Военная каска или как правильно защитить голову бойца

Каска халхинголка СШ-36

Это был первый стальной шлем, созданный в СССР и распределенный в войсках в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком(«носом»)и боковыми полями –скатами («ушами»). придавал советскому солдату узнаваемость. Хотя по мнению некоторых членов Политбюро

СШ-36 у советского солдата получился «иностранный вид». Несмотря на свою новизну, шлем, тем не менее имел некоторые элементы, присущие предыдущим моделям. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части шлема и прикрывалось небольшим гребнем, явно позаимствованным от французской каски Адриана. Окрашивался шлем в темно – зеленый цвет или в цвет хаки. Спереди наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение шлем получил во время гражданской войны в Испании 1936-39гг. (Небольшая партия этих шлемов поставлялась в качестве военной помощи республиканцам). Затем были испытания у озера Хасан в 1938г., у реки Халхин-Гол в 1939 (что впоследствии дало неофициальное название шлема : «Халхингольский») и в «Зимней войне» с Финляндией 1939-40гг.

В ходе боев у шлема был выявлен ряд недостатков: например, широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты от удара шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек ухудшал обзор. Кроме того, защитные качества шлема оказались довольно низкими. Однако и с началом Великой Отечественной войны в виду острой нехватки стальных средств защиты, солдатам выдавались СШ-36, в том числе и собранные с полей сражений. Назывались такие шлемы «ремонтированными» и на них мог быть установлен подшлемник более позднего образца. В виду того, что, недостатки СШ-36 стали слишком очевидны, понадобился новый, более лучший шлем. Сперва протестировали множество шлемов, созданных за последние годы в западных странах. В 1937-38гг. несколько наиболее удачных шлемов были протестированы на Ржевском полигоне. В 1938г. был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала итальянский стальной шлем образца 1933г. Не исключено, что именно этот шлем был взят за основу советского. Характерный гребень отныне был снят со шлема, сам же шлем приобрел новые очертания. Силуэт русского солдата в каске стал символом воина-победителя на долгие годы

Каска СШ 40

Этот шлем известен как СШ-40 по дате, когда планировалась передача его в войска. На самом же деле первые образцы такого шлема были произведены в 1939г. Такой шлем получил индекс СШ-39 и главное его отличие от СШ-40 заключалось в том, что подшлемник ( кольцевое подтулейное устройство) крепился на трех заклепках. (Отсюда пошло неофициальное название СШ-39- «трехклеп»). Крепление же подшлемника на СШ-40 осуществлялось на шести заклепках, что несомненно было более надежно. Подшлемник, установленный на шлемах, выпущенных до 1942г. имел купольную форму (изготавливался из ткани, кожи, кожзаменителя или вощеной ткани). Шлемы же, выпущенные после 1942г.( индекс СШ40\42) имели новый тип подшлемника, состоявший из трех лепестков искусственной кожи, с обратной стороны которых крепились амортизационные ватные подушечки. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использования шлема с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор ( например, шапку-ушанку). Шлем окрашивался в оливковый цвет либо в цвет хаки, иногда спереди рисовался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлемы, в затылочной части около нижней кромки проставлялся штамп завода – изготовителя, год выпуска, а также штамп с указанием размера.

Шлем СШ 40 в СССР и других странах

Шлем СШ-40 используется до настоящего времени всеми армиями стран СНГ. Кроме СССР СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а также многочисленными повстанческими армиями африканских, ближневосточных, азиатских и др. стран.

Параллельно с разработкой нового стального шлема для нужд армии, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской обороны и частей ПВО, в том числе и специальными шлемами. По заданию Наркомата обороны на Ленинградском металлургическом заводе в 1938г. начали производить такие шлемы. Внешне шлем сильно напоминал английский шрапнельный шлем Brodie обр.1915г. и по сути был упрощенным вариантом британской модели

СШ-36

СШ (стальной шлем, или стальной шлем) 36 был разработан Александром А. Шварцем и начал производство в 1936 году. Его большой передний обод и широкие заслонки над ушами обеспечивали хорошую защиту для владельца. Немецкий M35 , представленный на год раньше российского СШ-36, послужил образцом для разработки СШ-36. СШ-36 также был снабжен гребнем сверху для вентиляции. Были также апокрифические утверждения, что гребень предназначен для отражения сабельных ударов.

СШ-36 крупным планом

Ранние СШ-36 изготавливались с обшивкой из хрупкой кожи. Из-за ненадежности этих ранних моделей с кожаной подкладкой в ​​более поздние версии были введены тканевые подкладки. Подобные проблемы также возникали с ранними кожаными подбородочными ремешками, поэтому кожаные подбородочные ремешки были постепенно заменены тканевыми моделями. На протяжении всего их производства выпускались четыре размера: маленький, средний, большой и очень большой.

СШ-36 носили советские солдаты в нескольких кампаниях конца 1930-х и 1940-х годов, в том числе во время кампании Халкин-Гол против японцев в 1939 году (получившей прозвище «Халкинголка»), Зимней войны в Финляндии 1939-1940 годов, 1939 года вторжение в Польшу , вторжения 1940 года в Прибалтику и Бессарабию , а также во Вторую мировую войну, или, как ее называют в России, Великую Отечественную войну . Он также был распространен среди солдат- республиканцев во время гражданской войны в Испании в связи с советской поддержкой правительства Испании.

Производство СШ-36 закончилось в 1941 году. Сегодня это редкая и дорогая вещь для коллекционеров.

Шапель

В XIII столетии изобретательные европейцы подумали: а почему бы не сделать обычную шляпу, но только из железа. Так появилась капеллина, она же шапель, она жежелезная шапка». Это был очень простой, но вместе с этим удобный головной убор.

Он обладал множеством преимуществ. Во-первых, шапель можно было делать из кусков металла, скрепляя их заклепками, — что сильно ускоряло и удешевляло производство. А во-вторых, он был лёгок и давал хороший обзор для воина. В условиях средневекового боя, когда надо было внимательно следить за происходящим вокруг, чтобы вовремя понять, когда пора бежать, этот фактор был очень важен. И в-третьих, железная шапка обладала широкими полями, которые хорошо защищали плечи пехотинца и могли отвести удар всадника, направленный сверху. А именно такие удары чаще всего и доставались средневековой пехоте. Шапель продержался в войсках аж до XVI века.

Операторы

Первая мировая война

Германия. На момент начала Первой мировой войны каски были на вооружении только у германской армии, да и то, тевтонский пикельхельм вряд ли можно назвать шлемом в современном понимании этого слова. Это была кожаная каска с металлической отделкой и пикообразным навершием. Она, конечно, стильно смотрелась, но защитить голову своего владельца не могла. А шип и многочисленные металлические детали еще и выдавали месторасположение солдата.

Немцы попытались изготавливать пикельхельмы из металла, но очень быстро выяснилось, что подобный «девайс» не может надежно защитить голову своего владельца. После этого к вопросу решили подойти со всей немецкой основательностью: на полигоне были испытаны каски самых разных форм и конструкций. К новому изделию были составлены технические требования, которые касались толщины и марки металла, веса, конструкции. В результате этих изысканий появился знаменитый Stahlhelm, который на долгие десятилетия стал настоящим символом германского солдата. Его первая модель, М16, стала массово поступать в войска уже в 1916 году.

По своим защитным характеристикам и удобству эта каска значительно превосходила аналоги, которые имели на тот момент противники Германии. М16 была принята на вооружение армиями Османской империи, Австро-Венгрии и Болгарии. До конца ПМВ немцы успели выпустить еще две модификации Stahlhelm – М17 и М18, в которых были исправлены недостатки первоначального варианта.

Франция. Французы вступили в войну, вообще не имея шлемов. Головы их солдат закрывали обычные кепи, которые хорошо защищали от непогоды, но не могли уберечь от осколка. Франция быстрее всех смогла разработать металлический защитный шлем – каску Адриана. Она была названа в честь своего создателя генерала Огюста Адриана и начала поступать в войска уже в 1915 году.

Каска Адриана состояла из трех (по другим данным, из четырех) частей, имела характерный гребень и козырек. Для ее изготовления использовалась сталь толщиной 0,7 мм, общий вес изделия составлял 700-800 гр. Если немецкий Stahlhelm считался самым надежным, то каска Адриана («адрианка») не имела равных по дешевизне и технологичности. При этом шлем весьма надежно защищал солдата от шрапнели, осколков, разлетающихся камней и др. «Адрианка» стала самой массовой каской периода Первой мировой. Кроме самой Франции, эта каска была принята на вооружение Бельгией, Грецией, Италией, Японией, а затем и Россией.

Англия. Англичане также вступили в войну без шлемов, но уже к концу 1915 года в войска стала поступать каска Mk.I (Shrapnel helmet). Вопреки распространенному мнению, ее характерная форма была навеяна не пробковым шлемом, а знаменитой средневековой капеллиной. Создателем Mk.I был лондонец Джон Броди. Толщина стали шлема составляла 0,9 мм, он был простым, дешевым и при этом неплохо защищал голову солдата от ударов сверху, то есть, когда он находился в окопе. За время Первой мировой войны было изготовлено более 7,5 млн Mk.I. Английский шлем был взят на вооружение Канадой, США и Австралией.

Россия. В 1914 году у российской армии также не было шлемов. Необходимость их введения стала очевидной уже в 1915 году. Однако вопрос тормозился на самом высоком уровне – император Николай II высказался против использования каски. Военные были другого мнения по этому поводу, и в том же 1915 году российский Генштаб инициировал разработку собственного шлема на основе каски Адриана. А летом во Франции был заказан миллион этих шлемов. В ноябре 1916 года армия стала получать собственные каски, которые были внешне похожи на французские, но имели несколько иную конструкцию. Потом в государстве начались революции и смуты, о касках на долгое время забыли.

Вторая мировая война и послевоенные годы

Уже первый год боевых действий на восточном фронте показал, что «блицкрига» у германской армии в России не получится. Вместо этого, началась тотальная война. На военную службу были призваны миллионы человек, каждого из которых нужно было вооружить и обмундировать. Такая ситуация требовала максимального удешевления и упрощения производства.

Советская армия прошла войну, используя шлемы СШ-39 и СШ-40. В послевоенный период советский шлем СШ-40 (в 1954 и 1960 году) два раза проходил модернизацию, результатом которых стали модели СШ-54 и СШ-60. В обоих случаях изменения касались только подтулейного устройства, сам стальной купол оставался прежним. В 1968 году произошла более серьезная модернизация, которая коснулась и стального купола шлема. Ее результатом стала каска СШ-68. Она была изготовлена из более прочного сплава, также был увеличен наклон лобовой части купола. СШ-68 и сегодня является основной каской российской армии и вооруженных сил постсоветских республик. Позже она была модернизирована, в результате чего появились каски СШ-68Н (для ВС РФ) и СШ-68М (для МВД РФ). Оба этих шлема изнутри усилены арамидной тканью, улучшена конструкция их подтулейника.

Вплоть до 80-х годов каски всех вооруженных сил мира выполнялись из листовой стали. В 1980 году произошла настоящая революция – на вооружение армии США был принят шлем, изготовленный из прессованной кевларовой ткани. Он был частью комплекса индивидуальной защиты солдата PASGT. Кроме шлема, в него входил еще и бронежилет. Новый шлем имел площадь защиты большую на 11% по сравнению со стальной каской М1. Его средняя масса составляла 1630 гр, а противоосколочная прочность на 50% превосходила М1.

В СССР в начале 80-х годов на вооружение был принят шлем СТШ-81 «Сфера» с титановым куполом. Его масса составляла 2,3 кг. Он разрабатывался для милицейских подразделений специального назначения, а также внутренних войск. Во второй половине 80-х и начале 90-х для бойцов спецназа было создано еще несколько шлемов: титановый «Алтын», стальные «Маска-1» и «Витязь-С», композитный ЗШ-1 и др.

Еще в начале 90-х годов в НИИ Стали началась разработка первого отечественного полимерного шлема 6Б7. Он был принят на снабжение войск в 2000 году. В настоящее время выпускается его улучшенная модификация 6Б7-М1. Она выдерживает выстрел из пистолета ПМ с пяти метров, а из ТТ – с пятидесяти метров. В 2007 году в том же НИИ Стали был разработан полимерный шлем 6Б27, который по своим защитным качествам не уступает лучшим иностранным аналогам. В настоящее время он закупается вооруженными силами РФ.

В 2011 году началась разработка шлема 6Б47, который является частью комплекта экипировки «Ратник». В 2015 году эксперты американской компании DuPont признали его лучшим в мире легким шлемом.

Италия

В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адриана модели 1915 года и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновили итальянское правительство на разработку собственных касок. Первая экспериментальная модель появилась в Италии в 1931 году. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини, он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако он стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался в вооружённых силах страны вплоть до 80-х годов ХХ в.

Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)

Шлем имел официальную маркировку «Шлем стальной модели 1933 года», но поставки его начались в армию в 1937 году. Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперёд форму, как у легионеров древнеримской армии. М 33 изготовляли из сплава стали и никеля (были также шлемы из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции). Вес шлема составлял 1100-1200 граммов в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Подшлемник делали из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена пропитанной воском тканью). Он состоял из восьми язычков, скреплённых в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Кожаная полоска подшлемника крепилась к нижней части двойного обруча, которая не соприкасалась со шлемом, что обеспечивало хорошую амортизацию при ударах, а также циркуляцию воздуха. Второй обруч крепился к раковине шлема с помощью трёх клёпок с вентиляционными отверстиями. Между собой обручи соединялись пятью вертикальными металлическими полосами. Шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное вентиляционное отверстие. Подбородочный ремешок изготавливался из кожи и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застёжкой.

Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)

В разное время итальянский шлем М 33 окрашивался в разные цвета. С 1936 по 1940 год – в серо-зелёный цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год в серо-зелёный цвет только тёмного оттенка, с 1947 года в хаки, с начала 50-х годов – в оливковый. Итальянские шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период гражданской войны, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1939-1940 годов.

Как выбирать и с чем носить каску

Поскольку от правильно выбранных средств защиты во многом зависит здоровье, а часто и жизнь человека, к подбору каски нужно подойти очень тщательно. Учесть требуется следующее:

  • Условия, в которых она будет эксплуатироваться. Для строителей наиболее важным будет прочность шлема, а для работников химической промышленности – его устойчивость к разным веществам.
  • Нужный уровень защиты. Он указывается в документации по охране труда каждого предприятия.
  • Специфика производства. От нее зависит необходимая форма каски и ее фурнитура.
  • Материал. Элементы, контактирующие с головой, должны быть созданы из гипоаллергенных нетоксичных материалов.
  • Размер. Правильно подобранная каска не должна болтаться.
  • Наличие устройства вентиляции. Иногда требуется не только наличие отверстий, но и возможность их регулировки.
  • Цвет. Средство защиты должно быть хорошо видимым в темноте и при плохом освещении.

Для идентификации владельца часто используются наклейки на каски. Так, например, на наружную сторону шлемов пожарных обычно наносится маркировка. Это могут быть соответствующие должности и подразделению:

  • Цифры.
  • Буквы.
  • Разноцветные полоски.
  • Графические символы.
  • Фамилия и инициалы.

Используя современные технологии, можно создавать уникальные вещи с помощью печати всевозможных изображений и текста, нанесения логотипов на каски.

Варикоцеле 3 степени: армия

С третьей стадией заболевания призывнику дают статус «ограничено годен». Это означает, что у него могут возникнуть определенные проблемы с прохождением службы в армии, но каких-либо серьезных проблем с ограничениями из-за болезней не возникнет. Этого достаточно, чтобы зачислить призывника в запас. Вместе с этим выдается направление на проведение операции, когда уже будет официально поставлено заключение. При такой стадии заболевания уже требуется всерьез заняться своим здоровьем и начать лечения без длительных отлагательств.

При варикоцеле 3 армия может отложиться на долгое время, так как при данной степени заболевания вероятность рецидива повышается. При повторном обследовании возможно выявление вен с варикозным расширением. Это может случиться как через полгода, так и через год и даже позже. В данном случае нужно самостоятельно посещать врача, чтобы отслеживать все изменения, и не дожидаться, пока придет время снова проходить комиссию.

Какие каски были в СССР после революции

Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

  • Польский поход;
  • Халхин-Гол;
  • Финская война;
  • Гражданская война в Испании;
  • Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

  • Он изготавливался из легированной броневой стали;
  • Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
  • При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
  • Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.

Примечания

  1. Каска // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.555
  2. Шлем // Советская военная энциклопедия. / ред. Н.В. Огарков. том 8. М., Воениздат, 1980. стр.522
  3. ↑ Каска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Ian Drury, Gerry Embleton. German Stormtrooper, 1914-18. London, Reed International Books Ltd., 1995. pages 8-9
  5. Martin Pegler, Mike Chappell. British Tommy 1914 — 1918. Weapons, armour, tactics. London, Osprey Publishing Ltd., 1996. pages 13-14
  6. Дерябин А.И., Паласиос-Фернандес Р. Гражданская война в России 1917—1922. Белые армии. — М.: АСТ, 1998. — 46 с. — (Солдатъ). — ISBN 5-237-00041-X.
  7. ↑ А. А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. том II (кн. 4-5). М., «Правда», 1989. стр.218-219
  8. ↑ Форма военного времени // В. Н. Шунков, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. Русская армия в Первой мировой войне 1914 — 1918. М., АСТ, 2014. стр.48-51
  9. А. Б. Асташов. Русский фронт в 1914 — начале 1917 года: военный опыт и современность. М., «Новый хронограф», 2014. стр.102
  10. Юстров. К спору о каске // «Военный зарубежник», № 2 (19), 1936. стр.105
  11. За рубежом // журнал «Техника молодёжи», № 7, 1942. стр.41
  12. Н. Соболев. Из прошлого: металлический шлем // журнал «Техника молодежи», № 1, 1940. стр.62
  13. Дмитрий Купрюнин, Александр Егоров, Евгений Чистяков. Шлем будущего // «Арсенал», № 2, 2012. стр.42-45
  14. П. Могутов. Разработка в США нового комплекта индивидуальной защиты // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1980, стр.36-37
  15. О. В. Чернозубенко (ЦНДІ ОВТ ЗС України). Шляхи розвитку захисних шоломiв // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 14-15 травня 2015 року). Львів: АСВ, 2015. стор.96-97

Литература

Как снять статью?

Как Буденный шашкой каску испытывал

М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу.

Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за «наган». Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. Легкая пуля калибра 7,62 миллиметров, уверенно попадающая в цель на дистанции до пятидесяти метров (что для большинства пистолетов является запредельной), не смогла повредить каску. В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ.

Военные шлемы в Германии

Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.

В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

Польский поход;Халхин-Гол;Финская война;Гражданская война в Испании;Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

Он изготавливался из легированной броневой стали;Толщина стенок равнялась 1,9 мм;При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:

СШ-68М;СШ-68Н.

Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector