Как армия россии остановила войну в приднестровье. колонка комиссара яррика
Содержание:
- Преследовали и после войны
- Общий вид
- Авиация России
- Потерянная армия
- Хасбулатов: При правительстве Ельцина работало около 100 американских консультантов
- Эксплуатация
- Борьба за Дубоссары и создание вооруженных сил Приднестровья
- Виды слоев с описанием
- Появление танков
- С чего все началось
- ЧУБАЙС: Я ПРОСТО АНТИНАРОДНЫЙ. Я НЕНАВИЖУ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.
- История создания
- Начало широкомасштабных боевых действий
- Поход на Гагаузию
- Штурм Бендер
Преследовали и после войны
— Мне сообщили, что на другой стороне за мою голову назначена большая награда. Поэтому даже после войны я ходил везде с пистолетом.
Если меня приглашали на свадьбу или какую-то гулянку, я всегда приносил с собой свою бутылку водки, в которой был уверен, что она не отравлена. Если приносили еду персонально мне, я не ел, потому что за какие-то 200 долларов официанты могли подсыпать туда что угодно. Мне поджигали квартиру и т. д.
Хотя после вооружённого конфликта в мирном договоре был такой пункт: «Не преследовать участников конфликта с обеих сторон».
Меня считали (на той стороне) предателем, но я никого не предавал, я просто был против сепаратизма.
Общий вид
Учитывая важность процесса уведомления, нетрудно догадаться, что внешний вид, который имеет бланк повестки, обязан быть законодательно утвержден, так оно и есть. Форма бланка, его содержание и правила заполнения четко прописаны в одном из приказов Министерства обороны
Печатается бланк на любом бумажном носителе, но обязательно имеет поле для записи серии и номера. По данным реквизитам повестка регистрируется в специальном журнале.
С развитием оргтехники отпала необходимость запасаться чистыми бланками, отпечатанными в типографии. Сегодня в канцелярии могут самостоятельно распечатать повестку. Самое главное – должны присутствовать все необходимые поля.
Авиация России
28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.
Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.
18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».
Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.
9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.
«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.
В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.
17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.
Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.
https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4
В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.
Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.
Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.
Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности.
(3
Потерянная армия
С начала 1992 года в Приднестровье развернулась полноценная война с участием уже не только подразделений ополченцев из местных жителей и молдавской полиции, но и вооруженных сил Молдавии. Сражения развернулись, в первую очередь, вокруг Дубоссар и близлежащих районов, а также вокруг города Бендеры.
Фактором, осложняющим ситуацию, но в тоже время ставшим ключом к прекращению конфликта, стало присутствие брошенной без связи с центром после ликвидации СССР 14-й гвардейской армии, местные молдавские кадры которой частично вернулись по домам. Костяк же армии составляли выходцы из Приднестровья и других бывших союзных республик. Молдавские власти открыто обвиняли ставшую российской 14-ую армию в прямой поддержке и помощи приднестровцам, однако до сих пор нет фактов, подтверждающих это.
Приднестровцы из состава 14-й армии без согласия командования покидали состав армии, вступая в ряды защитников Приднестровья с оружием в руках, что в условиях отсутствия управления и дезорганизации армии и страны было неудивительно.
Против 14-ой армии не раз предпринимались вооруженные провокации. Местные жители даже сумели захватить у армии несколько единиц тяжелой боевой техники для помощи Приднестровью.
Несмотря на тяжелейшую ситуацию в стране, теперь уже российская 14-ая армия, ставшая предметом внимания государств НАТО и провокаций со стороны Молдавии, не могла оставаться без помощи федерального центра.
Хасбулатов: При правительстве Ельцина работало около 100 американских консультантов
В ночь со 2 на 3 июля молдавская сторона получила адекватный ответ: с 3 часов до 3 часов 45 минут артиллеристы нанесли мощный огневой удар восьми дивизионов и шести минометных батарей. Это был самый мощный удар за все время войны. Целью этого артиллерийского «ответа» было раз и навсегда дать понять: время уговоров и просьб кончилось. На каждый выстрел с правого берега левый ответит достойно.
Очевидцы утверждали, что после этого удара в течение двух дней собранные со всей Молдовы машины скорой помощи вывозили раненых. Убитых зарывали здесь же, а родственникам погибших позже сказали, что все они дезертировали из армии и находятся за пределами страны.
Солдаты и офицеры Молдовы тяжело перенесли этот удар. Их настраивали, что они быстро и легко разобьют сепаратистов с левобережья, а тут… Боевой дух молдавской армии упал до нуля. В Кишиневе возникла паника, все ожидали со дня на день действий братьев Лебедь и наступления танков 14-й армии.
В тот же день, чтобы развеять сомнения, для чего был нанесен артиллерийский удар, наши орудия стреляли агитационными снарядами, «залистовав» Кицканский и Кочиерскич плацдармы. В листовках было предупреждение, что молдавской армии лучше уйти домой, а то будет хуже. К исходу четвертого июля молдавская сторона запросила перемирия.
Седьмого июля на военном аэродроме в селе Лиманское (Украина) произошла встреча приднестровской и молдавской сторон при посредничестве России. Российскую сторону представляли главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник В.М. Семенов и командующий 14-й армией генерал-майор А.И. Лебедь. К 24 часам сторонами были определены условия временного перемирия.
А девятого июля в Хельсинки президенты России, Румынии и Молдовы подписали соглашение о прекращении огня в Приднестровье.
21 июля в Москве Президентом Молдовы Снегуром и президентом Приднестровья Смирновым в присутствии Президента России Ельцина было подписано соглашение о мирном урегулировании приднестровского конфликта и принято решение ввести миротворческие силы и разделить молдавскую армию с приднестровскими вооруженными формированиями.
29 июля на аэродром Тирасполя с интервалом 3-4 минуты заходили на посадку самолеты военно-транспортной авиации с десантниками. 53 самолета!
Генерал Лебедь сделал то, что не смогли сделать ни Президент России (и тем более президент ПМР), ни руководители Министерства обороны РФ, ни пламенные московские и приднестровские ораторы, ни депутаты Госдумы, ни спецслужбы, ни международные организации — он первый, и до сих пор единственный, кто смог остановить войну. источник
Эксплуатация
Переучивание л/с на новые самолёты выполнялось в 33-м центре боевого применения и переучивания Ав. ВМФ в г. Николаев УССР (аэр. Кульбакино). Для обучения была сформирована 316-я отдельная противолодочная эскадрилья, в составе которой имелся авиационный отряд на Ил-38. Позднее был сформирован 555-й противолодочный смешанный инструкторско-исследовательский авиационный полк, с базированием на аэродроме Очаков.
Из боевых частей первым получил самолёты Ил-38 24-й отдельный противолодочный авиационной полк дальнего действия ВВС Северного Флота (аэродром Североморск-1) в 1968 году. В 1969 году — 77-й отдельный противолодочный авиационной полк дальнего действия ВВС Тихоокеанского Флота (аэродром Николаевка) и в 1972 году — 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского Флота (аэродром Скулте).
Зарубежные командировки:
- Летом 1971 года в акватории Средиземного моря проводились учения Юг-71, в рамках которых самолёты Ил-38 выполняли были с египетского аэродрома Мерса-Матрух.
- Йемен 2 Ил-38 с декабря 1979 года по 1991 год,
- Эфиопия 2 Ил-38 с 29 января 1981 года по 1986 год,
- с 1982 года по 1989 год периодические базирования 2 Ил-38 в Ливии, разовые командировки в Мозамбик и Сирию.
Экипажами самолётов Ил-38 с 1969 года по 1981 год произведено 4095 самолёто-вылетов на боевую службу с общим налётом 24570 ч.
В настоящее время самолёты Ил-38 эксплуатируют:
7050-я АвБ СФ (Североморск-1).
7060 АвБ ТОФ (Елизово)
7062 АвБ ТОФ (Николаевка).
859-й Центр боевого применения и переучивания Морской авиации в г. Ейск.
Борьба за Дубоссары и создание вооруженных сил Приднестровья
Первые восемь месяцев 1991 года прошли сравнительно мирно, новых крупномасштабных столкновений не было. В феврале в ПМР был создан Территориальный спасательный отряд (ТСО) – первое вооруженное формирование Приднестровья. В него вошли участники сформированных еще ранее рабочих отрядов содействия милиции. Количество огнестрельного оружия в ТСО было невелико – один автомат на четыре человека.
В августе 1991 года руководство ПМР совершило ошибку, выступив в поддержку печально известного ГКЧП. Это дало «молдавской стороне» долгожданный повод для разгрома «сепаратистов». Сотрудники полиции города Дубоссары, которые всё ещё подчинялись Кишинёву, выполняя полученные от МВД приказы, приступили к арестам приднестровских депутатов. Но внутреннего единства в рядах правоохранительных структур не было: часть сотрудников склонялась к тому, чтобы встать на сторону ПМР.
Возложение цветов к мемориальной доске, установленной в память о майоре Игоре Сипченко.
Раскол окончательно оформился 25 сентября, когда майор И. Сипченко объявил о создании Дубоссарского ГОВД, находящегося в подчинении ПМССР (первоначальное название ПМР). К Сипченко присоединилось не менее трети личного состава прежнего городского РОВД. Противостояли им полицейские, присланные «на усиление» из других районов Молдавии, а также бойцы ОПОНа, тайно вошедшие в город накануне ночью.
Власти в Кишиневе, вероятно, планировали задержание и арест всех депутатов городского совета Дубоссар, но сделать этого не удалось. 27 сентября примеру Сипченко последовали полицейские города Григориополь, что вынудило часть ОПОНа вернуться на правую сторону Днестра. В начале следующего месяца все прибывшие «на усиление» «правоохранители» были окончательно изгнаны из Дубоссар, однако обычные сотрудники молдавской полиции всё же оставались в городе.
Тем временем в Приднестровье началось формирование частей Республиканской гвардии. Первоначально она состояла из трёх батальонов – 1-го Тираспольского, 2-го Бендерского и 3-го Рыбницкого. В Дубоссарах была создана отдельная гвардейская рота, в дальнейшем также преобразованная в батальон. Наибольшую известность впоследствии получил 2-й Бендерский батальон, что во многом связано с личностью его командира, подполковника Ю.А. Костенко, ранее проходившего службу в составе контингента советских войск в Афганистане. Согласно неофициальным сведениям, этот человек, наряду с тремя «обычными» гвардейскими ротами, входившими в его отряд, набрал еще и четвертую, причем в её ряды охотно принимали бывших уголовников. В результате вскоре появились многочисленные сообщения о грабежах и бандитских налетах, совершаемых бойцами 2-го Бендерского батальона.
Группа бойцов 2-го Бендерского батальона Республиканской гвардии ПМР.
В первый раз о казаках заговорили 13 декабря, когда отряд ОПОНа открыл огонь по пассажирскому автобусу, ехавшему из Дубоссар в Кишинев. «Правоохранители» полагали, что они стреляют по казакам. К счастью, при этом никто не погиб, но водитель автобуса получил тяжелое ранение.
Виды слоев с описанием
При шерфовании шкуры получают минимум 3 слоя:
- лицевой (верхний);
- средний;
- мездровый (нижний, подкожная клетчатка).
Самым ценным является верхний слой кожи, потому он дороже остальных. Его отличает высокое качество и натуральная мерея (рисунок на поверхности). Именно первый верхний срез используется для пошива кожаной одежды. Такую кожу называют галантерейной.
Средний слой отличается тем, что мерея у него не натуральная, а нанесенная искусственным путем. Это снижает класс и стоимость материала, но позволяет внешне восполнить потерю лицевого слоя. Из среднего спилка получают велюр, шлифуя и заглаживая его. Несмотря на гладкую поверхность он не водостоек.
Нижний слой называют также бахтармяным. Его свойственна бархатистость, отсутствие эластичности, потер первоначальной формы при растягивании. При обработке волокна нарушаются, делая структуру рыхлой. Это делает слой воздухопроницаемым, но при этом быстро отсыревающим и плохо сохнущим. Саму мездру и ее мелкие обрезки используют для производства столярного клея, технического желатина.
Бахтармяный слой шлифут, используя тонкий абразив. Получается велюр, который внешне более груб и волокнист, чем замша.
Спилок делят на виды по назначению материала:
Вид спилка | Особенности материала |
---|---|
Подкладочный | Получают из свиной кожи, цена и качество невысоки, свойства лучше других искусственных подкладок. Богатый выбор цветов. Применяют в изготовлении стелек для обуви, изделий из кожи и меха |
Ременной | Плотный, пружинит, есть финишное покрытие. Применяют как отделочный и дублирующий материал, кроят на ремни |
Обувной | Имитация гладкой кожи или замши. При изготовлении использована водостойкая пропитка, утеплитель |
Появление танков
Боевые действия в Приднестровье в 1992 году, которые традиционно называют гражданской войной, не обошлись без прямой военной помощи России. Именно тут 28 лет назад началась обкатываться тактика гибридной войны, когда Кремль массово передавал оружие одной из сторон, маскируясь под местное «ополчение». Правда, тогда еще россияне стеснялись и танки, а также другую боевую технику, а также оружие и боеприпасы передавали под личиной «захвата возмущенными женщинами».
Считается, что именно так приднестровские вооруженные формирования получили и первые танки Т-64. Так, в статье в российском журнале «Танкомастер» от 2000 года автор прямо так и пишет: «В мае 1992 года после трехдневного артиллерийского обстрела города Дубоссары терпение местных жителей лопнуло. Пятнадцатитысячная толпа перегородила дорогу возвращающимся с полигона танковой и мотострелковой ротам 14-й армии. Было захвачено 10 танков Т-64БВ и 10 БТР-70» .
Приднестровский танк на позициях у с. Кочиеры
Однако один из организаторов «вооруженных сил Приднестровья» Сергей Вуколов в интервью газете «Трудовой Тирасполь» в июне 1999 года рассказывал совсем другую версию, которая совсем не коррелируется с официальной: «Когда Молдова начала военные действия против Приднестровья, была поставлена задача — собрать офицеров. Мы занимались этим вместе с А. Путрой, В. Катушкиным. Поскольку была поставлена задача — организовать бронегруппу (под кодовым названием „Белая акация“), из тех офицеров, которых уже удалось на тот момент собрать, выделили танкистов. Началось формирование экипажей. Командиров выискивали через военкомат, давали объявления по радио. Удалось привлечь таких высокопрофессиональных офицеров, как полковник Лепихов, полковник Астахов, подполковник Мячев. Эти люди закончили академии (Лепихов и Астахов), а Мячев прослужил более 25 лет в танковых частях. Привлекались и другие танкисты, которые имели опыт войны в Афганистане. Все они и составили костяк бронегруппы».
То есть когда танки были «вдруг» «захвачены» уже были сформированы танковые экипажи, которые сразу же сели в машины. Из захваченных танков были сформированы две танковые роты, однако из которых находилась на боевых позициях на Дубоссарском направлении, а вторая проходила подготовку в учебном центре.
С чего все началось
События в ПМР напоминают, по сути, то, что произошло уже в 2014 году на Донбассе. Причиной для отделения Приднестровья из состава Молдавской ССР, а впоследствии и независимой Молдавии, стал разгул молдавского, румынского национализма.
На фоне ослабления центральной власти в СССР и начавшегося роста националистических настроений по всей еще живой советской империи, в Молдавии возникло почти ничем не сдерживаемое националистическое движение, которое поддержала значительная часть руководства, интеллигенции и затем общества. Националистическая волна в Молдавии сопровождалась лозунгами не только отделения, но и объединения Молдавии с Румынией.
Националисты провозгласили тезис о единой идентичности молдавских и румынских культуры и языка. Даже сегодня идея объединения Молдавии и Румынии находится в актуальной политической повестке страны. Также как и украинские националисты, спустя двадцать лет, молдавско-румынские радикалы начала 1990-х не желали считаться теми, кто не хотел вхождения Молдавии в состав Румынии и «румынизации» страны.
Конфликт начал разворачиваться еще в мирной плоскости с 1989 года, когда от имени Союза писателей Молдовы был опубликован текст законопроекта «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», который предусматривал введение откровенно дискриминационных мер по языковому признаку.
В этом же году было создано объединение националистических молдавских организаций «Народный фронт Молдовы». В конце августа Верховный совет Молдавии придал молдавскому языку статус государственного.
Все эти события вызвали протесты недовольной части молдавского общества, в первую очередь жителей Приднестровья и Гагаузии. Были созданы общественные организации, противодействующие националистическим настроениям в Молдавии – «Интердвижение», «Объединенный Совет трудовых коллективов» и другие, которые были привязаны к территории Приднестровья.
С самого начала приднестровцы заняли четкую позицию за сохранение Молдавии в составе СССР и против разгула молдавского национализма, который ущемлял интересы жителей Приднестровья, гагаузов, русских, украинце и белорусов, русскоязычных молдаван.
Никакой поддержки от Москвы, где тогда руководила команда Горбачева, приднестровское движение не получило. Жители Приднестровья, несмотря на свою позицию, поддержку единства СССР, самостоятельно создавали свои движения и непризнанную государственность.
В июне 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР утвердил заключение, согласно которому создание МССР было объявлено незаконным, а территории Бессарабии и Северной Буковины, на которых и была создана республика, стали оккупированными территориями Румынии.
В ответ президиум Тираспольского городского совета в Приднестровье, объявил, что если МССР была создана незаконно, значит, и левобережье Днестра, то есть Приднестровье, было незаконно включено в состав Молдавии, а соответственно, городской совет Тирасполя не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед властями Молдавии.
В начале 1990 года был организован и проведен референдум об образовании Приднестровской Молдавской ССР, а второго сентября была провозглашена Приднестровская МССР в составе СССР. Незадолго до этого об отделении от Молдавии заявила Гагаузия.
Несмотря на непризнание создания ПМССР советским руководством, Приднестровье в ходе событий августа 1991 года в Москве встало на сторону ГКЧП. Уже в сентябре 1991 года началось создание вооруженных сил Приднестровья, хотя первые всполохи будущей войны произошли еще раньше.
ЧУБАЙС: Я ПРОСТО АНТИНАРОДНЫЙ. Я НЕНАВИЖУ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.
История создания
После окончания второй мировой войны страны-победительницы получили доступ к многочисленным немецким разработкам, в том числе и по управляемому ракетному оружию. В США была развёрнута программа «Поларис» и начались работы по созданию подводного ракетоносца. В основе программы предусматривалась постройка 41 атомной ракетной подводной лодки (ПЛАРБ). Каждая такая лодка вооружалась 16 твердотопливными ракетами «Поларис А-1» с дальностью полёта до 2200 км.
В 1960 году лодки «Поларис» приступили к боевому патрулированию. Из-за относительно небольшой дальности пуска ракет 14-я эскадра ВМС США базировалась в Великобритании, но уже в 1964-67 гг ракеты на пяти лодках были модернизированы и получили дальность пуска 4600 км, что несомненно расширило боевые возможности применения АПЛ класса «Поларис».
В СССР в те годы проводились исследования по противодействию угрозы американских лодок-ракетоносцев. Была выработана общая концепция поиска АПЛ и её техническая реализация, выразившаяся в создании первого отечественного авиационного противолодочного комплекса «Баку». Несмотря на все его недостатки, ПЛК «Баку» штатно устанавливался на противолодочном вертолёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16 (Ту-16ПЛО), впрочем, без особого успеха — по эскадрилье таких самолётов недолго эксплуатировались в ВВС Северного и Тихоокеанского флотов.
Ввиду большого количества недостатков и технического несовершенства системы «Баку» в 1957 году начались исследовательские работы по теме «Можжевельник», а через два года в НИИ-131 началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» (Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г.). Разработкой радиогидроакустических буёв занимался НИИ-753. Научно-исследовательские работы по теме «Вяз» предусматривали разработку противолодочного вооружения.
Постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1960 г. № 640—261 разработка противолодочного самолёта поручается ОКБ-240 (ОКР по теме «Тунец»). В качестве базовой машины для Ил-18ПЛО был выбран пассажирский самолёт Ил-18В. В 1961 году в ОКБ-240 состоялась защита эскизного проекта, на которой присутствовало много приглашённых, в том числе Авиацию ВМФ представляла группа перспективного планирования, входившая в состав оперативного отдела, лётчики, штурманы и инженеры от авиации флота и 33-го ЦБП и ПЛС.
Противолодочный самолет был предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в любых метео условиях в любое время года и суток, на удалении до 2000 км.
Первый полёт переделанного самолёта выполнен 27 сентября 1961 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолёт не имел противолодочного оборудования и вооружения, изменения коснулись планера и общесамолётных систем. С 15 мая по 12 июня 1962 года состоялась макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК «Беркут». На макете прорабатывались варианты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и другие вопросы. 10 марта 1963 года оборудование системы «Беркут» было установлено на самолёт и началась его отработка. Было выполнено 147 испытательных полётов. Для имитации работы буёв был построен сухопутный гидроакустический полигон.
Совместные испытания по программе второго этапа продолжались с 2 октября по 28 ноября 1964 года. Было выполнено 19 полётов. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными.
Государственные совместные испытания самолёта проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 года на Чёрном море (аэр. Кировское). Было произведено 87 полётов с налётом 287 ч, в том числе на доводку «Беркута» и магнитометра — 10 полётов с налётом 38 ч 15 мин. Выставленный буй РГБ-1 обеспечивал обнаружение дизельной ПЛ, имевшей ход 6…8 узлов (11, 2…14,8 км/ч) при состоянии моря 1…2 балла на дальности 1700…4000 м. Испытания самолёта Ил-38 проводили лётчики-испытатели 3-го управления 8-го ГНИКИ ВВС: старший лётчик-испытатель полковник Сухинин, старший лётчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 — ведущий лётчик-испытатель В. К. Коккинаки, лётчик-испытатель А. Н. Трюлин. Штурманы-испытатели: подполковники Н. Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний самолёт рекомендован к принятию на вооружение, с устранением недостатков. Перечень недостатков № 1, подлежавших устранению до начала эксплуатации самолёта, содержал 96 пунктов. Вызывала озабоченность низкая надёжность ППС «Беркут» — средняя наработка на отказ по результатам испытаний не превышала 6 часов.
Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до 1972 года. Всего построено 65 машин, что в четыре раза меньше изначально запланированного. Отчасти это связано с тем, что уже в 1962 году научно-исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются противолодочные самолёты с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнего противолодочного самолёта Ту-142 с ППС «Беркут-95».
Начало широкомасштабных боевых действий
В российских средствах массовой информации «заметили» войну в Приднестровье лишь в июне 1992 года, когда вспыхнуло сражение за Бендеры. В действительности же основные события начались значительно раньше, еще в марте, и происходили они поначалу опять в Дубоссарах. Первой трагедией стало убийство майора Сипченко, создателя Приднестровской милиции. Он попал в хорошо подготовленную засаду, выехав на ложный вызов. И хотя молдавская полиция отрицала свою причастность к этому преступлению, жители города не сомневались в том, кто был организатором расправы.
Вскоре оставшихся в Дубоссарах молдавских полицейских заставили перейти в подчинение ПМР или же покинуть пределы самопровозглашенной республики. В ответ Кишинев вновь направил в город ОПОН, а затем и отряды «добровольцев» — головорезов и убийц, набранных в правобережных селах, или прибывших из Румынии.
В ночь на 14 марта 1992 года пост Республиканской гвардии на трассе, соединяющей Рыбницу и Дубоссары, подвергся нападению ОПОНа. Четыре человека были убиты в перестрелке, а остальные попали в плен, после чего подверглись истязаниям и пыткам, в результате которых погибли. Изуродованные тела удалось дойти далеко не сразу.
Приднестровский боец на посту возле взорванного моста. Снимок сделан предположительно в апреле 1992 года.
15 марта власти Молдовы предложили гвардейцам ПМР добровольно сдаться. Не получив никакого ответа, через несколько дней ОПОН и «добровольцы» ворвались в микрорайон Коржево, на окраину Дубоссар, где «восстанавливая конституционный порядок», продолжили череду военных преступлений. В частности, они совершали изнасилования несовершеннолетних (включая девочек 10-14 лет) с их последующим убийством. Уничтожались целые семьи, а иногда стрельба открывалась по мирным жителям просто за бранное слово или проклятие.
Основной причиной нападения на Коржево являлась находящаяся в этом микрорайоне плотина Дубоссарской ГЭС. По ней подразделения уже сформированной молдавской армии и ОПОН могли бы перебрасывать на левый берег Днестра подкрепления и боевую технику.
В апреле гвардейцам ПМР, действовавшим совместно с казаками, удалось вытеснить молдавские отряды из Коржево в сторону села Кочиеры. Этот населенный пункт был занят ОПОНом еще в марте. Находившаяся в Кочиерах еще до распада СССР воинская часть 14-й российской армии подверглась нападению молдавских боевиков. Они взяли в заложники семьи военнослужащих и потребовали передать ОПОНу всё имеющееся в арсеналах оружие. В результате армия Молдовы «разбогатела» на несколько десятков минометов, полторы сотни безоткатных орудий, 54 установки ПТУРС и не менее пятидесяти пулеметов. Этот откровенный акт бандитизма не помешал маршалу Шапошникову приблизительно в это же время передать властям Молдовы еще и боевую авиацию.
На какое-то время в боевых действиях возникла пауза, чему отчасти способствовал начавшийся весенний разлив Днестра. В то же время артиллерийские обстрелы Дубоссар и окружающих населенных пунктов продолжались. Их жертвами чаще всего становились обычные мирные граждане.
Бойцы молдавских вооруженных сил на правом берегу Днестра.
В середине мая молдавские вооруженные отряды снова попытались захватить Дубоссары. Но после того, как в течение приблизительно трех дней ожесточенных боёв и яростных обстрелов жилых кварталов города никакого успеха достигнуто не было, активность в этом районе нескольку снизилась.
Неспокойно было и в Бендерах. В частности, 1 апреля 1992 года в этот город въехали два молдавских бронетранспортера, обстрелявшие из пулеметов пассажирский автобус, в котором ехали рабочие одной из фабрик, и грузовик, принадлежавший Республиканской гвардии. Погибло семь человек. Тем не менее, 12 апреля в этом городе удалось заключить соглашение о прекращении огня. Посредником в ходе переговоров выступала Россия, а следить за выполнением перемирия должны были наблюдатели из разных стран (в том числе из Румынии).
Поход на Гагаузию
Первым событием начинающейся войны стал поход на Гагаузию, жители которой также были противниками «румынизации» республики. В октябре 1990 года в районах с компактным проживанием гагаузского населения были объявлены выборы в самопровозглашенный Верховный совет Гагаузии, который взял курс на культурную автономию региона. В ответ премьер-министр Молдавии Мирча Друк начал формировать добровольческие отряды для борьбы с сепаратистами. 25 октября 1990 гола в столицу региона – городок Комрат — отправились автобусы с волонтерами – не менее 5 тысяч боевиков.
В Гагаузии началась мобилизация. Население Приднестровья также поддержало гагаузов, отправив несколько десятков автобусов с ополченцами. Но встреча националистов с отрядами местной самообороны закончилась ничем: стороны грозно помахали дубинками, но никому не удалось переступить через себя и начать убивать противников.
С Гагаузией удалось договориться о статусе автономии. В Приднестровье события развивались по худшему сценарию.
Штурм Бендер
Летом 1992 года центр противостояния переместился из Дубоссар в Бендеры, расположенные на правом берегу Днестра, но населенные преимущественно этническими великороссами и украинцами. Весной 1992 года там также царило двоевластие, работали молдавская полиция и местная милиция, усиленная казаками-добровольцами.
Все началось 19 июня 1992 года, когда приднестровского офицера на улице скрутили молдавские полицейские. По свидетельству бывшего замминистра внутренних дел Молдовы Бориса Муравского, который в 1992 году был начальником оперативного штаба всех полицейских сил в зоне приднестровского конфликта, захват города Бендеры был детально спланирован заранее, в том числе и провокация с задержанием офицера. Дальше все было разыграно как по нотам: ополченцы примчались отбивать товарища, завязалась перестрелка, а уже вечером в Бендеры начали входить молдавские силы с бронетехникой.
Молдавская поэтесса Леонида Лари говорила:
Руки у молдавской интеллигенции, всеми силами разжигавшей войну, действительно оказались по локоть в крови.
Пока «кишиневцы» попытались заблокировать мост через Днестр, в городе вспыхнули ожесточенные уличные бои – видимо, сказались месяцы роста напряженности, и внутренние тормоза просто отказали. Бои шли за каждый дом, в полночь Бендер достигли подразделения молдавской бронетехники – танки, которые с ходу начали стрелять по домам. На шоссе были развернуты батареи молдавской артиллерии.
Гражданское население металось по городу, попадая под огонь – и под чужие пули, и под свои. Из-за паники погибли сотни людей. Численный перевес «румын» сделал свое дело — ранним утром 20 июня молдавские войска вышли к мосту через Днестр и блокировали его, отрезали Бендеры от Приднестровья. На выручку попытались прорваться несколько приднестровских танков, однако были уничтожены «кишиневскими военными» под командованием некоего полковника Карасева — бывшего российского военного, перешедшего на сторону «румынов».
Но предатель Карасев переоценил свои возможности, приказав молдавской армии атаковать и старинную Бендерскую крепость, в которой располагались ракетная бригада 14-й армии и химический батальон, соблюдавшие приказ Москвы о нейтралитете. В ходе штурма по крепости был открыт артиллерийский огонь, после чего воинская часть 14-й армии в полном составе перешла на сторону Приднестровья и открыла по молдаванам огонь из «Градов», распылив атакующих на атомы. Один из снарядов прилетел и в штаб самого Карасева – на следующий день бывший полковник, так и не ставший молдавским генералом, скончался в кишиневском госпитале. И тут в дело вновь вступили российские казаки и гвардейцы ПМР. После этого подразделения «румын» беспорядочно побежали из города.
А утром 22 июня прилетела «ответка» от Кишинева: два молдавских МиГ-29 (из бывшего 86-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ИАП, перешедшего на сторону Молдавии) произвели бомбардировку бендерского моста через Днестр. Летчики сбросили в общей сложности 14 бомб. Однако в сам мост, к удивлению очевидцев, не попало ни одного заряда – все бомбы аккуратно легли в воду. Видимо, советские летчики решили «итальянским методом» саботировать приказы и не пачкать рук в крови собственного народа.
На следующий день налет повторился: теперь штурмовики попытались уничтожить нефтяной терминал на Ближнем Хуторе. И опять летчики промахнулись, отбомбившись по пригородным садам. Когда же один из «МиГов» был сбит средствами ПВО, бомбардировки прекратились.