История создания и характеристики бомбардировщика ту-22м3

Содержание

Содержание

Содержание

Конструкция Ту-22М3

По своим характеристикам самолет Ту-22М3 получился гораздо мощнее зарубежных представителей данного класса по дальности полета, развиваемой скорости, и грузоподъемности. Секрет конструкции машины заключался в особенностях строения стреловидных крыльев, которые способны менять свою геометрическую форму. Крыло самолета состоит из недвижимой части и оперения из легких алюминиевых сплавов. Элементы оперения меняют свою направленность в зависимости от скорости движения машины.

Двигатели

Мощные двигатели нового поколения способны выработать колоссальную мощность. Пилотирование бомбардировщиком осуществляется с помощью системы электроснабжения или гидромеханикой при выходе первой со строя. Топливные баки расположены в разных местах всего корпуса самолета. На один летный час Ту-22М3 требуется работа 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.

Кабина пилотов

Кабина пилотов оснащена развитым набором оборудования. Комплекс для пилотирования и навигации позволяет машине самостоятельно добираться до заданной точки маршрута. В самолете присутствуют радиолокационная станция и система радиоэлектронного подавления, которые отвечают за разведывательные мероприятия, установку помех и оповещение в случае обнаружения машины радарами. Инфракрасная станция призвана обнаружить приближение ракет к авианосцу.

Боевой комплекс

Боевой комплекс самолета может включать в себя ракеты «воздух-земля» в количестве трех штук, баллистические ракеты, рассчитанные на наземные цели, в числе десяти экземпляров и бомбы обычного или ядерного плана массой до 12 тонн. Кроме этого, машина снабжена скорострельной пушкой, призванной служить для обороны авианосца.

Самолет оборудован мощным световым оснащением. Снизу корпус окрашен в белый цвет, а по бокам и сверху — в серый и зеленый. Это своего рода камуфляж для улучшения скрытности ракетоносца. В 1990-х популярность среди членов экипажей получила окраска борта в виде ярких устрашающих фигур.

Для контроля за состоянием полета на борту установлены бортовые самописцы и средства видеофиксации. Все единицы авиатехники обязательно снабжены системой добровольного и принудительного катапультирования, которое осуществляется по направлению вверх с защитным шлемом на лице. Самолет покидается в следующем порядке: оператор, штурман, летчик, командир. Решение о принудительном катапультировании принимает командир корабля.

Самолет оснащен современной системой кондиционирования и очистки воздуха и средствами пожаротушения

Наличие этого оборудования жизненно важно в условиях боевых вылетов и учений на сверхзвуковой скорости

Перевооружение 2017-2020

Вместо Х-22 в 2016-м принята Х-32 с защитой от радиопомех. Вместо Х-55 и Х-555 появились Х-101 и Х-102, в перспективе гиперзвуковые ракеты «Циркон». Безупречную точность бомбометания обеспечивает прицельно-вычислительная система СВП-24-22 2012 года, которая позволяет применять с одинаковым результатом даже бомбы времён ВОВ. Ту-22М3 меняет свою бортовую РЛС и мониторы, вооружена РЭБ последнего поколения.

P.S. Из 268-ми построенных Ту-22М3 осталось не более 170-ти самолётов, из них сегодня в РФ 30 в строю, которые планово модернизируются к 2020-му, остальные, забытые, смогут летать лишь после полного восстановления, и далеко не все.  

Гиперзвуковая эпоха

Передача борта для наземных испытаний знаменует собой новый этап развития ВКС России, уверены эксперты. По словам генерального директора ПАО «Туполев» Александра Конюхова, с 2019 года все ракетоносцы Ту-22М3, принятые в состав ВКС РФ, пройдут глубокую модернизацию. Новая версия машины будет заметно отличаться от своих предшественников. Помимо прицельного и навигационного оборудования, систем безопасности и авионики, в арсенале «убийцы авианосцев» появятся уникальные крылатые ракеты сверхдальнего радиуса действия.

  • Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3

Один из снарядов уже успели изучить зарубежные эксперты. Речь идёт о новой крылатой ракете среднего радиуса действия Х-50, разработанной коллективом ОКБ «Радуга». Её характеристики, по данным Jane’s Missiles & Rockets, позволяют поражать цели на дальностях в 1,5 тыс. км.

Одной из ключевых особенностей Х-50, обеспечивающей минимальное круговое вероятное отклонение (КВО), стала передовая система наведения и коррекции, конструктивно схожая с аналогичной системой для крылатых ракет большой дальности Х-101/102.

В арсенал средств поражения Ту-22М3М вошли также ракеты Х-32, предназначенные для поражения целей на дальностях от 700 до 1000 км, и уникальные аэробаллистические ракеты гиперзвукового комплекса Х-47М2 «Кинжал». При этом Ту-22М3М смогут действовать как в одиночку, так и совершать групповые пуски гиперзвуковых ракет с привлечением к атаке истребителей МиГ-31 — ещё одного типа самолётов — носителей гиперзвукового оружия.

Эксперты отмечают, что в самое ближайшее время российские ВКС получат единственный в своём роде мультизадачный бомбардировщик-ракетоносец, способный решать сразу несколько боевых задач.

«Итогом работ по модернизации ракетоносцев этого типа стал крайне полезный самолёт, который в зависимости от обстановки может и слетать на Ближний Восток, и охотиться за кораблями вероятного противника, и поражать стратегические объекты на любом из театров военных действий. Любое из направлений благодаря Ту-22М3М и новым средствам поражения теперь снова доступно», — отметил в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.

Краткая морфология

Вооружение

Основной целью для Ту-22М3 всегда считались авианосные группировки. Поэтому его «главным калибром» стала противокорабельная крылатая ракета Х-22. Это довольно тяжелое и «габаритное» оружие, при помощи которого можно наносить удары по надводным целям с расстояния до 600 километров.

Противокорабельная ракета Х-22.

Вес боевой части Х-22 составляет 960 кг. В «конвенционном» варианте она содержит до 630 кг специальной взрывчатки ТГАГ-5. Ядерная боеголовка может иметь мощность от 250 килотонн до одной мегатонны.

Полет к цели Х-22 может выполнять по низкой (11500 м) или высокой (более 22 000 м) траектории. Скорость при этом достигает более 3,6М (4000 км/ч и выше).

Ту-22М3 может взять на борт от одной до трёх таких ракет. Нормальная боевая нагрузка – две Х-22.

В 2016 году на вооружение была принята ПКР Х-32 – результат глубокой модернизации Х-22. При прежних размерах и скорости эта ракета стала гораздо более защищенной от помех. Кроме того, высота полета увеличена до 40 000 метров, что сделало ПКР защищенной от поражения системой ПВО Aegis.

Для поражения наземных целей Ту-22М3 вооружался аэробаллистическими ракетами Х-15П. На борту их могло быть до десяти: шесть в барабанной установке, размещенной внутри грузового отсека, и еще 4 – под корневой частью крыла. Х-15П являлась своего рода предком современного «Кинжала». Эта ракета летела к цели с гиперзвуковой скоростью в 5М, но дальность поражения составляла всего 280 километров. Предназначалась Х-15П для уничтожения радиолокационных станций и системы ПВО в целом.

В отличие от Ту-160, Ту-22М3 с самого начала был способен применять по наземным целям обычные свободнопадающие бомбы самого разного калибра, вплоть до 9000 кг. Допустимым является и «смешанное» вооружение, состоящее как из управляемых ракет, так и из бомб. Нормальная боевая нагрузка самолета составляет 12 тонн, что позволяет брать на борт до 69 ФАБ-250.

Аэробаллистическая ракета Х-15.

Другие пионеры авиации

Страницы

Самолет Ту-22 «Шило» — история создания

Про Ту 22 Википедия пишет, что разработка проекта тяжёлого бомбардировщика Ту-22 была начата в 1955 году в КБ, которым руководил выдающийся советский авиаконструктор А.Н.Туполев. Самолёт должен был заменить устаревший бомбардировщик Ту-16 и в будущем составить костяк советской дальней авиации.

1957 — изготовлен планер прототипа будущего самолёта — изделия «105». Параллельно начаты работы по проектированию второй единицы — «105А». При проектировании впервые применено аэродинамическое «правило площадей». Впоследствии именно модель «105А» будет доводиться как Ту-22.

1958 — после установки двигателей на планер модели «105» начаты её статические испытания.

21.06.1958 — первый полёт опытного экземпляра самолёта «105 (командир экипажа — Ю.Т.Алаев).

1962 — до окончания государственных испытаний самолёт Ту-22 начал поступать в строевые части бомбардировочной авиации.

1965 — КБ А.Н.Туполева приступает к глубокой модернизации самолёта Ту-22К с целью разработки нового тяжёлого бомбардировщика.

1967 — принято решение отказаться от модернизации Ту-22К и разрабатывать новый вариант проекта — «106Б». В дальнейшем он получил маркировку Ту-22М.

1970 — начаты проектные работы по модернизации самолёта. Модификации получили маркировку Ту-22М1 и Ту-22М2.

1974 — самолёт перепроектируется под новые двигатели и получает маркировку Ту-22М3.

1977 — первый полёт нового дальнего бомбардировщика Ту-22М3.

1993 — выпуск модификации М3 на Казанском авиазаводе прекращён.

В настоящее время принято решение о проведении глубокой модернизации тридцати бортов М2 и М3до модификации М3М. Программа рассчитана до 2020 года. Планируется продлить лётный ресурс машин до сорока лет.

Знаменитый советский самолёт Ту-22М

Ту-22 — самолёт с нелёгкой судьбой. Прозванный лётчиками за свой облик «шилом», он очень непросто завоёвывал место в парке машин дальней авиации ВВС СССР. Коллектив конструкторов КБ Андрея Туполева не смог достичь скорости и дальности полёта, заявленных в техническом задании.

Практически сразу после поступления первых машин в строевые авиачасти, начались тяжёлые катастрофы.

311
построенных до 1974 года Ту-22 различных модификаций в тяжёлые авиационные происшествия попали свыше четверти — более 70 машин.

Лишь после того, как в войска стали поступать совершенно не похожие на первый самолёт машины под маркировкой Ту-22М, количество претензий уменьшилось. Тем не менее, известны случаи, когда военные лётчики категорически отказывались поднимать самолёты в воздух.

Для того чтобы стать командиром одной из модификаций, ракетоносца Ту-22К лётчик должен был иметь колоссальный опыт. Трудно было и тем, кто управлялся с самолётом на земле. Его предполётное техническое обслуживание продолжалось свыше трёх с половиной часов. В первую очередь — из-за крайне высоко и неудобно расположенных двигателей.

Тактико-технические характеристики Ту-22 и его модификаций:

Тип самолёта Ту-22 Ту-22М

Экипаж

3 человека (командир, штурман, бортоператор) 4 чел. (командир, помощник командира, штурман-навигатор штурман-оператор
Длина наибольшая, м 42,6 42,46
Высота, м 10,04 11,05
Размах крыльев, м:

стреловидность 20°

стреловидность 65°

23,646  

34,28

23,30

Площадь крыла, кв.м:

стреловидность 20°

стреловидность 52°

стреловидность 65°

 

151,25

 

183,57

175,80

Масса, кг:

нормальная взлётная

максимальная взлётная

топлива

 

85 000

91 000

42 900

 

112 000

126 000

53 550

Практическая дальность, км 6 150  6 800
Боевой радиус, км до 2 700 до 2 410
Скорость Ту 22, км/ч:

крейсерская

максимальная

 

1000

1610

 

930

1050

Практический потолок, м 13 300 13 300
Разбег при взлёте, м 2 700 2 000 — 2 100
Пробег при посадке, м 1 900 1 200 – 1 300
Посадочная скорость Ту 22 330 км/ч 285-305 км/ч
Силовая установка:

тип двигателей

тяга, даН

 

2 х ТРДФ РД-7М2

16 500

 

2 х ТРДФ НК-25

25 000

Тяговооружённость, кгс/кг:

при нормальной взлётной массе

при максимальной взлётной массе

 

0,3585

н/д

 

0,45

0,40

Перегрузка:

эксплуатационная

предельная

 

2,0

н/д

 

2,2

2,5

Примечание: про самолеты Ту 22У и Ту 22К информации практически нет.

Основные ТТХ Ту-22М3

«Межконтинентальный бомбардировщик»

Ту-22М3М — глубоко модернизированная версия советского самолёта Ту-22М3, созданного в конце 1970-х годов. Машина была разработана для нанесения ударов в глубине обороны противника и поражения крупных морских целей. Боевое крещение бомбардировщик получил в афганской кампании в 1979—1989 годах. Вооружённые силы РФ применяли этот самолёт в ходе южноосетинского конфликта в августе 2008-го и в сирийской операции с осени 2015-го. 

Военный эксперт Юрий Кнутов отметил в беседе с RT, что «Ту-22М3 является многоцелевой платформой для поражения скопления бронетехники, стратегических объектов, командных пунктов противника и авианосцев».

«Это очень грозное оружие из-за универсальности и большой полезной нагрузки (до 24 т). Он позволяет России решать множество боевых задач как на суше, так и на море», — пояснил эксперт. 

Также по теме

«Крылья нашей армии»: на что способен новый военно-транспортный самолёт России

Минобороны РФ к концу года получит до пяти новых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Об этом заявил командующий…

Машину относят к классу дальней авиации, однако по показателю боевого радиуса она уступает стратегическим ракетоносцам Ту-95МС и Ту-160 «Белый лебедь», которые способны преодолевать до 10 000 км.

«Ту-22М3 ещё называют «младшим братом» наших легендарных стратегов. Максимальная дальность применения машины составляет около 6000—7000 км. Однако модернизация бомбардировщика позволит увеличить боевой радиус и повысить боевые возможности в целом», — сказал Кнутов.

В частности, эксперт обратил внимание, что «установку штанги топливозаправки на Ту-22М3М можно назвать революционным решением». «Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс

Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов

«Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс. Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов.

В комментарии «Звезде» лётчик-испытатель «Туполева» сообщил, что оборудование для дозаправки позволяет самолёту находиться в воздухе более пяти часов.

Ту-22М3 лишился штанги после заключения Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США в 1979 году (ОСВ-2). Данное соглашение потеряло силу в 1991 году после заключения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

  • Дозаправка самолёта в воздухе

С февраля 2011 года Москва и Вашингтон придерживаются условий СНВ-3. В декабре 2018 года глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев подчеркнул, что модернизация Ту-22М3 не нарушает действующего договора о сокращении наступательных вооружений.

Кнутов подчеркнул, что в 1970-е годы «американцы были серьёзно обеспокоены тем, что на советских бомбардировщиках семейства Ту-22 были установлены штанги топливозаправки».

«СССР пошёл на уступки Вашингтону, но, вернув оборудование для дозаправки на Ту-22М3, наша страна ничего не нарушает. Решение об установке штанги — способ отрезвить США, которые взяли курс на выход из договоров о контроле ядерных арсеналов. Не сомневаюсь, что сейчас американцы будут вновь волноваться», — отметил Кнутов.

Обнаружение

Эксплуатация Airbus A380

В настоящее время концерн Airbus имеет 290 заказов на А380, из них 238 поставлено по состоянию на конец июня 2020 года. Всего насчитывается 14 эксплуатантов: Air France, All Nippon Airways, Asiana Airlines, British Airways, Emirates и другие.

Больше всего самолетов этого типа использует Emirates: 111 поставлено из 123 заказанных.

А380 держит третье и четвертое место среди самых дальних пассажирских перелетов. Это рейсы Дубай-Окленд Авиакомпании Emirates и Сидней-Даллас АК Qantas. Протяженность перелетов соответственно 14202 и 13804 км соответственно.

Некоторые авиакомпании встраивают барную стойку в салоне первого класса. На протяжении всего полета можно побаловать себя коктейлем. Пища на борту для всех классов готовится именитыми поварами и представляет собой произведение искусства. В общем, полет на А380, — это не просто обычный перелет, а захватывающее приключение, которое запомнится надолго.

Автор статьи:
Шатунов Роман

История конструирования Ту-22М3

Ту-22М3 был одной из дальнейших модификаций в линейке Ту-22 М. Создание новых самолетов было продиктовано необходимостью появления в военной авиации более легких, скоростных и многофункциональных бомбардировщиков. Изменения должны были коснуться конструкции крыльев, двигателей и систем атаки и обороны.

В начале 1974 года было принято решение о создании Ту-22М3. В новом ракетоносителе планировалось внедрить современные двигатели, снизить взлетную массу, усовершенствовать бортовую систему и сконструировать новую прицельную систему. Машина получила ряд преобразований:

  1. Новые двигатели под электронным управлением.
  2. Воздухозаборники отделились от крыльев, что позволило увеличить скорость полета.
  3. Полностью обновленная система электроснабжения.
  4. Новые элементы бортового комплекса обороны.
  5. Общая реконструкция корпуса и частей самолета.

С 1977 началось производство Ту-22М3. В последующие два года после набора испытаний модель полностью замещает предыдущую версию Ту-22М2. Окончательная версия готового авианосца была принята в конце 1980-х годов. В 1993 производство техники этой серии завершилось. Последний экземпляр вследствие неспособности заказчика произвести оплату был превращен в памятник. Всего за годы существования модели из-под конвейера вышло 268 единиц техники под этим названием.

Часть самолетов (70 машин) находилась под контролем ВВС России. Еще более 80 принадлежало ВМФ, который в 2011 году передал имеющиеся в исправном состоянии бомбардировщики в распоряжение Военно-воздушных Сил Российской Федерации.

В настоящее время существуют проекты по использованию и развитию данной модели. Разрабатываются дальнейшие модификации, в том числе экспортные вариации. В планах внедрения находится амбициозный проект по использованию Ту-22М3 для запуска небольших спутников прямо на орбиту. Это значительно повысит экономическую эффективность внедрения малых спутников на орбиту, снизив ее стоимость на 20-30%.

История проекта

В 1962 году на вооружение ВВС СССР поступили реактивные сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 (в варианте ракетоносца – Ту-22К). При эксплуатации были выявлены недостатки проекта – самолет оказался тяжелым в управлении и ненадежным, в том числе из-за размещения двигателей в хвосте, под килевым оперением. В середине 1960-х специалисты Московского машиностроительного завода “Опыт”, (ныне – ПАО “Туполев”) на инициативных началах начали разработку нового самолета этого класса.

Поскольку в Министерстве обороны СССР категорически отказывались выделять средства на разработку нового типа сверхзвукового бомбардировщика спустя всего несколько лет после начала эксплуатации Ту-22, работы формально проводились как глубокая модернизация Ту-22К. Фактически же был разработан новый самолет с крылом изменяемой стреловидности и двигателями, расположенными по бокам фюзеляжа. В 1969-1973 годах были созданы несколько модификаций, только одна из которых строилась большими сериями.

  • Ту-22М0 – опытный самолет. Небольшая партия проходила испытания в 1969-1971 годах.
  • Ту-22М1 – опытная модификация с новыми двигателями НК-144-22, доработанным крылом увеличенного размера, кормовой пушкой и др. В начале 1970-х годов было построено девять экземпляров.
  • Ту-22М2 – первый серийный вариант с увеличенной боевой нагрузкой. В 1973-1983 годах были построены 211 единиц. Принят на снабжение авиации ВМФ и ВВС СССР под обозначением Ту-22М.

Однако эти самолеты в полной мере не удовлетворяли государственного заказчика. В 1974 году Совет Министров СССР выпустил постановление, касавшееся дальнейшего развития бомбардировщика. Требовалось разработать новую модификацию самолета, оснастив ее перспективными видами ракетного вооружения, увеличив загрузку бомбовым вооружением, доработав крыло, заменив двигатели НК-22 более мощными НК-25 и др.

Описание и характеристики сорта

При выведении голубики «Нортланд» в качестве родительской пары селекционеры использовали высокорослый сорт и компактный гибрид. В результате дочернее растение имеет средние габариты.

Подробное описание сорта:

  • Высота взрослого куста доходит максимум до 1,2 м.
  • У голубики «Нортланд» мощный ствол и раскидистая густая крона.
  • Корневая система мочковатая, неглубоко залегающая, без всасывающих волосков.
  • Побеги прямостоячие, окрашены в зеленый цвет, хорошо держат снеговую нагрузку.
  • Размер листьев в длину не более 3 см.
  • Поверхность листовых пластин гладкая, блестящая.
  • Окраска листьев летом ярко-зеленая, осенью – красная.
  • Цветки мелкие, колокольчатой формы, бледно-розовой окраски, собраны в кисти.
  • Ягоды светло-голубые с сизым налетом, размером до 1,6 см.
  • Мякоть плодов плотная, сладкая, с выраженным ароматом.

Период цветения начинается в мае и продолжается около 3 недель. Сорт среднеспелый – к сбору урожая можно приступать в середине июля. Ягоды снимают каждые 2–3 дня в течение 2 недель. Делать это нужно обязательно, так как спелая голубика склонна к осыпанию.

Плоды можно употреблять в свежем виде и использовать для приготовления компотов, варенья, джема. Ягоды не теряют своих полезных свойств после заморозки.

В плодоношение кустарник вступает на второй год посадки. В среднем с одного растения можно получить 4–5 кг ягод. При особо тщательном уходе можно добиться повышения урожайности в 1,5–2 раза. Продуктивный период голубики «Нортланд» продолжается до 30 лет.

Осенью растение становится очень нарядным и украшает своим видом участок, можно посадить кустарник рядом с входом в дом или возле ворот, и он будет нести еще и декоративную функцию.

Возможные заболевания и вредители

Сорт отличается повышенной устойчивостью к типичным для культуры заболеваниям. Возможно поражение кустарника грибком, но только при нарушении агротехники. В этом случае на голубике может развиться:

  • рак стебля;
  • серая гниль;
  • физалоспороз;
  • монилиоз.

Больной куст лучше выкопать и утилизировать путем сжигания.

Следует обязательно проводить профилактические опрыскивания от вредителей. На голубике обычно паразитируют:

  • почковый клещ;
  • тля;
  • цветоед.

До начала плодоношения кустарник периодически обрабатывают подходящим инсектицидом, лучше использовать биопрепараты («Актофит», «Фитоверм», «Дачник»). В период созревания ягод вредителей можно отпугивать, опудривая куст табачной пылью или обрабатывая растительными настоями (полыни, помидорной ботвы, листьев и корней одуванчика).

Достоинства и недостатки  голубики «Нортланд»

Голубика «Нортланд» имеет немало достоинств, позволяющих делать выбор в ее пользу на протяжении многих десятилетий. Из основных преимуществ можно выделить:

  • устойчивость к сильным морозам (до -35° C);
  • ранее начало плодоношения;
  • компактные размеры куста;
  • отличные товарные качества ягод;
  • высокая продуктивность в течение многих лет;
  • устойчивость к заболеваниям;
  • неприхотливость в уходе;
  • декоративный внешний вид.

Чтобы воспользоваться всеми плюсами сорта, необходимо учитывать ряд условий, необходимых «Нортланду» для обильного плодоношения.

К недостаткам этой голубики относят:

  • плохую переносимость засухи;
  • необходимость защищать кустарник от сквозняков и сильного ветра;
  • медленный процесс укоренения саженцев.

К тому же, если на участке посадить только один куст, высоких урожаев не будет. Требуется посадка нескольких экземпляров поблизости, чтобы обеспечить процесс перекрестного опыления.

Как и любая другая голубика, «Нортланд» требует посадки в грунт с высоким показателем кислотности. Уровень pH необходимо постоянно контролировать и принимать меры в случае его снижения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector