Сравнение танков ркка и вермахта
Содержание:
- См. также
- Военный сленг (лексика)
- Тяжёлые штурмовые самоходные орудия
- Ракетные танки
- Тяжёлые танки
- Национальные интересы
- Первоначальная закупка резервуаров
- Первые танки
- 4 Хранение ножей
- Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие
- «Раш по центру»
- Танк воюет не в одиночку
- Экспериментальные и опытные образцы
- Советские
- Ходовая часть
- 20-е годы
- Pz.Kpfw. V/IV
См. также
Военный сленг (лексика)
Напоследок предлагаем посмотреть видео про US Army.
На этом все. Желаем вам тихого мирного неба.Englishdom #вдохновляемвыучить
Тяжёлые штурмовые самоходные орудия
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
СУ-152 | 1943 | 670 | Боевой дебют СУ-152 состоялся летом 1943 года в сражении на Курской Дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. | |
ИСУ-152 | 1943 | 2 825 | В целом ИСУ-152 являлась довольно успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Отмеченные выше в разделе Боевое применение особенности и долгая служба машины в Советской армии служат этому дополнительным подтверждением. | |
ИСУ-122 | 1943 | 1 735 | ИСУ-122 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли мощного истребителя танков и штурмового орудия. | |
ИСУ-122С | 1944 | 675 | ИСУ-122С использовалась во всех функциональных областях применения самоходной артиллерии. |
Ракетные танки
1960-х годов военные чиновники решили, что на вооружении Красной Армии нужно принять какую-то боевую технику, которая бы справлялась с боевыми танками противника. Таким образом в 1968 году на базе среднего танка Т-62 был построен специальная башня, которая Имела в своем составе ракетную установку. Новый танк получил название ИТ-1.
ИТ-1 «Дракон»
Это название расшифровывается как истребитель танков. Серийное производство продолжалось с 1968 по 1970 год. Броня — этого механизма было представлено специальными с варёными картонными листами, она была очень прочной и устойчивой к атакам противником. Башня была представлена литым корпусом с установкой ПТУР. Кроме того были установлены также специальные дополнительные механизмы, которые ранее не использовались в советских танках, например приборы дневного и ночного видения а также стабилизатор наведения ракет и уникальный ночной прицел. Дальность попадания ракет составляла больше чем 3000 м.
Боевая масса такого механизма составляла 35 тонн, Экипаж входило 3 человека. Лоб башни был защищен броню, толщиной в 206 мм. Корпус защищала броня, толщина которой составляла более чем 100 мм. Новое оружие не стояла специальная установка ПТУР, под кодовым названием «Дракон», а также дополнительно пулемет с калибром пули 7,62 мм. Этот танк мог преодолевать достаточно большие расстояния с хорошей скоростью, например при скорости 50 км в час это боевая машина могла преодолеть расстояние до 600 км.
Тяжёлые танки
Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух модификациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.
Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.
Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»
PzKpfw VI
В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.
1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)
PzKpfw V
Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:
Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслуженную славу лучшего боевого танка панцерваффе.
И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)
PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»
Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.
Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1
ИС-1
Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.
Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.
Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).
ИС-2
Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.
Национальные интересы
В небольшой армии Швеции немного танков. К тому же и танки здесь нужны особенные, учитывая, что на протяжённом побережье Швеции невозможно организовать сплошную линию обороны. Шведские инженеры разработали необычный танк береговой обороны. Предполагая, что противник должен наступать только с одного направления (с моря), на танк решили не ставить поворотную башню. Это уменьшило его высоту. В корпусе жёстко установили три пулемёта, пушку и автомат перезаряжания орудия, что повысило скорострельность до 15 выстрелов в минуту!
Один из самых необычных танков – Strv-103 – получился и самым низким танком в мире. От его лобовой брони с большим углом наклона рикошетируют все снаряды. Управлять оружием может и командир, и механик-водитель. Радист сидит лицом назад. В момент опасности он управляет танком, выводя его задним ходом с огневой позиции. В настоящее время этот необычный танк снят с вооружения – ведь он не может вести огонь с хода.
В танке Strv-103 наведение оружия на цель осуществляется за счёт изменения положения в пространстве ходовой части
Иной танк потребовался армии Израиля, которой приходилось вести бои и с регулярными армиями соседних государств, и с палестинскими повстанцами. Во время «наведения порядка» именно танкам приходилось превращаться в опорные пункты. В таких ситуациях высокая скорость, маневренность и большой запас хода не нужны. На границе танки основное время стояли неподвижно, повернувшись носом в сторону вероятного противника. Израильским солдатам нужен был не танк, а хорошо защищённый стальной дом, вокруг которого обычно и велась жизнь мобильного патруля или блокпоста. Вот почему в Израиле создали необычный танк «Меркава» (в переводе с иврита «колесница»). Исходя из специфических особенностей Израиля, шасси танка приспособили для условий горно-пустынной местности.
Вооружён танк «Меркава» 105- или 120-мм пушкой, тремя пулемётами и 60-мм миномётом
При создании «Меркавы» во главу угла поставили защищённость экипажа и пехотинцев (в танке есть отсек для 10 десантников!). Требование сохранения жизни экипажа появилось по той причине, что каждый солдат этой маленькой страны, особенно хорошо подготовленный танкист, на счету. «Меркава» получила многослойную броню, а броневые листы корпуса и башни спереди установили под большим углом. На последних модификациях танка поверх основной брони могут устанавливаться дополнительные броневые модули. Двигатель установлен спереди, что стало дополнительной преградой на пути бронебойных снарядов. В освободившейся кормовой части появилась просторная «бытовка», которая может превратиться в каземат для боеприпасов или в лазарет.
Сегодня «Меркава» – один из самых тяжёлых танков в мире. Её вес превышает 60 т. «Меркава» выделяется и большими размерами. Такова плата за высокую защищённость и наличие «обитаемого» отсека.
Первоначальная закупка резервуаров
Японские уиппеты
Ближе к концу Первой мировой войны японцы проявили интерес к бронетанковой технике и танкам и приобрели различные модели из иностранных источников. Эти модели включали один британский Heavy Mk IV и шесть Medium Mark A Whippets , а также тринадцать французских Renault FT (позже получивших обозначение Ko-Gata Sensha или «Танк типа А»). Mk IV был приобретен в октябре 1918 года, а Whippets и Renaults были приобретены в 1919 году.
Испытания этих машин прошли успешно, и в 1925 году армия решила создать бронетанковые силы, планируя сформировать три батальона легких танков и один батальон тяжелых танков . Однако самой большой проблемой было оснащение этих агрегатов, поскольку в то время у японцев не было собственных мощностей по производству танков. Поэтому IJA направило миссию на закупку большего количества танков в Великобритании и Франции , запросив новые конструкции. Однако более новые танки не были доступны, так как эти страны испытывали трудности с поставкой их для собственных бронетанковых войск, и единственной доступной моделью был старый Renault FT. Японцы неохотно импортировали танки Renault FT. В марте 1927 года IJA также купила Vickers Medium C для использования в исследованиях дизайна. Во время испытаний бензиновый двигатель Vickers C загорелся, что побудило японскую конструкторскую группу потребовать дизельный двигатель для использования в танках местного производства. Затем, в 1930 году, они смогли приобрести десять экземпляров его преемника, (получившего название Otsu-Gata Sensha или «танк типа B»). Оба типа танков все еще находились на вооружении в 1940 году, а дополнительные машины и запчасти были приобретены после японской оккупации французского Индокитая . Японцы также приобрели несколько 6-тонных танков Vickers и танкетки Carden Loyd и использовали их в качестве основы для дальнейшего развития танков.
Первые танки
Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями
Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой «Рено»
Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.
4 Хранение ножей
Недостаточно просто хорошо наточить
Важно правильно хранить инвентарь. Ножи нельзя оставлять грязными
Обязательно после использования их нужно протирать сухой или влажной тряпочкой. Бытует мнение, что их вообще нельзя мыть в воде. Только вытирать. Потому что вода, а особенно струя, тупит лезвие.
Желательно для каждого ножа иметь отдельный отсек, чтобы инструмент не соприкасался ни с чем. Когда хранят все в одном ящике, приборы соприкасаются друг с другом. Это может тупить или даже ломать режущую кромку. На лезвии появляются зазубрины. И вместо того чтобы при заточке отполировать нож, придется заново выводить кромку.
Чтобы избежать этого, можно заматывать прибор тряпкой или класть его в чехол. Сейчас большой ассортимент таких приспособлений на рынке, чтобы выбрать именно то, что подойдет вам.
Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие
Гранаты и гранатометы
Имя | Тип | Диаметр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
Граната образца 1914 года | Осколочная граната | 45мм | Российская империя | Ограниченное использование во время Второй мировой войны. | |
Граната F1 | Осколочная граната | 55 мм | Советский Союз | Широко выпускаемый гранатомет. По прозвищу «лимонка» (лимон). | |
RG-41 | Осколочная граната | 55 мм | Советский Союз | Радиус поражения 5 метров. | |
RG-42 | Осколочная граната | 54мм | Советский Союз | Произведен в 1942 году на замену комплекса РГД-33. Советские партизаны копировали его, когда находились в тылу врага. | |
Граната РГД-33 | Осколочная граната | 45мм, 54мм (с осколочной гильзой) | Советский Союз | Радиус поражения 10–15 метров. | |
РПГ-40 / РПГ-41 | Противотанковая граната | 20 см | Советский Союз | Эффективен против танков с броней до 20 мм. | |
РПГ-43 | Противотанковая граната | 95 мм | Советский Союз | Улучшенная версия РПГ-40. Эффективен против танков с броней до 75 мм. | |
РПГ-6 | Противотанковая граната | 103 мм | Советский Союз | Улучшенная версия РПГ-43. Эффективен против танков с броней до 100 мм. | |
Гранатомет Дьяконова | Гранатомет | 40,5 мм | Советский Союз | Приставка для гранатомета к винтовке Мосина-Нагана. Помимо основного осколочно-фугасного, было еще четыре варианта гранаты. |
Мины
Имя | Тип | Детонация | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
Мина ТМ-35 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 2,8 кг тротила. | |
Мина ТМ-41 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 3,9 кг Amatol или TNT, короткий цилиндр, вся верхняя поверхность которого используется в качестве прижимной пластины. | |
Мина ТМ-44 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 5,4 кг мины Amatol, в целом похожей на более раннюю мину меньшего размера ТМ-41. | |
Мина ТМД-40 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 3,6 кг Аматол. | |
Мины ТМД-44 / ТМД-Б | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 9–9,7 кг Amatol. |
Безоткатные ружья
Имя | Тип | Калибр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
76 К / DRP | Безоткатное ружье | 76мм | Советский Союз | Используется во время Зимней войны. Он был спроектирован Л.В. Курчевским в 1930 году и принят на вооружение в 1932 году. Его можно было устанавливать на грузовые автомобили ГАЗ-А, превратившись в самоходку СУ-4. |
Пехотные противотанковые ружья и ракетные установки
Имя | Тип | Калибр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
ПТРД-41 | Противотанковое ружье | 14,5 × 114 мм | Советский Союз | Однозарядный перезаряжаемый карабин. | |
ПТРС-41 | Противотанковое ружье | 14,5 × 114 мм | Советский Союз | Внутренний магазин на 5 патронов. | |
Базука M1 |
Безоткатная противотанковая ракетная установка | 60 мм | Соединенные Штаты | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 8 500 единиц было поставлено США в рамках программы ленд-лиза . | |
PIAT | Пусковая установка противотанковых снарядов | 83 мм | Соединенное Королевство | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 1000 штук поставлена Британской империей в рамках программы ленд-лиза. | |
Панцершрек | Противотанковая ракетная установка | 88мм | нацистская Германия | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. Захвачен у немецких войск. | |
Панцерфауст | Противотанковое безоткатное орудие | 149мм | нацистская Германия | Одноразовая одноразовая пусковая установка. Некоторые из них были взяты в плен в 1944 году, а многие были взяты в плен в 1945 году при отступлении немецких солдат и фольксштурма . |
Огнеметы и противотанковые зажигалки
Имя | Тип | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|
ТУМАН-2 | Огнемет | Советский Союз | С 1941 года около 15000 были произведены и использованы во время Второй мировой войны. | |
РОКС-2 / РОКС-3 | Огнемет | Советский Союз | Выпускался с 1935–1945 гг. Также использовался во время советско-финской войны (1941–1944) . | |
коктейль Молотова | Самодельная зажигательная бутылка | Испания | Самодельные бутылки с зажигательной смесью, которые бросали в бронетехнику. Изобретен испанскими националистами во время гражданской войны в Испании. Впервые широко использовался финскими войсками против Советов во время Зимней войны. | |
Ампуломиот | Зажигательный противотанковый ампул- метатель | Советский Союз | 125-мм зажигательный сферический стеклянный снаряд. Его использование было ограничено в 1941 году, а к 1942 году оно устарело. | |
Метатель бутылок Цукермана | Зажигательная пусковая установка противотанковых баллончиков | Советский Союз | Насадка для винтовок Мосина-Нагана. Использовались специальные баллоны с зажигательными смесями. Бутылки были произведены в 1942 году, но стали устаревшими, когда войска Красной Армии были оснащены дополнительными противотанковыми орудиями и винтовками. |
«Раш по центру»
Танк воюет не в одиночку
Если представить себе картину из 1941 года, когда рота советских КВ встречается с немецким лёгкими танками, то исход, казалось бы, один: немцы обречены. Их пушки броню КВ не пробьют даже с близкого расстояния, и советские танкисты могут расстреливать немецкие машины как в тире. Но это если судить по кинофильмам, и считать, что немцы пойдут атаковать в лоб.
В реальности немецкие танки просто уйдут, воспользовавшись преимуществом в скорости. А ещё они вызовут авиацию, и в роли мишеней уже окажутся советские танки, которым бороться с пикирующими на них «Юнкерсами» просто нечем.
В вермахте была не просто отличная во всех отношениях техника, но и налаженное взаимодействие между различными родами войск.
А если бы погода была нелётная, то борьбой с танками занялась противотанковая артиллерия. Конечно, противотанковые пушки 1941 года не могли бороться с КВ, но и в этом случае опять выручали люфтваффе, правда, уже не пикирующие бомбардировщики, а зенитные пушки (они находились в подчинении авиационного командования). Впервые использовать 88-мм зенитные орудия немцы стали, столкнувшись с толстой броней французских танков. На Восточном фронте этот опыт пригодился.
Всё вышеперечисленное позволяло немецким танкистам, сражаться в меньшинстве и одерживать победы. В пользу качества немецких танков говорит тот непреложный факт, что на Восточном фронте их в целом всегда было в три-четыре раза меньше, а казалось, что наоборот.
Экспериментальные и опытные образцы
Ещё в 1956 году конструкторы а также военные руководители решили, что танк Т-10 уже устарел и на смену ему нужно создать совершенно новый образец. Сразу три конструкторских бюро практически на конкурсной основе начали заниматься разработкой нового боевого механизма. Конструкторское бюро Ленинградского завода решила использовать конструкторские решения по заимствованные из танка Т-10 а также ИС-7 и воплотить их в единой новой машине.
Ракетный истребитель танков ИТ-1
Таким образом на свет в 1958 году появился образец нового экспериментального танка, который одержал кодовое название объект 277. Его разработку и уникальные способности держали в строжайшей секретности. На данный момент известно, что у него был двигатель мощностью 1000 лошадиных сил , масса 55 тонн, а скорость он мог развивать до 55 км в час.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Этот танк имел герметичный корпус и мог двигаться под водой, для этого были установлены специальные системы подводного вождения. Новое вооружение стояла нарезная пушка калибром 130 мм а также пулемёт оснащённый боеприпасами калибром 14, 5 мм.
Этот танк так и не был принят на вооружение По непонятным причинам. После него конструкторские бюро не остановились и начали разрабатывать новые образцы подобных машин. Так появился танк под названием объект 279.
Особенностью этой боевой машины являлось наличие не 2, а сразу 4 гусениц, предполагалось что это боевая машина сможет преодолевать любые препятствия и двигаться намного быстрее чем прежние разработки. Этот танк был изготовлен только в одном экземпляре.
Объект 279
После него был построен объект 770. Он имел защищённую пару гусениц, толщиной брони почти в 300 мм. На вооружение стояла пушка калибром 130 мм и пулемет. Все эти экспериментальные танки официально так и не были приняты на вооружение Красной армии и на данный момент находится в музее вооружения и техники.
Советские
Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.
Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.
Т-50
Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.
Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.
Т-28
Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны. Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники
Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть
Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.
Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.
Т-34
Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.
Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.
Т-34 и его модификации Т-34-57, Т-34-85 до конца войны оставались самыми массовыми, несмотря на появление более совершенной техники.
КВ-1
Тяжёлый КВ-1 показался немецкой армии настоящим монстром в начале боевых действий.
Надёжная броня, дарующая машине практически неуязвимость, но крайне низкая надёжность и плохая проходимость делали КВ-1 крайне неоднозначным.
Появление Pz.Kpfw.VI Tiger, не испытывающего сложностей с пробитием брони советской техники, в момент поставило крест на КВ-1, потерявшем своё единственное преимущество.
ИС-2
Тяжёлый советский ИС-2 — наследник ИС-1, создавался в качестве противовеса немецкому Pz.Kpfw.VI Tiger.
Зачастую мнения об оценке этой машины расходятся, но её эффективность под сомнение не ставит никто. 122 мм пушка и наклонная броня делали из ИС-2 отличный штурмовой танк, способный выполнять любые задачи на поле боя.
По отдельно взятым характеристикам «Иосиф Сталин» уступал немецким конкурентам, но по совокупности – превосходил.
Ощутимым плюсом стала надёжность, позволявшая проходить без поломок около 1000 километров.
ИС-3
Этот тяжёлый танк опоздал на войну и смог лишь принять участие на параде Победы в Берлине, где произвёл огромное впечатление на западных наблюдателей.
ИС-3 – это мощнейшая броня, выполненная в виде «щучьего носа», 122 мм орудие, способное проломить броню Pz.Kpfw.VI Tiger с километра, но недостатки, тянущиеся ещё с ИС-1.
СУ-152
Тяжёлая САУ, тем не менее, необходимая в этом списке. Впервые появилась на Курской дуге, где применялись в качестве истребителя танков.
Получила прозвище «Зверобой», поскольку её приписывали массовое истребление немецкой техники со звериными названиями.
На деле, советские военнослужащие часто принимали экранированные средние PzKpfw IV за тяжёлые Тигры, а Фердинандом называли любую вражескую САУ.
В любом случае, СУ-152 «Зверобой» сыграл важную роль в избавлении Красной армии от тигробоязни.
M4 Sherman
Напоследок вспомним об американском среднем Шермане. Второй после Т-34 по численности, активно поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.
Очень высокий, довольно уязвимый и пожароопасный. С другой стороны, неплохие приборы наблюдения, максимальная технологичность и запас для модернизации.
Шерман не стал революционной машиной, зато его выпускали в огромных количествах и дорабатывали, основываясь на опыте применения.
Ходовая часть
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с использованием гусеничных лент. Каждая лента снабжена двумя съемными уширителями, устанавливаемыми, соответственно, с внешней от танка стороны и с внутренней стороны. Уширители установлены с помощью болтового крепления в скобах (крайних связях) гусеницы. Со снятыми уширителями среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,87-0,9 кг/см2, т.е. на уровне существующего на современных танках.
При установленных уширителях среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,80-0,81 кг/см2, т.е. оптимального с позиций проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Габарит танка «f» по гусеницам с установленными на гусеницах уширителями превышает железнодорожный габарит, однако снятие внешних уширителей позволяет уменьшить габарит танка по гусеницам и осуществлять перевозку танка на железнодорожных платформах.
Применение съемных уширителей в гусеницах, позволяет при транспортировке танка снять с внешних сторон гусениц уширители, вывернув болты на внешних скобах, тем самым уложиться в железнодорожный габарит и обеспечить перевозку танков по железной дороге, а при необходимости вступить в бой сразу же после съезда с железнодорожной платформы. В то же время установка уширителей обеспечивает проходимость на грунтах с низкой несущей способностью.
20-е годы
Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.