Рельсовая война
Содержание:
- Содержание
- Финальный аккорд
- Литература
- «Концерт» по нотам и без
- Тайный смысл подарка
- Смотри также
- Поставки по ленд-лизу и боевое применение
- Цель операции
- «Рельсовая война»
- Все своими руками! Как отрегулировать фары
- В каких странах реализуются программы пилотируемых космических полетов?
- Хронологические рамки и технические особенности проведения операции
- Кто к 1944 году контролировал территорию Беларуси?
- Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны
- Источники
- Изменение установленного плана
- Дети-партизаны
- География и масштаб движения
- Что входит в нашу Вселенную?
- К чему привела война?
- Финальный аккорд
- Переломный момент
- Результаты рельсовой войны
- Резиденция
- Навигация
- Итог «Рельсовой войны»
Содержание
Финальный аккорд
Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».
Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА
Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти
Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата
Литература
«Концерт» по нотам и без
К участию в операции привлекали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану.
Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов
Основной объем взрывчатки и взрывотехнического оборудования за линию фронта планировалось перебросить на самолетах. Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов. В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны.
Советские партизаны готовят подрыв моста
Исходя из опыта «Рельсовой войны», основной удар партизанские отряды и диверсионные группы, согласно приказу Центрального штаба партизанского движения, сосредоточили на уничтожении рельсового пути. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты.
Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги
По мнению Старинова (которое полностью подтвердили последующие события), немцы имели достаточное количество рельсового материала, чтобы достаточно быстро заменять полотно на участках, уничтоженных партизанами. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт.
Тайный смысл подарка
Одна роза является символом того, что мужчина выбрал девушку среди многих других и считает ее особенной и уникальной. Это некое сравнение любимой с благородным растением, а количество указывает на то, что она единственная, как подаренный бутон. Разве это не приятнее, чем огромный букет, в котором вложено намного меньше смысла?
Для первой встречи очень уместно преподнести одну розу. Она обозначает робкий намек на симпатию и продолжение отношений. При этом цветок обязан быть абсолютно безупречным. Ножка должна быть длинной и крепкой, бутон упругий. Это гарантирует, что к концу встречи цветок не потеряет свою красоту.
Смотри также
Поставки по ленд-лизу и боевое применение
17181 танк из выпущенных «Шерманов» получили британские войска. “Шерманы” дорабатывались для соответствия британским стандартам и получали новые обозначения. К изменениям относились, например, замена раций на британские, установка дымовой мортирки, дополнительные системы пожаротушения.
В составе британских сил они приняли участие в сражении под Эль-Аламейном, и, по оценке британцев, внесли существенный вклад в победу. В конце того же года в Тунисе появились и американские “Шерманы”. Африканская кампания доказала высокие боевые качества М4, но после появления в Тунисе немецких танков “Тигр”, стала очевидной недостаточная вооружённость танка.
Танки в Красной Армии оценили – экипажи хвалили удобство эксплуатации, качество приборов и средств связи. Меньшая шумность “Шермана” делала их прекрасно подходящими для скрытных атак. В то же время отмечались недостаточная проходимость в зимних условиях и склонность к переворотам из-за высокого центра тяжести.
В Советском Союзе первые “Шерманы” приняли участие в Курской битве. Правда, тогда этих танков было немного. Но с 1944 года количество поступающих “Шерманов” позволило создавать из них даже отдельные корпуса. Советские М4А2 принимали участие во всех последующих сражениях войны, включая разгром Квантунской армии.
В Европе “Шерманы” появились в ходе высадки в Сицилии. А к моменту вторжения в Нормандию уже были подготовлены модификации с усиленным вооружением. Но во время первых боёв танкам М4 не удалось реализовать (из-за специфических природных условий) своё преимущество в мобильности, и танкисты несли тяжёлые потери.
Ситуация изменилась только после выхода сил союзников на оперативный простор. Также во время сражений стала очевидна и недостаточная приспособленность “Шермана” к городским боям. Но к этому времени танк уже оценивался, как устаревающий, и решать эту проблему предстояло новыми танками.
На Тихоокеанском театре военных действий с японскими танками «Шерманы» встречались редко. Вражеские танки были слишком малочисленны и слабы по вооружению, чтобы представлять из себя эффективную силу. Характер боевых действий позволил полностью раскрыть все сильные стороны американского танка, а также его ракетных и огнемётных модификаций.
А впоследствии выяснилось, что более мощные и современные М26 в корейских горах обладают недостаточной подвижностью. Так “Шерман” и остался основным американским танком в той войне. В боях с Т-34-85 оба танка показали себя примерно равнозначными противниками, причём часто исход боя решала лучшая подготовка американских танкистов.
Во время Суэцкого кризиса модернизированные египетские “Шерманы” столкнулись с модернизированными израильскими. В итоге большинство египетских машин было или уничтожено, или захвачено израильтянами.
К войне 1967 года “Шерманы” Израиля применялись на второстепенных направлениях, но успели проявить себя и там, уничтожив, например, колонну египетских Т-54. В качестве машин второй линии “Шерманы” применяли обе стороны в индо-пакистанских войнах. По некоторым данным, в 1990е “Шерманы” применялись в Югославии, но точных подтверждений этому нет.
Цель операции
Оказать помощь Советской Армии в завершении разгрома немецких войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления, через затруднение доставки грузов для укрепления обороны немцев и отвлечение сил немцев для охраны железнодорожных путей.
«Рельсовая война»
Операция «Рельсовая война» проводилась в период с начала августа до середины сентября 1943 года. И суть ее была в том, чтобы одновременно, на всех фронтах подрывать немецкие эшелоны и железнодорожные пути. Притом каждый отряд партизан имел четкое задание и сроки его исполнения. Несмотря на трудности связи, действия были расписаны по минутам.
22 июля 1943 года была проведена репетиция — орловские партизаны подорвали целый участок рельсов.
Далее партизанами было уничтожено 1529 эшелонов, из них 3 важных немецких бронепоезда. В них фашисты перевозили своих солдат, оружие, продовольствие и все, что было необходимо для фронта. Таким образом немецкие отряды были обесточены, лишены подкрепления, снабжения, и победы в крупных сражениях советским войскам давались легче.
В ходе «Рельсовой войны» было уничтожено 1330 км железнодорожных путей, было подорвано 115 мостов.
Все своими руками! Как отрегулировать фары
В каких странах реализуются программы пилотируемых космических полетов?
Хронологические рамки и технические особенности проведения операции
Предложение белорусского партийного руководства было рассмотрено и принято. 14 июля 1943 года появился приказ Ставки Верховного Главнокомандования о проведении операции «Рельсовая война».
Центральный штаб партизанского движения взялся за общую организацию операции. К ней привлекалось 167 партизанских отрядов и бригад. Основную массу составляли белорусские партизаны, но в операции участвовали также отряды с Украины, из-под Ленинграда, Орла, Смоленска, Калинина (Твери). На протяжении июня-июля в партизанские отряды активно забрасывалось все необходимое для подрывов (150 т тола, почти 600 тыс. детонаторов, более 150 км бикфордова шнура и прочее снаряжение). Проводилась комплексная разведка железнодорожных коммуникаций противника. Местные партизанские штабы, действуя в контакте с руководством соответствующих фронтов, четко распределили между отрядами и бригадами участки ответственности.
Были предложены и рационализаторские идеи, призванные сделать подрывы более результативными. В этом деле особую роль сыграл выдающийся советский подрывник И.Г. Старинов. Он предложил простейшие приспособления, позволявшие бороться с немецкой системой защиты эшелонов (впереди локомотива пускались одна или несколько платформ с рельсами в качестве «тральщика»). Система Старинова позволяла взрывать мину под локомотивом или первыми вагонами, обеспечивая гарантированное крушение всего эшелона и сильные разрушения путей. Конечно, ею пользовалась лишь ограниченная часть партизанских подрывников, но все равно эффективность их действий увеличилась.
Операция «Рельсовая война» была начата 3 августа 1943 года (всеми участниками одновременно) и продолжалась до 15 сентября. За ней почти без перерыва (с 19 сентября) последовала операция «Концерт», продолжавшаяся до конца октября. В ней дополнительно приняли участие крымские и прибалтийские партизанские соединения.
В ходе подготовки этих операций были и просчеты. Так, командование и партизаны ошибочно полагали, что немцы в Белоруссии имеют дефицит рельсов, хотя противник имел их в достатке. Хорошего подрывного оборудования на все отряды и группы не хватало (по техническим причинам – их переброска в тыл врага была непростой, а в качестве трофея захватить подрывное оборудование получалось редко), из-за чего подрывы часто давали относительно небольшой результат.
Операцию «Концерт» вообще удалось материально обеспечить только наполовину. Партизаны из-за технических проблем сделали ставку на уничтожение рельсов, а не эшелонов, что снизило эффективность их действий. Иногда партизаны даже разбирали пути вручную. Однако своей цели рельсовая война все равно достигла – гитлеровские военные перевозки были нарушены.
Кто к 1944 году контролировал территорию Беларуси?
Беларусь под немецкой оккупацией. Изображение: hist-geo.net
На оккупированных европейских территориях немцы создали пять рейхскомиссариатов: «Нидерланды», «Норвегия», «Бельгия — Северная Франция», «Украина» и «Остланд».
В состав рейхскомиссариата «Украина» (со столицей в Ровно) вошли южные районы Брестской, Гомельской, Полесской и Пинской областей с городами Брест, Пинск и Мозырь. Рейхскомиссариат «Остланд» (со столицей в Риге) включал в себя четыре генеральных округа: «Литва», «Латвия», «Эстония» и «Беларусь» (со столицей в Минске).
Но в состав последней была включена далеко не вся территория Беларуси. Белостокская область (была создана в 1939-м после присоединения к СССР Западной Беларуси) была включена в состав Третьего рейха, там действовали нормы немецкого права (в Третий рейх был включен и Гродно).
Восток Беларуси (территория Витебской, Могилевской, Гомельской областей, а также части районов Минской) стал областью армейского тыла группы армий «Центр», там действовала немецкая военная администрация.
На территории Беларуси находилась достаточно мощная немецкая группировка. В разных источниках называются разные цифры ее численности. Чтобы избежать обвинений в необъективности, сошлемся на академическую «Гісторыю Беларусі». Согласно этому изданию, к моменту начала операции численность немецких войск составляла 1,2 млн человек.
Им противостояли войска четырех советских фронтов, которые находились на востоке и юге республики. Их численность составляла 2,4 млн человек.
Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны
Рельсовая война на почтовой марке СССР посвящённая К. С. Заслонову
Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:
Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.
Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.
Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.
Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.
В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».
Источники
Изменение установленного плана
Центральным штабом партизанского движения планировалось реализовать переброску партизанским отрядам Белоруссии до 120 т взрывчатых веществ и грузов иного типа. Калининцам и ленинградцам предназначалось по 20 т грузов. Однако планы были нарушены изменением метеоусловий. Ухудшившаяся погода не позволила осуществить переброску в полном объеме.
Партизаны получили около половины грузов, которые им предназначались по ранее утвержденным и согласованным планам. Такие события вынудили командование дать старт массовым диверсиям 25.09.1943 г. В то же время ряд отрядов уже находился на исходных позициях. Поэтому диверсионные операции начались уже 19.09.1943 г.
Дети-партизаны
Отдельного внимания заслуживает такое явление, как дети-партизаны. Мальчишки школьного возраста хотели сражаться с захватчиком. Среди таких героев следует выделить:
- Валентин Котик;
- Марат Казей;
- Ваня Казаченко;
- Витя Ситница;
- Оля Демеш;
- Алеша Вялов;
- Зина Портнова;
- Павлик Титов и другие.
Юноши и девушки занимались разведкой, снабжали бригады припасами и водой, сражались в бою против врага, подрывали танки – делали все, чтобы прогнать фашистов. Детьми-партизанами времен Великой Отечественной сделано не меньше, нежели взрослыми. Многие из них погибли и получили звание «Героя Советского Союза».
География и масштаб движения
Отряды Сопротивления собирались в тех областях, где были густые леса, балки и болота. В степных регионах немцы без труда разыскивали партизан и уничтожали. В труднопроходимых участках они были защищены от численного преимущества немца.
Один из больших центров партизанского движения во время Великой Отечественной войны находился в Белоруссии.
Белорусские партизаны в лесах наводили ужас на врага, нападая внезапно, когда немцы не могли отбить атаку, а после также незаметно исчезали.
Изначально на территории Белоруссии положение партизан было крайне плачевным. Однако победа под Москвой, а после и зимнее наступление КА значительно подняло их боевой дух. После освобождения столицы Белоруссии произошел партизанский парад.
Не менее масштабным движение Сопротивления на территории Украины, особенно в Крыму.
Жестокое отношение немцев к украинскому народу заставляло людей массово уходить в ряды Сопротивления. Однако здесь партизанское сопротивление имело свои характерные черты.
Боевые действия отряда Сопротивления под деревней Сертолово, Ленинградская область 1942 год
Очень часто движение было направлено не только на борьбу против фашистов, но и против советской власти. Особенно это проявлялось на территории Западной Украины, местное население видели вторжение Немцев как освобождение от большевистского режима, и массово переходило на сторону Германии.
Участники партизанского движения стали национальными героями, например, Зоя Космодемьянская, которая погибла в 18 лет в немецком плену, став советской Жанной Д’Арк.
Борьба населения против фашистской Германии шла – в Литве, Латвии, Эстонии, Карелии и других регионах.
Что входит в нашу Вселенную?
К чему привела война?
Организованная и удачно проведенная силами партизанских отрядов военная операция, именуемая «Рельсовой войной», позволила достичь таких целей:
- увеличить затраты времени врага на восстановление поврежденного железнодорожного полотна;
- оттянуть человеческие ресурсы врага и материально-технические средства на постоянную охрану мостов и объектов железнодорожного типа;
- создать ограничения для пользования железными дорогами фашистскими захватчиками;
- создать сложности для отхода вражеских сил.
Также Рельсовая война смогла обеспечить снижение объемов грузоперевозок врага не менее чем на 40%.
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
Исторические сочинения
- Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
- План, шаблон, клише для сочинения
- Основные советы по написанию сочинения
- Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Добавь в избранное и поделись
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
Финальный аккорд
Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».
Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА
Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти
Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата
Переломный момент
Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.
Также по теме
«Возмездие было неизбежно»: как проходил первый открытый судебный процесс над нацистскими преступниками
75 лет назад в Краснодаре был публично приведён в исполнение смертный приговор в отношении восьми нацистских преступников. Эти события…
Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.
При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.
К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.
Результаты рельсовой войны
Операция оказалась действительно массовой. Уже 3 августа 1943 года было осуществлено 42 тыс. подрывов. Всего же в ходе «Рельсовой войны» было произведено более 215 тыс. подрывов, только в Белоруссии уничтожено более 800 составов (на территории Украины счет тоже шел на сотни). Масштабы гитлеровских военных перевозок по железным дорогам сократились на 40%, что сыграло заметную роль в успехе летнего наступления.
Некоторые важные железнодорожные магистрали в Белоруссии в результате подрыва бездействовали весь август. На многих направлениях движение останавливалось на сроки от 3 дней до 2 недель. Часть линий гитлеровцам пришлось превратить в одноколейные, что тоже существенно снизило результативность перевозок. Огромное количество подвижного состава было задействовано для транспортировки рельсов и шпал для ремонта поврежденных участков. Личный состав отвлекался на усиление охраны путей.
Зона действий партизан была огромной – 1000 км по фронту, 750 км вглубь тылов. Гитлеровское командование было не в силах организовать сколько-нибудь эффективные антипартизанские мероприятия на столь огромной территории, особенно в условиях одновременности действий разных партизанских соединений.
Операция «Концерт» начиналась менее организованно (часть партизанских соединений присоединились к ней только 25 сентября) и была хуже снабжена, но тоже дала хорошие результаты. Всего было осуществлено 150 тыс. подрывов, только в Белоруссии партизаны уничтожили и повредили более 1000 эшелонов, 72 моста. Падение интенсивности перевозок также местами достигала 40%.
Из-за переориентации на уничтожение рельсов последствия «Концерта» сказались и на Красной армии. Пришлось затратить значительные усилия для восстановления путей после освобождения территорий, охваченных операцией.
В ходе операции «Багратион» рельсовая война имела гораздо меньшие масштабы, но у нее были и другие задачи. Партизанам требовалось лишь относительно ненадолго нарушить коммуникации, чтобы помешать быстрой переброске гитлеровцами войск к слабо защищенному месту основного прорыва. Эта задача была выполнена.
В целом же опыт рельсовой войны (и явления в целом, и организованной операции) продемонстрировал огромные возможности взаимодействия партизанских соединений и армейского командования. Действия партизан на железных дорогах в тылу врага стали весомым фактором в деле организации успешных наступлений Красной армии в 1943-1944 гг.
Вторая мировая
- Вторая мировая война: все самое главное
- Основные этапы войны с датами
- Страны-участники Второй мировой
- Потери стран во Второй мировой войне
- Итоги Великой Отечественной и роль СССР во Второй мировой
- СССР накануне войны
- Самые известные советские снайперы
Исторические сочинения
- Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
- План, шаблон, клише для сочинения
- Основные советы по написанию сочинения
- Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Добавь в избранное и поделись
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
Резиденция
Навигация
Итог «Рельсовой войны»
Тем не менее, результаты всей операции были впечатляющие – за весь период ее проведения было выведено из строя более 1500 км железнодорожных сообщений. На некоторых участках повреждения были настолько серьезными, что на их восстановление немцам понадобилось несколько недель – партизаны взрывали не только полотно, но и мосты.
Илья Старинов в своих воспоминаниях утверждал, что немцам первый этап «Рельсовой войны» принес даже в некотором роде облегчение – если в июле партизаны вывели из строя более 700 составов, то в августе, переключившись на взрыв железнодорожных полотен, они подорвали чуть более 400. Материала для ремонта у них было более чем достаточно. А в советских войсках таких запасов не было. Так ли это – вопрос остается открытым до сих пор, и многие историки спорят на эту тему. Ведь та тактика, которую применял полковник, скорее всего невозможна была по объективным причинам – партизанам не хватало не только взрывчатки, но и специалистов, которые могли бы наладить систему диверсий.
Советское командование учло ошибки первого этапа
И во втором-третьем этапе внимание подрывников было сосредоточено на крупных железнодорожных узлах, мостах, также под откос пускались эшелоны и бронепоезда.
Итогом «Рельсовой войны» стало сокращение, более чем на тридцать процентов, грузопотока немцам из стран Европы, фашисты вынуждены были тратить значительные силы на охрану грузов и дорог. По сути, партизаны открыли «второй фронт», оттянув значительные силы противника на себя и позволив нашим войскам одержать такую нужную для них победу в сражении на Курской дуге