Адмирал чабаненко (большой противолодочный корабль)
Содержание:
- Кому корабль обязан своим именем
- История создания БПК
- Характеристики корабля
- Боевое и учебное применение БПК проектов 1155 и 1155.1
- Государственные испытания
- Представители проекта
- Особенности классификации
- История
- История создания БПК проектов 1155 и 1155.1
- Радиоэлектронное вооружение корабля
- Вооружение кораблей
- Вооружение и военная техника
- Характеристики корабля
- Вооружение корабля
- Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155
- Вооружение корабля
- Литература[ | ]
- История
- Процедура проведения
- Техническое оснащение и характеристики корабля
Кому корабль обязан своим именем
Большой противолодочный корабль своим именем обязан командующему Северным флотом А. Т. Чабаненко, занимавшему эту должность с 1952 по 1962 годы.
Андрей Трофимович родился на Украине 17 октября 1909 года. С молодости связал свою судьбу с военным флотом. После военно-морского училища служил офицером на подлодках (ПЛ) Черноморского флота.
В 24 года ему доверили командование субмариной на Тихоокеанском флоте. Через пять лет в его подчинении был уже дивизион ПЛ, а в 1940 году – бригада.
В 35 лет Чабаненко получил звание контр-адмирала.
После войны Андрей Трофимович проходит академические курсы при Военно-морской академии и назначается командиром Южно-Сахалинской военно-морской базы. В конце 1947 года офицер направляется в академию Генштаба. После ее окончания принял командование Северным флотом.
В период командования флотом Чабаненко провел большую работу по развертыванию военно-морских баз, разработал тактику действий ПЛ и отработал ее практически, готовил и проводил первые полярные походы атомных ПЛ.
История создания БПК
В 70-е годы страны, имеющие военно-морские силы, пришли к выводу, что строительство специализированных под конкретную задачу кораблей — слишком затратное дело. Поэтому было решено строить многоцелевые суда, в том числе и советскими конструкторами. Так родился проект 1155 по созданию многоцелевого корабля.
Однако некоторые производственно-технические проблемы встали на пути этой идеи. И всё-таки в конце 80-х годов в СССР приступили к работам по проекту 1155, итогом которых должен был стать большой противолодочный корабль.
Возглавить работы было поручено В. П. Мишину. После сдачи флоту головного в этой серии БПК, «Удалого», Мишин занялся вопросами модернизации этой серии. Первые конструкторские наброски представили совершенно другой корабль, внешне похожий на «Удалого», но все-таки отличавшийся от него.
Но это было первое впечатление. Главные новшества были скрыты от постороннего взгляда. В корпусе находилась современная энергетическая установка, мощнейший комплекс гидроакустики, общая система управления противовоздушной обороной корабля и другие боевые системы, созданные на цифровой элементной базе. По своей сути это был новый проект, ориентированный на эсминцы США «Орли Берк» и «Спрюенс».
По заявлению главного конструктора проекта 1155 Мишина В. П., советский многоцелевой корабль ничем не уступал американскому «Орли Берку», а в некоторых вопросах мог даже дать ему фору.
В конце 1992 года БПК был спущен на воду. По традиции ему было присвоено имя одного из известных советских флотоводцев.
Характеристики корабля
- Водоизмещение: 7740/8320 тонн. Размерения: 163,5 х 19 × 7,8 м.
- 2 вертолёта в ангарах (Ка-27ПЛ и Ка-27РЦ)
- 2 х 4 ПУ (ЛЕ-190) ракет 3М-80 «Москит»
- 8 х 8 вертикальных ПУ (ЗС-95) ЗУР «Кинжал» (64 ракеты)
- Арт: 1 х 2—130 мм (АК 130) 360 выстрелов; 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик»
- 2 х 10 РКПТЗ «Удав», 2 х 4 — 533 ТА, 26 мин
- РЛС МР-760 «Фрегат» — МА, РЛС МЗ 350 «Подкат» (обнаружения низколетящих целей), РЛС «Вайгач», БЗ — 212, ГАК «Звезда» — 2
- Комплекс связи «Кристалл».
- 4 газ. турб., 2 винта, 65 000 л.с. (2 маршевых ГТУ М-9 по 10 000 л.с. и 2 форсажных ГТУ М-21 по 22 500 л.с.)
- 32 узла (полная), дальность 6000 миль (на 14 узлах) при 2000 тонн топлива в перегруз
- Автономность — 30 суток.
- Экипаж — 296 человек
Боевое и учебное применение БПК проектов 1155 и 1155.1
К сожалению, судьба многих советских больших противолодочных кораблей типа «Удалой» оказалась довольно печальной. В качестве примера можно привести «биографию» БПК «Адмирал Харламов». Этот корабль вступил в состав ВМФ 25 февраля 1990 года. Поначалу его активно использовали в «визитном» качестве – он совершал походы в Норвегию, Швецию, Голландию, Соединенные Штаты и в Канаду. При этом, как потом выяснилось, необходимое техническое обслуживание не выполнялось.
БПК «Адмирал Харламов». Снимок предположительно сделан в 2014 году
Начиная с августа 2000-го года «Адмирал Харламов» находился на постоянном дежурстве в районе гибели подводной лодки «Курск». Возвращался в порт он только за топливом и продовольствием для экипажа. Видимо, эта непрерывная вахта, продлившаяся много месяцев, привела к сильному износу механизмов. После её окончания, начиная с июля 2001-го года, корабль «Адмирал Харламов» не совершил больше ни единого выхода в море.
В 2004-м году БПК был переведен в технический резерв второй категории. Поползли слухи о том, что вскоре он и вовсе будет списан. Официально же сообщалось, что «Адмирал Харламов» подвергнут капитальному ремонту, после которого он получит новое вооружение. Вот только начало работ отодвинули на 2014-й год.
Последние новости об этом корабле неутешительны – все сроки выполнения ремонта давно прошли, но ничего так и не было сделано. Более того, есть информация о том, что отдельные части «Харламова» демонтированы для последующего использования на других уцелевших БПК проекта 1155.
Биография «Адмирала Чабаненко» выглядит несколько лучше. Правда, этот корабль долгое время не мог войти в состав флота из-за того, что не было денег для проведения необходимых испытаний. Лишь в 2000-м году над единственным БПК проекта 1155.1 был поднят российский флаг. Тогда же он принимал участие в патрулировании места гибели подводной лодки «Курск», действуя совместно с «Адмиралом Харламовым».
Во второй половине «нулевых» этот корабль много раз участвовал в различных маневрах и учениях, в том числе и международных. «Адмирал Чабаненко», кроме того, совершил немало дальних походов, а в 2009-м году его привлекли к патрулированию Аденского залива и прилегающих вод, где тогда орудовали пираты.
«Адмирал Чабаненко» у причальной стенки, где ему предстоит провести еще несколько лет
Спустя несколько лет, когда БПК находился неподалеку от берегов Сирии, в которой начиналась гражданская война, турецкий политик Масум Тюркер выступил с заявлением о том, что «Адмирал Чабаненко» сбил разведывательный самолет RF-4E ВВС Турции, однако эта информация подтверждения не получила.
К сожалению, в 2014-м году с «Адмиралом Чабаненко» случилось то же, что и с «Харламовым» — его отправили на ремонт. Поначалу говорилось, что спустя три года корабль вернется в строй, но этого не случилось. Более того – теперь сообщается, что модернизация завершится лишь в конце 2024 года. В чем она заключается, неясно, поскольку никаких работ на борту не ведется.
Государственные испытания
В 1995 году БПК «Адмирал Чабаненко» был выведен на ходовые испытания, сдача которых растянулась на многие годы. Финансовое обеспечение их быстро иссякло, и корабль несколько лет простоял «на приколе» у стенки завода «Янтарь».
Только вмешательство Главкома ВМФ России адмирала Куроедова сдвинуло вопрос с мертвой точки. Сразу были решены вопросы финансирования. Госиспытания были проведены на высшем уровне. Все необходимое поступало в кратчайшие сроки.
Балтийский флот выделил подводную лодку, надводные корабли, авиацию для проверки тактико-технических данных нового БПК. Были проведены все виды стрельб, проверены все системы, в том числе и противовоздушной обороны (ПВО). ПВО проверялась облетом корабля всеми видами самолетов. Вертолеты Ка-27 успешно проверили соответствие взлетно-посадочных площадок нормам.
После благополучно завершившейся эпопеи с госиспытаниями корабль был отправлен на Северный флот для прохождения дальнейшей службы.
Представители проекта
Наименование | б/н | Верфь | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Прим. |
Удалой | 637 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 111 | 23.07.1977 | 05.02.1980 | 31.12.1980 | КСФ | Списан | Утилизирован |
Вице-адмирал Кулаков | 626 | ССЗ им. А. А. Жданова | 731 | 04.11.1977 | 16.05.1980 | 29.12.1981 | КСФ | В строю | |
Маршал Василевский | 687 | ССЗ им. А. А. Жданова | 732 | 22.04.1979 | 29.12.1981 | 08.12.1983 | КСФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Трибуц | 564 | ССЗ им. А. А. Жданова | 733 | 19.04.1980 | 26.03.1983 | 30.12.1985 | ТОФ | В строю | |
Адмирал Захаров | 513 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 112 | 16.10.1981 | 04.11.1982 | 30.12.1983 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Левченко | 605 | ССЗ им. А. А. Жданова | 734 | 27.01.1982 | 21.02.1985 | 30.09.1988 | КСФ | В строю | Заложен как «Хабаровск» |
Адмирал Спиридонов | 555 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 113 | 11.04.1982 | 28.04.1984 | 30.12.1984 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Маршал Шапошников | 543 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 114 | 25.05.1983 | 27.12.1984 | 30.12.1985 | ТОФ | В ремонте | |
Североморск | 619 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 115 | 12.06.1984 | 24.12.1985 | 30.12.1987 | КСФ | В строю | До 27.12.1995 — «Симферополь» |
Адмирал Виноградов | 572 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 116 | 05.02.1986 | 04.06.1987 | 30.12.1988 | ТОФ | В строю | |
Адмирал Харламов | 678 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 117 | 07.08.1986 | 29.06.1988 | 30.12.1989 | КСФ | В резерве | |
Адмирал Пантелеев | 548 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 118 | 28.01.1988 | 07.02.1990 | 19.12.1991 | ТОФ | В строю |
Цвета таблицы:
Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Синий —находится в ремонте или на модернизации Серый —выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный —списан, утилизирован или потерян
Особенности классификации
К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».
Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн
Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.
В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.
В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.
История
Проектирование корабля началось в 1970-е годы. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 28 февраля 1989 года. Спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания начались в 1995 году. Включён в состав ВМФ 28 января 1999 года. Первым командиром стал Игорь Александрович Быков.
БПК «Адмирал Чабаненко» принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. Флагман отряда — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».
6 декабря 2008 года БПК «Адмирал Чабаненко» стал первым российским военным кораблём, который вошёл в Панамский канал со времён Второй мировой войны.
В ноябре 2009 — апреле 2010 года БПК «Адмирал Чабаненко» обеспечивал безопасность судоходства в районе Африканского Рога и Аденском заливе, сопроводив 17 конвоев из более чем 60 судов. Передав вахту кораблям Тихоокеанского флота, корабль с 11 по 13 апреля 2010 года находился с визитом в испанском порту Сеута . 29 апреля вернулся в Североморск .
В июне 2012 года лидер Демократической левой партии Турции Масум Тюркер (Masum Türker) заявил, что турецкий самолёт-разведчик RF-4E, пропавший 22 июня 2012 года во время полёта в территориальном пространстве Сирии, был сбит ракетой с БПК «Адмирал Чабаненко».
C апреля 2014 года находится в ремонте на СРЗ-35.
Ремонт продлится до 2022 года.
История создания БПК проектов 1155 и 1155.1
Развитие американского атомного подводного флота шло в 60-е годы чрезвычайно быстрыми темпами. Постоянное улучшение основных характеристик субмарин привело к устареванию советских БПК первых серий. Кроме того, к началу 70-х годов уже было известно о проектировании новых, еще более совершенных, подводных лодок.
БПК проекта 1134А «Маршал Тимошенко». Корабли этого типа предполагалось использовать в качестве прототипа при разработке проекта 1155
Чтобы не отстать от своего главного противника, командование советского военно-морского флота разработало техническое задание, предусматривающее создание больших противолодочных кораблей нового проекта, обозначенного как 1155. Документация была передана в ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро.
Исходная идея заключалась в максимальном использовании опыта, полученного при создании БПК проекта 1134А. Это позволяло, в частности, использовать при строительстве кораблей уже имеющиеся стапели. Несмотря на всю привлекательность такого решения, от него в итоге пришлось отказаться – размеры БПК проекта 1134А были слишком малы для того, чтобы разместить на его палубе два вертолета, не хватало их и для установки новейшего гидроакустического комплекса.
Таким образом, уже на самом начальном этапе конструкторам пришлось существенно увеличить водоизмещение корабля – с четырех до семи тысяч тонн. Изменились очертания носовых обводов корпуса, а затем и форма кормы. Это позволило «расчистить место» под вертолетные ангары.
Строительство головного корабля «Удалой», предназначенного для Северного флота, началось летом 1977 года, на специально сооруженном стапеле в Калининграде. Все необходимые работы проводились судостроительным . Спустя три года БПК «Удалой» спустили на воду, а всего было изготовлено 12 кораблей этой серии. Последний из них, «Адмирал Пантелеев», был введен в строй за несколько дней до распада СССР, 19 декабря 1991 года.
БПК «Адмирал Пантелеев», последний корабль проекта 1155, в порту Дананг
Следует отметить, что большие противолодочные корабли проекта 1155 являлись узкоспециализированными. Чтобы одинаково успешно бороться как с подводными, так и с надводными целями, они должны были взаимодействовать с эсминцами проекта 956, на борту у которых имелись противокорабельные крылатые ракеты. Теоретически это позволяло увеличить эффективность, но на практике привело к значительным сложностям.
Согласованные действия кораблей разных типов требуют значительных усилий и не всегда могут быть осуществлены. Поэтому в 80-е годы прошлого века было принято решение разработать более универсальный БПК для нанесения ударов по субмаринам, надводным кораблям, сухопутным и воздушным целям. Так появился проект 1155.1 (иногда используется «слитное» обозначение 11551).
В этом случае уже не потребовалось вносить существенные изменения в форму и размеры корпуса, что позволяло осуществлять строительство на уже имеющемся стапеле в Калининграде. Первый большой противолодочный корабль проекта 1155.1 получил название «Адмирал Чабаненко», вторым должен был стать «Адмирал Басистый». Всего планировалось изготовить не менее 10 этих БПК.
Радиоэлектронное вооружение корабля
Современные противолодочные корабли России слепы и глухи без радиоэлектронного вооружения.
Под этим понятием скрываются различные системы, обеспечивающие навигацию, обнаружение и наведение на цель ракет, предупреждение о лазерном облучении и пр.
Например, боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб-55» служит для выработки в автоматическом режиме рекомендаций экипажу по наиболее эффективному использованию возможностей корабля и его вооружения.
Радиолокационная станция «Фрегат-МА» контролирует воздушное и надводное пространство вокруг БПК. Обнаружив цели, выдает команду огневым средствам на отражение атаки противника. Эффективно работает даже при интенсивном радиопротиводействии.
Также корабль оснащен системой контроля «Корвет», гирокомпасными системами «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2».
Комплекс связи «Кристалл» и станция космической связи «Прицел-А» обеспечивают связь в любых условиях. Станция «Прицел-А» позволяла иметь устойчивую связь с любой точкой мира.
Вооружение кораблей
Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.
БПК проекта 1155
На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.
Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.
Схема применения комплекса «Раструб-Б»
При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.
На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.
Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.
Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.
Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке
Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.
Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.
БПК проекта 1155.1
«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.
Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.
Противокорабельная крылатая ракета «Москит»
Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:
- Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
- Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
- Автоматы АК-630 демонтированы;
- Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
- Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.
ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.
Вооружение и военная техника
Основная статья: Список вооружения и военной техники Сухопутных войск Российской Федерации
Сухопутные войска Российской Федерации оснащаются преимущественно техникой российского и советского производства. В их состав входит буксируемая и самоходная артиллерия (пушки, гаубицы, миномёты, реактивные системы залпового огня от 122 до 300 мм), танки, бронетранспортёры, бронированные разведывательные машины, боевые машины пехоты и огнемётчиков, самоходные ПТРК, средства ПВО состоящие из пушечных, зенитных, ракетных и ракетно-пушечных комплексов ближнего, малого, среднего и дальнего радиуса действия. Транспортные потребности удовлетворяются грузовиками и лёгкими утилитарными вседорожниками. На вооружении имеются также разведывательные беспилотники.
Стрелковое вооружение состоит из автоматических и ручных гранатомётов; реактивных гранат и огнемётов; переносных противотанковых и зенитных ракет; пистолетов; штурмовых, снайперских и крупнокалиберных винтовок; ручных, единых и крупнокалиберных пулемётов.
Характеристики корабля
- Водоизмещение: 7740/8320 тонн. Размерения: 163,5 х 19 × 7,8 м.
- 2 вертолёта в ангарах (Ка-27ПЛ и Ка-27РЦ)
- 2 х 4 ПУ (ЛЕ-190) ракет 3М-80 «Москит»
- 8 х 8 вертикальных ПУ (ЗС-95) ЗУР «Кинжал» (64 ракеты)
- Арт: 1 х 2—130 мм (АК 130) 360 выстрелов; 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик»
- 2 х 10 РКПТЗ «Удав», 2 х 4 — 533 ТА, 26 мин
- РЛС МР-760 «Фрегат» — МА, РЛС МЗ 350 «Подкат» (обнаружения низколетящих целей), РЛС «Вайгач», БЗ — 212, ГАК «Звезда» — 2
- Комплекс связи «Кристалл».
- 4 газ. турб., 2 винта, 65 000 л.с. (2 маршевых ГТУ М-9 по 10 000 л.с. и 2 форсажных ГТУ М-21 по 22 500 л.с.)
- 32 узла (полная), дальность 6000 миль (на 14 узлах) при 2000 тонн топлива в перегруз
- Автономность — 30 суток.
- Экипаж — 296 человек
Вооружение корабля
- Вооружение: 2 х 4 ПУ ПКР 3М-80 «Москит», 8 х 8 ВПУ ЗРК «Кинжал» — 64 ракеты; 2 ЗРАК «Кортик» — боекомплект 128 ЗУР 9М311 и 24 000 30 мм выстрелов, спаренная 130 мм АК-130 — 1000 выстрелов, 2 x 4 ПУ ПЛРК «Водопад» — 24 ракеты и торпеды («Водопад-НК» — 83РН, 84РН, торпеды СЭТ-65), 2 х 10 РБУ — 12000 комплекса ПТЗ «Удав-1» — 120 РГБ, ПУ пассивных помех — 2 ПК-2 и 10×12 ПК-10.
- ГАК: гидроакустический комплекс «Звезда-2».
- Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-55», система освещения надводной обстановки «Корвет-1155», РЛС обнаружения целей МР-760 «Фрегат-МА», МР-350 «Подкат», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф», комплекс РЭБ «Старт-2», комплекс связи «Кристалл».
Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155
При проектировании корабля конструкторы попытались учесть недостатки БПК «Удалого», созданного по проекту 1155.
Прежде всего было обращено внимание на вооружение. В результате отказались от двух артиллерийских установок (АУ) калибром 100 мм, заменив их на спаренную 130 мм установку
Произведена замена противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Метель» противокорабельным ракетным комплексом «Москит».
Заменен 533 мм ТА на противолодочный РК «Водопад».
Зенитное вооружение было усилено зенитно-ракетным комплексом «Кортик». 30 мм установка АК-630 была удалена из проекта.
Гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином» также был заменен более совершенным «Звезда-2».
Вооружение корабля
- Вооружение: 2 х 4 ПУ ПКР 3М-80 «Москит», 8 х 8 ВПУ ЗРК «Кинжал» — 64 ракеты; 2 ЗРАК «Кортик» — боекомплект 128 ЗУР 9М311 и 24 000 30 мм выстрелов, спаренная 130 мм АК-130 — 1000 выстрелов, 2 x 4 ПУ ПЛРК «Водопад» — 24 ракеты и торпеды («Водопад-НК» — 83РН, 84РН, торпеды СЭТ-65), 2 х 10 РБУ — 12000 комплекса ПТЗ «Удав-1» — 120 РГБ, ПУ пассивных помех — 2 ПК-2 и 10×12 ПК-10.
- ГАК: гидроакустический комплекс «Звезда-2».
- Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-55», система освещения надводной обстановки «Корвет-1155», РЛС обнаружения целей МР-760 «Фрегат-МА», МР-350 «Подкат», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф», комплекс РЭБ «Старт-2», комплекс связи «Кристалл».
Литература[ | ]
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II, часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли.. — 124 с. — ISBN 5-8172-0080-5.
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — 124 с. — ISBN 5-8172-0094-5.
- Павлов А. С. БПК типа Удалой. — Якутск, 1997. — 40 с. — ISBN не указан.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
История
Проектирование корабля началось в 1970-е годы. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 28 февраля 1989 года. Спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания начались в 1995 году. Включён в состав ВМФ 28 января 1999 года. Первым командиром стал Игорь Александрович Быков.
БПК «Адмирал Чабаненко» принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. Флагман отряда — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».
6 декабря 2008 года БПК «Адмирал Чабаненко» стал первым российским военным кораблём, который вошёл в Панамский канал со времён Второй мировой войны.
В ноябре 2009 — апреле 2010 года БПК «Адмирал Чабаненко» обеспечивал безопасность судоходства в районе Африканского Рога и Аденском заливе, сопроводив 17 конвоев из более чем 60 судов. Передав вахту кораблям Тихоокеанского флота, корабль с 11 по 13 апреля 2010 года находился с визитом в испанском порту Сеута . 29 апреля вернулся в Североморск .
В июне 2012 года лидер Демократической левой партии Турции Масум Тюркер (Masum Türker) заявил, что турецкий самолёт-разведчик RF-4E, пропавший 22 июня 2012 года во время полёта в территориальном пространстве Сирии, был сбит ракетой с БПК «Адмирал Чабаненко».
C апреля 2014 года находится в ремонте на СРЗ-35.
Ремонт продлится до 2022 года.
Процедура проведения
Инструкция
Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.
Техническое оснащение и характеристики корабля
«Адмирал Чабаненко» — корабль, способный к автономному плаванию в течение 30 суток. Движение может осуществляться в двух режимах: маршевом и форсажном. Для этого на БПК установлены двухвальные газотурбинные энергетические установки типа COGAG: две маршевых М-63 по 9 тыс. л. с. и две форсажные М8КФ по 22 тыс. л. с.
Энергетические установки позволяют развивать максимальную ходовую скорость в 32 узла. В экономном режиме скорость составляет 18 узлов.
Стандартное водоизмещение корабля составляет 7700 т, полное – 8900 т.
Расстояние от носа до кормы «Адмирала Чабаненко» составляет 163,4 м. Ширина судна – 19,5 м.
На корме располагаются две взлетно-посадочные площадки для противолодочных вертолетов типа Ка-27.
Экипаж корабля состоит из 296 человек.