрел К-43269, по результатам которых приказом начальника Главного автобронетанкового управления от 14 августа 2008 года бронеавтомобиль Выстрел К-43269 принят на снабжение Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России).

В 2009 году несколько машин Выстрел К-43269 приняли участие в учениях «Запад-2009».

«Выстрел» собирается на заводе АО «Ремдизель» в Набережных Челнах. В броневой корпус производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ-4326 4×4.

Модернизация бронеавтомобиля с установкой комплекса средств связи, вооружения и другого оборудования производится на ОАО «Муромтепловоз».

Участие в конфликте СССР и других стран соцлагеря

После начала бомбардировок промышленных и военных объектов вьетнамское правительство обратилось за помощью к СССР – своему давнему другу и покровителю, но тогдашний руководитель Н. Хрущев отказался помогать Вьетнаму. Только после смены власти в Кремле, когда пост главы СССР занял Л. Брежнев, страну лично посетил тогдашний Председатель Совета Министров СССР А. Косыгин и между Вьетнамом и СССР было заключено соглашение об оказании помощи.

Советский военные во Вьетнаме

16 апреля 1965 года через территорию Китая в Ханой направился первый эшелон с военной техникой и обслуживающим персоналом. Кроме СССР Вьетнаму помогали Болгария, Чехословакия и Куба. Доля военной помощи от СССР составляла более 60% от необходимых расходов; экономическая помощь поступала в 40%.

Военная помощь дружественному Вьетнаму заключалась в поставках зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных станций, истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и кораблей.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

Поскольку население было малограмотным и отсталым от передовых мировых технологий, для обучения обслуживающего персонала военной техники и оборудования было организовано множество учебных центров, в которых преподавание основ противовоздушной обороны и обучение пилотированию и летному обслуживанию самолетов проводили опытные инструкторы.

В Свердловске была сформирована группа специалистов-ракетчиков, которую набирали из добровольцев. Было известно, что страной пребывания станет Вьетнам, но цели поездки не уточнялись. В июле 1965 года первые сто специалистов отправились в джунгли Вьетнама (всего за весь период войны были откомандированы 6500 военных советников). В то время эта миссия считалась почетной.

Учебные аудитории располагались в бамбуковых хижинах и деревянных сараях прямо в джунглях. Тропическая жара, влажный климат, множество паразитов и змей, а главное – трудности в общении (переводчиков очень не хватало) создавали много трудностей для обучения; но вьетнамцы очень старались преуспеть в обучении. После теории на практике отрабатывались и закреплялись приобретенные навыки; часто приступали к работе, по ходу действия дорабатывая мастерство. Советские специалисты обучали вьетнамских товарищей устанавливать ракеты и рассчитывать траекторию их полета, пилотировать самолеты и поражать воздушные цели противника.

Военная техника США во Вьетнаме

Работы было много: предстояло создать все подразделения противовоздушной обороны Вьетнама ввиду ее полного отсутствия. За организацией пристально наблюдали находящиеся здесь высшие военные чины – маршал П. Кулешов лично на местах определял пути перевозки громоздких зенитно-ракетных комплексов и места установки ракет.

Уже в июле под Ханоем были развернуты дивизионы, состоящие из советских специалистов и вьетнамских дублеров. Впервые в военной истории для уничтожения вражеской авиации стало применяться зенитно-ракетное оружие. Предназначенное для обнаружения, отслеживания и ликвидации воздушных целей противника, оно показало высокую эффективность при защите объектов и впоследствии получило широкое применение.

Эффективность обучения вьетнамских воинов, несмотря на их малограмотность и общее истощение, в полной мере проявилась во время первого совместного удачного боя 24 июля 1965 года, в котором три вражеские американских самолета были обезврежены четырьмя (!!!) ракетами: вьетнамские ракетчики так ценили помощь СССР, что поставили цель свести к минимуму неудачные удары.

Мемориальная доска погибшим

Успехи советских и вьетнамских ракетчиков заставили американских пилотов прибегать к дополнительной маскировке самолетов для дезориентации их в пространстве. Так, перед самолетом сбрасывалась металлическая мишура, мешающая обнаружить воздушный объект; шумовые и импульсные помехи создавали серьезное препятствие для радаров. Все это было учтено; разработанный целый комплекс приемов обнаружения и уничтожения противника позволял надежно отражать воздушные атаки.

Особенно удачно применялась техника ведения боя из засады, когда в чаще леса устанавливались ложные военные позиции с установкой деревянных «ракет», окрашенных известью. Противник в этом случае был дезориентирован и нес значительные потери.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Советские самолеты МиГи были намного маневреннее неповоротливых американских «Фантомов», что позволяло иметь преимущество в боях в воздухе.

Фактически за счет СССР и под руководством его военных специалистов во Вьетнаме была построена разветвленная сеть противовоздушной обороны страны. Всего было ввезено в страну в качестве военной помощи 95 зенитных ракетных комплекса «Двина» — непревзойденное для того времени оружие, наводившее ужас на американских летчиков. Самая лучшая система ПВО была в районе городов Ханоя и Хайфона: американцы особенно стремились разрушить эти города, что сломило бы боевой дух вьетнамских воинов. Тысячи американских самолетов были сбиты благодаря системе противовоздушной обороны.

История создания

Работа над созданием нового колесного бронетранспортера началась в КБ Горьковского автозавода в первой половине 90-х годов, сразу после получения ТТЗ от Министерства обороны.

Следует сказать, что требования военных к новой машине были довольно жесткими. В задании предусматривалось наличие внутри корпуса десяти мест для членов экипажа и десанта, возможность установки на машину новых и перспективных видов вооружения, значительное повышение уровня маневренности, подвижности и скоростных характеристик бронетранспортера

Особое внимание заказчики требовали уделить броневой защите. И все вышеперечисленное не должно было отрицательно сказываться на авиатранспортабельности боевой машины

Подготовка тактико-технического задания бронетранспортера, да и вся его дальнейшая разработка велась с учетом опыта использования подобных машин в реальных боевых конфликтах, которого к этому времени у российских военных уже было предостаточно.

В 1994 году на Арзамасском заводе собрали опытный образец машины, бронекорпус которой был изготовлен на Челябинском заводе тяжелого машиностроения. В том же году БТР-90 был представлен широкой общественности.

Параллельно шли работы над созданием бронированной медицинской машины (БММ) на базе БТР-90 «Росток». Они начались в 1997 году. Разработчиком этого проекта была выбрана . Опытный образец БММ «Сухожилие» был изготовлен в июне 2000 года, после чего начались его государственные испытания. Сроки завершения проекта несколько раз переносились, в мае 2006 года было принято решение о полном прекращении работ.

БТР-90 был официально принят на вооружение в 2008 году. Эта машина стала первым колесным бронетранспортером, созданным отечественной промышленностью. В 2009 году в войска поступила опытная партия БТР-90, однако статус его оставался неопределенным. Дело в том, что в государственном оборонном заказе шла речь только о производстве БТР-82А, никакого другого колесного бронетранспортера в документе не было. В это же время шла разработка новой концепции вооружений сухопутных войск ВС РФ, и места в ней для БТР-90, увы, нашлось – в 2011 году Министерство обороны официально отказалось от бронетранспортера, и не включила его в государственную программу закупок до 2020 года.

Вероятно, предполагая такой исход событий заранее, в 2010 году на том же Арзамасском заводе началась разработка нового БТР на базе «Ростка». Он получил название «Гильза». В этой машине конструкторы попытались выполнить главное требование военных – изменить саму компоновку боевой машины. Планировалось перенести моторно-трансмиссионное отделение в переднюю часть бронетранспортера, а отсек для десантников разместить в корме. Однако и этот проект был отвергнут военными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector