Воинский устав

«Устав воинский сухопутный»

Правление Петра I знаменито многими нововведениями, среди которых оказался и первый настоящий воинский устав России. Работу над ним самодержец закончил 10 апреля (30 марта по ст. ст.) 1716 года. В предисловии к этому документу император всероссийский о. Но тот устав был почти полностью заимствованным, и это в корне отличало его от петровского, который стал результатом анализа опыта Северной войны и создания новой русской армии. При работе над ним Петр I, что закономерно, пользовался опытом армий других стран и их уставами, но в итоге из-под царского пера вышел совершенно оригинальный документ, соответствовавший, а во многом и опережавший состояние армии России. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что «Устав воинский сухопутный» без серьезных изменений использовался в России вплоть до второй половины XIX века! Кроме того, этот устав во многом заложил основы российского уголовного и уголовно-процессуального права в принципе, не только в отношении армии.

Шмуцтитул издания «Устава Воинского» 1737 года, вышедшего, как и первое издание, на двух языках — русском и немецком

Основные термины и понятия

В Боевом уставе даны определения основных понятий, применяемых для характеристики элементов сражения. Точная расшифровка специальных терминов исключает возможность двойного толкования приказов, и облегчает взаимодействие отдельных подразделений. Доступная для изучения часть содержит правила подготовки и проведения общевойсковых боев силами мотострелкового и танкового взвода (отделения), регламентированы действия гранатометных и противотанковых взводов (отделений). Стоит понимать, что в каждом отдельном случае положения устава применяются в соответствии с конкретной обстановкой. Следует творчески подходить к общим рекомендациям, пользуясь особенностями топографии местности, климатическими условиями и сезонными изменениями окружающей среды. Основные положения Боевого устава обязательны для изучения командирами всех воинских подразделений, на них возлагается постановка боевых задач и корректировка действий личного состава.

Боевой устав сухопутных войск, часть 3 (стр. 41 из 43)

С получением данных о противнике наблю­дение усиливается, сторожевая застава изготавливается к бою. Командир взвода о появ­лении противника докладывает командиру, выславшему заставу, и извещает соседние сторожевые заставы.

Мелкие группы противника, пытающиеся проникнуть к охраняемым подразделениям, взвод захватывает в плен или уничтожает. При подходе превосходящих сил противника взвод вступает в бой и удерживает занимаемую позицию до подхода к рубежу сторожевой заставы охраняемых подразделений или до получения приказа на отход.

009.

В сторожевой пост, предназначенный для охранения батальона, расположенного на месте, или назначаемый от сторожевой за­ставы в составе роты, может быть выделено отделение (танк). Сторожевой пост занимает и оборудует ука­занную ему позицию на удалениидо 1500 м от охраняемого подразделения.

  • Командир отделения (танка), получив за­дачу, занимает позицию, выставляет одного-двух наблюдателей; определяет основные и запасные огневые позиции боевой машины пехоты (бронетранспортера), танка, пулеме­тов и гранатомета, места для стрельбы стрел­ков; отдает боевой приказ; организует си­стему огня, инженерное оборудование и маскировку позиции; определяет порядок несе­ния службы.
  • 010. В боевом приказе командир отделения (танка) указывает:
  • В первом пункте — ориентиры, состав, положение и характер действий противника.
  • Во втором пункте — задачу взвода и отделения (танка), по­зицию (танку—основную и запасную огне­вые позиции), полосу огня и дополнительный сектор обстрела (танку—основной и допол­нительный секторы обстрела с каждой пози­ции), основную и запасную огневые позиции боевой машины пехоты (бронетранспортера), основной и дополнительный секторы обстрела с каждой позиции и задачи соседей.
  • В третьем пункте — после слова «приказываю» задачи личному составу:
  • командир отделения — наводчику-оператору (пулеметчику бронетранспортера), пулеметчикам и гранатометчику—основные и запасные огневые позиции; старшему стрелку (стрелкам)—места для стрельбы, после­довательность их оборудования и смены в хо­де боя; наводчику-оператору (пулеметчику бронетранспортера) и пулеметчикам, кроме того,—основной и дополнительный секторы обстрела с каждой позиции; механику-водителю (водителю) — маршрут выхода на запас­ную огневую позицию и порядок наблюдения, корректирования огня и маршрут отхода;
  • командир танка —всему экипажу— порядок занятия, оборудования и смены огневых позиции; наводчику орудия—порядок наблюдения и ведения огня из пушки и спаренного пулемета маршрут выхода на запасную огневую пози­цию и порядок наблюдения, корректирования огня и маршрут отхода; заряжающему—по­рядок заряжания оружия, наблюдения, кор­ректирования и ведения огня из зенитной пу­леметной установки по воздушным целям.
  • В четвертом пункте — сигналы оповещения, управления, вза­имодействия, порядок действий по ним и про­пуск.
  • В пятом пункте —время готовности и заместителя.

011.

Сторожевой пост несет службу обыч­но в течение суток. Одиночных солдат противника сторожевой пост захватывает в плен или уничтожает и докладывает об этом командиру, выставив­шему пост. При наступлении превосходящих сил противника сторожевой пост смело всту­пает в бой и прочно удерживает занимаемую позицию до приказа на отход.

Глава восьмая.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

1. Разведка.

001.

Разведка организуется и ведется в лю­бых условиях обстановки в целях добывания сведений о противнике и местности в районе предстоящих действий.

Основными требованиями, предъявляемыми к разведке, являются целеустремленность, непрерывность, активность, оперативность, скрытность, достоверность и точность опре­деления координат разведываемых объектов (целей). Добытые сведения передаются все­ми возможными способами командиру, поставившему задачу на ведение разведки. Особо важные сведения докладываются немедленно.

Утеря приписного свидетельства

Приписное свидетельство отнесено к числу значимых персональных документов военнообязанного гражданина. Оно подлежит бережному хранению, что подкреплено нормами действующего российского законодательства.

В статье 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отдельным подпунктом прямо указано, что, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: «бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных».

Утрата приписного удостоверения грозит призывнику различными неприятностями, но лишь в том случае, если он решит оставить это без внимания и ничего не предпринимать для восстановления потерянного документа. Следует помнить, что при отсутствии приписного свидетельства гражданину придется обязательно столкнуться с проблемами при оформлении:

  • общегражданского российского паспорта (как в целом, так и при оформлении прописки при смене места жительства);
  • загранпаспорта;
  • студенческого билета;
  • любых видов государственной помощи в виде льгот, субсидий, единовременных социальных выплат;
  • трудового договора.

Если у военнообязанного гражданина не окажется приписного свидетельства, ему станет практически невозможно как осуществить официальное трудоустройство, так и продолжить обучение после окончания школы. Работодатель или сотрудник военно-учетного стола учебного заведения обязаны сообщить об этой ситуации в военкомат, иначе такое нарушение грозит им существенным штрафом.

Самой большой ошибкой молодого человека станет его намерение использовать аргумент об утрате приписного удостоверения (действительного или вымышленного) как способа уклониться от призыва на срочную службу в армию. Во-первых, потеря такого документа ничуть не освобождает от обязанности явиться на призывной пункт по повестке. А во-вторых, именно этот факт будет истолкован как «умысел» при обосновании и назначении «уклонисту» от военной службы штрафа в максимальном размере.

Общие положения

Статья 1. Повседневная жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности сохранение здоровья военнослужащих. Она организуется в соответствии с положениями настоящего Устава при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Статья 2. Внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний.

Выполнение требований внутренней службы развивает у военнослужащих чувство ответственности, самостоятельность, аккуратность и добросовестность. Взаимопонимание, доброжелательность и готовность помочь друг другу способствуют укреплению войскового товарищества сплочению воинских коллективов, позволяют не только выполнять задачи в повседневной деятельности, но и выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке.

Статья 3. Требования внутренней службы обязан знать и добросовестно дополнять каждый военнослужащий.

В начале прохождения военной службы военнослужащий нуждайся в особом внимании. Строгий контроль со стороны командиров (начальников) и их личный пример помогают военнослужащему быстрее уяснить правила внутренней службы.

Статья 4. Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения – командир подразделения. При размещении в одном помещении нескольких подразделений, командиры которых не имеют общего непосредственного начальника, приказом командира воинской части руководство внутренней службой возлагается на командира одного из этих подразделений. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты – старшина роты.

Ответственность за состояние внутренней службы в подчиненных войсках возлагается на всех прямых начальников. Они обязаны оказывать подчиненным воинским частям и подразделениям помощь в организации и обеспечении выполнения требований внутренней службы и систематически проверять ее состояние.

Обязанности командира взвода

Не только звания военнослужащих наделяют их определенными обязательствами. В большей степени функционал разрабатывается для должностей. Должность командира, подразумевает несение ответственности за вверенное подразделение.

Он наделен правом принимать судьбоносные решения, но их масштаб зависит от структурного элемента: отделение, взвод, рота. Устав внутренней службы содержит главу, посвященную обязанностям всех руководящих должностей. Однако перед тем, как рассмотреть обязанности командира взвода, которые нас в данный момент интересуют, остановимся на общих определениях.

Кто такой командир взвода

  • Командир взвода — должностное лицо, осуществляющее командование взводом — подразделением, насчитывающим, как правило, от двух до четырёх отделений, в количестве от 9 до 50 человек.
  • Численность личного состава взвода зависит от страны, рода войск (сил) вида Вооруженных сил, рода войск, спецвойск и его функционального назначения.
  • Взвод может как входить в состав роты (батареи), так и быть отдельным.
  • В соответствии со статьёй 92, Устава внутренней службы ВС России, командир взвода докладывает письменно, в порядке подчиненности, командиру воинской части о приёме (сдаче) дел и должности командира взвода. Принимающий должность командира взвода вместе с докладом представляет акт о приёме взвода, в котором указываются:
  • списочный и наличный состав;
  • состояние боевой готовности;
  • боевой подготовки;
  • воинской дисциплины;
  • морально-психологическое состояние личного состава;
  • наличие и состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества;
  • состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих.

Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность командира взвода.

Что такое взвод

Взвод — формирование (подразделение) существующее в вооружённых силах большинства государств. Организационно входит в состав роты и батареи. Отдельные взводы также могут входить по самостоятельным штатам в состав воинских частей, соединений и учреждений.

В зависимости от функционального предназначения существуют взводы: мотострелковые (мотопехотные), пехотные, парашютно-десантные, танковые, артиллерийские, противотанковые, разведывательные, связи, управления, комендантские, регулирования, медико-санитарные, хозяйственные, снабжения, обслуживания и так далее.

В Россиии взвод – это несколько отделений, составляющих взвод. Обычно во взводе от 2 до 4 отделений, но возможно и большее количество. В среднем численность личного состава взвода колеблется от 9 до 45 человек. Обычно во всех родах войск наименование одно и то же – взвод. Обычно взвод входит в состав роты, но может существовать и самостоятельно.

Обязанности командира

Сфера ответственности командира чрезвычайно высока. Это продиктовано единоначалием.

С него ни на минуту не снимается ответственность за боевую подготовку, дисциплину, состояние военнослужащих.

Причем такая ответственность ложится на плечи командира, как в мирное, так и в военное время.

Армия является основной силовой структурой государства, обеспечивающей его безопасность. Таким образом, военнослужащие не могут находиться вне политики, причем официальный государственный курс армия обязана поддерживать.

Боевая подготовка подразделения зависит от многих факторов, и за каждый из них отвечает командир. Это обеспечение вооружением, выполнение планов мобилизационной готовности, полевая выучка солдат, теоретические знания, хранение государственной тайны.

Руководство боевой подготовкой подразумевает комплекс мероприятий, направленных на планирование задач, повышение профессионализма контингента, подготовку классных специалистов. Командир непосредственно участвует во всех мероприятиях и вносит перспективные коррективы.

Это говорит о том, что он должен обладать организаторскими способностями и педагогическими, но не следует забывать и про юридический аспект. Деятельность военнослужащего ведется в рамках правоустанавливающих актов.

Каждый солдат обязан владеть неким юридическим минимумом, за который несет ответственность командир. Не на последнем месте находится и психологическая подготовка военнослужащих.

Армия будет действенной только тогда, когда каждый солдат ощутит моральную готовность защищать интересы государства. Этому может способствовать чувство гордости за российское вооружение, идеи единства народа, войскового товарищества.

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА МЕСТЕ И СТОРОЖЕВОЕ ОХРАНЕНИЕ

1. Расположение взвода (отделения, танка) на месте.001.25—50 м 100—150 м002. В боевом приказе В первом пункте — сведения о противнике;Во втором пункте — задачу взвода и места расположения соседей;В третьем пункте — после слова «приказываю» ставятся задачи отделениям (танкам): — места их расположения, места оборудования открытых или перекрытых щелей, а при необходимости и места устройства блиндажей для личного состава, окопов и укрытий для вооружения и техники; — порядок наблюдения за наземным и воздушным противником, а также за сигналами командира роты; порядок действий отделений (танков) при нападении противника; — сигналы оповещения, управления и взаимодействия и порядок действий по ним; В четвертом пункте — время занятия района расположения и сроки его инженерного оборудования;В пятом пункте — свое место и заместителя.003. сигналов оповещения2. Мотострелковый (танковый) взвод (отделение, танк) в сторожевом охранении.004.2 кмтакже на скрытые подступы005.В боевом приказе В первом пункте – сведения о противнике.Во втором пункте – состав, задачу сторожевой заставы, соседних органов охранения и пропуск.В третьем пункте – после слова «приказываю» ставятся задачи отделениям (танкам):— командир мотострелкового взвода—задачи отделениям, их позиции, полосы и дополнительные секторы обстрела, основные и запасные огневые позиции боевых машин пехоты (бронетранспортеров), основные и дополнительные секторы обстрела с каждой позиции;— командир танкового взвода — задачи танкам, их основные и запасные огневые позиции, основные и дополнительные секторы обстрела с каждой позиции.В четвертом пункте– время занятия позиции, готовности системы огня, очередность и сроки инженерного оборудования позиций.В пятом пункте – свое место и заместителя.006.очередность несения службы и отдыха007.Патрульными Секретдо 400 м Старший секрета устанавливает порядок наблюдения008.009.до 1500 м 010. В боевом приказе В первом пункте — ориентиры, состав, положение и характер действий противника.Во втором пункте — задачу взвода и отделения (танка), позицию (танку—основную и запасную огневые позиции), полосу огня и дополнительный сектор обстрела (танку—основной и дополнительный секторы обстрела с каждой позиции), основную и запасную огневые позиции боевой машины пехоты (бронетранспортера), основной и дополнительный секторы обстрела с каждой позиции и задачи соседей.В третьем пункте — после слова «приказываю» задачи личному составу:командир отделения — наводчику-оператору (пулеметчику бронетранспортера), пулеметчикам и гранатометчику—основные и запасные огневые позиции; старшему стрелку (стрелкам)—места для стрельбы, последовательность их оборудования и смены в ходе боя; наводчику-оператору (пулеметчику бронетранспортера) и пулеметчикам, кроме того,—основной и дополнительный секторы обстрела с каждой позиции; механику-водителю (водителю) — маршрут выхода на запасную огневую позицию и порядок наблюдения, корректирования огня и маршрут отхода;командир танка—всему экипажу— порядок занятия, оборудования и смены огневых позиции; наводчику орудия—порядок наблюдения и ведения огня из пушки и спаренного пулемета маршрут выхода на запасную огневую позицию и порядок наблюдения, корректирования огня и маршрут отхода; заряжающему—порядок заряжания оружия, наблюдения, корректирования и ведения огня из зенитной пулеметной установки по воздушным целям.В четвертом пункте — сигналы оповещения, управления, взаимодействия, порядок действий по ним и пропуск.В пятом пункте —время готовности и заместителя.011.Глава восьмая.
                  15  

«Дабы всякой чин знал свою должность»

С 1716 года «Устав воинский» Петра Первого неоднократно переиздавался, но всякий раз он сохранял вступительную часть, которая очень многое определяет в истории этого документа. В «Полном собрании законов Российской империи» этот документ тоже присутствует и начинается он следующими словами:

«Божией милостью мы, Петр Первый, царь и самодержец всероссийский, и проч., и проч., и проч. Понеже всем известно, коим образом отец наш, блаженный и вечнодостойный памяти, в 1647 году начал регулярное войско употреблять, и устав воинский издан был. И тако войско в таком добром порядке учреждено было, что славныя дела в Польше показаны, и едва не все Польское королевство завоевано было. Также купно и с шведами война ведена была. Но потом оное не токмо умножено при растущем в науках свете, но и едва не весьма оставлено; и тако что последовало потом? не токмо с регулярными народами, но и с варварами, что ни против кого стоять не могли <…> И тако всяк может разсудить, что ни от чего инаго то последовало, токмо от доброго порядку: ибо всебезпорядочный варварской обычай смеху есть достойный, и никакого добра из онаго ожидать возможно. Того ради, будучи при сем деле самовидцы обоим, за благо изобрели сию книгу Воинский Устав учинить, дабы всякой чин знал свою должность, и обязан был своим званием, и неведением не отговаривался; еже чрез собственный наш труд собрано и умножено. Совершено же в Данциге 1716 году, марта в 30 день».

Петровское предисловие откровенно и точно определяет многие беды, с которым столкнулась русская армия на рубеже XVII-XVIII веков, в том числе и в начале его собственного правления. Собранная из полков «старого» и «нового» строя, которые плохо взаимодействовали между собой, она оказалась малоэффективной и неустойчивой в бою в значительной степени из-за отсутствия внутреннего стержня, которым для любых вооруженных сил является устав. И когда у Петра I выдалась такая возможность, он собственноручно взялся за создание такого стержня русской армии.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Устав внутренней службы: основные положения

Устав внутренней службы ВС РФ в структурном плане содержит краткий предваряющий раздел из 4 статей и далее разделен на три основные части:

  1. Военнослужащие и взаимоотношения между ними (Главы 1-3).
  2. Внутренний порядок (Главы 4-9).
  3. Особенности внутренней службы в парках, при расположении войск в полевых условиях (лагерях) и при перевозке (Главы 10-12).

Устанавливаемые конкретные правовые нормы формулируются в виде последовательных статей, которые идут в сплошной нумерации и сгруппированы по отдельным разделам с общей тематикой. Составной частью данного Устава являются Приложения (их 17), в числе которых правила ряда воинских ритуалов (приведения к присяге, вручения Боевого Знамени и т.п.), перечни и формы документации, требования к оборудованию мест несения наряда и пожарной безопасности.

В первой главе Устава поясняется статус военнослужащего, устанавливаются его права, обязанности и ответственность. В частности, это касается права применения оружия военнослужащими при исполнении ими боевой задачи.

Статья 13 разрешает это (при условии, что иными способами и средствами действовать невозможно) в следующих случаях:

  • для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы;
  • для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой;
  • для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  • для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия.

Глава 2 устанавливает правила взаимоотношений между военнослужащими (в том числе между командирами и подчиненными), порядок отдачи и выполнения приказов, нормы воинской вежливости и поведения. В Главе 3 определены обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц на всех уровнях, от командования воинской части (полка), подразделений (батальона, роты, взвода, отделения) до солдат и матросов.

Глава 4 указывает требования для размещения военнослужащих, содержания помещений (их отопление, проветривание, освещение) и территории. Глава 5 определяет стандартный внутренний распорядок и распределение времени в повседневной деятельности военнослужащих, устанавливает нормы отдыха (не менее одних суток отдыха еженедельно) и продолжительности служебного времени. Регламентируются следующие мероприятия:

  • подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка;
  • учебные занятия;
  • завтрак, обед и ужин.

В Главе 6 установлены порядок назначения, подготовки, проведения развода суточного наряда, его состав и обязанности основных должностных лиц. Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и другого военного имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений.

В наиболее распространенный — суточный наряд роты — назначаются дежурный по роте и дневальные.

Глава 7 определяет требования и нормы безопасности военной службы. В Главе 8 отражены вопросы охраны здоровья военнослужащих, включая их закаливание, занятия физической подготовкой и спортом, медицинское обеспечение, диспансеризацию и оказание медпомощи, санитарно-противоэпидемические мероприятия, банно-прачечное обслуживание.

В Главе 9 прописан общий порядок подъема личного состава по тревоге, боевой либо учебной. При определении сроков проводимых мероприятий учитываются специфика решаемых задач, условия дислокации, особенности подготовки вооружения и военной техники. Также указано, что данные действия осуществляются при выходе полка (подразделения) на учения, при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для решения других задач. 

Автор статьи:
Akiva Content

Кто трудился над «Уставом Воинским»?

Конечно, на взгляд современников, привыкших к лаконичности и точности военных уставов, петровский «Устав Воинский» грешит многословием и запутанными формулировками. Но нужно понимать, что для своего времени это был передовой устав, вобравший в себя лучшие положения из европейских уставов. Среди источников, на которые опирался Петр, называют и воинские уставы Священной Римской империи, шведские военно-уголовные законы, голландские и бранденбургские артикулы. Роды и виды наказаний, которые тоже описаны в петровском воинском уставе, по мнению Павла Бобровского, во многом опираются на датские военные инструкции судам Христиана V, но при этом носят явные следы того, что над ними Петр I работал лично.

Впрочем, осилить весь объем работы по подготовке нового русского воинского устава даже энергичному царю-самодержцу вряд ли было под силу. Известно, что свои предложения для устава Петру Алексеевичу передавали многие его сподвижники, в том числе знаменитый Яков Брюс. Другой петровский соратник еще по «потешным полкам» и Азовским походам, генерал Адам Вейде, еще в 1698 году по результатам своей поездки в Венгрию написал книгу «Воинский устав», которую посвятил Петру и в которой было сказано, «как содерживаться, такожды и статьи или артикулы, какое кому наказание за вины». Эстафету в 1701 году подхватил надзиратель артиллерии Андрей Виниус, которому Петр поручил исследование и составление краткой выжимки из существующих западноевропейских военных и военно-уголовных уставов.

Полученные сведения легли в основу двух ранних документов, над которыми работали другие соратники Петра и которые можно рассматривать как предтечи петровского «Устава Воинского». В начале XVIII века, между 1701-м и 1705 годами, граф Шереметьев по распоряжению Петра Первого составил «Уложение или право воинского поведения генералов средних и меньших чинов и рядовых солдат» для своих войск, которые в то время действовали в Прибалтике. А в 1706 году князь Александр Меньшиков создал свой военно-уголовный кодекс, называвшийся «Артикул краткий, выбранный из древних христианских воинских прав, иже о богобоязни и о наказании разных злодеев».

Так что у будущего первого российского императора было достаточно исходных материалов для того, чтобы собственноручно заняться обработкой этого сырья и довести дело до создания «Устава Воинского». Который, кстати, неоднократно переиздавался при жизни и после смерти Петра Великого и служил основным документом, регламентирующим содержание, организацию и руководство армией вплоть до XIX столетия.

Единое конституционное пространство

Конституция Российской Федерации, а также конституции субъектов Российской Федерации образуют единое пространство конституционной направленности Российской Федерации, имея как общие, так и особенные черты

В качестве общего выступают функционально-правовое назначение служить основным законом и, что не менее важно актом учредительного порядка: в одной ситуации – в отношении государства в целом, в другой – для составных частей Российской Федерации. Особенности в свое время обусловлены существенной разницей в природе государственности

С данных позиций различия просматриваются в силе юридической направленности, объекте регулирования правового характера, территории действия, специальной процедуре принятия, пересмотра и, конечно, внесения поправок, а также в правовой защите.

По силе юридической направленности соотношение между федеральной Конституцией Российской Федерации, а также конституциями, уставами субъектов Российской Федерации выглядит таким образом. Конституция Российской Федерации обладает высшей силой юридического характера и верховенством на всей территории России (об этом свидетельствует 4, а также 15 статья Конституции Российской Федерации). Так получается, что конституции, уставы субъектов Российской Федерации обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации. Что касается основных законов, то они в свое время обладают высшей юридической силой и, конечно, верховенством в системе регионального законодательства.

Различия существенного характера обычно наблюдаются с точки зрения объекта конституционно-правового регулирования. Учитывая разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, а также ее субъектами, как Конституция федеральной направленности, так и конституции, уставы составных частей России имеют собственный объект регулирования. В соответствии с 71–73 статьей Конституции Российской Федерации на уровне федеральной Конституции определяют конкретные отношения по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия органов федерального характера по предметам совместного ведения. Уставами, а также конституциями субъектов Российской Федерации осуществляется процесс регулирования отношений в соответствии с их предметами ведения, а также полномочиями органов власти государственной направленности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

По территории действия Конституция федеральной направленности имеет определенную юридическую силу на всей территории России, в то время как конституции, уставы субъектов осуществляют свои действия только на их территории. Экстерриториальное действие конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации имеет место в достаточно малом количестве случаев

Например, в ситуации появления каких-либо споров между субъектами Российской Федерации, при подготовке и, что не менее важно подписании меж федеральных, и межрегиональных договоров иногда появляется потребность применения, использования и ссылки на определенные конституционные нормы, уставы субъектов Российской Федерации, которые являются вовлеченными в правотворческий, правоприменительный, а также договорные процессы выходящие за рамки их территории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector