Политические партии современной россии и их цели
Содержание:
- Обнаружение
- Партийная система
- Общество и роль партийных организаций
- Причины возникновения новых социальных движений
- См. также
- Недостатки многопартийных систем
- Идеология[править | править код]
- Классификация по количественному параметру
- Отличительные признаки массовых и кадровых партий
- См. также
- «Союз русского народа»
- ↑ Политические организации, виды.
- В литературе[править | править код]
- Примечания
- См. также
- Список
- Навигация
- Признаки современной политической партии, типология
- ↑ Политическое движение
Обнаружение
Партийная система
Партийной системой называют совокупность политических партий государства, которые принимают участие в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные и многопартийные:
- Однопартийная система. Одна партия подавляет все другие, конкуренция и сотрудничество между партиями постепенно исчезает. Подобная ситуация формируется при тоталитарном и авторитарном режиме. СССР до 1990 года, Германия в 30-40-х годах ХХ века.
- Двухпартийная система. Реальной политической силой и возможностью выиграть в выборах обладают только две партии в стране. Они же занимают большинство мест в парламенте. Яркие примеры: США, Великобритания.
- Многопартийная система. Соперничество разных партий, ни одна не обладает преимуществом. Система характерна для развитых демократических стран: страны Скандинавии, Польша, Румыния, Италия, Австрия.
Общество и роль партийных организаций
Все, что создается в материальном и нематериальном мире, имеет свои задачи. Политические силы объединяются в партии для захвата власти и активного участия в ней. Благодаря этим силам происходит связь государства и народа, регулируются социальные и политические аспекты общественной жизни, осуществляется руководство классовой борьбой.На сегодняшний день происходит стирание границ между классами и группами населения. Социально различные, порой ранее антагонистичные слои населения постепенно объединяются на фоне роста благосостояния и стабилизации экономической ситуации в масштабах стран, единства международного информационного пространства. В этих условиях некоторые партии теряют идентичность избирательного электората, становясь практически универсальными. В новом облике они все менее служат обществу, перебирая на себя всемерное отстаивание курса существующего на данный момент правительства. Можно сказать, что концептуальное строение самой системы партий изменяется под воздействием внешних и внутренних факторов, каким оно будет в перспективе, покажет будущее.
Причины возникновения новых социальных движений
Среди причин появления новых общественных движений можно назвать: наличие нерешенных социальных проблем, стремление населения страны участвовать в решении этих проблем, недоверие органам власти.
Зачастую эти движения не имеют целью изменить социальную систему, а нацелены на изменение культурных и социальных ценностей. Эти ценности участники движений связывают в основном со свободой личности.
К особенностям новых социальных движений относятся:
- социальная база – участие в движениях людей разных классов и групп общества, в том числе возросшее количество женщин и молодежи;
- круг проблем – глобализация производства, проблема отчуждения человека в социуме, права женщин и детей;
- принцип организации – снизу, возможность смены руководства, контроль за руководством, гласность;
- необычные методы работы: не митинги и пикеты, а воздействие на массовое сознание с помощью интернета и соцсетей.
Таким образом, социальные движения и партии – это формы, в которых выражается желание людей влиять на политическое устройство страны и решения ее лидеров. Однако, если движения предъявляют ограниченное число требований, обладают непостоянным составом, то партии являются жестко организованными группами, задачи и цели которых четко прописаны в программных документах.
Политика
- Примеры готовых эссе по теме «Политика»
- 15 сложных планов по блоку «Политика»
- Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
- Социальная политика и социальные гарантии государства
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Добавь в избранное и поделись
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
См. также
Недостатки многопартийных систем
Многие необходимые экономические реформы никогда бы не осуществились, если бы для их реализации нужно было одобрение большинства. Увеличение налоговой ставки, поднятие пенсионного возраста, закрытие крупных убыточных предприятий, дающих работу большому числу людей — все эти объективно необходимые мероприятия проводились не благодаря, а вопреки волеизъявлению большинства. Да, рост налоговой ставки приведет в конечном итоге к повышению уровня социальной защищенности. Да, при увеличившейся средней продолжительности жизни имеет смысл поднять возрастную планку выхода на пенсию – это снизит нагрузку на пенсионные фонды и увеличит поступления в бюджет за счет налогов, взимающихся с заработной платы. Да, убыточные предприятия дотируются государством и выгоднее их закрыть, организовав новые рабочие места, чем содержать, продолжая расходовать деньги впустую. Теоретически это очевидно, но практически люди, интересов которых касаются эти изменении, будут против. Деятельность политических партий, поддерживающих подобные реформы, избирателями будет не просто не понята. Они сочтут ее прямым предательством их интересов.
Вместе с тем не раз бывало, когда большинство поддерживало политические программы, не принесшие ничего, кроме бед.
Фашисты в Германии пришли к власти в результате законного голосования. Лидирующая политическая партия Палестины, Хамас, в ряде стран Европы считается террористической организацией. Многие чудовищные преступления против человечности совершались именно при поддержке большинства. Ксенофобия, расовая, религиозная нетерпимость, приверженность жестоким традициям – это ведь далеко не всегда удел самых отсталых слоев общества. В бедных странах, в странах с низким уровнем образования, в странах, измученных войной или голодом именно эти настроения являются доминирующими. И, конечно, общественно-политические партии будут отражать стремление народных масс найти врага и уничтожить его. А уж справедливо это или нет, гуманно или не очень – об этом будут говорить в лучшем случае дети тех, кто голосует за радикалов. А может, и внуки.
Этими соображениями в свое время руководствовались и древние греки, критикуя демократию. Большинство – это толпа, чернь. Она необразованна, жестока и эгоистична. Не лучше ли передать управление достойным правителям, упразднив политические партии? В обществе, управляемом людьми образованными и высокоморальными, будут невозможны жестокость или несправедливость.
Идеология[править | править код]
Пытаясь создать видимость самостоятельной выработки политической позиции и страдая от отсутствия свежих идей и реальной оппозиции в Госдуме, ряд активных членов фракции ЕР в начале 2005 одновременно выступили с публичным изложением «новых» подходов к развитию экономики и общества России — так называемому «социально ориентированному» и «праволиберальному», или «либерально-консервативному». Речь шла о создании внутри партии двух «крыльев» и «центра» («социального консерватизма»). Инициатива, однако, заглохла сразу же, как только стала ясна негативная реакция президентской администрации. Дискуссию членам партии разрешили лишь на уровне неформальных «клубов».
В феврале 2006 на официальном вебсайте партии была опубликована стенограмма выступления заместителя руководителя Администрации Президента РФ Владислава Суркова перед слушателями Центра партийной учёбы и подготовки кадров «Единой России» (http://www.edinros.ru/news.html?id=111148), в котором он сделал попытку «описать новейшую историю в оценках и под тем углом зрения, который в целом соответствует курсу Президента, и через это сформулировать наши основные подходы к тому, что было раньше, и к тому, что будет с нами в будущем».
Тем самым Сурков впервые публично признал, что в России создаётся политическая система с «Единой Россией» как единственной стабильно доминирующей партией. Перед ней ставится задача «не просто победить в 2007 г., а думать и о том и делать всё, чтобы обеспечить доминирование партии в течение минимум 10-15 предстоящих лет». Для того, чтобы сохранить позиции, которые партия смогла получить за счёт использования щедрого административного ресурса, Сурков посоветовал её членам «овладевать идеологией» — а для этого создавать в регионах «постоянные группы по пропагандистскому обеспечению борьбы с политическими противниками».
Стержневым понятием идеологической платформы Суркова стал термин «суверенная демократия». Впоследствии, однако, он был раскритикован вице-премьером Дмитрием Медведевым за использование определения «суверенная».
Классификация по количественному параметру
Еще одна классификация партийных систем основывается на количественном параметре: однопартийная система, система фиксированного числа партий (на основе законодательства), двухпартийная система, многопартийная система.
Классическая многопартийная система подразумевает избирательную борьбу большого количества политических партий (всегда больше двух). При этом все эти партии имеют право принимать участие в формировании правительства (Дания, Бельгия, Италия и т. д.). В странах с многопартийной системой создаются коалиционные правительства по итогам парламентских выборов. В состав таких правительств обычно входят представители нескольких наиболее влиятельных партий.
Замечание 1
При этом не все влиятельные партии принимают участие в формировании правительства, представляя собой крупные оппозиционные партии, которые оказывают непосредственное влияние на проведение и выработку государственной политики.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Особо выделяют многопартийные системы с единственной доминирующей партией, которая формирует правительство и преобладает в парламенте. Прочие партии, существующие в стране, выступают в роли оппозиционных или сотрудничающих. При этом не предполагается законодательного закрепления монопольного господства доминирующей партии в многопартийной системе с одной доминирующей партией. Из-за длительного использования подобной партийной системы в странах Южной и Центральной Америки используют понятие «латиноамериканская модель». Мексика является показательным примером страны с этой партийной системой, там на протяжении 70 лет президентом избирался представитель Институционно-революционной партии. В Японии с середины 50-х годов прошлого века власть держит Либерально-демократическая партия; в Италии 40 лет господствовала Христианско-демократическая партия; в Швеции более 80 лет правительство формируется Социал-демократической рабочей партией.
Система фиксированного законом числа партий существует в некоторых развивающихся странах, где закон регламентирует возможное количество политических партий (некоторые государства Тропической Африки – двухпартийность).
Замечание 2
Цель подобной партийной системы – рационализировать в условиях большого разброса социальных интересов работу правительства и парламента, а также обеспечить приоритет существующей партийно-политической элите.
Сущность двухпартийной политической системы заключается в том, что лишь две партии из множества существующих попеременно формируют правительство и реально претендуют на власть в стране. Одна партия находится в оппозиции и критикует правящую партию, после выборов они меняются местами. Небольшие партии могут выдвигать кандидатов в региональные органы власти и мэры городов, а также иметь скромное представительство в парламенте страны (Великобритании). Тогда как в США за всю более чем двухсотлетнюю историю конгресса в нем были представлены лишь две партии: Демократическая и Республиканская.
Двухпартийная система обеспечивает высокую управляемость всеми процессами и стабильность власти в стране. При многопартийной системе органам власти необходимо согласовывать экономические и политические интересы многих активных групп.
В странах с недемократическим режимом характерно существование однопартийных систем, то есть право формировать правительство и легальный статус там предоставляются лишь одной государственной партии, которая пришла к власти путем революции. Часто при этом сохраняется видимость многопартийной системы, которая является фикцией по причине того, что в конституции ведущая роль закреплена для одной партии, то есть оппозиция реально недопустима.
Замечание 3
В некоторых развивающихся государствах, преимущественно афро-азиатских (Бруней, Саудовская Аравия) политические партии отсутствуют.
Отличительные признаки массовых и кадровых партий
Кадровые партии немногочисленны и не ориентированы на значительное привлечение населения. Эти образования элитарны, включают в себя избранных представителей из определенных социальных групп. Состоят в основном из профессиональных политиков, сосредоточены вокруг лидеров. Их финансируют частные источники. Деятельность направлена на мобилизацию элиты.
Массовые в отличие от них представляют централизованные объединения с уставным членством, существующие за счет взносов. Предполагают строгую дисциплину, активную агитационную работу с целью увеличения своего состава. Распространяют свои взгляды среди широких народных масс.
Отличительные черты кадровых объединений:
- малочисленны;
- свободное членство;
- опираются на профессиональных политиков и элиту общества;
- собственные источники финансирования;
- децентрализация;
- ведут свою деятельность только в период выборов.
Политологи также различают кадровые и массовые партии по следующим критериям:
- Структура и инфраструктура. Кадровые занимаются в основном подготовкой к выборам и поддержанием контактов с населением накануне их, в то время как массовые постоянно работают с избирателями и проводят идеологическую работу. В кадровых партиях слабо организовано управление, они плохо интегрированы. При этом массовые основаны на жесткой централизации, делятся на ячейки и секции.
- Источники финансирования. Кадровые владеют большими средствами и гораздо свободнее в финансовых аспектах. Массовые же партии зависят полностью от уплаты членских взносов.
- Членство. Массовые нуждаются в максимально большом количестве участников, поэтому легко привлекают новых членов. Вступление в кадровую партию — гораздо более сложный процесс, от кандидата требуется занимать определенное положение в обществе и обладать управленческими качествами.
См. также
«Союз русского народа»
«Союз русского народа» возник в 1905 году во время Первой русской революции с целью противодействия ей. У истоков «Союза русского народа» стояли врач Александр Дубровин, художник Аполлон Майков и его главный идеолог игумен Арсений (Алексеев), радикальные взгляды и поступки которого не раз вызывали гнев церковных иерархов.
Из-за разногласий в руководстве партии в 1908 году от неё отделился «Русский народный союз имени Михаила Архангела» под руководством Пуришкевича, а в 1912 году – «Всероссийский Дубровинский союз русского народа», который возглавил оттеснённый от руководства бывший председатель. Однако существенных отличий в программах этих партий не было. Во главе же «Союза русского народа» утвердился крупный помещик и известный публицист Николай Марков. До февральской революции 1917 года «Союз русского народа» был самой массовой политической партией России, однако вскоре после революции был запрещён.
Программа партии опиралась на триаду «Православие. Самодержавие. Народность». При этом зачастую подвергались резкой критике правительственные действия, в частности, Союз выступал против привлечения иностранного капитала. Российское общество члены Союза мечтали строить на основах соборности, отвергая как революционные потрясения, так и буржуазную демократию. «Союз русского народа» неоднократно обвиняли в раздувании антисемитизма, организации еврейских погромов и политических убийств.
↑ Политические организации, виды.
Политическая организация — 1) система соответствующих органов и общественных объединений, с помощью которых осуществляется политическая власть; 2) добровольное неформальное объединение граждан со своими программными и другими организационными документами и определенным порядком деятельности, которое участвует в политической жизни.Виды политических организаций по форме и содержанию деятельности:
- Общественные объединения;
- Профсоюз
- Партии
Политическая партия — это добровольное объединение граждан, созданное в целях влияния на политическую жизнь общества посредством участия в выборах и представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Специфические признаки политической партии:
- стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти в интересах поддерживающей ее группы населения;
- наличие определённой идеологии, выраженной в политической программе;
- наличие программы действий;
- характерные способы осуществления программы (участие в выборах, парламентская деятельность, акции, пропаганда и др.);
- наличие организационной структуры — устава, членства, партийной дисциплины, руководящих органов, местных организаций с определенной иерархией должностей
- легитимность.
В современной России функционируют 75 политических партий (по данным Министерства юстиции), из них лишь 4 составляют фракции в Государственной думе (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия). Фракция – объединение депутатов одной партии в парламенте. Согласно действующему Федеральному закону политические партии в РФ создаются свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц, но должны соответствовать следующим требованиям: Основные цели политических партий 1) формирование общественного мнения;2) политическое образование и воспитание граждан;3) выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизнидоведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; 4) выдвижение кандидатов на выборах. ( Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов).
В литературе[править | править код]
Примечания
См. также
Список
Навигация
Признаки современной политической партии, типология
Со временем политические институты претерпевают множество изменений. Причиной трансформации являются внешние факторы. Основные принципы, на которые ориентировались партии в прошлом веке, сегодня уже не актуальны. Существенные изменения касаются специфики и состава политических образований.
Первые политические партии сформировались во времена средневековой Европы. В тот период выходцы из определенного сословия лоббировали свои интересы и участвовали в конкурентной борьбе за власть. В процессе буржуазных революций граждане объединялись в группы, исходя из религиозных или идеологических интересов.
В XVII столетии наблюдалось ослабевание монархических настроений, что позволило подобным группам включиться в управленческий процесс. Возникновение полноценных парламентских структур отмечено в середине XIX века.
Политические партии тех периодов отличались внутренним цензом и требованиями к членству. При отсутствии необходимости в подтверждении статуса, многие организации обладали административным аппаратом и штатными подразделениями, которые отличались по функционалу.
Политические объединения в XIX столетии имели социальную базу, что позволяло заручиться поддержкой конкретных групп населения. Партии не использовали массовую агитацию. Получить доступ к власти можно было, благодаря голосам определенного социального класса.
Современные политические партии сформировались в середине прошлого столетия. Такие организации представляли собой объединения граждан, которые входили в них добровольно и представляли свои интересы на определенном уровне власти. Характерные черты современных партий:
- идеология, программы, ключевые задачи;
- легальная деятельность;
- широкая социальная база, представители из разных классов общества;
- цель заключается в участии в управлении государством;
- открытая форма, в организацию могут вступить граждане без ограничения по количеству участников.
При рассмотрении современных политических партий можно отметить обязательное наличие административных подразделений с наемными сотрудниками, которым не обязательно являться членами партии. Структуры функционируют, благодаря обеспечению со стороны финансовых и аналитических служб.
В распространенных случаях деятельность партий оплачивается взносами рядовых членов, за счет государственных программ и спонсорской помощи.
Отличия современных политических партий:
- Организации, которые функционируют в настоящее время, характеризуются массовостью. Партии XIX века состояли из узкой категории граждан.
- Первые политические партии не обладали масштабным административным аппаратом, как современные объединения.
- Современные партии функционируют за счет наемного персонала из разных сфер.
- Функционирование современных партий строго регламентировано законом.
- Партиям XIX столетия был характерен жесткий внутренний ценз, а получить членство в современных партиях может любой гражданин.
Понятие «политическая партия» трактуется по-разному. Современная политология характеризует политическую партию, как институт с функциями представления интересов общества, политической элиты. Это связное звено между гражданами и государством, которое активно во всех политических процессах.
Другое понятие термина заключается в объединении единомышленников в одну группу. Целью такой организации является выражение интересов определенных социальных слоев, достижение поставленной цели, а именно – участие в реализации государственной власти.
Типология партий в политической системе представлена на схеме:
История: rrepetitor.ru
В государствах, которые построены на демократических ценностях, граждане участвуют в выборах. Каждый человек отдает свой голос за ту или иную партию. В идеальной системе партия должна выражать интересы избирателя.
Консервативные партии пользуются поддержкой людей, которым близки идеологические взгляды по сохранению существующего общественного порядка и социальных отношений. Избиратели либеральных политических партий выступают за частную инициативу и против полного контроля власти над экономической ситуацией в стране.
Отличия партий от других политических институтов:
- специфические функции по отношению к власти, включая задачи ее реализации и завоевания;
- четкие действия и развитие, согласно разработанной программе;
- партия является носителем определенных идеологических принципов;
- детально проработанная внутренняя структура, состоящая из руководящих органов, членства, устава, местных отделений;
- характерные способы борьбы за власть в виде общественных мероприятий и акций, участие в выборном процессе, использование пропаганды.
↑ Политическое движение
Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.Признаки политического движения
- Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).
- Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством:в большей степени приближено к обыденной жизни людей, чем политическая партия;
- Более широкая, аморфная, пёстрая социальная база, чем у политической партии;
- Необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.
- Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
- Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.
- В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.
Этапы развития политического движения:I этап – зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядовII этап – пропаганда взглядов, агитация, привлечение максимального количества сторонниковIII этап — более четкое формирование идей и требований, развитие общественно-политической активности ——-оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической власти-цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения и движение затухает