Пулемёт «утёс»
Содержание:
Галерея
Модификации
Танковый
Чаще всего пулемет «Утес» производился в виде танковой модификации с индексом 6П17. Использовалось, как зенитное оружие на танках Т-64, Т-72, Т-80, Т-90, самоходных артиллерийских установках и бронемашинах. Финские бронетранспортеры ХА-180 также оснащаются этим пулеметом. В 1990-х годах несколько тысяч броневиков были оснащены «Утесом». Среди их числа также были финские боевые машины Sisu NA-110. Техника стоит на защите государства, а также для поддержки войсковых частей под эгидой ООН в Африке.
Главным отличием танкового пулемета от пехотного заключается в электроспуске. Сама деталь из себя представляла собранную в корпус катушку, имеющую стержень. Корпус, расположенный в тыльной части ствольной коробки, был герметично закрыт. Принцип работы предельно прост: при подаче тока стержень выдвигался и давил на стержень спускового механизма.
Пулемет Утес Танковый
Пехотный
Станок для пехотного варианта разрабатывался Степановым и Барышевым. Он носит индекс 6Т7, а сам пехотный пулемет назывался НСВС-12,7. Весила конструкция вместе с оружием 41 кг. «Утес» оснащался оптическим прицелом, но существовали варианты с ночным видением. Поскольку разработанный пулемет весил гораздо меньше предшественника, то отдача от выстрела была очень ощутима. Поэтому важным конструкторским новшеством является наличие специального амортизатора, который устанавливался на сошниковую переднюю лопату, которая вкапывалась в грунт. Помимо массы пулемета, к нему добавлялась масса станка.
Амортизатор также был установлен и на прикладе, так как при стрельбе ощущалась сильная отдача и стрелок непреднамеренно зажмуривался. По официальной версии «Утес» используется только стационарно в лежачей позе. Есть вариант стрельбы с колена, но в этом случае оружие начинает сильно вибрировать, амортизатор, который должен упираться в землю и погашать колебания, болтается в воздухе. Таким образом, точность оружия резко падает. Модификация 6Т7 была достаточной ограниченной в плане сектора стрельбы и использовать ее в качестве зенитного оружия было невозможно.
После развала Советского Союза в Казахстане была создана не одна сотня станков для универсального использования. Конструкция была позаимствована у танкового варианта, где угол наклона регулируется при помощи своеобразной направляющей. Полученная тренога и «постель» (так называлась направляющая) являлись раздельными конструкциями с быстросъемным соединением. Прицел устанавливался на «постели». Благодаря новой треноге, точность стрельбы с колен была увеличена. В конечном счете конструкция хоть и являлась сырой, но по некоторым параметрам превосходила модификацию 6Т7. Во-первых, солдат не жмурился при стрельбе, что позволяло наблюдать за результатом стрельбы и лучше целиться. Во-вторых, точность была увеличена. В-третьих, отдача была существенно ниже. В итоге новая модификация получила индекс НСВП-12,7. Вооруженные силы Казахстана приняли в оснащение около 100 таких пулеметов.
WKM-Bm — польский вариант «Утеса». Разница заключается в том, что пулемет переделан под патрон 12,7×99, который является стандартом НАТО. Данный пулемет также универсален и имеет множество вариантов треног. Он также имеет улучшенную защиту от воды и от воздействия морской воды.
Пулемет Утес пехотный
Утёс М
Утёс М — это отдельная установка, которая имеет турельно-башенную конструкцию, оснащенную двумя пулеметами НСВ.
Калибр | 12,7 мм |
Количество стволов | 2 |
Длина ствола | 1000 мм |
Общая длина пулемета | 1520 мм |
Угол наклона | -10; +85 градусов |
Угол ГН | 360 градусов |
Фактическая скорость угла наклона | 16 |
Фактическая скорость угла ГН | 25 |
Радиус обметания по пламегасителям | 1410 мм |
Высота линии огня | 406 мм |
Полная высота установки | 1990 мм |
Высота от подбашенного отделения до уравнительного кольца | 1014 мм |
Высота башни от уравнительного кольца до колпака прицела | 976 мм |
Наружный диаметр башни | 1380 мм |
Диаметр подбашенного помещения | 1460 мм |
Масса пустого пулемета без комплектующих | 25 кг |
Общая масса с установкой без боеприпасов | 630 кг |
Количество выстрелов в минуту с одного ствола | От 700 до 800 выстрелов |
Количество стрелков | 1 |
Дальность стрельбы по воздушным целям | 1500 м |
Дальность стрельбы по наземным целям | 2000 м |
Модификации лайнера
Существует 8 модификаций пассажирского самолёта Ил-62.
- Ил-62 – базовая модель самолёта, обладающая пассажировместимостью до 186 человек. Силовая установка данного лайнера представлена в трёх вариантах. Так, первый опытный образец Ил-62 был построен с двигателями АЛ-7. Со второго по двенадцатый самолёты силовая установка была представлена более мощными НК-8. Начиная с тринадцатой машины, на самолёте устанавливались двигатели НК-8-4.
- Ил-62Гр – грузовая модификация самолёта Ил-62. Данная модель появилась в 90-е годы XX века в связи с возраставшими объёмами грузовых авиаперевозок. Именно поэтому ОКБ Ильюшина разработало грузовой вариант самолёта, который переоборудовался из пассажирского лайнера Ил-62. Однако ввиду сложной экономической ситуации в стране данный вариант реализован не был.
- Ил-62Д – модификация самолёта Ил-62, обладающая повышенной дальностью полёта, а также улучшенными характеристиками. Отличительной особенностью модели являются установленные дополнительные топливные баки, а также уменьшенная пассажировместимость (всего до 100 пассажиров). Ввиду низкой экономичности проект был признан нецелесообразным, и его разработка была прекращена.
- Ил-62М – усовершенствованная модификация лайнера Ил-62, имеющая увеличенную пассажировместимость, более мощные двигатели (Д-30КУ), а также изменённый в сторону большей прочности и надёжности корпус.
- Ил-62М-200 – модификация Ил-62М, имеющая несколько удлинённый фюзеляж и увеличенную в связи с этим пассажировместимость. Разработка данного варианта являлась реакцией на бурное увеличение объёма пассажирских авиаперевозок в Советском Союзе и странах социалистического лагеря. Однако производство данного самолёта было признано нецелесообразным, и он остался лишь в проекте. Другое наименование этой модели – Ил-62МА.
- Ил-62М-250 – вариант Ил-62М, направленный, как и Ил-62М-200, на дальнейшее увеличение пассажировместимости самолёта и его полезной нагрузки. Однако стало ясно, что выпуск более вместительного самолёта не решит проблем, связанных с эксплуатацией Ил-62, поэтому разработка данной модели была закрыта.
- Ил-62МГр – грузовая модификация, созданная на базе лайнера Ил-62М.
- Ил-62МК – модификация Ил-62М с увеличенной пассажировместимостью и улучшенным интерьером пассажирского салона. Также была изменена конструкция крыла.
История
Крупнокалиберный пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» был разработан в Тульском ЦКИБ СОО в конце 1960-х — начале 1970-х в качестве замены устаревшего и тяжёлого ДШК (ДШКМ). Своё название получил по начальным буквам фамилий авторов — Г. И. Никитина, Ю. М. Соколова и В. И. Волкова. Незадолго до этого тот же коллектив участвовал в конкурсе на единый пулемёт калибра 7,62 мм, но предпочтение было отдано образцу М. Т. Калашникова.
Для производства НСВ было решено создать новый завод в г. Уральск Казахской ССР, получивший название «Металлист», так как производство на заводе Дегтярёва в Коврове было перегружено. В качестве рабочей силы было привлечено большое количество инженеров и рабочих из Тулы, Коврова, Ижевска, Самары, Вятских Полян. При производстве НСВ были применены совершенно новые и оригинальные технологии различных союзных НИИ, часть из которых в производстве стрелкового оружия более нигде не применялись. Так, для получения нарезов канала ствола была применена электрохимическая обработка, для термического отпуска — система вакуумного отпуска, так называемое «толстое» хромирование для повышения живучести ствола достигалось технологией струйного хромирования.
В процессе отладки производства и регулярных испытаний заводскими конструкторами было внесено огромное количество изменений в конструкцию пулемёта, в основном направленных на повышение живучести и надёжности работы, а также упрощение конструкции.
НСВТ-12,7 на Т-72 производства Индии
Кроме СССР НСВ производился на заводах в Польше, Болгарии, Индии, Югославии. В эти страны производство передавалось вместе с лицензией на производство танков Т-72, в состав вооружения которого он входил. Кроме этих стран лицензию получил также Иран, но достоверных сведений о том, удалось ли иранцам освоить производство «Утёса», нет.
Зенитный вариант
Как себя показал зенитный ДШК? Пулемет в роли оружия для борьбы с воздушными целями оказался не настолько хорош. Все дело в несовершенном зенитном станке, который зачастую сводил на «нет» все преимущества новых типов прицелов.
В частности, он оказался недостаточно устойчивым. Была разработана и сделана ограниченная серия специальных зенитных станков с удобными сошками и дополнительными прицельными приспособлениями, но в серию они (из-за сложностей военных лет) так и не пошли.
Также были разработаны специальные, уравновешенные зенитные установки. К примеру, довольно популярен был спаренный пулемет ДШК. Сложности с серийным их производством были связаны с системой питания: не подвергая оружие значительной переделке, нельзя было перенести приемник ленты на другую сторону. В случае использования строенных установок, все это создавало серьезные трудности для орудийного расчета.
Спусковой механизм
Спусковой механизм служит для удержания затворной рамы на боевом взводе, спуска его с боевого взвода и постановки пулемета на предохранитель.
Спусковой механизм (рис. 16, 17) состоит из корпуса 1 с колодкой 18, шептала 3, оси 15 шептала, пружины 2 шептала, останова 16 затворной рамы, предохранителя 14, пружины 4 предохранителя, рычага 6 шептала, двух осей 13, двух роликов 5 рычага шептала с осями 7, рычага 8 толкателя с роликом 9 и осью 11, спускового рычага 10 с осью 12.
Рис. 16. Спусковой механизм:
1 — корпус спускового механизма 7-1; 2 — пружина шептала 7-5; 3 — шептало 7-3; 4 — пружина предохранителя 7-8; 5 — ролики (рычага шептала 7-11; 6 — рычаг шептала 7-9; 7 —ось 7-10; 8 — рычаг толкателя 7-13; 9 — ролик рычага толкателя 7-14; 10 — спусковой рычаг 7-16; 11 — ось ролика рычага толкателя; 12 — ось спускового рычага 7-17; 13 — оси; 14 — предохранитель 7-7; 15 — ось шептала 7-4; 16 — останов затворной рамы 7-6; а — отверстие для чеки
Корпус 1 спускового механизма служит для монтажа на нем всех деталей механизма, для крепления колодки прицельной планки и для крепления механизма на ствольной коробке.
На корпусе с переднего торца имеется выступ б, на котором размещаются (между ребрами) задние ушки крышки приемника и скос в колодки, за который заходит защелка крышки.
По бокам в корпусе имеются сквозное цилиндрическое отверстие а для чеки и сквозные цилиндрические отверстия для предохранителя и осей (рис. 16).
Рис. 17. Спусковой механизм:
1 — корпус спускового механизма 7-1; 3 — шептало 7-3; 6 — рычаг шептала 7-9; 9 — ролик рычага толкателя 7-14; 10 — спусковой рычаг 7-16; 14 — предохранитель 7-7; 16 — останов рамы 7-6; 17 — штифт; 18 — колодка 7-2; б — выступ; б — скос; г — выступ; д — выступ
В задней части корпуса имеются ушки с отверстиями для оси спускового рычага, пазы для соединения с затыльнитм и снизу выступ г (рис. 17) для ограничения корпуса буфера от вертикального перемещения.
Шептало 3 на переднем конце имеет опорный выступ, в средней части отверстие для оси и выступа д для постановки затворной рамы на боевой взвод, на заднем конце выступ, взаимодействующий с передним роликом рычага шептала. Выемка на шептале предназначена для взаимодействия с предохранителем.
Рычаг 6 шептала имеет две проушины с отверстиями для размещения роликов 5 (рис. 16) и крепления их осями 7 и отверстие для оси 13, которой рычаг удерживается в корпусе.
Рычаг 8 толкателя имеет передний выступ для взаимодействия с задним роликом рычага шептала, отверстие для оси 13, фиксирующей его в корпусе, проушину с отверстиями для ролика 9, закрепленного в нем осью 11.
Спусковой рычаг 10 закреплен в корпусе осью 12, для которой в нем сделано отверстие. Передний нижний выступ спускового рычага служит для взаимодействия с рычагом толкателя. Спусковой рычаг служит для ведения огня в случае выхода из строя электроспуска.
Останов 16 затворной рамы закреплен на оси шептала и служит для предотвращения заклинивания подвижных частей на шептале и для исключения самострела при перезарядке при включенном предохранителе.
Предохранитель 14 (рис. 16) служит для предотвращения производства выстрела путем ограничения действия шептала. Для постановки спускового механизма на предохранитель надо нажать на него, утопить и повернуть флажком назад.
Действие спускового механизма. После заряжания затворная рама отводится в заднее положение для постановки на боевой взвод; возвращаясь из крайнего заднего положения, она остановится на шептале.
Для производства выстрела необходимо нажать на кнопку электроспуска или на спусковой крючок рукоятки станка, при этом толкатель 19 (рис. 6) поднимается вверх, взаимодействуя с роликом 9 (рис. 16) рычага толкателя; таким образом, через систему рычагов производится снятие затворной рамы с боевого взвода.
В случае выхода электроспуска из строя стрельбу можно производить, пользуясь ручным спуском — спусковым рычагом 10, передний нижний выступ которого приводит в действие систему рычагов, взаимодействуя непосредственно с рычагом толкателя.
В случае если после заряжания стрельба производится не сразу, то необходимо поставить предохранитель 14 спускового механизма в положение «ПР», повернув его флажок назад. При этом детали спускового механизма занимают следующее положение: предохранитель находится над шепталом и не дает ему подняться вверх, а задний конец останова рамы получает возможность подняться вверх (заходит в выемку предохранителя); передний- конец останова опустится вниз. Затворная рама не может быть снята с боевого взвода.
Рис. 18. Чека спускового механизма:
1 — чека 10-1; 2 — флажок чеки 10-2
Чека спускового механизма (рис. 18) предназначена для крепления корпуса спускового механизма на ствольной коробке.
Как используется МСЛ в быту
В настоящее время ни один здравомыслящий строитель или дачник, не говоря о жителе сельской местности, не выберет сапёрную лопатку в качестве инструмента для вскапывания огорода. Однако она обрела второе рождение за счёт туристов и охотников. Для них этот инструмент стал настоящим помощником в лесу.
Лопатка может рубить ветки, выкапывать растения, использоваться в качестве защиты от нападения хулиганов. Ещё в СССР ее возили в багажнике, так как это не только помогало выкапывать застрявший в грязи автомобиля, но и могло защитить здоровье и имущество её владельца. В случае опасности, достаточно было пару раз взмахнуть инструментом в воздухе. Как правило, это действовало даже на пьяных хулиганов.
Вот ещё несколько нестандартных способов применения МСЛ в быту:
- Её можно использовать в качестве весла для плота или лодки;
- Лопаткой можно рубить дрова;
- При должной сноровке, даже можно нашинковать продукты;
- Некоторые умудряются использовать этот инструмент в качестве сковородки.
Непутёвый защитник немецкого Генштаба
Работы по теме сверхтяжёлых танков и самоходных установок на их базе в Германии были официально свёрнуты во второй половине июля 1944 года. На практике же не был даже выполнен приказ 6-го отдела Департамента вооружений о сдаче резерва корпусов и башен в металлолом, отданный 27 июля. Концерн Krupp спрятал имевшийся задел на складах, где их позже и обнаружили англичане с американцами.
19 августа года руководство Krupp проинформировало Порше о том, что Служба вооружений дала указание прекратить работу по проекту Typ 205. Специалисты, собиравшие второй прототип, покинули Бёблинген. Однако это не означало, что испытания Pz.Kpfw. Maus закончились. Осенью второй опытный образец танка, носивший обозначение Typ 205/II, получил новый двигатель. Вместо бензинового Daimler-Benz MB.509 машина получила дизельный MB.517. Впервые этот мотор предполагалось поставить на танк ещё осенью 1942 года. На сей же раз двигатель был доступен уже в варианте с турбонаддувом, благодаря чему его мощность выросла до 1200 лошадиных сил. Когда именно MB.517 был установлен в танк, неизвестно, но в переписке, датируемой 1 декабря 1944 года, говорится о том, что двигатель установлен в Typ 205/II, и его испытания ещё не проводились.
К слову, Порше умудрился провести установку мотора в обход СС, которая курировала его разработку. Когда эсэсовцы спохватились, выяснилось, что один из двух моторов, каждый из которых обошёлся немцам в 125 000 рейхсмарок, уже стоит в сверхтяжёлом танке.
Последняя «прижизненная» фотография опытных образцов Pz.Kpfw. Maus. Сделана она на складе железнодорожной станции Рухлебен в январе 1945 года
Единственным действенным способом прекратить работы по доводке сверхтяжёлого танка стало изъятие у Порше «любимой игрушки». В конце декабря 1944 года оба образца Pz.Kpfw. Maus были перевезены из Бёблингена на склад в районе железнодорожной станции Рухлебен на западной окраине Берлина. Там они пробыли как минимум до конца января 1945 года, после чего их отправили на Куммерсдорфский полигон, расположенный в 25 километрах южнее Берлина. Здесь было составлено техническое описание второго опытного образца (одновременно единственного имевшего башню и вооружение), после чего танки поставили в ангар, куда Порше уже не мог добраться.
Что происходило с этими машинами в период с января по март 1945 года — неизвестно. Нет никаких достоверных данных о том, что они участвовали в каких-либо испытаниях. Впрочем, именно в это время могли быть проведены испытания обстрелом первого опытного образца, имевшего обозначение Typ 205/I.
Таким Typ 205/II обнаружили советские войска
В марте 1945 года Typ 205/II своим ходом доставили в Вюнсдорф в 2,5 километрах южнее Цоссена, где находилась ставка германского Генштаба. В советских документах, кстати говоря, это место нередко обозначалось как Штамлагер. Машину включили в состав сил, которые охраняли ставку, в районе Цоссена также проходило внешнее кольцо обороны Берлина.
О том, как использовался Typ 205/II в битве за Берлин, написано много, в спорах на эту тему сломано немало копий. С определённой долей уверенности можно говорить лишь о том, с кем сверхтяжёлый танк Порше потенциально мог воевать. С юго-востока на Берлин наступали части 3-й гвардейской танковой армии. 21 апреля 1945 года входивший в состав этого объединения 6-й гвардейский танковый корпус достиг рубежа Топхин, Целенсдорф. До Цоссена оставалось совсем немного, его захватили в ходе ночной атаки с 21 на 22 апреля. Благодаря неразберихе ставка германского Генштаба смогла уйти из Цоссена в момент занятия его 6-м гвардейским танковым корпусом. По воспоминаниям командира 53-й гвардейской танковой бригады В.С. Архипова, перед уходом эсэсовцы расстреляли часть штабистов, остальных эвакуировали.
Он же с кормы, на заднем плане — разрушенное здание кинотеатра
Что же касается Pz.Kpfw. Maus, то его боевая карьера оказалась короткой и печальной. В ходе маневрирования произошла поломка двигателя. Обездвиженная машина оказалась на перекрёстке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе в Вюнсдорфе, неподалёку от штаба. Она встала так, что её невозможно было использовать даже как неподвижную огневую точку. В результате у её экипажа иного выбора, кроме как подорвать танк, просто не осталось. Одним словом, никакой героической обороны не случилось, сверхтяжёлый танк оказался колоссом на глиняных ногах.
С левого борта повреждения оказались минимальными. На заднем плане видно здание караульной службы, сейчас на его месте находится турагентство
В мемуарах Архипова Pz.Kpfw. Maus V2 упоминается, но с явным искажением картины:
При взрыве сорвало и дополнительный топливный бак. На заднем плане видно здание бани
То ли литературный редактор смешал в одну кучу захваченные на Сандомирском плацдарме Pz.Kpfw. Tiger II и Pz.Kpfw. Maus, то ли уже Архипов что-то перепутал, но реальность оказалась иной. Танк достался Красной армии уже подорванным. Силой взрыва ему оторвало правый борт корпуса и сорвало башню вместе с подбашенным погоном.
Боевое применение
НСВ «Утес» впервые был применен в Афганистане советскими военными. Изначально обеими сторонами использовался ДШК, но во второй половине появился НСВ. Новый пулемет был тепло встречен солдатами в первую очередь за возможность ведения прицельного огня на большом расстоянии, что не позволяло противнику близко подобраться для эффективного ведения огня из автоматов.
Из-за небольшого веса пулемет зачастую нагружали мешками с песком или камнями.
В каждом пулемете имелся оптический прицел и установка ночного видения. Такие комплектующие существенно улучшали обзорность локации.
Из-за слишком большого шума при стрельбе, стрелок периодически заменялся, так как оружие вызывало слишком сильное акустическое воздействие.
Пулемет использовался в чеченской компании. Алжирские военнослужащие заявляли, что НСВ успешно работало при температуре воздуха более 50 градусов, в песке и грязи. Малазийские военные бесперебойно использовали пулемет во время ливней.
Крупнокалиберный пулемет КОРД. Характеристики и возможности
С развалом СССР Россия потеряла достаточно много производственных мощностей, в том числе и военных производств. Если рассматривать конкретный пример, то можно остановиться на пулемёте «Утес», который являлся основным крупнокалиберным пулеметом, находившимся на вооружении советской армии. Он остался на территории Казахстана. Поэтому российским вооруженным силам было необходимо разработать новый образец подобного оружия, который бы заменил ещё остававшиеся на вооружении пулеметы НСВ «Утес» и НСВТ. Плюс к этому, новое оружие должно было отличаться преимущественно новыми параметрами кучности стрельбы, соответствующими современным реалиям.
Пулемет «Корд»
Собственно, в конце 90-х годов Ковровский завод имени Дегтярёва представил такой образец оружия, который получил название «Корд». Новый пулемёт показал высокие характеристики по итогам соревнований, которые проходили в ОАЭ. В частности, «Корд» калибра 12,7 превзошёл своего предшественника и пулемёт бельгийского производства «Браунинг М2».
Итак, автоматический крупнокалиберный пулемет «Корд» оснащён ленточным питанием и быстросменным стволом, который имеет воздушную систему охлаждения (ствол нагревается одинаково по всей длине, что исключает неравномерную деформацию). Кстати, подача ленты может осуществляться с обеих сторон, а воздушное охлаждение позволило повысить в два раза точность стрельбы по сравнению с «Утёсом».
В основе конструкции лежит газоотводная автоматика. Ствол запирается клинковым затвором, а УСМ оснащен предохранительной системой, которая исключает возможность случайного или произвольного выстрела. Управляется данная система посредством электропривода (для танка Т-90с) или вручную (пехотный вариант).
Стоит отметить, что «Корд» на сегодняшний день является первым пулеметом в мире, который при весе в 25 кг можно использовать не только со станком, но и с двуногой сошкой. При этом характеристики кучности и точности стрельбы не ухудшаются. Во многом, это заслуга конструкторов «дегтярецев», которые специально для этого оружия разработали особый сплав ствольной стали. Она существенно увеличила не только боевую скорострельность «Корда», но и живучесть ствола. Так же высокую точность обеспечивает затвор, так как его конструкция позволяет ему вращаться вдоль оси ствольного канала.
ТТХ пулемета «Корд»
Пулемет предназначен для уничтожения живой силы противника, огневых средств и легкобронированных целей. Возможности оружия позволяют вести огонь по наземным целям, которые находятся на расстоянии от 1,5 до 2-х км, а так же по воздушным объектам, если наклонное расстояние не превышает 1,5 км.
Крупнокалиберный пулемет «Корд» калибра 12,7 мм весит 25 кг (41,5 кг с лентой и станком), имеет общую длину 1980 мм (танковый – 1625 мм). Лента рассчитана на 50 патронов (танковый вариант – 150 патронов), скорострельность составляет 650 выстрелов в минуту, начальная скорость пули колеблется от 820-ти до 860-ти метров в секунду. Так же имеется крепление для оптического прицела и прибора ночного видения.
В настоящее время пулемет «Корд» производится серийно и состоит на вооружении Российской армии.
Как создавался этот пулемет?
Работа над созданием нового пулемета была начата еще в начале 60-х годов прошлого века, так как к тому времени окончательно назрела необходимость полностью заменить устаревший ДШК (ДШКМ). Кстати говоря, впоследствии авторский коллектив принимал участие и в конкурсе на создание единого пулемета калибра 7,62х54, но тогда победил Калашников. Кстати, а откуда такое название: «НСВТ-пулемет»? Расшифровка проста, так как это аббревиатура, составленная из первых букв фамилий создателей этого оружия: Никитин, Соколов, Волков. Индекс «Т» обозначает «танковый», но нередко так называют и пехотный вариант.
Специально для производства нового оружия с нуля был построен завод в городе Уральске. Туда переехало множество рабочих, причем из «оружейных» городов: Тулы, Ижевска и Коврова. Вместе они сумели создать совершенно уникальную технологию создания оружия, которая до того дня не применялась нигде:
- Нарезы получали путем электрохимической, а не механической, обработки. Это позволило минимизировать вероятность микроскопических повреждений ствола, увеличить срок его использования в несколько раз.
- Термический отпуск проводился в вакуумной камере, что позволило добиться равномерного закаливания, без дефектов.
- Струйное хромирование всего ствольного канала также многократно повышало его боевую живучесть.
В процессе конструирования и первых полевых испытаний в конструкцию «Утеса» было внесено множество изменений, в большинстве своем направленных на повышение боевой живучести оружия, а также на его максимальное упрощение.
Ссылки
Применении в бою
Проверка модификаций пулемётного оружия того времени показала, что успешное использование «Утёса» считается оптимальным вариантом огневой поддержки.
При этом, для различных групп войск изначально применялись только следующие виды вооружения:
- Мотострелковые батальоны применяли АГС-17 и 30 мм автоматический гранатомёт;
- Парашютно-десантные войска использовали АГС-17 и миномёт калибра 82 мм;
- При этом только ДШБ имели вооружение в виде перечисленных видов и станковых НСВС 12,7.
Начало боевых действия в Афганистане показало потребность войск в огневой пулемётной поддержке.
Крупнокалиберный пулемёт «Утес»
С того момента, данный вид вооружения использовался практически во всех военных конфликтах, происходящих на земной шаре. На сегодняшний день он применяется более чем в 50 армиях мира. Он успешно устанавливается не только на бронетехнику, но и на различные автомобили, в том числе и гражданские (пикапы).
Огневая мощь пулемёта «Утёс» опасна для следующих видов техники:
- Вертолёты;
- Автомобили;
- БМП;
- БРДМ;
- БТР;
- МТЛБ и другие машины лёгкого бронирования.
Во время боевых действий в черте города, шквальный огонь способен полностью уничтожить укрепление противника. Благодаря дальности стрельбы широко применяется в качестве защиты блок поста.
Из недостатков можно выделить большой вес и обязательное крепление основания. При использовании на земле, лапы орудия приходится закапывать. Если этого не сделать сильная отдача при стрельбе существенно снижает кучность полёта пули.
В начале 90-х, пулемёт «Утёс» оказался потерянным для страны. Произошло это по причине того, что после распада Советского Союза, основное производство оказалось на территории Казахстана.
Первое время Осуществлялись закупки оружия, так как собственного аналога не оказалось. Однако после разработки и начала производства крупнокалиберного пулемёта «Корд», во многом превосходившего технически устаревший «Утёс», руководство страны приняло решения об прекращении закупок.
Похожие материалы
-
Пистолет ТТ боевой
-
Пистолет «Колибри»
-
Пистолет-пулемет Дегтярева
-
Маньяк Юрий Цюман
-
Пулемет РПК
-
Пулемет КОРД
-
Пулемет Дегтярева
-
Боевой пистолет ПМ
Метки: вооружение Опубликовано 19 Май 2019 | Максим Штарк Оружие