Военные базы, которые россия потеряла при владимире путине

Литература[править | править код]

  • Боевой молот // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бехайм В. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. — СПб.: АО «Санкт-Петербург оркестр», 1995. — 576 с. — С. 262—265, 268—276. — ISBN 5-87685-029-2.
  • Квасневич В. Лексикон холодного и метательного оружия / Пер. с польск. — СПб.: ООО «Издательство „Атлант“», 2012. — С. 33, 69—71, 115, 116, 124, 125, 134—136, 153, 224, 225. — ISBN 978-5-98655-042-8.
  • Попенко В. Н. Комбинированное холодное оружие. — М.: Богучар, 1994. — 112 с. — С. 32—38, 43—48, 89—91, 96—106.
  • Попенко В. Н. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. — М.: Богучар, 1996. — 479 с. — С. 120—122, 128—130, 133, 158, 164, 165, 243, 274, 280, 281, 425, 427, 428. — ISBN S-88276-023X.
  • Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов / Пер с англ. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 767 с. — С. 77, 104, 105, 108, 109, 235, 298, 299, 369, 371, 381, 407—409, 504, 506, 617, 622, 623, 648, 649, 704. — ISBN 978-5-17-052742-7, ISBN 978-5-271-21108-9, ISBN 978-5-17-052752-6, ISBN 978-5-271-21109-6, ISBN 0-486-40726-8 (англ.).
  • Югринов П. Малая энциклопедия холодного оружия. — М.: Центрполиграф, 2010. — С. 30—37, 57, 65, 67, 79, 91, 92. — ISBN 978-5-9524-4613-7.

Примечания

Новость о заморозке строительства российской военной базы в Судане уже оказалась фейком. Но из нее многие вообще узнали о том, что Россия возводит базу в Африке. А зачем вообще нам форпосты в таких на первый взгляд странных местах?

Смысл военной базы не в том, чтобы воткнуть флаг и показать миру, что мы здесь. Любая силовая операция – это в первую очередь логистика. Пресловутые базы НАТО и конкретно США полезны владельцам в первую очередь тем, что позволяют мгновенно «спроецировать силу» практически куда угодно. На военной базе за рубежом почти никогда не находится какой-то мощный контингент, но это и не требуется. Смысл в том, что у нас всегда есть аэродром, способный принять самолеты, причал для кораблей, запасы топлива, боеприпасов, запчастей, ремонтные мощности. Разгрузить корабль прямо на пляж крайне трудно (см. недавнюю историю с контейнеровозом, застрявшим в Суэцком канале), разместить боевой самолет в голом поле нереально, а вот подготовленная позиция – это тот портал, через который мы можем перебросить хоть авиаполк, хоть военную флотилию, хоть мотострелковый батальон

Причем, что важно, все в регионе знают, что такая возможность есть – необязательно реально присылать батальон, чтобы заставить ходить опасно хоть регионального диктатора, хоть полевого командира местных террористов

Глобальный мир – это не безопасный мир. Да, планета связана торговыми путями, университетами, глобальным бизнесом. Российские нефтяники работают в Ираке, «Росатом» строит АЭС в Бангладеш, торговые корабли с нашими экипажами можно встретить хоть в Ливерпуле, хоть в Макасаре. Но это все значит, что угроза интересам России, и жизням ее граждан может возникнуть где угодно. Все, наверное, помнят историю мая 2010 года – в полутысяче миль от берегов Сомали местные пираты напали на танкер «Московский университет». Почему трагедии тогда не произошло? Потому что в двух шагах (по морским меркам) от танкера находился российский военный корабль, Родина пригнала к месту действия БПК «Шапошников» и выкинула негодяев за борт. Но это так удачно сложилось, что у нас фрегат моря патрулировал достаточно близко от танкера. А нам не нужны удачные совпадения, нам нужна работающая система.

Судан с этой точки зрения – это то самое место, где нам военно-морская база нужна уже вчера. Красное море – это главный проспект мирового судоходства, а где судоходство, там и пираты, и вообще всяческий криминал, от международной работорговли до нелегальных перевозок оружия. Это и возможность заходить в местную политику с пакетом «национальная безопасность под ключ» — Россия в последние годы отлично приладилась делать такие предложения странам третьего мира от Сирии до Центральной Африки. А где национальная безопасность, там и контракты. Нефть, энергетика, вольфрам, золото… А это все прибыль для нашего национального бизнеса, рабочие места, большие деньги и большая политика. И, само собой, те, кто не прочь въехать в рай на нашем горбу (и кого надо за это дело бить по рукам) – это уж как водится.

Военные корабли, морская пехота, ракеты, насилие, неужели нельзя пустить эти деньги на что-то мирное, неужели снова война. Ответ грустный: война — всегда. Опыт массы стран вокруг нас, от Сербии до Шри-Ланки, показывает одно и то же: хочешь мира – заведи себе большую пушку и будь готов ее применить. Это очень мрачная и злая картина мира, и у нее есть только одно достоинство: она про реальность

Наша страна строит военные базы на другом конце географии не потому, что в Кремле Киплинга любят, и не для того, чтобы привлечь к себе внимание

Это мир так безопаснее делают.

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей , а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

Эрдоган заявил, что Турция получит из России «внушительное количество» вакцины «Спутник V»

Базы НАТО на карте

Для тех, кого интересуют просто точки на карте — она внизу. Однако, есть очень важный момент — какие же объекты там обозначены? Другими словами — что такое база НАТО?

Исходя из сути Североатлантического договора, любая военная база стран союзников по НАТО (за исключением секретных объектов) может стать или уже является базой НАТО. Тогда карта с базами НАТО превратится в «решето» с обозначенными на ней национальными воинскими частями. Только у США, за пределами собственной территории, есть десятки военных объектов.

Помимо этого, можно ли считать такие объекты, как Штаб-квартира НАТО в Брюсселе военной базой? С одной стороны, там присутствуют военные из стран Альянса, принимаются решения, доктрины и ведется разработка стратегий. Однако, с другой стороны, это все же политический центр НАТО, а не военный.

Кстати, вот какое определение военной базе дано в Вики

Теперь же переходим к тому, что же мы обозначили на этой карте. Военные базы НАТО — военные объекты (части), пункты управления, штабы, аэродромы используемые многонациональными силами (войсками, персоналом) НАТО в настоящее время.

На карте не обозначены базы НАТО времен Холодной войны и закрытые, или переданные местным властям.

Для удобства, каждой базе присвоен номер, под картой будет краткая справка или ссылка.

Также, для самых любопытных или кому необходимы точные координаты баз НАТО, в конце статьи прикреплен файл в формате .KML Открыть можно в программе «Google Планета Земля».

1) Боевая группа НАТО в Эстонии, Тапа 2) Боевая группа НАТО в Латвии, Адажи 3) Боевая группа НАТО в Литве, Рукла 4) Боевая группа НАТО в Польше, Ожиш (подробнее) Подробнее о боевых группах НАТО в Польше и Прибалтике (состав, численность) 5) Авиабаза НАТО Гайленкирхен, Германия (подробнее) 6) Многонациональный корпус НАТО «Северо-Восток» в Польше, Щецин (подробнее) 7) Авиабаза Кефлавик, Исландия (миссия НАТО в Исландии)

Дополнительные малые штабы НАТО (подробнее) 16) Бухарест, Румыния 17) Быдгощ, Польша 18) Рига, Латвия 19) София, Болгария 20) Таллин, Эстония 21) Вильнюс, Литва

Точные координаты баз НАТО файл .KML

Америка и Европа

За последнее десятилетие было три проекта создания российских военных баз в дальнем зарубежье на пустом месте. Наиболее перспективными считались проекты баз снабжения для ВВС и ВМФ в Венесуэле и Никарагуа. Российские бомбардировщики стратегической авиации несколько раз совершали сверхдальние перелеты в Венесуэлу, а корабли неоднократно заходили в порты в Карибском море. Проводились громкие совместные учения в воздухе и океане. При живом Уго Чавесе и более стабильной экономической ситуации такой проект был вполне реализуем, однако возникал вопрос его целесообразности. Размещение авиации в Латинской Америке однозначно было бы воспринято в США как «новый карибский кризис», а об этом и так сейчас твердят все американские телеканалы. Но дело даже не в этом, а в том, что такая база (или даже просто – «аэродром подскока») была бы слишком уязвима и потребовала бы создания серьезной инфраструктуры ПВО, как сейчас в Сирии. Данный проект выглядит привлекательно только с точки зрения школьного глобуса и принципа «отсель грозить мы будем», а на практике требует куда более серьезной проработки, чем можно представить с обывательской точки зрения. Например, в Венесуэле недостаточно производительных мощностей для топлива и его придется привозить с собой (вспоминаем блокаду Кубы) или даже прокладывать новые трубопроводы к аэродромам. Да и базирование в Венесуэле пяти-шести бомбардировщиков дополнительного стратегического преимущества не прибавит – американцы просто переставят в Техас и Нью-Мексико несколько дивизионов ПРО. Так мы обеспечим рост заказов в американском ВПК, увеличим число рабочих мест в Альбукерке и избирателей Клинтон в южных штатах, а Венесуэла при этом будет претендовать на роль стратегического союзника, что потребует от Москвы взятия на себя дополнительных политических и военных обязательств. Это при том, что территориальная проблема с Колумбией все еще не решена и никогда не будет решена (отдельное спасибо Боливару и Сукре).

А вот создание баз ВМФ в Карибском заливе – куда более ответственная мысль. Речь может идти о постройке инфраструктуры для базирования подводных лодок, причем необязательно стратегических ракетоносцев. Крупный международный кризис (если уж мы говорим именно о стратегии) потребует, например, блокирования Панамского канала, а для этого идеально подойдет базирование на Никарагуа. Другое дело, что там таких портов просто нет, потребуется их строить на пустом месте. Но сейчас существует даже полуфантастический проект нового канала по территории Никарагуа, так что возможно все.

Вторым таким проектом были свернутые после парламентских выборов в Аргентине переговоры о базах снабжения ВВС и ВМФ в Пуэрто-Вальдивия. Задумка идентичная: базирование на крупнейшей военно-морской базе Аргентины позволяло бы блокировать Магелланов пролив в случае стратегического конфликта. Но после поражения Кристины Киршнер это уже завиральный проект, да и интересы Аргентины в исполнении Киршнер были достаточно прагматичны – ей был нужен «старший брат», за которого можно спрятаться в конфликте с англичанами вокруг Фолклендских островов. Стратегическая выгода России при реализации такого проекта выглядела бы совсем уж «стратегической» – все-таки перспектива глобального противостояния с необходимостью борьбы за основные точки Мирового океана выглядит менее реалистичной, чем возобновление борьбы за Фолкленды. А «вписаться за сестру» пришлось бы.

Третий проект был наиболее закрытым и больше политическим, чем военным. Черногории предлагались уникальные финансовые условия за создание российской военно-морской базы в Баре. Речь тоже шла о пункте снабжения и обслуживания подводных лодок, который обеспечил бы российское присутствие в Восточном Средиземноморье в дополнение к Тартусу. Эти переговоры начались задолго до острой фазы сирийского кризиса и носили больше политико-стратегический характер, чем исключительно военный. Финансирование базы и ее инфраструктуры могло бы стать альтернативой вступлению Черногории в НАТО, тем более что альянс не предлагает Подгорице особых финансовых выгод в связи с этим политическим выбором. Переоснащение крошечной армии на стандарты альянса – не тот аргумент, который может серьезно заинтересовать бюджет. Но эта дипломатическая битва была проиграна, и руководство Черногории навязало своему народу путь на сближение с НАТО, пользуясь активной поддержкой проамериканских и НКО, и либеральной части интеллигенции (в том числе и сербской). Предстоящие парламентские выборы вряд ли что-то изменят, но уже сейчас ряд местных и сербских СМИ объявляют о возможном «вмешательстве России» и опасаются «пророссийского майдана».

1Гуантаномо

База в заливе Гуантанамо — арендованная в 1903 году США после испано-американской войны военно-морская база в заливе Гуантанамо (Куба), в 30 км от одноимённого города. На базе расположена также одноимённая тюрьма, где содержатся заключённые, статус которых оспаривается. База Гуантанамо арендуется у Кубы на договорных началах с 1903 года, когда в Конституцию Кубы в качестве приложения был включён текст так называемой поправки Платта к проекту Закона Соединенных Штатов о бюджете армии. В этом договоре, в частности, была установлена фиксированная цена аренды — «2000 песо в золотой валюте Соединенных Штатов» в год.Нынешний статус базы регламентируется договором от 1934 года, заключённым после ряда государственных переворотов на Кубе в начале 1930-х годов. В результате плата за использование базы была поднята до $3400. Сам же договор является «бессрочным» и может быть расторгнут «только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды». Аренда осуществляется на правах экстерриториальности, что в частности означает, например, что рыбная ловля в заливе для местного населения запрещена.Фактически США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер.После победы революции 1959 года кубинское государство отказалось принимать от США указанную выше плату за аренду базы, а после появления в 2002 году на территории базы тюрьмы попыталось (безуспешно) расторгнуть договор аренды и добиться эвакуации базы, аргументируя это нарушением условий аренды.Общая площадь военно-морской базы составляет приблизительно 117 квадратных километров, что соответствует прямоугольнику размером 9×13 км. К тому же Соединённые Штаты располагают правом использования 37 квадратных километров водной поверхности залива Гуантанамо.Гавань военно-морской базы в состоянии вместить до 50 крупных кораблей. На суше находится свыше 1500 служебных и жилых объектов, механизированный порт, судоремонтные мастерские, имеется плавучий док, склады продовольствия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов. Здесь постоянно находятся около 10 тысяч человек военного персонала. Для обеспечения нормальных условий проживания контингента база располагает развитой инфраструктурой, включающей увеселительные заведения, клубы, теннисные корты, бейсбольные площадки, плавательные бассейны, пляжи, ипподром, рыболовные суда и яхты.Место содержания международных террористов в Гуантанамо появилось в январе 2002 года, когда туда были доставлены из Афганистана первые 20 человек, обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» — талибов. С 2002 по 2006 год через эту тюрьму прошло свыше 750 иностранцев, захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне «Аль-Каиды» или движения Талибан.

Примечания

  1. Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Проверено 5 июля 2007.
  2. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  3. , FR: Dassault.
  4. , Eurofighter.
  5. , DE: Luftwaffe.
  6. ↑ , Blogspot
  7. , SE: Saab.
  8. , NL, 8 Aug. Проверено 1 февраля 2011..
  9. ↑ , JSF Nieuws, с. 5.
  10. , RU: MiG Aravia.
  11. , Deagel.
  12. , Bharat-Rakshak.
  13. , AT: Air Power.
  14. М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Тонкость контекста

У предложения Алексея Чепы есть определенные временные и личные контексты, которые требуют их конкретизации и отделения от вопроса о необходимости расширения российского военного присутствия за границами РФ. Если этого не сделать, возникнет множество лишних вопросов к самой идее создания новых баз и реанимации старых, что может в итоге повлиять на реализацию проекта.

Во-первых, это предложение было озвучено в преддверии голосования по закону о бессрочном размещении в Сирии российского военного контингента. Это самый первый законодательный акт, который утвердил новый состав Госдумы и тем самым легитимизировал уже существовавшие российско-сирийские договоренности о бессрочном использовании авиабазы Хмеймим и «пункта снабжения ВМФ» в Тартусе. Данные соглашения действуют уже год, но требовали дополнительного одобрения парламентом в новом виде, который подтверждает права РФ на использование этих объектов на территории Сирии в интересах МО РФ на бессрочной основе и с учетом дополнительных договоренностей с правительством в Дамаске. Там много чисто юридических деталей, которые требовали парламентского утверждения как со стороны России, так и со стороны Сирии. Это правовой статус военнослужащих, их подсудность, распределение ответственности и финансирования и множество других необходимых моментов, обычно не заметных для тех, кто следит только за сводками боевых действий. В таком контексте предложение заместителя председателя одного из двух профильных комитетов Думы (второй – по обороне и безопасности) выглядит уместным и своевременным. Человек решил к месту расширить и углубить предложение, которое и так давно витало в воздухе.

Но, во-вторых, Алексей Чепа упомянул в своем заявлении все обитаемые мировые континенты, кроме Австралии, что сильно расширило его предложение, выведя его за рамки понятия «бывшие советские базы». На пике активности СССР в третьем мире официальных баз за границей было не так уж и много. Помимо сирийского Тартуса, был объект электронного слежения на Кубе (ставим галочку напротив позиции «Латинская Америка») и два пункта снабжения ВВС и ВМФ во Вьетнаме (галочка у «Юго-Восточной Азии»). Некоторое время (но недолго) функционировал так называемый рыбный порт на острове Сокотра, который принадлежал в те времена ныне не существующей Народно-Демократической Республике Йемен. В разные периоды советские войска (официально и не очень) располагались в Эфиопии, в той же НДРЙ на континенте и в Анголе. Стоит подчеркнуть: сейчас мы говорим о длительной дислокации на основании официальных межгосударственных договоров, а не о разовом прибытии военных советников, например, в Египет, Ливию, Алжир, Индонезию, Мозамбик, Сомали и даже Марокко (был такой малоизвестный факт), но при этом забываем об Афганистане.

Чепа сделал это заявление в формальном соответствии с должностью, но с точки зрения идеологического обеспечения данного проекта можно было бы выбрать и другую фигуру. Нынешний заместитель председателя комитета ГД по международным делам от «Справедливой России» (один из богатейших ее представителей, кстати) известен в том числе своими коммерческими проектами в Анголе (заодно он трудится еще и председателем Фонда дружбы и сотрудничества с Анголой) и еще в нескольких странах, входивших в 70-80-х годах в орбиту советского и китайского влияния в черной Африке – Намибии, Конго, Мозамбике и даже в ЮАР. Если бы с предложением расширить российское военное присутствие на другие континенты выступил человек, не имеющий личных коммерческих интересов в странах, которые теоретически могли бы принять новые российские базы, предложение от этого только выиграло бы. А сейчас очень сложно отрешиться от мыслей о лоббизме, который при отсутствии опыта парламентской и кулуарной работы способен дискредитировать любую хорошую идею. Чепе не обязательно было начинать свою парламентскую работу с такого прямолинейного заявления, можно было бы передоверить «право первого слова» другому депутату или даже СМИ без ссылки на себя, любимого.

Теперь необходимо отделить весь этот контекст от действительно прорабатываемого вопроса расширения российского военного присутствия за границей в целях обеспечения безопасности и национальных интересов РФ и ее союзников.

Страны бывшего СССР

Государства, граничащие с Россией, являются объектом особого внимания российских Вооружённых сил. Во многих из них российские военные объекты были размещены в период обострения межнациональных конфликтов в качестве миротворческих контингентов. В дружественных государствах, входящих в Евразийский экономический союз, размещены особо важные военные объекты ВС России.

На территории Белоруссии находятся объекты обеспечения связи и объекты, включённые в систему ПРО страны, в частности, радиолокационная станция «Волга» и 43-ий узел связи Военно-морского флота России.

На территории Казахстана также размещены объекты, связанные с обеспечением противоракетной обороны и целый ряд объектов, напрямую связанных с деятельностью космодрома «Байконур» и ракетно-космической отраслью. Среди них имеются испытательные полигоны, в том числе сил ПРО, радиотехнические узлы, полк транспортной авиации в городе Костанай и другие.

На территории Армении расположена полноценная военная база — 102-ая база в Гюмри, на которой служат около 5 тысяч российских военнослужащих и размещены комплексы С-300.

В Киргизии действует объединённая военная база, в состав которой входят авиационная база в Канте, испытательная база противолодочного вооружения в Караколе и узел связи «Марево».

Естественно, российские войсковые контингенты, в том числе выполняющие миротворческую функцию, имеются и в не всеми признанных союзных государствах: Приднестровской молдавской республике, Абхазии, Южной Осетии. В Абхазии расположена 7-ая объединённая база вооружённых сил, а в Южной Осетии 4-ая объединённая база ВС, каждая из которых обладает численностью более 4 тысяч человек.

На территории Таджикистана расположена одна из крупнейших баз России за рубежом – 201-ая, с контингентом более 7 тысяч человек, выполняющая функции миротворческого характера и защиты границы с Афганистаном.

На территории бывшего СССР расширение военного присутствия возможно, в первую очередь, в Белоруссии в рамках оборонительных мероприятий против расширения военного присутствия НАТО на Восток, а также в Таджикистане, Киргизии в случае обострения внутренних противоречий в этих государствах, усиления влияния исламских радикалов или дестабилизации ситуации в Афганистане.

Толчком к созданию новых военных баз и вмешательству российских войск в события на территории бывшего СССР может стать дестабилизация ситуации в том или ином государстве, размещение там новых объектов НАТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector