По одежке встречают

Содержание

Содержание

Как славяне называли навесной замок с пружинным механизмом, ключ при открытии вдавливался в корпус?

Вот задание на первый тур. В Средние века появились навесные замки с пружинным механизмом. Чтобы открыть такой замок, ключ нужно было вдавить в корпус. Как этот замок стали называть славяне? (Слово из 9 букв)

Замки появились одновременно с частной собственностью. В древнерусском городе и деревне они широко представлены уже в напластованиях 1Х-Х вв., а в позднейших — это уже неотъемлемый атрибут быта горожан Колчин В. А., 1959. С, 78-93).

Замки древнерусских ремесленников представляли собой сложные механизмы; их основной элемент — система расходящихся пружин, которая фиксировала разные положения рабочего элемента замка (дужки либо засова). Подобная конструкция замков была известна в Древнем Китае, Японии, в Древнем Риме, в Восточной и Малой Азии. Варьировались и изменялись лишь внешние формы корпуса замка и дужки. Древнерусские замочники, вероятнее всего, заимствовали кое-какие приемы античной техники. Вообще, изготовление пружинных замков предполагало высокий профессионализм и технологическую изощренность. Технологически пружинные замки подразделялись на два класса: съемные (навесные, висячие) и неподвижные (нутряные). Конструкция и тех и других с течением времени видоизменялась. Новые типы приходили на смену устаревшим конструкциям. Коллекция древних замков важна не только как часть истории техники и материал, характеризующий городской быт, но и как хорошо датированное изделие.

Ответ: Пыряльный

Как по-другому называли авоську в СССР?

Авоська в советских семьях была самым обычным предметом. В то время привычных нам пакетов практически не было. Вот авоська как раз и была универсальной сумкой, в которой можно было переносить грузы до 70 кг в зависимости от прочности.

История авоськи начинается не в СССР, а в Чехии вначале XX столетия. Тогда чешский предприниматель Вавржин Крчил наладил производство сеточек для волос. Но эта затея не окупилась – спрос не оправдывал затраты на производство.

Вавржин уже хотел закрыть производство, но ему пришла мысль приделать к сеточке для волос ручки и получилась своего рода сетчатая сумка. К сожалению, и она не спасла производство предпринимателя. Видимо еще не время было для авоськи.

Лишь через 10 лет идею вновь воплотили в производство уже в СССР. В виду большого товарного дефицита сетчатая сумка получила широкую популярность.

А свое привычное название «Авоська» получила, благодаря одному из юмористических монологов Аркадия Райкина, в котором была такая фраза: «А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу.» Название «Авоська» получило признание у людей. С тех пор у сумки-сетки закрепилось название «Авоська».

Конструкцию съемных замков определяли ключ, корпус и дужка. Детали эти, в целом и по отдельности, характеризуют тип замка. Со временем основные детали совершенствовались: усложнялось запирающее пружинное устройство, а следовательно, и ключ, повышался уровень надежности корпуса.

Основной вариант съемного замка имел сложное устройство: замок состоял из корпуса и дужки с пружинными механизмами. В свою очередь, корпус состоял из двух жестко соединенных между собой цилиндров (отсюда название — цилиндрический). Большой цилиндр с торцевых концов был закрыт круглыми крышками со строго размеченными и выдержанными отверстиями для ключа и запирающей пружины-дужки. Гладкий конец дужки свободно входил в малый цилиндр, а другой с пружинами — в верхнее донце большого цилиндра.

Наиболее древний тип цилиндрических съемных замков с продольной ключевой щелью (тип А), известный на Руси уже в 1Х-Х вв., эксплуатировался на протяжении Х1-ХП вв., а в середине X111 в, начал постепенно выходить из употребления. Конструктивной особенностью замков данного типа являются две детали: припай малого цилиндра (служившего для «утопления» в нем гладкого конца дужки) непосредственно к стенке основного цилиндра и наличие на противоположной стороне стенки корпуса прорези во всю высоту цилиндра, оканчивающейся внизу поперечным выемом в форме перевернутой буквы Т

Об инициативе

Вам будет интересно:Со скольки лет можно снять квартиру в аренду: законодательные нормы

Инициатива введения новой формы ФСБ РФ исходила от самих служб государственной безопасности. Именно ими был поддержан президентский указ. Изначально было предложено, чтобы специалисты специальных служб носили идентичное армейскому обмундирование.

Должны были быть одинаковыми фасоны. Более того, служащие данных органов по статусу являлись военнослужащими. Форма не положена гражданским лицам.

Особая форма сотрудников ФСБ имеет цель подчеркнуть привилегированное положение работников. Также она выделяет их среди остальных военнослужащих.

Женская мода Древней Руси

Беспощадное время сохранило для любознательных археологов не так-то много памяток, позволяющих достоверно описать костюмы девушек той эпохи, поэтому все археологические находки, вроде изображений или остатков тканей, являются чрезвычайно ценными. 

Судя по тому набору сведений, который есть в распоряжении у современных историков, наиболее распространенными материалами, использовавшимися для пошива одежды, являлся лён (более или менее хорошего качества) и шерсть. Из этого изготавливалась ткань, которая также отличалось по качеству — сукно или тонкое полотно или сермяга и грубый холст.

На Руси очень долго не было налажено собственное крупное и полномасштабное производство высокосортной ткани, такой, например, как шелк, поэтому ее было принято ввозить из заграницы. В основном, конечно, шелк в Киевскую Русь ввозили из Византии. 

Одежду, как женскую, так и мужскую, было принято украшать. Для этих целей использовали раскраску и вышивку — для орнамента. Существовала также технология создания узоров из пряжи разного цвета — пестрядь. Делали ее, как правило, в сине-зеленых тонах.

Что касается одежды из парчи и шелка, то материалы для таких изделий назывались паволокой и преимущественно были красного цвета и его оттенков — пурпурного или алого, багряного или карминного, а также голубые, лазурные и бирюзовые, реже — зеленые. Часто такой наряд можно было увидеть украшенным узорами и орнаментами из золотых и серебряных ниток — стоили они, конечно, очень дорого и по карману были не всем.

Индивидуальными особенностями женского костюма тех времен были головные уборы — шапки и платки. Под шапкой носили специальный сложенный и закрепленный под подбородком платок — убрус. Крестьянки носили особые чепцы, которые называются повойниками.

Женщины, как и мужчины, поверх одежды часто надевали особые кафтаны — с широкими рукавами, позволявшими рассмотреть расшитые и красиво украшенные рукава нижней рубахи. Эта самая рубаха была очень важным и обязательным элементом одежды. Расшитая узорами, она была обязательно длинной и  прикрывала лодыжки. Ворот нижней рубахи можно было украсить каймой, а рукава — орнаментом.

Обувь в основном была не слишком разнообразной. Те, кто мог себе это позволить, носили мягкие сапоги без каблуков с украшениями на голенище или носках, крестьяне же обходились лаптями.

Среди традиционных элементов женской одежды также стоит выделить следующие: запахнутая поверх рубахи юбка, которая называлась «понева», и надеваемая также поверх рубахи просторная одежда, сшитая из холстины — называлась она «запона».

Мотивы орнаментов, украшавших одежду и обувь, оборки и рукава, практически всегда были классическими — растительные или геометрические узоры, то есть сплетение линий и углов, цветов и листьев. Цвета и материалы также подбирались в зависимости от статуса и достатка, личных предпочтений или традиций местности. 

Сорочица

Сорочка, или сорочица была основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных. В классическом варианте сорочица была нательной рубахой. У мужчин она могла доходить до колен, носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремнем или тканным шнурком.

У женщин она могла быть длиной и до ступней, рукава ее собирались в складки у запястья и сдерживались обручами. Ворот такой рубахи, как правило, был низким, чтобы шея оставалась голой. Сначала это был просто вырез, в который проходила при надевании голова.

Разрез с застежками или завязками появится чуть позже. Застегивали ворот на небольшую пуговицу, которая могла быть и костяной, и деревянной, и бронзовой. Особо нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, которые обшивались узорами из золотых нитей.

Видео по теме

Верхняя одежда в древнем Риме

Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.

Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).

В повседневной жизни римские мужчины вместо тоги с большей охотой носили теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову, этот плащ называли пенулой. Любопытно, что часто пенула обладала и капюшоном, которым в случае непогоды можно было прикрыть голову. В частности это была любимая одежда у римских солдат.

Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.

Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.

ДВА САПОГА — ПАРА.

Обувь людей с достатком составляли сапоги, чоботы, башмаки. Делали их из мягкой кожи — сафьяна, который изготавливался из козлиных шкур. Ее привозили с Востока. Сапоги также делали и из юфти — толстой кожи и опойки — телячьей кожи. К каблукам прикрепляли скобы — железные и даже серебряные. Сапоги носили до колен. Они имели мягкую в несколько слоев подошву и заостренный носок. Спереди сапог был выше, чем сзади. Кроили обувь на одну ногу, и колодки, с помощью которых шилась обувь, не давали различий правого и левого сапога. Так и говорили: «Два сапога — пара, и оба на левую ногу». Поэтому новые сапоги долго разнашивали, и долго носили. Сапоги делали черные, зеленые, желтые. Но любили красный цвет, и их украшали нашивками, узорами, жемчугом. Нравились разноцветные нитяные и шелковые чулки с золотыми и серебряными узорами по краю. Вся обувь изготавливалась дома, поэтому в зажиточных домах держали опытных холопов-сапожников.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. На Руси издавна для изготовления одежды богатых людей использовали плотные тяжелые ткани, а русских царей в полном облачении поддерживали под руки. Почему на протяжении десятка столетий использовали тяжелые ткани? 2. Какие материи использовали крестьяне и ремесленники на Руси? 3. Почему древнерусскую обувь сначала долго разнашивали, а потом еще дольше носили? 4. Опишите древнерусский мужской костюм. Какие «хитрости» пошива русской рубахи вам известны? 5. Какие элементы в древнерусском костюме были наиболее важными? 6. Какая отделка была в древнерусской одежде? Какие специальности ремесленников принимали участие в пошиве и отделке одежды?

1    Следующая страница

Примечания

  1. ↑ Гражданская война в США — Йокота / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 317. — (Советская военная энциклопедия :  ; 1976—1980, т. 3).
  2. Official Website (Bundeswehr): Uniformen der Bundeswehr (Uniforms of the German Federal Defence Forces); shows service ranks of the Luftwaffe (page 15-17), Heer (page 09-13) and Navy (page 19-21), in German.
  3. Corpus Juris Militaris Des Heiliges Römisches Reich (Military Law of the Holy Roman Empire), Volume 2, Author: Johann Christian Lünig, Leipzig, 1723, in German.
  4. The Landsknechts, Author: Douglas Miller, Publisher: Osprey Publishing, Great Britain, 1976, ISBN 0850452589.
  5. Landsknecht Soldier 1486-1560, Author: John Richards, Publisher: Osprey Publishing, Great Britain, 2002, ISBN 1841762431.
  6. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 4. — С. 129. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00564-8.

Дагестанцы

Верхняя одежда постмонгольского периода (XIV — начало XVIII века)[править]

Несмотря на то, что базовые элементы костюма (рубаха-кафтан/понёва-штаны) сохранились после монголо-татарского ига, русский костюм сильно изменился под восточным влиянием. В нём появились новые элементы: тафья (тюбетейка, надевавшаяся знатью под шапку и носившуюся дома), душегреи, валенки, каблуки и заострённые носки на сапогах. На кафтанах появляются стоячие воротники и длинные рукава с вырезом, более широкое распространение получают лапти и сапоги. В каждом регионе начинают проявляться собственные особенности костюма, по большей части женского. Помимо азиатского, в костюме прослеживается и европейское влияние — в XVII в. в моде были польский и венгерский костюмы, откуда пришли кунтуш, жупан (нижний кафтан, надевавшийся под кунтуш, мог быть коротким и доходит до колен или до середины бёдер, как русский полукафтан) и бекеш (от него происходит гусарский доломан). Ну а в начале века XVIII-го Пётр I в ходе реформ, направленных на европеизацию страны, упразднил ношение русского костюма знатью.

Во время и после монгольского ига свитка исчезла, зато возникло огромное количество разновидностей кафтанов: полукафтан, зипун («нижний» кафтан, одевавшийся под основной), однорядка, охабень, летник и другие.

Часто встречающийся ляп — на кафтанах этого периода разговоры (петлицы, на которых держатся пуговицы) очень широкие, в три пальца ширину. На самом же деле широкие разговоры, изготавливавшиеся из кусочков тесьмы, появились в середине XVII века и выглядели далеко не так, до этого их делали из тонких кусков ткани или шнуров: например, в XV веке, ширина разговоров составляла 0,5-1,5 см.

В XIV веке в летописи впервые было упомянуто слово «сарафан», но, скорее всего, он был известен намного ранее, но не выделялся названием от рубахи и изначально его носили мужчины. Это не должно вызывать удивления, так как сарафаноподобный крой имели самые архаичные варианты римской тоги (изначально она походила на пончо, нередко имела широкий вырез). Старокельтский большой килт тоже имели наплечные лямки — наподобие майке-алкоголичке. Лишь два столетия спустя он прочно занимает место в русском женском костюме, вытеснив понёву в южнорусские области (Белгородчина, Курская, Воронежская области), где сохранилась до сих пор.

Княжеская/царская одеждаправить

Так как в XV веке началось объединение русских земель, а московский князь стал персоной более важной, чем правитель маленького кусочка земли с парой городов и небольшим количеством деревень, то княжеский, а позднее — царский костюм всё усложняется. Появляется платно — кафтан, шитый золотыми нитками, украшенный жемчугом и имевший атласную опушку

Плащ-корзно исчез, ему на смену пришла барма — воротник, тоже шитый золотом, украшенный драгоценными камнями и помимо этого имевший образа святых и меховую опушку. Княжеские шапки исчезают из списка регалий, им на смену приходит шапка Мономаха, которую царь надевал лишь во время венчания на царство. В остальных случаях царь носил корону, сделанную по образцу шапки Мономаха. На войне царь тоже носил регалии — так называемые ерихонские шапки, переделанные из восточных шишаков. Правда, царских из них всего лишь два — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.

Гардероб цариц не сильно отличался от царских: в быту одевались, как и другие знатные люди, а на торжествах, как и домонгольские княгини, — в расшитое золотом платье с венцом поверх белого убруса.

производство

Мужская одежда Древней Руси

Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Мужчины носили рубахи длинной почти до колена, они обязательно должны были подпоясываться. Рубаха также перехватывалась тесемкой в районе рукав. Кроме того, сильная половина жителей Руси одевала верхнюю сорочку, которая называлась «верхницей» или «красной сорочкой».

Штаны носились не очень широкие, у них не было креплений сверху, поэтому их просто подвязывали веревкой. В одежде воинов Древней Руси использовались кожаные ремни с металлическими бляхами. Князья носили вещи, сшитые из тканей, привезенных из других стран. Подолы княжеских нарядов обшивали золотой каймой с узорами. Нижнюю часть рукавов также покрывали золотистыми «поручами». Воротники делали из атласной ткани золотистого цвета.

Кроме того, богатые люди носили пояса, которые были украшены бляшками из золота и серебра, а также драгоценными камнями. Сапоги делались из сафьяна разных цветов, при этом часто расшивая золотой ниткой. Знатные люди носили «клобук» – высокую шапку с верхом из цветного бархата и с соболиной опушкой. В холодное время года знать носила одежду из дорогих мехов, а также теплые шерстяные свиты.

Штаны

      Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью мужского костюма. Однако так было (да и есть) не у всех народов и не всегда. Например, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой, которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Галлию (современную Францию) римляне называли не только «Галлия комата» – «косматая Галлия», из-за обычая тамошних воинов-кельтов идти в бой со вздыбленными волосами, но и «Галлия брактеата» – «Галлия-в-штанах», поскольку, в отличие от римлян, кельты носили штаны. Исследователи считают, что этот вид одежды был занесен в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён и первоначально появился в связи с необходимостью ездить верхом.

1. Штаны (крой). X–XIII века.
2. Порты (крой). XIX – начало XX века

      Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу – для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.
      Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) – они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу. Но других данных об этом нет.
      Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка – «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Позднейший украинский костюм в этом смысле является исключением.
      Другое название одежды для ног – «портки», а также «ноговицы».
      Знатоки русского языка пишут, что слово «штаны» пришло к нам из тюркских языков примерно в ХVII веке и первоначально произносилось «штоны», что ближе к оригиналу.
      А «брюки» вошли в употребление только при Петре I. Это слово заимствовано из германских языков, а те, в свою очередь, некогда усвоили кельто-древнеримское «брака», обозначавшее всё ту же «варварскую» одежду для ног…

автор статьи М. Семенова

Размножение гардении жасминовидной в домашних условиях

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Наряды древних славян и их особенности

Одежду различных цветов у древних славян носили только знатные воины и племенная элита — они добывали её в боях или покупали у торговцев

Первые славянские элементы одеяния изготавливались из кожи и меха, это был единственный легкодоступный материал в древности. В те времена по виду используемых шкур можно было определить статус владельца:

  • Простые общинники носили вещи из кож домашних животных;
  • Воины предпочитали одежду из шкур хищников, особенно популярными являлись волчьи и медвежьи кожи с мехом;
  • Родовая знать, вожди и князья одевались в меха пушных зверей.

Начиная с VI века н.э. основным материалом для изготовления славянской одежды становятся лён и конопля. Беднейшие слои населения носили серые вещи, более богатые – белые, из очищенного льна, так как в те времена еще была неизвестна технология окрашивания тканей. В XI-XIII веках на Руси стала распространяться шерстяная ткань сермяга или власяница. К этому времени относится появление разноцветных тканей, так как славяне начали активно торговать с Византийской империей. Костюмы восточных славян отличались своей добротностью и вычурностью, на это влияло соседство с Римом, Грецией и тесные связи со скандинавским регионом. Князья, знать и дружинники старались одеваться в иноземные шелка.

https://youtube.com/watch?v=amjybEyY3GY

Славянский стиль одежды проще всего проследить по женским моделям, хотя археологические раскопки дают весьма скудные сведения на этот счет, и ориентироваться приходится на рисунки в письменных источниках. Основным элементом костюма древних славянок (да и мужчин тоже) была длинная рубаха, часто украшаемая обережными узорами и вышивкой с народными мотивами. Виды рубах:

  • Праздничные;
  • Повседневные;
  • Свадебные;
  • Похоронные;
  • Покосные;
  • Вороженные.

Женская славянская одежда декорировалась волховской и обережной вышивкой, часто использовались нашивки из лоскутов и тесьмы. Традиционные русские сарафаны начали упоминаться только в XVI веке, манжет и косой ворот появились в XVII веке. С появлением технологии крашения, основным цветом стал красный и около 30 его оттенков. Детская славянская одежда отличалась от взрослой только вышивкой и состояла, как правило, из одной рубахи «до пят».

Благодаря раскопкам известны на весь мир славянские украшения, в изготовлении которых местные мастера-ювелиры достигли небывалых высот, так, даже греческие ювелиры часто их копировали. Наиболее часто встречались:

  • Височные кольца – специфическое украшение головных уборов, крепящееся возле висков. Носились незамужними девушками-славянками;
  • Гривны – шейный обруч, изготавливаемый из металла, чаще всего из бронзы и серебра. Учёные считают, что эти драгоценности несли в себе глубокий сакральный смысл, так как часто гривна не снималась на протяжении всей жизни. По одной из версий, золотые и серебряные украшения разрешалось надевать только представителям верховной знати;
  • Серьги-кольца – большие, но лёгкие побрякушки, сделанные из проволоки, могли быть плетёными;
  • Подвески – кулоны из металла большого размера, обычно исполняли роль оберегов;
  • Браслеты – самые распространённые славянские украшения, чаще всего попадающиеся при раскопках, бывают мужские и женские;
  • Перстни различных размеров и форм.

СПУСТЯ И ЗАСУЧИВ РУКАВА.

Рубаха и порты считались нижней одеждой, которая называлась исподней. На нее надевали среднюю и верхнюю одежду. В Киевской Руси одежда вроде кафтана, длинная и плотно облегавшая тело, именовалась свитою. Шилась она из сукна и надевалась через голову. Но у богатых князей уже тогда появились и кафтаны. Они изготавливались из аксамита и бархата. Полы кафтанов оторачивались позументом, верх украшали оплечьем или ожерельем, а талию стягивал золотой пояс. Разновидностью легкого кафтана уже в старину стал зипун с длинными рукавами без воротника. Бояре носили зипуны дома, считая эту одежду исподней, а простые люди вместо кафтана надевали его на рубаху. Зипуны шили узкими, до колен, а полы кафтанов доходили до щиколоток и оставляли открытыми лишь нарядные сапожки. Особенностью древнерусской одежды были длинные рукава. Эта черта сближала одежду всех сословий. Рукава кроили намного длиннее рук как в домашних рубахах, так и в верхней одежде. В первом случае они собирались в многочисленные складки — брыжжи. Распускать рукава полагалось только в торжественных случаях. В будни они мешали работе, откуда и дожившая до сего дня поговорка «работать спустя рукава». Во втором случае длинные рукава верхней теплой одежды закрывали руки от холода и служили вместо перчаток. Брыжжи ведут свое происхождение от персидских одежд. При необходимости в Древней Руси носили плащи. Чаще всего — вотола. Это был плащ без рукавов, длиной до колен и с застежкой у шеи. Знаком русских князей был богатый плащ — корзно. Длинный, почти до пят, он накидывался на левое плечо и застегивался справа на груди большой фигурной застежкой — фибулой. Корзно делали из дорогих материй, украшали камнями, подбивали мехом. Со временем корзно стали делать короче и называть приволокой. Зимой богатые носили длинные шубы мехом внутрь, покрывали их узорчатой тканью и большим стоячим воротником. Иногда мехом подбивали бархатные богатые одежды, украшенные жемчугом и вышивками. До начала XV в. на Руси мужчины носили серьги. Богатые люди носили на груди золотую цепь с золотой гривной. Гривна являлась знаком благоволения князя. Сами же князья надевали поверх богатой одежды бармы — цепи из серебряных и золотых медальонов с эмалевыми покрытиями. Гордостью мужской одежды были пояса. Богатые князья и бояре носили пояса, усыпанные камнями. Они никогда не складывались и никогда не надевались гладко и ровно. Делали пояса шелковые и плетеные серебром, золотом, бархат- ные и кожаные. Жемчуг, золотые и серебряные бляхи служили украшением поясов. К поясу пристегивали кошелек — калиту, чернильницу, ложку, нож, а за пояс закладывали плеть. Наиболее распространенным поясом на Руси был кушак. Он был широким и длинным, несколько раз оборачивался вокруг талии. Концы его иногда оставляли спереди, а иногда затыкали по бокам. За кушаками по азиатскому обычаю висели кинжалы. Без пояса могли выйти на улицу только дети. Богатые люди подпоясывались высоко под грудь специально, чтобы выпирал живот. В Древней Руси лишить человека пояса — значило обесчестить его. Отсюда из глубины веков произошло известное выражение «распоясаться», что означало опозориться.

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ответы на вопросы:

Участники Великой Отечественной войны

Где сейчас применяется фуражка?

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector