Ан-22 «антей»
Содержание:
- Принцип действия
- Тактико-технические характеристики Ан-22 Антей
- Особенности конструкции
- Зенитные самоходные установки
- Раскраски
- Погрузочно-разгрузочные средства
- Посылки и письма
- Прочие задачи
- См. также
- Интересные факты
- Ил-112 – это прошлое или будущее
- Экипаж
- Заряжание и производство выстрела
- Мировые рекорды
- Предварительные испытания
- История разработки воздушного военного судна
- Что дальше?
- Воинские части столицы
- Биография
- История создания Ан-22 «Антей»
- Требования, изложенные в техническом задании
- Бизнес-класс
- Военно-транспортный самолёт. Разработка.
- История создания
- Морковь без прореживания: 9 посевов семян. Морковь подготовка семян: отбраковка, закаливание, замачивание, проращивание, обеззараживание, барботирование
- Ссылки
- Cамолет Ан-225 «МРІЯ» – упущенная мечта
Принцип действия
Тактико-технические характеристики Ан-22 Антей
— Единиц произведено: 68
Экипаж Ан-22 Антей
— 5-7 человек
Пассажировместимость Ан-22 Антей
— 28 человек, сопровождающих груз, или 290 солдат или 202 раненых или 150 парашютистов-десантников
Грузоподъёмность Ан-22 Антей
— 60 000 кг
Размеры Ан-22 Антей
— Длина: 57,31 м — Размах крыла: 64,40 м — Высота: 12,53 м — Площадь крыла: 345 м²
Вес Ан-22 Антей
— Масса пустого: 118 727 кг — Масса снаряжённого: 120 000 кг — Нормальная взлётная масса: 205 000 кг — Максимальная взлётная масса: 225 000 кг — Масса топлива во внутренних баках: 96 000 кг
Двигатель Ан-22 Антей
— Силовая установка: 4 × ТВД НК-12МА — Мощность двигателей: 4 × 15 265 л. с. (4 × 11 227 кВт) — Воздушный винт: АВ-90 — Диаметр винта: 6,20 м
Скорость Ан-22 Антей
— Максимальная скорость: 650 км/ч — Крейсерская скорость: 560 км/ч
Дальность полета Ан-22 Антей
— Практическая дальность: 5225 км — Перегоночная дальность: 8500 км
Практический потолок Ан-22 Антей
— 9000 м
Длина разбега: 1460 м Длина пробега: 800—1040 м
Особенности конструкции
Ан 22 антей это четырехмоторный турбовинтовой высокоплан. В конструкции этого высокоплана двухкилевое оперение, которое дает возможность с легкостью управлять мощным воздушным судном.
Самолет ан 22 имеет ряд особенностей в конструкции не присущих.
Фюзеляж
Состоит из шпангоутов, а также балок и стрингеров, составляющих как бы скелет самой машины. Фюзеляж можно разделить на следующие части:
- кабина экипажа, которая состоит из двух палуб: в нижней располагается штурман на верхней палубе пилоты и бортпроводник;
- пассажирский салон из 3-х кубриков (два на нижней палубе, один на верхней);
- хвостовой отсек самый большой 32,7*4,4*4,4 м., грузовой, в нем пол выполнен из титанового сплава и предназначен этот отсек для приема различных грузов, которые принимаются через хвостовую часть;
Все вышеперечисленные отсеки герметичны, а вот хвостовая законцовка обычная, без всякой герметичности. Диаметр фюзеляжа 6 м.
Крылья
В конструкции крыла применена технология разделения на семь частей, т. е. четыре средние, еще две отъемные и центроплан. В остальном крыло можно охарактеризовать следующим образом:
- форма трапецевидная;
- тип кессонный;
- на задней части съемной кромки располагается элерон;
- размах всей кромки отъемной части занимает закрылок двухщелевой.
В средних частях и центроплане три лонжерона, в отъемной части их два. В средней же части крыла расположены двигатели.
Зенитные самоходные установки
Раскраски
Погрузочно-разгрузочные средства
Основное предназначение самолета перевозка грузов, а транспортная авиация должна обладать совершенными механизмами погрузочно-разгрузочных средств, которые на Ан 22 антей имеются в полной мере.
- Трап-рампа. Специальный механизм в хвостовой части самолета, который позволяет быстро и безопасно производить загрузку габаритных грузов. Рампа опускается на землю и по ней грузовики или техника, может въехать внутрь самолета. А во время десантирования открытая в полете рампа облегчает процесс высадки десанта.
- Монорельсовые электротельферы. Грузоподъемность их 2500 кг. Они могут перемещать груз по фюзеляжу, поднимая его с земли и доставляя в нужное место внутри самолета.
Есть возможность перевозить большие грузы под крылом на подвеске. А в целом Ан 22 может десантировать 22 тонны вооружений или техники.
Посылки и письма
В Мосрентгене, войсковой части 75384: При отправлении из дому посылки, она будет привезена непосредственно в полк, а для получения почтового перевода следует отправиться в ближайшее отделение почты, расположенное в 800 метрах от воинской части.
Зюзино: высылая ее, следует сообщить солдату о том, что она отправлена.
В далеком 1683 году 5 июня царь Петр I захотел собрать «интересное» войско, которое бы дислоцировалось в районе Москвы, ближе к селу именуемому Семеновское. Спустя несколько лет оно расширилось и уже в 1691 году стало настоящим полком, получившим название Семеновский.
С его помощью были одержаны многочисленные победы во время боевых действий в Очакове и в период Северной войны, в битве под Бородином.
Прочие задачи
Кроме того, при необходимости с самолета нужно было десантировать грузы и технику весом до 20 тонн. А потому уже расчетный только диаметр корпуса был равен сразу шести метрам, что автоматически делало самолет мировым рекордсменом в своем классе. И еще. Сразу же инженеры столкнулись с необходимостью создания новых ТВД (турбовинтовых двигателей), так как все существовавшие образчики попросту не могли обеспечить нужных показателей тяги.
Разумеется, пришлось преодолевать массу сложностей в отношении шасси: самолет такой массы и габаритов, который должен был садиться на грунтовые ВВП, просто обязан был иметь сверхнадежную посадочную механику. Из-за этого каждый транспортный самолет АН-22 получил сразу по три колесные тележки и мощную переднюю стойку. Всего у самолета было 14 колес. Особенность же переднего отдела шасси была в колесах большого диаметра, которые обеспечивали разворот огромной машины на ВВП.
См. также
Интересные факты
После возвращения из Франции продолжились испытания транспортного самолета Ан-22. На судне заменили силовую установку типа НК-12МВ на аналог НК-12МА. После тестовых проб эти двигатели были приняты окончательно вместе с винтом АВ-90.
Испытания первой серии рассматриваемого самолета нельзя назвать гладкими. Чего только стоит предпосылка к тяжелому происшествию при перелете из Борисполя в Гостомель. Тогда в фюзеляжной части сразу после взлета прозвучало несколько мощных нехарактерных ударов. Как оказалось, произошло разрушение элементов амортизатора во фронтальной правой стойке основного шасси. Перед посадкой удалось активировать только заднюю опору, так как средняя часть также оказалась повреждена. В связи с производственным дефектом в дальнейшем колеса КТ-109 (весом 0,52 т.) заменили на более легкий вариант КТ-133 (0,45 т.).
Ил-112 – это прошлое или будущее
Экипаж
Экипаж самолёта состоял из 7 человек:
- Командир корабля (КК) — майор Кредин Анатолий Яковлевич (родился 7 апреля 1956 года)
- Лётчик-инструктор — заместитель командира эскадрильи майор Николайчик А. В.
- Штурман корабля (ШТ) — капитан Тихонов Андрей Александрович (родился 16 января 1964 года)
- Бортинженер корабля (БИ) — майор Ткачук Александр Гордеевич (родился 27 ноября 1952 года)
- Старший бортовой техник по авиационному оборудованию (АО) — майор Юровских А. В.
- Старший бортовой техник по десантному оборудованию (ДО) — капитан Романов Анатолий Борисович (родился 17 сентября 1952 года)
- Старший воздушный радист — прапорщик Гаврилов Герман Викторионович (родился 7 ноября 1968 года)
Заряжание и производство выстрела
Мировые рекорды
Все достоинства АН-22 (фото которого есть в статье) подтверждаются многочисленными мировыми рекордами, которые покоряли на нем летчики. К примеру, в том же 1965 году «Антей» принял на борт сразу 88,1 т груза, поднявшись с ним на высоту шесть километров. Так было побито 12 (!) общемировых достижений. Уже через пару лет советские летчики побивают свой же рекорд, подняв на высоту 7,8 километров уже 100,5 тонн груза!
В 1975 году этот самолет пролетел более пяти тысяч километров с грузом в 40 тонн и средней скорости полета 600 км/ч. Таким образом, за все время своей эксплуатации АН-22 (фото имеются в этом материале) покорил более сорока рекордов мирового значения. Но главное достоинство самолета заключается в его уникальных возможностях в деле десантирования груза.
Так, именно с него впервые скинули машину весом в 22 тонны, причем она успешно приземлилась в абсолютно исправном техническом состоянии. Поистине уникальные характеристики АН-22 до сих пор позволяют ему оставаться единственной (!) машиной такого класса в мире, которая может садиться на плохо расчищенные грунтовые взлетно-посадочные полосы. Да, ИЛ-76М обладает схожими возможностями, но и грузоподъемность этой машины в полтора раза ниже.
Всего за 12 лет в Ташкенте сделали ровно 68 «Антеев». Треть из них — усовершенствованные Ан-22А. После этого производство хотели модернизировать, но на стапелях «Антеи» были заменены на Ил-76.
Предварительные испытания
Что интересно: в процессе разработки постоянно использовали радиоуправляемые модели самолета, на которых тестировались основные ходовые качества будущей машины, изучали аэродинамические показатели. Полноценная модель АН-22 была готова к середине осени 1961 года. Она была одобрена комиссией, после чего зимой того же года начали собирать первый рабочий прототип. Собрали два самолета: один предназначался для статических испытаний, второй — для летных. Первый летающий прототип вышел из ангара только в середине 1964 года.
Бортовой номер машины — 46191, силовая установка — НК-12МВ, винты использовали модели АВ-60. Что характерно: летные испытания были проведены сразу на два года позже крайнего запланированного срока. Впервые АН-22 поднялся в воздух только в 1967 году. Первый же объект, предназначенный для статических испытаний, проходил все запланированные тесты с 1964 по 1966 год.
История разработки воздушного военного судна
В 1950-х г.г. у СССР была потребность в перевооружение авиапарка. Руководство страны поручило ОКБ им. О. Антонова разработать воздушную боевую машину, которая бы могла доставлять баллистические ракеты и прочее вооружение на дальние расстояния.
В середине 50-х годов 20-го века конструкторы принялись за разработку этого летательного аппарата. Было создано более 10 проектов. Модели имели какие-либо недочеты в летных и эксплуатационных свойствах. В связи с этим разработка самолета продолжалась несколько лет.
Примечание. Воздушное судно Ан-22 согласно проекту называли «Изделие 100».
В 1961 году первая макетная модель судна была готова. Комиссия утвердила проект. В 1963 г. началось изготовление прототипа Ан-22. В 1964 г. он был готов к летным испытаниям. После них самолет получил второе название «Антей».
Интересно знать! Воздушное судно названо в честь непобедимого гиганта греческой мифологии – Антей.
Ан-22 впервые поднялся в небо в феврале 1965 г. с аэродрома авиазавода в г. Киев. В этом же году модель была представлена общественности на выставке авиационного оборудования в г. Ле Бурже.
Производство Ан-22 началось в 1965 году на Ташкентском авиационном заводе. За эти годы было выпущено 66 самолетов этой модели, из которых 22 самолета модификации Ан-22А.
На вооружение ВВС воздушные боевые машины поступили в 1969 году. Их производство завершилось в 1976 году. В это время Ташкентский авиазавод стал выпускать новую модель военного самолета Ил-76. По сравнению с ней оснащение Ан-22 считалось устаревшим.
Что дальше?
После того как работы по созданию Ан-20 были свернуты, конструкторы приступили к изготовлению еще более тяжелого воздушного транспортного средства. Техническая разработка машины была завершена летом 1960 года (рабочее обозначение – ВТ-22). Летательный аппарат предназначался для транспортировки грузов до 50 тонн на дистанцию порядка 3500 километров и воздушного десантирования единичных объектов массой до 15 т. Ан-22 оборудовался четырьмя силовыми установками НК-12МВ с предельной мощностью по 15 тысяч э. л. с.
Пара основных стоек шасси убиралась в моторные ячейки внутренних двигателей, другие две аналогичные детали – в обтекатели фюзеляжа. Крыло выполнено по типу «обратная чайка», имеет изгиб у внутреннего силового агрегата. Также предусмотрена возможность обработки элемента пограничным слоем. Кабина Ан-22, благодаря своим габаритам, позволяла решать максимум задач по переброске всей инженерной и боевой техники, которая была актуальна на то время.
Воинские части столицы
На территории города Москвы и ближайших поселений расположено множество воинских частей. В официальных документах их перечислено более двухсот. Неполный перечень адресов:
- административно-хозяйственное управление ВМФ в/ч 31066 – ул. Спартаковская;
- УЦ ФКУ в/ч 83466, и 147-я автобаза Генштаба МО РФ – Рублевское шоссе;
- мотострелковая Гвардейская Севастопольская бригада в/ч 61899 – Музыкальный пр-д п. Завода Мосрентген;
- дивизия МВД в/ч 3792 – улица Дорожная;
- стрелковый Семеновский полк в/ч 75384 – улица Большая Серпуховская;
- полк связи ВДВ в/ч 64027 – Матросская Тишина;
- моторизованная в/ч МВД 5128 – улица Стандартная;
- батальон охраны и обеспечения войсковая часть 54373 – улица Садовническая;
- инженерно-строительная в/ч 92889 – Ленская улица;
- полк связи Росгвардии войсковая часть 5583 – Ивантеевская улица;
- МВД (Росгвардия) войсковая часть 6702 – Дорожная улица.
Специальные войска | Сухопутные войска | ||
№ воинской части | расположение | № воинской части | расположение |
73410 . | поселение Рязановское, п. Ерино | 6549 | Пятницкое ш., 32. |
55274 | поселение Рязановское, п. Ерино | 72064 | поселение Десеновское |
22636 | поселение Мосрентген, д. Мамыри | 30882 | Козловский переулок |
95006 | ул. Мосфильмовская | 44710 | ул. Сущёвский Вал |
49345 | город Щербинка, ул. Флотская | 73910 | ул. Гончарная |
35511 | Вешних Вод | 44423 | ул. Пречистенка |
62178 | ул. Мясницкая | ||
77111 | ул. Знаменка |
Дополнительный список
Расположение | Номер войсковой части |
Волоколамское шоссе | 54023 |
Комсомольский пр. | 26165; 06410 |
11 Парковая ул. | 29155 |
Хорошевское ш. | 77065; 61535; 40273 |
Мясницкая ул. | 26229; 11117 |
Знаменка | 66524; 68596 |
Свободный пр. | 3747 |
Ярославская ул. | 61643 |
Митинская ул. | 05390 |
Первая Пенягинская ул. | 78328 |
Мясницкая ул. | 74540; 52295; 10848; 71594; 74200; 96586 |
Новогиреевская ул. | 42187 |
Информация о расположении московских войсковых подразделений не относится к секретным сведениям. На сайте каждой из частей или на страничке ВКонтакте можно найти контактные телефоны и отзывы о военнослужащих.
Биография
История создания Ан-22 «Антей»
Одним из ведущих центров по созданию транспортных самолетов в СССР традиционно считалось КБ Антонова. В конце 50-х годов КБ Антонова приступило к разработке тяжелого транспортного самолета, способного доставлять к месту боевых действий не только личный состав, но и боевую технику, включая танки. Однако, главной задачей нового самолета являлась доставка межконтинентальных баллистических ракет и стартового оборудования. Идея была следующая: самолет должен доставлять ракеты на ближайший к пусковой шахте аэродром, а непосредственно на место ракета должна была доставляться вертолетом.
В это время в Советском Союзе для стратегических бомбардировщиков был разработан великолепный турбовинтовой двигатель НК-12, именно его разработчики и использовали для нового транспортного самолета. В 1960 году вышло Постановление Совета Министров о начале создания новой машины. Требования к ней были весьма жесткие: самолет должен был иметь грузоподъемность не менее 50 тонн, использовать для взлета и посадки необорудованные площадки и перевозить широкую номенклатуру грузов, в том числе крупногабаритные и негабаритные грузы.
К 1961 году был готов макет будущего самолета, а первые две машины были построены в 1964 году. 27 февраля 1965 года начались испытания Ан-22. Работы шли сложно, Ан-22 являлся первым советским широкофюзеляжным самолетом, поэтому многие технические задачи приходилось решать впервые. Первый серийный самолет был готов в 1966 году, а в 1969 его приняли на вооружение военно-транспортной авиацией СССР. С установкой на вооружение этого самолета советские вооруженные силы стали действительно мобильными: Ан-22 «Антей» мог перевозить практически любые виды техники Сухопутных войск, в том числе танки и даже тактические ракетные комплексы. Более того, транспортный самолет Ан-22 решал и стратегические задачи: его конструкция позволяла брать на борт практически всю номенклатуру грузов для ракетных войск стратегического назначения.
Сразу после окончания испытаний, в 1969 году Ан-22 выполнил несколько рекордных международных перелетов (дабы доказать советское техническое превосходство): в Ханой и в Лиму (Перу). Незадолго до этого, в Перу случилось разрушительное землетрясение, и правительство СССР направило гуманитарную помощь в эту страну.
В то время Ан-22 был самым большим самолетом в мире, показ этой машины на авиационном салоне в Париже, в 1965 году вызвал настоящий фурор как среди широкой публики, так и среди специалистов. Даже на сегодняшний день Ан-22 «Антей» является самым большим в мире турбовинтовым самолетом, а по некоторым своим характеристикам он превосходит более распространенный Ил-76. Серийное производство «Антеев» было организовано на авиазаводе в Ташкенте.
Ан-22 за годы своей службы выполнил огромный объем работы для различных сфер народного хозяйства СССР. Так, например, этот самолет активно использовался при освоении Сибири и Дальнего Севера. Самолет перевозил оборудование для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, крупногабаритную строительную и грузовую технику, электростанции и генераторы. Работа в экстремальных условиях Заполярья показала высокую надежность машины, летчики любили ее. На самолете Ан-22 было установлено более сорока мировых рекордов, в том числе по дальности полета и грузоподъемности.
Именно на Ан-22 перевозились детали и компоненты еще двух антоновских гигантов: Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан» из Ташкента в Киев и Ульяновск. Производство самолета было прекращено из-за расширения производства Ил-76, который считался более перспективным. Всего было выпущено 68 самолетов. Ан-22 используется, и по сей день.
Требования, изложенные в техническом задании
Проект предусматривал создание универсального самолета, предназначенного для транспортировки грузов весом до 50 тонн. Особый упор делался на то, что машина должна была «уметь» садиться не только на твердые, искусственные ВВП, но и на простые грунтовые просеки. Кроме того, предусматривалось приземление даже на полосы, занесенные снегом и покрытые льдом. В этом случае самолет должен был действовать в связке с вертолетами Ми-12, которые, забрав грузы с таких полос, доставляли бы их в районы, полностью недоступные для самолетов. Вообще, изначально к проекту предъявлялись следующие требования:
- Возможность транспортировки межконтинентальных баллистических ракет.
- Перевозка инженерной и военной техники: в бронированном и не бронированном исполнении.
- Пересылка по воздуху тары произвольного размера с грузами различного назначения.
- негабаритные и крупные грузы.
Бизнес-класс
Количество мест бизнес-класса варьируется от 50 до 97 в разных авиакомпаниях. Как правило, места бизнес-класса располагаются на верхней палубе отдельно от пассажиров экономического класса. Для них предусмотрен даже отдельный телескопический трап.
Некоторые авиакомпании предоставляют в подарок пассажирам перевозку с личным водителем из аэропорта к месту назначения.
Также, пассажиры бизнес-класса имеют допуск в зал отдыха лаунж на верхней палубе, где напитки и закуски подаются бесплатно.
Кресла бизнес-класса раскладываются в горизонтальную кровать длиной два метра. Для отдыха, на каждом кресле есть подушки, одеяла, маски для сна. У каждого места есть розетка и порт USB. Wi-Fi предусмотрен во время всего полета. Есть также экран с большим выбором фильмов, игр и развлекательных программ. Некоторые авиакомпании предлагают личный мини-бар с напитками и шампанским.
Меню бизнес-класса подается на фарфоровой посуде. Опытные сомелье посоветуют выбрать подходящие вина. Меню бизнес-класса обновляется каждый месяц.
Военно-транспортный самолёт. Разработка.
Параллельно с выпуском Ан-2 в различных вариантах в конструкторском бюро велись разработки самолёта нового поколения. Совершенствование элементов конструкции Ан-2 было направлено на создание новейшего грузового самолёта. Конструкторы бюро Антонова отрабатывали аэродинамические характеристики, проверяли параметры его устойчивости и управляемости.
Ан-22, другое имя Антей, по своим лётным характеристикам, грузоподъёмности и элегантности конструкторского исполнения превзошёл всех своих аналогов в мире. Создание уникальной машины потребовало применения новых высоких технологий, приборов и оборудования. Развитие новых технологий самолётостроения шло параллельно процессу конструирования Ан-22. Многие установки создавались непосредственно в процессе сборки самолёта.
История создания
Работы по созданию нового перспективного пистолета, в первую очередь предназначенного для американского рынка (как гражданского, так и полицейского) были начаты оружейной фирмой «Heckler & Koch» в середине 1989 года. Предусматривалось разработка достаточно универсального оружия, который имел бы различные варианты УСМ и отвечал бы требованиям различных заказчиков, а также высоким характеристикам. Название нового оружия — USP, расшифровывалось как Universal Selbstlade Pistole, то есть универсальный самозарядный пистолет. Созданием нового оружия руководил Хельмут Вельдле. Новый пистолет сразу проектировался под американский патрон .40 S&W, а выпуск 9 мм модификации планировался с помощью установки в базовую модель калибра .40 другого ствола и магазина. Серийный выпуск первого варианта USP был налажен 1993 году.
Пистолет был разработан со стволом с полигональной нарезкой (существуют однако стволы для USP со стандартными спиральными полями нарезов). В 1996 году был принят на вооружение специальным подразделением ВМС США SEAL под флотским индексом Mk 23 Mod 0. Данный пистолет является модификацией USP под калибр .45 ACP, значительно утяжелённой и более прочной. На сегодняшний день считается самым точным самозарядным пистолетом сорок пятого калибра.
В 1994 году оружейная компания Heckler & Koch представила компактную модификацию пистолета — USP Compact. Он отличается уменьшенными размерами рамки и длиной ствола, а также значительно меньшей ёмкостью магазина. Позже на основе USP Compact калибра .40 СВ была выпущена модель под патрон .357 SIG (другие варианты USP под этот патрон не выпускаются).
В 1995 году появился пистолет калибра .45 АСР, предназначенный преимущественно для США, а немного позднее — модификация USP Tactical, отличающаяся от USP .45 более длинным стволом с резьбой для установки глушителя, регулируемым прицелом и матчевым[уточнить] УСМ. USP Tactical также был разработан в основном для американской полиции.
Кроме моделей для военных и полицейских структур, «Heckler & Koch» создала ряд спортивных модификаций на основе базового варианта. USP Match имеет ствол с полигональной нарезкой, дульный тормоз-компенсатор, УСМ отрегулированный под требования целевой стрельбы.
USP Expert имеет более длинный до 152 мм ствол и удлинённый затвор, а также увеличенную ёмкость магазина — 18 патронов 9 мм, 16 патронов .40 или 12 — калибра .45. Пистолет рассчитан в том числе и для европейских соревнований по правилам IPSC, так как ввоз в Соединённые Штаты гражданского оружия с ёмкостью магазина более 10 патронов был запрещён с 1994 года вплоть до 2004 года.
Помимо этого, различные модификации USP состоят на службе в Германии. Один из вариантов USP под обозначением P8 был принят на вооружение бундесвера, его отличительной особенностью, является УСМ двойного действия с одним рычагом, включающим предохранитель и в то же время снимающим курок с боевого взвода. Также он выпускается только под патроны 9х19 мм НАТО. Модификация под индексом P10 фактически является пистолетом USP Compact и принята на вооружение федеральной полиции Германии.
Морковь без прореживания: 9 посевов семян. Морковь подготовка семян: отбраковка, закаливание, замачивание, проращивание, обеззараживание, барботирование
Ссылки
Cамолет Ан-225 «МРІЯ» – упущенная мечта
В конце 2018 года исполняется 30 лет с момента первых полетов орбитального корабля «Буран» (15.11.1988 г.) и самолета Ан-225 (21.12.1988 г.).
Человечество всегда стремилось покорять окружающее пространство. Десятки тысяч лет ему понадобилось, чтобы покорить земную сушу, тысячи лет, чтобы покорить моря и сотни лет, чтобы покорить океаны. На покорение следующих стихий, благодаря техническому прогрессу, понадобилось уже меньше времени. Воздушный океан человечество начало покорять с начала 20-го столетия, а космическое пространство и Луну с начала 1960-х годов. А в начале 21-го века человечество уже отправило космические аппараты для исследования планет солнечной системы и комет.