Ту-16: легендарный «стратег»
Содержание:
Самлёты постановки помех
Ту-16СПС
Самолеты Ту-6СПС со станциями групповой защиты СПС-1 и СПС-2 строились в 1955-1957 годах авиазаводом №1 в Куйбышеве; всего было построено 146 таких самолетов.
Ту-16П «Букет»
В вариант с системой групповой защиты « Букет » в начале 1960-х годов модернизировано около 90 самолётов Ту-16СПС.
Ту-16П «Букет»
Ту-16 «Ёлка»
Ту-16 «Ёлка»
Постановщик пассивных помех Ту-16 « Елка » был разработан в одно время с Ту-16СПС, в его бомбоотсеке размещались устройства отстрела дипольных отражателей.
Всего был построен и доработан из Ту-16Т 71 самолет, кроме того, были построены еще 79 самолетов «Елка» с обновленным составом целевого оборудования, включающим станции постановки активных помех.
В процессе эксплуатации самолеты неоднократно модернизировались.
Мишени
К проектированию радиоуправляемого самолета — мишени Ту-16М (М-16) ОКБ Туполева приступило в 1956 году. Разработка мишени сильно затянулась, и на снабжение ВС СССР он был принят только в 1965 году.
Ту-16 М не имел вооружения, на месте кормовой пушечной установки монтировались антенны системы радиоуправления. Аппаратура радиоуправления обеспечивала выполнение взлета и посадки.
Несколько Ту-16М были построены заново, но большинство переоборудовано из вылетавших ресурс Ту-16 разных модификаций.
ОКРАСКА
Подавляющее большинство Ту-16 эксплуатировались неокрашенными — цвета натурального металла.
Для защиты от коррозии обшивку покрывали лаком. Опознавательные знаки в виде красных звезд с красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера крупно писали на бортах фюзеляжа в районе кабины и на киле, в 1960-1970-е годы от крупных бортовых номеров отказались, взамен бортовые номера меньшего размера стали наносить в верхней части киля.
Нередко для введения в заблуждение вероятного противника бортовые номера менялись от полета к полету, особенно часто такую операцию проделывали с Ту-16Р / PM. На бортах фюзеляжа в районе кабины иногда наносился серийный номер самолета.
Носители ядерного оружия окрашивались по «противоатомной» схеме- серый верх и белый низ.
Ту- 16 разных модификаций, чаще всего бомбардировщики , в качестве памятников установлены во многих гарнизонах Дальней Авиации. Причем большинство из самолетов-памятников находятся в хорошем состоянии. Этот Ту- 16 окрашен по стандартной для носителя ядерного оружия серо-белой схеме. Самолет установлен в Смоленске, где долгие годы размещался штаб 46-й воздушной армии Верховного Главнокомандования.
Боевое применение
На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп СШАво всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. Согласно некоторым российским источникам, 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолётов при невыясненных обстоятельствах во время слежения за американским авианосцем в Японском море. По западным данным, катастрофа произошла 27 июня (возможно, опечатка в источнике, и должно быть 27 июля) в 13 часов 50 минут по токийскому времени на глазах моряков японского десантного корабля «Нэмуро». При выполнении правого разворота на сверхмалой высоте самолёт зацепился крылом за воду. В результате поисково-спасательной операции японская береговая охрана в тот же день подняла из воды тела двух лётчиков и фрагменты тела третьего.
Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.
В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь 5. Были потеряны два самолёта, оба экипажа погибли.
Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазе Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.
Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолёты 1225-го тяжелобомбардировочного авиаполка 31-й ТБАД участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.
Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16 (все 3М и М-4 были переделаны в танкеры, а ТУ-95 использовались для патрулирования с атомным вооружением,хотя и могли нести ФАБ-9000). Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.
По неофициальным данным, за период эксплуатации в вооружённых силах СССР в результате лётных происшествий было потеряно 145 самолётов Ту-16, в результате чего погибло 709 человек.
Гарант мира
Почти 40 лет многоцелевой Ту-16 решал различные боевые задачи, обеспечивая оборону страны. Было выпущено около 50 модификаций базовой модели. Первые самолеты были разработаны как носители общего вооружения. Однако очень быстро появилась модификация «А» для транспортировки ядерных бомб. Ту-16А был оборудован бомбоотсеком с термоизоляцией для бережной перевозки опасного груза и дополнительной защитой экипажа от поражающих факторов взрыва. Это была самая массовая разновидность «шестнадцатого», выпущенная в количестве 453 штук.
Более сотни Ту-16 выполняли роль самолетов-заправщиков с функцией дозаправки «с крыла в крыло». Кроме того, самолет использовался для радиоэлектронной борьбы, различных видов разведки, противокорабельной и противоподлодочной борьбы, а также в качестве летающих лабораторий.
Первый отечественный пассажирский самолет на реактивной тяге Ту-104, выпускавшийся с 1956 года, во многом тоже можно считать модификацией Ту-16. В новом самолете использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. А экипажи обучались управлению Ту-104 в кабинах «шестнадцатых».
Ту-16 находился в строю до начала 1990-х годов, эксплуатировался не только в СССР, но также поставлялся в Египет, Индонезию и Ирак. Самолет участвовал в крупнейших столкновениях на Ближнем Востоке, помогал советским войскам бороться с моджахедами в Афганистане. В Китае до сих пор производятся и стоят на вооружении модификации самолета Xian H-6 − лицензионные копии Ту-16.
За десятилетия успешной эксплуатации Ту-16 подтвердил высокий уровень отечественной школы авиастроения. В его разработке применялись инновационные материалы и технологии, которые также прошли проверку временем. Создание «шестнадцатого» стало большим шагом в науке и важным опытом для дальнейшего развития тяжелой авиации. Ту-16 стал первой строевой машиной дальней авиации, скорость которой смогла приблизиться к звуковому барьеру. Своим появлением этот самолет обеспечил мировой паритет в ядерной гонке, став существенным фактором сдерживания противника во время холодной войны.
Конструкция Ту-95
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.
Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.
Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.
Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.
Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.
На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.
Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.
Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.
В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.
Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.
Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).
Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.
Ту-95 фото
Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.
Ту-95 кабина
Тактико-технические характеристики Ту-95:
-
Размах крыла, м 51
-
Длина самолета, м 49
-
Высота, м 13
-
Площадь крыла, м2 310
-
Стреловидность крыла 35°
-
Скорость полета максимальная, км/ч 1000
-
Скорость рейсовая, км/ч 900
-
Стартовая масса, кг 160 000
-
Практический потолок, м 17 000
-
Дальность полета, км 15 000
Ту-95 схема
Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»
На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.
Конструкция Ту-128
В состав силовой установки входила пара турбореактивных двигателей АЛ-7Ф-2, которые поместили внутри фюзеляжа. В отличие от базового Ту-22, новый перехватчик не был оснащен внутренним оружейным отсеком. Вооружение фиксировалось на пилонах крыльев, а фюзеляж использовали как громадные топливные баки. Прототип Ту-28П в конструкции имел кабину экипажа, вмещавшую двух человек, которые сидели один за вторым.
Ту-102 нес огромный встроенный радар, однако в выпуклости днища находилось также испытательное оборудование. В самолете Ту-28П сделан большим носовой обтекатель для управления ракетным вооружением, которое задействовалось через тепловую радиолокационную систему «Смерч-100». Она имеет радиус обнаружения целей 50 км, радиус захвата – в пределах 40 км. Благодаря хорошим показателям обнаружения и захвата целей перехватчику не обязательно было связываться с наземными РЛС, он мог самостоятельно совершать перехваты.
В случае автономных действий требовались лишь некоторые данные о расположении воздушных целей. Поэтому его можно было эффективно использовать в труднодоступных для наземной радиолокации регионах. В процессе эксплуатации его часто применяли вместе с авиакомплексом ДРЛО Ту-126. На самолете практически не было оборонительного вооружения, систем РЭБ, системы, извещающей о радиолокационном облучении, которыми были оснащены меньшие перехватчики конструкции КБ Сухого.
Ту-128 стал перехватчиком, который имел большую нагрузку на крыло, простое управление и плохой обзор, высокую массу и скромный показатель маневренности. В предназначение самолета входил перехват стратегических бомбардировщиков НАТО, например, В-52, а не ведение боя с меньшими и более маневренными самолетами противника.
Комплекс связного и навигационного оборудования, который применялся на Ту-128, был таким же, что и у дальних бомбардировщиков. Это давало возможность барражирования перехватчика в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эффективную работу двигателей АЛ-7Ф-2 в различных режимах полета обеспечивали воздухозаборники с подвижными двухсачковыми телами-конусами. Передовые взлетно-посадочные качества Ту-128 на то время были основаны на задействовании выдвижных щелевых закрылков, а во время посадки, кроме них, использовали также тормозной парашют и интерцепторы.
Конструкция Ту-16
По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.
Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.
Крыло самолета кессонного типа, двухлонжеронное, в районе моторов размещены силовые расы.
В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.
В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.
На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.
На самолете применена трехопорная конструкция шасси, имеющая носовую стойку и пару колес. Убирание передней стойки осуществляется в нишу передней ноги, основных стоек – в гондолы шасси.
Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.
В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.
Ту-16 характеристики:
Модификация | Ту-16 |
Размах крыльев, м | 33.0 |
Длина, м | 34.8 |
Высота, м | 10.4 |
Площадь крыла, м2 | 164.65 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 37200 |
нормальная взлетная | 72000 |
максимальная взлетная | 79000 |
Топливо, кг | 36000 |
Тип двигателя | 2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс | 2 х 9500 |
Скорость, км/ч | |
максимальная | 1050 |
крейсерская | 850 |
Перегоночная дальность, км | 7200 |
Дальность полета, км | 5925 |
Боевой радиус действия, км | 3150 |
Практический потолок, м | 12300 |
Экипаж, чел | 6 |
Вооружение: | семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). |
Боевая нагрузка — 9000 кг в отсеке оружия | |
Бомбы до ФАБ-9000 |
ВВГнг(А), ВВГзнг(А), ВВГ-Пнг(А), ТУ 16.К13-030-2003
Главная → Каталог продукции, кабели и провода: → Кабели силовые → ВВГнг(А), ВВГзнг(А), ВВГ-Пнг(А), ТУ 16.К13-030-2003
Описание Цена
Кабели силовые предназначены для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66 и 1 кВ частотой до 100 Гц.
Климатическое исполнение УХЛ и Т, категорий размещения 1-5 по ГОСТ 15150-69.
ВВГ-Пнг(А)
ВВГнг(А), ВВГзнг(А)
Конструкция:
- Токопроводящая жила – медная проволока.
- Изоляция – ПВХ пластикат пониженой пожароопасности.
- Заполнение – ПВХ пластикат пониженой пожароопасности (для ВВГзнг(А)).
- Оболочка – ПВХ пластикат пониженой пожароопасности.
Кабели применяются для прокладки в кабельных сооружениях и помещениях для обеспечения пожарной безопасности кабельных цепей при прокладке в пучках.
Кабель ВВГнг(А) и ВВГ-Пнг(А) применяется для прокладки в воздухе при отсутствии опасности механических повреждений в ходе эксплуатации; для прокладки в сухих или сырых помещениях (тоннелях), каналах, кабельных полуэтажах, шахтах, коллекторах, производственных помещениях, частично затапливаемых сооружениях при наличии среды со слабой, средней и высокой коррозионной активностью; для прокладки на специальных кабельных эстакадах, по мостам и в блоках. Кабели предназначены для вертикальных, наклонных и горизонтальных трасс. Кабели могут использоваться в местах, подверженных вибрации.
Кабель марки ВВГзнг(А) применяют для электроснабжения электроустановок, требующих уплотнения кабелей при вводе в электрооборудование.
Технические и эксплутационные характеристики
Температура окружающей среды при эксплуатации | от +50°С до –30°С |
Относительная влажность воздуха (при t° +35°С) | 98% |
Длительно допустимая t° нагрева жил при эксплуатации | +70°С |
Максимально допустимая t° жил при коротком замыкании (4 сек.) | +160°С |
Минимальная t° прокладки кабеля без предварительного подогрева | — 15°С |
Минимально допустимый радиус изгиба при прокладке:
— одножильного кабеля — многожильного кабеля |
10 диам. кабеля
7,5 диам. кабеля |
Срок службы | 30 лет |
Гарантийный срок эксплуатации | 5 лет |
Кабели соответствуют ТУ 16.К13-030-2003
Число жил, сечение, мм² | Номинальный наружный диаметр, мм | Расчетная масса, кг/км | ||||
ВВГнг(А) | ВВГ-Пнг(А) | ВВГзнг(А) | ВВГнг(А) | ВВГ-Пнг(А) | ВВГзнг(А) | |
2х1,5 | 7,6 | 5,0х7,6 | 7,6 | 91 | 72,8 | 94 |
3х1,5 | 8,0 | — | 8,0 | 109 | — | 113 |
4х1,5 | 9,2 | — | 9,2 | 143 | — | 148 |
5х1,5 | 10,0 | — | — | 173 | — | — |
2х1,5+1х1,0 | 7,9 | — | — | 105 | — | — |
3х1,5+1х1,0 | 9,2 | — | — | 140 | — | — |
4х1,5+1х1,0 | 10,0 | — | — | 168 | — | — |
2х2,5 | 8,4 | 5,4х8,4 | 8,4 | 121 | 97,1 | 125 |
3х2,5 | 9,4 | — | 9,4 | 161 | — | 166 |
4х2,5 | 10,2 | — | 10,2 | 195 | — | 200 |
5х2,5 | 11,0 | — | — | 234 | — | — |
2х2,5+1х1,5 | 9,4 | — | — | 154 | — | — |
3х2,5+1х1,5 | 10,2 | — | 10,2 | 187 | — | 193 |
4х2,5+1х1,5 | 11,0 | — | — | 227 | — | — |
2х4,0 | 10,3 | 6,1х9,8 | 10,3 | 187 | 138- | 194 |
3х4,0 | 10,8 | — | 10,8 | 229 | — | 235 |
4х4,0 | 11,8 | — | 11,8 | 280 | — | 187 |
5х4,0 | 12,9 | — | — | 343 | — | — |
2х4,0+1х2,5 | 10,8 | — | — | 218 | — | — |
3х4,0+1х2,5 | 11,8 | — | 11,8 | 269 | — | 276 |
4х4,0+1х2,5 | 12,9 | — | — | 334 | — | — |
2х6,0 | 11,3 | 6,6х10,8 | 11,3 | 244 | 182 | 251 |
3х6,0 | 11,9 | — | 11,9 | 304 | — | 311 |
4х6,0 | 13,0 | — | 13,0 | 376 | — | 383 |
5х6,0 | 14,2 | — | — | 462 | — | — |
2х6,0+1х2,5 | 11,5 | — | — | 264 | — | — |
2х6,0+1х4,0 | 11,9 | — | — | 289 | — | — |
3х6,0+1х2,5 | 12,6 | — | 12,6 | 337 | — | 344 |
3х6,0+1х4,0 | 13,0 | — | 13,0 | 360 | — | 368 |
4х6,0+1х2,5 | 14,2 | — | — | 436 | — | — |
4х6,0+1х4,0 | 14,2 | — | — | 446 | — | — |
2х10,0 | 13,8 | — | — | 378 | — | — |
3х10,0 | 14,6 | — | — | 477 | — | — |
4х10,0 | 16,0 | — | — | 593 | — | — |
5х10,0 | 17,6 | — | — | 686 | — | — |
2х10,0+1х4,0 | 13,8 | — | — | 404 | — | — |
2х10,0+1х6,0 | 13,9 | — | — | 424 | — | — |
3х10,0+1х4,0 | 15,0 | — | — | 511 | — | — |
3х10,0+1х6,0 | 15,4 | — | — | 542 | — | — |
4х10,0+1х4,0 | 17,6 | — | — | 622 | — | — |
4х10,0+1х6,0 | 17,6 | — | — | 642 | — | — |
2х16,0 | 15,6 | — | — | 530 | — | — |
3х16,0 | 16,5 | — | — | 681 | — | — |
4х16,0 | 18,6 | — | — | 873 | — | — |
5х16,0 | 20,5 | — | — | 1012 | — | — |
2х16,0+1х6,0 | 15,6 | — | — | 572 | — | — |
2х16,0+1х10,0 | 16,6 | — | — | 639 | — | — |
3х16,0+1х6,0 | 17,0 | — | — | 734 | — | — |
3х16,0+1х10,0 | 18,6 | — | — | 831 | — | — |
4х16,0+1х6,0 | 20,5 | — | — | 910 | — | — |
4х16,0+1х10,0 | 20,5 | — | — | 954 | — | — |
3х25,0 | 20,4 | — | — | 993 | — | — |
4х25,0 | 22,4 | — | — | 1273 | — | — |
5х25,0 | 25,1 | — | — | 1617 | — | — |
2х25,0+1х10,0 | 19,2 | — | — | 812 | — | — |
2х25,0+1х16,0 | 20,4 | — | — | 880 | — | — |
3х25,0+1х10,0 | 21,0 | — | — | 1108 | — | — |
3х25,0+1х16,0 | 21,6 | — | — | 1171 | — | — |
4х25,0+1х10,0 | 25,1 | — | — | 1464 | — | — |
4х25,0+1х16,0 | 25,1 | — | — | 1521 | — | — |
3х35,0 | 22,4 | — | — | 1285 | — | — |
4х35,0 | 25,1 | — | — | 1685 | — | — |
5х35,0 | 27,7 | — | — | 2112 | — | — |
2х35,0+1х16,0 | 21,3 | — | — | 1092 | — | — |
3х35,0+1х16,0 | 24,2 | — | — | 1493 | — | — |
4х35,0+1х16,0 | 27,7 | — | — | 1851 | — | — |
3х50,0 | 28,6 | — | — | 1939 | — | — |
4х50,0 | 31,6 | — | — | 2456 | — | — |
5х50,0 | 35,4 | — | — | 3120 | — | — |
2х50,0+1х16,0 | 26,9 | — | — | 1576 | — | — |
2х50,0+1х25,0 | 27,2 | — | — | 1675 | — | — |
3х50,0+1х16,0 | 29,5 | — | — | 2089 | — | — |
3х50,0+1х25,0 | 30,4 | — | — | 2193 | — | — |
4х50,0+1х16,0 | 35,4 | — | — | 2776 | — | — |
4х50,0+1х25,0 | 35,4 | — | — | 2871 | — | — |
Продолжение табл. 5
Номинальный размер проволоки по стороне «в» | Максима л ь-ныи размер провода по стороне «В» | Номинальный размер проволоки по стороне «а» | ||||||||
2,80 | 3,00 | 3,15 | 3,35 | 3,55 | 3,75 | 4,00 | 4,25 | 4,50 | ||
Максимальный размер провода по стороне «А» | ||||||||||
3,35 | 3,77 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
3,55 | 3,97 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | |
3,75 | 4,17 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
4,00 | 4,42 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | |
4,25 | 4,67 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
4,50 | 4,92 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | — | — | — | |
4,75 | 5,17 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | — | — | — | — |
5,00 | 5,42 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4.42 | — | — |
5,30 | 5,72 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | — | ||
5,60 | 6,02 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
6,00 | 6,42 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
6,30 | 6,72 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
6,70 | 7,14 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | ||
7,10 | 7,54 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3.77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
7,50 | 7,94 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
8,00 | 8,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
8,50 | 8,94 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
9,00 | 9,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
9,50 | 9,94 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | ||
10,00 | 10,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
10,60 | 11,04 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
11,20 | 11,64 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
11,80 | 12,24 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
12,50 | 12,94 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
13,20 | 13,67 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
14,00 | 14,47 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
Примечание — Удвоенная толщина изоляции минимальная -0,25 мм; номинальная — 0,30 мм. |
Когда допускается использовать
Допускается использование провода в качестве сетевого шнура для торшеров
При проведении монтажных операций по возможности выбираются другие типы кабеля, являющиеся ближайшими аналогами ПУНП (ВВГ или ПВС, например)
Но если их не нашлось, придется довольствоваться тем, что есть, приняв предварительно определенные меры предосторожности. Для этого в первую очередь измеряется диаметр жил с помощью штангенциркуля
Затем используется формула для расчета сечения ПУНП, согласно которой квадрат полученного после измерения значения умножается на коэффициент 0,785.
В зависимости от результата принимается решение о конкретных местах, где его допускается применять. Обычно исходят из того, что расчетное сечение в 2,5 мм соответствует реальным 1,5 мм квадратным. Такой кабель допускается применять в следующих ситуациях:
- в качестве сетевого шнура для торшеров или настольных ламп (его стандартная длина – 1,5 метра);
- для подключения к сети телевизоров или не очень энергоемких компьютеров;
- для изготовления гирлянд на основе светодиодов.