Броневик «фалькатус»
Содержание:
- ФСБ продемонстрировала новейшие броневики российских спецслужб
- Антитеррор — ЦСН ФСБ РФ, Спецназ ФСБ
- Расположение экипажа, обзорность
- История создания
- Северогерманский союз 1867—1871
- Броневики «Каратель» и «Викинг» были применены в ходе спецоперации в Хасавюрте
- Расположение мест для экипажа
- Конструкция броневика спецназа
- Грузоподъемность и прочее
- Затронет ли закон чиновников?
- ЗИЛ «Каратель» — последняя попытка Завода имени Лихачёва сохранить производство
ФСБ продемонстрировала новейшие броневики российских спецслужб
Демонстрация прошла после коллегии ФСБ, на которой глава государства поблагодарил сотрудников ведомства за успешную борьбу с боевиками. Согласно аббревиатуре на решётке броневика (ЦСН), он предназначается для Центра специального назначения ФСБ России.
Один из опытных образцов «защищенного автомобиля для ЦСН» «Фалькатус» разработки ЗАО «Форт Технология» во время демонстрации Президенту России. Москва, 26.02.2016 (с) Sputnik.news
Бронемашины «Фалькатус» и «Викинг» разрабатываются для отечественных силовых структур и считаются секретными. Официальной информации о них нет, доподлинные характеристики также неизвестны.
Хотя, ещё летом в Набережных Челнах (Татарстан) замечены новейшие российские бронеавтомобили «Фалькатус» и «Викинг», сообщает «» в спецпроекте «Русское оружие». Согласно записям видеорегистраторов, опубликованным в интернете, окрашенные в черный цвет машины футуристического вида передвигались по дорогам города в общем потоке.
Бронеавтомобиль «Факлькатус» (Falcatus), именуемый «защищенным автомобилем для ЦСН», отрабатывается с 2010 года московским ЗАО «Форт Технология» в качестве дальнейшего развития разработки, начатой в свое время на АМО ЗИЛ по теме «Каратель».
уточняет, что тогдашний проект данной машины с 2008 года разрабатывался на АМО ЗИЛ (под руководством дизайнера Святослава Саакяна) совместо с «Форт Технологией», занимающимся производством элементов конструктивной защиты, в соответствии с ТТЗ по теме «Каратель», выданным еще в 2002 году на конкурсной основе ряду предприятий Министерством обороны России. На ЗиЛе проект проходил как КЛОП и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 тонн со вместимостью максимум 10 человек. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к , которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип на шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911. Последующие работы ведутся совместно с АО «КАМАЗ». создан на базе шасси грузовика КамАЗ-4911 Extreme — постоянного участника ралли «Дакар». По разным данным, бронемашина оснащается 185-сильным 4-цилиндровым дизелем Cummins или 8-цилиндровым дизельным мотором ярославского завода ЯМЗ-7Э846.
Два варианта опытных образцов бронированной машины «Фалькатус» (Falcatus) постройки ЗАО «Форт Технология». Слева, предположительно, машина поздней версии (с) ВКонтакте
, разработкой проекта «Каратель» занималось ЗАО «Форт Технология» (разрабатывает специальные костюмы и иное оборудование); компания в своё время заинтересовала ЦСН ФСБ этим бронеавтомобилем. В 2010 году был разработан первый прототип, однако первые его снимки появились только в 2012 году. Бронеавтомобиль использует двухносое шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911, а его масса составляет до 12 тонн, хотя изначально предполагалось, что она будет весить не более семи тонн. Вместимость автомобиля — десять человек. Машина получила название «Фалькатус» (Falcatus), она именуется «защищённым автомобилем для ЦСН».
В другом броневике под названием «Викинг» угадывается шасси от КамАЗа.
Опытный образец бронированной машины «Викинг», также созданной ЗАО «Форт Технология» на том же шасси КамАЗ-4911 на основе разработанного в Московском Государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана проекта БКМ-49111, во время демонстрации Президенту России. Москва, 26.02.2016 (с) lifenews.ru
Во втором двигавшемся в Набережных Челнах спецавто несложно разглядеть очертания КАМАЗа, однако сведений о «Викинге» еще меньше. На кадрах видны двухсекционная четырехдверная кабина, закрытый кузов со смотровыми окнами по бокам, а также двери сзади.
По имеющимся сведениям, бронированный грузовик был создан рамках программы переоснащения спецотрядов Федеральной службы безопасности РФ на основе разработки МГТУ имени Н.Э. Баумана с шифром БКМ-49111. Многоцелевой автомобиль обладает рядом уникальных характеристик и предназначен для выполнения различных задач в контр-террористических операциях.
«Викинг» также создан на базе КАМАЗ 4911 Extreme, как и «Каратель» оборудован системой наблюдения за боевой обстановкой на основе расположенных по периметру корпуса видеокамер, обеспечивающих полный обзор водителю.
Особенностью компоновки салона бронемашины называется расположение десанта «спиной к спине», что обеспечивает круговой обзор. Броня автомобиля способна выдержать патроны 7,62 мм. Также машина обладает противоминной защитой, обеспечиваемой в том числе подвеской особенной конструкции.
Антитеррор — ЦСН ФСБ РФ, Спецназ ФСБ
Летом 1996 года указом президента был создан антитеррористический центр ФСБ (АТЦ ФСБ). Создание этого центра стало одним из первых шагов Михаила Барсукова после его назначения директором ФСБ. Руководителем Центра был назначен Виктор Зорин, первый заместитель директора ФСБ.
Формально необходимость его создания была вызвана крайней нескоординированностью отечественных антитеррористических служб, особенно ярко проявившейся во время операции в Буденновске в июне 1995 года.
«Время МН» 23.01.01: «В департамент по борьбе с терроризмом входит Центр специального назначения, состоящий из отрядов «Альфа» и «Вымпел» (бывший спецназ внешней разведки). Повседневная работа сотрудников отряда «Альфа» — нейтрализация террористов, захватывающих воздушные и водные суда, наземный транспорт, а также удерживающих заложников в зданиях. У сотрудников «Вымпела» — «атомная» специализация: в мирное время — обезвреживание террористов на ядерных объектах, в предвоенное и военное время их задача меняется на противоположную — они должны уничтожать АЭС, ракетные установки с ядерными боеголовками и прочие спецобъекты на территории противника. Однако эта специфика в нынешних условиях в расчет не берется, бойцы «Вымпела» способны действовать и в Чечне».
База Центра спецназначения расположена в г. Балашиха-2, войсковая часть № 35690. Контактные телефоны: 523-63-43, 523-90-60. Центр подготовки группы «Альфа» уже двадцать пять лет носит название «Прибой».
Система отбора в спецназ антитеррора осуществляется в несколько этапов. Для службы в спецподразделениях Центра специального назначения ФСБ России отбирают, как правило, офицеров и прапорщиков, а также курсантов военных училищ в качестве кандидатов на офицерские должности. Физическое тестирование делится на два этапа, которые проходят в один день. В ходе первого кандидаты сдают нормативы по физической подготовке, после чего следует спарринг по рукопашному бою.
Подготовку можно пройти в спортивном клубе Будокан, программы предусматривают общую физическую подготовку, спортивную подготовку по айкидо, каратэ.
На ринге от кандидата требуется проявлять активность, пассивная оборона не приветствуется. Сделать это очень непросто, учитывая те нагрузки, которые преодолел кандидат в ходе выполнения физических тестов. Против него же выходит абсолютно свежий сотрудник. Здесь прежде всего проверяются бойцовские качества, умение атаковать, умение держать удар и, конечно, воля. Бывали случаи, когда мастера по айкидо не выстаивали на ринге, а ребята, не имевшие никаких серьезных спортивных титулов, наоборот, упорно атаковали и бросались на противника.
В Центре существует негласное правило, что после зачисления в спецназ сотрудник обязан прослужить в нем не менее пяти лет. Это именно тот срок, который необходим для подготовки классного «боевика» антитеррора. Подавляющее большинство продолжает служить и дальше.
Расположение экипажа, обзорность
Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.
В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки.
Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.
История создания
Работы над броневиком для центра специального назначения федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) начались ещё в 2002 году. По неофициальным данным первый прототип проектировался на АМО «ЗиЛ» и носил название «Клоп», так окрестили его конструкторы из-за необычного внешнего вида. В 2009 году был собран полный макет «Клопа». Но из-за неизвестных разногласий сборка проходила не на заводе ЗиЛа , а на предприятии «КамАЗ». Из-за этого не была соблюдена технология и макет разобрали. Неизвестно когда вернулись к проектировке, но весной 2012 года были опубликованы первые фотографии данной машины вместе с некоторыми техническими параметрами, что вызвало бурную реакцию в обществе. За это время броневик сменил название на «Фалькатус» (официальное), пресса же окрестила его намного более грозно – «Каратель».
Фалькатус – разновидность меча, что указывает на предназначение машины. Правда информация о технических параметрах слишком скудна для того чтобы из нее можно было бы составить полное представление о броневике, большая часть сведений о нем – догадки, основывающиеся на фотографиях. Так по фотографиям видно, что машина принадлежит ЦСН ФСБ. Из-за недостатка информации о «Фалькатусе» постепенно забыли.
Вторая волна обсуждений началась после того, как в мае 2015 года «Фалькатус» вместе с бронеавтомобилем «Викинг» появился на дороге в Татарстане. Постепенно стали возникать фотографии и из других регионов России, а в феврале 2016 года «Фалькатус» засветился и на телевидении, во время представления его Владимиру Путину. Новая машина доработана специалистами ЗАО «Форт Технология». В том же видеосюжете директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что бронеавтомобиль «Фалькатус» — противопартизанская машина.
Северогерманский союз 1867—1871
Броневики «Каратель» и «Викинг» были применены в ходе спецоперации в Хасавюрте
- Подробности
-
Опубликовано: 01.02.2017
После того, как силовые структуры получили информацию о точном местонахождении трех боевиков в Хасавюрте, была немедленно начата контртеррористическая операция. Злоумышленники отказались сложить оружие, начали обстрел оцепления, и ответным огнем были ликвидированы. Во время проведения спецоперации в Дагестане силовики использовали новые бронированные автомобили – «Викинг» и «Каратель». Это один из первых случаев боевого применения данных машин.
«Каратель» является разработкой московского завода ЗИЛ, работы по созданию броневика были начаты еще в 2007 году. Машина проектировалась с учетом потребностей Министерства обороны, хорошо адаптирована для использования в условиях Северного Кавказа. Маневренный бронеавтомобиль показывает куда большую эффективность, чем БМП или БТР. В техническом задании значилось, что необходима разработка многоцелевого армейского автомобиля, его грузоподъемность должна составлять до 2,5 тонн.
Название «Каратель» проекту было присвоено еще на начальных стадиях разработки, и с того времени осталось неизменным. Внешний вид армейского транспортного средства был создан дизайнером Вячеславом Саакяном, и названию в полной мере соответствует. Облик броневика действительно получился устрашающим и агрессивным.
Бронеавтомобиль «Каратель»
Одновременно с разработкой легкого броневика на заводе ЗИЛ создавали платформу для более тяжелых машин, грузоподъемность которых будет превышать 10 тонн. Макет транспортного средства был представлен в 2009 году, несколько фотографий оказалось в распоряжении журналистов. На тот момент в СМИ не смогли точно определить принадлежность автомобиля, и называли его разработкой КамАЗа (хотя на самом деле данная компания никак в проекте не участвовала). Бронированием пассажирской части авто занималось ЗАО «Форт технология», выполняющее заказы силовых структур.
В судьбе «Карателя» значительные изменения произошли после отставки Юрия Лужкова в 2011 году – мэр столицы был также и куратором ЗИЛа. На некоторое время проект закрыли, но позднее он был возобновлен на базе КамАЗа – разработкой занималась все та же группа инженеров, что и в ЗИЛе.
Новой платформой для авто стал КамАЗ-4911 (раллийная версия), был установлен дизельный силовой агрегат. Масса бронированной машины составила 12 тонн, при изначально запланированных 7 тоннах. Бронированная пассажирская часть рассчитана на размещение 10 человек и амуниции для них. Презентация «Карателя» на самом высоком уровне прошла в начале 2016 года, тогда же началось серийное производство броневика.
Помимо «Карателя» в Хасавюрте использовался и бронированный грузовик «Викинг», созданный в МГТУ им. Баумана. В основе «Викинга» – шасси раллийного КамАЗа, также используется множество передовых технических решений. Похожие разработки нашли применение в машинах «Тайфун-К». У «Викинга», в отличие от «Карателя», кабина и кузов являются обособленными модулями.
Расположение мест для экипажа
Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» – руководителем проекта инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины.
Компоновку и размещение агрегатов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руководителем разработки эскизного проекта и ходового макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу. Нельзя не сказать, что автомобиль с однообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектировщиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного макета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.
В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баумана, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитический материал по автомобилям многоцелевого назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.
Разработку конструкции макета автомобиля «Каратель» вели с использованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполнителей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполнения проекта. Проектирование велось с учетом тенденций в автомобилестроении, связанных с заменой литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе.
В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюминиевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы – 1000 мм; колея передних и задних колес – 2100 мм; величина колесной базы – 3800 мм. При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 – январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласования с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9.
Места водителя и командира находятся в передней части кузова, по бокам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа располагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечивается круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру.
Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания неповторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции бронеавтомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием.
Конструкция броневика спецназа
«Фалькатусы» на вооружении ЦСН ФСБ
Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.
Броневой лист
Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.
Средства наблюдения и связи
О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.
В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.
Ходовая часть
Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.
Число пассажирских мест
«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.
Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.
Грузоподъемность и прочее
Даже если отбросить водителя и командира, в машине должны сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого — явно не менее 100 кг. Так что, двоих придется выкинуть, дабы автомобиль справился с нагрузкой? В общем, много неясностей. Во всяком случае, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в плане увеличения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и получше…
Кроме того, не выдерживают никакой критики и посадочные места для экипажа: если под днищем взорвется что-то мощнее оборонительной ручной гранаты, то людям придется очень несладко. Нормальные машины такого класса имеют специальную систему подвески сидений, которая позволяет минимизировать эффект от взрывной волны в случае наезда на мину. В рассматриваемом нами варианте ничего подобного нет и близко.
Затронет ли закон чиновников?
ЗИЛ «Каратель» — последняя попытка Завода имени Лихачёва сохранить производство
Московский Завод имени Лихачёва долгие десятилетия оставался флагманом советского производства грузовых автомобилей. Но кроме того, на ЗИЛе периодически выпускали новые модели правительственных лимузинов, и даже спортивные автомобили для участия в гонках.
Но в начале 1990-х годов заводу пришлось резко сократить объёмы производства, так как после распада Советского Союза оборвались все связи с бывшими республиками. Постепенно завод выпуск грузовых автомобилей сократился с 200 000 в год, до нескольких тысяч экземпляров в год.
Но сегодня я хочу рассказать вам про последнюю попытку Завода имени Лихачёва показать, что там ещё остались выдающиеся конструкторы, способные создавать уникальные машины. В 2012 году ЗИЛ, который уже в 2011 году был приговорён к сносу, создал броневик «Каратель», предназначенный для возможной эксплуатации в Вооружённых Силах России и продажи в армии других стран. Разумеется, всё это было только в планах, так как ресурсов умирающего завода точно бы не хватило на запуск даже в мелкосерийное производство новой модели.
Прототип броневика «Каратель» имел дизель Камминс, развивающий мощность в 185 л.с и автоматическую пятиступенчатую коробку передач. Если бы удалось заинтересовать своим броневиком российскую армию, то в дальнейшем планировалось устанавливать мощнейший дизельный мотор марки ЯМЗ 7Э846, развивающий 730 л.с, или ЯМЗ 7Э846.10-07, развивающий 830 л.с.
Кто не в курсе, двигатели ЯМЗ 7Э846 устанавливаются на спортивные КамАЗы, хотя производитель уверяет, что может по заказу устанавливать данные моторы на любой подходящий для этого грузовой автомобиль.
У броневика «Каратель» мосты и подвеска от КамАЗа с полным приводом, раздатка тоже взята от этого автомобиля. Раньше бы руководство Завода имени Лихачёва посмеялось над теми, кто сказал бы, что новые модели ЗИЛ будут сделана из узлов от других моделей стороннего производителя, но в 2012 году ситуация на заводе была плачевной, а в 2013 году он вообще был объявлен банкротом, так что удивительно, что вообще была изыскана возможность создать новую модель автомобиля, причём такого интересного и узкоспециализированного.
Броневик ЗИЛ «Каратель» имеет длину 6330 мм, высоту 2566 мм и ширину 2397 мм. Вес броневика составляет 4,5 тонны без навесной брони, и около 8 тонн с полным комплектом бронировки. В брюхе этого чудо-автомобиля помещается 10 человек вместе с водителем и командиром бронеавтомобиля. Экипаж сидит спереди, а десантники размещены в своём отсеке, причём сидят они таким образом, чтобы обеспечить полный круговой обзор.
Все стёкла в броневике «Каратель» бронированные, они разделены на секции и расположены под углом, чтобы уменьшить вероятность пробития из стрелкового оружия. Максимальная скорость бронемашины составляет не менее 120 км/ч по трассе и около 30 км/ч по грунтовым дорогам.
Автомобиль был оснащён системой видео обзора, состоящей из 6 камер, причём две из них одновременно выполняют функции зеркал заднего вида. Все камеры могут работать в режиме ночной съёмки.
К сожалению, данный проект не смог спасти ЗИЛ, и автомобиль так и остался в единственном экземпляре. Но через пару лет неожиданно машина всплыла уже на КамАЗе, только под именем «Фалькатус». Я точно знаю, что по меньшей мере два таких броневика используются чеченским СОБР. Вот такая вот история последней попытки возрождения ЗИЛ.