«пустое занятие»: кто лишает россию права вето в сб оон
Содержание:
- Содержание
- Если никто не против
- Аспект Солнца и Луны
- Знаки различия
- История
- Примечания
- Исторический анализ по странам
- Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
- Предложения об ограничении права вето[править | править код]
- Предложения об ограничении права вето
- История
- Смотрите также
- В Совбез — без мира
- «ООН просто прекратит своё существование»
- Состав
- Полномочия дипломатических представителей
- Исторический анализ по странам
- Новое мироустройство — новая структура
Содержание
Если никто не против
В настоящее время в СБ ООН входят 15 стран-членов: пять постоянных (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция) и 10 непостоянных. Непостоянные входят в состав Совбеза на основе ротации, каждая страна должна работать здесь 2 года, после чего освобождает место следующему государству.
Тем не менее, обсуждение реформы Совбеза не прекратилось. В следующий раз вопрос о расширении состава СБ был включен в повестку Генассамблеи в 1979 году, а в 1993 году ГА учредила рабочую группу для его рассмотрения. Результатом работы этой группы стало решение «не принимать никакой резолюции и никакого решения по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и по связанным с этим вопросам, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов ГА».
Впрочем, это решение не сильно повлияло на возможность реформы. «Если говорить о формальностях, реформу должна, в первую очередь, одобрить Генассамблея, что возможно. Однако решение ГА должны ратифицировать все постоянные члены СБ.
Если хотя бы кого-то из пятерки реформа не устраивает, она не сможет произойти», — пояснил «Газете.Ru» бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе, который участвовал в рабочей группе во время первого расширения Совбеза в 1963 году.
О реформе Совбеза говорят практически все страны, надеясь, что она поможет увеличить эффективность ключевого органа ООН. Однако консенсуса о том, как именно должна проходить эта реформа, до сих пор найдено не было. «Переговоры будут идти достаточно долго, поскольку вопрос этот — непростой. Есть очень противоречивые подходы по реформе Совбеза», — говорит бывший дипломат, а ныне старший преподаватель Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Владимир Захаров.
Аспект Солнца и Луны
Знаки различия
История
Вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности рассматривался на конференции четырёх держав — Великобритания, Китай, СССР и США — в Думбартон-Оксе, проходившей с 21 августа по 7 октября 1944. За основу обсуждения был принят проект, подготовленный США, в котором предусматривалось обязательное единогласие всех постоянных членов Совета при принятии решений, касающихся поддержания международного мира и безопасности. США настаивали на своём проекте и соглашались войти во вновь учреждаемую организацию лишь при условии действия правила единогласия постоянных членов Совета. На конференции принцип единогласия был одобрен, но часть разногласий осталась непреодолённой.
В дальнейшем правительство США подготовило новый проект положений о процедуре голосования в СБ. Проект, впоследствии получивший наименование «ялтинская формула», был рассмотрен и одобрен тремя державами на Ялтинской (Крымской) конференции союзных держав (4—11 февраля 1945). В итоговом протоколе работы конференции были зафиксированы принятые на ней предложения для подготовки Устава Всеобщей Международной Организации, предусматривающие в частности следующее:
Окончательный текст Устава ООН был принят на Сан-Францисской конференции 50 государств, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Вопрос о праве держав «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности вызвал на конференции наиболее острые и длительные прения. В частности, малые страны опасались, что в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов СБ Совет не сможет принимать надлежащие решения. В общей сложности к четырём державам-инициаторам конференции были обращены 23 вопроса, касающиеся применения права вето. Разъяснения были представлены 7 июня 1945 года в Декларации делегаций четырёх приглашающих правительств, к которой присоединилась также и Франция. В итоге малые страны сняли свои возражения, и Конференция Объединенных Наций приняла текст статьи 27 Устава ООН, в основу которой были положены решения Ялтинской конференции.
Действующая в настоящее время статья 27 Устава ООН сформулирована в следующем виде:
Современный вид статья 27 приняла после того, как 17 декабря 1963 года Генеральная Ассамблея приняла поправки, вступившие в силу 31 августа 1965 года. До внесения поправок решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считались принятыми, когда за них поданы голоса семи членов, и по всем другим вопросам — когда за них поданы голоса семи членов, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности.
Примечания
Исторический анализ по странам
Великобритания
Лондон воспользовался своим правом вето 32 раза, причем в 23 случаях одновременно с США и в 14 — с Францией.
В последний раз это произошло в 1989 году, когда Великобритания и Франция заблокировали резолюцию с осуждением вмешательства США во внутренние дела Панамы.
В одностороннем порядке Лондон использовал право вето в семи случаях.
Китай (КНР и Тайвань)
С по место Китая в Совете безопасности принадлежало не КНР, а Китайской Республике (КР), с 1949 года расположенной на Тайване. Эта делегация наложило вето лишь один раз — в 1955 г.[источник не указан 292 дня], возражая против вступления в ООН Монголии, поскольку КР считала Монголию частью Китая. Вето было снято лишь в 1960 г. после того, как СССР пригрозил заблокировать принятие в ООН всех новых независимых стран Африки. Китайская Республика сняла вето, но выразила протест.
В 1971 место Китайской Республики в ООН было передано КНР (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758). В 1972 году КНР наложила вето, возражая против принятия в ООН Бангладеш. Всего с момента вступления в Совет безопасности по декабрь 2017 КНР использовала право вето 11 раз:
- 1972 — Приём новых членов ООН (Бангладеш)
- 1997 — Центральная Америка, усилия по установлению мира
- 1999 — Положение в Македонии
- 2007 — Положение в Мьянме (совместно с РФ)
- 2008 — Мир и безопасность в Африке (совместно с РФ)
- 2011 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ).
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ)
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ)
- 2014 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ)
СССР/Россия
В начальный период деятельности ООН представитель СССР В. М. Молотов настолько часто прибегал к праву вето, что стал известен как «господин Вето»[кому?]. По статистике, за первые 10 лет существования ООН СССР накладывал вето 79 раз, что составило половину всех наложенных запретов.[источник не указан 192 дня] В частности, Молотов регулярно запрещал принятие в ООН новых членов, поскольку США отказывались принять все советские республики в качестве самостоятельных членов ООН. Начиная с 1970-х годов вследствие увеличения числа стран, которые поддерживали позицию СССР, применение вето стало редким.
После того, как Россия в 1991 году заняла в Совете Безопасности место, ранее принадлежавшее СССР, она прибегала к использованию права вето в общей сложности 21 раз:
- 1993 — Положение на Кипре
- 1994 — Ситуация в Республике Босния и Герцеговина
- 2004 — Положение на Кипре
- 2007 — Положение в Мьянме (совместно с Китаем)
- 2008 — Мир и безопасность в Африке (совместно с Китаем)
- 2009 — Положение в Грузии
- 2011 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2014 — Письмо Постоянного представителя Украины при ООН от 28 февраля 2014 года на имя Председателя СБ
- 2014 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2015 — Ситуация в Боснии и Герцеговине
- 2015 — Письмо Постоянного представителя Украины при ООН от 28 февраля 2014 года на имя Председателя СБ
Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
Консульское учреждение — постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.
В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.
Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений:
- генеральные консульства;
- консульства;
- вице-консульства;
- консульские агентства.
Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:
- генеральный консул (руководит генеральным консульством);
- консул (руководит консульством);
- вице-консул (руководит вице-консульством);
- консульский агент (руководит консульским агентством).
В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.
Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» — генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания.
Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.
Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.
- Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.
- В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы.
- Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля, Отказ консулом отдачи показаний недопустим.
- Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
- Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.
показать содержание
Предложения об ограничении права вето[править | править код]
В сентябре 2014 года Франция выступила с инициативой добровольного и коллективного отказа постоянных членов СБ от использования права вето в тех ситуациях, когда речь идёт о таких массовых злодеяниях как геноцид, преступления против человечности или военные преступления, совершаемые в массовых масштабах. Россия отрицательно относится к этой инициативе. «Право вето для постоянных членов — важнейший механизм, который заставляет работать над поиском консенсусных решений, и в огромном числе случаев это удаётся» — заявил постоянный представитель России при ООН В. Чуркин.
Председатель 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН М. Люккетофт высказал мнение о том, что постоянным членам СБ следует перестать использовать право вето и искать взаимоприемлемые решения острых проблем, пояснив при этом, что «невозможно лишить члена Совбеза ООН права вето, это прописано в Уставе ООН, а Устав можно изменить только при единогласном решении пяти постоянных членов Совбеза».
Предложения об ограничении права вето
В сентябре 2014 года Франция выступила с инициативой добровольного и коллективного отказа постоянных членов СБ от использования права вето в тех ситуациях, когда речь идёт о таких массовых злодеяниях как геноцид, преступления против человечности или военные преступления, совершаемые в массовых масштабах. Россия отрицательно относится к этой инициативе. «Право вето для постоянных членов — важнейший механизм, который заставляет работать над поиском консенсусных решений, и в огромном числе случаев это удаётся» — заявил постоянный представитель России при ООН В. Чуркин.
Председатель 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН М. Люккетофт высказал мнение о том, что постоянным членам СБ следует перестать использовать право вето и искать взаимоприемлемые решения острых проблем, пояснив при этом, что «невозможно лишить члена Совбеза ООН права вето, это прописано в Уставе ООН, а Устав можно изменить только при единогласном решении пяти постоянных членов Совбеза».
История
Вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности рассматривался на конференции четырёх держав — Великобритания, Китай, СССР и США — в Думбартон-Оксе, проходившей с 21 августа по 7 октября 1944. За основу обсуждения был принят проект, подготовленный США, в котором предусматривалось обязательное единогласие всех постоянных членов Совета при принятии решений, касающихся поддержания международного мира и безопасности. США настаивали на своём проекте и соглашались войти во вновь учреждаемую организацию лишь при условии действия правила единогласия постоянных членов Совета. На конференции принцип единогласия был одобрен, но часть разногласий осталась непреодолённой.
В дальнейшем правительство США подготовило новый проект положений о процедуре голосования в СБ. Проект, впоследствии получивший наименование «ялтинская формула», был рассмотрен и одобрен тремя державами на Ялтинской (Крымской) конференции союзных держав (4—11 февраля 1945). В итоговом протоколе работы конференции были зафиксированы принятые на ней предложения для подготовки Устава Всеобщей Международной Организации, предусматривающие в частности следующее:
Окончательный текст Устава ООН был принят на Сан-Францисской конференции 50 государств, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Вопрос о праве держав «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности вызвал на конференции наиболее острые и длительные прения. В частности, малые страны опасались, что в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов СБ Совет не сможет принимать надлежащие решения. В общей сложности к четырём державам-инициаторам конференции были обращены 23 вопроса, касающиеся применения права вето. Разъяснения были представлены 7 июня 1945 года в Декларации делегаций четырёх приглашающих правительств, к которой присоединилась также и Франция. В итоге малые страны сняли свои возражения, и Конференция Объединенных Наций приняла текст статьи 27 Устава ООН, в основу которой были положены решения Ялтинской конференции.
Действующая в настоящее время статья 27 Устава ООН сформулирована в следующем виде:
Современный вид статья 27 приняла после того, как 17 декабря 1963 года Генеральная Ассамблея приняла поправки, вступившие в силу 31 августа 1965 года. До внесения поправок решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считались принятыми, когда за них поданы голоса семи членов, и по всем другим вопросам — когда за них поданы голоса семи членов, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности.
Смотрите также
В Совбез — без мира
В первую очередь, стоит отметить «группу четырех», в которую входят Германия, Япония, Бразилия и Индия. Еще в 2005 году эти страны предложили проект реформы, подразумевающий увеличение мест в Совбезе на десять, из которых четыре отошли бы для непостоянных членов, а шесть — для постоянных. Разумеется, все четыре страны надеются увидеть себя среди этой шестерки, аргументируя это своим экономическим потенциалом.
Проблема здесь заключается в том, что Германия и Япония являются одними из зачинщиков Второй мировой войны, что ставит под сомнение их право на постоянное присутствие в Совбезе.
«Для народов мира эта проблема все еще не растворилась и не стерлась», — отмечает Владимир Захаров. Сергей Орджоникидзе отмечает также и правовой аспект этого вопроса. «У нас даже мирный договор с Токио не подписан — как мы можем поддержать японские стремления на постоянное членство в Совбезе?» — задается вопросом дипломат.
При этом не только Россия противится членству этих стран в СБ, но и Китай. У Пекина при этом есть проблемы не только с Японией, но и с Индией, в том числе — территориальные споры. Включение стран четверки в Совет Безопасности потенциально может не только не улучшить работу ООН, но и напротив — разногласия между странами могли бы еще больше тормозить принятие различных решений.
Схожий с подходом «группы четырех» вариант предлагает также Африканский союз. Они также считают, что число постоянных членов СБ необходимо увеличить на шесть, отдав два места африканским странам.
Еще один вариант реформы предлагает группа под названием «Единство во имя согласия». В нее входят Италия, Алжир, Мексика, Канада, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Кения, Испания, Турция, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Их предложение подразумевает увеличение СБ на 10 членов, все из которых имели бы статус непостоянных.
«ООН просто прекратит своё существование»
Право вето не может быть упразднено без участия в этом решении государств, обладающих этими полномочиями, отметил в беседе с RT эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
«Страны — члены ООН не могут прийти к решению отменить право вето. Это оговаривается в учредительных документах. То есть для принятия такого решения нужно поменять эти документы, что невозможно без согласия тех стран — членов ООН, у которых есть право вето», — уточнил он.
Впрочем, отметил эксперт, правки в официальные документы можно внести с помощью обходной процедуры, но за этим последует распад организации.
«Если они всё же сделают это (внесут изменения в документы. — RT) с помощью обходной процедуры, то ООН просто прекратит своё существование в нынешнем виде», — сказал он.
Его мнение разделяет и ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.
Что касается Украины, то, по мнению эксперта, она поддержала эту инициативу, поскольку стремится ослабить влияние ООН на международной арене.
«Заявления Украины идут в фарватере американского внешнеполитического курса и отражают настрой американской элиты. Очевидно, что на протяжении всей холодной войны и после неё ООН мешала американскому проецированию силы, сдерживала США. Поэтому они хотят ослабить организацию», — объяснил Блохин.
Состав
Основная статья: Список членов Совета Безопасности ООН
Диаграмма, представляющая места в Совете Безопасности ООН по каждой из региональных групп. Африка Азия и Тихоокеанский регион Восточная Европа Латинская Америка и Карибские государства (GRULAC) Западная Европа и прочие страны (WEOG)
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
- пять — от государств Африки и Азии;
- один — от государств Восточной Европы;
- два — от государств Латинской Америки;
- два — от государств Западной Европы и других государств.
Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных по алфавиту английских названий.
Постоянные члены
- Великобритания Великобритания
- КНР КНР (до 1971 года — Китайская Республика Китайская Республика)
- Россия Россия (до 1991 года — СССР СССР)
- США США
- Франция Франция
Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».
Это устройство в значительной мере сохранилось с рузвельтовского плана «четырёх полицейских» (1941), модифицированного включением Франции и добавкой региональной компоненты. Так, место Китая до 25 октября 1971 года занимала Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758).
Россия является постоянным членом СБ ООН с 24 декабря 1991 года как государство-правопреемник СССР.
Непостоянные члены
Непостоянными членами СБ ООН являются:
Год | Африка | Азия | Латинская Америка | Западная Европаи прочие страны | Восточная Европа | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2016 | Египет Египет | Сенегал Сенегал | Япония Япония | Уругвай Уругвай | Украина Украина | |||||
2017 | Эфиопия Эфиопия | Казахстан Казахстан | Боливия Боливия | Швеция Швеция | Италия Италия | |||||
2018 | Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар | Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея | Кувейт Кувейт | Перу Перу | Нидерланды Нидерланды | Польша Польша | ||||
2019 | ЮАР ЮАР | Индонезия Индонезия | Доминиканская Республика Доминиканская Республика | Бельгия Бельгия | Германия Германия | |||||
2020 |
В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:
- Бразилия, Япония — по 20 лет в качестве члена СБ;
- Аргентина — 18;
- Индия, Колумбия, Пакистан — по 14;
- Италия, Канада — по 12.
После окончания «холодной войны» и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991—1992 эта статистика выглядит так:
- Япония — 11;
- Бразилия — 10;
- Аргентина — 9;
- Индия, Италия, Колумбия, Пакистан — по 7;
- Канада, Нидерланды, Польша — по 6;
- Австралия, Бельгия, Венесуэла, Германия, Египет, Испания, Нигерия, Панама, Перу, Чили — по 5;
- Дания, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Турция, Украина, Филиппины, Швеция, Югославия — по 4.
Более 60 государств — членов ООН никогда не избирались членами СБ.
Италия и Нидерланды на выборах 2016 года получили равное число голосов, и поэтому занимают места в СБ в течение 1 года.
Полномочия дипломатических представителей
Исторический анализ по странам
Великобритания
Лондон воспользовался своим правом вето 32 раза, причем в 23 случаях одновременно с США и в 14 — с Францией.
В последний раз это произошло в 1989 году, когда Великобритания и Франция заблокировали резолюцию с осуждением вмешательства США во внутренние дела Панамы.
В одностороннем порядке Лондон использовал право вето в семи случаях.
Китай (КНР и Тайвань)
Основная статья: Китай и ООН
С по место Китая в Совете безопасности принадлежало не КНР, а Китайской Республике (КР), с 1949 года расположенной на Тайване. Эта делегация наложило вето лишь один раз — в 1955 г.[источник не указан 292 дня], возражая против вступления в ООН Монголии, поскольку КР считала Монголию частью Китая. Вето было снято лишь в 1960 г. после того, как СССР пригрозил заблокировать принятие в ООН всех новых независимых стран Африки. Китайская Республика сняла вето, но выразила протест.
В 1971 место Китайской Республики в ООН было передано КНР (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758). В 1972 году КНР наложила вето, возражая против принятия в ООН Бангладеш. Всего с момента вступления в Совет безопасности по декабрь 2017 КНР использовала право вето 11 раз:
- 1972 — Приём новых членов ООН (Бангладеш)
- 1997 — Центральная Америка, усилия по установлению мира
- 1999 — Положение в Македонии
- 2007 — Положение в Мьянме (совместно с РФ)
- 2008 — Мир и безопасность в Африке (совместно с РФ)
- 2011 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ).
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ)
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ)
- 2014 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с РФ)
СССР/Россия
В начальный период деятельности ООН представитель СССР В. М. Молотов настолько часто прибегал к праву вето, что стал известен как «господин Вето»[кому?]. По статистике, за первые 10 лет существования ООН СССР накладывал вето 79 раз, что составило половину всех наложенных запретов.[источник не указан 192 дня] В частности, Молотов регулярно запрещал принятие в ООН новых членов, поскольку США отказывались принять все советские республики в качестве самостоятельных членов ООН. Начиная с 1970-х годов вследствие увеличения числа стран, которые поддерживали позицию СССР, применение вето стало редким.
После того, как Россия в 1991 году заняла в Совете Безопасности место, ранее принадлежавшее СССР, она прибегала к использованию права вето в общей сложности 21 раз:
- 1993 — Положение на Кипре
- 1994 — Ситуация в Республике Босния и Герцеговина
- 2004 — Положение на Кипре
- 2007 — Положение в Мьянме (совместно с Китаем)
- 2008 — Мир и безопасность в Африке (совместно с Китаем)
- 2009 — Положение в Грузии
- 2011 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2012 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2014 — Письмо Постоянного представителя Украины при ООН от 28 февраля 2014 года на имя Председателя СБ
- 2014 — Положение на Ближнем Востоке (совместно с Китаем)
- 2015 — Ситуация в Боснии и Герцеговине
- 2015 — Письмо Постоянного представителя Украины при ООН от 28 февраля 2014 года на имя Председателя СБ
Новое мироустройство — новая структура
Вопрос о реформировании Совета Безопасности ООН возник ещё в 1993 году. Одним из пунктов этой повестки является отмена права вето. Ряд стран, в числе которых Франция, Мексика и Испания, выступают против использования права вето при принятии решений на заседаниях ООН постоянными членами организации — Россией, Китаем, Францией, Великобританией и США.
Эксперты подчёркивают, что организация действительно нуждается в реформировании, поскольку была создана сразу после Второй мировой войны.
«С тех пор уже трижды изменился мировой порядок. Рухнул биполярный мир. На смену ему пришёл однополярный, который тоже рухнул. Сейчас формируется новое мироустройство — полицентричный мир. ООН — некое зеркало, отражающее реалии современного мироустройства. И неэффективность ООН — следствие современных мировых проблем», — отметил Константин Блохин.
Также по теме
«Признание и международная поддержка»: как Китай стал членом ООН вопреки воле США
65 лет назад власти США заявили о своём категорическом неприятии идеи членства в ООН Китайской Народной Республики. Однако…
Однако, подчёркивает эксперт, к вопросу реформаторского толка в структуре ООН необходимо подходить обстоятельно. В противном случае есть риск повторить судьбу Лиги Наций или сократить сферу влияния организации.
«Сейчас всё идёт к тому, что ООН будет похожа на Лигу Наций. Любая международная организация эффективна только тогда, когда мировой порядок стабилен», — отметил Блохин.
Эксперты также разделяют мнение о необходимости увеличить число участников организации, но с учётом интересов России.
«Я допускаю, что необходимо расширить число постоянных членов Совбеза ООН, но это необходимо делать последовательно и согласованно, учитывая интересы России в том числе», — сказал Блохин.
Напомним, международная организация Лига Наций была создана после окончания Первой мировой войны в результате Версальского соглашения в 1919 году. Задачи организации состояли в обеспечении коллективной безопасности, урегулировании международных споров и предотвращении военных действий. Лига Наций прекратила существование в 1946 году.
В МИД РФ неоднократно заявляли, что СБ ООН нуждается в реформировании, поскольку текущий состав Совета Безопасности уже не соответствует реальному соотношению сил в мире.
«Совет Безопасности ООН, конечно же, нуждается в обновлении. Я согласен с тем, что нынешний состав этого важнейшего органа уже не отражает реального соотношения сил, сложившегося в мире», — об этом весной 2018 года говорил глава МИД РФ Сергей Лавров.
СБ ООН был сформирован как постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций в 1946 году. В его состав входят 15 государств, в том числе пять постоянных — Россия, Китай, США, Великобритания и Франция. Каждая из этих стран обладает правом вето. Изменение в составе СБ ООН произошло единственный раз — в 1965 году: тогда число непостоянных членов Совета возросло с шести до десяти.