Рыцарская конница: от триумфа к упадку
Содержание:
- Внешний вид и символика
- Описание конструкции
- Обряд посвящения[править | править код]
- Конница
- Аттила
- Локхид U-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- ГАЗ-69 фотографии
- Тевтонский орден
- Средневековые европейские мечи были сделаны из низкокачественной стали
- Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)
- Модификации
- Тюнинг ходовой части
- Машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
- Доклад 2
- Битва при Куртрэ 1302 года
- На ночной стороне Венеры обнаружены аномальные явления
- Всё об оружии
- Из госинфсводки информационного отдела ВЧК № 43 (260) за 21 февраля 1922 г. 22 февраля 1922 г.
- Последствия и итоги Карибского кризиса
Внешний вид и символика
Черный крест на белом фоне – один из самых ярких и узнаваемых символов ордена. Так в массовой культуре принято изображать тевтонца. Однако подобное одеяние имели право носить далеко не все члены этого сообщества. Для каждой иерархической ступени регламент четко определял символику. Она находила свое отражение в гербах, одеяниях.
Герб главы ордена подчеркивал его вассальную преданность германскому императору. На черный крест с желтой каймой накладывался другой крест желтого цвета со щитом и орлом. Вопрос геральдики других иерархов вызывает множество споров и разногласий. Зато точно известно, что у руководства более мелких административных единиц имелись специальные жезлы, указывающие на их главенство и право проводить суды.
Только рыцари-братья имели право носить белые плащи с черными крестами. В отношении всех остальных категорий рыцарей Тевтонского ордена облачение составляли серые плащи с Т-образным крестом. Это распространялось и на командиров наемников.
Описание конструкции
Главная часть комплекса «Точка-У» — ракета 9М79-1. Она 1-ступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части – собственно боевого заряда. Двигатель – твердотопливный, с одним составным соплом. Топливный заряд при старте поджигается пиропатронами, соединёнными с воспламенителем.
В хвостовом отсеке, служащем обтекателем сопла, находится турбогенератор, обеспечивающий приборы электроэнергией во время полёта. Там же размещено оперение – складывающиеся крылья, газоструйные и аэродинамические рули. По сравнению с ранними образцами, на двигателе «Точки-У» было заново спроектировано сопло и использован другой топливный заряд.
Перед двигательной установкой находится приборный отсек. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Используется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём траектория полёта корректируется не до момента отключения двигателя, а до момента достижения точки прицеливания. Из-за постоянного управления, кстати, ракета не считается баллистической. Аэродинамические рули управляются с помощью гидроприводов, газоструйные рули служат вспомогательным средством и используются только при наборе ракетой скорости.
Основной тип боевой части – осколочно-фугасная 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексогена и тротила. Для максимальной эффективности осколочного действия подрыв заряда происходит в воздухе, а ракета перед срабатыванием доворачивает на угол встречи, близкий к прямому. За счёт этого основная масса осколков равномерно разлетается в стороны. Площадь, накрываемая осколками, может доходить до 3 Га. Основная часть осколков при этом имеет массу до 20 г, а самые лёгкие – до 5 г.
Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг гексала и даёт до 316 осколков массой в среднем 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 Га.
Ракеты с кассетной боевой частью считались более эффективными, чем осколочно-фугасные. Так, предполагалось, что уничтожить артиллерийскую батарею (в том числе самоходную) может одна ракета с БЧ 9Н123К. Для поражения такой же цели осколочно-фугасными зарядами требовалось две ракеты. Если координаты цели определялись с меньшей точностью (до 150 м), штатный расход составлял две кассетные и четыре осколочные ракеты.
Существует вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащённой радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось применять против радарных установок, на излучение которых они бы наводились.
Ракеты с химическим зарядом несли в головной части 65 суббоеприпасов снаряжённых зоманом или газом VR.
Транспортно-пусковой установкой для комплекса «Точка-У» служит 6-колёсный вездеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем, механической 5-скоростной коробкой передач. Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётов, высокую маневренность обеспечивает наличие задней управляемой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета приводилась в стартовое положение за 15 секунд.
Поскольку вся необходимая прицельная и пусковая аппаратура размещаются на борту автомобиля, даже одна пусковая установка может автономно произвести пуск и выполнить боевую задачу.
В состав ракетных батарей также вошли транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные автопоезда, состоящие из тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перегрузка ракеты с заряжающей машины на пусковую занимала от 15 до 30 минут. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоедов) авиатранспортабельными, перевозились обычно тяжёлыми самолётами АН-22 или Ил-76.
Обряд посвящения[править | править код]
Уже во временаТацитавручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека.Карл Великийв 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».
Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д
«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)
авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.
В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.
Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.
Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.
Конница
Между 7 и 11 веками, по мере того как седла со стременами все шире распространялись в Европе, резко повышая боевую мощь кавалерии, королям приходилось делать трудный выбор между пехотой и конницей. Число пеших и конных воинов в Средние века находилось в обратной пропорции. Крестьяне не имели возможности одновременно и участвовать в походах, и содержать рыцарей. Создание многочисленной конницы означало освобождение большей части населения от военной службы.
Короли неизменно отдавали предпочтение кавалерии. В 877 году Карл Лысый повелел каждому франку найти себе сеньора. Не странно ли это? Конечно, конный воин сильнее пешего — даже десяти пеших, как считалось в старину. Но рыцарей было мало, а пешим мог выступить каждый мужчина.
Рыцарская конница. |
На самом деле соотношение было не столь уж неблагоприятным для конницы. Численность ополчений ограничивалась необходимостью включать в снаряжение воина не только оружие, но и запас продовольствия, и транспорт. На каждые 30 человек «судовой рати» должен был приходиться стру, (речное и озерное плоскодонное гребное судно) а на 10 пехотинцев — телега с возчиком.
В поход отправлялась только малая часть крестьян. По законам Новгородских земель, один легковооруженный воин (с топором и луком) мог быть выставлен с двух дворов. Бойца, располагающего ездовой лошадью и кольчугой, снаряжали уже 5 дворов в складчину. Каждый «двор» в то время насчитывал в среднем 13 человек.
В то же время одного конного воина могли содержать 10, а после введения крепостного права и ужесточения эксплуатации — даже 7-8 дворов. Таким образом, каждая тысяча человек населения могла дать либо 40 лучников, либо полтора десятка хорошо вооруженных «хускарлов», или же 10 всадников.
В Западной Европе, где кавалерия была «тяжелее» русской, а рыцарей сопровождали пешие слуги, всадников оказывалось вдвое меньше. Тем не менее 5 конных бойцов, хорошо вооруженных, профессиональных и всегда готовых к походу, считались предпочтительнее 40 лучников.
Большие массы легкой конницы были обычными для восточной Европы и Балкан полувоенными сословиями, подобными русским казакам. Мадьяры в Венгрии, стратиоты в Северной Италии, воины византийских фем занимали обширные наделы лучшей земли, имели собственных начальников и не несли никаких повинностей, кроме воинской. Эти преимущества позволяли им выставлять с двух дворов уже не пешего, а конного легковооруженного воина.
Конный лучник. Редкий, но неудобный противник рыцарей. |
Снабжение | ||
Вопрос снабжения в феодальных армиях стоял чрезвычайно остро. Как правило, воины сами должны были привозить с собой как пищу, так и фураж для лошадей. Но такие запасы истощались быстро. Если поход затягивался, то снабжение армии ложилось на плечи разъездных торговцев — маркитантов. Доставка грузов в зоне военных действий была делом очень опасным. Маркитантам нередко приходилось защищать свои повозки, зато и брали они за товар втридорога. Зачастую именно в их руках оседала львиная доля военной добычи. Где же доставали продовольствие маркитанты? Им его поставляли мародеры. Разумеется, грабежом занимались все воины феодальных армий. Но не в интересах командования было отпускать лучших бойцов в малоприбыльные набеги на окрестные деревни — и потому данная задача возлагалась на добровольцев, всяческих разбойников и бродяг, действующих на собственный страх и риск. Орудуя далеко на флангах войска, мародеры не только снабжали маркитантов захваченной провизией, но и сковывали вражеские ополчения, заставляя их сосредоточиться на защите собственных домов. |
Аттила
Повелитель гуннов жил ещё раньше Роланда — в начале пятого века. Незадолго до этого гунны пришли в Европу из Азии, вели кочевой образ жизни и не уставали удивляться европейским нравам (а конкретно Восточной и Западной Римским империям). Римляне казались горячему Аттиле изнеженными и развращёнными, прямо-таки созданными, чтобы им навалять. И Аттила навалял.
Вождём он был провозглашён на паях с братом Бледой. Поначалу у братьев наметилось дивное взаимопонимание, которое выразилось в том, что Бледа не мешал Аттиле. Аттила обрадовался и начал с того, что явился к византийскому императору Феодосию с известием, что отныне тот будет платить ему 700 фунтов золота в год.
— Это ещё с чего? — удивился просвещённый император.
— Слышь, чо непонятно, в натуре? — на неплохой латыни объяснил Аттила. — Это за то, что я буду других гасить, а тебя не буду. Пока.
— Ах, ну да, — капитулировал перед напором аргументов Феодосий. — Знатный вы всё-таки ритор.
Заключив таким образом договор с Византией, Аттила начал уестествлять соседние варварские племена — акациров, бургундов, тевтонов, славян. Несмотря на соглашение с Феодосием, всё же не удержался и напал на Византию, отжав у неё примерно Сербию, однако Феодосию удалось договориться, чтобы дальше всё-таки гунны не шли.
Бледа сидел дома, пил, ел, толстел и оказывался совершенно непригоден к любой полезной работе. Аттила огорчился и убил его.
— Как-то невежливо так с родственниками поступать, — начали судачить византийцы.
— Невежливо? Щас вам будет вежливо, — пообещал Аттила и отправился во второй поход на Византию.
Аттила только внешне был отбитым наглухо грубоватым варваром. То есть он мог быть таким — а мог внезапно перевоплотиться в интеллигентного правителя в римской одежде, разговаривающего на прекрасной латыни.
Но чаще всего Аттила предпочитал, чтобы его видели Страшным Букой — безумным варваром, которого интересует в жизни только кровь врагов.
В общем, на этот раз Аттила остановился только в Греции. Феодосий уже прикидывал, как будет бежать из Константинополя, но снова удалось договориться — побеждённая империя обещала выплачивать дань.
Потом Аттила разбил галлов, захватил Италию — и не взял Рим только из-за эпидемий и голода. Умер он уже в довольно пожилом возрасте, то ли от разрыва кровеносного сосуда, то ли будучи заколотым собственной женой Ильдико — франкской принцессой, мстившей ему за свой народ (франков Аттила тоже уестествил). Оставил по себе у всех добрых христиан славу дикого варвара, Бича Божьего и реально наказания за грехи…
Правда, викинги, например, считали иначе. Для них даже Аттила был не слишком-то отбитым…
Локхид U-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
ГАЗ-69 фотографии
Тевтонский орден
История тевтонцев началась с создания обыкновенного госпиталя. Его основал один влиятельный христианин, разместив госпиталь в сирийских землях во время Третьего Крестового похода. Развитие Тевтонского ордена похоже с госпитальерами, они также постепенно наращивали своё влияние, превращаясь из врачевателей в воинов.
В один момент их мощь была так велика, что тевтонцы основали собственное государство. Это произошло в XIII веке, а уже к началу XV орден Тевтонцев захватил огромные территории в Европе, распространяя своё влияние на многие королевства. Расширение было до 1410 года, когда тевтонцы потерпели сокрушительное поражение около поселения Грюнвальд. Их наголову разбили войска Польши и Великого Княжества Литовского.
Эта битва войдёт в историю, как наиболее масштабное сражение Великого Княжества Литовского и будет вписана золотыми буквами в летописях будущего государства Речи Посполитой. Во время сражения тевтонцы потеряли множество воинов, которые были убиты или захвачены в плен. И также орден не мог погасить долги, накопленные во время изнурительных войн, и постепенно утратил своё влияние на политической карте.
3
Средневековые европейские мечи были сделаны из низкокачественной стали
Особенно это любят утверждать любители катан(которые — катаны, не любители, — как известно,сделаны из самой лучшей в мире стали»). На самом же деле развитие металлургии в Европе позволяло производить сталь очень высокой пробы.
Но, если мы говорим о среднем оружии периода высокого или позднего Средневековья, то оно было сделано не просто из хорошей стали, а из тех сортов, которые сейчас назвали бы пружинными, — лучшей по соотношению качеств металла(твёрдости, прочности, гибкости), из которого в принципе можно делать клинки.
(Фото: Johnny Shumate)
Вообще, сталь, из которой производились мечи, — тема для отдельной статьи, а то и для диссертации. Но мы постараемся коротенько изложить основные моменты. Клинки, безусловно, можно было делать из закалённой стали — правда, в таком случае они становились не очень-то живучими и достаточно быстро приходили в негодность; тогда как пружинная сталь, отличающаяся высокой гибкостью, позволяла оружию, собственно, пружинить под ударами, что делало его существенно болеевыносливым» и долговечным. В любом из этих случаев, однако, использовали металл лучшего(на то время) качества — тигельную сталь высочайшей очистки.
Однако глупо и опрометчиво было бы утверждать — мы и не смеем, — что все европейские мечи были качественными и высококлассными. Разумеется, нет. Клинков из стали похуже было куда больше. Но даже самая паршивая тигельная сталь позволяла сделать достаточно приличное оружие, которое не лопнет пополам при первом же ударе.
Ну а что касается лучших образцов, то… Европа обогнала по их качеству весь остальной свет. Если сравнивать аутентичные лучшие средневековые европейские мечи с лучшими же средневековыми мечами из любой другой части света, европейские победят с большим отрывом. Просто за счёт лучшего развития металлургии, чем где бы то ни было ещё.
На ту же тему Острее бритвы: как правильно точить ножи
Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)
Уильям Уоллес — национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».
В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.
Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.
В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.
Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».
23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.
Модификации
Тюнинг ходовой части
О чем задумываются, когда речь заходит о тюнинге внедорожника? Конечно, в первую очередь об улучшении его технических характеристик. Чтобы увеличить проходимость ГАЗ 69, владельцы легендарного «козлика» делают лифтинг подвески, заодно и ставят колеса большего диаметра.
Оригинальный тюнинг ходовой в ГАЗоне 69А
Высокая посадка автомобиля достигается, если на рессорах установить более длинные серьги или проставки между мостами и рессорами. Но увлекаясь лифингом, следует помнить, что и без того прыгучий внедорожник может на скорости легко опрокинуться.
Машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
Доклад 2
Рыцарство – это почетный титул, выдаваемый только дворянам. В качестве военного сословия рыцарство образовалось в 8 столетий у франков, при переходе с пешего войска к конной армии. Под влиянием поэзии и церкви в понятии «рыцарство» сформировался в нравственный идеал настоящего воина. При Крестовых походах рыцарство стало наследственной аристократией. Благодаря усилению государственной власти и созданию войск, феодальное рыцарство в эпоху Средневековья преобразовалось в политическое сословие.
В Средневековье рыцари олицетворяли несокрушимую и могущественную силу. Благодаря оружиям воины были непобедимыми. Рубашка, изготовленная из металла с капюшоном и рукавами, в длину достигала до колен, при этом плотно облегала тело. Ноги воинов закрывали длинные чулки из кольчуги со шпорами. Поверх капюшона рыцари надевали остроконечный шлем. Железный головной убор защищал воина от удара во время сражений. Обрамление на шлеме защищало лицо воина. Для отражения вражеских нападений и ударов воины пользовались щитом из дерева, покрытым кожей. Кроме щита на поясе был прикреплен широкий меч с тонкой рукояткой. Рыцарство требовало финансовой обеспеченности. За службу воинам выдавалось земельное жалование. Снаряжения и оружия рыцарь покупал за собственные средства. Снаряжения имели до 200 деталей. Общая масса доспехов могла достигать до 50кг. Подготовка рыцарей включала обучение и воспитание. До 7 лет мальчики жили в своей семье. Дальше начиналось воспитание будущих рыцарей. Обучение не было основано на изучении науки. Не все воины Средневековья могли читать и писать.
Не всякий дворянин мог стать рыцарем. За некоторые заслуги простолюдины могли стать воинами. При посвящении рыцари входили в определенное сословие с приобщением к долгу и правам. Во время обряда посвящения посвященный приносит клятву преданности соблюдения кодекса чести. К рыцарским добродетелям относились презрение к опасности, воинская отвага, уважение к женщине, гордость. Скаредность и жадность, предательство рыцаря не прощались.
Походы и рыцарские подвиги приносили только бесчестье и разорение простого народа. Захват добычи во время войны, жестокое обращение с крестьянами, грабеж купцов считались основным видом дохода рыцарей. В Средневековье рыцарство сформировало международный орден. Несмотря на титул и богатство, члены ордена считались равными.
4, 6 класс
Битва при Куртрэ 1302 года
Начнем с середины нашего повествования – битвы при Куртрэ 1302 года. Сражение довольно примечательное – часто его рассматривают в качестве вехи, знаменующей окончание главенства конницы и начала пехотной революции. И, в общем-то, в таком ключе сражение не устраивает ни фанатов сметающей все и вся рыцарской кавалерии, ни сторонников пехоты-царицы полей. Апологет конницы, разбуженный ночью, на тихий шепот «Куртрэ» вскинется, не просыпаясь, выпалит «коннице помешали рвы, ручей, а так бы растоптали как при Розебеке, Монс-а-Певеле и Касселе» и рухнет на подушку, не открывая глаз. Ну, а сторонников пехоты в принципе не устраивает XIV век как рубеж, ведь атаки конницы отбивались и раньше. Как по мне, эти споры малопродуктивны, и нужно на примере сражений выяснять механику и принципы поведения воинов, а не защищать свою команду.
Фламандский пехотинец, правда его противник пришел из прошлого, судя по доспехам, ну что ж поделать
Вернемся к Куртрэ – это достаточно знаменитая битва между фламандцами и французами, примечательная тем, что первые представляли собой пешее воинство, в то время как их противники делали ставку на конницу. Численность сторон была примерно равной – 8000-10500 человек со стороны фламандцев (по Вербрюггену) и около 7000 французов (2500-3000 всадников, остальные пехотинцы).
Иллюстрация по Всадники войны. Кавалерия Европы. . Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С, С-П.: Полигон, 2005
Сам ход битвы описан во множестве статей и исследований, я ограничусь общими замечаниями. Фламандцы выстроились в фалангу, заняв позицию за ручьями и рвами, французская пехота накрыла их арбалетным огнем, после чего вероятно (?) произошел уже ближний бой между фландрийцами и их противниками. Причем пехота французов так успешно наступала, что чуть не выиграла бой. Далее после успешной атаки, по сообщению «Старой хроники Фландрии», французы говорят командующему: «Сир, чего вы еще ждете? Наши пехотинцы наступают так, что они одержат победу и мы не стяжаем здесь чести», после чего рыцари атакуют (успешно форсировав рвы), попутно потоптав некоторое количество своих же пехотинцев, и начинается катастрофа. Всадники отступают с большими потерями, попутно сваливаясь во рвы на обратном пути. Французы оставили на поле битвы половину всадников, потери фламандцев несколько сотен по источникам, по факту – вопрос. Здесь нас будет интересовать несколько важных нюансов, и первое – это моральное состояние самих фламандцев. Людовик ван Вельтем («Historiael Spieghel» ~ 1316 г.) описывает сильный страх, который испытывали пехотинцы :
И здесь достаточно показательное отражение психологии двух участников битвы, с одной стороны первобытный ужас фламандцев перед главной военной силой средневековья, с другой презрение французского рыцарства – они бросаются в атаку, дабы всю славу не получили собственные же пехотинцы.
Далее Жиль ле Мюизи описывает ужас, который поразил уже отступающих рыцарей:
План битвы при Куртрэ. Иллюстрация J.F Verbruggen «The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eighth Century to 1340» // The Boydell Press, 1998
Полагаю, Вы часто могли слышать в той или иной форме выражение, что один конный стоил десяти пеших. Это распространенный лейтмотив лояльных к рыцарям хроник, собственно вышеупомянутый Жиль ле Мюизи об этом также писал. И здесь, чтобы понять, повлияла ли на что-либо эта битва, стоит посмотреть на то как изменились взгляды фламандцев. Согласно «Хронике Виллани»
На самом деле подобные реляции буквально воспринимать не стоит – собственно поражения рыцарских армий в XIV веке явно свидетельствуют о том, что соотношение 1 конных на 10 пеших, если и выполняется, то в «сферическом вакууме», ну а фламандские бахвальские речи разбились о тяжелые разгромы при Розебеке, Касселе и Бремюле
Важно их рассматривать с позиции общественного настроя – Куртрэ, при всей спорности самой битвы, во-первых прокатилось эхом по всей Европе, во-вторых определенно вызвало заметные сдвиги в психологии воинов
Крестьяне больше не терпели опорных пунктов дворян в своих деревнях и уничтожали их. Сатирические средневековые песни (Kerelslied) представляют фламандцев начала XIV века как людей с замашками графов .
На ночной стороне Венеры обнаружены аномальные явления
Всё об оружии
Основные характеристики: Вид (глазками:)): нож «с обратным изгибом» Кхукри и Кукури — национальный нож, используемый непальскими гуркхами. Клинок кукри имеет характерный профиль «крыла сокола» с заточкой по вогнутой грани. Считается, что кукри происходит от греческого кописа, имеющего похожий изгиб, и попал в Непал с армией Александра Македонского в IV веке до н. э. По другой версии, характерная форма изогнутого клинка, заточенного по внутренней стороне, была принесена в Грецию из Африки в VI веке до н.
э., а оттуда распространилась на Балканы и Средний Восток, оказав влияние на форму ятагана и ряда ножей региона. Вне зависимости от источника происхождения кхукри является одним из самых древних видов холодного оружия, дошедшего до наших дней без серьёзных изменений. Каждый характерный элемент кукри имеет не только практическое, но и символическое значение.
Так, например дол у обуха носит название «Меч Шивы» и даёт кукри силу оружия бога Шивы.
Кольца на рукояти обеспечивают уверенное удержание кукри во влажной руке и символизируют собой уровни мироздания. Лезвие с переменным углом заточки дает максимальную эффективность в рубящих, режущих и колющих ударах и символизирует Солнце и Луну — традиционные символы Непала.
Выемка на лезвии у рукояти называется чо и бывает различной формы, и как правило обозначает трезубец Шивы — основной атрибут и символ силы этого бога. Другая форма чо — «след коровы», является символом богини Кали. Практический смысл чо — препятствовать образованию трещин и сколу клинка у рукояти.
Для кукри, не имеющих чо, производимых например в Америке, наиболее частым дефектом является отлом лезвия у рукояти.
Металлическое навершие на головке рукояти символизирует всевидящее око бога, а в практическом плане закрывает кончик хвостовика лезвия, проходящего через всю рукоять, и позволяет использовать рукоять кукри в качестве молотка. Носится кукри в широких деревянных ножнах, обтянутых кожей водяного буйвола и окованных металлом. Рукоять кхукри традиционно изготавливается из палисандрового дерева или рога водяного буйвола.
Обычно, кроме самого кукри в комплект входят два меньших ножа — карда и хакма. Первый — это нож для мелких работ, второй — тупой кусок стали с рукояткой, который служит в частности для разжигания огня.
Клинок традиционного кукри имеет не только заточку с переменным углом, но и зонную закалку.
У обуха клинок значительно мягче, чем у кромки лезвия. Для кукри характерны показатели твердости в 25-27 HRC у обуха, 46-48 HRC в середине клинка и 55-57 HRC у кромки лезвия либо 57-58 HRC у обуха и около 60 HRC на кромке лезвия.
Сохранить упругость клинка при такой высокой твердости помогает традиционная техника ковки, передаваемая из поколения в поколение непальскими кузнецами ками.