Организация по безопасности и сотрудничеству в европе
Содержание:
- Комментарии
- Сводный бюджет
- Структура
- Боевая машина пехоты «Курганец»
- Руководство
- Основные цели и задачи
- Основные цели и задачи
- Руководство
- Миссии ОБСЕ
- Сводный бюджет
- Структура
- Примечания
- Государства-участники
- Дальнейшее развитие организации
- История машины и применение
- Консультации перед подписанием
- Сводный бюджет
- Цели
- Государства-участники
- ОБСЕ и урегулирование конфликтов
- Летные характеристики
- Структура
- Структура
- Россия и ОБСЕ
- Примечания:
- Как появилась ОБСЕ
- Структура и институты
- Цели
- Основные цели и задачи
Комментарии
Сводный бюджет
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
Структура
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева
Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
- Парламентская ассамблея ОБСЕ
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.
Боевая машина пехоты «Курганец»
Руководство
Действующий председатель
Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.
В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны Дидье Буркхальтером. Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер стал председателем организации. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. Председательство в 2018 году перешло к Италии. Председателем ОБСЕ стал министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано, с 1 июня его сменил Энцо Моаверо-Миланези.
Генеральный секретарь
Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:
- Вильгельм Хёинк (1993—1996)
- Джанкарло Арагона (1996—1999)
- Ян Кубиш (1999—2005)
- Марк Перрен де Бришамбо (2005—2011)
- Ламберто Заньер (2011—2017)
- Томас Гремингер
Основные цели и задачи
Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет СБСЕ
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
Основные цели и задачи
Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет СБСЕ
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
Руководство
Действующий председатель
Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.
В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны Дидье Буркхальтером. Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер стал председателем организации. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. Председательство в 2018 году перешло к Италии. Председателем ОБСЕ стал министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано, с 1 июня его сменил Энцо Моаверо-Миланези.
Генеральный секретарь
Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:
- Вильгельм Хёинк (1993—1996)
- Джанкарло Арагона (1996—1999)
- Ян Кубиш (1999—2005)
- Марк Перрен де Бришамбо (2005—2011)
- Ламберто Заньер (2011—2017)
- Томас Гремингер
Миссии ОБСЕ
Миссии функционируют как своего рода «полевые» структуры ОБСЕ. В Юго-Восточной Европе они присутствуют в Албании: миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, Македонии, Хорватии, Сербии, Косово (Сербия). В Восточной Европе: офис в Минске, миссия в Молдове, координатор проектов в Украине. На Южном Кавказе: миссия ОБСЕ в Грузии, офисы в Ереване и Баку, представитель Действующего председателя по конфликту Нагорном Карабахе. В Центральной Азии: миссия в Таджикистане, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде, Бишкеке, Ташкенте. Эти институты являются важными инструментами в делах по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов на местах. Наблюдатели ОБСЕ выполняют свои функции во многих горячих точках и конфликтных регионах.
Сводный бюджет
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
Структура
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева
Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
- Парламентская ассамблея ОБСЕ
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.
Примечания
Государства-участники
Участники ОБСЕ
Государство | Государство |
---|---|
Австрия | Мальта |
Азербайджан | Молдавия |
Албания | Монако |
Андорра | Монголия |
Армения | Нидерланды |
Белоруссия | Норвегия |
Бельгия | Польша |
Болгария | Португалия |
Босния и Герцеговина | Россия |
Ватикан | Румыния |
Великобритания | Сан-Марино |
Венгрия | Сербия |
Германия | Словакия |
Греция | Словения |
Грузия | США |
Дания | Таджикистан |
Ирландия | Туркмения |
Исландия | Турция |
Испания | Узбекистан |
Италия | Украина |
Казахстан | Финляндия |
Канада | Франция |
Кипр | Хорватия |
Киргизия | Черногория |
Латвия | Чехия |
Литва | Швейцария |
Лихтенштейн | Швеция |
Люксембург | Эстония |
Северная Македония |
Партнёры по сотрудничеству
Средиземноморские | Год | Азиатские | Год |
---|---|---|---|
Алжир | Афганистан | 2003 | |
Египет | 1995 | ||
Израиль | Южная Корея | 1994 | |
Иордания | Таиланд | 2000 | |
Марокко | Япония | 1992 | |
Тунис | Австралия | 2009 |
Дальнейшее развитие организации
С этих пор Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стал собираться регулярно. Встречи проходили в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983), Стокгольме (1984), а также в Вене (1986).
Одним из самых знаковых стало совещание в Париже в сентябре 1990 года, в котором принимало участие высшее руководство стран-участниц. На нем была принята знаменитая Парижская хартия, которая ознаменовала конец холодной войны, подписан договор о вооружении, а также прописаны важные организационные вопросы дальнейших консультаций.
На Московском совещании в 1991 году было принято постановление о приоритете прав человека над внутригосударственными законами.
В 1992 году на заседании в Хельсинках произошло переформатирование СБСЕ. Если раньше он, по сути, был форумом общения руководства государств-членов, то с этого момента стал превращаться в полноценную постоянно действующую организацию. В том же году в Стокгольме был введен новый пост – генеральный секретарь СБСЕ.
В 1993 году на встрече, которая прошла в Риме, были достигнуты договоренности о создании Постоянного комитета, куда страны-участники направляли своих делегатов для представительства.
Таким образом, СБСЕ все больше стал приобретать черты постоянно функционирующей организации. Чтобы привести название в соответствие с реальным форматом, в 1994 году в Будапеште было принято решение о том, что теперь СБСЕ будет называться не иначе, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это положение вступило в силу с начала 1995 года.
После этого значимые встречи делегатов ОБСЕ проходили в Лиссабоне (1996), Копенгагене (1997), Осло (1998), Стамбуле (1999), Вене (2000), Бухаресте (2001), Лиссабоне (2002), Маастрихте (2003), Софии (2004), Любляне (2005), Астане (2010). На данных форумах обсуждались вопросы региональной безопасности, терроризма, сепаратизма, проблемы прав человека.
Нужно отметить, что, начиная с 2003 года, Россия в ОБСЕ занимает позицию, зачастую отличающуюся от мнения большинства других стран-участников. По этой причине многие общие решения блокируются. Одно время даже ходили разговоры о возможном выходе РФ из организации.
История машины и применение
Консультации перед подписанием
Впервые идея о создании общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе была озвучена в марте 1969 года. Случилось это на встрече руководителей стран Варшавского договора, которая проходила в Будапеште. Такая идея казалась труднореализуемой, хотя очередной Совет НАТО в апреле 1969 года, который проходил в Вашингтоне, идею обсуждал и назвал её возможной. В дальнейшем в июне 1969 года Брежнев на международном совещании коммунистических партий вновь подтвердил необходимость выработки единой европейской системы безопасности, а через месяц с аналогичным заявлением выступил Министр иностранных дел СССР, Громыко.
Посредником между капиталистическими и социалистическими странами решила выступить Финляндия. Поэтому уже в мае 1969 года президент Финляндии Урхо Кекконен направил ноты всем руководителям европейских государств, призывая их выработать единую систему европейская безопасности. Страны социалистического лагеря идею поддержали, а капиталистические страны согласились участвовать в переговорах только при условии, что к ним будут допущены также Соединённые Штаты Америки и Канада. В итоге их требования были удовлетворено.
Хельсинский акт продвигался очень тяжело. Предстояло решить множество противоречий. Более того, само совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе заняло большой период времени и его можно разделить на 3 важных этапа:
- Июнь 1973-го. Встреча на уровне министров иностранных дел. Встреча проходила в столице Финляндии.
- Август 1973 — июнь 1975. Встреча на уровне экспертов. Встреча проходила в Женеве. Именно второй этап стал ключевым, когда были выработаны большинство из соглашений, которые в конечном итоге вошли в хельсинский заключительный акт 1975 года.
- Июль 1975-го. Встречи на высшем уровне. Проходили в Хельсинки.
В итоге после завершения трёх этапов 1 августа 1975 года был подписан Заключительный акт СБСЕ.
Сводный бюджет
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
Цели
Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:
- контроль распространения вооружений;
- мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
- меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.
Во вторую категорию входит безопасность в сфере экономики и экологии. К третьей категории относится все, что связано с правами человека, свободой совести и прочее. Это:
- мероприятия по защите прав человека;
- мониторинг выборов в различных странах;
- способствование развитию демократических институтов.
Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.
Государства-участники
Участники ОБСЕ
Государство | Государство |
---|---|
Австрия Австрия | Мальта Мальта |
Азербайджан Азербайджан | Молдавия Молдавия |
Албания Албания | Монако Монако |
Андорра Андорра | Монголия Монголия |
Армения Армения | Нидерланды Нидерланды |
Белоруссия Белоруссия | Норвегия Норвегия |
Бельгия Бельгия | Польша Польша |
Болгария Болгария | Португалия Португалия |
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина | Россия Россия |
Ватикан Ватикан | Румыния Румыния |
Великобритания Великобритания | Сан-Марино Сан-Марино |
Венгрия Венгрия | Сербия Сербия |
Германия Германия | Словакия Словакия |
Греция Греция | Словения Словения |
Грузия Грузия | США США |
Дания Дания | Таджикистан Таджикистан |
Ирландия | Туркмения Туркмения |
Исландия Исландия | Турция Турция |
Испания Испания | Узбекистан Узбекистан |
Италия Италия | Украина Украина |
Казахстан Казахстан | Финляндия Финляндия |
Канада Канада | Франция Франция |
Кипр Кипр | Хорватия Хорватия |
Киргизия Киргизия | Черногория Черногория |
Латвия Латвия | Чехия Чехия |
Литва Литва | Швейцария Швейцария |
Лихтенштейн Лихтенштейн | Швеция Швеция |
Люксембург Люксембург | Эстония Эстония |
Македония Македония |
Партнеры по сотрудничеству
Средиземноморские | Год | Азиатские | Год |
---|---|---|---|
Алжир | Афганистан | 2003 | |
Египет | 1995 | ||
Израиль | Южная Корея | 1994 | |
Иордания | Таиланд | 2000 | |
Марокко | Япония | 1992 | |
Тунис | Австралия | 2009 |
ОБСЕ и урегулирование конфликтов
Окончание холодной войны позволило сотрудничеству
прийти на смену
конфронтации в отношениях Востока и Запада. Однако стабильность на пространстве
ОБСЕ вновь оказалась под угрозой из-за внутренних вооруженных конфликтов, вспыхнувших в отдельных государствах, и напряженность внутри стран быстро оттеснила
на задний план противоречия между ними. Главной задачей СБСЕ в 1990-е годы стало уже не обеспечение форума для диалога двух противостоящих друг другу военных союзов, но раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов
и постконфликтное восстановление.
Приняв в 1990 году Хартию для новой Европы, государства-участники задали
ОБСЕ новое направление развития, начав процесс ее преобразования из механизма политических переговоров в организацию
с постоянно действующими институтами, собственными структурами на местах и другими возможностями для оперативных действий по обеспечению новых потребностей безопасности в эпоху после холодной
войны. В декабре 1994 г. решением будапештской
встречи на высшем уровне СБСЕ переименовано в ОБСЕ — Организацию по
безопасности и сотрудничеству в Европе (это название действует с 1 января 1995
г.). И наряду с продолжающейся работой в области мер укрепления доверия и контроля
над вооружениями ОБСЕ приняла на себя новые функции и
расширенные полномочия по раннему предупреждению, предотвращению,
урегулированию конфликтов и постконфликтному восстановлению.
В
этом ключе были согласованы следующие документы, определяющие полномочия,
инструменты и механизмы ОБСЕ и ее структур на всех стадиях конфликта, а именно:
Парижская Хартия для новой Европы, принятая в 1990 г.; Пражский документ по
дальнейшему развитию институтов и структур СБСЕ, принятый в январе 1992 г.;
Хельсинкский документ «О вызове времени перемен», принятый в июле 1992 г.;
документ Стокгольмской встречи Совета министров, принятый в декабре 1992 г.;
Стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года; решение Совета
министров №8 от 2002 г. «О роли действующего председателя ОБСЕ»; Стратегия ОБСЕ
по противодействию угрозам безопасности в XXI веке, 2003 г.; «Астанинская
памятная декларация: навстречу сообществу безопасности», 2010 г.; и постановление
Совета министров № 3/11 от 2011 г. «Элементы конфликтного цикла, связанные с
повышением потенциала ОБСЕ по раннему предупреждению, срочным действиям,
содействию диалогу, поддержке посредничества и постконфликтному
восстановлению». Эти документы соответствуют резолюциям Генеральной Ассамблеи
ООН A/RES/65/283 (2011), A/ RES/66/291 (2012) и A/RES/68/303 (2014) об
укреплении функции посредничества в мирном урегулировании споров,
предотвращении и разрешении конфликтов.
Летные характеристики
МиГ-31 совершает как короткие вылеты на перехват конкретных целей, так и длительное барражирование в воздухе в режиме дежурства.
Дальность полета на скорости 0,8 М, высота 10 000 м | 1450 км, с подвесными баками – до 3000 км, с дозаправкой – до 5400 км |
Дальность полета на скорости 2,35М, высота 18 000 м | 720 км |
Практический потолок | 21 500 м |
Динамический потолок | До 30 000 м |
Тяговооруженность при полной заправке | От 0,66 до 0,79 |
Максимальная скорость | 3000 км/ч (2,83М) на большой высоте, 1500 км/ч у земли |
Крейсерская сверхзвуковая скорость | 2 500 км/ч (2,35М) |
Крейсерская дозвуковая скорость | 950 км/ч (0,9М) |
Во время взлета МиГ-31 длина разбега составляет от 950 до 1200 метров, пробег на посадке – 800 метров.
МиГ-31 ВВС Казахстана использует тормозной парашют для сокращения пробега на посадке
Структура
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ — мерами по укреплению доверия и безопасности (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
- Парламентская ассамблея ОБСЕ
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.
Структура
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева
Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
- Парламентская ассамблея ОБСЕ
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.
Россия и ОБСЕ
Отношения России и ОБСЕ менялись с течением времени. В 1990-х годах Москва активно участвовала в деятельности организации, призывая к миру. В 1990 году СБСЕ приняло Парижскую хартию для новой Европы, в которой содержался изложенный М. С. Горбачевым курс на установлении атмосферы доверия и взаимопонимания с западными странами.
https://img.anews.com/media/gallery/121699892/746338752.jpg
В 2000-е и 2010-е Россия все больше критиковала ОБСЕ за двойные стандарты, так как организация все чаще выявляла нарушения прав человека в РФ, фальсификации на выборах, ущемление демократических свобод. В середине 2000-х в ОБСЕ наметился конфликт между западными странами и государствами бывшего СССР во главе с Россией. Дошло до того, что Москва пригрозила покинуть организацию.
Этого так и не случилось, но натянутые отношения между ОБСЕ и властями РФ сохраняются до сих пор. Чаще всего российское руководство критикует Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, штаб-квартира которого находится в Варшаве, а также представитель по вопросам свободы СМИ.
Примечания:
1. Австрия, Азербайджан, Албания,
Андорра, Армения, Беларусь,
Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина,
бывшая югославская Республика Македония, Венгрия,
Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия,
Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада,
Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва,
Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова,
Монако, Монголия, Нидерланды,
Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Святой
престол, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Турция,
Узбекистан, Украина, Финляндия,
Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
2. К таким документам относятся: Стратегия по противодействию угрозам
безопасности и стабильности в XXI веке (Маастрихт, 2003), План действий по
борьбе с терроризмом (Бухарест, 2001), Хартия европейской безопасности
(Стамбул, 1999).
3. СМИД утвердил ряд важных,
соответствующих российским интересам, решений в военно-политической области (об
уничтожении излишков обычных боеприпасов; об усилении контроля за
распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК); Руководство по
лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия) и гуманитарном
измерении (о противодействии торговле людьми; создании климата толерантности,
борьбе с проявлениями расизма, ксенофобии и дискриминацией; совершенствовании
выборных стандартов, имеющих равную значимость для всех государств-участников).
Как появилась ОБСЕ
Идеи создания организации, которая бы занималась вопросами безопасности в Европе, обсуждались еще в 50-е годы прошлого века. Однако регулярные обострения международной обстановки всякий раз мешали реализации этих планов. С мертвой точки вопрос сдвинулся только в начале 70-х годов – в период так называемой разрядки. Тогда было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно имело формат международного форума, и именно на нем была выдвинуто предложение о создании новой системы безопасности на континенте. Инициатором был СССР.
Переговоры по данному вопросу начались в ноябре 1972 года в Финляндии. Как водится, каждая из сторон преследовала собственные интересы. Советское руководство стремилось упрочить контроль над государствами Восточной Европы, Запад хотел уменьшить напряженность в важнейшем европейском регионе, а президент Финляндии – повысить политический статус собственной страны.
В 1975 году главами США, Канады и 33 европейских государств был подписан так называемый Хельсинский Заключительный акт, который содержал ряд правовых, экономических и политических обязательств. Этот документ заложил основы системы безопасности европейского континента. Подписывая его, лидеры государств впервые признавали, что обращение с собственными гражданами уже не является исключительно внутриполитическим делом.
Отношения России и ОБСЕ трудно назвать простыми. Лавров даже угрожал выходом из этой организации
Развитие достигнутых договоренностей происходило на последующих саммитах: в Белграде (1977), Стокгольме (1984), Вене (1986).
До 1990 года СБСЕ функционировала в режиме периодических совещаний, на которых система Хельсинских соглашений дорабатывалась. Однако уже в середине 80-х годов стало понятно, что этого недостаточно – начиналась новая эпоха, требовавшая других подходов. Необходим был орган, работающий на постоянной основе.
Структура и институты
Высшими управляющими органами ОБСЕ является периодически созываемый саммит глав государств-членов, а также совет министров иностранных дел, который собирается один раз в год. На них обсуждаются глобальные вопросы, определяется стратегия организации и список ее приоритетов.
Каждую неделю в Вене собирается Постоянный совет, который принимает решения по текущим вопросам и проводит необходимые консультации. По сути, он является высшим исполнительным органом. Работой ОБСЕ управляет Председатель этого совета, избираемый на один год. Он координирует работу различных структур организации и представляет ее на мероприятиях и встречах. Действующему председателю в работе помогают бывший и будущий глава ОБСЕ, а также ее Секретарь.
Генеральный секретариат координирует деятельность организации и оказывает оперативную помощь «полевым» миссиям ОБСЕ. Кроме того, он отвечает за кадровые, административные и финансовые вопросы.
Парламентская ассамблея ОБСЕ
Трижды в год собирается Парламентская ассамблея ОБСЕ, на которую съезжаются депутаты парламентов стран-членов организации. Они заслушивают отчеты о результатах работы, проводят переговоры, обсуждают актуальные вопросы и дают рекомендации. В ПА ОБСЕ есть несколько комитетов, один из которых избирает Генерального секретаря.
В составе ОБСЕ есть особые структуры, занимающиеся решением специальных вопросов. Так, например, Верховный комиссар, который занимается урегулированием межэтнических конфликтов. Бюро по демократическим институтам и правам человека расположено в Польше. В его компетенции поддержка неправительственных организаций, работа с отделениями организации, образовательные и просветительские программы. Представитель по вопросам свободы СМИ следит за соблюдением прав журналистов и свободой прессы. Для разрешения конфликтных ситуаций страны-участницы ОБСЕ могут обратиться в Суд по примирению и арбитражу, который действует на основании международных конвенций.
Цели
Основными целями, которые перед собой ставят страны ОБСЕ, является достижение мира и стабильности в Европе. Для выполнения данной задачи организация активно участвует в урегулировании конфликтов между державами и внутри государств-участников, контролирует распространение оружия, проводит дипломатические мероприятия профилактического характера для предотвращения возможных конфликтов.
Организация следит за экономической ситуацией и экологией в регионе, а также за соблюдением прав человека в странах Европы. Деятельность ОБСЕ направлена на проведение мониторингов выборов в странах-участниках путем отправки на них своих наблюдателей. Организация поощряет развитие демократических институтов.
Основные цели и задачи
Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет СБСЕ
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.