Одежда средневековья: что носили мужчины и женщины? мода средневековья
Содержание:
- Супермены Средневековья
- Книги, Журналы
- Ответы на вопросы:
- Святая Земля нуждается в святых воинах
- Отличия для бедных и богатых
- Бертран Дюгеклен (1320-1380)
- Мужская мода и церковь в Средние века
- Знаменитые рыцари[править]
- Воины Христа
- Святая Земля нуждается в святых воинах
- История рыцарства[править | править код]
- Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)
- Военная составляющая карибского кризиса
- Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
- «Дорогой брат, вы пьяница…», или Любезное принуждение к благодетели
- Кто они — рыцари?
- Какую одежду надевали в средневековой Руси?
- Средневековая одежда
- Мужская одежда раннего Средневековья
- Как долго длится?
Супермены Средневековья
Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.
Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе
Битва при Гастингсе
Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.
Книги, Журналы
Ответы на вопросы:
Святая Земля нуждается в святых воинах
Ну, или почти святых. Во всяком случае, в самоотверженных, готовых переносить жестокие лишения ради процветания земли, по которой ступал Иисус Христос. И такие люди нашлись. Они объединялись в военные монашеские ордены, из которых два — тамплиеры и госпитальеры (о вторых мы недавно писали) — обрели особенно громкую славу. В 1119 г. (уже после завоевания Иерусалима) группа рыцарей во главе с Гуго де Пейном основала монашеский орден тамплиеров — он же орден храмовников, он же орден бедных рыцарей Христа. Они поклялись защищать Святую Землю от неверных и оберегать христианских паломников, которые путешествовали на Восток. Очень скоро орден разросся, получил преференции от папы римского и европейских королей, обзавёлся имуществом и сетью командорств в разных странах. Пожертвования и результаты собственного труда позволили сколотить немалую казну. В общем, дела пошли на лад. В 12−13-х вв. тамплиеры стали одной из богатейших корпораций. Только во Франции насчитывалось около семисот больших и малых командорств и домов ордена (а в Париже целый квартал с донжоном в центре него принадлежал храмовникам), и ещё сотни в Испании и Португалии, Италии и Германии, Англии и Шотландии…
Гуго де Пейн. (Wikimedia Commons)
Воины в белых плащах с алым крестом, которые стали хрестоматийным образом крестоносцев, — это и есть тамплиеры. Однако в общей массе христианских войск их насчитывалось не так уж и много, обычно орден держал армию всего в несколько тысяч человек, включая рыцарей, братьев-служителей и их помощников. Несмотря на богатство тамплиеров, они не могли стать совсем уж многочисленным воинством по многим причинам: деньги всё же не бесконечны и нужны на поддержание обителей храмовников по всей Европе; во-вторых, чрезмерно сильная военная организация не обрадовала бы папу и королей (так оно и получилось впоследствии); а в-третьих, стать тамплиером согласился бы далеко не каждый христианин, даже благочестивый — слишком уж много обетов.
Отличия для бедных и богатых
По покрою и фасону одежды не существовало классовых различий. Покрой во времена Средневековья был самым простым, куски ткани могли соединять шнуровкой, использовать накладные элементы костюма. Отличия касались исключительно дороговизны ткани, качества отделки и вышивки. Даже разбогатевший крестьянин не мог пойти против устава, чтобы носить одежду из ткани не для своего сословия. Бархат, парча и меха относились к привилегии высших слоев общества.
В Средневековье разработали законы против роскоши, разделяющие виды одежды по рангам. Все излишества считались грехом, поэтому приравнивалось к преступлению облачение в дорогие наряды. Даже цвет одежды крестьянам приписывался серый или коричневый, но богачи носили костюмы всех цветов радуги. Черный тон во времена Средневековья свидетельствовал о горе, белый – означал веру, а синий – чувствительность.
Бертран Дюгеклен (1320-1380)
Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.
По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.
На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».
Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.
После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.
Мужская мода и церковь в Средние века
Церковь усмотрела в этой обуви угрозу благопристойности, в ней было неудобно вставать на колени во время молитвы. За это пулены были прокляты Ватиканом. А Черную чуму, опустошавшую средневековую Европу, церковники объявили наказанием за ношение длинноносых «когтей Сатаны».
Фото 7
В XII — XIV веках многочисленные рыцарские турниры ввели в моду новый средневековый костюм, получивший название «гербовый». Рыцарь носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары указывали на принятый обет или обязательство.
Фото 8 немецкий рыцарь и ландскнехт
Цвет одежды — не просто цвет
Костюм высшего сословия шили из тканей ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы простонародья — из тканей более темных: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как он считался цветом измены и ненависти.
Каждому цвету придавали определенное значение:
- белый цвет символизировал чистоту, веру;
- черный — скорбь, верность;
- голубой — нежность и т.д.
Всю одежду красного цвета — цвета крови, начиная со Средневековья, носили только палачи.
Фото 9
Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пестрые и, как поле герба, состояли из двух — четырех цветов.
Из «гербовой одежды» вассалов произошли ливреи слуг дворянства.
Фото 10
Одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины, называлась мипарти. Правая и левая сторона были разных цветов. Обувь соответствовала цвету штанов и верхних одежд. Мипарти носила молодежь и пажи.
Фото 11
Принадлежностью костюма знати обычно были перчатки. Перчатку надевали только на левую кисть, а вторую держали в руке. Обе перчатки надевались во время охоты. При входе в церковь и во время танцев их снимали и прятали за пояс.
Фото 12
Знаменитые рыцари[править]
- Ричард Львиное Сердце — король, рыцарь и крестоносец. Прославился в крестовых походах, но практически ничем не выделился в управлении страной. В легенды вошло его противостояние с султаном сарацин Саладином, в котором оба противника уважали друг друга; Саладин также вошел в легенды как своего рода «мусульманский рыцарь».
- Раймунд Тулузский — рыцарь-еретик, граф южнофранцузской Тулузы, которая исповедовала катарскую веру. Раймунд воевал против католиков-крестоносцев, был неоднократно отлучён от церкви и в конце концов принуждён к покаянию, вследствии которого лишился всех своих земель.
- Бертран де Борн — рыцарь и поэт, видный представитель трубадурского течения в средневековой поэзии. Внёс немалый вклад в тот самый культ куртуазности и Прекрасной Дамы, посвятив немало стихов современным ему аристократкам. Писал он и стихи, прославлявшие войну, за что Данте позднее поместил его в ад как разжигателя войн. Кроме того, этот поэт написал своеобразный гимн сословной морали — стихотворение «Сирвента» («Мужики, что злы и грубы…»).
- Флориан Гайер — анабаптист, соратник известного проповедника Томаса Мюнцера, участник Крестьянской Войны 1524—1525 годов на стороне крестьян, командовал элитным подразделением армии повстанцев, носившим название «Чёрный отряд» («Spieß voran, drauf und dran, setzt auf’s Klosterdach den roten Hahn!»). Народный герой немцев Франконии, во времена Третьего Рейха получил дивизию Ваффен-СС имени себя, но и коммунистами уважался (вплоть до того, что до 1956 года процитированная песня «Wir sind des Geyers schwarzer Haufen» была одним из маршей армии ГДР).
- Гётц фон Берлихинген — однорукий немецкий рыцарь, участник Крестьянской войны 1524—1525 годов (по большей части) на стороне крестьян, прославившийся своим передовым по тем временам механическим протезом руки. Протез отличался подвижными пальцами на пружинах, и с его помощью Гётц мог драться на мечах. Среди простого народа рука Гётца вызывала суеверный ужас, и об этом рыцаре насочиняли легенд, где его железную руку связывали с колдовством. Получил названную в свою честь дивизию Ваффен-СС, на эмблеме которой была изображена та самая железная рука. Популяризатор фразы «поцелуйте меня в задницу!».
- Чёрный Кшиштоф (в разных версиях упоминается как Кшиштоф фон Райзевиц или как Кшиштоф фон Цедлиц) — легендарный раубриттер из сказаний Польши, Галичины и Лужицкой Сербии. В разных легендах предстает и как жестокий беспредельщик, грабивший купцов в своих владениях в отсутствие сеньора, и как благородный разбойник, и как натуральный разбойничий барон, чья дружина громила армии феодалов и грабила города.
- Родриго Диас де Вивар (Эль Сид Кампеадор) — национальный герой Испании, отличившийся в отвоевании испанских земель у мусульман. Причём, успел послужить… и эмиру, что в рамках сословной морали вполне нормально для благородного дона.
Воины Христа
Имена рыцарей Средневековья изобилуют подданными Франции. Причина кроется в истории первых крестовых походов. К двенадцатому столетию рыцарство получило повсеместное распространение в Европе. У крупных феодалов было множество детей. Однако всё имущество переходило лишь к старшему сыну. Остальные же получали оружие и становились рыцарями. Огромное количество обученных воинов вызывало опасение у правителей.
Эти опасения стали одними из причин, приведших к началу крестового похода. Готфрид де Бульон — один из самых известных рыцарей того времени. Он возглавил огромное войско и повёл его к Иерусалиму.
После высадки в Византии начались переговоры с царём Константинополя. Готфриду удалось уговорить того дать проход войску на восток. Рыцари, монахи, крестьяне, беднота, графы и бароны — все шли в Святую землю, чтобы найти себя. Но на пути к заветной цели стояла неприступная преграда — крепость Антиохия. Крестоносцы осадили город и стали выжидать. Однако прокормить огромное войско не удавалось. Солдаты грабили местные земли, но и этого всё равно не хватало.
Святая Земля нуждается в святых воинах
Ну, или почти святых. Во всяком случае, в самоотверженных, готовых переносить жестокие лишения ради процветания земли, по которой ступал Иисус Христос. И такие люди нашлись. Они объединялись в военные монашеские ордены, из которых два — тамплиеры и госпитальеры (о вторых мы недавно писали) — обрели особенно громкую славу. В 1119 г. (уже после завоевания Иерусалима) группа рыцарей во главе с Гуго де Пейном основала монашеский орден тамплиеров — он же орден храмовников, он же орден бедных рыцарей Христа. Они поклялись защищать Святую Землю от неверных и оберегать христианских паломников, которые путешествовали на Восток. Очень скоро орден разросся, получил преференции от папы римского и европейских королей, обзавёлся имуществом и сетью командорств в разных странах. Пожертвования и результаты собственного труда позволили сколотить немалую казну. В общем, дела пошли на лад. В 12−13-х вв. тамплиеры стали одной из богатейших корпораций. Только во Франции насчитывалось около семисот больших и малых командорств и домов ордена (а в Париже целый квартал с донжоном в центре него принадлежал храмовникам), и ещё сотни в Испании и Португалии, Италии и Германии, Англии и Шотландии…
Гуго де Пейн. (Wikimedia Commons)
Воины в белых плащах с алым крестом, которые стали хрестоматийным образом крестоносцев, — это и есть тамплиеры. Однако в общей массе христианских войск их насчитывалось не так уж и много, обычно орден держал армию всего в несколько тысяч человек, включая рыцарей, братьев-служителей и их помощников. Несмотря на богатство тамплиеров, они не могли стать совсем уж многочисленным воинством по многим причинам: деньги всё же не бесконечны и нужны на поддержание обителей храмовников по всей Европе; во-вторых, чрезмерно сильная военная организация не обрадовала бы папу и королей (так оно и получилось впоследствии); а в-третьих, стать тамплиером согласился бы далеко не каждый христианин, даже благочестивый — слишком уж много обетов.
История рыцарства[править | править код]
Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с
Дама помогает рыцарю надеть доспехи.
переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.
Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля.
Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.
Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео
«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.
далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.
В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.
Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.
В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.
После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.
Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.
Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)
Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».
Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.
Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.
4
Heart
1
Wow
1
Sad
1
Angry
Haha
Love
Yay
Poop
Военная составляющая карибского кризиса
Переброска советских войск на Кубу, получившая название операция «Анадырь», началась в конце июня. Столь нехарактерное название операции, которая связана с доставкой секретного груза морским путем в южные широты, объясняется военно-стратегическими замыслами. Груженные войсками, техникой и личным составом советские корабли должны были направляться на Север. Цель такой масштабной операции для широкой публики и иностранной разведки была банальной и прозаичной, обеспечение хозяйственными грузами и персоналом населенных пунктов вдоль маршрута Северного Морского Пути.
Советские суда выходили из портов Балтики, из Североморска и из Черного моря, следуя привычным курсом на север. Далее, затерявшись в высоких широтах, резко меняли курс в направлении на юг, следуя к берегам Кубы. Подобные маневры должны были ввести в заблуждение не только американский флот, патрулировавший всю северную Атлантику, но и американские разведывательные каналы
Важно отметить, что скрытность, с которой проводилась операция, дала потрясающий эффект. Тщательная маскировка подготовительных операций, транспортировка ракет на кораблях и размещение были выполнены в полной тайне от американцев
В таком же ракурсе происходило оборудование пусковых позиций и развертывание ракетных дивизионов на острове.
Ни в Советском Союзе, ни в Соединенных Штатах, ни в одной другой стране мира никто даже и предположить не мог, что за такой короткий срок под носом у американцев будет развернута целая ракетная армия. Полеты американских самолетов-шпионов не давали точной информации о том, что в действительности происходит на Кубе. Всего до 14 октября, когда во время полета американского разведывательного самолета U-2 были сфотографированы советские баллистические ракеты, Советский Союз перебросил и развернул на острове 40 ракет средней и промежуточной дальности Р-12 и Р-14. В дополнение ко всему близ американской военно-морской базы Гуантанамо были развернуты советские крылатые ракеты с ядерными боеголовками.
Фотографии, на которых были четко видны ракетные позиции советских ракет на Кубе, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Новость о том, что вся территория США теперь находится в зоне досягаемости советских ядерных ракет, общий тротиловый эквивалент которых составлял 70 мегатонн, повергла в шок не только высшие эшелоны власти Соединенных Штатов, но и основную массу гражданского населения страны.
Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
Идеалом красоты считались женщины, имеющие во внешности сходства с ликом Девы Марии. Для нее характерны черты:
- удлиненное лицо;
- аккуратные пухлые губы;
- высокий лоб;
- большие глаза.
Если обратиться к искусству, можно заметить девушек с почти полностью отсутствующими округлостями. Линия груди и бедер практически не заметны в изображениях девушек Средневековья, поскольку они считались вульгарными. А вот большие животы, если верить картинам, дозволялись (или были неизбежны).
Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.
В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.
Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.
«Дорогой брат, вы пьяница…», или Любезное принуждение к благодетели
Конечно, в некоторых случаях командоры и магистры относились к прегрешениям братьев снисходительно, делали вид, что не замечают их. Всё-таки соблюдать все правила невозможно, а умелые воины нужны. Тем не менее серьёзные грехи, если они становились всем известны, не прощались даже старшим братьям: к таким относились секс, воровство (воровством могла считаться даже порча имущества обители по легкомысленности), бегство с поля боя, самовольное отлучение более чем на день, мятеж, убийство, предательство, ересь и торговля. За это могли исключить из ордена, а это означало два варианта — провести остаток недолгих дней в тюрьме либо в монастыре с ещё более строгим уставом, в подходящих для раскаяния условиях. Рядовым братьям не сходили с рук и менее значительные проступки: например, рассеянность во время мессы или неопрятность.
Исполнение всех правил контролировали командоры и старшие братья, но вообще все тамплиеры сами следили друг за другом. Это считалось их долгом — ведь каждый добрый христианин должен заботиться о спасении души ближнего и указывать ему на его грехи. К примеру, когда обличали алкоголика, то полагалось говорить так: «Дорогой брат, вы пьяница и вам не следует больше пить». Если виновный не слушал смиренно упрёки и не исправлялся (как следовало), его обвиняли в грехе на еженедельном капитуле — общем собрании. Брат мог оправдаться или признать свою вину. Затем грешник удалялся, чтобы капитул решил его судьбу. После обсуждения провинившегося вызывали обратно и объявляли о его прощении или наказании.
Тамплиеры следили друг за другом даже ночью. (natgeotv.com)
Наказывали в зависимости от тяжести проступка и степени раскаяния. Хуже всего было изгнание из ордена, а проще всего — символическая кара: например, три дня есть со слугами или сидя на полу подле командора. Лёгким наказанием считались пост или выполнение «презренной работы»: мытьё посуды, погрузка и разгрузка повозки, запряжённой ослом, нарезка лука… В случаях более интересных капитул решал сообща, как же проучить нерадивого брата. Типичное наказание — публичное побивание ремнём; выпороть могли один раз или назначить порку регулярно, например, раз в неделю в течение года. Ещё один распространённый вариант — лишение духовного звания навсегда или на время: лишённый звания брат становился простым слугой ордена и ходил без оружия, без коня и доспехов. Так могли покарать за встречу с женщиной или драку. Лишение звания могли сочетать с поркой. Многое зависело от личности грешника и нравов в конкретной обители. Однажды звания брата лишили тамплиера, который не потушил свечу по приказу командора.
Вот что рассказывал тамплиер Раймон де Гардиа о наказании тех, кого уличили в содомии: «Согласно Уставу Ордена, те из наших братьев, которые впадают в противоестественный грех, лишаются звания члена Ордена, им куют ноги в железо, сажают на цепь, прикреплённую вокруг шеи, надевают наручники и обрекают на пожизненное тюремное заключение, посадив на хлеб в знак раскаяния и воду в знак нравственных мук до конца их дней».
Жак де Моле — последний великий магистр ордена тамплиеров. (Pinterest)
***
В 12−13-х вв. тамплиеры стали воплощением рыцарского идеала своего времени. Только чрезвычайная сила церкви и её проповеди могла привлечь тысячи свободных и молодых людей в столь строгую и опасную корпорацию. Орден просуществовал почти два столетия. Его погубили собственные амбиции. После падения Акры в 1291 г. рыцари-монахи готовились к реваншу: войска, деньги, всё было наготове. Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров беспокоило и папу Климента V, и короля Франции Филиппа IV Красивого, который засматривался на владения храмовников. В 1307 г. он обвинил тамплиеров в чудовищных вещах — мол, богатство нечестными путями стяжали, от Христа отрекались, на крест плевали, идолам молились и жертвы приносили, содомией занимались чуть ли не поголовно… Ватикан поддержал расследование. Под угрозами и пытками лидеры ордена сознались в этих грехах, даже сам великий магистр Жак де Моле. В ноябре папа приказал всем государям арестовать тамплиеров и лишить их имущества. Тамплиерский «пирог» быстро растащили по кускам, и ордена не стало. Рядовые братья не успели и не сумели его защитить. Последовали аресты, казни (во Франции казнили более пятидесяти рыцарей), тюрьмы и преследования. Множество братьев бежало в другие монастыри. В 1312 г. папа официально упразднил легендарный орден храмовников.
Кто они — рыцари?
В течение долгих пяти веков Европа представляла собой арену ожесточенных войн, битв и сражений. Одни королевства сменяли другие, о постоянных границах государств говорить не приходилось. Ни один правитель Европы не мог похвастаться стабильностью своих владений. Быть воином, уметь владеть оружием и знать приемы ведения боя становилось важнейшим элементом формирования культуры человеческих отношений. Знать, правящая верхушка стремилась быть не только богатой и зажиточной, но и сильной в военном плане. Феодальные отношения способствовали развитию личностных качества человек. Жестокость приняла форму личной храбрости человека, пренебрежением к опасности. Оружие возводилось в ранг культа, которому поклоняются и которое определяет статус его владельца. Война стала ремеслом, турниры считались самым любимым развлечением среди дворян, гражданское общество превратилось в арену постоянных вооруженных конфликтов, интриг и заговоров.
Если рассматривать рыцарство как обряд, то его истоки, безусловно, уходят корнями в эпоху Римской Империи. Уже тогда молодые люди, готовившиеся к военной службе, проходили ритуал посвящения с правом ношения оружия. Всадники составляли основу римского воинства. В раннем средневековье эту традицию продолжили Вестготы, основавшие свои королевства в Италии и в Испании. Продолжил эту затею и Карл Великий. Дети зажиточных семей имели своего коня, полный комплект боевого снаряжения и представляли главную силу своего сюзерена. С этого момента посвящение в высшее воинское сословие становится обязательным среди дворянских фамилий и членов королевских семей Европы. В германских княжествах и в графствах дворян, состоящих на военной службе и хорошо вооруженных, называют — ritter, буквально всадник. Это название укрепилось в Центральной и в Восточной Европе.
Если рассматривать рыцарство как звание, то в военной иерархии тех времен рыцари занимали самые верхние позиции. Рыцарство сопровождалось определенным ритуалом посвящения, который ориентировался главным образом на религиозные обряды и торжественное принесение клятвы. На первых порах, в основу рыцарства, как военного сословия, были заложены моральные и этические мотивы. Рыцарь давал клятву служить Богу и своему сюзерену. Уже после, когда рыцарство стало обязательным атрибутом привилегированного общества, появились нормы поведения, традиции и обязанности. К военной присяге и к клятве добавились обязанности защищать даму, больных и страждущих. Человек в звании рыцаря был в любой ситуации символом власти, олицетворял собой закон, силу и веру. Видя, с каким почтением, относятся к их ратным подвигам, к деяниям и к поступкам, рыцари стремились удвоить свое усердие и рвение. Невольно появившееся военное сословие стало двигателем прогресса гражданских общественных отношений того времени.
Со временем рыцарство стало приобретать разные формы, делясь на два направления:
- радикальное направление (религиозные рыцарские ордены);
- военно-гражданское (государственная служба, военное дело).
Какую одежду надевали в средневековой Руси?
Одежда средневековой Руси для знатных особ была такая же, как и у европейских аристократов. Мужчины же из народа облачались в льняные рубахи и штаны из грубого полотна – порты. По краям рубаха украшалась разнообразными орнаментами и изображением символов-оберегов, а подпоясывалась она шнурком, а в праздничные дни – расписным поясом.
Женщины облачались в простые длинные платья и сарафаны прямого кроя из таких же грубых тканей, а под низ надевалась длинная льняная рубаха. Замужние женщины поверх платьев надевали паневу, представляющую собой юбку из нескольких отрезов ткани, подол которой был щедро декорирован.
Средневековая одежда
Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.
Основные тенденции:
- Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
- Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
- Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
- Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
- В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
- Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
- Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
- Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.
Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.
Мужская одежда раннего Средневековья
Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.
Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.
Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.
Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.
В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.