Счетная палата рф. досье

О стратегическом аудите

— Счетная палата РФ в своей стратегии развития до 2024 года одним из приоритетных направлений определила развитие методологии стратегического аудита. И требования времени таковы, что стратегический аудит должны проводить региональные контрольно-счетные органы. Как вы планируете строить эту работу?

— На мой взгляд, стратегический аудит — это синтез финансового, управленческого аудитов и аудита информации. Управленческий аудит, в свою очередь, подразделяется на аудит исполнимости и аудит эффективности. Что касается последнего, то провести мы его можем только тогда, когда действия уже совершены. Но без него стратегический аудит невозможен, так как, говоря о возможности достижения целей, мы обязательно должны оглядываться назад. Что касается аудита исполнимости, то его методы востребованы до принятия решения или в ходе исполнения. Например, при проведении экспертиз проектов бюджетов и госпрограмм. То есть, когда мы анализируем исполнимость бюджета, мы определяем критические точки, за которые параметры бюджета не должны выходить. Если, к примеру, доходная часть бюджета Москвы зависит в большей степени от двух налогов — налога на прибыль и НДФЛ, то мы должны учесть все риски недопоступления средств по этим источникам и предупредить о них.

В целом управленческий аудит должен различать понятия «исполнение бюджета» и «исполнимость бюджета». Без разработки и применения в практике контрольно-счетных органов математических моделей, использования больших баз данных он невозможен.

В связи с этим проведение аудита информации при осуществлении стратегического аудита также необходимо. К сожалению, сегодня принятые в эксплуатацию информационные системы страдают тем, что содержащиеся в них данные могут быть неполными, неактуальными или даже недостоверными. Так вот аудит информации как раз и отвечает на вопрос, целесообразно ли пользоваться той или иной информационной системой для решения поставленных перед органом власти задач, насколько оправданны затраты на ее создание, насколько оптимален объем предоставляемых данных. В отношении нашей Контрольно-счетной палаты мы уже провели внутренний аудит информации и определили оптимальный объем необходимых нам данных. Такую работу нужно сделать в отношении всех органов власти.

Без освоения всех этих методов, на мой взгляд, стратегический аудит невозможен. И мы эти методы уже отработали.

Если же говорить о стратегическом аудите реализации национальных проектов и целей, то здесь ведущая роль принадлежит, конечно, Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата проводит мониторинг достижения национальных целей, что является неотъемлемой частью стратегического аудита, и напрямую запрашивает информацию у субъектов Федерации. Если каждый региональный контрольно-счетный орган будет сам для себя решать, как он будет заниматься аналогичным мониторингом, мы просто закошмарим своими запросами органы власти. Поэтому сначала необходимо определить общую схему работы, общие формы запросов и периодичность их направления.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Давайте рассмотрим на примере, что будет проверять Счетная палата

Возьмём, что вы бюджетное учреждение в социальной сфере. Что будет проверять Счетная палата в бюджетном учреждении?

Прежде всего, в законе о Счетной палате (41-ФЗ) нет положений о перечне документов, которые она спросит у вас. Статья 30 ФЗ № 41-ФЗ предусматривает, что она запрашивает любой интересующий документ. Следовательно никаких ограничений нет. В этом плане объекты аудита не обеспечены правами по областям запрашиваемых документов.

D.I.Consulting поможет вам проанализировать до проверяющих весь предполагаемый пакет документов. Наш совет. Готовиться надо к тому, что посмотрят все, что можно.

Что проверит из документов Счетная палата?

Конкретные вопросы проверки перечисляются в программе мероприятия. Это предусмотрено статьей 24 ФЗ № 41-ФЗ. Копия программы (положения Регламента Счетной палаты и СГА 101 или 102) будет направлена вам перед проведением мероприятия.  Обычно это делается за две-три недели до мероприятия.

В программе будут перечислены цели и вопросы по нашему объекту.

Как показывает практика, по каждой теме будет проанализирована вся цепочка документов: от плана до факта исполнения госконтрактов. Более того анализ коснется соответствия деятельности законам России и регионов. 

Какие это нормативные правовые акты и документы?

  • Во-первых, плановые/стратегические документы.
  • Во-вторых,  документы по текущей деятельности.
  • В-третьих, локальные акты.

Не забываем про иные документы, относящиеся к проверяемой сфере.

После правового анализа – будут исследованы конкретные операции.

Счетной палатой анализируются договоры,контракты и другая первичная документация. Все, как в коммерческом аудите.

В аудите одна из задач: выразить разумную уверенность, что отчетность свободна от искажений. 

Для примера разберем традиционный для многих программ вопрос про противодействие коррупции.

о слова – словами, законы – законами, а все же какой может быть предварительный перечень документов. Давайте возьмём, для примера, тему коррупции и посмотрим, к чему готовиться.

Что смотрит Счетная палата в бюджетном учреждении по вопросу коррупции?

Бюджетное учреждение подчиняется требованиям Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ. 

Поэтому на вас распространяются положения Национального плана на 2018 — 2020 годы.

В этой связи учреждения разрабатывают свои документы, предусмотренные данным законом и планом.

В основном это будут:

приказ о координационных мероприятиях по борьбе с коррупцией.

План мероприятий.

 Положение о комиссии по противодействию коррупции.

Приказ о составе такой комиссии.

Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

Приказ о составе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

Иные документы (журналы, протоколы и т.д.).

В результате также будет производится анализ содержания этих документов. 

Такой анализ включает актуальность и отсутствие противоречий в них. Затем будет проинспектировано соблюдение требований законодательства. Вот такое примерное содержание действий инспекторов Счетной палаты.

D.I.Consulting проводит индивидуальные консультации.

Они могут быть очными или дистанционными. Мы поможем вам по всем вопросам, возникающим в ходе проведения проверки. Кроме того еще до прихода органа аудита мы вам расскажем, чего ждать. Обращайтесь к нам, мы проконсультируем вас по всем колодцам, в т.ч. скрытым, их глубине и ширине.

Счетная палата Федерального Собрания Российской Федерации. Закон о Счетной палате Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основным нормативным документом является федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статейфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

ВОПРОС №43

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: министерства, федеральная служба и агентства.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

По каким причинам можно обратиться в счетную палату?

На официальном сайте счетной палаты ведется статистика по темам поступивших запросов. Если верить статистике, то чаще всего обращения граждан, организаций и объединения граждан касаются жалоб относительно расходования бюджетных средств.

Например, органы местного самоуправления вашего города  заключили договор с коммерческой организацией на осуществление работ по укладке и ремонту дорожного покрытия. Договор был заключен напрямую с дорожной компанией без предварительного тендера и экспертиз по расходованию бюджетных средств. Любой человек или организация может обратиться в счетную палату для проверки законности заключения такого договора.

Чаще всего в счетную палату обращается для просьбы проверки законности договора по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов муниципальных образований, обеспечения жильем граждан, сферы образования и т.д.

На официальном сайте счетной палаты можно оставить предложение, обращение или жалобы. Текст обращения должен быть не более 10000 символов. С помощью функции «Прикрепить» пользователь может приложить к тексту различные документы в электронном формате, которые подтвердят доводы, изложенные в обращении/жалобе.

На обращения, полученные в электронном формате, счетная палата отвечает электронным письмом по адресу, указанному для обратной связи.

Руководитель Кудрин Алексей Леонидович
Местонахождение главного офиса 119991, г. Москва, ул. Зубовская, дом 2
Телефон горячей линии, электронная почта +7 (495) 986-05-09
Ссылка на форму для обращения граждан ach.gov.ru/public_reception/

История

См. также: Список высших органов государственного финансового контроля России

XVIII век

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия, созданная при Петре I. Учреждена она была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Аксёнов. Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Аксёнов составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных из всех мест канцелярских служителей порядку отчётности. В 1725 году Сенат определил Петра Аксёнова камериром, а в 1731 году секретарём.

XIX—XX век

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра. В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат — губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР. В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный народный государственный контроль, во главе с народным государственным контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии советского контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный комиссариат государственного контроля, преобразованный в 1946 году в Министерство государственного контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

В 1957 году Министерство государственного контроля было преобразовано в Комиссию советского контроля Совета министров РСФСР, в 1961 году она в свою очередь была переименована в Комиссию государственного контроля Совета министров РСФСР, функции главных контролёров перешли к группам государственного контроля Комиссии государственного контроля Совета министров РСФСР. В 1962 году Комиссия государственного контроля Совета министров РСФСР была преобразована в Комитет партийно-государственного контроля бюро ЦК КПСС и Совета министров РСФСР; областные, районные и городские группы государственного контроля КГК СМ РСФСР — в областные, районные и городские комитеты партийно-государственного контроля. В 1966 году был преобразован в Комитет народного контроля РСФСР; областные, районные и сельские комитеты партийно-государственного контроля — в областные, районные и сельские комитеты народного контроля соответственно.

XX—XXI век

Здание Счётной палаты Российской Федерации

В 1991 году была учреждена должность Главного государственного инспектора РСФСР, а в 2000-х годах возникла должность главного федерального инспектора в субъектах Российской Федерации. 10 октября 1991 года Законом РСФСР «О бюджетном регулировании и бюджетном процессе в РСФСР» создана Контрольно-счётная палата РСФСР, однако уже 7 февраля 1992 года она была реорганизована в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР.

Счётная палата Российской Федерации создана 14 января 1995 на основании действующей Конституции Российской Федерации, принятой годом ранее. С того же момента началось учреждение областных контрольно-счётных палат в областях, с 1997 года в городах, с 2006 года в районах. Стала членом ИНТОСАИ в 1995 году.

Что делает Счетная палата: виды аудита

Финансовый аудит

Он используется для анализа соответствия деятельности и отчетности объекта аудита нормативным правовым актам. Цель — определение достоверности отчетности. Финансовый аудит максимально близкий к коммерческому аудиту.

Стратегический аудит

Это новый инструмент в работе палаты, начиная с 2018 года. Потому на него сделана большая ставка. По его названию можно понять, что его сфера анализ сферы стратегического планирования. Достижение больших целей и задач — важный аспект работы. Счетная палата проводит анализ, как альтернативным образом достигнуть национальные цели. Но это не означает, что все критикуется. Счетная палата отмечает и успехи органов власти.

Аудит информационных систем

Здесь проверяются программы и программное обеспечение. В России есть порядок создания и функционирования ПО и систем. Таким образом, орган аудита исследует, как они соблюдены. Сюда же включается аспект их эффективности. Так, оцениваются затраты на их создание и эксплуатацию. В ближайшем будущем это станет, наверное, одним из главных видов работы.

Аудит государственных закупок

Счетная палата проводит мониторинг конкурсных процедур. Начиная от размещения заказа, заканчивая исполнением контрактов. В фокусе внимания также претензионная работа. Один из акцентов направлен на анализ эффективности проведенной закупки. Чему она способствовала? Добился ли госорган результата. 

Еще один вопрос, входит ли закупка в компетенцию органа власти? По всем этим параметрам проходит анализ.

В дальнейшем проверяется заключение и исполнение контрактов. Таким образом, каждый год подводятся итоги путем подготовки отчета. В частности за 2018 год можно посмотреть тут.

В Законе о Счетной палате предусмотрены еще несколько видов аудита. Вдобавок предусмотрены инструменты (методы) — анализ, проверка и ревизия.

Аналитическая деятельность Счетной палаты России

Прежде всего она осуществляет экспертизу правовых актов. В рамках него исследуется каждая буква и запятая. 

Как мы знаем, приняты национальные проекты. Кто их мониторит? Ответ прост — Счетная палата. Более того важен и анализ внутреннего аудита. Эта деятельность также в приоритетах нашего партнера.

Орган аудита исследует состояние дел в управлении. Все это осуществляется путем проведения экспертно-аналитических мероприятий. Их проводят по актуальным проблемам экономики.

Еще есть целый ряд полномочий и функций. Они носят точечный характер. Хотя бы аудит (контроль) состояния долга России. Безусловно, можно описать еще состав полномочий. Это мы сделаем чуть позже.
 
Главное, что нужно запомнить о Счетной палате

Она бдит за исполнением федерального бюджета. Так же за всеми фондами. Все имущество проверяется. С другой стороны она анализирует правовые акты. Потому что часто они содержат расходные статьи.

Если у вас есть вопросы по взаимодействию со Счетной палатой России, то воспользуйтесь нашими консультационными услугами.

История

В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича, был образован Счетный приказ — временный орган, который создавался на период очередной ревизии. В XVIII веке при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, выполнявшая, в частности, полномочия по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами и производившая суд над лицами, обвиненными в финансовых злоупотреблениях.

В XIX веке функции финансового контроля были разделены между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером (должность учреждена в 1810 году). Государственный контроль осуществлял ревизию финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. Основополагающими принципами деятельности госконтроля являлись самостоятельность и независимость от других министерств и ведомств. Одним из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово, который занимал пост около 27 лет (1827-1854) — рекордный срок службы в должности руководителя госконтроля.

После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.

В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии — Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х — 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.

В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии — советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон » О народном контроле в СССР» и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило «оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями». С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение — Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля — Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.

В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия, созданная при Петре I. Учреждена она была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Аксёнов. Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Аксёнов составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Аксёнова камериром, а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра. В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат — губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР. В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный народный государственный контроль, во главе с народным государственным контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии советского контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный комиссариат государственного контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

В 1957 году Министерство государственного контроля было преобразовано в Комиссию советского контроля Совета министров РСФСР, в 1961 году она в свою очередь была переименована в Комиссию государственного контроля Совета министров РСФСР, функции главных контролёров перешли к группам государственного контроля Комиссии государственного контроля Совета министров РСФСР. В 1962 году Комиссия государственного контроля Совета министров РСФСР была преобразована в Комитет партийно-государственного контроля бюро ЦК КПСС и Совета министров РСФСР; областные, районные и городские группы государственного контроля КГК СМ РСФСР — в областные, районные и городские комитеты партийно-государственного контроля. В 1966 году был преобразован в Комитет народного контроля РСФСР; областные, районные и сельские комитеты партийно-государственного контроля — в областные, районные и сельские комитеты народного контроля соответственно.

В 1991 году была учреждена должность Главного государственного инспектора РСФСР, а в 2000-х годах возникла должность главного федерального инспектора в субъектах Российской Федерации. 10 октября 1991 года Законом РСФСР «О бюджетном регулировании и бюджетном процессе в РСФСР» создана Контрольно-счётная палата РСФСР, однако уже 7 февраля 1992 года она была реорганизована в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР. Счётная палата Российской Федерации создана на основании Конституции Российской Федерации 1993 года, и с того же момента началось создание областных контрольно-счётных палат в областях, с 1997 года в городах, с 2006 года в районах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector