Империя великих моголов
Содержание:
- Великий Акбар – истинный основатель Монгольской империи
- Наследник Бабура
- Как ему удалось так разбогатеть
- Предыстория
- История изменений:
- Примечания
- Философские школы Древней Индии
- Бабур: основатель династии
- Ссылки
- Рождение нового государства
- Культура, наука и искусство Древней Индии
- 1976 год
- Литература
- Примечания
- Колониальное разграбление Индии
- Скифы — предки индийских рыцарей
- Список президентов
- Предыстория
Великий Акбар – истинный основатель Монгольской империи
Внук Бабура родился в период постоянных военных походов. Детство мальчика прошло в переездах, что наложило серьезный отпечаток на его характер и воспитание. Большую склонность Акбар проявлял к военному делу. Он умело управлялся с орудием и показывал себя отличным стратегом. К двенадцати годам мальчик был уже искусным воином и стал полноправным участником похода на Индию.
Он оказался очень удачным для Великих Моголов, и власть вновь вернулась в их руки. Однако Хумаюн не долго наслаждался своим триумфом – приблизительно через два года он упал с крутой лестницы и скончался в результате тяжелейшей травмы черепа. На трон взошел четырнадцатилетний Акбар, ставший в будущем великим правителем.
Сын Хумаюна правил практически полвека и создал великую империю, где мирно сосуществовали все народы, а провинции процветали. Историки считают, что самой главной целью Акбара являлось объединение земель и достижение мира на присоединенных территориях. Большим достижением его политики считается прекращение существования мусульманских государств. Все они постепенно вошли в состав империи. Акбар старался действовать уговорами, но в случае необходимости применял и силу. Также он поступал с индийскими раджами, которые вскоре стали преданными вассалами Великого Могола.
Большое внимание Акбар уделял культуре. Он с большим уважением относился к чужим традициям и религии
Особенно это касалось культурного наследия индусов. Их священные тексты правитель приказал перевести на персидский язык. Несмотря на отличия между религиозными верованиями в стране, правителю удалось сохранять мир между конфессиями. Он не запрещал им творить свои обряды за исключением тех, которые сопровождались жестокостью и человеческими жертвоприношениями.
Для того чтобы полностью исключить в империи конфликты на религиозной почве, Акбар потратил много времени на создание новой религии на основе пяти верований. При жизни Великого Могола она была практически полностью сформирована и введена на официальном уровне.
Наследник Бабура
Историки считают, что первого Великого Могола нельзя считать полноценным основателем империи. Он, заложивший ее основы, не успел создать государство, о котором мечтал. К сожалению, и его наследнику это не удалось.
В истории империи существовало более пятнадцати правителей. Многие из них вошли в историю как блистательные руководители и военные стратеги, однако существовали и те, которые лишь по праву крови, а не по деяниям носили титул Великого Могола. К таким некоторые историки относят и сына Бабура – Хумаюна.
Он пришел к власти сразу после смерти отца и правил страной около двадцати шести лет. Однако ему не удалось укрепить государство, хотя у Хумаюна был немалый опыт управления землями. Ведь во время правления отца он уже был назначен наместником Великих Моголов в провинциях.
Отличаясь добрым нравом и милосердием, он отдал часть своих полномочий своим братьями, тем самым решив судьбу своей империи. Дело в том, что видя слабость власти, афганские правители сеяли раздор среди провинций и активно вмешивались в политические дела государства.
В итоге это привело к военным конфликтам, которые продолжались на протяжении всей жизни Хумаюна. Ему то удавалось одержать победу, то вновь терпеть поражения. Однако при всем своем стремлении удержать власть ему это не удалось. В Индию вторглись афганские захватчики и оттеснили Хумаюна. Долгие пятнадцать лет империей правили Суриды.
Как ему удалось так разбогатеть
Осман Али Хан, титулованный британцами как Его Высочайшее Величество, был единственным индийским принцем, удостоенным подобного звания. Он правил туземным княжеством Хайдарабад, на тот момент занимавшим территорию площадью 223 000 квадратный километров (нынешняя площадь Великобритании). Его владения простирались до сегодняшних штатов Андхра Прадеш, Карнатака и Махараштра. Личные земли низама составляли примерно треть этой территории.
В 1936 году британский резидент Дункан Макензи (резидентами тогда называли дипломатических агентов, находившихся в постоянной миссии при иностранном дворе) провел оценку состояния низама. По его заключению годовой доход правителя составлял 19,5 % от валового дохода и 27,3 % чистого дохода княжества.
Помимо этих источников, низам получал таможенный налог города Хайдарабад и прилегающих к нему торговых путей, а также мог пользоваться деньгами из фонда княжества. С точки зрения тогдашнего правительства Дели, ни один правитель в истории не владел таким обширным состоянием, а его личные богатства вообще не поддавались подсчетам.
Предыстория
В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 года гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI века распалось.
В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.
В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане во главе с правителем Газневидского государства — Махмудом Газневи. В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети.
Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в — гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 году остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами.
История изменений:
Примечания
- The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
- , с. 216.
- ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
- , с. 213.
- ↑ Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
- История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.
Философские школы Древней Индии
Зарождение философского течения в Древней Индии произошло за два тысячелетия до нашей эры. Она изучала соотношение человек-природа и существование тела и души человека.
Все о культурных особенностях страны, подробнее: Обычаи и традиции Индии.
Самая старая философия Индии – Веды. Это сборник заклинаний, обрядов, молитв, обращенных к высшим силам природы. Показывает представление людей о морали и нравственности. Делиться на четыре части: гимны, ритуалы, правила жизни людей и сокровенные знания. Веды – основа всех школ философии в мире. Характерной чертой ведического верования есть политеизм. Это поклонение множественным богам. Они имели свойства человека или получеловека – полузверя. Главным богом был Индра – воин. Почитали Агни – бога огня, Сурья – бога солнца и других. Согласно верованию мир разделен на три сферы: небо, землю и эфир.
Происходящие изменения в обществе, разделение на касты привело к тому, что только маленькое число людей стало понимать Веды. Тогда в философских школах древней Индии появились брахманы, которые трактовали ведические тексты. Это породило период течения Брахманизма. Ведическая философия принимала новые знания и ритуалы, а поддерживали их брахманы. Суть брахманизма: главный бог Праджапати есть хозяин всего живого и Владыка перерождений. Он требует жертвоприношений. Брахманы стали наравне с Богом.
Брахманизм стал основой индуизма и буддизма. Индуизм –продолжение брахманизма но с учетом местных религий. Индуизм говорит о боге-творце, иерархии богов. Появилось три основных бога.
Буддизм хоть он появился значительно позже Ведизма, но за несколько столетий стал религией многих народов мира. Выйдя из Индии, он закрепился в азиатских странах. Основатель религии — Будда. Основная идея религии – идея нирваны, которая проповедует спасение человека через освобождение. На этом пути есть определенные правила, которые называются заповедями. Будда объяснил, от чего бывают страданий и как от них освободиться. Религия выступает за идею равенства всех людей.
Человек всегда стремился к познанию и это есть двигатель развития общества. Во все времена путь к этому познанию освещала философия. Выраженная в разных течениях религии, научных изысканиях она, по-прежнему, помогает найти ответы на волнующие вопросы о смысле бытия.
Путешествие по Индии, видео:
Бабур: основатель династии
Эту историческую личность по праву считают отцом всех Великих Моголов. Именно ему приписывают создание империи. Однако на самом деле он всего лишь создал все предпосылки для того, чтобы в будущем весь мир заговорил о величии Моголов. Но данный факт ни в коем случае не умоляет вклад Бабура в изменение истории своего народа, хотя до сих пор удивительно, как смог это сделать мальчик, оставшийся совсем один и вынужденный бежать из своей родной страны.
Откуда пришли Великие Моголы? Ученые утверждают, что Бабур был родом из современного Узбекистана. Его мать и отец принадлежали к прославленным родам, и юный тимурид в полной мере унаследовал агрессию, амбициозность и воинственность своих великих предков. Приблизительно в двенадцать лет он остался без родителей, но юноша сумел создать действующую армию и через два года уже именовался «повелителем Самарканда».
Эта победа вскружила ему голову, несмотря на то, что удержаться в городе Бабуру удалось всего лишь на четыре месяца. Вскоре его изгнали оттуда и заставили с позором бежать в земли Афганистана. Там юноша вновь проявил свой несгибаемый характер и завоевал Кабул. Однако мысли о Самарканде не покидали его. Еще несколько раз он делал попытки вернуться домой, но все они успеха ему не принесли. К тому же, настойчивость Бабура вынудила правителя Самарканда преследовать его.
В итоге юноша двинулся в сторону Индии, где и вознамерился создать свою империю, от мощи который содрогнулся бы мир.
Ссылки
Рождение нового государства
В начале шестнадцатого века Бабур вместе с войском подошел к границам Средней Азии. Его армия была невелика – она насчитывала всего лишь двадцать тысяч человек. Однако юноша был умен и сумел оснастить свое войско техникой, дававшей ему неоспоримое преимущество в бою. У Бабура имелась своя артиллерия, а защищали ее телеги, скрепленные между собой мощными цепями. Благодаря тактике талантливый юноша сумел разбить более многочисленную армию Делийского султаната. После нескольких лет сражений Бабур вошел в Дели, что стало последней страницей в истории султаната.
Но зато на осколках старого государства родилась империя Великих Моголов. Создание ее длилось еще несколько десятилетий и к моменту своей смерти Бабур оставил сыновьям довольно значительные земли, простирающиеся до Амударьи.
Культура, наука и искусство Древней Индии
Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).
Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.
Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.
Немалыми были достижения индийцев и в научной области:
- Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
- Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
- Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
- Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).
Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.
1976 год
Литература
- К. Рыжов. Все монархи мира. XV—XX век. — М.: Вече, 2004.
- А. Мюллер. История ислама. — М.: АСТ, 2004.
- Б. Гаскойн. Великие моголы. — М.: Центрполиграф, 2003.
- Фурсов К. А. Отношения английской Ост-Индской Компании с Могольским султанатом: проблема периодизации // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение.. — М.: Издательство Московского университета, 2004. — № 2.
- Фурсов К. А. Распад Могольского султаната: интерпретации // «В России надо жить долго…»: памяти К. А. Антоновой (1910—2007) / Сост. и отв. ред. Л. Б. Алаев, Т. Н. Загородникова.. — М.: Восточная литература, 2010.
- Н. К. Синха, А. Ч. Банерджи. История Индии / Перевод с английского Степанова Л. В., Ястребовой И. П. и Княжинской Л. А. Редакция и предисловие Антоновой К. А.. — М.: Издательство Иностранной литературы, 1954.
Примечания
- The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
- , с. 216.
- ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
- , с. 213.
- ↑ Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
- История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.
Колониальное разграбление Индии
Усиление позиций Британской Ост-Индийской компании в Бенгалии, сопровождалось всевозможными нарушениями и грабежами. Получив власть над Индией англичане стали через своих агентов приобретать товары и продукты по ценам гораздо ниже рыночных и перепродавать их как европейцам, так и местным.
Также были введены разорительные налоги, ремесленники прикреплялись к факториям и сдавали свои изделия за минимальную цену, а иногда и бесплатно.
Англичане вывозили ценностей товаров на сумму в миллиарды фунтов и продолжали грабить население.
Все это привело к нескольким бунтам и голоду от которого умерло от 7 до 10 миллионов человек. В 1769 году когда начался голод Бенгалией управлял Уоррен Гастингс — ставший первым генерал-губернатором Индии. Он изменил административную систему, создал полицию, модернизировал налогообложения, но его действие мало что изменили, ведь во главу угла по-прежнему ставилась прибыль компании.
Уоррен Гастингс — первый генерал-губернатор Индии
В 1773 году компания оказалась на грани банкротства. Проблема с продажами чая и других товаров в Америке привели ее практически к разорению. Вдобавок, деньги полученные благодаря притеснению индийского населения расходились между акционерами, директорами, губернаторами и другими служащими.
Чтобы спасти компанию Британское правительство было вынуждено вложить государственные деньги и стало тщательно контролировать ее деятельность.
В 1799 году губернатором становится и Ричард Уэсли, он продолжал перекраивать страну под интересы компании контролируя в это время почти всю южную Индию, после англичане принялись захватывать её северную часть.
Контроль англичанами всего юга Индии на момент 1800 года
Во время продвижения британцев в центр Индии, они столкнулись со стойким сопротивлением со стороны Сикхской Империи и других индийских стран не заинтересованных в ведении бизнеса с англичанами.
Старший брат Уэсли — герцог Веллингтон, который в будущем победит наполеона под Ватерлоо, помог военным путем подчинить часть территории. Следовательно на рубеже девятнадцатого века — братья Уэсли преуспели в том, чтобы оставить позади себя основы Империи.
Следующие генерал-губернаторы действовали с переменным успехом, при этом компания продолжала наращивать свои силы в регионе и увеличивала территории, завоевывая отдельные области или заставляя их перейти под протекторат.
По мере приближения середины 19-го века индийское национальное самосознание начало формироваться, поскольку длительное правление компании привело к более широкому кругу социальных и экономических реформ, проводимых все более чуждыми местными правителями.
Скифы — предки индийских рыцарей
Дословно слово «раджпутра» означает «сын царя» или «сын раджи». В средневековой Индии они входили в касту воинов-кшатриев, однако не стоит ставить между «кшатриями» и «раджпутами» знак равенства. Исследователи предполагают, что в Северной Индии, долгое время боровшейся против разного рода захватчиков, очень быстро произошёл переход к условной «феодальной» системе, в которой главную роль в войсках стала играть наследственная аристократия. Более того, «раджпуты» — это ещё и клановая идентичность.
Раджпуты, изображенные португальцами. XVI век. (Wikimedia Commons)
Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе происхождения раджпутов. Существует две основные версии. Согласно первой, выдвинутой ещё в XIX веке уже упоминавшимся Тоудом, «рыцари» Северной Индии ведут свою родословную от кочевых племён саков и юэчжи, пришедших на эту территорию после падения Греко-Бактрийского царства и развала империи Маурья. Сейчас эта гипотеза поддерживается большинством европейских исследователей. Вторая, распространённая в среде индийских историков, говорит о раджпутах как об автохтонном арийском населении. По всей видимости, истина лежит где-то посередине. Вполне вероятно, что воинственные кочевые племена, попав в Северную Индию, постепенно ассимилировались, приняли индуизм и влились в касту кшатриев, став ведущей вооружённой силой в регионе.
Список президентов
Применённая в первых столбцах таблицы нумерация является условной. В столбце «Выборы» отражены состоявшиеся выборные процедуры либо иные основания для занятия поста президента.
Имена персон в списке последовательно приведены на языках согласно их национального происхождения, являющихся в стране государственными.
Портрет | Имя(годы жизни) | Полномочия | Выборы | Партия | Вице-президент | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало | Окончание | |||||||
1 | Раджендра Прасад(1884—1963)хинди राजेन्द्र प्रसाद | 26 января | 13 мая | Индийский национальный конгресс | Сарвепалли Радхакришнан13 мая 1952 — 12 мая 1962 | |||
(англ.)русск. | вышел из Индийского национального конгресса | |||||||
(англ.)русск. | ||||||||
2 | Сарвепалли Радхакришнан(1888—1975)хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन | 13 мая | 13 мая | (англ.)русск. | независимый | Закир Хусейн13 мая 1962 — 12 мая 1967 | ||
3 | Закир Хусейн(1897—1969)урду ذاکِر حسین | 13 мая | 3 мая | (англ.)русск. | Варахагири Венката Гири13 мая 1967 — 3 мая 1969 | |||
Варахагири Венката Гири(1894—1980)телугу వరాహగిరి వేంకట గిరి | 3 мая | 20 июля | Индийский национальный конгресс | вакантно | ||||
Мухаммад Хидаятулла(1905—1992)урду محمّد هدایة اللہ | 20 июля | 24 августа | независимый | |||||
4 | Варахагири Венката Гири(1894—1980)телугу వరాహగిరి వేంకట గిరి | 24 августа | 24 августа | (англ.)русск. | вышел из Индийского национального конгресса | Гопал Сваруп Патхак31 августа 1969 — 30 августа 1974 | ||
5 | Фахруддин Али Ахмед(1905—1977)ассам. ফখৰুদ্দিন আলি আহমেদ | 24 августа | 11 февраля | (англ.)русск. | Басаппа Данаппа Джатти31 августа 1974 — 30 августа 1979 | |||
Басаппа Данаппа Джатти(1912—2002)хинди बसप्पा दनाप्पा जत्ती | 11 февраля | 25 июля | Индийский национальный конгресс | |||||
6 | Нилам Санджива Редди(1913—1996)хинди नीलम संजीव रेड्डी | 25 июля | 25 июля | (англ.)русск. | вышел из Джаната парти | |||
Мухаммад Хидаятулла31 августа 1979 — 30 августа 1984 | ||||||||
7 | гиани (англ.)русск.Заил Сингх(1916—1994)в.-пандж. ਜ਼ੈਲ ਸਿੰਘ Джарнаил Сингхв.-пандж. ਜਰਨੈਲ ਸਿੰਘ | 25 июля | 25 июля | (англ.)русск. | вышел из Индийского национального конгресса | |||
Рамасвами Венкатараман31 августа 1984 — 24 июля 1987 | ||||||||
8 | Рамасвами Венкатараман(1910—2009)там. ராமசுவாமி வெங்கட்ராமன் | 25 июля | 25 июля | (англ.)русск. | Шанкар Даял Шарма3 сентября 1987 — 24 июля 1992 | |||
9 | Шанкар Даял Шарма(1918—1999)хинди शंकर दयाल शर्मा | 25 июля | 25 июля | (англ.)русск. | Кочерил Раман Нараянан21 августа 1992 — 24 июля 1997 | |||
10 | Кочерил Раман Нараянан(1920—2005)малаял. കോച്ചേരില് രാമന് നാരായണന | 25 июля | 25 июля | (англ.)русск. | Кришан Кант21 августа 1997 — 27 июля 2002 | |||
11 | Авур Пакир Джайнулабдин Абдул Калам(1931—2015)там. அவுல் பகிர் ஜைனுலாப்தீன் அப்துல் கலாம் | 25 июля | 25 июля | (англ.)русск. | независимый | |||
Бхайрон Сингх Шекхават19 августа 2002 — 21 июля 2007 | ||||||||
12 | Пратибха Девисингх Патил(род. 1934)маратх. प्रतिभा देवीसिंह पाटील | 25 июля | 25 июля | (англ.)русск. | вышел из Индийского национального конгресса | Мохаммад Хамид Ансари11 августа 2007 — 11 августа 2017 | ||
13 | Пранаб Кумар Мукерджи(1935—2020)бенг. প্রনব কুমার মুখার্জী | 25 июля | 25 июля | |||||
14 | Рам Натх Ковинд(род. 1945)бенг. রাম নাথ কোবিন্দ | 25 июля | действующий | вышел из Бхаратия джаната парти | ||||
Муппаварапу Венкая Найду (англ.)русск.с 11 августа 2017 |
Предыстория
В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 года гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI века распалось.
В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.
В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане во главе с правителем Газневидского государства — Махмудом Газневи. В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети.
Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в — гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 году остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами.