Двигатель bmw b47
Содержание:
- Содержание
- Боевое применение
- Примечания
- Boeing B-47 Stratojet
- Модели
- Конструкция
- Главные действующие лица
- Краткая история парусников
- История создания
- Тактико-технические характеристики
- Конструкция модели 1947 года
- Боевое применение
- Боевое применение
- ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ BOEING B-52 STRATOFORTRESS
- Интересные факты
- История создания
- Испытали по полной программе
- И получили по носу
Содержание
Боевое применение
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды, судьба экипажа неизвестна.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году..
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
Примечания
- Knaack, 1988, p. 142
- Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 870. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- Так, термоядерное устройство, использовавшееся в эксперименте Ivy Mike — первом термоядерном взрыве в США в 1952 году, полностью снаряжённое весило 80 тонн.
Boeing B-47 Stratojet
Boeing B-47 Stratojet — один из самых распространенных бомбардировщиков военно-воздушных сил США конца 1940 — 1960-х гг. На вооружение самолет В-47 был принят в 1947 г., к 1951 г. его производство значительно увеличилось. На самолете устанавливались шесть двигателей (J-47) J-35-2 тягой 1700 кг ). В процессе производства мощность двигателя увеличивалась по сравнению с первыми образцами. К 1950 г. тяга двигателя превышала 2360 кг (J-47).
Двигатель J-47 устанавливался также на другие военные и гражданские самолеты.
На ряде образцов В-47 были реактивные ускорители.
Boeing B-47 Stratojet фото
К конструктивным особенностям бомбардировщика относятся:
- стреловидное крыло. Стреловидность по передней кромке составляла 35°. Это был второй случай использования крыла необычной по тем временам формы. В период мировой войны такое крыло имел немецкий самолет Ju-287;
- использование тормозного парашюта при посадке самолета;
- велосипедная схема шасси. Основные стойки располагались под фюзеляжем самолета впереди и сзади бомбового отсека;
- стояночный угол положения крыла соответствовал углу атаки, необходимому при взлете самолета.
Тактико-технические характеристики Boeing B-47 Stratojet:
- Полетная масса, кг 56 000
- Полетная масса самолета
- В-47Е-2, кг 93 440
- Скорость полета, км/ч 960
- Тактический потолок, м свыше 12 000
- Дальность полета без дозаправки, км свыше 4800
- Экипаж, чел 3
- Бомбовая нагрузка, кг свыше 9000
В феврале 1948 г. на самолете В-47 был установлен официальный мировой рекорд скорости для бомбардировщиков. Расстояние 3680 км было покрыто за 3 ч 46 мин.
С 17 декабря 1947 г. (первый полет самолета) по 1969 г. (снятие самолета с вооружения) , «Боинг» и «Локхид» выпустила 2060 единиц В-47 различных модификаций.
Боевая авиация
Модели
Двигатель | Мощность | Крутящий момент | Годы |
---|---|---|---|
B47D20 | 85 кВт (116 л.с., 114 л.с.) при 4000 об / мин | 270 Нм (199 lb⋅ft) при 1250-2750 оборотах в минуту | 2015– |
110 кВт (150 л.с., 148 л.с.) при 4000 об / мин | 320 Нм (236 lb⋅ft) при 1500–3000 об / мин | ||
330 Нм (243 lb⋅ft) при 1750–2250 оборотах в минуту | 2014– | ||
350 Нм (258 lb⋅ft) при 1500–3000 об / мин | |||
360 Нм (266 lb⋅ft) при 1500–2500 об / мин | |||
125 кВт (170 л.с., 168 л.с.) при 4000 об / мин | 360 Нм (266 lb⋅ft) при 1500–2750 об / мин | ||
140 кВт (190 л.с., 188 л.с.) при 4000 оборотах в минуту | 400 Нм (295 lb⋅ft) при 1750–2500 об / мин | ||
151 кВт (205 л.с., 202 л.с.) при 4000 об / мин | 430 Нм (317 lb⋅ft) при 1750–3000 об / мин | ||
165 кВт (224 л.с., 221 л.с.) при 4400 оборотах в минуту | 450 Нм (332 lb⋅ft) при 1500–3000 об / мин | 2015– | |
170 кВт (231 л.с., 228 л.с.) при 4400 оборотах в минуту | 450 Нм (332 lb⋅ft) при 1500–3000 об / мин | ||
500 Нм (369 lb⋅ft) при 1500–3000 об / мин |
B47D20 (версия 110 кВт)
- 2014–2016 F10 518d
- 2014 – настоящее время F45 218d Active Tourer
- 2015 – настоящее время F20 118d
- 2015 – настоящее время F22 218d
- 2015 – настоящее время F25 X3 sDrive18d
- 2015–2019 F30 / F31 / F34 318d
- 2015 – настоящее время F32 / F36 418d
- 2015 – настоящее время F48 X1 sDrive18d
- 2015 – настоящее время MINI Cooper D Clubman
- 2017 – настоящее время F39 X2 sDrive18d
- 2017 – настоящее время MINI Cooper D Countryman
- 2019 – настоящее время G20 318d
- 2019 – настоящее время F40 118d
B47D20 (версия 140 кВт)
- 2014–2016 F10 / F11 520d
- 2014 – настоящее время F26 X4 xDrive20d
- 2014 – настоящее время F45 220d Active Tourer / 220d Gran Tourer
- 2015 – настоящее время F20 120d / 120d xDrive
- 2015 – настоящее время F22 / F23 220d
- 2015 – настоящее время F25 X3 sDrive20d / xDrive20d
- 2015–2019 F30 / F31 / F34 320d
- 2015 – настоящее время F32 / F36 420d
- 2015 – настоящее время F48 X1 sDrive20d
- 2015 – настоящее время F54 MINI Cooper SD Clubman
- 2016 – настоящее время G30 / G31 520d
- 2017 – настоящее время F39 X2 xDrive20d
- 2017 – настоящее время MINI Cooper SD Countryman
- 2017 – настоящее время G01 / G02 X3 / X4 xDrive20d
- 2018 – настоящее время G32 620d Gran Turismo
- 2019 – настоящее время G20 320d
- 2019 – настоящее время F40 120d xDrive
- 2019 – настоящее время F44 220d Gran Coupé
B47D20 (версия 165 кВт)
- 2015 – настоящее время F20 125d
- 2015–2019 F22 225d
- 2015–2018 F30 / F31 / F34 325d
- 2016 – настоящее время F32 / F33 / F36 425d
B47D20 (версия 170 кВт)
- 2018-настоящее время G05 X5 xDrive25d
- 2015–2018 F15 X5 sDrive25d / xDrive25d
- 2016 – настоящее время F48 X1 xDrive25d
- 2017 – настоящее время X3 xDrive25d
- 2017 – настоящее время G30 / G31 525d
- 2018 – настоящее время F39 X2 xDrive25d
- 2018 – настоящее время G02 X4 xDrive25d
Конструкция
Все три двигателя имеют аналогичные базовые особенности – четыре клапана на цилиндр, инжектор в аккумуляторной топливной системе, и установленные сзади цепи ГРМ. В распределительном вале установлена двойная система VANOS, а также использование Valvetronic вместо стандартного корпуса дроссельной заслонки. Коленчатые валы и шатуны сделаны из кованой стали, а также присутствуют балансирные валы для улучшения гладкости. Водный насос является современной электронной «смарт-системой», работающей при необходимости.
Двигатель BMW B37 1.5
B37 и B47 используют турбонагнетатели в формате одиночной трубины (single scroll) от Bosch-Mahle, которые имеют впускные отверстия с изменчивой геометрией, уменьшающей турболаг. Полагаю, что в данном случае используются системы из литого алюминия, такие же, что установлены в бензиновом двигателе B38.
Аккумуляторная топливная система имеет давление в 2000 бар. Степень сжатия на двигателях B37 и B47 составляет 16,5:1.
Двигатель BMW B47
Более мощный двигатель B47, установленный в X1 / X5 xDrive 25d, использует многоступенчатые турбонагнетатели с высоким и низким давлением, и при этом работает на новой топливной системе. Имеющей давление 2500 бар.
Как и в бензиновых версиях, двигатели могут похвастаться множеством акустических панелей, установленных внутри них. Они также позволяют «согревать» двигатель. Это не только увеличивает скорость обогрева, но и даёт возможность лучше сохранять тепло. По словам BMW, на утро двигатель может быть на 10°C.
Эти двигатели соответствуют стандарту EU6 compliant: в зависимости от модели и трансмиссии, потребление топлива составляет на 0,1-0,4 литра на километр меньше, чем у поколения N47, несмотря на возросшую мощность и лучший крутящий момент по всему диапазону оборотов. Отчасти это стало возможным с использование нового датчика давления, установленного внутри цилиндров, который гарантирует наиболее эффективную работу.
Все версии выпускаются на заводе BMW в городе Штейр в Австрии. Он может производить до 5500 агрегатов в день. Ходят слухи о квадро-турбированной версии B57, но время лишь покажет.
Главные действующие лица
Американский В-29 в корейском небе.
Основными действующими лицами знакового сражения стали не люди, а самолеты. Американский четырехмоторный В-29 поднимал в небо 9 тонн бомб. Но к 1951-му эта машина уже считалась устаревшей. Советский МиГ-15 был новейшим реактивным истребителем. Первые же серьезные стычки в небе лишили американцев сразу нескольких бомбардировщиков B-29. Пытаясь сократить будущие потери, американцы в экстренном порядке перебросили в Корею истребители F-86 Sabre, почти не уступавшие в своем потенциале русским «пятнадцатым». С приходом этих машин воздушные победы уже не так просто давались летчикам из СССР. Свою роль играли и сложности с управлением новой техникой. Изучение и обкатка проходили сразу в боевых условиях.
По железнодорожному мосту через реку Ялуцзян в коммунистическую Корею шла основная военно-гуманитарная помощь с территории коммунистического Китая. С китайской стороны мост прикрывался летчиками из Коммунистического СССР. 12 апреля 1951-го перед американцами поставили задачу уничтожить этот стратегический объект, отрезав львиную долю помощи от союзников.
Краткая история парусников
Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.
В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.
Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Великий Гарри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».
Судно «Великий Гарри»
Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.
Эра парусников 17 века
С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены дредноутамиДредноут и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.
История создания
В 1943 году командование ВВС США пришло к выводу, что армии требуется новый бомбардировщик дальнего радиуса действия с перспективными реактивными двигателями. Техническое задание было отправлено в агентства нескольких крупных авиастроительных компаний, среди которых был и Boeing.
Первым прототипом стал самолёт, получивший обозначение «Модель 424», по сути, являвшийся версией бомбардировщика B-29, оборудованной четырьмя реактивными двигателями. Результаты испытаний в аэродинамической трубе показали, что фюзеляж от B-29 не позволяет полностью реализовать потенциал реактивной тяги из-за слишком большого лобового сопротивления. Кроме того, в 1944 году ВВС составили новое техническое задание. Самолёт должен иметь максимальную скорость 800 км/ч, крейсерскую скорость 725 км/ч, дальность полёта 5600 км, потолок высоты 13500 м.
Следующим этапом разработки стала «Модель 432». Стремясь снизить лобовое сопротивление, инженеры создали полностью новый фюзеляж, а также изменили расположение двигателей. Теперь они находились в передней части фюзеляжа, а не под крылом.
После поражения Германии в 1945 году в распоряжение Америки попало множество материалов по перспективным военным разработкам, в том числе и в области авиации. Отчёты немецких учёных о положительном эффекте применения планеров со стреловидными крыльями при скоростях, близких к звуковым, были внимательно изучены американскими специалистами. В сентябре 1945 года руководству ВВС США был представлен ещё один вариант самолёта — «Модель 448», со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Стреловидность крыла составляла 35 градусов, четыре двигателя TG-180 производства General Electric располагались, как и у предыдущей модели, в передней части фюзеляжа, ещё два были установлены в хвостовой части. Компоновка Модели 448 могла вызвать много проблем и была признана неудачной, так как появились сложности с размещением воздухозаборников хвостовых двигателей, а плотное расположение носовых повышало пожароопасность и сулило высокую трудоёмкость обслуживания.
На следующем этапе работ двигатели вновь были перенесены под крылья самолёта, причём конструкторы применили оригинальное решение. На каждом крыле располагалось по три двигателя. Два находились в общей «сдвоенной» мотогондоле ближе к фюзеляжу самолета, а третий почти на конце самого крыла. Вариант получил обозначение «Модель 450» и в конечном итоге был утверждён командованием ВВС США.
Компания Boeing получила заказ на два опытных образца в апреле 1946 года. Самолёт получил обозначение «ХВ-47».
Первый экземпляр вышел с завода 12 сентября 1947 года, а уже 17 декабря совершил свой первый полёт. Пилотировали его лётчики-испытатели Роберт Роббинс и Скотт Ослер.
Тактико-технические характеристики
Проекции B-47A
Приведённые характеристики соответствуют модификации B-47E (IV).
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985.
- Технические характеристики
- Экипаж: 3 (пилот, второй пилот и наблюдатель)
- Длина: 32,64 м
- Размах крыла: 35,36 м
- Высота: 8,53 м
- Площадь крыла: 132,67 м²
- Стреловидность по передней кромке: 36°37′
- Коэффициент удлинения крыла: 9,43
- Средняя аэродинамическая хорда: 3,96 м
- Профиль крыла: Boeing 145
- Колея шасси: 13,5 м
- Масса пустого: 35 867 кг
- Масса снаряжённого: 44 503 кг
- Нормальная взлётная масса: 102 493 кг (с 4536 кг бомб)
- Максимальная взлётная масса: 104 326 кг
- Максимальная посадочная масса: 81 647 кг
- Масса в бою: 60 341 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 53 070 кг (с ПТБ и баком в бомбоотсеке)
- Объём топливных баков: 68 137 л (с ПТБ и баком в бомбоотсеке)
- Силовая установка: 6 × ТРД General Electric J47-GE-25
-
Тяга: 6 × 26,56 кН (2708 кгс) (максимальная)
-
- нормальная: 1 × 23,66 кН (2413 кгс)
- со впрыском воды: 1 × 32,03 кН (3266 кгс)
- Длина двигателя: 3,66 м
- Диаметр двигателя: 0,998 м
- Сухая масса двигателя: 1228 кг
-
- Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0148 (оценка)
- Эквивалентная площадь сопротивления: 1,96 м²
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 978 км/ч (на высоте 4968 м)
- Крейсерская скорость: 806 км/ч
- Скорость сваливания: 308 км/ч (при нормальной взлётной массе)
- Боевой радиус: 3797 км (с 4536 кг бомб, ПТБ и баком в бомбоотсеке)
- Перегоночная дальность: 8038 км
- Практический потолок: 12 344 м
- Скороподъёмность: 22,10 м/с
- Нагрузка на крыло: 730,4 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 0,19 (при нормальной взлётной массе)
- Длина разбега: 3170 м (при нормальной взлётной массе)
- Длина пробега: 1402 м / 792 м (без / с тормозным парашютом)
- Аэродинамическое качество: 17,25 (оценка)
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 × 20 мм пушка M24A1 с 350 снарядов на ствол
- Боевая нагрузка:
- типовая: 4536 кг (с баком в бомбоотсеке)
- нормальная: 8165 кг
- максимальная: 11340 кг
Конструкция модели 1947 года
ИЖ-47 – двухствольное бескурковое ружье с горизонтальным расположением стволов. Состоит из 4 узлов: блока стволов, коробки, где устроены спусковой, предохранительный и запирающий механизм, а также цевья и ложи.
Стволы отъемные, запирание осуществляется на крюки и поперечный болт. Ударные механизмы расположены на замочных досках. Курки и бойки возвратные.
Замок – ложно – подкладной, состоит из замочной доски, ударника с пружиной, серьги, шептала. Предохранительный механизм включает в себя: предохранитель, переключатель с пружиной, предохранительную кнопку. Спусковой механизм состоит из правого и левого спуска, скобы, коробки, личинки и рычага взводителя.
Взвод происходит при открывании ружья, при помощи взводителя. Имеются указатели взвода. Спуск запирается автоматическим предохранителем, кнопка которого находится на хвостовике колодки.
Стволы для ИЖ-47 частично изготовлялись на Тульском оружейном заводе. Отличия были очень незначительны. Вес «тульского» ствола составлял 1,85 кг, а длина – 752 мм.
Усм ружья иж 47
Боевое применение
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 409 дней ]
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трех человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущеву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолета РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушел в юго-западном направлении»; подбитие американского самолета не упоминается.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году..
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где? ] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
Боевое применение
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга (пос. Никольское, Камчатка) и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 826 дней]
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трёх человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущёву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолёта РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушёл в юго-западном направлении»; подбитие американского самолёта не упоминается.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком В. Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре члена экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году.
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ BOEING B-52 STRATOFORTRESS
Интересные факты
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
История создания
В 1943 году командование ВВС США пришло к выводу, что армии требуется новый бомбардировщик дальнего радиуса действия с перспективными реактивными двигателями. Техническое задание было отправлено в агентства нескольких крупных авиастроительных компаний, среди которых был и Boeing.
Первым прототипом стал самолёт получивший обозначение «Модель 424», по сути, являющийся версией бомбардировщика B-29, оборудованной четырьмя реактивными двигателями. Результаты испытаний в аэродинамической трубе показали, что фюзеляж от B-29 не позволяет полностью реализовать потенциал реактивной тяги из-за слишком большого лобового сопротивления. Кроме того, в 1944 году ВВС составили новое техническое задание. Самолёт должен иметь максимальную скорость 800 км/ч, крейсерскую скорость 725 км/ч, дальность полёта 5600 км, потолок высоты 13500 м.
Следующим этапом разработки стала «Модель 432». Стремясь снизить лобовое сопротивление, инженеры создали полностью новый фюзеляж, а также изменили расположение двигателей. Теперь они находились в передней части фюзеляжа, а не под крылом.
После поражения Германии в 1945 году в распоряжение Америки попало множество материалов по перспективным военным разработкам, в том числе и в области авиации. Отчёты немецких учёных о положительном эффекте применения планёров со стреловидными крыльями при скоростях близких к звуковым были внимательно изучены американскими специалистами. В сентябре 1945 года руководству ВВС США был представлен ещё один вариант самолёта под обозначением «Модель 448», со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Стреловидность крыла составляла 35 градусов, четыре двигателя TG-180 производства General Electric располагались, как и у предыдущей модели, в передней части фюзеляжа, ещё два были установлены в хвостовой части. Компоновка Модели 448 могла вызвать много проблем и была признана неудачной, так как появились сложности с размещением воздухозаборников хвостовых двигателей, а плотное расположение носовых повышало пожароопасность и сулило высокую трудоёмкость обслуживания.
На следующем этапе работ двигатели вновь были перенесены под крылья самолёта, причём конструкторы применили оригинальное решение. На каждом крыле располагалось по три двигателя. Два находились в общей «сдвоенной» мотогондоле ближе к фюзеляжу самолета, а третий почти на конце самого крыла. Вариант получил обозначение «Модель 450» и, в конечном итоге, был утверждён командованием ВВС США.
Компания Boeing получила заказ на два опытных образца в апреле 1946 года. Самолёт получил обозначение «ХВ-47».
Первый экземпляр вышел с завода 12 сентября 1947 года, а уже 17 декабря совершил свой первый полёт. Пилотировали его лётчики-испытатели Роберт Роббинс и Скотт Ослер.
Испытали по полной программе
X-47B оснащен складывающимся крылом и двумя внутренними бомбоотсеками для вооружения общей массой до двух тонн. Беспилотник способен развивать скорость до 1035 километров в час и совершать полеты на расстояние свыше четырех тысяч километров. Сейчас аппарат оснащен лишь системой управления и обмена информацией и оборудованием, необходимым для маневрирования на загруженной палубе авианосца. Дополнительных боевых систем на дрон пока нет и даже не планируется устанавливать. К настоящему времени ВМС США потратили на проект X-47B 1,4 миллиарда долларов. Первый полет демонстратора палубного БЛА состоялся 4 февраля 2011 года, он откладывался на протяжении двух лет.
Вскоре после этого началась подготовка к проведению его испытаний на палубе авианосца. В ноябре прошлого года Northrop Grumman совместно со специалистами ВМС США испытала палубную систему управления беспилотником, получившую название CDU (Control Display Unit). Она полностью контролирует тягу двигателя и рулевой механизм X-47B при движении по корабельной палубе. Позднее беспилотный аппарат доставили на авианосец «Гарри Трумэн», где проверялась способность дрона маневрировать на летной палубе. Эти испытания завершились в декабре 2012-го. В ноябре прошлого года X-47B также впервые совершил взлет при помощи катапульты на наземном полигоне.
Весной 2013-го X-47B доставили на палубу авианосца «Джордж Буш». 14 мая текущего года беспилотник впервые совершил катапультный взлет с авианесущего корабля. В момент запуска авианосец находился у побережья Вирджинии. По словам руководителя программы UCAS ВМС США Карла Джонсона, это событие стало вторым важнейшим в истории флота после первого взлета пилотируемого самолета с палубы авианосца в 1915 году. В общей сложности X-47B после взлета с авианосца находился в воздухе 65 минут. За это время испытатели выполнили несколько низких пролетов над палубой и заходов на посадку.
Испытания завершились посадкой беспилотника на аэродроме базы ВМС США «Патаксент-Ривер» в Мэриленде в 278 километрах от места взлета. В ходе полета БЛА успешно выполнил сразу несколько испытательных задач. Во-первых, разработчики убедились в способности X-47B выполнять полеты и маневрировать в контролируемом воздушном пространстве вокруг авианосца. Во-вторых, была испытана возможность передачи управления беспилотником от оператора на борту «Джорджа Буша» оператору на авиабазе «Патаксент-Ривер». Наконец, проверена способность аппарата взаимодействовать с бортовыми системами авианесущего корабля.
Первую посадку на палубу X-47B выполнил 10 июля на авианосце «Джордж Буш» недалеко от побережья штата Вирджиния. Согласно программе испытаний X-47B должен был совершить три взлета и три посадки с палубы авианосца, однако беспилотник сумел только дважды сесть и трижды взлететь с корабля. При заходе на третью, последнюю посадку БЛА выявил сбой в системе навигации и автоматически ушел на заранее намеченный резервный аэродром на острове Уоллопс. Там аппарат приземлился без инцидентов.
Позднее ВМС США и американская компания Northrop Grumman провели новое испытание X-47B UCAS-D посадкой на палубу авианосца «Джордж Буш». Во время испытаний дрон взлетел с аэродрома на базе ВМС США «Патаксент-Ривер». При заходе на посадку аппарат обнаружил неполадку и автоматически вернулся на базу «Патаксент-Ривер». Дополнительные попытки посадить X-47B на палубу не предпринимались. На этом программу разработки X-47 планировалось завершить, но военные посчитали необходимым продлить испытания беспилотника до конца 2013 года, чтобы получить более полное представление о возможностях аппаратов такого класса.
И получили по носу
Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолёт нарушил государственную границу СССР над Баренцевым морем в 22 километрах севернее мыса Святой Нос и был сбит советским истребителем. «Обязательно им нужен был этот Святой Нос, — пошутил на пресс-конференции 12 июля Никита Сергеевич Хрущёв. — И вот возле этого Носа они и сунули к нам свой нос».
В течение десяти дней, пока Никита Хрущев находился в зарубежной поездке, советская сторона ничего не сообщала об уничтожении самолёта-нарушителя. Видимо, ждали его возвращения и соответствующих решений. Впрочем, на пресс-конференции с участием советского лидера речь шла только о финальной стадии этой драматической истории.
Подробности штурман и второй пилот первые лейтенанты ВВС США Джон Маккоун и Фримен Олмстед (из шести членов экипажа американского самолёта только они остались в живых) рассказали на следствии в Комитете государственной безопасности СССР.
Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47 ровно через два месяца после того, как над Уралом был сбит U-2, пилотируемый старшим лейтенантом американских ВВС Френсисом Пауэрсом
И мировую общественность интересовало, что же это было: или американцы пошли на обострение международной обстановки, поэтому устроили авантюру, или RB-47 просто заблудился? Действия экипажа, подкреплённые показаниями самих пилотов позволили советской стороне сделать вывод о том, что это была заранее спланированная шпионская акция с задачей произвести разведку стратегически важного района СССР и проверить, будет ли засечён бомбардировщик, переоборудованный в дальний разведчик и получивший индекс RB-47
fishki.net
Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47.
Принадлежавший авиационному подразделению американской военно-стратегической разведки самолёт взял старт с американской военной базы в Брайз-Нортон (Англия) 1 июля 1960 года в 10 часов по гринвичскому времени и направился по маршруту, проходившему вдоль северных границ Норвегии и Советского Союза. Подобные полёты совершались и ранее, но…
Особенности полёта состояли в том, что штурману приходилось вносить поправки: самолёт почему-то всё время отклонялся от запланированного маршрута. На следствии Джона Маккоуна спросили: «Мог ли командир экипажа обойтись без штурмана?» Подумав, пилот ответил, что капитан Палм, будучи опытнейшим лётчиком (к тому времени он, образно говоря, облетел весь мир), вёл самолёт самостоятельно. К восемнадцати часам по московскому времени RB-47 уже летел над Баренцевым морем, под крылом были воды СССР.
flickr.com
Boeing RB-47 Stratojet в Музее ВВС США. Дейтон, Огайо.