85-мм танковая пушка образца 1943 года (д-5)

Характеристики и свойства боевых припасов

  • Заряжание: унитарное
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем Т-5, ТМ-30, ВМ-30: 53-УО-365.
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем ВМ-2: 53-УО-365,
    • Осколочная зенитная граната с переходной головкой и взрывателем КТМ-1: 53-УО-365
    • Бронебойно-трассирующий калиберный снаряд 53-УБР-365
    • Бронебойно-трассирующий остроголовый калиберный снаряд 53-УБР-365К
    • Бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд 53-УБР-365П
  • Досягаемость по высоте, м: 10 230
  • Дульная скорость снаряда, м/с
    • Осколочно-зенитная граната с Т-5: 800
    • Осколочная цельнокорпусная граната: 793
    • Бронебойно-подкалиберный катушечный : 1050
    • Бронебойного калиберного остроголового: 800
  • Масса снаряда, кг
    • Бронебойного калиберного : 9,2
    • Бронебойного подкалиберного: 4,99
    • Осколочного: 9,2-9,43
    • Осколочной зенитной гранаты: 9,24-9,54
  • Бронепробиваемость калиберного снаряда, мм
    • Угол встречи относительно касательной плоскости к броне 60 градусов
      • Дистанция 100 м: 100
      • Дистанция 500 м: 90
      • Дистанция 1000 м: 85
    • По нормали к броне
      • Дистанция 100 м: 120
      • Дистанция 500 м: 110
      • Дистанция 1000 м: 100

Происшествия

Ka-52 (бортовой № 063) на МАКС-2013.

12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (бортовой № 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва — Санкт-Петербург (трасса М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.

29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт совершал испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта.

7 мая 2018 года во время планового полёта над восточными районами Сирийской Арабской Республики потерпел крушение Ка-52 авиационной группы ВВС России, оба пилота погибли. По предварительным данным, причиной стала техническая неисправность. Cогласно неофициальной версии, борт сбит радикальными исламистами из переносного зенитного ракетного комплекса.

Характеристики и свойства боевых припасов

  • Заряжание: унитарное
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем Т-5, ТМ-30, ВМ-30: 53-УО-365.
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем ВМ-2: 53-УО-365,
    • Осколочная зенитная граната с переходной головкой и взрывателем КТМ-1: 53-УО-365
    • Бронебойно-трассирующий калиберный снаряд 53-УБР-365
    • Бронебойно-трассирующий остроголовый калиберный снаряд 53-УБР-365К
    • Бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд 53-УБР-365П
  • Досягаемость по высоте, м: 10 230
  • Дульная скорость снаряда, м/с
    • Осколочно-зенитная граната с Т-5: 800
    • Осколочная цельнокорпусная граната: 793
    • Бронебойно-подкалиберный катушечный : 1050
    • Бронебойного калиберного остроголового: 800
  • Масса снаряда, кг
    • Бронебойного калиберного : 9,2
    • Бронебойного подкалиберного: 4,99
    • Осколочного: 9,2-9,43
    • Осколочной зенитной гранаты: 9,24-9,54
  • Бронепробиваемость калиберного снаряда, мм
    • Угол встречи относительно касательной плоскости к броне 60 градусов
      • Дистанция 100 м: 100
      • Дистанция 500 м: 90
      • Дистанция 1000 м: 85
    • По нормали к броне
      • Дистанция 100 м: 120
      • Дистанция 500 м: 110
      • Дистанция 1000 м: 100

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ка-52 «Аллигатор» Базовая версия.
Ка-52К «Катран» Модификация вертолёта Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первый полёт совершил 7 марта 2015 года.

Ка-52К

Ка-52К «Катран» корабельного базирования на авиасалоне МАКС-2015.

Модификация вертолёта Ка-52 (именуется «Катран») для корабельного базирования. Совершил первый полёт 7 марта 2015 года.

Ка-52К имеет необычно мощную дальнюю РЛС «Жук-А», которая обычно устанавливается на современных истребителях.

Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия. В качестве РЛС используется необычно мощная для вертолётов «Жук-А» с дальностью обнаружения целей до 200 км. Также, необычно мощным является комплекс управляемого вооружения Ка-52К, разработанный на основе ПТРК «Гермес» с дальностью поражения бронетехники на 15—100 км. При этом на Ка-52К предполагается установка авиационной модификации данного КУВ — «Гермес-А», с максимальной дальностью стрельбы днём и ночью 15—20 км. Также заявлено о наличии в составе вооружения «Катрана» противокорабельной ракеты Х-35У.

В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры» (англ. game changer), так как позволяет уничтожать бронетехнику противника не входя ни только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.

В 2014 году Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК) типа «Мистраль». После расторжения договора на поставку УДК и продажи «Мистралей» Францией Египту — с последним был заключен контракт о поставке для них этих боевых машин. В качестве перспективного носителя Минобороны России стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который штатно рассчитан на базирование крупной вертолётной группы из 24 единиц. В конце 2016 года принял участие, с борта «Адмирала Кузнецова», в боевых действиях в Сирии.

Боеприпасы

Главным средством поражения танков для Д-48 стал снаряд БР-372 – стальная болванка с бронебойным и баллистическим наконечниками, содержащая разрывной заряд из 50 г гексала. БР-372 развивал начальную скорость в 1010 м/с. Бронепробиваемость по нормали составляла 190 мм на дальности в 500 м, на дистанции в 2 км она падала до 145 мм.

Позднее боекомплект пополнился кумулятивным снарядом 3БК7 – на любой дистанции под углом 30⁰ он пробивал 190 мм броню. Начальная скорость была ниже, чем у бронебойного снаряда – 925 м/с. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 содержал 741 г тротила, его начальная скорость составляла 1010 м/с на полном заряде и 770 – на уменьшенном. Осколочный снаряд был единственным, для которого был разработан выстрел с уменьшенным пороховым зарядом.

Технические характеристики

Пушку Д-48 можно сравнить с наиболее близким к ней по калибру немецким противотанковым орудием PaK 43/41 времён войны.

Д-48 PaK 43/41
Масса, тонн 2,3 4,4
Длина ствола, калибров 74 71
Угол возвышения, ⁰ -6, +35 -5, +38
Угол поворота, ⁰ 54 56
Начальная скорость, м/с 1040 100
Бронепробиваемость, мм 190 200
Скорострельность, выстрелов в минуту 15 10

Надо заметить, что пробиваемость PaK 43 указана для каморного бронебойного снаряда. Подкалиберный снаряд с сердечником из карбида вольфрама имел большую начальную скорость и бронепробиваемость.

Действительно, конструкторам во главе с Фёдором Петровым удалось добиться высоких показателей пробиваемости, сохранив орудие достаточно лёгким. Но к тому времени, когда Д-48 поступила на вооружение, стало ясно, что её возможностей недостаточно.

Эквивалентная толщина лобовой брони новых американских танков М48 и модернизированных британских «Центурионов» уже превышала 200 мм.

Поэтому снятие 85 мм противотанковых пушек с производства оказалось делом предрешённым и закономерным.

Тем не менее, Д-48 не стоит считать неудачной пушкой. Её эксплуатационные качества были вполне высоки. Конструкция же с минимальными изменениями послужила основой для создания пушки нового поколения – гладкоствольной Т-12 калибра 100 мм. Это орудие производилось в гораздо больших объёмах и до сих пор стоит на вооружении в России

Вертолет Bell UH-1 Iroquois — американская легенда по имени Хьюи

История эксплуатации

За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Довооружение вспомогательных судов, используемых для транспортировки оружия и боеприпасов, 45-мм АУ 21-К позволило в 2 раза сократить потери этих судов на Северном флоте.

Установка 21-КМ с увеличенным весом уменьшала и без того невысокую метацентрическую высоту катеров. Сами щиты из-за большой площади повысили парусность, а во время шторма волны стремились оторвать пушку от палубы, поэтому на малых судах от них вскоре отказались.

В послевоенное время 21-К устанавливали на стволах пушек главного калибра крейсеров для выполнения учебных стрельб и сбережения ресурса более дорогих тяжелых орудий.

Орудия 21-КМ и сейчас применяются на кораблях российского ВМФ в качестве салютных пушек.

Формирование образа ударного вертолета

Вертолеты применялись в войсках со времени окончания Второй мировой войны. Отношение к ним представителей армий союзников (у СССР их не было) отличалось на этом этапе определенным скепсисом. Боевой нагрузки «коптеры» брать много не могли, для высадки десантов тоже казались малопригодными, тихоходны, радиус действия ограничен — для чего же можно использовать такую «игрушку», малополезную и уязвимую? В Корее вертолеты американцы начали применять более широко, главным образом для эвакуации раненых, что сразу отразилось на показателе смертности (сыграл свою роль тот самый «золотой час», в течение которого необходимо доставить истекающего кровью солдата на операционный стол).

Во Вьетнаме винтокрылы по эффективности уже занимали ведущие позиции, их использовали как для медицинских перевозок, так и в качестве «лошадей воздушной кавалерии». Во второй половине этой бесславной войны появились и ударные образцы («Кобра»). Чаще же для этой цели просто переоборудовали обычный «Хьюи», вооружив его кассетами реактивных снарядов и пулеметами. Тем не менее первый шаг был сделан, новый класс авиатехники родился. Современные вертолеты имеют четкое функциональное деление. Ударные машины атакуют вражеские позиции, транспортные — доставляют грузы и вывозят раненых.

Нильский «Аллигатор»

Восстановление поставок оружия в Египет в 2015 году, после почти сорокалетней верности египтян оружию из США и Европы, стало настоящим прорывом для российского ВПК. Причин было несколько — и прекращение финансовой поддержки от США после военного переворота в 2013 году, и, конечно, покупка Египтом двух УДК(универсальный десантный корабль)Мистраль», до того предназначавшихся для России.

Подробностей этого странного контракта и по сей день немного. Импульсивное решение о приобретении двух недешёвых кораблей Египтом после долгих лет потрясений и экономической нестабильности вызывает много вопросов. УДК были адаптированы под наши системы, а значит требовалось или подвергнуть их серьёзной переделке, или закупить оборудование у нас. Египтяне выбрали второе и в том числе приняли решение о покупке палубных ударных вертолётов Ка-52ККатран».

УДКГамаль Абдель Насер», он же бывшийВладивосток»

МодификациюК» разрабатывали специально для базирования на УДК типаМистраль», но кроме адаптации для морской службы вертолёт получил и множество других доработок: новую РЛС(радиолокационная станция), бортовую электронику и системы постановки помех. Первый полётКатран» совершил только в 2015 году, а в 2017-м первые машины уже отправились в Египет.

Явно видна некоторая спешка — в наше время довести сложную боевую машинудо ума» за два года очень непросто. Кроме того, у КБКамова» нет большого опыта адаптации вертолётов для действий в жарких странах. Всё же больше воевали и летали в подобном климате машины от КБМиля». С учётом непрерывной конкуренции этих КБ возникают сомнения, что весь опыт удалось успешно передать, и новости о проблемах Ка-52К в жарком климате и недоработанной электронике не кажутся безосновательными.

Ка-52К в Египте(фото: Mahmoud Gamal)

Тактико-технические характеристики

Прототип Ка-52 на МАКС-2005: вид спереди.

Ка-52 над Москвой в День Победы, 9 мая.

Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-52.

Источник данных: «Вертолёты России».

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
  • Длина: 16,0 м
  • Длина фюзеляжа: 14,2 м
  • Диаметр несущего винта: 14,5 м
  • Размах крыла: 7,3 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа:
  • Высота: 5 м
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:
  • База шасси:
  • Колея шасси:
  • Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 × 500-л ПТБ)
  • Силовая установка: 2 × ТВаД ВК-2500 производства АО «ОДК-Климов»
  • Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)

    • на чрезвычайном режиме: 2 × 2700 л. с.
    • на крейсерском режиме: 2 × 1750 л. с.
Лётные характеристики
  • Максимально допустимая скорость: 350 км/ч[источник не указан 830 дней]
  • Максимальная скорость: 300 км/ч
  • Крейсерская скорость: 260 км/ч
  • Практическая дальность: 460 км
  • Продолжительность полёта:
  • Перегоночная дальность: 1110 км
  • Статический потолок: 4000 м
  • Динамический потолок: 5500 м
  • Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:
    • 1 × 30-мм пушка 2А42-1 во встроенной установке НППУ-80 (боезапас — 460 выстрелов 30 × 165 мм; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
    • 2 × 23-мм 2-ствольных пушки ГШ-23Л в подвесных контейнерах УПК-23-250 (боезапас — 2 × 250 выстрелов 23 × 115 мм)
  • Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
  • Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг в варианте с 6 точками подвески)
  • Управляемые ракеты: (ПТУР размещаются на пусковых установках УПП-800)
    • 2 × 6 ПТУР «Атака» (максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная)или2 × 6 ПТУР «Вихрь-1» (максимальная дальность 10 км)
    • 2 × 2 УР «Игла-В» (размещаются не на держателях внешней подвески)
  • Неуправляемые ракеты:

Стоимость «ГАЗ-52»

Литература

Литература

Конструкция

Кабина Ка-52

Приборная доска (вид с места пилота): индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи (МФД).

Отображение пилотажной, навигационной и прицельной информации на МФД (вид с места штурмана-оператора).

Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения. Также, полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для учебно-тренировочного применения. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м.

Ка-52 оборудован радиолокационной станцией «Арбалет».

Вооружение

Ка-52 в полёте, осень 2011 года.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 122 и 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое вооружение общей массой до 2000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Штурм-ВУ» с лазерной головкой самонаведения (ЛГСН), управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые авиационные ракеты класса «воздух-земля» калибра до 240 мм (типа С-24).

Ракеты «Игла-В», созданные на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5—6 g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

В перспективе планируется применение противотанковых управляемых ракет «Вихрь», имеющих стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, которые могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25Т и Су-25ТМ (Су-39), серийное производство которых предполагалось запустить на У-УАЗ, а пушка 2А42 является штатным вооружением боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2 соответственно.

Ка-52К имеет на вооружении ПТРК «Гермес», который по дальности 15—100 км является одним из самых современных в мире.

В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

Конструкция

Д-48 имеет классическую компоновку с лафетом с 2 раздвижными станинами. Ствол-моноблок оснащён 2-камерным активным дульным тормозом, который поглощает около 70% энергии отдачи. Затвор – вертикальный клин, имеющий механизм полуавтоматики. Над стволом расположен гидравлический тормоз отката и пневмогидравлический накатник. Подъёмный и поворотный механизмы орудия – винтовые, приводятся вручную.

Колёса Д-48 унифицированы с автомобильными узлами от грузовика ЗиС-5. От обычных колёс «артиллерийские» отличаются пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной. Подвеска ходовой части – торсионная, автоматически отключается, когда станины разводят. Станины представляют собой полые коробчатые трубы, на их концах размещены сошники.

Для стрельбы прямой наводкой служит открытый коллиматорный прицел К-1, для более точного наведения служил оптический прицел модели ОП-2 или ОП-4, дающий увеличение в 5,5 крат. Для стрельбы с закрытых позиций открытый прицел дополняли панорамой Герца ПГ-1. Часть орудий комплектовалась ночными прицелами.

История

Пушка разработана конструкторским бюро завода № 8 в подмосковном Калининграде по заданию ГАУ. Её предшественницей была созданная М. Н. Логиновым 76-мм зенитная пушка образца 1938 года, которая выпускалась малой серией в 1938-1940 годах. Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведённых на разработку новой системы, ведущий конструктор Г. Д. Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия образца 1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия. В 1939 году новое 85-мм зенитное орудие с заводским обозначением 52-К прошло полигонные испытания, в ходе которых выявилась необходимость установки дульного тормоза, увеличения опорной поверхности клина затвора и гнезда казённика. Доработанное в соответствии с рекомендациями научно-испытательного полигона орудие в том же году было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.».

Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм зенитных пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, позволявшими решать задачу встречи снаряда и самолёта.
Кроме приборов ПУАЗО, для управления огнём действовавших на главных направлениях частей 85-мм зенитных пушек, использовались и радиолокационные станции обнаружения РУС.
Пушку также оснастили механическим установщиком взрывателей конструкции Л. B. Люльева.

Чтобы увеличить выпуск зенитной артиллерии в годы войны, нужно было решить задачу по снижению трудоёмкости и металлоёмкости продукции. Конструкция пушки 52-К упрощалась, и одновременно совершенствовалась технология её изготовления. В 1943 году усовершенствованное орудие было успешно испытано, и в феврале 1944 года пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство. Первые две буквы индекса означали, что орудие создано на заводе им. Калинина в Свердловске.

Предназначенные для борьбы с авиацией противника, для стрельбы по воздушным десантам, по живым наземным целям и огневым точкам противника, эти орудия с успехом применялись и для уничтожения фашистских танков. С необычной для зенитки задачей 52-К справлялась успешнее, чем иные противотанковые орудия тех лет. С приданным ей бронебойным снарядом она могла прошивать броню всех типов танков, находившихся на вооружении германской армии до середины 1943 года. И когда в 1942 году Г. Д. Дорохину было присвоено звание лауреата Государственной премии, наградой отмечались не только зенитные, но и противотанковые качества орудия.

Назначение пушки и её боевые свойства

85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. назначается для борьбы с авиацией противника.

Данные для стрельбы вырабатываются прибором управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО).

Стрельба без ПУАЗО с использованием прицельных приспособлений производится в тех случаях, когда ПУАЗО нет или он по каким-либо причинам не может быть применён.

Конструктивные особенности пушки, наличие достаточно эффективной дистанционной гранаты и бронебойного снаряда дают возможность в случае необходимости использовать пушку также и для стрельбы по воздушному десанту, живым наземным целям, огневым точкам и бронетанковым силам противника. 85-мм зенитная пушка обладает высокими боевыми и тактико-техническими свойствами, необходимыми для поражения внезапно появляющихся и быстро движущихся целей.

Пушка имеет круговой обстрел, который достигается наличием тумбового лафета.

При натренированном расчёте перевод пушки из походного положения в боевое производится за 1,2 минуты, а из боевого положения в походное — 1,5 — 2 минуты. Пушка перевозится автомобилем или трактором. Максимальная скорость передвижения — до 50 км/ч по асфальтированному шоссе. Пушка обслуживается расчётом из семи человек: шесть номеров расчёта и один командир орудия.

В период Гражданской войны

Фактическое отсутствие единого командования и территориальная разобщённость белых армий привели к тому, что общей наградной системы не было создано. Не было выработано и единого подхода к вопросу о допустимости награждения дореволюционными наградами.

Что касается солдатских Георгиевских Крестов и медалей, то награждение ими рядовых солдат и казаков, вольноопределяющихся, унтер-офицеров, юнкеров, добровольцев и сестёр милосердия происходило на всех территориях, занятых Белыми армиями. Во время похода отряда М. Г. Дроздовского по маршруту Яссы-Дон Георгиевские кресты, целый мешок которых достался Дроздовскому в штабе Румынского фронта, вручались в качестве наград и офицерам отряда. Первое такое награждение состоялось 30 марта 1918 г.

При этом, на юге России, на территории Всевеликого войска Донского с учётом местной специфики Георгий Победоносец на Георгиевских крестах изображался в виде казака: в шапке с башлыком, казачьем мундире и сапогах, из-под шапки виден чуб, лицо обрамлено бородой. С 11 мая 1918 г. было вручено более 20 тысяч таких крестов 4-й степени, 9080 — 3-й, 470 — 2-й и один — 1-й. В Донской армии Георгиевскими крестами награждали также офицеров и генералов.

9 февраля 1919 г. награждение Георгиевским крестом было восстановлено на Восточном фронте А. В. Колчака. Но одновременно было запрещено награждение офицеров Георгиевским крестом с лавровой ветвью и их ношение.

В Северной армии Е. К. Миллера было вручено 2270 крестов 4-й степени, 422 — 3-й, 106 — 2-й и 17 — 1-й.

В Добровольческой армии награждения Георгиевскими крестами было разрешено 12 августа 1918 г. и происходило на тех же основаниях, что и в Русской Императорской: «Солдаты и добровольцы представляются Георгиевским крестам и медалям за подвиги, указанные Георгиевском Статуте, тем же порядком, как и во время войны внешнем фронте, награждаются крестами властью комкора, а медалями властью начдива». Первое вручение наград состоялось 4 октября 1918 г. В Русской армии П. Н. Врангеля эта практика сохранилась.

Последним Георгиевским кавалером времён Гражданской войны, награжденным в России, стал вахмистр Павел Васильевич Жадан (1901—1975), награждённый в июне 1920 г. за участие в разгроме конного корпуса Д. П. Жлобы.

Конструкция

Д-48 имеет классическую компоновку с лафетом с 2 раздвижными станинами. Ствол-моноблок оснащён 2-камерным активным дульным тормозом, который поглощает около 70% энергии отдачи. Затвор – вертикальный клин, имеющий механизм полуавтоматики. Над стволом расположен гидравлический тормоз отката и пневмогидравлический накатник. Подъёмный и поворотный механизмы орудия – винтовые, приводятся вручную.

Колёса Д-48 унифицированы с автомобильными узлами от грузовика ЗиС-5. От обычных колёс «артиллерийские» отличаются пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной. Подвеска ходовой части – торсионная, автоматически отключается, когда станины разводят. Станины представляют собой полые коробчатые трубы, на их концах размещены сошники.

Для стрельбы прямой наводкой служит открытый коллиматорный прицел К-1, для более точного наведения служил оптический прицел модели ОП-2 или ОП-4, дающий увеличение в 5,5 крат. Для стрельбы с закрытых позиций открытый прицел дополняли панорамой Герца ПГ-1. Часть орудий комплектовалась ночными прицелами.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ка-52 «Аллигатор» Базовая версия.
Ка-52К «Катран» Модификация вертолёта Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первый полёт совершил 7 марта 2015 года.

Ка-52К

У этого термина существуют и другие значения, см. Катран (значения).

Ка-52К «Катран» корабельного базирования на авиасалоне МАКС-2015.

Модификация вертолёта Ка-52 (именуется «Катран») для корабельного базирования. Совершил первый полёт 7 марта 2015 года.

Ка-52К имеет необычно мощную дальнюю РЛС «Жук-А», которая обычно устанавливается на современных истребителях.

Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия. В качестве РЛС используется необычно мощная для вертолётов «Жук-А» с дальностью обнаружения целей до 200 км. Также, необычно мощным является комплекс управляемого вооружения Ка-52К, разработанный на основе ПТРК «Гермес» с дальностью поражения бронетехники на 15—100 км. При этом на Ка-52К предполагается установка авиационной модификации данного КУВ — «Гермес-А», с максимальной дальностью стрельбы днём и ночью 15—20 км. Также заявлено о наличии в составе вооружения «Катрана» противокорабельной ракеты Х-35У.

В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры» (англ. game changer), так как позволяет уничтожать бронетехнику противника не входя ни только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.

В 2014 году Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК) типа «Мистраль». После расторжения договора на поставку УДК и продажи «Мистралей» Францией Египту — с последним был заключен контракт о поставке для них этих боевых машин. В качестве перспективного носителя Минобороны России стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который штатно рассчитан на базирование крупной вертолётной группы из 24 единиц. В конце 2016 года принял участие, с борта «Адмирала Кузнецова», в боевых действиях в Сирии.

Четыре степени

История

Пушка разработана конструкторским бюро завода № 8 в подмосковном Калининграде по заданию ГАУ. Её предшественницей была созданная М. Н. Логиновым 76-мм зенитная пушка образца 1938 года, которая выпускалась малой серией в 1938-1940 годах. Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведённых на разработку новой системы, ведущий конструктор Г. Д. Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия образца 1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия. В 1939 году новое 85-мм зенитное орудие с заводским обозначением 52-К прошло полигонные испытания, в ходе которых выявилась необходимость установки дульного тормоза, увеличения опорной поверхности клина затвора и гнезда казённика. Доработанное в соответствии с рекомендациями научно-испытательного полигона орудие в том же году было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.».

Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм зенитных пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, позволявшими решать задачу встречи снаряда и самолёта.
Кроме приборов ПУАЗО, для управления огнём действовавших на главных направлениях частей 85-мм зенитных пушек, использовались и радиолокационные станции обнаружения РУС.
Пушку также оснастили механическим установщиком взрывателей конструкции Л. B. Люльева.

Чтобы увеличить выпуск зенитной артиллерии в годы войны, нужно было решить задачу по снижению трудоёмкости и металлоёмкости продукции. Конструкция пушки 52-К упрощалась, и одновременно совершенствовалась технология её изготовления. В 1943 году усовершенствованное орудие было успешно испытано, и в феврале 1944 года пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство. Первые две буквы индекса означали, что орудие создано на заводе им. Калинина в Свердловске.

Предназначенные для борьбы с авиацией противника, для стрельбы по воздушным десантам, по живым наземным целям и огневым точкам противника, эти орудия с успехом применялись и для уничтожения фашистских танков. С необычной для зенитки задачей 52-К справлялась успешнее, чем иные противотанковые орудия тех лет. С приданным ей бронебойным снарядом она могла прошивать броню всех типов танков, находившихся на вооружении германской армии до середины 1943 года. И когда в 1942 году Г. Д. Дорохину было присвоено звание лауреата Государственной премии, наградой отмечались не только зенитные, но и противотанковые качества орудия.

Конструкция

Кабина Ка-52

Приборная доска (вид с места пилота): индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи (МФД).

Отображение пилотажной, навигационной и прицельной информации на МФД (вид с места штурмана-оператора).

Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения. Также, полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для учебно-тренировочного применения. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м.

Ка-52 оборудован радиолокационной станцией «Арбалет».

Вооружение

Ка-52 в полёте, июнь 2011 года.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 выстрелов, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 122 и 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое вооружение общей массой до 2000 кг), Ка-52 может быть дополнительно вооружён:

  • противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) «Штурм-ВУ», оснащённым противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) 9М120-1 «Атака» с лазерной головкой самонаведения (ЛГСН);
  • неуправляемыми авиационными ракетами класса «воздух-земля» калибра до 240 мм (типа С-24);
  • управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В».

Ка-52 в полёте, осень 2011 года.

Ракеты «Игла-В», созданные на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5—6 g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

В перспективе планируется применение ПТРК «Вихрь» с ракетами 9А4172, имеющих стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, которые могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25Т и Су-25ТМ (Су-39), серийное производство которых предполагалось запустить на У-УАЗ, а пушка 2А42 является штатным вооружением боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2 соответственно.

Ка-52К имеет на вооружении ПТРК «Гермес», который по дальности 15—100 км является одним из самых современных в мире.

В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector