Председатели конституционного суда рф с 1991 года. досье
Содержание:
- Состав
- Требования к судьям
- Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
- Полномочия
- Кто входит в состав этого судебного органа?
- О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Кто разжигает ненависть к русским
- Переезд из Москвы в Санкт-Петербург
- Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя
- О Конституционном суде РФ
- Значение
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ
- Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ
- Заключение
Состав
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, один из которых является председателем (в настоящее время — Валерий Зорькин ), а другой — заместителем председателя. Председатель отвечает за распределение дел между палатами, обладает значительными полномочиями в вопросах назначения и дает первоначальные рекомендации в отношении дисциплинарных мер, в частности, увольнения.
Судьи назначаются Президентом и назначаются Советом Федерации на 12 лет. Для того , чтобы стать судьей Конституционного суда человек должен стать гражданином в России , по крайней мере 40 — летнего возраста, имеют юридическое образование, служили в качестве адвоката в течение по крайней мере 15 лет и иметь «признал высокую квалификацию» (цитата из Закон о Конституционном суде) в законе.
Конституционный суд состоит из двух палат с 10 и 9 судьями соответственно. Председатель председательствует в одной из палат, а заместитель председателя — в другой палате. Конституционность законов, споры о компетенции государственных органов, импичмент президенту России и предложения Конституционного Суда по законодательству должны рассматриваться на пленарном заседании. Конституционный Суд также может по своему усмотрению выносить на пленарные заседания любой другой вопрос.
Требования к судьям
Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок.
Судьи рассматриваемого органа должны соответствовать определенным требованиям, а именно:
- Иметь российское гражданство;
- Возраст – старше 39 лет;
- Наличие высшего юридического образования;
- Опыт юридической работы – не менее 15 лет;
- Высокая квалификация в сфере права.
На каждого из них накладываются следующие ограничения:
- Нельзя заниматься политической деятельностью и пропагандой;
- Запрещено публично высказываться по вопросам, которые рассматривает или планирует рассмотреть Конституционный суд Российской Федерации;
- Не допустимо заниматься предпринимательской деятельностью, занимать другие государственные должности. Исключение касается только творчества и преподавания.
Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок. Но действует возрастное ограничение – 70 лет. Оно не касается только Председателя судебного органа и его заместителей.
Производство в Конституционном Суде РФ | Сергей Белов.
- Об админе
Александр Шпилёв
Администратор сайта , Экспертизы.орг
Проблемы с работой сайта? Пиши!
https://ekspertizy.org/
sasha@soft-lab.net
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:
- По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
- Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
- По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
- По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.
Также Конституционный суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).
Полномочия
Некоторые полномочия Конституционного Суда перечислены в Конституции России . Конституционный суд объявляет законы, президентские и правительственные указы и законы субъектов Федерации неконституционными, если считает, что они противоречат Конституции (т.е. нарушают определенные права и свободы граждан, перечисленные в Конституции и защищаемые ею). В таких случаях этот конкретный закон становится не имеющим исковой силы, и государственные органы не могут его применять. Кроме того , перед тем, как международный договор будет ратифицирован Государственной Думой , то конституционность договора может наблюдаться Конституционным Судом. Конституционный суд не вправе судить о конституционности законов по собственной инициативе; Закон может быть внесен в Конституционный Суд Президентом России , Правительством России , Государственной Думой , Советом Федерации России , одной пятой депутатов Государственной Думы или Совета Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Федерация , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или законодательный орган субъекта Федерации . Любой федеральный суд может потребовать от Конституционного суда судить о конституционности закона, если закон подлежит применению в деле, и судья федерального суда сомневается в том, противоречит ли закон Конституции. Также любой частный гражданин может подать в Конституционный суд иск, оспаривающий конституционность того или иного закона, если этот закон был применен в конкретном случае и, таким образом, нарушил права этого гражданина.
Еще одно полномочие Конституционного суда — разрешать споры, касающиеся компетенции государственных органов. Всякий раз , когда президент России будет привлечен к ответственности , Конституционный Суд оказывает резолюцию о соблюдении надлежащих порядка обвинительного заключения.
Кто входит в состав этого судебного органа?
Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.
Должностные лица, входящие в его состав органа:
- Председатель суда.
- Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
- Судья-секретарь.
- Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
- Работники аппарата и иных подразделений.
О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кто разжигает ненависть к русским
Переезд из Москвы в Санкт-Петербург
Бывшее место пребывания Конституционного Суда, сейчас — представительство в Москве
Настоящее место пребывания Конституционного Суда — Санкт-Петербург, здание, где ранее находились Сенат и Синод (почтовая марка 2011 год.)
С предложением о переносе Суда из Москвы в Санкт-Петербург выступил в октябре 2005 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
23 декабря 2007 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О месте постоянного пребывания Конституционного суда Российской Федерации», которым устанавливалось, что переезд Суда должен быть осуществлён в сроки с 1 февраля по 20 мая 2008 года.
Суд разместился в здании Сената.
Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя
Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:
- Дело об основном законодательстве других регионов.
- Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
- Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
- Дела, несущие законодательную инициативу.
Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.
На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.
Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.
В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.
Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.
Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.
Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.
О Конституционном суде РФ
Фасад здания Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге.
В Конституционный суд РФ состав входит 19 представителей Фемиды. Кандидатов на эти должности представляет Президент страны. Вопрос о назначении и утверждении рассматривается Советом Федерации.
Законодательством допускается, что рассматриваемый судебный орган может осуществлять свои функции при наличии неполного состава. Но при этом обязательно должно быть не менее 13 судей. Продолжительность полномочий органа не ограничена.
Функции Конституционного суда РФ
Функции Конституционного суда РФ весьма специфичны, но отвечают его названию. В частности, он рассматривает соответствие Основному закону страны следующих актов:
- Принятых или рассматриваемых для принятия высшим органом законодательной власти федеральных законов;
- Выданных правительством и субъектами страны, Советом Федерации;
- Выданных указов и распоряжений Президента.
Все эти акты не должны противоречить Конституции страны. В противном случае орган имеет право признать их незаконными.
Полномочия Конституционного суда РФ
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ.
Полномочия конституционного суда РФ также рассматривает соответствие Основному закону положений:
- Договоров, которые приняты между органами власти страны, в том числе и с субъектами РФ;
- Международных соглашений, действие которых еще не вступило в законную силу.
Инициировать рассмотрение этих вопросов может:
- Президент, направив соответствующее заявление;
- Совет Федерации при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его членов;
- Высший законодательный орган при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его депутатов;
- Правительством страны;
- Верховным судом.
Другие полномочия рассматриваемого органа:
- Ведение споров, предметом которых является компетенция государственных органов, как федерального, так и регионального уровня. Обязательное условие – такая компетенция установлена положениями Конституции, разрешить спор другими способами невозможно;
- Интерпретация, разъяснение положений Основного закона;
- Установление правильности применения конкретного закона в соответствии с конституционными нормами. Инициируется заявлениями и жалобами граждан, чьи права и свободы нарушены;
- Определение конституционности закона, который применяется судом при рассмотрении конкретного спора.
Также Конституционный суд рассматривает соответствие действующему законодательству порядок предъявления Президенту страны обвинений о совершении тяжелого преступления. Например, это касается тех случаев, когда руководитель государства обвиняется в государственной измене.
Значение
Памятник советским воинам в Чанчуне
Советско-японская война имела огромное политическое и военное значение.
Так 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил:
Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки[какие?] не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы ещё не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.[источник не указан 71 день]
Главнокомандующий американскими вооружёнными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы».
Государственный секретарь США Э. Стеттиниус утверждал следующее:
Дуайт Эйзенхауэр в своих мемуарах указывал, что обращался к президенту Гарри Трумэну: «Я говорил ему, что, поскольку имеющиеся сведения указывают на неизбежность скорого краха Японии, я категорически возражаю против вступления Красной Армии в эту войну».
Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ
Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:
- созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
- давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
- представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
- руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.
Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, — издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.
Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ
ЕСПЧ не рассматривает жалобу в Конституционный суд Российской Федерации как эффективное средство правовой защиты. Поэтому перед подачей жалобы в ЕСПЧ заявитель может не обращаться в Конституционный суд Российской Федерации. Вместе с тем наличие поданной жалобы в ЕСПЧ не лишает заявителя права обраться с жалобой по тому же вопросу в Конституционный суд Российской Федерации.
Вместе с тем в 2000-е годы обозначились ситуации, когда решение ЕСПЧ по делу заявителя противоречит решению Конституционного суда Российской Федерации, вынесенному по тому же делу того же заявителя.
12 апреля 2011 года ЕСПЧ вынес решение по делу «Республиканская партия России против России», в котором раскритиковал позицию Конституционного суда Российской Федерации по тому же делу (Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 1-П от 1 февраля 2005 года). Раскритикованная ЕСПЧ позиция Конституционного суда Российской Федерации была следующей:
В этом же решении ЕСПЧ фактически не согласился с позицией Конституционного суда Российской Федерации (Постановление № 11-П от 16 января 2007 года) о том, что федеральный законодатель вправе установить требования к численности партии и ее региональных отделений. В итоге решение ЕСПЧ было исполнено — Республиканская партия России была зарегистрирована, а минимальная численность членов, необходимых для регистрации партии в 2012 году законодательно снижена с 50 тыс. до 500 человек.
Вторым делом, где разошлись позиции Конституционного суда Российской Федерации и ЕСПЧ стало дело Константина Маркина. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 15 января 2009 года указал, что отсутствие у военнослужащих-мужчин права отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (при наличии такого права у женщин) не нарушает положения Конституции России о равенстве вне зависимости от пола. ЕСПЧ признал это положение дискриминационным и присудил Маркину компенсацию в 200 евро (увеличена Большой палатой ЕСПЧ до 6150 евро).
Заключение
Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.
Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.
Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.